ДОП Степанов Основы видеомонтажа 2024

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024г.

Принята на
Педагогическом сове
Протокол № 03
от «30» августа 2024

63
а 2024 г.
Н. Ю.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа творческой направленности
«Основы видеомонтажа»
Возраст обучающихся: с 11 до 16 лет
Срок реализации: 1 год.

Составитель:
Степанов Сергей Афанасьевич,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы
видеомонтажа » разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 143 от «05»
06 2024 г.

Программа реализуется в рамках творческой направленности. По уровню усвоения
программа является общекультурной, по целевой установке – модифицированной.

Программа «Основы видеомонтажа» даѐт общее представление о способах и
средствах видеомонтажа на компьютере, о принципах создания видеороликов в сочетании с
подвижной графикой, необходимом программно-техническом обеспечении и перспективах
использования компьютерного видеомонтажа в различных областях деятельности.
Структурно курс представляет собой две части. В первой части представлены
теоретико-методологические проблемы становления и развития компьютерного
видеомонтажа, а во второй части – собственно технология создания видеомонтажа.
На практических занятиях обучающиеся освоят конкретную программу
видеомонтажа Adobe Premier, на основе которой должны будут приготовить свой проект
(видеоролик). Тему проекта обучающиеся выбирают самостоятельно по согласованию с
преподавателем курса.
Приобретя навыки и умения по использованию видеокамеры и программы
видеомонтажа, обучаемые смогут применять их на других дисциплинах.

Цель:
 научить приемам ведения фото- и видеосъемки
 дать понимание принципов построения и хранения изображений
 рассмотреть возможности обработки графических файлов
 научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя
элементы графических программ
 научить монтажу видеофильмов программе Adobe Premier

Задачи:
 Познакомить с оборудованием для компьютерного монтажа.
 Дать представление о способах и средствах видеомонтажа на компьютере.
 Рассмотреть принципы создания видеороликов в сочетании с подвижной графикой.
 Сформировать навыки по созданию и монтажу видеороликов.
 Познакомить

со

сферами

практического

использования

компьютерного

видеомонтажа.

Содержание изучаемого курса:
1. Включает в себя знакомство с коллективом, с планом и графиком работы кружка.
2. Проводится полный инструктаж по технике безопасности при работе на
компьютерах и с видеоаппаратурой.
3. Технология видеомонтажа
4. Учащиеся знакомятся с правилами ведения съемки, с принципом работы
видеокамеры, с теоретическими основами видеомонтажа.
5. Спецэффекты
6. У детей совершенствуется процесс создания фильма через обучение создавать
переходы и спецэффекты.
7. Экспорт видеофайлов

8. Знакомство с форматом видеофильмов, с процедурой авторинга. Запись и вывод
готового фильма.

Виды деятельности:
 обзорные и установочные лекции;
 самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
 компьютерные практикумы;
 поддержка

образовательной

деятельности

обучаемого

с

помощью

телекоммуникационных средств и интернета;
 участие в творческих конкурсах.

Ожидаемые результаты:
Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для визуализации
научных и прикладных исследований в различных областях, при создании рекламной
продукции. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиапрезентации. Полученные знания и умения являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области анимации, фото- и видеосъемки, видеомонтажа,
трехмерного моделирования.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:


особенности, достоинства и недостатки растровой графики



особенности, достоинства и недостатки векторной графики



методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели



назначение и функции графических программ



способы фото- и видеосъемки и монтажа сюжетов

должны уметь:




редактировать изображения в программе Adobe Photoshop (выделять фрагменты
изображений с использованием различных инструментов – область, лассо, волшебная
палочка, перемещать, дублировать, вращать выделенные области, редактировать
фотографии с использованием различных средств художественного оформления,
сохранять выделенные области для последующего использования, монтировать
фотографии, применять к тексту различные эффекты)
редактировать изображения, используя инструменты программы CorelDraw (создавать
рисунки из простых объектов-линий, дуг, окружностей, выполнять основные операции
над объектами – удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное
отражение, формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых
моделях, закрашивать рисунки, используя различные виды заливок, работать с
контурами объектов, создавать надписи, заголовки, размещать текст по
траектории)





вести фото- и видеосъемку (правильно выбирать точку съемки, строить композицию
кадра, правильно использовать освещение, правильно использовать возможности
съемочной техники)
монтировать видеофильмы (производить захват видеофайлов, импортировать
заготовки видеофильма, редактировать и группировать клипы, создавать титры,
переходы, экспортировать видеофайлы)
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет и

предназначена как для детей без отклонения в здоровье, так и для детей с ОВЗ и детей
инвалидов, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Нормы наполнения
групп – 7 - 15 человек. Набор обучающихся - свободный. Обучающиеся должны иметь навыки
работы с компьютером.
Обучение по программе проходит в очной форме.
Срок реализации программы 1 год обучения (72 часа). Занятия проводятся в
соответствии с СаНПиН -

1раз в неделю по 2 академических часа (час по 40 минут) с

динамическими паузами через 10-15 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Для успешной реализации программы используются различные методы обучения:


объяснительно-иллюстративный;



репродуктивный;



частично поисковый;



метод практической деятельности;



метод проектной деятельности;



метод проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:


индивидуальные;



групповые;



парные;

Формы проведения занятий:
•

лекции;

•

практические занятия;

•

мастер-классы;

•

выставки;

•

соревнования.

•
Форма описания образовательных результатов

Основные группы

Формулировка

образовательных

результата

Показатели результата

результатов
Личностные

Способствовать

Активно участвует в работе;

повышению творческой
активности

ребенка,

проявлению инициативы
и любознательности;
Оказывать

помощь

в Умеет

работать

в

формировании мотивов к паре(команде);
конструктивному
взаимодействию

и

сотрудничеству

с

участниками программы
и педагогом;
Способствовать

Имеет

повышению

слушания,

внимательности

навык

внимателен

к ведении

воспринимаемой

активного

диалога

при
и

выполнении задач.

информации;
Метапредметные

Способствовать
изложению
мнения

и

Выстраивает

логические

своего рассуждения,

делает,

умению умозаключения и собственные

аргументировать

свою выводы;

точку зрения и оценку
событий;
Помогать ориентировать Умеет выбирать необходимую
на

использование информацию

различных

источников и систематизировать ее.

получения информации
при помощи

онлайн-

ресурсов.
Способствовать
пониманию
значения

Понимает

важность

важности подготовки перед съемочным
подготовки процессом;

перед съемкой.
Предметные

Познакомить с историей Знает ключевые моменты в
кинематографа

и истории

телевидения;

становления

кинематографа;

Познакомить

с Ориентируется в интерфейсе

интерфейсом программы программы Adobe Premier,
и

таблицей

основных владеет

сочетаниях

необходимыми

«горячих» «горячими» клавишами;

клавиш.
Ознакомить

с Владеет

принципами написания
сценария

построения

видеоролика, видеоролика,

правилами
освещения,

принципами
сценария
правильно

выбора определяет освещение, ракурс
ракурса

перспективы

и и перспективу кадра;
для

видеосюжета.
Ознакомить
инструментами
выравнивания

с Умеет очищать звук от шума и
для сводить несколько звуковых
звука в дорожек в одну;

видео;
Ознакомить с этапами Научился

монтировать

рендеринга и процессом полноценный видеоролик из
публикации
видеоролика;

готового подготовленных исходников;
Знает как опубликовать ролик
под стандартным форматом;

Содержание программы

№

Тема

Краткое содержание темы

п/п

занятия

занятия

Количество часов

контроля
Всего

Теория

2

2

Вводное
Правила техники безопасности
занятие.
Работа на компьютере и правила
Правила техники
безопасности
внутреннего распорядка

Практика

аудитории
1. Введение

в

Занятие начинается с истории 4

цифровое кино: кинематографа,

4

которая

краткая история представлена слайд презентацией
кинематографа

из семи слайдов и небольшим

и телевидения.

видеофильмом, после просмотра
которого у детей будет базовое
представление

об

понятиях

кинематографа.

Учитывая

контингент

основных

обучающихся, педагогу следует
говорить

эмоционально,

высказывая

собственное

восхищение,
внимание

акцентировать
на

российских

достижениях в данной области,
которые прославились на весь
мир.
2. Основы

Теория

по

теме:

«Основы 12

съемочного

съемочного

процесса.

представлена в форме небольшой
беседы

и

процесса»
видеопрезентации.

Детям будут показаны этапы,
необходимые
качественного

для

создания

видеоролика.

Один из главных этапов - это
постановка цели и определение
темы

для

Метод

видеоролика.

Но

4

8

необходимо

учитывать

сложность в определении темы
для ролика ребенком, для того,
чтобы этот этап не вызывал
трудностей у детей, педагогом
будет

предложен

список

распространенных

тем

для

видеороликов.
Освоив

азы

съемочного

процесса, у подростков будет
возможность

применить

полученный

теоретический

материал на практике.
3. Аудиоэффекты
в видеоролике.

Adobe

изначально 10

Premier

разрабатывался

как

4

6

6

12

мощный

многодорожечный

звуковой

редактор. В связи с этим, есть
множество

продвинутых

возможностей

для

работы

с

аудио. В начале занятия педагог
расскажет о сервисах и сайтах,
где

дети

могут

бесплатно

скачивать музыку и использовать
ее

в качестве фоновой музыки

для создаваемых видео.
Далее

рассматривается

аудио-эффектов
После

программы.

рассмотрения

эффектов

у

Окно

детей

возможность

всех
будет

попробовать

поработать с аудиоэффектами и
звуком в своем видео.
4. Эффекты и их Начинается занятие со слайд- 18
виды

в презентации,
видеоэффектах

об
в

встроенных
программе

видеомонтаже.

Adobe

Педагог

Premier.

перечисляет

доступные

видеоэффекты и описывает для
чего они предназначены, а также
показывает,

как

необходимые

добавить

эффекты

на

видеоролик или их удалить. В
результате дети смогут легко
добавить различные эффекты на
свое

видео,

замедленную

включая
съемку

и

(SLOW

MO). После теоретической части
начинается практический этап
занятия, на котором у детей
будет

возможность

добавить

понравившийся эффекты на свой
готовый видеоматериал.
5. Основы

Тема занятия включает в себя 10

цветокоррекции

рассмотрение

.

цветокоррекция и грэйдинг. Эти
этапы

двух

этапов:

представлены

в

виде

слайд-презентации, на которой
будут подробно освещены все
необходимые

шаги

для

применения этих инструментов.
Во

время

презентации,
задавать
наводящие

демонстрации
педагог

будет

обучающимся
вопросы

по

теме

презентации, а также подводить
подростков к вопросу о том,
какие способы переходов в видео
уже им известны. В занятие
включается также и практическая
работа, на которой дети смогут

4

6

доработать свой материал.
6. Финальный
монтаж.

Главная цель занятия – монтаж, 10
то есть склейка полученных сцен
в

один

видеоролик.

занятие

необходимо

напоминания
требований
После

Начать

необходимых
к

видеосюжету.

чего,

подходящих

с

идет

отбор

видеокадров

убираются

—

смазанные,

пересвеченные и бракованные
фрагменты видео. После этого
материалы
корректирует

отбирает
педагог

—

он

смотрит на соответствие задачам
и

концепции,

выбранной

стилистике. Далее одобренное
им

передается

После

этого

в

обработку.

осуществляется

финальный монтаж.

10

7. Рендеринг и

Заключительный

публикация

подразумевает

проекта.

публикацию

этап 6
рендеринг

6

и

готового

видеоролика на предложенных
площадках.
На этапе рендеринга в большей
степени работает техника, а не
люди. Но перед этим процессом
педагог

расскажет,

установить
настройки

как

правильные
проекта.

После

настройки и запуска рендеринга,
у детей будет время, для выбора
платформы
видеоролика,

для

публикации

которые

будут

представлены педагогом в виде
слайда.

В

финале

занятия

публикуется готовый видеоролик
ребенка.
8. ИТОГО

72

24

48

Методическое обеспечение
Основные формы и методы, используемые в ходе реализации программы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Коммуникативная деятельность: беседа, рассказ, обсуждение.
Познавательно-исследовательская деятельность: иллюстрация теоретического материала через
демонстрацию видеоматериалов, слайд презентаций, схем, фотографий, тестов.
Практическая

деятельность:

выполнение

заданий

с

использованием

дидактического

материала, реквизита, самостоятельная работа с дидактическими, печатными материалами.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: поощрение,
одобрение и т. п.

3. Методы контроля (самоконтроля) за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
устная проверка знаний, проверка практических умений.
Информационно – методическое обеспечение:


Видеоматериал программы: «Теория монтажа: монтаж по композиции», «Монтажные
приемы», «Основы монтажных склеек, переходов», «Секреты вирусного контента»,
«Правильный рендеринг»;



Слайд презентации: «Введение в цифровое кино - краткая история кинематографа,
телевидения», «История появления видеомонтажа» «Техники, виды и приѐмы в
видеомонтаже»,

«Импорт

и

экспорт

в

программе

VEGAS

Pro»,

«Основы

цветокоррекции видео».


Дидактические материалы: Плакат по технике безопасности за компьютером; Таблица
«горячих» клавиш; Памятка по основам построения кадра; Памятка «Крупность кадра»;



Компьютерные программы: Adobe Premier, пакет Microsoft office, Google Chrome;



Интернет–сайты:

https://fonts.google.com/knowledge,

https://freemusicarchive.org/,

www.wikipedia.org …
Система диагностики и анализа образовательных результатов
Наименование личностного образовательного результата:
Показатели результата

Способ оценки и диагностический
инструмент

Активно участвует в работе;

Наблюдение за деятельностью ребенка
на

различных

этапах

реализации

программы;
-

Умеет работать в паре(команде);

Наблюдение за коллективной работой

- Во время практической деятельности детей;
использует творческий подход;
Имеет

навык

активного

внимателен при ведении диалога.
-

Демонстрирует
постоянно

бесед;

заинтересованное Наблюдение

отношение к своему проекту;
-Старается

слушания, Наблюдение за ребенком в процессе

подростков

за
на

деятельностью

этапах

реализации

совершенствовать программы;

свою работу;
Наименование метапредметного образовательного результата:
Показатели результата

Способ оценки и диагностический

инструмент
Выстраивает
делает,

логические

умозаключения

рассуждения, Наблюдение
и

собственные подростков

выводы;

за
во

деятельностью

время

выполнения

заданий;

Понимает

важность

подготовки

перед Наблюдение

съемочным процессом;

подростков

за
во

деятельностью

время

выполнения

заданий;
Умеет выбирать необходимую информацию Наблюдение
и систематизировать ее.

за

деятельностью

подростков во время работы в за
компьютером;

Осознанно

определяет

направления Наблюдение

профессиональной деятельности в будущем.

за

рассуждениями

подростков

касательно

профессиональной темы курса;
Наименование предметного образовательного результата:
Показатели результата

Способ оценки и диагностический
инструмент

- Ориентируется в интерфейсе программы Наблюдение
VEGAS

владеет

Pro,

необходимыми подростков

«горячими» клавишами;
-

Знает,

как

за
во

деятельностью

время

работы

в

программе;

произвести

«склейку»

фрагментов.
- Имеет представление о наложение звука на
видео;
- Владеет принципами построения сценария - Ответы подростков в ходе бесед,
видеоролика;

устных опросов;

- Правильно определяет освещение, ракурс -Наблюдение
и перспективу кадра;

за

практической

деятельностью ребенка.

- Умеет очищать звук от шума и сводить Наблюдение

за

деятельностью

несколько звуковых дорожек в одну;

подростков в программе VEGAS Pro.

- Использует в речи понятия, касающиеся

Ответы

достижений российского кинематографа;

устных опросов;

подростков

в

ходе

бесед,

- Знает ведущих российских режиссеров
современности;
-

Научился

монтировать

полноценный Наблюдение

видеоролик из подготовленных исходников;

за

деятельностью

подростков во время выполнения задач;

Умеет

-

опубликовать

ролик

под

стандартный форматом;
Форма фиксации достижений подростка - участника программы


Сертификат о получении знаний и умений.



Демонстрация и представление готового видеоролика.



Публикация видеоролика на соц. платформе;
Условия реализации программы
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей является

установка в компьютерном классе 7-9 компьютеров для подростков
и компьютерное рабочее место педагога с проекционным оборудованием; Минимальные
требования к техническим характеристикам компьютера следующие:


Процессор – Процессор: 6th Generation Intel Core i5 (or AMD equivalent)



Оперативная память – не менее 8 Gb;



Монитор, выполненный по стандарту безопасности TCO-99 – не менее 15 дюймов;



Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью – не менее 4 Gb;



Аудиокарта – не ниже Sound Blaster Vibra 16;



Жесткий диск – не менее 30 Гб;



Клавиатура;



Мышь;



Акустическая система;



Принтер на рабочем месте учителя;



Проектор на рабочем месте учителя;



Возможно объединение компьютеров в локальную сеть



Выход в Интернет



Операционные системы - Microsoft® Windows 10 | 11
Список литературы

1. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука. СПб.: Питер, 2003.
2. Молочков В.П. Основы видеомонтажа на примерах. СПб.: БХВ- Петербург, 2007.
3. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. М.:НТ Пресс, 2004.
4. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;
5. Кит Андердал sony vegas для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. – 368 с.;

6. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.;
7. Пивненко О.А. «AdobePhotoshop для школьников»(+ CD-ROM). – «БВХПетербург»,2009 .
– 288 с.
8. Левин Александр «Самоучитель AdobePhotoshop»- СПб «Питер», 2008 – 448с.
9. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.
10. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.:
Майор, 2004. – 208 с.
11. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. - М.: Мир, 2001 – 432 с. 15. Резников Ф.А.,
Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.: Триумф, 2002 - 528 с.
12. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73
с.
13. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.Изд.дом «Кнорус», 2008 – 223 с.
14. Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с.
Интернет ресурсы
https://videoshow.ru/how-to-mount-a-video-for-youtube.php
https://junior3d.ru/article/videomontazh.html
https://www.fotosklad.ru/expert/articles/kak-montirovat-video-priemy-montaza/
https://androidinsider.ru/obzory-prilozhenij/kak-smontirovat-video-na-android.html
https://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/byudzhet/novosti/kak_montirovat_video_dlya_youtube


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».