«Мегамозг»

Рабочая программа «Мегамозг» разработана в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и Федеральным законом "Об образовании", имеет социально-педагогическую  направленность. В ходе ее освоения дети приобретают практические навыки  познавательной деятельности по основным критериям: внимание, память и мышление; а так же развить  уровень счетно-операционной деятельности детей.

 

      Психологическая структура счета и счетных операций раскрывается в исследованиях их генеза у ребенка. Установлено, что формирование этих умственных действий проходит ряд этапов — от наглядно-действенной их формы до отвлеченной, протекающей «в уме». Однако даже на самых высоких этапах формирования этих умственных действий — понятия числа и счетных операций — они сохраняют компоненты пространственного числа при определении его значения Л.С. Цветкова и др.; В. В. Давыдов; Н. И. Непомнящая; Л.С. Георгиев .Работы этих авторов легли в теоретическую основу программы. Практическая часть программы разработана в моей диссертации « Условия психолого-педагогической коррекции и профилактики нарушений счета у младших школьников с тяжелыми речевыми дефектами» под руководством  к.псх.н., доц. Бакшихановой С.С. в период 2018-2019 гг.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной. 

Одним из показателей высокого интеллекта является развитая счетная способность человека — умение оперировать числами и выполнять арифметические действия с высокой скоростью и без дополнительных ресурсов, полагаясь исключительно на свои умственные способности.

Мы взаимодействуем с числами с самого раннего детства. Все имеет свой порядковый номер в разных системах наблюдения: первый мамин взгляд, первый вкус, первые шаги, две руки и две ноги, четыре тарелки на столе, одна, а лучше две конфеты, три волшебных слова. Счет приходит к нам с первой осознанностью. Мы знакомимся с принятой обществом терминологией числительных  и делаем первые шаги в операциях над ними. Далее дети учатся структурировать и углублять знания о числах, об их взаимосвязи. Они учатся работать уже с более сложными математическими конструкциями, искать в них знакомые элементы, повторения, закономерности, которые позволят разделить задачу на простые составляющие, и тогда уже новое, сложное, пугающее становится понятной и легко читаемой группой объектов, объединенных по выявленному принципу. Именно искусству наблюдения, выявления закономерностей, организации порядка, логическим выводам и учит нас математика, которая проявляется во всех сферах нашей жизни, даже самых «гуманитарных», потому как « все имеет свой порядок, свою структуру, свои правила».

 

         Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа -1 год обучения (4 часа в неделю),

Направленность программы – социально-педагогическая.

Разработанная программа  рассчитана на дошкольников с разным уровнем подготовки в возрасте от 5 до7 лет (по 8 - 10 человек в группе).  Программа объединения представляет собой комплекс занятий: помимо решения арифметических примеров на соробане, работы с флеш-карточками и ментального диктанта, включает в себя методики, направленные на развитие памяти, внимания, мышления. Под комплексом заданий понимается совокупность видов заданий, объединенных между собой по назначению, материалу и способу их выполнения.

Содержание программы предусматривает  2 основных направления:

-  Ментальная арифметика;

- Развивающие задания разработанные на основе пособия «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста» Ж.М. Глозмана, А.Е. Соболевой адаптированные для детей дошкольного возраста.

Отличительной особенностью программы объединения «Мегамозг» является то, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые на занятиях  приобретают навыки счисления, понятия о счетных операциях, структуре числа. При этом  занятия посещают дети, имеющие разные стартовые способности.

Новизна данной программы:  в первую очередь, состоит в том, что в ней представлена система практических занятий с использованием нетрадиционной методики счета на абакусе .Исходя из вышеперечисленного, программа является вариативной, что позволяет экспериментировать с материалами и варьировать с количеством часов по темам.

Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что обучаясь по данной программе, дети имеют возможность не только обучиться азам арифметики, но и приобрести навыки социализации в работе индивидуально и группой.

Актуальность программы  заключается в том, что в процессе  обучения дети осваивают основы счетно-операциональной деятельности, и кроме того обеспечивает занятость детей в свободное время. Процесс выполнения заданий математического содержания с применением техники «визуализации» абакуса для дошкольников представляет живой интерес.

В содержание  программы включены и вопросы патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования.

        Цель  программы  студии: является развитие уровня познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, с применением арифметического тренажера –абакус.

 Задачи:

Образовательные:

-        формирование системы знаний по данному направлению деятельности;

-        приобретение практических знаний, умений и навыков;

-        формирование умений  самостоятельно организовывать свою работу;

-        обучение учащихся технологическим приёмам и операциям по работе на счетах.

-          Развивающие:

-        раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных потенциальных возможностей;

-        раскрытие индивидуальных способностей ребенка;

-        развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления;

-        формирование коммуникативной культуры;

Воспитывающие:

-   воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре  своего народа, бережного отношения к природе и окружающим).

-        сформировать у учащихся чувство уверенности через приобретение новых знаний и навыков.

-        прививать и поощрять смелость в поисках нового, в проявлении фантазии при разработке и изготовлении изделий.

В реализации программы применяются такие методы и технологии,  как: беседы, конкурсы, викторины, игровые технологии, личностно - ориентированные технологии, нетрадиционные технологии, проектные методы.

реже – частично – поисковые (занятия в форме игры, путешествия, конкурса).

Основные принципы, заложенные при построении  программы:

-        дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса;

-        рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту), баланс интеллектуальных, эмоциональных, двигательных нагрузок;

-        профессиональная компетентность педагогов;

-        принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае особенностями, присущими традициям  региона);

-        непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи,  школы, дополнительного образования);

-        учет возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся.

В зависимости от конкретных условий, возрастных особенностей, интересов учащихся - педагог может вносить в программу корректировки: сокращать количество часов по одной теме, увеличивать по другой, добавлять техники, применять новые материалы.Хочу такой сайт

Работа в кружке может быть индивидуальной, групповой, коллективной.

В конце учебного года подводятся итоги в форме тестирования.

       Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

     Основные направления программы

-     нормативно-правовое обеспечение процесса работы кружка «Мегамозг»;

-     информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;

-  педагогическое сопровождение семьи в вопросах социально-педагогического воспитания детей.

Система программных мероприятий.

Организационно-методическое обеспечение реализации программы.

 

Педагогом  разработаны циклы занятий, развлечений, сценариев праздничных мероприятий, экскурсий,  а также планируется обобщение  опыта работы по данному направлению.

                              Формы работы с детьми:

·         Занятия, беседы, игры;

·         Проведение совместных праздников;

·         Просмотр видеофильмов,  использование аудиозаписей и технических средств обучения;

 

Формы работы с родителями:

·         открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

·         проведение совместных учебных мероприятий (, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

·          анкетирование и тестирование родителей;

·         наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

 

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

-        уметь правильно организовывать свое рабочее место;

-        уметь правильно использовать основной инструмент и дополнительные материалы  необходимые для ментальной арифметики;

-        знать состав чисел в пределах «10»;

-        выполнять сложение и вычитание с переходом через «10»;

-        уметь считать с  ментальной картой (либо основываясь на ее образе) примеры без законов, либо с переходом через «10»;

-        справедливо оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

-        работать самостоятельно и в коллективе;

-        определять число по рисунку счет на флэш-картах;

-        ориентироваться в понятиях «больше-меньше»;

-        уметь работать под диктовку;

-        ориентироваться в счетных операциях «сложение –вычитание»;

-        анализировать результаты своей деятельности;

-        анализировать результаты творческой деятельности;

 

В конце изучения крупных разделов планируется выполнение тестовых заданий с составлением рейтингового списка и другие формы контроля и поощрения используемые в работе с дошкольниками.

            В качестве итоговой формы контроля и реализации программы предусмотрено проведение экзаменационного задания, с символическим награждением всех учащихся.

                                     

Рабочая программа Мгамозг Дошкольники (скачать)
Рабочая программа Мегамозг Школьники (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».