Объединение «Лего-Мир»

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в

руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности

ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его

личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные

потребности, складывается характер, что положительно влияет на

социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа

являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят

из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с

конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с

помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной

форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и

т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи

информации.  Постепенное возрастание трудности задач в конструировании

позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно,

т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё

объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми

заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и

придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой

деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов   позволяет

разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих

способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием

на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в

совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в

вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;

объединяться в игре в пары, микро-группы.

Актуальность. Современное образование  ориентировано на усвоение

определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность

ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют

практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу


экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают

жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и

самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать

игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более 

наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов

игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы. Данная программа  составлена  на основе

методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском

саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы

Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается

в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через

такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием

конструкторов  Лего. Дошкольники  проходят 4 этапа усвоения данной

программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По

окончанию каждого  занятия ребенок видит результат своей работы.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в

Свердловской области»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

 (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования"

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);

письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16

«О построении преемственности в программах дошкольного образования и

начальной школы»;


Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О

примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

с учётом требований Положения о порядке оформления программ

дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

Цель программы: Формирование представлений о картине мира с

помощью Лего-конструктора

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,

стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные

навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,

коллективе, распределении обязанностей.

4.С помощью создания макетов и через игру закрепить знания об

окружающем мире.

Направленность программы –социально-педагогическая

Направление образовательной деятельности    - конструирование.

Срок реализации: 2 года.

Программа «ЛегоМИР» направлена на развитие конструкторских

способностей детей. Занятия проводятся с детьми с  7-8 лет по подгруппам.

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.  


Принципы  Лего-конструирования


Основные принципы по Лего-конструированию: 

-  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и

конструктивных навыков;


- активности и созидательности - использование эффективных методов и

целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих

способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных

видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на

получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата

независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы  организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе

которой развивается ребенок используются формы организации обучения,

рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,

Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу:заключается в том, что детям предлагаются

образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и

конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма

обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов

действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно

напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в

основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий

этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к

самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается

модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту

модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного

материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают

способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -

достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.

Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования

по образцу.


Хочу такой сайт

3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки

рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым

постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают

практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае

выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку

способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа

строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная

форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию

творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным

схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей

строительного материала воссоздаются внешние и отдельные

функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для

развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого

обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для

развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности-они

сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство

обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и

творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику

конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают

материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в

практике форма конструирования очень близка по своему характеру

конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь

ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по

заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Требованиям к знаниям и умениям воспитанников


В процессе реализации поставленных задач осуществляется

отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.

Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, январь, май).  Формы

отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.


К концу первого года обучения дети могут:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно

соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей

постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой

замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,

фотографий, чертежей

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

-правильно использовать детали строительного материала;

Планируемый результат:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с

размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,

овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;


- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить

конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по

рисунку и словесной инструкции.

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные

замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

- морально-волевые качества: толерантность, старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие

способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,

исследовательская активность;

- качества самостоятельно  договариваться друг с другом;

- конструкторские навыки и умения;

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,

эстетический вкус.


Первое полугодие:

 Учить называть детали лего-конструктора

 Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму,

величину, цвет деталей)

 Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными

условиями

 Сравнивать предметы по длине и ширине

 Конструировать по образцу и условиям

 Различать по цвету и форме

 Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей

конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий

Второе полугодие:

 Познакомить с новыми деталями

 Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его

конструктивное решение

 Оформлять свой замысел путём предварительного называния

будущей постройки

 Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания

конструктивной деятельности, помогать её осуществлять

 Формировать умение использовать полученные знания в

самостоятельных постройках по замыслу.


Примерное распределение занятий на год:

 Конструирование по образцу

 Преобразование образца по условиям

 Конструирование по замыслу


Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и

называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных

деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему

научились на прошлых занятиях.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».