ДООП Каллиграфия Очирова Н.Ш 2023.

М ИН И СТЕРСТВО О БРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КО М И ТЕТ ПО ОБРА ЗО ВАН И Ю А ДМ ИН И СТРАЦ И И ГОРОДА УЛАН-УДЭ
М У Н И ЦИ П АЛЬН О Е БЮ ДЖ ЕТНОЕ УЧРЕЖ ДЕН ИЕ
ДО П ОЛНИ ТЕЛЬНО ГО О БРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВО РЧЕСТВА ОКТЯБРСКОГО РАЙ О НА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «29» августа 2023г.

Принята на
Педагогическом совете
П ротокол № 03
от «29» августа 2023 г.

Утверждено:
приказом № 114
от «31» а т у с т а 2 0 2 3

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
для школьников
«Каллиграфия»
Возраст обучающихся: 7 - 1 1 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Очирова Нина Шухэртуевна
педагог дополнительного образования

Улан - Удэ, 2023 г.

Структура дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей
программы :

1. Комплекс
записка

основны х

характеристик

програм м ы .

П ояснительная

1.1.
Н аправленность дополнительной общ еразвиваю щей программы
1.2.
А ктуальность
1.3.
Педагогическая
целесообразность
отличительные
особенности
данной
программы
1.4.
Адресат программы
1.5.
Уровень программы, объём
и сроки реализации, формы обучения, режим
занятий, особенности организации образовательного процесса
1.6.
Цель и задачи программы
1.7.
Учебный план
1.8.
Содержание программы
1.9.
П ланируемые результаты
2. КО М П Л ЕКС
О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н О ВК Л Ю Ч А Ю Щ И Й Ф О РМ Ы А ТТЕС ТАЦ И И
2.1.
2.2.
2.3.

П ЕД А ГО ГИ Ч ЕСК И Х

У словия реализации программы
О ценка достижений результатов и оценочные материалы
Список литературы. П риложения

У С Л О ВИ Й ,

1. Комплекс основны х характеристик програм мы .
П ояснительная записка
Основой для разработки дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей
программы социально-гуманитарной направленности «Каллиграфия» (базовый уровень)
являются следую щ ие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ » № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
П равительства РФ от 31.03. 2022 г. № 678 - р );
- Стратегия развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Ф едерации от29 мая 2015 г. №
996 - р.
- Приказ М инистерства
просвещ ения России
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
ут верж дении П орядка организации и осущ ествления образовательной деят ельност и по
дополнит ельным общеобразоват ельным программам»;
М етодические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ М инистерства образования и науки
России Ф ГАУ «Ф едерального института развит ия образования» 2015 г.;
- Приказ М инистерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
ут верлсдении П орядка применения организациями, осущ ест вляю щ ими образовательную
деятельность, электронного обучения, дист анционных образовательных технологий при
реализации образоват ельных программ»
- Закон РБ от 13.12.2013 г. № 240 - V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 5 1 2 - р ;
- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содерж анию и организации
режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПин 2 .4 .4 .3 6 4 8 -2 0 );
- П остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека
факторов среды обитания».(VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха
и
оздоровления детей и молодежи);
- Устав М Б У Д О «Дом творчест ва Октябрьского района города Улан-Удэ».
П оложение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных
общ еразвиваю щ их образовательных программ М БУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04.
2023г.

1.1.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Д ополнительная общ еразвиваю щ ая программа «Каллиграфия»
гуманитарную направленность

1.2.

имеет социально -

Актуальность

А ктуальность программы. Каллиграфия - это искусство красивого письма. Одно из
древнейш их искусств, появившихся очень давно и развиваю щ ихся вместе
с ростом
стремления человека к прекрасному.
Актуальность программы «Каллиграфия»
заклю чается в следующем:
- формирует правильную посадку и условия при письме, способствую щ ие сохранению
зрения, осанки, предупреждению усталости, повышению работоспособности;
п л .п т т п о т

TTTj^imnnTjrjTj7->rM3ciijijnrTi,

\г г

и ттчм й п Г.ТК

и

Т1ЭV TTOЛ ю б и е .

ВНИМаНИС,

- организует переход из роли зрителя и потребителя в роль автора и создателя уникальных
произведений;
- соверш енствует письменные навыки, постановку почерка;
- приобщ ает к ценностям культуры через знакомство с древними рукописными
традициями;
- формирует мыш ление о знаках и их смыслах, о форме и содержании, о роли буквы и
письма в жизни человека.
О собенностью программы является то, что значительную её часть составляет практическая
деятельность обучающихся.
Занятия каллиграфией направлены на развитие мелкой моторики рук,
усидчивости,
внимания,
терпеливости
и
аккуратности.
Письмо
является
каллиграфическим
инструментом, способствует активации «спящих» зон головного мозга, которые не
задействованы при письме шариковой ручкой, в результате чего лучш е развивается
способность обучаю щ егося координировать свои действия, точнее выполнять сложные
манипуляционные движения. Каллиграфия способствует развитию оптической точности
(глазомера), развитию трехмерного
пространственного видения. В настоящ ее время
каллиграфия приобретает особую ценность, как занятие для развития и формирования
личности молодого поколения, она снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную
систему,
способствует нормализации состояния гиперактивных детей, помогает
структурировать мысли и ощущения.
1.3.
П едагогическая целесообразность и отличительны е особенности данной
программы
Педагогическая целесообразность программы заклю чается заклю чается в воспитании и
развитии памяти, мыш ления и воображения ребенка. П рограмма способствует
вовлечению обучаю щ ихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь,
формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия,
способствует повыш ению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных
особенностей и закономерностей развития.
Так же в работе используется несколько принципов. Принцип наглядности, особенно важен в
обучении чистописанию . Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на
доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Н евозможно учить
чистописанию , давая только устные знания, так как путь подраж ания почерка учителя и
копирование образцов хорош его письма - один из основных путей формирования четкого
почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным.
Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она.
соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон
при письме, какой долж на быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и др.
Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей
замечать свои и чужие недочеты.
П ринцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе
упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и
скорость. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом
особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата
движений кисти и нервно-мыш ечного управления движениями со стороны центральной
нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываю тся при дозировке
количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение
несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейш ему формированию. Это
и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей - переход от простого к
сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно
организация работы над формами букв называется генетическим принципом. Обучая детей

занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал
наиболее прочными и скоростными движениями всех звеньев руки.

овладению

1.4.
Адресат программы
П рограмма подходит для детей с разными уровнями подготовки по чистописанию ,
занятия в кружках подходят как активным, подвижным детям, так и более медлительным,
инертным. Первым занятия помогут стать более сосредоточенными, спокойными, вторым
- более активными, т.к. предполагается проведение разного рода викторин, конкурсов,
которые требую т более быстрого принятия реш ений, рассуждать, искать ош ибку в
рассуждениях, находить необычные пути решения.
Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет. Набор детей в группы свободный, без
предъявлений требований к уровню подготовленности обучающихся.
1.5.
Уровень программы , объём и сроки реализации, формы обучения, режим
занятий, особенности организации образовательного процесса
Объем и срок освоения программы. П рограмма «Каллиграфия» рассчитана на один год
обучения - 112 часов. Из расчета 4 часа в неделю.
Ф орма обучения - очная.
Уровень программы - базовый.
Н аполняемость учебных групп объединения 6-8 человек. Состав группы постоянный.
Занятия проводятся два раза в неделю (по средам и субботам). П родолж ительность
занятия - 40 минут + 40 минут. Занятия дополнительного образования организуются до
уроков с перерывом не менее 10-минут. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные. Основной организационной
формой"обучения в ходе реализации данной" образовательной программы является занятие. Это
форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание
педагогом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет эффективно использоватьстимулирую щ ее влияние коллектива на учебную деятельность каждого обучающегося.
Неоспоримым преимущ еством занятия, является возможность соединения фронтальных,
групповых и индивидуальных форм обучения.
Программа предполагает следую щ ие виды занятий: лекции с применением наглядно иллюстративного материала, беседы, практические занятия, самостоятельные, практические
работы, игры, выставки, конкурсы, викторины, практикум, занятие - консультация, занятие ролевая игра, занятие - презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений.
М етоды организации учебного процесса.
* И нформационно - рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация
восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации).
* Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение
знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за
выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам,
произвольное и непроизвольное запоминание).
* М етод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно
пути его реш ения; восприятие и осознание
обучаю щ имися знаний, мысленное
прогнозирование, запоминание).
* Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и
руководство деятельности учащ ихся; самостоятельное реш ение обучаю щ имися части задания,
непроизвольное запоминание и воспроизведение).
И сследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и
контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ

образовательный марш рут может разрабатываться и для слабого ученика, и для сильного
ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много^
учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого
ребенка нужно постоянно
поддерживать интерес, мотивацию , ситуацию успеха.
И ндивидуальный образовательный марш рут может быть коротким или длинным: у слабого
ученика марш рут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает
достаточно нескольких недель или месяцев. И ндивидуальный образовательный марш рут
реализуется через различные формы организации деятельности учащихся.
При работе с одаренными детьми предполагается работа по индивидуальному маршруту
развития, который позволяет спланировать работу
учащ ихся с заданиями повышенной
сложности, но и организовать работу по самообразованию ребенка.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными
технологиями могут сущ ественно повысить эффективность
образовательного процесса,
реш ить стоящие перед педагогом задачи воспитания
всесторонне развитой, творчески
свободной личности.
П риемы и методы организации занятий.
М етоды организации и осущ ествления занятий
1. П ерцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ , беседа, инструктаж, чтение справочной лит ерат уры );
б) наглядные методы (демонстрации мульт имедийных презентаций, ф от ографии);
в) практические методы (упраж нения, задачи).
2 . Гностический аспект:
а) иллю стративно - объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; д)
исследовательские - дети сами открываю т и исследуют знания. 3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный; б) конкретные и абстрактные
методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение,
абстрагирование, классификация,
систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
М етоды стимулирования и мотивации деятельности
1.М етоды стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации
новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
2.М етоды стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости:
убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
1.6.
Цель и задачи программы
Цель - обучить и сформировать у детей навыки каллиграфически правильного письма
посредством различных методов и приемов.
Задачи:
- познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
чистописанием и приемами работы с ними;
- научить проявлять творческий подход к работе;
- научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости

1.7.
Учебны й план
Учебно - тем атический план (7-11 лет)
№

Форма аттестации и
контроля

Количество часов

Н азвание раздела
Теория

П рактика

Всего

2

2

4

Практическая работа,

1

Введение

2

Особенности работы с
высотой и формой
букв.

26

50

76

Практическая работа,
самостоятельная работа,
лингвистическая
викторина

J

о

Особенности работы с
наклоном и
соединением букв.

8

16

24

Практическая работа,
словарная работа,
самостоятельная работа,
реш ение ребусов

4

Творческая
деятельность

2

6

8

П рактическая работа,
самостоятельная работа

38

74

112

Всего

Календарны й учебны й график на 2023-2024 учебны й год
Начало учебного года - 1 ноября 2023 года.
О кончание учебного года - 31 мая 2024 года.

1.8.
Содержание программы
Раздел 1. Ведение
Тема 1- 2. Понятие «письменность» и его история.
Теория: история возникновения и развития письменности; гигиенические требования для
письма.
Практика: письмо ломаных линий.
Тема 3. Развитие мелкой моторики.
Теория: понятие «правильная осанка», для чего нужно при письме соблю дать правила.,
правильной посадки, способы развития мелкой моторики, рассмотрение образцов написания
крючков, петель и ломаных линий.
Практика: упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук; письмо крючков, петель и
ломаных линий,
Тема 4. Основы правильного владения рукой во время письма. Теория: рассмотрение образцов
ш трихования, правильное владение рукой во время письма.
Практика: упражнения для развития свободных движений руки: ш триховка геометрических
сЬигуц.

Раздел 2. О собенности работы с высотой и формой букв.
Тема 1-4. Упражнения для работы над высотой букв.
Теория: для чего нужно соблю дать высоту букв, как правильно соблю дать высоту букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной высоты букв.
Тема 5-8. У праж нения для работы над высотой букв. Ш трихование. Теория: закрепление
знаний о правилах соблю дения высоты букв и штрихования.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной высоты букв; штриховка.
Тема 9-12. У праж нения для работы над формой букв. Калька.
Теория: для чего нужно соблю дать форму букв, как правильно соблю дать форму букв, что
такое калька, для чего применяется калька.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; приемы работы с
калькой. Ш триховка.
Тема 13-16. У праж нения для работы над формой букв. Заглавные буквы. Теория: закрепление
знаний о правилах соблю дения формы букв, что такое заглавные буквы, правила написания
заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; письмо заглавных
букв: А, В, Д. Ш триховка.
Тема 17-20. У пражнения для работы над формой букв. Нижний элемент в букве. Теория:'
закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, изучение нижних элементов букв,
рассмотрение видов нижних элементов букв. Практика: выполнение заданий для отработки,
правильной формы букв; письмо букв с нижним элементом: р, у, д, ц, щ. Ш триховка.
Тема 21-24. Упражнения для работы над формой букв. Верхний элемент в букве. Заглавные
буквы.
Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, изучение верхних элементов
букв, закрепление знаний о письме заглавных букв,
рассмотрение правил написания
конкретных букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; письмо букв с
верхним элементом: б, в; письмо заглавных букв: Е, 3, Ж. Тема 7. Упражнения для работы над
формой букв. П оследовательность написания заглавной и строчной букв. Ш триховка.
Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, закрепление знаний о
письме заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, для чего нужно'
соблюдать последовательность написания заглавной и строчной букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; последовательность
написания букв И, и; письмо заглавных букв: К, М, JI. Ш триховка.
Тема 25-28. Упражнения для работы над формой букв. Буква «ы». Теория: закрепление знаний
о правилах соблю дения формы букв, изучение элементов буквы «ы».
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; варианты написания
элемента буквы «ы».
Тема 29-32. У праж нения для работы над формой букв. «Ш апочка» в заглавных буквах. Теория:
закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, закрепление знаний о письме
заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, особенности написания
элемента «шапочка».
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; заглавные буквы Г, Б,"
П, Т, Р. Ш триховка.
Тема 33-36. Упражнения для работы над формой строчных букв.
Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила
написания
строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв. Практика: выполнение
заданий для отработки правильной формы строчных букв: а, г, е. Ш триховка.
Тема 37-40. Упражнения для работы над формой строчных букв.
Теоиия: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила
написания

Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: н, о;
написание заглавных букв с нижним элементом: Ц, Щ. Ш триховка.
Тема 45-48. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория:
закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных
букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: п, с; письмо
заглавных букв: Н, О, С. Ш триховка.
Тема 49-52. У праж нения для работы над формой букв. Безотрывное письмо. Теория:
закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв,
правила безотрывного написания
конкретных букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: х, ф;
безотрывное написание букв: X, Ж , Ч. Ш триховка.
Тема 53-56. Упражнения для работы над формой букв. Сочетания чу-гцу и ча-гца. Теория:
закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, изучение сочетаний чу - щу и ча - ща.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ч, У, у;
сочетание чу - щу и ча - ща. Ш триховка.
Тема 57-60. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория:
закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных
букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: в, з; письмозаглавных букв: Ш, Ф. Ш триховка.
Тема 61-64. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв.
Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила
написания
строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о
письме заглавных букв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ш, э; письмо
заглавных букв: Э, Ш. Ш триховка.
Тема 65-68. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория:
закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных
букв.
Тема 69-72. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория:
закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных
букв.
Тема 73-76. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория:
закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв,
рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавныхбукв.
Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ю, я; письмо
заглавных букв: Ю, Я. Ш триховка.
Виды деятельности ученика:
писать графические элементы по заданному образцу:
правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблю дать интервал
между
графическими элементами, наклон; чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;
составлять предложения к иллю страциям:

Тема 1-4. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв Теория:
для чего нужно соблю дать наклон элементов букв, как правильно соблю дать наклон и
параллельность элементов букв.
Практика: выполнение заданий (по образцу) для отработки правильного наклона
и
параллельности букв.
Тема 5-8 Упражнения для работы над соединением букв. Нижнее соединение.
Теория: рассмотрение правильных соединений букв, почему к определенным буквам нужно
применить конкретное соединение, правила написания нижнего соединения.
Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание
слогов: нижнее соединение.
Тема 9-12. Упражнения для работы над соединением букв. Верхнее соединение. Теория:
закрепление знаний о правильных соединениях букв, правила написания
верхнего
соединения.
Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание
слогов: верхнее соединение.
Тема 13-16. Упражнения для работы над соединением букв.
Теория: закрепление знаний о правильных соединениях букв, вспомнить о правильномнаписании верхнего и нижнего соединений.
Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание
слогов различных соединений
Тема 17-20. Рациональные способы соединений в словах.
Теория: повторение изученных видов соединений, выбор рациональных. Практика:
выделение цветом соединений.
Тема 21-24. П равила оформления обложки рабочей тетради.
Теория: закрепление знаний о правильных соединениях букв, вспомнить правила соблю дения
правильного наклона и параллельности элементов букв, соблю дение высоты, ш ирины букв.
Практика: практическая работа: подписывание тетради.
Виды деятельности ученика: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с
другой буквой по алгоритму; соблю дать соразмерность элементов буквы по высоте, ш ирине и
углу наклона; сравнивать написанные буквы с образцом; писать слоги, слова с новой буквы,
использовать прием комментирования; писать изученные ранее буквы в соответствии с
образцом.
Раздел 4. Творческая деятельность
Тема 1-2. Работа по устранению графических недочетов.
Теория: вспомнить все изученные ранее правила написания букв. Практика:
исправление графических недочетов.
Тема 3-4. Конкурс по чистописанию.
Теория: огласить правила и требования конкурса.
Практика: участие обучаю щ ихся в конкурсе, выявление победителей и призеров.
Тема 5-6. Творческая мастерская: «Волшебная ручка»
Теория: ознакомление с различными видами шрифтов, декоративная роль шрифта.
Практика: мастер-класс на тему «Различные шрифты», украш ение шрифтом открытки.
Тема 7-8. Итоговая работа по чистописанию.
Теория: комментирование заданий итоговой работы.
Практика: написание итоговой работы; организация выставки ученических работ. Виды
деятельности ученика: списывать без ош ибок с письменного и печатного ш рифтов; грамотно
оформлять на письме предложения; списывать текст,
содержащ ий изученные правила,
объяснять изученные орфограммы.

последую щ их классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому,
эмоциональному воспитанию ш кольников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности
старательного отнош ения к выполнению любой работы. Цели и задачи такой работы
тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических,
грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому необходимо формировать
умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. Систематическое
использование
методов
и
приемов
обучению
чистописанию
способствует
соверш енствованию и
формированию общ еучебных навыков младш их школьников,
которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности изучения русского
языка и других ш кольных дисциплин.
У обучающегося будут сформированы:
• интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
• интерес к изучению старославянского языка;
• познавательный интерес к новым способам письма
• адекватное понимание причин успеш ности/не успеш ности творческой деятельности.
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям,
сопереживать;
• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы,
орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к соверш енствованию собственного письма;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2.КО М П ЛЕКС
О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н О
ВКЛ Ю ЧА Ю Щ И Й Ф О РМ Ы А ТТЕС ТАЦ И И

П Е Д А ГО ГИ Ч ЕС К И Х

У С ЛО ВИ Й ,

2Л.
Условия реализации программы
1) М атер и ал ьн о -тех н и ч еск о е обеспечение программы:
М атериально-технические условия школы обеспечиваю т возможность
достижения
обучаю щ имися
результатов,
предусмотренных
дополнительной
общ еобразовательной
общ еразвиваю щ ей программой социально - гуманитарной направленности «Каллиграфия» и.
соответствую т санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия проводятся в учебном классе с естественным и искусственным освещением,
имеется стол и стул для педагога, 8 посадочных
мест, включая столы, стулья для
обучаю щ ихся, маркерно - магнитная доска.
2) Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы:
Ноутбук - 1 шт.
Копировальное устройство - 1 шт
М агнитно - маркерная доска
3) И нформационное обеспечение
Видео- и интернет источники
4) Кадровое обеспечение
Для реализации программы привлекается педагог с высшим образованием
2.2.
О ценка достиж ений результатов и оценочные материалы
Ф ормы аттестации
О ценка достижения планируемых результатов освоения данной программы обучаю щ имися
осущ ествляется в форме творческой работы, списываний и диктантов, презентации работ для
родителей, обучаю щ ихся, через участие в конкурсах и выставках.

Формы контроля достиж ений обучающихся:
- фронтальная и индивидуальная беседа;
диктанты, списывания;
- игровые формы контроля;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня;
- выполнение комплексной работы по предложенной модели;
- творческая работа с использованием различных материалов.
Ф орма промежуточной аттестации - списывание.
Реализация программы направлена на:
■ формирование и развитие творческих способностей, обучаю щ ихся; ■ удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся ■ формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни; ■ создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития;
■ социализация и адаптация обучаю щихся к жизни в обществе;
■ формирование общ ей культуры обучающихся.
Учебный план предусматривает реализацию программы в полном объеме. В случае пропусков
занятий обучаю щ имися предполагается самостоятельное изучение учебного материала (по
согласованию с родителями (законными представителями).
П ромежуточная аттестация
Освоение программы
сопровождается промеж уточной
аттестацией
обучающихся,
проводимых в формах, определенных учебным планом, и в порядке
установленном
образовательной организацией.
П ромежуточная аттестация проводится в конце учебного года (апрель-май). П ромежуточная
аттестация осущ ествляется в форме списывания с печатного текста.
Сроки проведения промежуточной аттестации
П ромежуточная аттестация проводится в конце учебного года (май).
О ценочные материалы
П ромежуточная аттестация проводится в форме списывания с печатного
текста. Для
организации итоговой аттестации создаётся конкурсное жюри в
составе председателя,
преподавателя и секретаря.
О бучаю щ ийся демонстрирует уровень каллиграфического мастерства по
следующ им
критериям:
• соблю дение высоты букв;
• соблю дение формы букв;
■правильный наклон;
• верное соединение букв.
Каждый критерий оценивается по 2-балльной шкале.
0 баллов - показатель отсутствует;
1 балл - показатель проявился на допустимом уровне;
2 балла - показатель проявился на достаточном уровне.
Таким образом, максимальный балл, которым может быть оценен обучаю щ ийся по итогам
списывания - 8 баллов. Об успеш ности прохождения курса можно судить при показателе от 4
баллов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»
П

А Т Т Т 7 Т Т Т А (Т Г ) Г

ТТГЧЛ z f O O T I

№
п/п

Фамилия,
имя.
обучаю щегося

отчество

Отметка о
аттестации

прохождении

Подпись
преподавателя

Число присутствую щ их обучаю щ ихся___________________
Из них: получивш их
«зачтено»__________________
«незачтено»__________________
Число не явивш ихся обучаю щ ихся__________________
не допущ енных к итоговой аттестации___________________
Члены промеж уточной аттестационной комиссии:
Председатель_________________________________________________________________

2.3.

Список литературы . Приложения

1. Агаркова, Н.Г. И нформационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе //
Начальная школа.2014. №8. - с.9
2. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. П рограмма для
начальной ш колы // Начальная школа. 2015. №12. С. 12-14.
3. А гаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, - М: Дрофа, 2015. - 125 с. 4. Ж елтовская,
Л.Я. Ф ормирование каллиграфических навыков у младш их ш кольников /Л.Я.Ж елтовская, Е.Н.
Соколова. - М: П росвещ ение, 2015. - 2 3 8 с.
5. И лю хина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1 класс. - М. Д р о ф а, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».