Объединение «Звездный путь»
Программа ансамбля народного танца «Звездный путь» в системе
дополнительного образования относится к программам художественно-
эстетической направленности.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для
развития и воспитания детей. Движение и музыка, одновременно влияя на
ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность. Воздействуют на его двигательный аппарат,
развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат
благородным манерам. Ребенок познает многообразие танца: классического,
народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в
повседневной жизни.
Актуальность программы.
Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными
потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная
заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно
выражена в обращённых к системе дополнительного образования детей
интересах и ожиданиях в отношении хореографии. Народный танец является
одним из основных предметов, он развивает физические данные детей,
укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному
аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки,
тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует
физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Общеразвивающая программа ансамбля народного танца «Звездный
путь» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её
актуальность.
Новизной образовательной программы является целостный,
комплексный подход в определении целей и задач обучения и воспитания,
способствующих успешному личностному самовыражению ребёнка.
Образовательная программа Ансамбля танца «Звездный путь» направлена на
создание целостной культурно-эстетической среды для успешного развития
ребенка. Под культурно-эстетической средой понимается совокупность
следующих условий организации жизнедеятельности обучающихся:
предложение различных видов деятельности: танца, игры, познания,
общения для творческого самовыражения;
создание дружного разновозрастного хореографического коллектива;
приоритет духовно-нравственных ценностей в организации
образовательного процесса и творческой жизни детского коллектива.
Педагогическая целесообразностьсостоит в целенаправленной работе
по расширению возможностей творческой реализации детей,
соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям
посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народно-
сценический, современный танец. Независимо от этапа обучения ведущую
роль играет педагогический фактор и разумное применение некоторых
основополагающих средств обучения:
Обязательное сохранение преемственности и строгой
последовательности в решении задач, подбор подходящих средств и
методов;
Постепенное увеличение объема нагрузок по отдельным
составляющим целостной подготовки. Сохранение правильного
соотношения между общей физической и технической подготовкой.
Одновременное развитие всех двигательных качеств с учетом
естественного их прироста и возрастных особенностей;
Учет анатомо-функциональных особенностей, физической подготовки
и психической характеристики детей;
Правильный подбор методов обучения и воспитания в каждый период
подготовки
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Обучающие:
— познакомить учащихся с основами хореографии;
— формировать и совершенствовать исполнительские навыки;
— обучить выразительному и техничному исполнению движений;
— сформировать навык исполнения экзерсиса у станка и на середине;
— сформировать навыки ансамблевого исполнительства;
— сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на
сцене;
— научить анализировать свою работу на занятии и в концертном
выступлении.
Развивающие:
— развивать музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную
память, мышление, чувство ритма;
— развивать координацию;
— развивать навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз,
предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении
танцевальных.
Воспитательные:
— воспитывать трудолюбие и дисциплинированность
— воспитывать культуру общения в творческом коллективе;
— воспитывать чувство ответственности перед самим собой и коллективом
— воспитывать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов
других национальностей.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение
нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить
комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего
курса обучения. Содержание программы выстроено по кольцеобразной
схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем
году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 4 до 18 лет.
Прием детей в коллектив ведется не на основе конкурсного отбора, а только
учитывая желание детей, увлеченность и интерес.
Срок реализациидополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Режим занятий.
1 год обучения – дети в возрасте 4-5 лет – 2 раза в неделю по 2 ч. Общее
количество в год (при 36 учебных недели) - 144 ч.;
2 годобучения – дети в возрасте 6 -7 лет - 3 раза в неделю по 2 ч. Общее
количество в год -216ч;
3 год обучения – дети в возрасте 8 -10 лет –216 ч. в год - 3раза в неделю по
2 ч. Общее количество в год -216ч;
4 год обучения – дети в возрасте 11-13 лет - 3 раза в неделю по 2 ч. Общее
количество в год -216ч;
5 год обучения – дети в возрасте 14-18 лет – 3 раза в неделю по 2 ч. Общее
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, видеофильмов,
учебных занятий. Практическая деятельность: тренировки, концертные
выступления, соревнования.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.
По окончании 1-го года обучения обучающиеся
будут знать:
единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на
сцене и в других помещениях Центра;
требования к внешнему виду на занятиях;
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
музыкальную грамоту.
будут уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся
будут знать:
термины азбуки классического танца;
единые требования о правилах охраны труда и личной гигиены во время
занятий;
основные элементы классического танца.
будут уметь:
грамотно исполнять элементы классического танца;
самостоятельно отрабатывать пальцевую технику движений в
постановках;
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
По окончании 3-го года обучения обучающиеся
будут знать:
названия новых классических хореографических элементов и связок;
обозначение темпа и уметь отличать их(адажио, виво, анданте, аллегро);
разбираться в характере и разных ритмах музыки.
будутуметь:
выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном
темпе;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
знать и выполнять правила сценической этики.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся
будут знать:
новые обозначения классических элементов;
правила постановки рук и исполнения препрасьона;
правила о выворотном положении ног;
«присядочные» движения;
будутуметь:
владеть корпусом во время поворотов;
координировать положение рук во время больших прыжков;
владеть пальцевой техникой;
эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
По окончании 5-го года обучения обучающиеся
будут знать:
свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического
танца.
будутуметь:
технически грамотно исполнять композиции на пальцах;
выражать образ с помощью движений;
уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными
категориями зрителей.
Механизм выявления результатов реализации программы.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными
результатами деятельности тщательно отслеживается динамика
индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные
успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов
обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной
возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные
данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура.
При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную
аттестацию по предметам. Применяемые формы контроля: собеседование,
игровые конкурсы, наблюдения, открытые и зачётные занятия (по
полугодиям), контрольные задания с самостоятельным решением творческих
задач.
Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают
стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый
уровень хореографической подготовленности детей.
Формы подведения итогов: итоговые занятия раз в полугодие, отчетный
концерт в конце учебного года