АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ» Принята на заседании методического совета от « 29.08 » 2023г. Протокол № Принято на совете Протокол № 3 от «29.08» 2023 г. № 112 2023 г Директор » Ю. Антипова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по английскому языку объединения «Magic English» социально-гуманитарной направленности возраст обучающихся 13-15 лет срок обучения 1 год Составитель: Сапунова Оксана Валерьевна, педагог дополнительного образования Улан-Удэ, 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих программ дополнительных Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); организаций Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04 2023 г. Направленность программы «Английская грамматика - первые шаги 3» - общекультурная, общеразвивающая, учебно-познавательная программа дополнительного образования по английскому языку. Имеет социально-гуманитарную направленность. Построена на основе учебника Клементьевой и Шенон «Счастливый английский 2» для учащихся 13-15 лет Актуальность данной программы состоит в том, что в ней в простой, доступной форме систематизируются знания по основам грамматики английского языка, полученные за несколько лет его изучения и обусловлена тем, что изучение основ грамматики английского языка является насущной необходимостью в силу того, что с 2021 учебного года язык будет обязательным для всех при сдаче экзаменов за курс основной школы. Программа построена так, что процесс обучения является посильным, желанным и увлекательным. принципы в ситуации школьного урока. Дополнительные занятия в кружке по иностранному языку помогут заполнить недостающие пробелы в изучении английского языка, а так приобрести новые умении и навыки. 2 Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению английским языком как средством общения, на формирование гармоничной личности. Программа составлена с учетом системнодеятельностного подхода к обучению, возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка, обучение направлено на совершенствование коммуникативных навыков. Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению английским языком как средством общения, на формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, а также познавательных и языковых способностей. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что английская грамматика, являющаяся одной из сложных для восприятия тем, преподается в данном курсе в комплексе и в процессе изучения всех видов речевой деятельности. В программе представлены не только варианты американского английского, но и многие интересные для подростков реалии американского быта: в аэропорту, в магазине и т.д. , так необходимые для будущих путешественников, бизнесменов и т. д. Учащиеся смогут тренировать и совершенствовать речевые навыки, коммуникативные способности. Занятия в кружке способствуют ускоренному совершенствованию образовательного пространства с целью оптимизации личностного и познавательного развития каждого учащегося, где созданы все условия для достижения успешности всеми учащимися. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. 3 Отличительные особенности программы заключаются в том, что все образовательные теоретических блоки знаний, предусматривают но и не только формирование усвоение коммуникативных способностей, т.е. умения детей применять английский язык на практике не только в школе, но и в обычной жизни. Программа предлагает не только знакомство детей с американским вариантом английского языка, но и реалиями жизни подростков в Америке, праздниками, традициями и обычаями страны и реальными ситуациями (покупка билетов, посадка на рейс и т. д.) Адресатами, участвующими в реализации данной образовательной программы, являются учащиеся 13-15 лет. В этом возрасте у детей развивается интерес к слушанию и пониманию англоязычных песен, просмотру иностранных фильмов, а главное, они участвуют в международных компьютерных играх, где необходимо знание английского языка. Это- мотивация, позволяющая сформировать устойчивый интерес к интенсивному изучению английского языка. Уровень программы . Программа объединения рассчитана на один год обучения и составляет 72 часа. На протяжения этого времени учащиеся будут систематизировать уже имеющиеся знания по основам грамматики английского языка структурами и и знакомиться лексическими с новыми единицами языка, грамматическими тренировать и совершенствовать свои умения и способности. Программа составлена с учетом системно-деятельностного подхода к обучению, возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка. Формы проведения занятий: очная, групповые занятия, грамматические тренажеры, беседы, практикумы, тесты, игровые формы 4 занятий, конкурсы. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Режим занятий: два занятия в неделю по 40 минут Особенности организации образовательного процесса (продолжительность образовательного процесса, этапы). Программа объединения рассчитана на один год обучения: на протяжения этого времени учащиеся будут систематизировать уже имеющиеся знания по основам грамматики английского языка и знакомиться с новыми грамматическими структурами и лексическими единицами языка, тренировать и совершенствовать свои умения и способности. Цель программы: создании ситуации погружения в английский язык для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, развитие их лингвистических способностей, а также формирования позитивного отношения к мультикультурному миру, развитие познавательного интереса к жизни людей в англо-говорящих странах. Также формированию целью и данной развитию программы общеязыковых, является содействие интеллектуальных, познавательных способностей детей, создание условий для нравственного развития личности ребенка в процессе обучения английскому языку на основе приоритетного применения игровых методов, приемов и форм. Всё это соответствует основной цели обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной. Это определяет целый комплекс воспитательных, развивающих и учебно-образовательных задач, которые должны быть реализованы в обучении. Задачам воспитания и развития детей подчинены все компоненты учебного процесса. Основой для достижения 5 воспитательных, развивающих и образовательных задач является практическое овладение иностранным языком. Воспитательные задачи предполагают: воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи. Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам. Развивающие задачи состоят в развитии у детей мышления, эмоций, воображения, памяти и формировании осознанного отношения как к родному, так и к иностранному языку. У детей формируется коммуникативность, как свойство личности, произвольность внимания и запоминания, лингвистическая наблюдательность, самостоятельность, планирование речи, самоконтроль. Учебно-образовательные задачи состоят в формировании навыков самостоятельного решения коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка. В процессе изучения языка у ребенка закладывается основа для всестороннего формируется развития во всех коммуникативной видах речевой компетенции, деятельности- которая аудировании, говорении, чтении, письме. На ранней стадии изучения иностранного языка она включает в себя следующие коммуникативные умения и навыки: - развитие намеренного запоминания, а именно: воспроизведение слов и простейших речевых моделей, заучивание наизусть рифмовок, односложные ответы на вопросы; - навык внимательного слушания собеседника и адекватная реакция на его вопросы; 6 - умение выразить свою точку зрения в пределах изученных слов и выражений; - осознанное восприятие устных высказываний преподавателя, партнера по диалогу; - умение повторить слова и выражения за аудиозаписью; - употребление соответствующего количества грамматических структур, овладение правильным произношением и накопление определенного лексического запаса УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов № п/п Раздел, тема Формы аттестации и контроля Всег о теор ия практи ка 4 2 2 6 2 4 Лексикограмматические тесты Фразеологический глагол “put ” Систематизация настоящих времен- 4 2 2 Написание рассказа 6 2 4 Лексикограмматические тесты 5 Времена группы “Past» 12 4 8 Составление рассказа- Кем я был в прошлой жизни 6 Тема «Спорт» 4 2 2 Проект-«мой 1 2 3 4 Глагольные связки систематизация Степени прилагательных сравнения Грамматические тесты 7 Количество часов № п/п Раздел, тема Всег о теор ия Формы аттестации и контроля практи ка любимый вид спорта» 7 Употребление артиклей с географическими названиями 4 2 2 Лексические тесты 8 Американский английский- 8 4 4 Написание секретных смс сообщений 9 Фразовый глагол “take” 4 2 2 Сочинение рассказа 10 Временная группа “Future 10 4 6 Лексикограмматические тесты 11 Предлоги места 4 2 2 Рассказ- описание 12 Способы словообразования в английском языке 6 4 2 Лексические тесты 32 40 ИТОГО 72 часа СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Глагольные связки . Содержание материала: Введение понятия –глагольная связка. Сравнение с русским языком. Составление таблицы изменения глагольных связок по числам и временам, правила употребления глагольных связок. Формы занятий: видеоурок по теме, теоретич занятие, трени ровочные упражнения, самостоятельная работа, проверочная работа. Методическое обеспечение: раздаточный материал, методические материалы. Тема 2. Степени сравнения прилагательных 8 Содержание материала: формирование знаний о трех видах прилагательных и разных способах употребления их в сравнительной и превосходной степенях. Тренировочные упражнения с каждым видом при лагательных. Контроль в виде разноуровневых тестов. Закрепление темы в виде теста. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование видеотренингов, методические материалы, тесты с нарастающей сложностью. Просмотр видео материала на тему занятия. Тема 3. Фразовый глагол “put” Содержание материала: формирование понятия «фразовый глагол», приведение примеров многозначности с давно изученными глаголами при употреблении разных предлогов. Ознакомление с глаголом “put” и его значениями. Тренировочные упражнения. Формы занятий: теория, грамматический тренажер, контроль Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари, методические материалы. Просмотр видео материала на тему занятия. Тема 4. Систематизация настоящих времен. Содержание материала: Совершенствование знаний о системе времен. Четыре вида настоящего времени:Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Present Perfect-Progressive Формы занятий: теория, тренажер, практикум, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов. Просмотр видео материала на тему занятия. Тема 5. Времена группы Past Содержание материала: Повторение понятия правильных и неправильных глаголов. Запись формулы и лексических маркеров. Образование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений в Past Simple, Past Progressive,Past Perfect Предложения с глагольной связкой. Повторение и закрепление полученных умений и навыков на практике в устной и письменной речи. Формы занятий: теоретические занятия, тренинговые занятия, практикумы, тесты. 9 Методическое обеспечение: Видеоуроки, раздаточный материал, использование словарей, методические материалы, модели времени. Тема 6. Спорт Содержание материала: Обсуждение итогов 32-х Олимпийских игр. Лексический материал по теме: название видов спорта, спортивных сооружений и людей, связанных со спортом. Англия- родоначальница многих видов спорта. Спорт и здоровый образ жизни. Чтение тесктов о спорте. Формы занятий: Видеоурок, тренажер, практикум, тесты по чтению.Составление монологического высказывания «Спорт в моей жизни» Методическое обеспечение: карточки, картинки, видеоматери Тема 7. Употребление артиклей с географическими названиями Содержание материала: Повторение понятия артикль и виды артиклей в английском языке. Названия стран с употреблением определенного артикля. Названия стран- исключений. Артикль с частями света, морями, пустынями, горными цепями. Лото. Видеотренажер. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: видеоматериал, раздаточный материал Тема 8. Американский английский Содержание материала: История происхождения английского языка.Римский период, германский период, скандинавский период и эпоха Вильгельма-завоевателя как периоды становления английского языка. Открытие Америки и ее колонизация. Первые английские поселенцы. Формирование американского английского. Формы занятий: видеоуроки, фильмы, тексты, День Благодарения Методическое обеспечение: интернет-ресурсы, раздаточн материал Тема 9. Фразовый глагол”take” Содержание материала: Повторение понятия фразовый глагол. Разбор и запись предлогов с глаголом. Выполнение упражнений и контроль усвоения знаний. Формы занятия: теория, грамматический тренажер, практикум Методическое обеспечение: методические пособия 10 Тема 10. Временная группа “Future” Содержание материала: .Способы выражения будущего в английском языке. Четыре вида будущего времени:Future Simple, Future Progressive. Future Perfect, Future Perfect_Progressive Формы занятий: видеоуроки, теория, тренинги, практикумы, контроль. Методическое обеспечение: использование Интернет-ресурсов, грамматические таблицы, раздаточный материал, методические пособия. Тема 11. Предлоги места Содержание материала: Повторение известных предлогов места Введениеновых:among, across,along,against,insidethrough,past,towards,outside Формы занятий: видеоуроки, объяснение, тренажер Методическое обеспечение: Таблица предлогов, карточки, лото Тема 12. Способы словообразования в английском языке. Содержание материала: Знакомство с шестью способами словообразования в английском языке: аффиксация, словосложение, конверсия, изменение ударения, чередование звуков и сокращения. Формы занятий: видеоуроки, тренажеры Методическое обеспечение: карточки, таблица, методические пособия. Ожидаемые результаты освоения программы. Личностный результат: • возможность осознанного применения пройденных на уроке временных конструкций и новых лексических единиц на иностранном языке вне школы. Предметные: Планируемые результаты: К концу учебного года учащиеся должны знать: • глагольные связки и их употребление в Present,Past,Future 11 • образование степеней сравнения прилагательных • предлоги времени и места • праздники, обычаи, традиции американского народа • способы словообразования в английском языке учащиеся должны уметь: • употреблять глагольные связки во всех временах , в двух залогах • трансформировать прилагательные в любую степень сравнения, в том числе и исключения из правил • • строить вопросительные предложения в заданном времени заполнять формуляр таможенной декларации, анкету путешественника • применять изученные способы словообразования • знать новые лексические единицы, временные конструкции; • применять временные конструкции в устной и письменной речи; Метапредметные: Познавательные: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • строить логические цепи рассуждений; Регулятивные: 12 • целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Оценка достижений результатов освоения программы: происходит в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников по конкретной теме , носит вариативный характер и способствует росту их самооценки и познавательных интересов и тому, что в дальнейшем они смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации условий, Учебный календарный график 13 Год Дата Дата Всего обучен начала окончан ия обучен ия Количест Сроки Сроки учебны во часов в заняти промежуточн итоговой ия х ой аттестац обучени недель аттестации ии 1 раз в С 11 по 18 С 10 по недел января 20 мая год Режим й я 1 год 7.09.23 30.05.24 36 72 ю 2 урока Условия реализации программы: Для обеспечения реализации программы педагогу и детям предоставлен удобный, теплый, светлый кабинет с пятью учебными партами, стульями, двумя книжными шкафами. Кабинет оборудован навесным телевизором большого формата для просмотра видео и аудио материалов, настенными грамматическими и лексическими таблицами и тематически подобранным раздаточным материалом. Оценочные материалы: оценка результатов усвоения темы происходит с помощью грамматических и лексических тренажеров, карточек, самостоятельных работ, проверочных работ, тестов для каждого уровня сложности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Проведение занятий требует наличие кабинета с компьютерной поддержкой: компьютер, экран или проектор. Из дидактического обеспечения необходимо наличие заранее подготовленных копий раздаточного материала, словари, методические материалы, видео 14 материалы на тему английские времена, наборы карточек по темам, лото, наборы игрушек и животных, тесты, учебники, рабочие тетрадь Список литературы для учителя 1. Н.В. Шанаева English Grammar Краткая грамматика английского языка Новосибирск «НАУКА» , 1996 2. Примерные программы по иностранным языкам. //Иностранные языки в школе, №5,2005 3. Клементьева Т. Шенон Учебник английского языка «Happy English 2» для учащихся 7-9 классов. Обнинск, Титул, 2000. 4. Биболетова М.З. Учебник английского языка «Enjoy English-6» для учащихся 6 классов. Обнинск, Титул, 2013. 5. Кузовлев В.Н. Учебник английского языка для учащихся 7,. М., Просвещение, 2008. 6. Английский язык, Высшая школа, 2005. 7. Барышников Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных 8. J. Oxford guide to English Grammar. Oxford.1994. – 446рg. Рекомендованный список учебной литературы для родителей и детей 1. Гарбузова, Т.М. Лучший способ выучить неправильные глаголы. Английский язык. English. Best way to learn irregular verbs / Т. Гарбузова. Рн/Д: Феникс, 2013. - 29 c. 2. Гарбузова, Т.М. Лучший способ выучить неправильные глаголы. Английский язык. English. Best way to learn irregular verbs / Т.М. Гарбузова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 29 c. 15 3 .Гаудсвард, Г. Английский язык для делового общения / Г. Гаудсвард; Пер. с нем. В.В. 4. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.: АО Буклет,1993 4. Люцис К. Английский язык в картинках.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003 5. Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова.- М.: РИПОЛ классик, 2003 6. Наумова Н. А. Песни для детей на английском языке. – М.: Айриспресс, 2008. 7. Никитенко З. Н., Негнивицкая Е. Н. Начинаем изучать английский язык: Учеб. пособие для дошк. и мл. шк.- М.: Просвещение, 2002 16