Объединение «Акварель»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В
ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и
других стран, приобретают практические навыки изобразительного
творчества.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа в качестве отправного источника использует
программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для
общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. 1 Также при обновлении
своей программы в 2008 г. автор в определенной мере ориентировалась и на
программу дополнительного художественного образования детей Н. В.
Гросул «Студия изобразительного творчества» 2 , опубликованную в числе
примерных программ, рекомендованных Министерством образования и
науки РФ.
Автору известны и другие программы по изобразительному искусству,
которых особенно много в системе дополнительного образования детей.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы
прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего
школьного возраста (от 7 до 15 лет), ориентирована на то, чтобы дать
им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как
живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного
сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы
изостудии, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше
направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до
скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его
направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и
родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей
иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и
сомнительных умениях.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели
определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а
также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий
в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для
конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых
занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение»,
«Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.
Тем самым программа «Основы рисунка» не только дает
основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду
художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу
их творческого роста, личностного развития в программном поле данного
образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за
его пределами в специализированных художественных школах).
Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой,
программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по
ИЗО, чем это дают типовые школьные программы 3 либо примерные
программы дополнительного образования 4 . Увеличение продолжительности
обучения (в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий год – по 216
часов в каждый) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем,
их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и
углубления традиционно преподаваемых тем.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной
программе позволяет детям не только освоить базовые основы
изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения
общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по
программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста
В-третьих, вся программа построена на широком использовании
оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему
разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих
систематическому формированию и поддержанию у детей младшего
школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные
ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют
интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок,
независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом,
художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с
игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают
окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание,
воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным
творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и
их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого
ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к
достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных
проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и
точности глазомера;
формирование организационно-управленческих
умений и навыков (планировать свою деятельность;
определять её проблемы и их причины; содержать в
порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе,
сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь
другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и
занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству
разных стран и народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе
детей. Полный объем учебных часов – 576, в том числе в 1-й год обучения –
144 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 216 часов в каждый год. Возраст
обучающихся: первого года обучения – 7-9 лет, второго года обучения – 8-10
лет, третьего года обучения – 9-14 лет.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения
насчитывается, как правило, 10-12 чел., второго года обучения – 10-12,
третьего года обучения –10-12. Уменьшение численности продиктовано
необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно
присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над
иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует
развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров
творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным
перерывом;
– во второй и третий год обучения – три раза в неделю по 2 часа с 15-
минутным перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и
жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание
бумаги);
уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);
работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
o умение работать в группе;
o умение уступать;
o ответственность;
самокритичность;
самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
основы линейной перспективы;
основные законы композиции;
пропорции фигуры и головы человека;
различные виды графики;
основы цветоведения;
свойства различных художественных материалов;
основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
работать в различных жанрах;
выделять главное в композиции;
передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
сознательно выбирать художественные материалы для выражения
своего замысла;
строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,
квадрат, прямоугольник);
критически оценивать как собственные работы, так и работы своих
товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
умение воспринимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели;
эмпатия, взаимопомощь.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три
вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса
обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала);
2. через отчётные просмотры законченных работ.