КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ» Рассмотрена на заседании методического совета Протокол № 03 от «28» августа 2024г. Принята на Педагогическом сове Протокол № 03 от «30» августа 2024 63 а 2024 г. Н. Ю. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности «Основы видеомонтажа» Возраст обучающихся: с 11 до 16 лет Срок реализации: 1 год. Составитель: Степанов Сергей Афанасьевич, педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы видеомонтажа » разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Программа реализуется в рамках творческой направленности. По уровню усвоения программа является общекультурной, по целевой установке – модифицированной. Программа «Основы видеомонтажа» даѐт общее представление о способах и средствах видеомонтажа на компьютере, о принципах создания видеороликов в сочетании с подвижной графикой, необходимом программно-техническом обеспечении и перспективах использования компьютерного видеомонтажа в различных областях деятельности. Структурно курс представляет собой две части. В первой части представлены теоретико-методологические проблемы становления и развития компьютерного видеомонтажа, а во второй части – собственно технология создания видеомонтажа. На практических занятиях обучающиеся освоят конкретную программу видеомонтажа Adobe Premier, на основе которой должны будут приготовить свой проект (видеоролик). Тему проекта обучающиеся выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем курса. Приобретя навыки и умения по использованию видеокамеры и программы видеомонтажа, обучаемые смогут применять их на других дисциплинах. Цель: научить приемам ведения фото- и видеосъемки дать понимание принципов построения и хранения изображений рассмотреть возможности обработки графических файлов научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя элементы графических программ научить монтажу видеофильмов программе Adobe Premier Задачи: Познакомить с оборудованием для компьютерного монтажа. Дать представление о способах и средствах видеомонтажа на компьютере. Рассмотреть принципы создания видеороликов в сочетании с подвижной графикой. Сформировать навыки по созданию и монтажу видеороликов. Познакомить со сферами практического использования компьютерного видеомонтажа. Содержание изучаемого курса: 1. Включает в себя знакомство с коллективом, с планом и графиком работы кружка. 2. Проводится полный инструктаж по технике безопасности при работе на компьютерах и с видеоаппаратурой. 3. Технология видеомонтажа 4. Учащиеся знакомятся с правилами ведения съемки, с принципом работы видеокамеры, с теоретическими основами видеомонтажа. 5. Спецэффекты 6. У детей совершенствуется процесс создания фильма через обучение создавать переходы и спецэффекты. 7. Экспорт видеофайлов 8. Знакомство с форматом видеофильмов, с процедурой авторинга. Запись и вывод готового фильма. Виды деятельности: обзорные и установочные лекции; самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, компьютерные практикумы; поддержка образовательной деятельности обучаемого с помощью телекоммуникационных средств и интернета; участие в творческих конкурсах. Ожидаемые результаты: Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях, при создании рекламной продукции. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиапрезентации. Полученные знания и умения являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области анимации, фото- и видеосъемки, видеомонтажа, трехмерного моделирования. В результате освоения курса учащиеся должны знать: особенности, достоинства и недостатки растровой графики особенности, достоинства и недостатки векторной графики методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели назначение и функции графических программ способы фото- и видеосъемки и монтажа сюжетов должны уметь: редактировать изображения в программе Adobe Photoshop (выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов – область, лассо, волшебная палочка, перемещать, дублировать, вращать выделенные области, редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления, сохранять выделенные области для последующего использования, монтировать фотографии, применять к тексту различные эффекты) редактировать изображения, используя инструменты программы CorelDraw (создавать рисунки из простых объектов-линий, дуг, окружностей, выполнять основные операции над объектами – удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях, закрашивать рисунки, используя различные виды заливок, работать с контурами объектов, создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории) вести фото- и видеосъемку (правильно выбирать точку съемки, строить композицию кадра, правильно использовать освещение, правильно использовать возможности съемочной техники) монтировать видеофильмы (производить захват видеофайлов, импортировать заготовки видеофильма, редактировать и группировать клипы, создавать титры, переходы, экспортировать видеофайлы) Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет и предназначена как для детей без отклонения в здоровье, так и для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих противопоказаний к данному виду деятельности. Нормы наполнения групп – 7 - 15 человек. Набор обучающихся - свободный. Обучающиеся должны иметь навыки работы с компьютером. Обучение по программе проходит в очной форме. Срок реализации программы 1 год обучения (72 часа). Занятия проводятся в соответствии с СаНПиН - 1раз в неделю по 2 академических часа (час по 40 минут) с динамическими паузами через 10-15 мин. Особенности организации образовательного процесса. Для успешной реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично поисковый; метод практической деятельности; метод проектной деятельности; метод проблемного обучения. Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; парные; Формы проведения занятий: • лекции; • практические занятия; • мастер-классы; • выставки; • соревнования. • Форма описания образовательных результатов Основные группы Формулировка образовательных результата Показатели результата результатов Личностные Способствовать Активно участвует в работе; повышению творческой активности ребенка, проявлению инициативы и любознательности; Оказывать помощь в Умеет работать в формировании мотивов к паре(команде); конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с участниками программы и педагогом; Способствовать Имеет повышению слушания, внимательности навык внимателен к ведении воспринимаемой активного диалога при и выполнении задач. информации; Метапредметные Способствовать изложению мнения и Выстраивает логические своего рассуждения, делает, умению умозаключения и собственные аргументировать свою выводы; точку зрения и оценку событий; Помогать ориентировать Умеет выбирать необходимую на использование информацию различных источников и систематизировать ее. получения информации при помощи онлайн- ресурсов. Способствовать пониманию значения Понимает важность важности подготовки перед съемочным подготовки процессом; перед съемкой. Предметные Познакомить с историей Знает ключевые моменты в кинематографа и истории телевидения; становления кинематографа; Познакомить с Ориентируется в интерфейсе интерфейсом программы программы Adobe Premier, и таблицей основных владеет сочетаниях необходимыми «горячих» «горячими» клавишами; клавиш. Ознакомить с Владеет принципами написания сценария построения видеоролика, видеоролика, правилами освещения, принципами сценария правильно выбора определяет освещение, ракурс ракурса перспективы и и перспективу кадра; для видеосюжета. Ознакомить инструментами выравнивания с Умеет очищать звук от шума и для сводить несколько звуковых звука в дорожек в одну; видео; Ознакомить с этапами Научился монтировать рендеринга и процессом полноценный видеоролик из публикации видеоролика; готового подготовленных исходников; Знает как опубликовать ролик под стандартным форматом; Содержание программы № Тема Краткое содержание темы п/п занятия занятия Количество часов контроля Всего Теория 2 2 Вводное Правила техники безопасности занятие. Работа на компьютере и правила Правила техники безопасности внутреннего распорядка Практика аудитории 1. Введение в Занятие начинается с истории 4 цифровое кино: кинематографа, 4 которая краткая история представлена слайд презентацией кинематографа из семи слайдов и небольшим и телевидения. видеофильмом, после просмотра которого у детей будет базовое представление об понятиях кинематографа. Учитывая контингент основных обучающихся, педагогу следует говорить эмоционально, высказывая собственное восхищение, внимание акцентировать на российских достижениях в данной области, которые прославились на весь мир. 2. Основы Теория по теме: «Основы 12 съемочного съемочного процесса. представлена в форме небольшой беседы и процесса» видеопрезентации. Детям будут показаны этапы, необходимые качественного для создания видеоролика. Один из главных этапов - это постановка цели и определение темы для Метод видеоролика. Но 4 8 необходимо учитывать сложность в определении темы для ролика ребенком, для того, чтобы этот этап не вызывал трудностей у детей, педагогом будет предложен список распространенных тем для видеороликов. Освоив азы съемочного процесса, у подростков будет возможность применить полученный теоретический материал на практике. 3. Аудиоэффекты в видеоролике. Adobe изначально 10 Premier разрабатывался как 4 6 6 12 мощный многодорожечный звуковой редактор. В связи с этим, есть множество продвинутых возможностей для работы с аудио. В начале занятия педагог расскажет о сервисах и сайтах, где дети могут бесплатно скачивать музыку и использовать ее в качестве фоновой музыки для создаваемых видео. Далее рассматривается аудио-эффектов После программы. рассмотрения эффектов у Окно детей возможность всех будет попробовать поработать с аудиоэффектами и звуком в своем видео. 4. Эффекты и их Начинается занятие со слайд- 18 виды в презентации, видеоэффектах об в встроенных программе видеомонтаже. Adobe Педагог Premier. перечисляет доступные видеоэффекты и описывает для чего они предназначены, а также показывает, как необходимые добавить эффекты на видеоролик или их удалить. В результате дети смогут легко добавить различные эффекты на свое видео, замедленную включая съемку и (SLOW MO). После теоретической части начинается практический этап занятия, на котором у детей будет возможность добавить понравившийся эффекты на свой готовый видеоматериал. 5. Основы Тема занятия включает в себя 10 цветокоррекции рассмотрение . цветокоррекция и грэйдинг. Эти этапы двух этапов: представлены в виде слайд-презентации, на которой будут подробно освещены все необходимые шаги для применения этих инструментов. Во время презентации, задавать наводящие демонстрации педагог будет обучающимся вопросы по теме презентации, а также подводить подростков к вопросу о том, какие способы переходов в видео уже им известны. В занятие включается также и практическая работа, на которой дети смогут 4 6 доработать свой материал. 6. Финальный монтаж. Главная цель занятия – монтаж, 10 то есть склейка полученных сцен в один видеоролик. занятие необходимо напоминания требований После Начать необходимых к видеосюжету. чего, подходящих с идет отбор видеокадров убираются — смазанные, пересвеченные и бракованные фрагменты видео. После этого материалы корректирует отбирает педагог — он смотрит на соответствие задачам и концепции, выбранной стилистике. Далее одобренное им передается После этого в обработку. осуществляется финальный монтаж. 10 7. Рендеринг и Заключительный публикация подразумевает проекта. публикацию этап 6 рендеринг 6 и готового видеоролика на предложенных площадках. На этапе рендеринга в большей степени работает техника, а не люди. Но перед этим процессом педагог расскажет, установить настройки как правильные проекта. После настройки и запуска рендеринга, у детей будет время, для выбора платформы видеоролика, для публикации которые будут представлены педагогом в виде слайда. В финале занятия публикуется готовый видеоролик ребенка. 8. ИТОГО 72 24 48 Методическое обеспечение Основные формы и методы, используемые в ходе реализации программы: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Коммуникативная деятельность: беседа, рассказ, обсуждение. Познавательно-исследовательская деятельность: иллюстрация теоретического материала через демонстрацию видеоматериалов, слайд презентаций, схем, фотографий, тестов. Практическая деятельность: выполнение заданий с использованием дидактического материала, реквизита, самостоятельная работа с дидактическими, печатными материалами. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: поощрение, одобрение и т. п. 3. Методы контроля (самоконтроля) за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устная проверка знаний, проверка практических умений. Информационно – методическое обеспечение: Видеоматериал программы: «Теория монтажа: монтаж по композиции», «Монтажные приемы», «Основы монтажных склеек, переходов», «Секреты вирусного контента», «Правильный рендеринг»; Слайд презентации: «Введение в цифровое кино - краткая история кинематографа, телевидения», «История появления видеомонтажа» «Техники, виды и приѐмы в видеомонтаже», «Импорт и экспорт в программе VEGAS Pro», «Основы цветокоррекции видео». Дидактические материалы: Плакат по технике безопасности за компьютером; Таблица «горячих» клавиш; Памятка по основам построения кадра; Памятка «Крупность кадра»; Компьютерные программы: Adobe Premier, пакет Microsoft office, Google Chrome; Интернет–сайты: https://fonts.google.com/knowledge, https://freemusicarchive.org/, www.wikipedia.org … Система диагностики и анализа образовательных результатов Наименование личностного образовательного результата: Показатели результата Способ оценки и диагностический инструмент Активно участвует в работе; Наблюдение за деятельностью ребенка на различных этапах реализации программы; - Умеет работать в паре(команде); Наблюдение за коллективной работой - Во время практической деятельности детей; использует творческий подход; Имеет навык активного внимателен при ведении диалога. - Демонстрирует постоянно бесед; заинтересованное Наблюдение отношение к своему проекту; -Старается слушания, Наблюдение за ребенком в процессе подростков за на деятельностью этапах реализации совершенствовать программы; свою работу; Наименование метапредметного образовательного результата: Показатели результата Способ оценки и диагностический инструмент Выстраивает делает, логические умозаключения рассуждения, Наблюдение и собственные подростков выводы; за во деятельностью время выполнения заданий; Понимает важность подготовки перед Наблюдение съемочным процессом; подростков за во деятельностью время выполнения заданий; Умеет выбирать необходимую информацию Наблюдение и систематизировать ее. за деятельностью подростков во время работы в за компьютером; Осознанно определяет направления Наблюдение профессиональной деятельности в будущем. за рассуждениями подростков касательно профессиональной темы курса; Наименование предметного образовательного результата: Показатели результата Способ оценки и диагностический инструмент - Ориентируется в интерфейсе программы Наблюдение VEGAS владеет Pro, необходимыми подростков «горячими» клавишами; - Знает, как за во деятельностью время работы в программе; произвести «склейку» фрагментов. - Имеет представление о наложение звука на видео; - Владеет принципами построения сценария - Ответы подростков в ходе бесед, видеоролика; устных опросов; - Правильно определяет освещение, ракурс -Наблюдение и перспективу кадра; за практической деятельностью ребенка. - Умеет очищать звук от шума и сводить Наблюдение за деятельностью несколько звуковых дорожек в одну; подростков в программе VEGAS Pro. - Использует в речи понятия, касающиеся Ответы достижений российского кинематографа; устных опросов; подростков в ходе бесед, - Знает ведущих российских режиссеров современности; - Научился монтировать полноценный Наблюдение видеоролик из подготовленных исходников; за деятельностью подростков во время выполнения задач; Умеет - опубликовать ролик под стандартный форматом; Форма фиксации достижений подростка - участника программы Сертификат о получении знаний и умений. Демонстрация и представление готового видеоролика. Публикация видеоролика на соц. платформе; Условия реализации программы Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей является установка в компьютерном классе 7-9 компьютеров для подростков и компьютерное рабочее место педагога с проекционным оборудованием; Минимальные требования к техническим характеристикам компьютера следующие: Процессор – Процессор: 6th Generation Intel Core i5 (or AMD equivalent) Оперативная память – не менее 8 Gb; Монитор, выполненный по стандарту безопасности TCO-99 – не менее 15 дюймов; Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью – не менее 4 Gb; Аудиокарта – не ниже Sound Blaster Vibra 16; Жесткий диск – не менее 30 Гб; Клавиатура; Мышь; Акустическая система; Принтер на рабочем месте учителя; Проектор на рабочем месте учителя; Возможно объединение компьютеров в локальную сеть Выход в Интернет Операционные системы - Microsoft® Windows 10 | 11 Список литературы 1. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука. СПб.: Питер, 2003. 2. Молочков В.П. Основы видеомонтажа на примерах. СПб.: БХВ- Петербург, 2007. 3. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. М.:НТ Пресс, 2004. 4. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.; 5. Кит Андердал sony vegas для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. – 368 с.; 6. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.; 7. Пивненко О.А. «AdobePhotoshop для школьников»(+ CD-ROM). – «БВХПетербург»,2009 . – 288 с. 8. Левин Александр «Самоучитель AdobePhotoshop»- СПб «Питер», 2008 – 448с. 9. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с. 10. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.: Майор, 2004. – 208 с. 11. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. - М.: Мир, 2001 – 432 с. 15. Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.: Триумф, 2002 - 528 с. 12. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73 с. 13. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.Изд.дом «Кнорус», 2008 – 223 с. 14. Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с. Интернет ресурсы https://videoshow.ru/how-to-mount-a-video-for-youtube.php https://junior3d.ru/article/videomontazh.html https://www.fotosklad.ru/expert/articles/kak-montirovat-video-priemy-montaza/ https://androidinsider.ru/obzory-prilozhenij/kak-smontirovat-video-na-android.html https://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/byudzhet/novosti/kak_montirovat_video_dlya_youtube