Рабочая Шахматы

Учебно-тематический план
Количество часов
№

Наименование разделов и
тем

Теория

Практика

Всего
часов

1.

Формы
контроля

Вводное занятие. Техника
безопасности.

2

—

2

Устный опрос

2.

Первое знакомство с
Шахматным королевством.

4

—

4

Устный опрос

3.

Шахматная доска – поле
шахматных сражений.

2

4

6

4.

Шахматные
фигуры. Первое
знакомство.

2

4

6

5.

Благородные пешки чернобелой доски.

2

8

10

6.

Король – самая важная,
главная фигура.

2

4

6

7.

Ладья.

2

4

6

8.

Слон.

2

4

6

9.

«Могучая фигура» Ферзь.

2

6

8

10.

Конь.

4

10

14

11.

Сравнительная
характеристика и
относительная ценность
фигур.

4

—

4

12.

Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.

2

4

6

13.

Мат – цель игры.

2

6

8

Устный опрос,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,

14.

Техника «матования»
одинокого короля.

4

4

8

15.

Ничья.

4

2

6

16.

Рокировка.

4

2

6

17.

Шахматная партия. Начало
шахматной партии.
Правила и законы дебюта.

4

2

6

18.

Короткие шахматные
партии.

8

4

12

19.

Занимательные страницы
шахмат.

8

—

8

20.

Спортивно-массовые
мероприятия

6

6

12

Итого:

72

72

144

наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
наблюдение
педагога
Устный опрос,
решение задач,
Анализ
сыгранных
партий,
выполнение
спортивных
разрядов

Учебный график объединения «Шахматы»
Второе полугодие 2021-2022 учебный год
№

Раздел программы.
Темы занятия

Ходы и взятия
фигур

Всего часов
Теория практи
ка

1

11

Краткое содержание занятия

Форма
занятия

Теория:
Правила хода и взятия каждой из фигур,
игра "на уничтожение", белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра
курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур
(чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна
побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные"
поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура
должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на

Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах

Форма
контроля

Дата по плану
(заполняет-ся
сразу в
соответствии с
рас-писанием)
10.01., 13.01,
17.01., 20.01,
24.01. 2022г.

Устный
опрос,
наблюдение
педагога

Дата по
факту
(заполняется
ручкой после
проведения
занятия)

"заминированные" поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна
побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по
шахматной доске, чтобы белая фигура ни
разу не оказалась под ударом черных
фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное
число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной
доски.
"Захват контрольного поля". Игра
фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить
фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра
подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая
фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не
оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо
напасть одновременно на две черные
фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных
взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой
фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из
своих фигур.

Цель шахматной партии

Игра всеми фигурами из
начального положения

2

1

12

7

Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд
положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом
или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах
неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых
фигур нужно объявить шах черному
королю.
"Защита от шаха". Белый король должен
защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд
положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми
фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый
шах.
"Рокировка". Ученики должны
определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.

Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах

Теория:
Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания:
"Два хода". Для того чтобы ученик
научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра
курса. У ребёнка формируется
внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция

Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах

31.01.,
03.02.,07.02,
10.02., 14.02.,
17.02.,
21.02.2022г.

Устный
опрос,
наблюдение
педагога

24.02., 28.02.,
03.03.,
10.03.2022г.
Устный
опрос,
наблюдение
педагога

мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур.
Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура
должна побить чёрные фигуры,
расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на заминированные»
поля и не перепрыгивая их.
Короткие шахматные

Теория: Расстановка фигур перед

партии.

шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Связь между горизонталями,

Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах

14.03., 17.03.,
21.03.,24.03.,
28.03.,
31.03.2022г.

вертикалями, диагоналями и начальным
положением фигур.

Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога

Практика:
1

11

Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной
вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные
фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.

Игра всеми фигурами

1

15

Повторение программного материала
Оценивать свои достижения и
достижения других учащихся.

Беседа,
тренировочн
ые

Устный
опрос,
решение

04.04., 07.04.,
11.04.,
14.04.,18.04.,

Играть всеми фигурами из начального
положения.
Дидактическая игра “Волшебный
мешочек”.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну
из шахматных фигур, дети должны догадаться,
что это за фигура.

Шахматные игры и
упражнения

10

Спортивно-массовые

Теория: Подготовка к соревнованиям.

мероприятия.

Психологическая подготовка юного
1

3

спортсмена к соревнованиям.
Практика.
Участие в соревнованиях и турнирах.

упражнения,
игры в парах
Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах
Беседа,
тренировочн
ые
упражнения,
игры в парах

задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Анализ
сыгранных
партий,
выполнение
спортивных
разрядов

21.04.,25.04.,
28.04.2022г.
05.05., 12.05.,
16.05.,
19.05.,23.05.202
2г.

26.05.,
30.05.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».