Пояснительная записка Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы. Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Новизна программы. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые минипроекты с использованием конструкторов Лего. Обучающиеся проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы. Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Концепция развития дополнительного образования детей от 05.09.2014 года распоряжение Правительства РФ № 1726-р; - Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04. 2017 г. Цель программы: формирование представлений о картине мира с помощью Лего-конструктора Задачи: Предметные: - Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. - Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. Личностные: - Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. - С помощью создания макетов и через игру закрепить знания об окружающем мире. Метапредметные: - содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; - содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль). Направленность программы – социально-педагогическая Направление образовательной деятельности - конструирование. Срок реализации: 2 года. Форма обучения – очная. Программа «ЛегоМир» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 6-9 лет по подгруппам. Занятия проводятся: 1 год обучения - 2 раза в неделю, один день в неделю по 2 часа и один день 1 час. Всего 108 часа в год; 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часов в год. Форма занятий – групповая. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Название разделов и тем Часы Теорети- Практич ческие еские занятия занятия Всего 1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легоконструированию, знакомство с историей создания лего, основные формы конструктора 2 2 Конструирование по образцу 1 17 18 3 Конструирование по модели Конструирование по простейшим наглядным схемам. 1 17 18 4 2 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 1 16 17 Конструирование по замыслу 5 1 17 18 1 17 18 Конструирование по условиям 7 ИТОГО Наблюдение беседа Беседа Конструирование по теме 6 Формы аттестации, контроля 1 16 17 8 100 108 Наблюдение, беседа УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Название разделов и тем Часы Теорети- Практич ческие еские занятия занятия Всего 1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легоконструированию, знакомство с историей создания лего, основные формы конструктора 2 2 Конструирование по образцу 1 23 24 3 Конструирование по модели Конструирование по простейшим наглядным схемам. 1 23 24 4 2 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 1 23 24 Конструирование по замыслу 5 1 23 24 1 21 22 Конструирование по условиям 7 ИТОГО Наблюдение беседа Беседа Конструирование по теме 6 Формы аттестации, контроля 1 23 24 8 136 144 Наблюдение, беседа Принципы Лего-конструирования Основные принципы по Лего-конструированию: - от простого к сложному; - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Формы организации обучения конструированию С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова: 1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. 3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. 6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений. Учебный календарный график 2 год обучения 2021-2022 № Раздел прогр. Тема занятия Всего часов теор практ Краткое содержание занятия Форма занятия Инструктаж по технике Групповая безопасности на занятиях по легоконструированию, знакомство с историей создания лего, основные формы конструктора Форма контроля Дата по плану Опрос 02.09.2020 1 Инструктаж по технике безопасности 2 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «День знаний» Групповая Практическ 07.09.2020 ая работа 3 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «День знаний» Групповая Практическ 09.09.2020 ая работа 4 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «День знаний» Групповая Практическ 14.09.2029 ая работа 5 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «Осень» Групповая Практическ 16.09.2020 ая работа 6 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «Осень» Групповая Практическ 21.09.2020 ая работа 7 Конструирование по образцу 2 Работы на тему «Осень» Групповая Практическ 23.09.2020 ая работа 2 По факту 8 Конструирование по образцу 2 Смайлик Групповая Практическ 28.09.2020 ая работа 9 Конструирование по образцу 2 Подарок учителю Групповая Практическ 30.09.2020 ая работа 10 Конструирование по образцу 2 Герои сказки «Колобок» Групповая Практическ 05.10.2020 ая работа 11 Конструирование по образцу 2 Герои сказки «Колобок» Групповая Практическ 07.10.2020 ая работа 12 Конструирование по образцу 2 Герои сказки «Колобок» Групповая Практическ 12.10.2020 ая работа 13 Конструирование по образцу 2 Герои сказки «Колобок» Групповая Практическ 14.10.2020 ая работа 14 Конструирование по модели 2 Автомобиль моей мечты Групповая Практическ 19.10.2029 ая работа 15 Конструирование по модели 2 Пароды собак Групповая Практическ 21.10.2020 ая работа 16 Конструирование по модели 1 Пароды собак Групповая Практическ 26.10.2020 ая работа 17 Конструирование по модели 2 Пароды собак Групповая Практическ 28.10.2020 ая работа 1 18 Конструирование по модели 2 Полицейский автомобиль Групповая Практическ 02.11.2020 ая работа 19 Конструирование по модели 2 Синица Групповая Практическ 09.11.2020 ая работа 20 Конструирование по модели 2 Подарок Деду Морозу Групповая Практическ 11.11.2020 ая работа 21 Конструирование по модели 2 Сердце Групповая Практическ 16.11.2020 ая работа 22 Конструирование по модели 2 Морж Групповая Практическ 18.11.2020 ая работа 23 Конструирование по модели 2 Корабль Групповая Практическ 23.11.2020 ая работа 24 Конструирование по модели 2 Роза Групповая Практическ 25.11.2020 ая работа 25 Конструирование по модели 2 Ромашка Групповая Практическ 30.11.2020 ая работа 26 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 1 Дом моей мечты Групповая Практическ 02.12.2020 ая работа 27 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Лабиринт Групповая Практическ 07.12.2020 ая работа 1 28 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Лабиринт Групповая Практическ 09.12.2020 ая работа 29 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Сборка снежинки. Групповая Практическ 14.12.2020 ая работа 30 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Снеговик Групповая Практическ 16.12.2020 ая работа 31 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Снегурочка. Групповая Практическ ая работа 21.12.2020 32 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Дед мороз. Групповая Практическ ая работа 23.12.2020 33 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Елочка. Групповая Практическ ая работа 28.12.2020 34 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Символ года Групповая Практическ ая работа 30.12.2020 35 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Рождественский венок. Групповая Практическ ая работа 11.01.2021 36 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 2 Работа на тему «Зимние забавы» Групповая Практическ ая работа 13.01.2021 37 Конструирование по простейшим наглядным схемам. 1 Любимый герой мультфильма. Групповая Практическ ая работа 18.01.2021 38 Конструирование по замыслу 2 Любимый герой мультфильма. Групповая Практическ ая работа 20.01.2021 39 Конструирование по замыслу 2 Любимый герой из игры. Групповая Практическ ая работа 25.01.2021 40 Конструирование по замыслу 2 Любимый герой из игры Групповая Практическ ая работа 27.01.2021 41 Конструирование по замыслу 2 Мое любимое животное. Групповая Практическ ая работа 01.02.2021 42 Конструирование по замыслу 2 Изучение бурятских орнаментов. Групповая Практическ ая работа 03.02.2021 43 Конструирование по замыслу 2 Пистолет. Групповая Практическ ая работа 08.02.2021 1 44 Конструирование по замыслу 2 Автомат. Групповая Практическ ая работа 10.02.2021 45 Конструирование по замыслу 2 Вертолет Групповая Практическ ая работа 15.02.2021 46 Конструирование по замыслу 2 Вертолет Групповая Практическ ая работа 17.02.2021 47 Конструирование по замыслу 2 Книга Групповая Практическ ая работа 22.02.2021 48 Конструирование по замыслу 2 Цветы для мамы. Групповая Практическ ая работа 24.02.2021 49 Конструирование по замыслам 2 Подснежник Групповая Практическ ая работа 01.03.2021 50 Конструирование по теме 2 Подводная лодка Групповая Практическ ая работа 03.03.2021 51 Конструирование по теме 2 Моя любимая кукла Групповая Практическ ая работа 10.03.2021 52 Конструирование по теме 2 Такси Групповая Практическ ая работа 15.03.2021 53 Конструирование по теме 2 Театральная маска Групповая Практическ ая работа 17.03.2021 54 Конструирование по теме 2 Волк Групповая Практическ ая работа 22.03.2021 55 Конструирование по теме 2 Медведь Групповая Практическ ая работа 24.03.2021 56 Конструирование по теме 2 Дерево Групповая Практическ ая работа 29.03.2021 57 Конструирование по теме 2 Работа на тему «Летающая тарелка» Групповая Практическ ая работа 31.03.2021 58 Конструирование по теме 2 Голубь Групповая Практическ ая работа 05.04.2021 59 Конструирование по теме 2 Воробей Групповая Практическ ая работа 07.04.2021 60 Конструирование по теме 2 Работа на тему «Супер герой» Групповая Практическ ая работа 12.04.2021 61 Конструирование по условиям 2 Работа на тему «Супер герой» Групповая Практическ ая работа 14.04.2021 62 Конструирование по условиям 2 Пасхальные яйца. Групповая Практическ ая работа 19.04.2021 63 Конструирование по условиям 2 Изготовление собора. Групповая Практическ ая работа 21.04.2021 64 Конструирование по условиям 2 Военный автомобиль Групповая Практическ ая работа 26.04.2021 65 Конструирование по условиям 2 Гвоздика Групповая Практическ ая работа 28.04.2021 66 Конструирование по условиям 2 Звезда. Групповая Практическ ая работа 05.05.2021 67 Конструирование по условиям 2 Работа на тему «Золотая Групповая Практическ рыбка» ая работа 10.05.2021 68 Конструирование по условиям 2 Радуга Групповая Практическ ая работа 12.05.2021 69 Конструирование по условиям 2 Белка Групповая Практическ ая работа 17.05.2021 70 Конструирование по условиям 2 Работа на свободную тему Групповая Практическ ая работа 19.05.2021 71 Конструирование по условиям 2 Работа на свободную тему Групповая Практическ ая работа 24.05.2021 72 Конструирование по условиям 2 Футбольный мяч Групповая Практическ ая работа 26.05.2021