КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024г.
Принята на
Педагогическом сове
Протокол № 03
от «30» августа 2024
63
а 2024 г.
Н. Ю.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа творческой направленности
«Основы видеомонтажа»
Возраст обучающихся: с 11 до 16 лет
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Степанов Сергей Афанасьевич,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы
видеомонтажа » разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 143 от «05»
06 2024 г.
Программа реализуется в рамках творческой направленности. По уровню усвоения
программа является общекультурной, по целевой установке – модифицированной.
Программа «Основы видеомонтажа» даѐт общее представление о способах и
средствах видеомонтажа на компьютере, о принципах создания видеороликов в сочетании с
подвижной графикой, необходимом программно-техническом обеспечении и перспективах
использования компьютерного видеомонтажа в различных областях деятельности.
Структурно курс представляет собой две части. В первой части представлены
теоретико-методологические проблемы становления и развития компьютерного
видеомонтажа, а во второй части – собственно технология создания видеомонтажа.
На практических занятиях обучающиеся освоят конкретную программу
видеомонтажа Adobe Premier, на основе которой должны будут приготовить свой проект
(видеоролик). Тему проекта обучающиеся выбирают самостоятельно по согласованию с
преподавателем курса.
Приобретя навыки и умения по использованию видеокамеры и программы
видеомонтажа, обучаемые смогут применять их на других дисциплинах.
Цель:
научить приемам ведения фото- и видеосъемки
дать понимание принципов построения и хранения изображений
рассмотреть возможности обработки графических файлов
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя
элементы графических программ
научить монтажу видеофильмов программе Adobe Premier
Задачи:
Познакомить с оборудованием для компьютерного монтажа.
Дать представление о способах и средствах видеомонтажа на компьютере.
Рассмотреть принципы создания видеороликов в сочетании с подвижной графикой.
Сформировать навыки по созданию и монтажу видеороликов.
Познакомить
со
сферами
практического
использования
компьютерного
видеомонтажа.
Содержание изучаемого курса:
1. Включает в себя знакомство с коллективом, с планом и графиком работы кружка.
2. Проводится полный инструктаж по технике безопасности при работе на
компьютерах и с видеоаппаратурой.
3. Технология видеомонтажа
4. Учащиеся знакомятся с правилами ведения съемки, с принципом работы
видеокамеры, с теоретическими основами видеомонтажа.
5. Спецэффекты
6. У детей совершенствуется процесс создания фильма через обучение создавать
переходы и спецэффекты.
7. Экспорт видеофайлов
8. Знакомство с форматом видеофильмов, с процедурой авторинга. Запись и вывод
готового фильма.
Виды деятельности:
обзорные и установочные лекции;
самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
компьютерные практикумы;
поддержка
образовательной
деятельности
обучаемого
с
помощью
телекоммуникационных средств и интернета;
участие в творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для визуализации
научных и прикладных исследований в различных областях, при создании рекламной
продукции. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиапрезентации. Полученные знания и умения являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области анимации, фото- и видеосъемки, видеомонтажа,
трехмерного моделирования.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики
особенности, достоинства и недостатки векторной графики
методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели
назначение и функции графических программ
способы фото- и видеосъемки и монтажа сюжетов
должны уметь:
редактировать изображения в программе Adobe Photoshop (выделять фрагменты
изображений с использованием различных инструментов – область, лассо, волшебная
палочка, перемещать, дублировать, вращать выделенные области, редактировать
фотографии с использованием различных средств художественного оформления,
сохранять выделенные области для последующего использования, монтировать
фотографии, применять к тексту различные эффекты)
редактировать изображения, используя инструменты программы CorelDraw (создавать
рисунки из простых объектов-линий, дуг, окружностей, выполнять основные операции
над объектами – удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное
отражение, формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых
моделях, закрашивать рисунки, используя различные виды заливок, работать с
контурами объектов, создавать надписи, заголовки, размещать текст по
траектории)
вести фото- и видеосъемку (правильно выбирать точку съемки, строить композицию
кадра, правильно использовать освещение, правильно использовать возможности
съемочной техники)
монтировать видеофильмы (производить захват видеофайлов, импортировать
заготовки видеофильма, редактировать и группировать клипы, создавать титры,
переходы, экспортировать видеофайлы)
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет и
предназначена как для детей без отклонения в здоровье, так и для детей с ОВЗ и детей
инвалидов, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Нормы наполнения
групп – 7 - 15 человек. Набор обучающихся - свободный. Обучающиеся должны иметь навыки
работы с компьютером.
Обучение по программе проходит в очной форме.
Срок реализации программы 1 год обучения (72 часа). Занятия проводятся в
соответствии с СаНПиН -
1раз в неделю по 2 академических часа (час по 40 минут) с
динамическими паузами через 10-15 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Для успешной реализации программы используются различные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично поисковый;
метод практической деятельности;
метод проектной деятельности;
метод проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные;
групповые;
парные;
Формы проведения занятий:
•
лекции;
•
практические занятия;
•
мастер-классы;
•
выставки;
•
соревнования.
•
Форма описания образовательных результатов
Основные группы
Формулировка
образовательных
результата
Показатели результата
результатов
Личностные
Способствовать
Активно участвует в работе;
повышению творческой
активности
ребенка,
проявлению инициативы
и любознательности;
Оказывать
помощь
в Умеет
работать
в
формировании мотивов к паре(команде);
конструктивному
взаимодействию
и
сотрудничеству
с
участниками программы
и педагогом;
Способствовать
Имеет
повышению
слушания,
внимательности
навык
внимателен
к ведении
воспринимаемой
активного
диалога
при
и
выполнении задач.
информации;
Метапредметные
Способствовать
изложению
мнения
и
Выстраивает
логические
своего рассуждения,
делает,
умению умозаключения и собственные
аргументировать
свою выводы;
точку зрения и оценку
событий;
Помогать ориентировать Умеет выбирать необходимую
на
использование информацию
различных
источников и систематизировать ее.
получения информации
при помощи
онлайн-
ресурсов.
Способствовать
пониманию
значения
Понимает
важность
важности подготовки перед съемочным
подготовки процессом;
перед съемкой.
Предметные
Познакомить с историей Знает ключевые моменты в
кинематографа
и истории
телевидения;
становления
кинематографа;
Познакомить
с Ориентируется в интерфейсе
интерфейсом программы программы Adobe Premier,
и
таблицей
основных владеет
сочетаниях
необходимыми
«горячих» «горячими» клавишами;
клавиш.
Ознакомить
с Владеет
принципами написания
сценария
построения
видеоролика, видеоролика,
правилами
освещения,
принципами
сценария
правильно
выбора определяет освещение, ракурс
ракурса
перспективы
и и перспективу кадра;
для
видеосюжета.
Ознакомить
инструментами
выравнивания
с Умеет очищать звук от шума и
для сводить несколько звуковых
звука в дорожек в одну;
видео;
Ознакомить с этапами Научился
монтировать
рендеринга и процессом полноценный видеоролик из
публикации
видеоролика;
готового подготовленных исходников;
Знает как опубликовать ролик
под стандартным форматом;
Содержание программы
№
Тема
Краткое содержание темы
п/п
занятия
занятия
Количество часов
контроля
Всего
Теория
2
2
Вводное
Правила техники безопасности
занятие.
Работа на компьютере и правила
Правила техники
безопасности
внутреннего распорядка
Практика
аудитории
1. Введение
в
Занятие начинается с истории 4
цифровое кино: кинематографа,
4
которая
краткая история представлена слайд презентацией
кинематографа
из семи слайдов и небольшим
и телевидения.
видеофильмом, после просмотра
которого у детей будет базовое
представление
об
понятиях
кинематографа.
Учитывая
контингент
основных
обучающихся, педагогу следует
говорить
эмоционально,
высказывая
собственное
восхищение,
внимание
акцентировать
на
российских
достижениях в данной области,
которые прославились на весь
мир.
2. Основы
Теория
по
теме:
«Основы 12
съемочного
съемочного
процесса.
представлена в форме небольшой
беседы
и
процесса»
видеопрезентации.
Детям будут показаны этапы,
необходимые
качественного
для
создания
видеоролика.
Один из главных этапов - это
постановка цели и определение
темы
для
Метод
видеоролика.
Но
4
8
необходимо
учитывать
сложность в определении темы
для ролика ребенком, для того,
чтобы этот этап не вызывал
трудностей у детей, педагогом
будет
предложен
список
распространенных
тем
для
видеороликов.
Освоив
азы
съемочного
процесса, у подростков будет
возможность
применить
полученный
теоретический
материал на практике.
3. Аудиоэффекты
в видеоролике.
Adobe
изначально 10
Premier
разрабатывался
как
4
6
6
12
мощный
многодорожечный
звуковой
редактор. В связи с этим, есть
множество
продвинутых
возможностей
для
работы
с
аудио. В начале занятия педагог
расскажет о сервисах и сайтах,
где
дети
могут
бесплатно
скачивать музыку и использовать
ее
в качестве фоновой музыки
для создаваемых видео.
Далее
рассматривается
аудио-эффектов
После
программы.
рассмотрения
эффектов
у
Окно
детей
возможность
всех
будет
попробовать
поработать с аудиоэффектами и
звуком в своем видео.
4. Эффекты и их Начинается занятие со слайд- 18
виды
в презентации,
видеоэффектах
об
в
встроенных
программе
видеомонтаже.
Adobe
Педагог
Premier.
перечисляет
доступные
видеоэффекты и описывает для
чего они предназначены, а также
показывает,
как
необходимые
добавить
эффекты
на
видеоролик или их удалить. В
результате дети смогут легко
добавить различные эффекты на
свое
видео,
замедленную
включая
съемку
и
(SLOW
MO). После теоретической части
начинается практический этап
занятия, на котором у детей
будет
возможность
добавить
понравившийся эффекты на свой
готовый видеоматериал.
5. Основы
Тема занятия включает в себя 10
цветокоррекции
рассмотрение
.
цветокоррекция и грэйдинг. Эти
этапы
двух
этапов:
представлены
в
виде
слайд-презентации, на которой
будут подробно освещены все
необходимые
шаги
для
применения этих инструментов.
Во
время
презентации,
задавать
наводящие
демонстрации
педагог
будет
обучающимся
вопросы
по
теме
презентации, а также подводить
подростков к вопросу о том,
какие способы переходов в видео
уже им известны. В занятие
включается также и практическая
работа, на которой дети смогут
4
6
доработать свой материал.
6. Финальный
монтаж.
Главная цель занятия – монтаж, 10
то есть склейка полученных сцен
в
один
видеоролик.
занятие
необходимо
напоминания
требований
После
Начать
необходимых
к
видеосюжету.
чего,
подходящих
с
идет
отбор
видеокадров
убираются
—
смазанные,
пересвеченные и бракованные
фрагменты видео. После этого
материалы
корректирует
отбирает
педагог
—
он
смотрит на соответствие задачам
и
концепции,
выбранной
стилистике. Далее одобренное
им
передается
После
этого
в
обработку.
осуществляется
финальный монтаж.
10
7. Рендеринг и
Заключительный
публикация
подразумевает
проекта.
публикацию
этап 6
рендеринг
6
и
готового
видеоролика на предложенных
площадках.
На этапе рендеринга в большей
степени работает техника, а не
люди. Но перед этим процессом
педагог
расскажет,
установить
настройки
как
правильные
проекта.
После
настройки и запуска рендеринга,
у детей будет время, для выбора
платформы
видеоролика,
для
публикации
которые
будут
представлены педагогом в виде
слайда.
В
финале
занятия
публикуется готовый видеоролик
ребенка.
8. ИТОГО
72
24
48
Методическое обеспечение
Основные формы и методы, используемые в ходе реализации программы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Коммуникативная деятельность: беседа, рассказ, обсуждение.
Познавательно-исследовательская деятельность: иллюстрация теоретического материала через
демонстрацию видеоматериалов, слайд презентаций, схем, фотографий, тестов.
Практическая
деятельность:
выполнение
заданий
с
использованием
дидактического
материала, реквизита, самостоятельная работа с дидактическими, печатными материалами.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: поощрение,
одобрение и т. п.
3. Методы контроля (самоконтроля) за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
устная проверка знаний, проверка практических умений.
Информационно – методическое обеспечение:
Видеоматериал программы: «Теория монтажа: монтаж по композиции», «Монтажные
приемы», «Основы монтажных склеек, переходов», «Секреты вирусного контента»,
«Правильный рендеринг»;
Слайд презентации: «Введение в цифровое кино - краткая история кинематографа,
телевидения», «История появления видеомонтажа» «Техники, виды и приѐмы в
видеомонтаже»,
«Импорт
и
экспорт
в
программе
VEGAS
Pro»,
«Основы
цветокоррекции видео».
Дидактические материалы: Плакат по технике безопасности за компьютером; Таблица
«горячих» клавиш; Памятка по основам построения кадра; Памятка «Крупность кадра»;
Компьютерные программы: Adobe Premier, пакет Microsoft office, Google Chrome;
Интернет–сайты:
https://fonts.google.com/knowledge,
https://freemusicarchive.org/,
www.wikipedia.org …
Система диагностики и анализа образовательных результатов
Наименование личностного образовательного результата:
Показатели результата
Способ оценки и диагностический
инструмент
Активно участвует в работе;
Наблюдение за деятельностью ребенка
на
различных
этапах
реализации
программы;
-
Умеет работать в паре(команде);
Наблюдение за коллективной работой
- Во время практической деятельности детей;
использует творческий подход;
Имеет
навык
активного
внимателен при ведении диалога.
-
Демонстрирует
постоянно
бесед;
заинтересованное Наблюдение
отношение к своему проекту;
-Старается
слушания, Наблюдение за ребенком в процессе
подростков
за
на
деятельностью
этапах
реализации
совершенствовать программы;
свою работу;
Наименование метапредметного образовательного результата:
Показатели результата
Способ оценки и диагностический
инструмент
Выстраивает
делает,
логические
умозаключения
рассуждения, Наблюдение
и
собственные подростков
выводы;
за
во
деятельностью
время
выполнения
заданий;
Понимает
важность
подготовки
перед Наблюдение
съемочным процессом;
подростков
за
во
деятельностью
время
выполнения
заданий;
Умеет выбирать необходимую информацию Наблюдение
и систематизировать ее.
за
деятельностью
подростков во время работы в за
компьютером;
Осознанно
определяет
направления Наблюдение
профессиональной деятельности в будущем.
за
рассуждениями
подростков
касательно
профессиональной темы курса;
Наименование предметного образовательного результата:
Показатели результата
Способ оценки и диагностический
инструмент
- Ориентируется в интерфейсе программы Наблюдение
VEGAS
владеет
Pro,
необходимыми подростков
«горячими» клавишами;
-
Знает,
как
за
во
деятельностью
время
работы
в
программе;
произвести
«склейку»
фрагментов.
- Имеет представление о наложение звука на
видео;
- Владеет принципами построения сценария - Ответы подростков в ходе бесед,
видеоролика;
устных опросов;
- Правильно определяет освещение, ракурс -Наблюдение
и перспективу кадра;
за
практической
деятельностью ребенка.
- Умеет очищать звук от шума и сводить Наблюдение
за
деятельностью
несколько звуковых дорожек в одну;
подростков в программе VEGAS Pro.
- Использует в речи понятия, касающиеся
Ответы
достижений российского кинематографа;
устных опросов;
подростков
в
ходе
бесед,
- Знает ведущих российских режиссеров
современности;
-
Научился
монтировать
полноценный Наблюдение
видеоролик из подготовленных исходников;
за
деятельностью
подростков во время выполнения задач;
Умеет
-
опубликовать
ролик
под
стандартный форматом;
Форма фиксации достижений подростка - участника программы
Сертификат о получении знаний и умений.
Демонстрация и представление готового видеоролика.
Публикация видеоролика на соц. платформе;
Условия реализации программы
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей является
установка в компьютерном классе 7-9 компьютеров для подростков
и компьютерное рабочее место педагога с проекционным оборудованием; Минимальные
требования к техническим характеристикам компьютера следующие:
Процессор – Процессор: 6th Generation Intel Core i5 (or AMD equivalent)
Оперативная память – не менее 8 Gb;
Монитор, выполненный по стандарту безопасности TCO-99 – не менее 15 дюймов;
Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью – не менее 4 Gb;
Аудиокарта – не ниже Sound Blaster Vibra 16;
Жесткий диск – не менее 30 Гб;
Клавиатура;
Мышь;
Акустическая система;
Принтер на рабочем месте учителя;
Проектор на рабочем месте учителя;
Возможно объединение компьютеров в локальную сеть
Выход в Интернет
Операционные системы - Microsoft® Windows 10 | 11
Список литературы
1. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука. СПб.: Питер, 2003.
2. Молочков В.П. Основы видеомонтажа на примерах. СПб.: БХВ- Петербург, 2007.
3. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. М.:НТ Пресс, 2004.
4. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;
5. Кит Андердал sony vegas для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. – 368 с.;
6. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.;
7. Пивненко О.А. «AdobePhotoshop для школьников»(+ CD-ROM). – «БВХПетербург»,2009 .
– 288 с.
8. Левин Александр «Самоучитель AdobePhotoshop»- СПб «Питер», 2008 – 448с.
9. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.
10. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.:
Майор, 2004. – 208 с.
11. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. - М.: Мир, 2001 – 432 с. 15. Резников Ф.А.,
Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.: Триумф, 2002 - 528 с.
12. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73
с.
13. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.Изд.дом «Кнорус», 2008 – 223 с.
14. Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с.
Интернет ресурсы
https://videoshow.ru/how-to-mount-a-video-for-youtube.php
https://junior3d.ru/article/videomontazh.html
https://www.fotosklad.ru/expert/articles/kak-montirovat-video-priemy-montaza/
https://androidinsider.ru/obzory-prilozhenij/kak-smontirovat-video-na-android.html
https://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/byudzhet/novosti/kak_montirovat_video_dlya_youtube