ЛЕТНИЙ ОТДЫХ,ЗАНЯТОСТЬ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Каникулы - поле индивидуального саморазвития или альтернативные виды отдыха в условиях городской среды.

 

Добрый день, уважаемые участники конференции! Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Лето для них – это и разрядка накопившейся за год напряженности,  и  пополнение израсходованных сил, и восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. В сообществе зреет убеждение, что содержание каникул самоценно и имеет во многом решающее значение для самоопределения и   саморазвития ребенка. Две ценности лежат в основе педагогики каникул - творчество и совместность. «Творчески»  и «вместе» - становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса. Одним из ведущих педагогических средств на этом пути были и остаются методики организации творческих дел. По разному называют изменяющиеся во времени  педагогические тактики и технологии сотрудничества детей и взрослых, но суть остается одна - воспитание и саморазвитие в совместной творческой деятельности. Поэтому остро встает проблема педагогического сопровождения, под которой понимаются педагогический принцип и система профессиональной деятельности педагога, направленные на создание условий для творческого саморазвития личности, включающая технологию педагогической работы.

Педагогами Дома творчества Октябрьского района города Улан-Удэ выявлена ситуация «незанятости» детей и подростков в период летних каникул за исключением детей, посещающих загородные лагеря из числа обучающихся Дома творчества. 35% детей проводят летние каникулы в условиях городской среды, ни разу за лето не посещают загородный лагерь и не задействованы длительными видами семейного отдыха.   44% обучающихся в определенные периоды летних каникул длительно(более двух недель) пребывают в городских условиях и не задействованы в организованных видах летнего досуга. Прекращение работы лагерей дневного пребывания в условиях дополнительного образования увеличило количество обращений родительской общественности внедрить в практику альтернативные загородным лагерям и лагерям дневного пребывания виды организованного досуга. В связи с чем, были разработаны проекты, которые мы представляем вашему вниманию.

1.                 Проект «Счастливое лето». Принцип реализации проекта заключается в организации досуга во дворах по месту жительства. Проект направлен  на популяризацию различных форм игровой деятельности, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, и других видов деятельности, что, на наш взгляд, способствует  снижению асоциальных проявлений среди подрастающего поколения, а также помогает ребятам «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, с пользой провести свободное время. Объединив ребят игрой, творчеством и занятиями по душе, проект «Счастливое Лето» создаёт условия для включения каждого желающего в совместную социально-значимую деятельность по месту жительства. Особую популярность приобрел этот проект в отдаленных районах города, в условиях дачных поселков. Партнерами проекта выступают как физические лица, так и депутаты, и товарищества собственников жилья, они берут на себя расходы на приобретение призового фонда. Транспортные расходы, заработная плата аниматорам и приобретение расходных материалов – внебюджетные средства Дома творчества. Проект в работе с 2020 года, ежегодный охват детей составляет не менее 1500детей, творческая команда игротехников посещает за одно лето около 30 дворовых площадок.

2.                 Второй вид организации летнего каникулярного времени- это организация образовательных интенсивов. Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть сотрудники, начавшие трудовую деятельность во втором  учебном полугодии и не отработавшие шести месяцев- это кадровый ресурс летних проектов. Достаточно разработать программу на 8-16 занятий, дать рекламу и дети, у которых не было возможности попробовать разнообразие техник в учебном году, познают их азы на каникулах. Так в 2022 году были реализованы краткосрочные курсы и интенсивы по фриволите, настольному теннису, ментальной арифметике. 50 человек получили эту услугу.

3.                 Третий вид организации каникул с пользой ( новинка 2022года)- шахматная аллея. Оборудование, полученное учреждением в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», на наш взгляд, должно работать круглый год. Прекрасный ландшафт по адресу: ул.Мокрова,30 в виде аллеи перед входом в подразделение Дома творчества, натолкнул нас на мысль-ежедневно на улице организовывать шахматные баталии со всеми желающими жителями микрорайона. Самые приятные отзывы были получены нами от детей и родителей по итогу работы шахматной аллеи, задействованы в проекте были два педагога и охватили за 5 недель работы  около 700 человек любителей и профессионалов шахматной игры.

4.  Успех шахматной аллеи сподвиг запустить проект «Художественная аллея», этот же принцип- улица, мольберты, профессиональный педагог, немного рекламы- и вот 120 детей оттачивают навыки изобразительного искусства в нестандартной обстановке.

5.  Пятый  вид каникулярных фантазий  связан с работой муниципальной инновационной площадки по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами дополнительного образования «Территория возможностей». В июне 2022 года по адресу ул.Краснофлотская,50 открыт прототип лагеря дневного пребывания, проект «Лето наших возможностей». У 18 детей- инвалидов появилась возможность в детском временном коллективе при поддержке  родителей и в сопровождении  педагогов Дома творчества получить комплекс творческих занятий: это и мультипликация, это и хореография, и вокал, изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Какие только техники ни освоили ребята: рисование черным кофе, изготовление панно мыльными пузырями, заливка гипсовых фигур. А какие прекрасные песни были разучены под гитару и, не менее прекрасные, зажигательные танцы исполнены ребятами в ходе этого проекта. Ежедневно в течение трех часов каждый ребенок посещал по три мастерских, 75 видов занятий было разработано педагогами для реализации этой программы. Каждый день проект «Лето наших возможностей» посещали 2 группы детей, одна - до обеда, вторая после обеда. Такая форма работы принесла эффекты для развития не только детей с ОВЗ, но и существенно подняла уровень профессионализма самих педагогов, мы открыли новые педагогические таланты для работы в течение учебного года с этой категорией детей.

6. Технический отряд - новинка 2022- педагоги мультипликации, программирования и 3д-проектирования объединились, разработали программу выездных технических сборов, заключили договор с лагерем «Огонек», набрали 28 детей из технических объединений Дома творчества и отправились совершенствовать свои навыки в загородный лагерь. Очень успешный проект, принес  колоссальный опыт длительного взаимодействия педагогов и детей в разрезе технических тренировок, объем освоенного материала за 21 день оказался равен объему освоенного материала за полгода в обычных условиях. Отличный вариант отдыха в загородном лагере для ребенка, который не ездил в лагерь по тем или иным причинам, а со своим педагогом, как говорится, рискнул и открыл для себя этот вид отдыха. На основании межсетевого  договора о взаимодействии между двумя учреждениями , для реализации данного проекта оборудование, полученное в рамках проекта «Успех каждого ребенка» было предоставлено Домом творчества.

7.    Завершил череду летних проектов проект «Лето на колесах». Данный проект, партнером которого является агентство «ЖассоТур», создан для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с историей города Улан-Удэ, привить любовь к Родине, к родному городу, республике. Именно на колесах прошли незабываемые пять дней для 25 ребят. Этнокомплексы в селе Ацагат и селе Десятниково, дивные заморские страусы, улицы и улочки нашего города и развлекательная программа в ОранжХаусе- прекрасный августовкий вояж. Финансирование проекта за счет родителей. Каждая поездка сопровождалась занимательными заданиями, викторинами, конкурсами рисунков. Новинка 2022 года однозначно станет традиционной формой летнего образовательного досуга. ВИДЕОРОЛИКХочу такой сайт

Помимо вышеперечисленных форм организации каникулярного времяпрепровождения Дом творчества летом 22 года обеспечил 10 рабочих мест несовершеннолетним сотрудникам и подготовил к школе 17 малышей по программе на коммерческой основе.

 Для того чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно развиваться, пробовать новые формы работы, создавать условия для всестороннего развития личности ребенка. Рост культурно-досуговых запросов детей и молодежи, взрослого населения, ярко выраженная потребность в организации свободного времени- являются важной социальной проблемой. Асоциальное поведение детей проявляется преимущественно за стенами школы в свободное, каникулярное время. Система дополнительного образования  решает в летний период основные задачи:

1.      Содействие занятости детей, подростков, в том числе  из отдалённых районов города и детей, стоящих на разных видах учета в  каникулярный период.

2.     Профилактика негативных явлений

3.     Воспитание у подрастающего поколения социально значимых характеристик (ценностная сфера, культурная сфера)

4.     Развитие межличностных и межгрупповых взаимоотношений внутри детского сообщества.

5.     Привлечение ребят в учреждения  дополнительного образования.

 

 Таким образом, актуальность альтернативных видов организации летних каникул очевидна, заключается она в занятости ребенка полноценным, здоровым, активным досугом, ни это ли –поддержка семьи, что важно в современных реалиях.

В завершении хочется отметить- немного фантазии, привлечение партнеров, работа с родителями и отличный кадровый состав - и вы с нами!

       

ВИДЕОРОЛИК "ЛЕТО НА КОЛЕСАХ"

лето альтернативы.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».