Объединение «Лего-Мир»
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер, что положительно влияет на
социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа
являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят
из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с
конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с
помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной
форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и
т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи
информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании
позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно,
т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё
объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет
разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в
совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в
вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют
практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу
экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают
жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать
игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более
наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе
методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском
саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается
в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через
такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием
конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной
программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По
окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);
письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и
начальной школы»;
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
с учётом требований Положения о порядке оформления программ
дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Цель программы: Формирование представлений о картине мира с
помощью Лего-конструктора
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные
навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
4.С помощью создания макетов и через игру закрепить знания об
окружающем мире.
Направленность программы –социально-педагогическая
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 2 года.
Программа «ЛегоМИР» направлена на развитие конструкторских
способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 7-8 лет по подгруппам.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных
видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу:заключается в том, что детям предлагаются
образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и
конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма
обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно
напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий
этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -
достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку
способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная
форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным
схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они
сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по
заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется
отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, январь, май). Формы
отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность,
внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Первое полугодие:
Учить называть детали лего-конструктора
Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму,
величину, цвет деталей)
Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными
условиями
Сравнивать предметы по длине и ширине
Конструировать по образцу и условиям
Различать по цвету и форме
Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий
Второе полугодие:
Познакомить с новыми деталями
Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение
Оформлять свой замысел путём предварительного называния
будущей постройки
Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания
конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
Формировать умение использовать полученные знания в
самостоятельных постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу
Преобразование образца по условиям
Конструирование по замыслу
Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и
называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных
деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему
научились на прошлых занятиях.