Объединение «Шахматы»
Программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной
образовательной программой физкультурно-спортивной направленности, так
как в её основе лежит программа И.Г. Сухина "Шахматы – школе: Для
начальных классов общеобразовательных учреждений", но измененная с
учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и
воспитания. Диагностика результатов работы по такой программе связана с
демонстрацией достижений учащихся.
Уровень усвоения программы общекультурный. Программа
"Шахматы" рассчитана на 1 год обучения, возраст обучающихся 7-15 лет.
Актуальность. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста
помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,
открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного
типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас
шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские
соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие
личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие:
научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением
всех правил.
научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
научить детей работать самостоятельно.
научить школьников планировать свою игру и работу.
научить работе с шахматной литературой.
развивающие:
развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-
логическое мышление, память, внимание, воображение, умение
производить логические операции).
повысить уровень спортивной работоспособности.
развивать интеллектуальные способности.
расширить кругозор ребёнка.
развивать творческое мышление.
формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:
воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
воспитывать трудолюбия, дисциплинированности, сознательности,
активности.
формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Отличительные особенности программы.Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных
дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения
программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также
шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном
процессе и сделать своими руками.
Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в
данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных
результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности — создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат.
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки
игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:
загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение
правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией,
творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях.
Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения:
«Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные
рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы:
Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для
получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков,
пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование
одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное
ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют,
чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.
При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и
элементарными сведениями исторического характера. На первом году
обучения не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а
предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой
древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории
формируют и развивают у младших школьников навык чтения.
Одним из важнейших условий обеспечивающих прочное усвоение знаний и
овладение навыками, является проверка и оценка.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей
образовательной программы «Шахматы». Для решения этой задачи создана
система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на
протяжении всей реализации программы: учебная нагрузка регулируется в
соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включены
физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.
Наполняемость групп —до 12 человек.
Сроки реализации программы — 144 часа.
Формы и режим занятий:
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 акад. часа — (4 часа в неделю).
Продолжительность академического часа– 40 минут.
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая (при
подготовке детей к соревнованиям).
Ожидаемые результаты.
К концу обучения по программе дети
Знают:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и
рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
цель игры: мат, пат, ничья;
шахматную нотацию;
абсолютную и относительную ценность фигур.
приёмы и способы матования одинокого короля;
историю возникновения шахматной игры;
правила игры.
Умеют:
записывать шахматную партию;
пользоваться шахматными часами;
проводить комбинации;
владеть техникой матования одинокого короля;
решать простейшие задач;
записывать партию до 10-го хода.
Приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления,
памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей,
спортивной работоспособности; сформируют умения производить
логические операции.
Сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,
сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении
и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний,
умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при
выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью
тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала)
осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это
Новогодний праздник и дети даже «не подозревают», что подвергаются
тестированию и опросу.
итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в
форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по
определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос
для определения объема освоенных теоретических знаний.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и
заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного
совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях
различного уровня.
В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки:
«молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все
получится», «хорошо» и т.д.