«Обучение игре на гитаре»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Обучение игре на шестиструнной гитаре»
рассчитана на обучение детей 10-16 лет. Составлена с учётом
психологических особенностей обучающихся, с использованием программ
по обучению игре на гитаре для музыкальных школ и школ искусств и для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Программа
обеспечивает гармонию физического и интеллектуального развития ребенка,
способствует формированию музыкальной культуры, развитию полноценной
личности с развитыми творческими способностями, профессиональными
умениями и человеческими качествами. Программа не предусматривает
профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными
музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на
шестиструнной гитаре. Обучение на гитаре направлено на подготовку
выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода
мероприятий.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она затрагивает
проблему организации детско-юношеского досуга. Обучение по программе
предполагает формирование, развитие и совершенствование техники игры на
гитаре, навыков художественного исполнения музыкального произведения
на основе изучения, освоения и практического применения художественно-
выразительных, музыкально-исполнительских средств (динамики,
артикуляции). В процессе изучения гитары дети развивают художественный
вкус, расширяют музыкальный кругозор, имеют возможность приобщиться к
сценической культуре.
Педагогическая целесообразность дополнительной
общеобразовательной программы заключается в создании особой
развивающей среды для выявления и развития общих и творческих
способностей обучающихся, что может способствовать не только их
приобщению к музыке, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Цель:
Создание условий для социализации, патриотического, эстетического
воспитания через развитие навыков игры на гитаре и привитие любви к
гитарной песне.
Программные задачи.
Обучающие:
1. Изучение инструмента, приобретение первичных знаний об
инструменте, его истории.
2. Приобретение навыков правильной посадки и правильного положения
инструмента вовремя игры на гитаре
3. Знакомство с основными понятиями музыкальной грамоты.
4. Знакомство с разными жанрами и формами вокальной и
инструментальной музыки.
5. Знакомство с творчеством отечественных композиторов классической,
современных авторов рок и поп-музыки, и с творчеством зарубежных
композиторов и исполнителей.
6. Изучение и практическое освоение начальных элементов
исполнительской техники и простейших приёмов игры на гитаре.
7. Освоение исполнения простейших произведений из классического
гитарного репертуара, подбора несложных аккомпанементов.
8. Обучение приёмам актёрского мастерства.
Развивающие:
1. Развитие слуха, голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, речевого
аппарата.
2. Развитие координации рук и беглости пальцев Развитие эмоциональной
сферы детей, творческой активности и самостоятельности.
3. Развитие координированных совместных действий, развитие чувства
ансамбля между исполнителями.
4. Развитие музыкально-эстетического вкуса
Воспитательные:
1. Воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического
вкуса, эмоциональной культуры.
2. Воспитание стремления к творческому и культурному проведению
досуга.
3. Воспитание волевых качеств (настойчивость, уверенность в себе).
4. Формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности
в области музыкального искусства
Возраст обучающихся.
Данная программа адресована детям 10-16 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие без
прослушивания.
Наполняемость в группах составляет – 12 человек для первого года обучения;
8-10 человек – для второго года обучения.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2
год обучения — 144 часа. Общий объем программы 288 часов
Формы и режим занятий:
1. Практическое занятие;
2. Тренинг, репетиция;
3. Беседа, обсуждение, рассказ.
4. Открытый урок, творческий отчет;
Педагогические принципы.
1. Принцип добровольности.
2. Принцип «красной линии».
3. Принцип конкретности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип системности.
7. Принцип индивидуальности.
8. Принцип сознательности и активности.
Методы обучения.
1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядно-фонетический (аудио - носители, видеозаписи, использование
схем).
3. Метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения).
4. Метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
материала с использованием многообразных вариантов показа).
5. Объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет).
6. Репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу
учителя).
7. Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).
8. Частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Основные методы отслеживания результатов освоения программы:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ;
Мониторинг (входной, промежуточный, итоговый).
Основные формы контроля результатов освоения программы:
Опрос;
Беседа;
Участие в массовых мероприятиях (выступление);
Тестирование;
Контрольные задания;
Отрытый урок;
Творческий отчет.