Объединение «Шахматы»

Программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной

образовательной программой физкультурно-спортивной  направленности, так

как в её основе лежит программа И.Г. Сухина "Шахматы – школе: Для

начальных классов общеобразовательных учреждений", но измененная с

учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня

подготовки детей, режима и временных параметров осуществления

деятельности, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и

воспитания. Диагностика результатов работы по такой программе связана с

демонстрацией достижений учащихся.

Уровень усвоения программы общекультурный. Программа

"Шахматы" рассчитана на 1 год обучения, возраст обучающихся 7-15 лет.

Актуальность. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста

помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,

открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного

типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного

самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть

замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,

особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас

шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские

соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие

личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.

Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе

качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к

концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно

принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут

вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды


спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в

шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у

ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств

характера.

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,

формирования общей культуры и организации содержательного досуга

посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

обучающие:

 научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

 научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением

всех правил.

 научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

 научить детей работать самостоятельно.

 научить школьников планировать свою игру и работу.

 научить работе с шахматной литературой.

развивающие:

 развивать универсальные способы мыследеятельности  (абстрактно-

логическое мышление, память, внимание, воображение, умение

производить логические операции).  

 повысить уровень спортивной работоспособности.

 развивать интеллектуальные способности.

 расширить кругозор ребёнка.

 развивать творческое мышление.

 формировать познавательную самостоятельность.


воспитывающие:

 воспитывать потребности в здоровом образе жизни.  

 воспитывать трудолюбия, дисциплинированности, сознательности,

активности.

 формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Отличительные особенности программы.Большое значение при изучении

шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность,

использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых

ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных

дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения

программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также

шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном

процессе и сделать своими руками.

Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в

данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных

результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен

младшим школьникам.

Основой организации работы с детьми в данной программе является

система дидактических принципов:

 принцип психологической комфортности — создание  образовательной

среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов

учебного процесса

 принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения

каждого ребенка своим темпом;

 принцип целостного представления о мире — при введении нового

знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями

окружающего мира;


 принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять

собственный выбор и им систематически предоставляется возможность

выбора;

 принцип творчества — процесс обучения сориентирован на

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об

основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач

интеллектуального и  личностного развития.

Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к

занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план

действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные

решения и нести ответственность за них.

На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат.

Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,

шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические

задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки

игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится

изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:

загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и

инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих

детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,

сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют

закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.Хочу такой сайт

Содержание включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение

правил игры в шахматы, а так же  знакомятся с шахматной нотацией,

творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для

самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на


шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,

решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и

представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения:

«Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные

рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.

Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы:

Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.

В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для

получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков,

пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование

одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное

ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют,

чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.

При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и

элементарными сведениями исторического характера. На первом году

обучения не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а

предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой

древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории

формируют и развивают у младших школьников навык чтения.

Одним из важнейших условий обеспечивающих прочное усвоение знаний и

овладение навыками, является проверка и оценка.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей

образовательной программы «Шахматы». Для решения этой задачи создана

система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на

протяжении всей реализации программы: учебная  нагрузка регулируется  в

соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включены 

физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.

Наполняемость групп —до  12 человек.


Сроки реализации программы — 144 часа.

Формы и режим занятий:

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 акад. часа — (4 часа в неделю).

Продолжительность академического часа– 40 минут.

Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая (при

подготовке детей к соревнованиям).

Ожидаемые результаты.

К концу обучения по программе дети

Знают:

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход,

взятие, шах, мат, пат, ничья;

 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

 правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и

рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

 названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

 цель игры: мат, пат, ничья;

 шахматную нотацию;

 абсолютную и относительную ценность фигур.

 приёмы и способы матования одинокого короля;

 историю возникновения шахматной игры;

 правила игры.

Умеют:

 записывать шахматную партию;

 пользоваться шахматными часами;

 проводить комбинации;

 владеть техникой матования одинокого короля;

 решать простейшие задач;

 записывать партию до 10-го хода.


Приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления,

памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей,

спортивной работоспособности; сформируют умения производить

логические операции.  

Сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,

сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Педагогический контроль

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют

контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении

и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний,

умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его

индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог

вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения

поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при

выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью

тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные

испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

 текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала)

осуществляется педагогом в форме наблюдения;

 промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме

тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это

Новогодний праздник и дети даже «не подозревают», что подвергаются

тестированию и опросу.

 итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в

форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по

определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос

для определения объема освоенных теоретических знаний.    


Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам 

шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную

прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и

заинтересованные дети, передаются для  дальнейшего спортивного

совершенствования в группы совершенствования.

Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях

различного уровня.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки:

«молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все

получится», «хорошо» и т.д.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».