Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Доме творчества Октябрьского образовательные района города Улан-Удэ организованы услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности. Дополнительная образовательная программа «Вокальное мастерство» для детей школьного возраста направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей от 7 до 12 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в интеллектуальном, совершенствовании. Настоящая духовно-нравственном, физическом программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного осуществляющими обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г Программа «Вокальное мастерство» разработана на основе авторской программы педагога дополнительного образования Байрамовой Лейлы Нагиевны. Образовательная программа «Вокальное мастерство» имеет художественно – эстетическую направленность и общекультурный уровень освоения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм богатстве еѐ форм и жанров. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыкальной культуре, раскрытии в детях разносторонних способностей.Данная программа особенно актуальна на сегодняшний день, т.к. базируется на анализе педагогического опыта и на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализовываться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия», направленная на духовное развитие обучающихся. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальное мастерство» относится к художественной направленности, ориентируя обучающихся на приобщение к музыкальной культуре и творческой деятельности. Новизна программы в том, что она разработана для детей и подростков , которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Вокальное мастерство» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, педагогического что в ней воздействия представлена на структура формирование индивидуального певческих навыков обучающихся. Педагогическая целесообразность образовательной программы ―Вокальное мастерство‖ определена тем, что ориентирует обучающегося на приобщение к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков данного вида творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей. Пение является, одним из самых действенных способов обратится к творческому началу в каждом человеке. Для детей и подростков совместная творческая деятельность является ключом к социальной адаптации в обществе. Изучение культурного наследия традиций разных стран развивает в детях толерантное, уважительное отношение, как к ценностям своей страны, так и к ценностям других народов. Отличительная особенность программы том, что она «Вокальное мастерство» в предназначена для ознакомления ребят с миром песни, музыки, чувств и настроений. Через музыку и пение, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться. Дети пробуют свои силы в разных музыкальных жанрах, выбирают приоритетное направление в котором могут максимально реализовать себя. Адресат программы Программа составлена для детей от 7 до 12 лет, не владеющих музыкальными и вокальными данными, но желающих научиться петь. Особенности организации образовательного процесса (Формы организации образовательного процесса и виды) Особенности в том, что программа включает многообразие форм музыкальной деятельности: музыкальные викторины, тематические вечера, открытые занятия, музыкальные гостиные, конкурсы, фестивали, театрализованные представления, концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми. В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Форма занятий – групповая. Количество учащихся в группе от 12 до 15 человек. Программный курс предполагает 1 год обучения- 144 ч ; 2 год обучения- 216 часов в течение учебного года обучение вокальному мастерству с недельной нагрузкой, соответствующей времени обучения ребенка в студии. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Гитарная песня» Программа рассчитана на 2 года 1-ый год обучения – ознакомительный (стартовый) уровень; 2-ой год обучения – базовый уровень; Объем и сроки реализации программы : Режим занятий - продолжительность академического часа - 40 минут; 1 год – 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год – 2 раза в неделю по 2 часа. ЦЕЛЬ программы «Вокальное мастерство» - приобщение ребѐнка к искусству сольного пения и пения в вокально-хоровой студии, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач ЗАДАЧИ: Предметные Формировать умения и навыки ансамблевого и хорового исполнения: умения слушать партнера; умения координировать свое исполнительское действие с ним; умения достигать ритмического и темпового единства; Обучаться навыкам музицирования вокально-хорового жанра. . Метапредметные Развивать музыкальный слух. Развивать эмоциональную выразительность при исполнении музыкальных произведений. Развивать музыкальную память, речевой аппарат. Развивать фантазию, воображение, музыкальное мышление, способность к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром. Развивать координированные совместные действия, развивать чувства ансамбля между исполнителями. Развивать музыкально-эстетический вкус Личностные Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, уважительное отношение к музыкальным предпочтениям других людей). Воспитать усидчивость, самостоятельность, трудолюбие. Приобщить детей к здоровому образу жизни и гармонии тела. Формировать нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Количество часов в год всего теория практика Содержание Вводное занятие 2 I Пение-вид музыкальной деятельности 30 15 15 II Формирование детского голоса 30 15 15 III Разучивание музыкальных произведений 15 15 IV Концертная исполнительская деятельность 52 26 26 Итого: 144 71 71 30 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения № Тема Вводное занятие Содержание программы Введение в образовательную программу. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности голосового аппарата. Экскурс в историю музыки и вокального искусства. I Пение-вид музыкальной деятельности Теория: Знакомство учащихся с основами певческого искусства и вокальными жанрами; Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Понятие сольное и ансамблевое пение. Практика: Диагностика. Прослушивание детского голоса; Знакомство с правилами охраны голоса; Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Разучивание вокально-певческих упражнений; Упражнения на дыхание по методу А.Н. Стрельниковой, Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Часики», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». II Формирование Теория: Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука детского голоса (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Практика: Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания Упражнения первого уровня III Разучивание Теория: Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ музыкальных особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, произведений ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Работа с эстрадной песней. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Практика: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Исполнение народной песни в сопровождении ударных инструментов (ложки, бубны, барабаны) IV. Концертная исполнительская Теория Эстетика внешнего вида ансамбля. Соблюдение норм и правил этикета сцены, жанровых особенностей деятельность мероприятия. (классика, эстрада, фольклор и т.д.) Контакт со зрителем. Работа над задачами, как заинтересовать зрителя своим выступлением (совокупность всех средств выразительности исполнения, подбор репертуара, соответственно возрастной категории зрителя, декорации, костюмы и т.д должны соответствовать данному выступлению) Эмоциональный настрой исполнителя, уверенность на сцене, достижение авторского замысла произведения. Практика: Работа с ведущими над речевой дикцией, походкой, жестами и т.д. Работа с участниками театрализованного действия. Работа во всех музыкальных жанрах и направлениях концертной программы. Подготовка сценических костюмов . Работа над особенностями выступления музыкального коллектива в разных концертных залах. Поведение участников ансамбля во время выступления. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения Количество часов в год всего теория практика Содержание Вводное занятие 2 I Вокально-хоровая работа 54 27 27 II Музыкальная грамота 54 27 27 III Подготовка к концертной деятельности 52 26 26 IV Концертная деятельность 54 27 27 Итого: 216 107 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 107 2 год обучения № Содержание программы Тема Вводное занятие Введение в образовательную программу. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности голосового аппарата. Экскурс в историю музыки и вокального искусства. I Вокальнохоровая работа Теория: Знакомство учащихся с основами вокального хоровыми жанрами; Экскурс в историю музыкально - хорового искусства Практика: Вокально-песенные жанры Работа над вокальными голосами и партиями разучиваемых произведений Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ еѐ текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Композиторская песня- беседа об исторической эпохе, в которой жили и живут композиторы. Отличие песни народной и композиторской. Современная эстрадная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Исполнительское мастерство Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. II Музыкальная грамота Теория: Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной грамоты». Практика: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Простейшие жанры музыки:– песня, танец, марш. Понятие «звуковысотность», «длительность». Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. III Подготовка к Теория: Основные правила поведения на концертной площадке: (выход, концертной выступление, уход со сцены и др.). Грим, костюм, обувь. деятельности Практика: Работа с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звуко - усилительное оборудование. Сценический мониторинг. Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем. Эмоциональный настрой исполнителей. Дисциплина и поведение участников ансамбля Эмоциональный настрой исполнителя, уверенность на сцене, достижение авторского замысла произведения. Работа с ведущими над речевой дикцией, походкой, жестами и т.д. Работа с участниками концертно- театрализованного действия. Работа во всех музыкальных жанрах и направлениях концертной программы. IV Концертная деятельность Теория Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения, исполнительских штрихов. . Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Практика Пение оригинальных народных песен, пение обработок народных песен с сопровождением музыкальных инструментов. (ложки, бубны, барабаны) Эстетика внешнего видана сцене (выбор костюма, соответственно тематике концерта, произведения или тематики мероприятия). Актѐрское мастерство исполнителя: Формирование понятия «художественный образ». Работа над созданием образа и воплощением авторского замысла. Работа над дикцией, сценической культурой речи, работа над мимикой и жестами исполнителя. Контакт со зрителем Работа над задачами, как заинтересовать зрителя своим выступлением (совокупность всех средств выразительности исполнения, подбор репертуара, соответственно возрастной категории зрителя, декорации, костюмы и т.д должны соответствовать данному выступлению) Технические репетиции Работа с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звуко - усилительное оборудование Работа со светом, Работа с реквизитом. Программный репертуар: 1 год обучения (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Дождик» сл. Е. Щипотьева, муз.Ю. Кудинова 2. «Спой эту песню» А. Пряжников 3. «Чунга -Чанга» сл. Ю. Энтина, муз.В .Шаинского 4. «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов 5. «Голубой вагон» сл. Э.Успенский, муз. В. Шаинский 6. «Песенка мамонтенка» В. Шаинский, Д.Непомнящая 7. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский 8. «Песня о земной красоте» Я.Дубравин, М.Пляцковский 9. Народные песни : «Во кузнице», «Блины», «По малинку» 10. «Росиночка-Россия» сл. И. Шевчук, муз. Е. Зарицкой Программный репертуар: 2 год обучения 1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов 2. «Балалайка» Татьяна Морозова 3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов 4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы 5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова 6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова 7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы 8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников 9. «Новый год» Ал. Ермолов 10.«Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М. 11.«Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова 12.«Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова 13.«Рождественская песенка» 14.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников Предполагаемые результаты реализации программы: 1 год обучения Учащиеся должны знать: Знать, что пение это вид музыкальной деятельности Знать строение голосового аппарата и правила охраны голоса Знать и определять понятие и виды певческого дыхания Знать понятия: артикуляция, дикция, произношение. Знать понятия : ритм и мелодия Знать произведения русских, отечественных композиторов Учащиеся должны уметь: Уметь различать сольное пение и пение в коллективе (хор, ансамбль) Уметь применять на практике правила по охране голоса Уметь выполнять вокальные упражнения и игры Уметь различать песни народные и эстрадные Уметь выполнять простые ритмические сопровождения в песне(ложки, бубны, барабаны) Уметь чисто интонировать мелодию произведения 2 год обучения Учащиеся должны знать: Знать средства музыкальной выразительности. Понимать и определять дирижерский жест Знать, что такое певческая установка Знать понятия: унисон, двуголосие Знать понятия и определять виды ритма, виды темпа и динамики Учащиеся должны уметь: Уметь применять средства музыкальной выразительности во время исполнения песни Уметь чисто интонировать мелодию и петь на цепном дыхании Уметь петь как под фонограмму, так и аккапельно Уметь петь выразительно, осмысленно , эмоционально Обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью Испытывать потребность к певческой деятельности Оценочные материалы Способы определения результативности: систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование; участие в концертных программах; участие в конкурсах различного уровня; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Общие критерии оценивания результатов Владение знаниями по программе. Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. Уровень воспитанности и культуры учащихся. Творческий рост и личностные достижения воспитанников. Способы контроля результатов Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, апрель), в конкурсах, фестивалях, смотрах. Диагностика музыкальных способностей обучающихся, теоретических и практических навыков. Входная диагностика Теоретическая подготовка Практическая подготовка Определить музыкальный жанр марш Звуко Чувст Чу Арт вы во вст икул сотны темпа во яцио й и лад нная слух метра а мот орик а Танец Музыкальные способности Эмоциона льная отзывчив ость песня № Фамил ия имя Ср. б Исполнен ие фрагмент а музыкаль ного произведе ния 1 2 3 4 Мониторинг музыкальных умений и навыков обучающихся в системе дополнительного образования. Промежуточная диагностика № Фами лия имя Теоретическая подготовка Понят Понят Поня Понят ие ие тие ие «Ритм «Лад» «Дин «темп » амик » а» Практическая подготовка Ср. Определ Опре Дыхан Дикция Эмоциона б ение делен ие льность ритма в ие муз. мелод исполнен жанре ическ ия ого слуха Достижение музыкального образа Выразительность произношения Цепное дыхание Исполнен В ритме вальса Исполнение фрагмента песни Исполнение музыкальных фрагментов Дыхание по фразам Медленно Быстро ТихоГромко Минор Мажор Неровный ритм Ровный ритм 1 2 3 Мониторинг музыкальной теоретической и практической подготовки обучающихся в системе дополнительного образования Итоговая диагностика. Практическая подготовка Интонационная чистота исполнения песни Чувст Чувств Дикц ритма динами ия и ки при темпа пении Эмоц ионал ьная отзыв чивос ть Хор Оркестр Жанры вокальн ой музыки. Ансамбль Теоретическая подготовка Знание Средств музыкал а ьных музыкал термино ьной в выразит ельност и. Дуэт № Фами лия имя 1 2 3 Методические материалы Чтобы успешно осуществить планирование учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать принципы и методы педагогического моделирования. К числу основополагающих целей и правил формирования модельных представлений о воспитательном и образовательном процессе относятся: С р. б Принципы: - единство технического и художественно – эстетического развития обучающегося; - постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения; - использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; - принцип эмоционального положительного фона обучения; - индивидуальный подход к учащемуся. Методы: Метод демонстрации, наглядный: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов. Словесный метод: объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.; Метод разучивания: по фразам, по куплетам, в целом виде. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчѐркивать лучшие моменты выступления. Метод практический: участие в конкурсах и смотрах, фестивалях, выступления на концертах, репетиции, самостоятельная работа, использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала. Метод репродуктивный метод показа и подражания. Метод проблемный: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. Занятия проходят со всей группой, по подгруппам, индивидуально (в рамках группового занятия). Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация мною-педагогом эстрадной манеры пения. Занятие строится по схеме: – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – работа над произведением; - концертная постановка номера; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подобран с учѐтом возрастных особенностей участников студии и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой. Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, динамичная, яркая, разнообразная по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчѐт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фото видео материала из выступлений студии. Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется мною во время групповых занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения № Тема Форма Методы и Использованные Формы организац приемы материалы подведения итогов ии занятия Вводное лекция, занятие беседа. Методы: словесный, наглядный Оборудование:компьютер, обсуждение мультимедийный проектор .Методические материалы: Приемы: инструкции по технике показ иллюстраций, объяснение. I Пение-вид музыкальной деятельности безопасности, видеоматериалы. беседа, Методы: Оборудование: обсуждение практическ словесный, музыкальный центр, анализ мастер- ое занятие, наглядный, мультимедийный класса, мастер- практический. проектор, компьютер, класс. Приемы: показ педагога, объяснение. микрофон. контрольное задание. Методические материалы: учебные пособия. фонограммы (диски). II Формирован практическ ие детского ое занятие, голоса Методы: наглядный, мастер- практический, класс. репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая III Разучивание практическ Оборудование:мультимед ийный проектор, компьютер, музыкальный центр. Методические обсуждение, анализ мастеркласса. контрольное задание. материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). работа. учебные пособия. Методы: Оборудование: обсуждение. музыкальных ое занятие, словесный, музыкальный центр, произведений репетиция. наглядный, микрофон, компьютер. практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, Методические материалы: фонограммы (диски). учебные пособия. объяснение, практическая работа. IV Концертная исполнитель ская беседа, Методы: Оборудование: обсуждение. практическ словесный, компьютер, музыкальный контрольное ое занятие, наглядный, центр, микрофон, задание, Методические анализ участия в материалы: праздничных деятельность репетиция. практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, видеоматериалы, концертах. фонограммы (диски). объяснение, практическая работа. II. Методические рекомендации по развитию артикуляционного аппарата и дикции у детей младшего школьного возраста. По словам известного фониатора И.Левидова «пение – это музыкальная речь». Поэтому одним из важных вопросов вокальной педагогики является воспитание хорошей дикции у певцов, особенно у детей младшего школьного возраста. Исполнительские качества певца во многом зависят от того, насколько полно и выразительно доносит он до слушателя текст произведения. Между тем многие певцы, к сожалению пренебрегают хорошей дикцией, слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене. Методика развития артикуляционного аппарата и дикции детей 1 год обучения Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника. Цель: Развитие артикуляционной моторики, выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Воспитанникам предлагается смотреть на педагога, как я выполняю, и повторять за мной движения. Можно использовать видео материал (проектор- экран), можно наглядное пособие. Наглядно- дидактический материал: Дикционные упражнения Цель: развитие артикуляционной моторики, освобождение от зажимов, мышечного напряжения. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие специальные упражнения: 1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в 2 пальца 2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки: Ааааааа, Яяяяяяя, Ооооооо – расстояние в 2 пальца Ёѐѐѐѐѐѐѐ – расстояние в 1 палец, Иииииии – рот слегка прикрыт Дикционные упражнения. Гласные звуки с голосом. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения. Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков. Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков А–Э–И–О–У И–Э–А–О–У–Ы О –У – А – И – Ы – Э А–О- Э-У–И-Ы Дикционные упражнения. Работа над парными согласными Цель упражнения: В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной. Вырабатывая навыки правильной дикции, не забывайте также о выразительности и мелодичности речи! 1.Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п. Звуки короткие, без лишних призвуков 2. Перечисляем слоги: пи, пэ, па, по, пу би, бэ, ба, бо, бу Звук «б» — звонкий, 3. В конце слогов добавляем согласный звук: пип, пэп, пап, поп, пуп биб, бэб, баб, боб, буб В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п» 4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д 5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф 6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к Работа над свистящими и шипящими согласными. Цель упражнения: В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной. 1. На долгом выдохе тянуть звуки: с-с-с-с-с-с- з-з-з-з-з-з ш-ш-ш-ш-ш -ж-ж-ж-ж-ж-ж ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч2. Произносим слоги, согласные – короткие: Са — сэ — си-со-су За-зэ – зи – зо – зу Ша –шэ – ши – шо –шу Жа – жэ – жи – жо – жу Ца – цэ – ци – цо – цу Ча – чэ – чи – чо — чу На примере скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в игровой форме звуков. отработать произношение шипящих и свистящих 3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно Саз – сэз – сиз – соз – суз Зас – зэс – зис – зос – зус Шаж – шэж – шиж – шож – шуж Жаш – жэш – жиш – жош – жуш Меетодика развития артикуляционного аппарата и дикции детей 2 год обучения Цель: развитие уровня сформированности вокальной и речевой дикции и артикуляции. Были разработаны критерии оценивания на основе выявленных нами часто встречающихся нарушений дикции. А именно: •Пропуск звуков (в начале, середине слов, в конце – «замыкание»); •Замена звуков; •Искажение звуков (язычных, свистящих, шипящих); •Вялая артикуляция. песенка «Считалочка» Ю. Слонова, слова П. Воронько (рис. 1) и три скороговорки. Песня имеет несложную мелодию, тесситурно удобную для детей младшего школьного возраста, но ее текст содержит определенные трудности для артикуляции. К ним относятся: правильное произношение язычных, шипящих, свистящих звуков, их чередование в одной фразе, необходимость четкого замыкания слов на «неудобные» звуки (р, х, т, й). Таким образом, она подходит для диагностирования уровня развития дикции и артикуляции – мелодия легко запоминается, что не отвлекает внимание учащихся от текста песни. После пропевания песенки для более глубокой диагностики мы предложили детям проговорить приведенные ниже скороговорки в удобном для них темпе, поставив перед этим задачу максимально правильно произнести текст. •Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Первая скороговорка помогает выявить нарушения артикуляции при произнесении язычных звуков «р» и «л». •Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Вторая скороговорка помогает выявить такое нарушение дикции как пропуск звуков в начале, в середине и конце слов, которое чаще всего проявляется при чередовании парных глухих и звонких согласных. В данной скороговорке сложность представляет чередование звуков «б» -«п», «г» - «к». •Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Третья скороговорка помогает выявить нарушение дикции и артикуляции при произношении шипящих и свистящих звуков. В данной скороговорке трудность представляют чередование звуков «с» и «ш». По результатам диагностики выявлен уровень развития каждого из выделенных компонентов навыка вокальной артикуляции. Таким образом, диагностика выявила, что учащиеся младшего школьного возраста имеют проблемы с дикцией, что, в свою очередь требует коррекции со стороны педагога. Методика развития артикуляционного аппарата и дикции детей 2 год обучения Цель: развитие артикуляции и дикции обучающихся в работе голосового аппарата. Изучить и выделить значение и роль артикуляции и дикции, как одних из важнейших элементов вокальной техники. Вопрос №1 Певческая артикуляция – а)это звуковой объѐм, который может охватить певец. б)работа органов речи при произнесении звуков. в)скорость движения музыкального произведения. Вопрос № 2 При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата: а)изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нѐба б)увеличивается степень раскрытия рта. в)напрягаются все органы дыхания. Вопрос № 3 Основой пения являются: а) согласные б)гласные Вопрос № 4 Правила певческой орфоэпии: а)Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним. Пример: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я. б)Согласные пропеваются как пишутся. Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я. Вопрос № 5 "Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук "---------удержать его там, уперев у корня верхних резцов... " - высказывания педагога Витта. а) «вперед» б)«в маску» в)«вниз» Вопрос №6 Дикция - это " и а)четкое, ясное произношение согласных звуков. б)четкое, ясное произношение гласных и согласных звуков. в)четкое, ясное произношение гласных звуков. Вопрос №7 Основная причина плохой дикции - это а)хорошо разработанный, свободный артикуляционный аппарат. б)вялость артикуляционного аппарата. в) зажатая нижняя челюсть Вопрос №8 К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? а)певческие навыки. б) часть голосового аппарата, который усиливает звук. Вопрос №9 Верхние резонаторы - это а)все полости, лежащие выше голосовых складок: надскладочный отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости. б)трахея и крупные бронхи. в) нижняя челюсть Вопрос №10 Нижние резонаторы - это а)мягкое и твѐрдое нѐбо б)все полости, лежащие выше голосовых складок: надскладочный отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости. в)трахея и крупные бронхи. Проверь себя: Вопрос № 1 (б), вопрос № 2(а,б), вопрос № 3(б), вопрос № 4 (а), вопрос № 5 (б), вопрос № 6 (б), вопрос № 7(б,в), вопрос № 8 (б), вопрос № 9 (а), вопрос № 10(в), вопрос № 11(в). Диагностика речи, звуков и дикции. Практические задания Цель: Развитие речи, звуков и дикции у обучающихся. Проверить артикуляцию (активная. свободная или вялая), интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов, качество произношения звуков речи, разборчивость слов, дикцию. Рекомендации: Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, С помощью скороговорок детей так же учат управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения, развивают память и воображение. Задание 1. Прочитайте стихотворение В. Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию. Мы едем вдоль моря, вдоль моря, вдоль моря.. По берегу - снег, и песок, и кусты; Меж морем и небом, просторы узоря, Идет полукруг синеватой черты. Задание 2. Прочитайте скороговорку. Для того, чтобы добиться четкого произнесения, первым делом представьте смысловой видеоряд, вникая в содержание, и уже затем произнесите ее с постепенным ускорением темпа. а). Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке. б) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Задание 3. Прочитайте скороговорку, и уже затем произнесите ее с постепенным ускорением темпа (три раза) а) На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. б) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. Отчѐтливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности музыкального образа. Причиной нечѐткости дикции может быть вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата языка, губ, нижней челюсти, недостаточное раскрытие рта, скованности мышц лица и шеи. В ансамблевом пении используется одна и та же техника, независимая от пения соло или пения в группе. В основе ансамблевого пения лежит умение певцов исполнять музыкальный материал одновременно и слитно. Чтобы все голоса в ансамбле хорошо взаимодействовали друг с другом необходимо регулировать динамику, дикцию и фразировку. При этом изменяется не техника, а степень индивидуальной вокальной выразительности. Единая манера пения достигается и за счѐт идентичности в артикуляции гласных и согласных звуков, т.е. умения петь одинаково с двигательной точки зрения. Диагностика дикции у ребѐнка, особенно на начальном этапе обучения важна и взаимосвязана с перспективой вокально-интонационного, выразительного исполнения музыкального произведения, способствует осмысленному пению. III.Изучение уровня эмоциональной отзывчивости к восприятию музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального художественных произведения, способность к переживанию в форме образов, способность к творческому воображению. Н.А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке. В предложенной Б.М. Тепловым структуре музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, является центром музыкальности, главный ее признаком. Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные - пластические движения, цвет, рисунок. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения № Тема Форма Методы и организации приемы Использованные Формы материалы подведения занятия 1. Вводное лекция, занятие беседа. итогов Методы: словесный, наглядный Оборудование:компьютер, обсуждение мультимедийный проектор .Методические материалы: Приемы: инструкции по технике показ иллюстраций, объяснение. 2. Вокальнохоровая работа безопасности, видеоматериалы. беседа, Методы: Оборудование: обсуждение практическое словесный, музыкальный центр, анализ мастер- занятие, наглядный, мультимедийный класса, мастер- практический. проектор, компьютер, класс. Приемы: показ педагога, объяснение. микрофон. Методические материалы: учебные пособия. контрольное задание. фонограммы (диски). 3. Музыкальна практическое я грамота занятие, Методы: наглядный, мастер- практический, класс. репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая 4. Подготовка к концертной деятельности Оборудование:мультимед ийный проектор, компьютер, музыкальный центр. Методические обсуждение, анализ мастеркласса. контрольное задание. материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). работа. учебные пособия. беседа, Методы: Оборудование: практическое словесный, занятие, наглядный, репетиция. практический, обсуждение. музыкальный центр, микрофон, компьютер. Методические репродуктивный. материалы: Приемы: фонограммы (диски). показ педагога, учебные пособия. объяснение, практическая работа. 5. Репетиции и концертные выступления беседа, Методы: Оборудование: обсуждение. практическое словесный, компьютер, музыкальный контрольное занятие, наглядный, центр, микрофон, задание, Методические анализ участия в материалы: праздничных репетиция. практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. видеоматериалы, фонограммы (диски). концертах. 6. Итоговое практическое занятие занятие, концерт. Методы: Оборудование: обсуждение, практический, видеокамера. компьютер, анализ репродуктивный мультимедийный просмотра проектор, музыкальный видеоматериала, центр, микрофон. анализ Приемы: практическая итогового работа. выступления ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей. Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в приобретении костюмов для выступлений. Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей. Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Педагогические наблюдения. Открытые занятия с последующим обсуждением. Итоговые занятия. Концертные выступления. Конкурсы, фестивали, смотры. Календарный учебный график Год обучени я Дата начала обучения 1 год 2 год Дата окончания обучения Всего учебных недель Количест во часов в год Режим занятий Сроки промежуто чной аттестации Сроки итоговой аттестаци и 02.09.2024г 27.05.2025г 36 144 ч 11 – 15 января 12-22 мая 02.09.2024г 28.05.2025г 36 216 ч 2 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа 11 – 15 января 12-22 мая Методическое и материально-техническое обеспечение Информационно-методическое обеспечение: Обучающие схемы. Сборники авторских и эстрадных песен; Подборка песенного репертуара из периодических изданий; Электронные носители (диски); Интернет-ресурсы: www.ateusclub.ru www.akkords.net www.pesnibardov.ru Материально-техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие концертного зала и сцены. 3. Синтезатор. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 8. Шумовые (ударные, барабаны, ксилофон, кастоньеты) 9. Нотный материал, подборка репертуара. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 11. Записи выступлений, концертов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: Документы и материалы: 1. Закон Российской Федерации ―Об образовании‖ 2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей. Сборники: 1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985. 2. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007. 3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002. 4. Сухомлинский В.А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. Книги: 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983. 2. Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. 3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 4. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 5. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 Вопросы вокальной педагогики. – М., 199 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972. 9. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965 10. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1977. 11. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972. 12. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970. 13. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967. 14. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977. 15. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987. 16. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002. 17. Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000. 18. Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981. 19. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988. 20. Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008. Список литературы для детей 1.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987. 2.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978. 3.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986. 4.Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980. Репертуарные сборники 1. «Детям нужен мир». М. 1982г. 2.«Дружат дети всей земли». М. 1981г. 3.«Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г. 4.«За плетнѐм плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г. 5.«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г. 6.«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г. 7.«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г. 8.«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г. 9.Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г. 10.Бойко Р.Г. «Весѐлое утро». М. 1977г. 11.Ю.Юнкеров «Цвети Ямал!»/ ГУП ЯНАО «Красный север». Список полезных интернет – ресурсов. 1. http://www.mp3sort.com / 2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm 3. http://forums.minus-fanera.com/index.php 4. http://alekseev.numi.ru / 5. http://talismanst.narod.ru / 6. http://www.rodniki-studio.ru / 7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 8. http://www.lastbell.ru/pesni.html 9. http://www.fonogramm.net/songs/14818 10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm 11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index / 12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru /?lzh1ed 13. http://www.notomania.ru/view.php ?id=207 14. http://notes.tarakanov.net / 15. http://irina- music.ucoz.ru/load