ДОП Фомина Вокальное мастерство тит с печ 2024

Раздел 1
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
родителей

(законных

представителей)

воспитанников,

в

муниципальном

бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Доме
творчества

Октябрьского

образовательные

района

города

Улан-Удэ

организованы

услуги, выходящие за рамки основной образовательной

деятельности.
Дополнительная образовательная программа «Вокальное мастерство» для
детей

школьного возраста

направлена на удовлетворение образовательных

потребностей детей от 7 до 12 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей

в

интеллектуальном,

совершенствовании. Настоящая

духовно-нравственном,

физическом

программа разработана в соответствии

со

следующими нормативными документами:
Настоящая

программа разработана в соответствии

со следующими

нормативными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся";
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);


Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования
и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015
г.;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы
 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования
и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015
г.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09
от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении

Порядка

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391«Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ».
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические

нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ №
143 от «05» 06 2024 г
Программа «Вокальное мастерство» разработана на основе авторской
программы

педагога

дополнительного

образования

Байрамовой

Лейлы

Нагиевны.
Образовательная программа «Вокальное мастерство» имеет художественно –
эстетическую

направленность и общекультурный уровень

освоения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса
умений,

совершенствованию

певческих

навыков,

помогает

реализовать

потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является
не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и
развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во
всѐм богатстве еѐ форм и жанров.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом

развитии

обучающихся,

приобщении

их

к

музыкальной культуре, раскрытии в детях разносторонних способностей.Данная
программа особенно актуальна на сегодняшний день, т.к. базируется на анализе
педагогического опыта и на анализе детского и родительского спроса на
дополнительные образовательные услуги. Пение является весьма действенным
методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы актерского мастерства.

Именно для того, чтобы

ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих
вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, самореализовываться в творчестве, научиться голосом передавать
внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного

образования детей «Вокальная студия», направленная на духовное развитие
обучающихся.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальное мастерство»
относится к художественной направленности, ориентируя обучающихся на
приобщение к музыкальной культуре и творческой деятельности.
Новизна программы в том, что она разработана для детей и подростков ,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не
только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных
условиях программа «Вокальное мастерство»

- это механизм, который

определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога
дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений
и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую
очередь

в

том,

педагогического

что

в

ней

воздействия

представлена
на

структура

формирование

индивидуального

певческих

навыков

обучающихся.
Педагогическая

целесообразность образовательной

программы

―Вокальное мастерство‖ определена тем, что ориентирует обучающегося на
приобщение к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и
навыков данного вида творчества в повседневной деятельности, улучшение
своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого
продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного
процесса, значительно расширяют кругозор детей.
Пение является, одним из самых действенных способов обратится к творческому
началу в каждом человеке. Для детей и подростков совместная творческая
деятельность является ключом к социальной адаптации в обществе. Изучение
культурного наследия традиций разных стран развивает в детях толерантное,
уважительное отношение, как к ценностям своей страны, так и к ценностям
других народов.

Отличительная особенность программы
том, что она

«Вокальное мастерство» в

предназначена для ознакомления ребят с миром песни, музыки,

чувств и настроений. Через музыку и пение, ребенок может раскрывать свой
внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться. Дети пробуют свои
силы в разных музыкальных жанрах, выбирают приоритетное направление в
котором могут максимально реализовать себя.
Адресат программы
Программа составлена для детей от 7 до 12 лет, не владеющих музыкальными и
вокальными данными, но желающих научиться петь.
Особенности организации образовательного процесса
(Формы организации образовательного процесса и виды)
Особенности в том, что программа включает многообразие форм музыкальной
деятельности: музыкальные викторины, тематические вечера, открытые занятия,
музыкальные гостиные, конкурсы, фестивали, театрализованные представления,
концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми.
В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и
подросткового

певческого

голоса,

и

слуха

в

благоприятной

среде,

способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению
здорового голосового аппарата учащихся.
Форма занятий – групповая. Количество учащихся в группе от 12 до 15
человек. Программный курс предполагает 1 год обучения- 144 ч ; 2 год
обучения- 216 часов в течение учебного года обучение вокальному мастерству с
недельной нагрузкой, соответствующей времени обучения ребенка в студии.

Уровень программы, объем и сроки реализации
дополнительной общеразвивающей программы «Гитарная песня»
Программа рассчитана на 2 года
1-ый год обучения – ознакомительный (стартовый) уровень;
2-ой год обучения – базовый уровень;

Объем и сроки реализации программы :
Режим занятий - продолжительность академического часа - 40 минут;
1 год – 2 раза в неделю по 2 часа;
2 год – 2 раза в неделю по 2 часа.
ЦЕЛЬ программы «Вокальное мастерство» - приобщение ребѐнка к
искусству сольного пения и пения в вокально-хоровой студии, развитие
мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств. В ходе
достижения цели предполагается решение следующих основных задач
ЗАДАЧИ:
Предметные


Формировать умения и навыки ансамблевого и хорового исполнения:



умения слушать партнера;



умения координировать свое исполнительское действие с ним;



умения достигать ритмического и темпового единства;



Обучаться навыкам музицирования вокально-хорового жанра. .

Метапредметные
 Развивать музыкальный слух.
 Развивать эмоциональную выразительность при исполнении музыкальных
произведений.
 Развивать музыкальную память, речевой аппарат.
 Развивать фантазию, воображение, музыкальное мышление, способность
к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром.
 Развивать координированные совместные действия, развивать чувства
ансамбля между исполнителями.
 Развивать музыкально-эстетический вкус
Личностные
 Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
 Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества, уважительное отношение к
музыкальным предпочтениям других людей).
 Воспитать усидчивость, самостоятельность, трудолюбие.

 Приобщить детей к здоровому образу жизни и гармонии тела.
 Формировать нравственно-этические нормы межличностных
взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов в год

всего

теория

практика

Содержание

Вводное занятие

2

I

Пение-вид музыкальной деятельности

30

15

15

II

Формирование детского голоса

30

15

15

III

Разучивание музыкальных произведений

15

15

IV

Концертная исполнительская деятельность

52

26

26

Итого:

144

71

71

30

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения

№

Тема
Вводное занятие

Содержание программы
Введение в образовательную программу.
Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности голосового
аппарата. Экскурс в историю музыки и вокального искусства.

I

Пение-вид
музыкальной
деятельности

Теория: Знакомство учащихся с основами певческого искусства и
вокальными жанрами;
Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Понятие сольное и
ансамблевое пение.

Практика: Диагностика. Прослушивание детского голоса; Знакомство с
правилами охраны голоса; Характеристика детских голосов и возрастные
особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Разучивание вокально-певческих упражнений;
Упражнения на дыхание по методу А.Н. Стрельниковой,
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Часики»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
II

Формирование

Теория: Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука

детского голоса

(твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха;
образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non
1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры
звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с
паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие
навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Практика: Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической
концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию,
динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить
детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью,
мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии,
доставление радости и удовольствия.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения
на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука.

Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и
без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо
при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного
удлинения дыхания Упражнения первого уровня

III

Разучивание

Теория: Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ

музыкальных

особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,

произведений

ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.
Работа с эстрадной песней. Концентрический метод обучения пению. Его
основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны
звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»;
пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа,
фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Практика: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Работа над выразительностью
поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с
сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с
пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых
песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Исполнение народной песни в сопровождении ударных инструментов
(ложки, бубны, барабаны)

IV. Концертная
исполнительская

Теория Эстетика внешнего вида ансамбля.
Соблюдение норм и правил этикета сцены, жанровых особенностей

деятельность

мероприятия. (классика, эстрада, фольклор и т.д.)
Контакт со зрителем.
Работа над задачами, как заинтересовать зрителя своим выступлением
(совокупность всех средств выразительности исполнения, подбор
репертуара, соответственно возрастной категории зрителя, декорации,
костюмы и т.д должны соответствовать данному выступлению)
Эмоциональный настрой исполнителя, уверенность на сцене, достижение
авторского замысла произведения.
Практика:
Работа с ведущими над речевой дикцией, походкой, жестами и т.д. Работа
с участниками театрализованного действия.
Работа во всех музыкальных жанрах и направлениях концертной
программы.
Подготовка сценических костюмов .
Работа над особенностями выступления музыкального коллектива в
разных концертных залах. Поведение участников ансамбля во время
выступления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Количество часов в год

всего

теория

практика

Содержание

Вводное занятие

2

I

Вокально-хоровая работа

54

27

27

II

Музыкальная грамота

54

27

27

III

Подготовка к концертной деятельности

52

26

26

IV

Концертная деятельность

54

27

27

Итого:

216

107

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

107

2 год обучения
№

Содержание программы

Тема
Вводное занятие

Введение в образовательную программу.
Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности голосового
аппарата. Экскурс в историю музыки и вокального искусства.

I

Вокальнохоровая работа

Теория: Знакомство учащихся с основами вокального хоровыми
жанрами;
Экскурс в историю музыкально - хорового искусства
Практика: Вокально-песенные жанры
Работа над вокальными голосами и партиями разучиваемых произведений
Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ
еѐ текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
Композиторская песня- беседа об исторической эпохе, в которой жили и
живут композиторы. Отличие песни народной и композиторской.
Современная эстрадная песня – сообщение об авторах музыки и слов,
раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских
средств, замысел произведения.
Исполнительское мастерство
Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.
Пение по фразам
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.

II

Музыкальная
грамота

Теория: Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной грамоты».
Практика: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для
изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых
представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Простейшие
жанры музыки:– песня, танец, марш. Понятие «звуковысотность»,

«длительность».
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука.
Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной
чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
Правила орфоэпии.
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении
упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости
и удовольствия.
III

Подготовка к

Теория: Основные правила поведения на концертной площадке: (выход,

концертной

выступление, уход со сцены и др.). Грим, костюм, обувь.

деятельности

Практика: Работа с микрофоном: технические параметры; восприятие
собственного голоса через звуко - усилительное оборудование. Сценический
мониторинг.
Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании
радиосистем.
Эмоциональный настрой исполнителей.
Дисциплина и поведение участников ансамбля
Эмоциональный настрой исполнителя, уверенность на сцене, достижение
авторского замысла произведения.
Работа с ведущими над речевой дикцией, походкой, жестами и т.д. Работа с
участниками концертно- театрализованного действия.
Работа во всех музыкальных жанрах и направлениях концертной
программы.

IV

Концертная
деятельность

Теория
Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа,
фразировки, различных типов звуковедения, исполнительских штрихов.
. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с
жанрами изучаемых песен.
Практика
Пение оригинальных народных песен, пение обработок народных песен с
сопровождением музыкальных инструментов. (ложки, бубны, барабаны)
Эстетика внешнего видана сцене (выбор костюма, соответственно тематике
концерта, произведения или тематики мероприятия).
Актѐрское мастерство исполнителя:

Формирование понятия «художественный образ». Работа над созданием
образа и воплощением авторского замысла. Работа над дикцией,
сценической культурой речи, работа над мимикой и жестами исполнителя.
Контакт со зрителем
Работа над задачами, как заинтересовать зрителя своим выступлением
(совокупность всех средств выразительности исполнения, подбор
репертуара, соответственно возрастной категории зрителя, декорации,
костюмы и т.д должны соответствовать данному выступлению)
Технические репетиции
Работа с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного
голоса через звуко - усилительное оборудование
Работа со светом, Работа с реквизитом.

Программный репертуар:
1 год обучения
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Дождик» сл. Е. Щипотьева, муз.Ю. Кудинова
2. «Спой эту песню» А. Пряжников
3. «Чунга -Чанга» сл. Ю. Энтина, муз.В .Шаинского
4. «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов
5. «Голубой вагон» сл. Э.Успенский, муз. В. Шаинский
6. «Песенка мамонтенка» В. Шаинский, Д.Непомнящая
7. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
8. «Песня о земной красоте» Я.Дубравин, М.Пляцковский
9. Народные песни : «Во кузнице», «Блины», «По малинку»
10. «Росиночка-Россия» сл. И. Шевчук, муз. Е. Зарицкой
Программный репертуар:
2 год обучения
1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
2. «Балалайка» Татьяна Морозова
3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
9. «Новый год» Ал. Ермолов
10.«Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
11.«Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12.«Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13.«Рождественская песенка»
14.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников

Предполагаемые результаты реализации программы:
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
Знать, что пение это вид музыкальной деятельности
Знать строение голосового аппарата и правила охраны голоса
Знать и определять понятие и виды певческого дыхания
Знать понятия: артикуляция, дикция, произношение.
Знать понятия : ритм и мелодия
Знать произведения русских, отечественных композиторов
Учащиеся должны уметь:
Уметь различать сольное пение и пение в коллективе (хор, ансамбль)
Уметь применять на практике правила по охране голоса
Уметь выполнять вокальные упражнения и игры
Уметь различать песни народные и эстрадные
Уметь выполнять простые ритмические сопровождения в песне(ложки, бубны,
барабаны)
Уметь чисто интонировать мелодию произведения
2 год обучения
Учащиеся должны знать:

Знать средства музыкальной выразительности.
Понимать и определять дирижерский жест
Знать, что такое певческая установка
Знать понятия: унисон, двуголосие
Знать понятия и определять виды ритма, виды темпа и динамики
Учащиеся должны уметь:
Уметь применять средства музыкальной выразительности во время исполнения
песни
Уметь чисто интонировать мелодию и петь на цепном дыхании
Уметь петь как под фонограмму, так и аккапельно
Уметь петь выразительно, осмысленно , эмоционально
Обладать артистической смелостью, непосредственностью и
самостоятельностью
Испытывать потребность к певческой деятельности

Оценочные материалы
Способы определения результативности:


систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;



участие в концертных программах;



участие в конкурсах различного уровня;



демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и
педагогов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это
наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия
воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей,
членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях,
конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является
отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального
материала.
Общие критерии оценивания результатов


Владение знаниями по программе.



Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.



Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.



Уровень воспитанности и культуры учащихся.



Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Способы контроля результатов

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов
проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь,
апрель), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Диагностика музыкальных способностей обучающихся,
теоретических и практических навыков.
Входная диагностика
Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Определить
музыкальный жанр
марш

Звуко Чувст Чу Арт
вы
во
вст икул
сотны темпа во яцио
й
и
лад нная
слух метра
а
мот
орик
а

Танец

Музыкальные
способности

Эмоциона
льная
отзывчив
ость

песня

№ Фамил
ия
имя

Ср. б

Исполнен
ие
фрагмент
а
музыкаль
ного
произведе
ния

1
2
3
4

Мониторинг музыкальных умений и навыков
обучающихся в системе дополнительного образования.
Промежуточная диагностика
№ Фами
лия
имя

Теоретическая подготовка
Понят Понят Поня Понят
ие
ие
тие
ие
«Ритм «Лад» «Дин «темп
»
амик
»
а»

Практическая подготовка
Ср.
Определ Опре
Дыхан Дикция Эмоциона б
ение
делен
ие
льность
ритма в ие
муз.
мелод
исполнен
жанре
ическ
ия
ого
слуха

Достижение
музыкального образа

Выразительность
произношения

Цепное дыхание

Исполнен
В ритме вальса
Исполнение фрагмента
песни
Исполнение
музыкальных
фрагментов
Дыхание по фразам

Медленно

Быстро

ТихоГромко

Минор

Мажор

Неровный ритм

Ровный ритм
1
2
3

Мониторинг музыкальной теоретической и практической
подготовки обучающихся в системе дополнительного образования
Итоговая диагностика.
Практическая подготовка
Интонационная
чистота
исполнения
песни

Чувст Чувств Дикц
ритма динами ия
и
ки
при
темпа
пении

Эмоц
ионал
ьная
отзыв
чивос
ть

Хор
Оркестр

Жанры
вокальн
ой
музыки.

Ансамбль

Теоретическая
подготовка
Знание
Средств
музыкал а
ьных
музыкал
термино ьной
в
выразит
ельност
и.

Дуэт

№ Фами
лия
имя

1
2
3

Методические материалы
Чтобы

успешно осуществить планирование учебно-воспитательного

процесса необходимо соблюдать принципы

и методы педагогического

моделирования. К числу основополагающих целей и правил формирования
модельных представлений о воспитательном и образовательном процессе
относятся:

С
р.
б

Принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития
обучающегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного
пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
Метод демонстрации, наглядный:
прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных
пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов.
Словесный метод:
объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение
вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве
выдающихся исполнителей и т.д.;
Метод разучивания:
по фразам, по куплетам, в целом виде.
Метод анализа:
все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на
видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчѐркивать
лучшие моменты выступления.
Метод практический:
участие в конкурсах и смотрах, фестивалях, выступления на концертах,
репетиции, самостоятельная работа, использование вокальных упражнений и
заданий по освоению изучаемого материала.
Метод репродуктивный
метод показа и подражания.

Метод проблемный:
нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания
художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Занятия проходят со всей группой, по подгруппам, индивидуально (в рамках
группового занятия).
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого
дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится
для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация
мною-педагогом эстрадной манеры пения.
Занятие строится по схеме:
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;

– работа над произведением;
- концертная постановка номера;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подобран с учѐтом возрастных особенностей участников студии и их
способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными
действием значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная
программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято
танцевальными движениями или актѐрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями,
динамичная, яркая, разнообразная по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает
чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно,
репертуарного плана.
Творческий отчѐт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фото видео материала из выступлений студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях,
обучающихся, в призовых местах.
Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных
задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и
ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется мною во время
групповых занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения
№

Тема

Форма

Методы и

Использованные

Формы

организац

приемы

материалы

подведения
итогов

ии
занятия
Вводное

лекция,

занятие

беседа.

Методы:
словесный,
наглядный

Оборудование:компьютер,

обсуждение

мультимедийный
проектор .Методические
материалы:

Приемы:
инструкции по технике
показ
иллюстраций,
объяснение.
I

Пение-вид
музыкальной
деятельности

безопасности,
видеоматериалы.

беседа,

Методы:

Оборудование:

обсуждение

практическ

словесный,

музыкальный центр,

анализ мастер-

ое занятие,

наглядный,

мультимедийный

класса,

мастер-

практический.

проектор, компьютер,

класс.

Приемы:
показ педагога,
объяснение.

микрофон.

контрольное
задание.

Методические
материалы:
учебные пособия.
фонограммы (диски).

II

Формирован

практическ

ие детского

ое занятие,

голоса

Методы:
наглядный,

мастер-

практический,

класс.

репродуктивный.
Приемы:
показ педагога,
объяснение,
практическая

III

Разучивание

практическ

Оборудование:мультимед
ийный проектор,
компьютер, музыкальный
центр.
Методические

обсуждение,
анализ мастеркласса.
контрольное
задание.

материалы:
видеоматериалы,
фонограммы (диски).

работа.

учебные пособия.

Методы:

Оборудование:

обсуждение.

музыкальных

ое занятие,

словесный,

музыкальный центр,

произведений

репетиция.

наглядный,

микрофон, компьютер.

практический,
репродуктивный.
Приемы:
показ педагога,

Методические
материалы:
фонограммы (диски).
учебные пособия.

объяснение,
практическая
работа.
IV

Концертная
исполнитель
ская

беседа,

Методы:

Оборудование:

обсуждение.

практическ

словесный,

компьютер, музыкальный

контрольное

ое занятие,

наглядный,

центр, микрофон,

задание,

Методические

анализ участия в

материалы:

праздничных

деятельность
репетиция.

практический,
репродуктивный.
Приемы:
показ педагога,

видеоматериалы,

концертах.

фонограммы (диски).

объяснение,
практическая
работа.

II. Методические рекомендации по

развитию артикуляционного

аппарата и дикции у детей младшего школьного возраста.
По словам известного фониатора И.Левидова «пение – это музыкальная речь». Поэтому
одним из важных вопросов вокальной педагогики является воспитание хорошей дикции у
певцов, особенно у детей младшего школьного возраста. Исполнительские качества певца во
многом зависят от того, насколько полно и выразительно доносит он до слушателя текст
произведения. Между тем многие певцы, к сожалению пренебрегают хорошей дикцией,
слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене.

Методика развития артикуляционного аппарата и дикции детей
1 год обучения
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить
ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения
необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных

упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность
конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. насильственных движений в
мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания
языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Цель: Развитие артикуляционной моторики, выявления особенностей речевого
развития детей младшего школьного возраста.
Воспитанникам предлагается смотреть на педагога, как я выполняю, и повторять за
мной движения. Можно использовать видео материал (проектор- экран), можно наглядное
пособие.

Наглядно- дидактический материал:
Дикционные упражнения
Цель: развитие артикуляционной моторики, освобождение от зажимов, мышечного
напряжения. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко
открывать рот в процессе речи используются следующие специальные упражнения:
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет
промежуток
в 2 пальца
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа,
Яяяяяяя,
Ооооооо – расстояние в 2 пальца
Ёѐѐѐѐѐѐѐ – расстояние в 1 палец,
Иииииии – рот слегка прикрыт

Дикционные упражнения. Гласные звуки с голосом.
Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения. Для начала нужно
отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков. Артикуляция проверяется
для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом
добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом
упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика –
умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков
А–Э–И–О–У
И–Э–А–О–У–Ы
О –У – А – И – Ы – Э
А–О- Э-У–И-Ы

Дикционные упражнения. Работа над парными согласными
Цель упражнения: В представленных упражнениях согласные звуки нужно
произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.
Вырабатывая навыки правильной дикции, не забывайте также о выразительности и
мелодичности речи!
1.Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков

2. Перечисляем слоги:
пи, пэ, па, по, пу
би, бэ, ба, бо, бу
Звук «б» — звонкий,
3. В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»
4. Работаем над парными согласными т-д.
Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5. Работаем над парными согласными в-ф.
Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6. Работаем над парными согласными г-к.
Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к

Работа над свистящими и шипящими согласными.
Цель упражнения:

В представленных упражнениях согласные звуки нужно

произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.
1. На долгом выдохе тянуть звуки:
с-с-с-с-с-с- з-з-з-з-з-з
ш-ш-ш-ш-ш -ж-ж-ж-ж-ж-ж
ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч2. Произносим слоги, согласные – короткие:
Са — сэ — си-со-су

За-зэ – зи – зо – зу

Ша –шэ – ши – шо –шу

Жа – жэ – жи – жо – жу

Ца – цэ – ци – цо – цу

Ча – чэ – чи – чо — чу

На примере скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в
игровой форме
звуков.

отработать произношение шипящих и свистящих

3. В конце слога меняем
звонкие и глухие звуки. Звонкие
согласные не заменяем глухими,
они должны звучат твердо и
активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож
– шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш
Меетодика развития артикуляционного аппарата и дикции детей
2 год обучения
Цель: развитие уровня сформированности вокальной и речевой дикции и артикуляции.
Были разработаны критерии оценивания на основе выявленных нами часто встречающихся
нарушений дикции. А именно:
•Пропуск звуков (в начале, середине слов, в конце – «замыкание»);
•Замена звуков;
•Искажение звуков (язычных, свистящих, шипящих);
•Вялая артикуляция.
песенка «Считалочка» Ю. Слонова, слова П. Воронько (рис. 1) и три скороговорки.

Песня имеет несложную мелодию, тесситурно удобную для детей младшего школьного
возраста, но ее текст содержит определенные трудности для артикуляции. К ним относятся:
правильное произношение язычных, шипящих, свистящих звуков, их чередование в одной
фразе, необходимость четкого замыкания слов на «неудобные» звуки (р, х, т, й). Таким
образом, она подходит для диагностирования уровня развития дикции и артикуляции –
мелодия легко запоминается, что не отвлекает внимание учащихся от текста песни.
После пропевания песенки для более глубокой диагностики мы предложили детям
проговорить приведенные ниже скороговорки в удобном для них темпе, поставив перед этим
задачу максимально правильно произнести текст.
•Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Первая скороговорка помогает выявить нарушения артикуляции при произнесении
язычных звуков «р» и «л».
•Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Вторая скороговорка помогает выявить такое нарушение дикции как пропуск звуков в
начале, в середине и конце слов, которое чаще всего проявляется при чередовании парных
глухих и звонких согласных. В данной скороговорке сложность представляет чередование
звуков «б» -«п», «г» - «к».
•Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Третья скороговорка помогает выявить нарушение дикции и артикуляции при
произношении шипящих и свистящих звуков. В данной скороговорке трудность представляют
чередование звуков «с» и «ш».
По результатам диагностики выявлен уровень развития каждого из выделенных
компонентов навыка вокальной артикуляции. Таким образом, диагностика выявила, что

учащиеся младшего школьного возраста имеют проблемы с дикцией, что, в свою очередь
требует коррекции со стороны педагога.
Методика развития артикуляционного аппарата и дикции детей
2 год обучения
Цель: развитие артикуляции и дикции обучающихся в работе голосового аппарата.
Изучить и выделить значение и роль артикуляции и дикции, как одних из важнейших
элементов вокальной техники.
Вопрос №1
Певческая артикуляция –
а)это звуковой объѐм, который может охватить певец.
б)работа органов речи при произнесении звуков.
в)скорость движения музыкального произведения.
Вопрос № 2
При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата:
а)изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нѐба
б)увеличивается степень раскрытия рта.
в)напрягаются все органы дыхания.
Вопрос № 3
Основой пения являются:
а) согласные
б)гласные
Вопрос № 4
Правила певческой орфоэпии:
а)Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и
пропеваются вместе с ним.
Пример: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
б)Согласные пропеваются как пишутся.
Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я.
Вопрос № 5
"Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук "---------удержать его там, уперев у корня верхних резцов... " - высказывания педагога Витта.
а) «вперед»
б)«в маску»
в)«вниз»
Вопрос №6
Дикция - это

" и

а)четкое, ясное произношение согласных звуков.
б)четкое, ясное произношение гласных и согласных звуков.
в)четкое, ясное произношение гласных звуков.
Вопрос №7
Основная причина плохой дикции - это
а)хорошо разработанный, свободный артикуляционный аппарат.
б)вялость артикуляционного аппарата.
в) зажатая нижняя челюсть
Вопрос №8
К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»?
а)певческие навыки.
б) часть голосового аппарата, который усиливает звук.
Вопрос №9
Верхние резонаторы - это
а)все полости, лежащие выше голосовых складок:

надскладочный отдел гортани,

глотка, ротовая и носовая полости.
б)трахея и крупные бронхи.
в) нижняя челюсть
Вопрос №10
Нижние резонаторы - это
а)мягкое и твѐрдое нѐбо
б)все полости, лежащие выше голосовых складок:

надскладочный отдел гортани,

глотка, ротовая и носовая полости.
в)трахея и крупные бронхи.
Проверь себя: Вопрос № 1 (б), вопрос № 2(а,б), вопрос № 3(б),
вопрос № 4 (а), вопрос № 5 (б), вопрос № 6 (б), вопрос № 7(б,в),
вопрос № 8 (б), вопрос № 9 (а), вопрос № 10(в), вопрос № 11(в).
Диагностика речи, звуков и дикции.
Практические задания
Цель: Развитие речи, звуков и дикции у обучающихся. Проверить

артикуляцию

(активная. свободная или вялая), интенсивность и согласованность работы артикуляционных
органов, качество произношения звуков речи, разборчивость слов, дикцию.
Рекомендации:
Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать
внимание на их объем, темп выполнения, С помощью скороговорок детей так же учат

управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения, развивают память и
воображение.
Задание 1. Прочитайте стихотворение В. Брюсова, добиваясь ясного и выразительного
звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
Мы едем вдоль моря, вдоль моря, вдоль моря..
По берегу - снег, и песок, и кусты;
Меж морем и небом, просторы узоря,
Идет полукруг синеватой черты.
Задание 2. Прочитайте скороговорку. Для того, чтобы добиться четкого произнесения,
первым делом представьте смысловой видеоряд, вникая в содержание, и

уже затем

произнесите ее с постепенным ускорением темпа.
а). Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
б) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Задание 3. Прочитайте скороговорку, и

уже затем произнесите ее с постепенным

ускорением темпа (три раза)
а) На дворе трава, на траве дрова:
раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
б) Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
да так и не вылавировали.
Отчѐтливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения
и одним из важнейших средств художественной выразительности

музыкального образа.

Причиной нечѐткости дикции может быть вялость, малоподвижность артикуляционного
аппарата языка, губ, нижней челюсти, недостаточное раскрытие рта, скованности мышц лица
и шеи.
В ансамблевом пении используется одна и та же техника, независимая от пения соло
или пения в группе. В основе ансамблевого пения лежит умение певцов исполнять
музыкальный материал одновременно и слитно. Чтобы все голоса в ансамбле хорошо
взаимодействовали друг с другом необходимо регулировать динамику, дикцию и фразировку.
При этом изменяется не техника, а степень индивидуальной вокальной выразительности.
Единая манера пения достигается и за счѐт идентичности в артикуляции гласных и согласных
звуков, т.е. умения петь одинаково с двигательной точки зрения.
Диагностика дикции у ребѐнка, особенно на начальном этапе обучения важна и
взаимосвязана с перспективой вокально-интонационного, выразительного исполнения
музыкального произведения, способствует осмысленному пению.

III.Изучение уровня эмоциональной отзывчивости
к восприятию музыки.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер,
настроение

музыкального

художественных

произведения,

способность

к

переживанию

в

форме

образов, способность к творческому воображению. Н.А. Ветлугина

рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент
структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей
к музыке. В предложенной Б.М. Тепловым структуре музыкальных способностей,
эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, является центром
музыкальности, главный ее признаком. Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку
возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой
деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и
невербальные: двигательные и изобразительные - пластические движения, цвет, рисунок.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
№ Тема

Форма

Методы и

организации приемы

Использованные

Формы

материалы

подведения

занятия
1.

Вводное

лекция,

занятие

беседа.

итогов
Методы:
словесный,
наглядный

Оборудование:компьютер,

обсуждение

мультимедийный
проектор .Методические
материалы:

Приемы:
инструкции по технике
показ
иллюстраций,
объяснение.
2.

Вокальнохоровая
работа

безопасности,
видеоматериалы.

беседа,

Методы:

Оборудование:

обсуждение

практическое

словесный,

музыкальный центр,

анализ мастер-

занятие,

наглядный,

мультимедийный

класса,

мастер-

практический.

проектор, компьютер,

класс.

Приемы:
показ педагога,
объяснение.

микрофон.
Методические
материалы:
учебные пособия.

контрольное
задание.

фонограммы (диски).
3.

Музыкальна

практическое

я грамота

занятие,

Методы:
наглядный,

мастер-

практический,

класс.

репродуктивный.
Приемы:
показ педагога,
объяснение,
практическая

4.

Подготовка
к
концертной
деятельности

Оборудование:мультимед
ийный проектор,
компьютер, музыкальный
центр.
Методические

обсуждение,
анализ мастеркласса.
контрольное
задание.

материалы:
видеоматериалы,
фонограммы (диски).

работа.

учебные пособия.

беседа,

Методы:

Оборудование:

практическое

словесный,

занятие,

наглядный,

репетиция.

практический,

обсуждение.

музыкальный центр,
микрофон, компьютер.
Методические

репродуктивный. материалы:
Приемы:

фонограммы (диски).

показ педагога,

учебные пособия.

объяснение,
практическая
работа.
5.

Репетиции и
концертные
выступления

беседа,

Методы:

Оборудование:

обсуждение.

практическое

словесный,

компьютер, музыкальный

контрольное

занятие,

наглядный,

центр, микрофон,

задание,

Методические

анализ участия в

материалы:

праздничных

репетиция.

практический,
репродуктивный.
Приемы:
показ педагога,
объяснение,
практическая
работа.

видеоматериалы,
фонограммы (диски).

концертах.

6.

Итоговое

практическое

занятие

занятие,
концерт.

Методы:

Оборудование:

обсуждение,

практический,

видеокамера. компьютер,

анализ

репродуктивный

мультимедийный

просмотра

проектор, музыкальный

видеоматериала,

центр, микрофон.

анализ

Приемы:
практическая

итогового

работа.

выступления

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ
участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка
обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое
внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для
родителей.
Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в
приобретении костюмов для выступлений.
Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности
образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы
проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его
возрастных особенностей.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)


Педагогические наблюдения.



Открытые занятия с последующим обсуждением.



Итоговые занятия.



Концертные выступления.



Конкурсы, фестивали, смотры.

Календарный учебный график

Год
обучени
я

Дата
начала
обучения

1 год
2 год

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Количест
во часов
в год

Режим
занятий

Сроки
промежуто
чной
аттестации

Сроки
итоговой
аттестаци
и

02.09.2024г 27.05.2025г 36

144 ч

11 – 15
января

12-22 мая

02.09.2024г 28.05.2025г 36

216 ч

2 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа

11 – 15
января

12-22 мая

Методическое и материально-техническое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение:


Обучающие схемы.



Сборники авторских и эстрадных песен;



Подборка песенного репертуара из периодических изданий;



Электронные носители (диски);



Интернет-ресурсы:

www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие концертного зала и сцены.
3. Синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые (ударные, барабаны, ксилофон, кастоньеты)

9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
Документы и материалы:
1. Закон Российской Федерации ―Об образовании‖
2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
Сборники:
1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
2. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное
образование, 2002.
4. Сухомлинский В.А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. –
М.: Молодая гвардия, 1971.
Книги:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной
школе. – М., 1983.
2. Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк,
1996.
3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
4. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
5. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 Вопросы
вокальной педагогики. – М., 199
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.

9. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965
10. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1977.
11. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.
12. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
13. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
14. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
15. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов
пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
16. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
17. Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.
18. Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.
19. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
20. Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
Список литературы для детей
1.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка,
1987.
2.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
3.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
4.Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
Репертуарные сборники
1. «Детям нужен мир». М. 1982г.
2.«Дружат дети всей земли». М. 1981г.
3.«Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,
игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
4.«За плетнѐм плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В.
Агафонникова. М. 1977г.
5.«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
6.«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

7.«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
8.«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
9.Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
10.Бойко Р.Г. «Весѐлое утро». М. 1977г.
11.Ю.Юнкеров «Цвети Ямал!»/ ГУП ЯНАО «Красный север».
Список полезных интернет – ресурсов.
1. http://www.mp3sort.com /
2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru /
5. http://talismanst.narod.ru /
6. http://www.rodniki-studio.ru /
7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index /
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru /?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php ?id=207
14. http://notes.tarakanov.net /
15. http://irina- music.ucoz.ru/load


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».