Объединение «Акварель»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В

ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и

других стран, приобретают практические навыки изобразительного

творчества.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и

воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,

пространственного мышления, колористического восприятия, она

способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в

процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной

отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области

художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить

потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими

силами.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует

программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для

общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. 1  Также при обновлении

своей программы в 2008 г. автор в определенной мере ориентировалась и на

программу дополнительного художественного образования детей Н. В.

Гросул «Студия изобразительного творчества» 2 , опубликованную в числе

примерных программ, рекомендованных Министерством образования и

науки РФ.

Автору известны и другие программы по изобразительному искусству,

которых особенно много в системе дополнительного образования детей.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы

прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего

школьного возраста (от 7 до 15 лет), ориентирована на то, чтобы дать

им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на

преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как

живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного

сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы

изостудии, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше

направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до

скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его

направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и

родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей


иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и

сомнительных умениях.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели

определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а

также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.

Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий

в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для

конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых

занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение»,

«Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.

Тем самым программа «Основы рисунка» не только дает

основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду

художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу

их творческого роста, личностного развития в программном поле данного

образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за

его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой,

программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по

ИЗО, чем это дают типовые школьные программы 3  либо примерные

программы дополнительного образования 4 . Увеличение продолжительности

обучения (в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий год – по 216

часов в каждый) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем,

их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и

углубления традиционно преподаваемых тем.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной

программе позволяет детям не только освоить базовые основы

изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения

общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по

программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста

В-третьих, вся программа построена на широком использовании

оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему

разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих

систематическому формированию и поддержанию у детей младшего

школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные

ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют

интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок,

независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом,

художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,

возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с


игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают

окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание,

воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным

творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них

потребность к художественному самовыражению.

Цель и задачи программы


Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и

их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого

ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к

достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы


Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной

деятельности):

 знакомство с жанрами изобразительного искусства;

 знакомство с различными художественными материалами и техниками

изобразительной деятельности;

 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости

от точки зрения;

 приобретение умения грамотно строить композицию с выделением

композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей

обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,

обеспечивающих освоение содержания программы):


 развитие у детей чувственно-эмоциональных

проявлений: внимания, памяти, фантазии,

воображения;

 развитие колористического видения;


 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать

прекрасное;


 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и

точности глазомера;

 формирование организационно-управленческих

умений и навыков (планировать свою деятельность;

определять её проблемы и их причины; содержать в

порядке своё рабочее место);

 развитие коммуникативных умений и навыков,

обеспечивающих совместную деятельность в группе,

сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои


достижения и достижения других, оказывать помощь

другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств,

содействующих освоению содержания программы; выражаются через

отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):


 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и

занятиям художественным творчеством;

 формирование уважительного отношения к искусству

разных стран и народов;

 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

 воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе

детей. Полный объем учебных часов – 576, в том числе в 1-й год обучения –

144 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 216 часов в каждый год. Возраст

обучающихся: первого года обучения – 7-9 лет, второго года обучения – 8-10

лет, третьего года обучения – 9-14 лет.

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения

насчитывается, как правило, 10-12 чел., второго года обучения – 10-12,

третьего года обучения –10-12. Уменьшение численности продиктовано

необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.


Формы и режим занятийХочу такой сайт


Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой

безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой

программой работы на текущий год. На этом занятии желательно

присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми

методами работы в тех или иных техниках с различными материалами

(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее

возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных

знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою

зрительную память.


Тематическое занятие – детям предлагается работать над

иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует

развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают

полную свободу в выборе художественных материалов и использовании

различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,

раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после

изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить

детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой

форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим

обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких

учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за

учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров

творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.


Режим занятий


Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным

перерывом;

– во второй и третий год обучения – три раза в неделю по 2 часа с 15-

минутным перерывом каждый час.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение

определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети

будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и

жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными

материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

 основные и дополнительные цвета;


 цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

 понятие симметрии;

 контрасты форм;

 свойства красок и графических материалов;

 азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

 основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание

бумаги);


уметь:


 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

 правильно использовать художественные материалы в соответствии со

своим замыслом;

 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и

недостатки;

 работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные


качества:


 умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

 трудолюбие;

 самостоятельность;

 уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:

 контрасты цвета;

 гармонию цвета;

 азы композиции (статика, движение);

 пропорции плоскостных и объёмных предметов;


уметь:


 выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной

композиции;

 соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

 работать с натуры;

 работать в определённой гамме;

 доводить работу от эскиза до композиции;

 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,

ритм, цвет);

 работать с бумагой в технике объёмной пластики;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные


качества:


o умение работать в группе;

o умение уступать;

o ответственность;

 самокритичность;

 самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

 основы линейной перспективы;

 основные законы композиции;

 пропорции фигуры и головы человека;

 различные виды графики;

 основы цветоведения;

 свойства различных художественных материалов;

 основные жанры изобразительного искусства;

уметь:


 работать в различных жанрах;

 выделять главное в композиции;

 передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

 сознательно выбирать художественные материалы для выражения

своего замысла;

 строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,

квадрат, прямоугольник);

 критически оценивать как собственные работы, так и работы своих

товарищей;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные


качества:


 умение воспринимать конструктивную критику;

 способность к адекватной самооценке;

 умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

 трудолюбие, упорство в достижении цели;

 эмпатия, взаимопомощь.


Способы проверки результатов


В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три

вида результатов:

 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах

обучающихся);


 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за

полугодие);

 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по

освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса

обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по

отдельным темам пройденного материала);

2. через отчётные просмотры законченных работ.

Основы рисунка (Акварель) 21-22 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».