Пояснительная записка Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из разнообразных материалов. Для достижения цели, нужно решить ряд задач: Предметных: Познакомить с различными направлениями декоративно-прикладного творчества и современными материалами; Научить работать с материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, помочь овладеть основами культуры труда, техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами; Научить технологии создания декоративных вещей в различных техниках, их оформлению и презентации на выставках. Личностных: Развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию; Формировать стремления к достижению поставленных целей, творческому росту, самоопределению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; формировать стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества; Развить у детей индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность, координацию движений, мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, чертежные навыки. Метапредметных: Развить у детей необходимые социально-трудовые, коммуникативные, творческо- поисковые и иные навыки, требующиеся на уровне практического применения для социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности; Научить интересно и с пользой проводить свой досуг. Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры труда (аккуратности, бережливости, экономному отношению к материалам, бережному отношению к труду своих товарищей, соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности). Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Учебно-тематический план 1 года обучения № Из них: Наименование темы Всего часов Теория Практика Форма контроля и аттестации 1 Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Введение в учебный курс. 1,5 1,5 - Опрос 2 Поделки из природного и бросового материала. 5 Опрос, демонстрация готового изделия 27,5 Опрос, демонстрация готового изделия 20 Демонстрация готового изделия 5 Демонстрация готового изделия 10 Демонстрация готового изделия 5 Демонстрация готового изделия п/п 3 Бумажные чудеса 4 Пластилиновый мир 5 Нетрадиционные техники рисования 6 Лепка из соленого теста 6 33 24 6 12 1 5,5 4 1 2 7 Волшебные нити 8 Знакомство с видами ручных швов 12 2 10 Демонстрация готового изделия 9 Подготовка работ к 6 1 5 Демонстрация готового 6 1 изделия выставкам и конкурсам 10 Итоговое занятие 1,5 1,5 - Всего часов 108 20,5 87,5 Выставка Содержание программы 1-й год обучения Тема 1. Вводное занятие. (1,5 часа) Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Способы определения результативности: Опрос. Тема 2. Поделки из природного и бросового материала. (6 часов: 1 час теория, 5 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек, компьютерных дисков. Способы определения результативности: Опрос. Демонстрация готового изделия. Тема 3. Бумажные чудеса. (33 часа: 5,5 часов теория, 27,5 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием видов изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папье-маше, пейпарт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных техниках. Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами. Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам. Изготовление тарелки в технике папье-маше. Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 4. Пластилиновый мир. (24 часов: 4 часа теория, 20 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология рисования пластилином, технология работы с пластилином. Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике. Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 5. Нетрадиционные техники рисования. (6 часов: 1 час теория, 5 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования. Практика: "Осень» (рисование ватными палочками). «Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью). Творческая работа «Салют Победы» в технике граттаж. «Весна пришла» (рисование ватными палочками). Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 6. Лепка из соленого теста. (12 часов: 2 часа теория, 10 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты. Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями. Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор панно. Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия. Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 7. Волшебные нити. (6 часов: 1 час теория, 5 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного творчества. Подбор пряжи и ниток для выполнения изделия. Разбор этапов изготовления поделок из пряжи, ниток. Практика: Выполнение простых изделий в технике изонить. Выбор и изготовление фигурок животных из пряжи. Оформление готовой игрушки. Выбор рисунка для выполнения картины из цветной пряжи. Способы определения результативности: демонстрация готовых изделий Тема 8. Знакомство с видами ручных швов (12 часов: 2 часа теория, 10 часов практика) Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с видами ручных швов. Просмотр работ с использованием разных видов швов. Практика: Шитье игрушек из фетра Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 9. Подготовка работ к выставкам и конкурсам (6 часов: 1 час теория, 5 часов практика) Теория: изучение понятия «план работы», беседа о проекте. Практика: создание собственного выставочного проекта. Способы определения результативности: демонстрация готового изделия. Тема 8. Итоговое занятие. (1,5 часа: 1,5 часа теория) Выставка работ детей. Способы определения результативности: оценка своей работы и работы товарища. Учебный календарный график № 1 Раздел программы Тема занятия Всего часов теория практика Вводное занятие 1,5 2 3 Поделки из природного и бросового материала 1 5 5,5 27,5 Бумажные чудеса Краткое содержание занятия Форма занятия Форма контроля Дата по плану 06.09 Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек, компьютерных дисков. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием видов изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папье-маше, пейп-арт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных техниках. Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами. Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам. Изготовление тарелки в технике папье-маше. Групповая Беседа. Практ. работа Устный опрос. Групповая Беседа. Практ. работа Опрос. Демонст рация готового изделия. 07.09 13.09 14.09 20.09 Групповая Беседа. Практ. работа Опрос, демонст рация готового изделия 21.09 27.09 28.09 04.10 05.10 11.10 12.10 18.10 19.10 29.11 30.11 27.12 28.12 21.02 Дата по факту 4 5 6 Пластилиновый мир. Нетрадиционные техники рисования Лепка из соленого теста. 4 20 1 5 2 10 Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология рисования пластилином, технология работы с пластилином. Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике. Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина Групповая Беседа. Практ. Работа Демонст рация готового изделия Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования. Практика: "Осень» (рисование ватными палочками). «Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью). Творческая работа «Салют Победы» в технике граттаж. «Весна пришла» (рисование ватными палочками). Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты. Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями. Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор Групповая Беседа. Практ. Работа Демонст рация готового изделия Групповая Беседа. Практ. Работа Демонст рация готового изделия 22.02 21.03 22.03 04.04 05.04 03.05 23.05 24.05 25.10 26.10 01.11 02.11 20.12 21.12 07.02 08.02 14.02 15.02 15.03 28.03 29.03 10.05 16.05 17.05 08.11 10.01 14.03 02.05 09.11 15.11 16.11 11.01 17.01 панно. Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия. 7 8 9 10 Волшебные нити. 1 5 Знакомство с видами ручных швов 2 10 Подготовка работ к выставкам и конкурсам 1 5 Итоговое занятие 1,5 11.04 12.04 18.04 22.11 23.11 31.01 01.02 Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного творчества. Подбор пряжи и ниток для выполнения изделия. Разбор этапов изготовления поделок из пряжи, ниток. Практика: Выполнение простых изделий в технике изонить. Выбор и изготовление фигурок животных из пряжи. Оформление готовой игрушки. Выбор рисунка для выполнения картины из цветной пряжи. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с видами ручных швов. Просмотр работ с использованием разных видов швов. Практика: Шитье игрушек из фетра Групповая Беседа. Практ. Работа Демонст рация готового изделия Групповая Беседа. Практ. Работа Демонст рация готового изделия Теория: изучение понятия «план работы», беседа о проекте. Практика: создание собственного выставочного проекта. Беседа. Практ. Работа Выставка работ детей Выставка Демонст рация готового изделия Демонст 31.05 рация готового изделия 06.12 07.12 18.01 24.01 25.01 28.02 01.03 07.03 13.12 14.12 19.04 30.05 Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата Всего Количество Режим обучения окончания учебных часов занятий обучения недель Сроки промежу точной в год сроки итоговой аттестации аттеста ции 1 год 06.09.2024 31.05.2025 36 108 2 раза в 10 – 17 неделю по января 1,5 часа 24-31 мая Литература для педагога: 1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru 2. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Своими руками»). 3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. 137 с.:ил. 4. Е. Запрудская «Декупаж: 16 авторских мастер-классов», Издательство АСТ, 2015. – 66 с. 5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г. 6. В.А. Хоменко «Солѐное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г. 7. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г. 8. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками.- М., 2004г. 9. Комова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 2000г. 10. В. Сподыряка «Цветы из упаковок для яиц», Издательство АСТ, 2015. – 34 с. 11. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград, Учитель, 2008. – 250 с. Литература для детей: Л. Верхола «Картины из цветов и листьев своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 1. 64 с. 2. Ирина и Марина Ханановы «Соленое тесто». - Новосибирск: «Свиньин и сыновья», 2019. – 176 с. 3. Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки детей», М: «РОСМЕН», 2006 год 4. А. Торманова «Большая энциклопедия. Квиллинг», Издательство АСТ, 2015. – 192 с. 5. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г. Литература для родителей 1. Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000. 2. Н.К. Ильина «Оригами. Необычные модели для развития фантазии», 2012.- 220 с. 3. А. Зайцева «Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных». – «Эксмо», 2016. 65с. 4. Сюзанна Хелмольд «Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования» . – «Профиздат», 2007. – 64с. 5. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Своими руками»).