М ИН И СТЕРСТВО О БРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ КО М И ТЕТ ПО ОБРА ЗО ВАН И Ю А ДМ ИН И СТРАЦ И И ГОРОДА УЛАН-УДЭ М У Н И ЦИ П АЛЬН О Е БЮ ДЖ ЕТНОЕ УЧРЕЖ ДЕН ИЕ ДО П ОЛНИ ТЕЛЬНО ГО О БРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВО РЧЕСТВА ОКТЯБРСКОГО РАЙ О НА ГОРОДА УЛАН-УДЭ» Рассмотрена на заседании методического совета Протокол № 03 от «29» августа 2023г. Принята на Педагогическом совете П ротокол № 03 от «29» августа 2023 г. Утверждено: приказом № 114 от «31» а т у с т а 2 0 2 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для школьников «Каллиграфия» Возраст обучающихся: 7 - 1 1 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Очирова Нина Шухэртуевна педагог дополнительного образования Улан - Удэ, 2023 г. Структура дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программы : 1. Комплекс записка основны х характеристик програм м ы . П ояснительная 1.1. Н аправленность дополнительной общ еразвиваю щей программы 1.2. А ктуальность 1.3. Педагогическая целесообразность отличительные особенности данной программы 1.4. Адресат программы 1.5. Уровень программы, объём и сроки реализации, формы обучения, режим занятий, особенности организации образовательного процесса 1.6. Цель и задачи программы 1.7. Учебный план 1.8. Содержание программы 1.9. П ланируемые результаты 2. КО М П Л ЕКС О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н О ВК Л Ю Ч А Ю Щ И Й Ф О РМ Ы А ТТЕС ТАЦ И И 2.1. 2.2. 2.3. П ЕД А ГО ГИ Ч ЕСК И Х У словия реализации программы О ценка достижений результатов и оценочные материалы Список литературы. П риложения У С Л О ВИ Й , 1. Комплекс основны х характеристик програм мы . П ояснительная записка Основой для разработки дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программы социально-гуманитарной направленности «Каллиграфия» (базовый уровень) являются следую щ ие нормативные документы: - Федеральный закон «Об образовании в РФ » № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение П равительства РФ от 31.03. 2022 г. № 678 - р ); - Стратегия развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Ф едерации от29 мая 2015 г. № 996 - р. - Приказ М инистерства просвещ ения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об ут верж дении П орядка организации и осущ ествления образовательной деят ельност и по дополнит ельным общеобразоват ельным программам»; М етодические рекомендации по проектированию дополнительных общ еобразовательных общ еразвиваю щ их программ М инистерства образования и науки России Ф ГАУ «Ф едерального института развит ия образования» 2015 г.; - Приказ М инистерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об ут верлсдении П орядка применения организациями, осущ ест вляю щ ими образовательную деятельность, электронного обучения, дист анционных образовательных технологий при реализации образоват ельных программ» - Закон РБ от 13.12.2013 г. № 240 - V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 5 1 2 - р ; - Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содерж анию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПин 2 .4 .4 .3 6 4 8 -2 0 ); - П остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».(VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав М Б У Д О «Дом творчест ва Октябрьского района города Улан-Удэ». П оложение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общ еразвиваю щ их образовательных программ М БУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04. 2023г. 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Д ополнительная общ еразвиваю щ ая программа «Каллиграфия» гуманитарную направленность 1.2. имеет социально - Актуальность А ктуальность программы. Каллиграфия - это искусство красивого письма. Одно из древнейш их искусств, появившихся очень давно и развиваю щ ихся вместе с ростом стремления человека к прекрасному. Актуальность программы «Каллиграфия» заклю чается в следующем: - формирует правильную посадку и условия при письме, способствую щ ие сохранению зрения, осанки, предупреждению усталости, повышению работоспособности; п л .п т т п о т TTTj^imnnTjrjTj7->rM3ciijijnrTi, \г г и ттчм й п Г.ТК и Т1ЭV TTOЛ ю б и е . ВНИМаНИС, - организует переход из роли зрителя и потребителя в роль автора и создателя уникальных произведений; - соверш енствует письменные навыки, постановку почерка; - приобщ ает к ценностям культуры через знакомство с древними рукописными традициями; - формирует мыш ление о знаках и их смыслах, о форме и содержании, о роли буквы и письма в жизни человека. О собенностью программы является то, что значительную её часть составляет практическая деятельность обучающихся. Занятия каллиграфией направлены на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, терпеливости и аккуратности. Письмо является каллиграфическим инструментом, способствует активации «спящих» зон головного мозга, которые не задействованы при письме шариковой ручкой, в результате чего лучш е развивается способность обучаю щ егося координировать свои действия, точнее выполнять сложные манипуляционные движения. Каллиграфия способствует развитию оптической точности (глазомера), развитию трехмерного пространственного видения. В настоящ ее время каллиграфия приобретает особую ценность, как занятие для развития и формирования личности молодого поколения, она снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную систему, способствует нормализации состояния гиперактивных детей, помогает структурировать мысли и ощущения. 1.3. П едагогическая целесообразность и отличительны е особенности данной программы Педагогическая целесообразность программы заклю чается заклю чается в воспитании и развитии памяти, мыш ления и воображения ребенка. П рограмма способствует вовлечению обучаю щ ихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повыш ению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития. Так же в работе используется несколько принципов. Принцип наглядности, особенно важен в обучении чистописанию . Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Н евозможно учить чистописанию , давая только устные знания, так как путь подраж ания почерка учителя и копирование образцов хорош его письма - один из основных путей формирования четкого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она. соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой долж на быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и др. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать свои и чужие недочеты. П ринцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервно-мыш ечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываю тся при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейш ему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей - переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами букв называется генетическим принципом. Обучая детей занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал наиболее прочными и скоростными движениями всех звеньев руки. овладению 1.4. Адресат программы П рограмма подходит для детей с разными уровнями подготовки по чистописанию , занятия в кружках подходят как активным, подвижным детям, так и более медлительным, инертным. Первым занятия помогут стать более сосредоточенными, спокойными, вторым - более активными, т.к. предполагается проведение разного рода викторин, конкурсов, которые требую т более быстрого принятия реш ений, рассуждать, искать ош ибку в рассуждениях, находить необычные пути решения. Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет. Набор детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности обучающихся. 1.5. Уровень программы , объём и сроки реализации, формы обучения, режим занятий, особенности организации образовательного процесса Объем и срок освоения программы. П рограмма «Каллиграфия» рассчитана на один год обучения - 112 часов. Из расчета 4 часа в неделю. Ф орма обучения - очная. Уровень программы - базовый. Н аполняемость учебных групп объединения 6-8 человек. Состав группы постоянный. Занятия проводятся два раза в неделю (по средам и субботам). П родолж ительность занятия - 40 минут + 40 минут. Занятия дополнительного образования организуются до уроков с перерывом не менее 10-минут. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Формы организации занятий: групповые, индивидуальные. Основной организационной формой"обучения в ходе реализации данной" образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание педагогом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет эффективно использоватьстимулирую щ ее влияние коллектива на учебную деятельность каждого обучающегося. Неоспоримым преимущ еством занятия, является возможность соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Программа предполагает следую щ ие виды занятий: лекции с применением наглядно иллюстративного материала, беседы, практические занятия, самостоятельные, практические работы, игры, выставки, конкурсы, викторины, практикум, занятие - консультация, занятие ролевая игра, занятие - презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений. М етоды организации учебного процесса. * И нформационно - рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации). * Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание). * М етод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно пути его реш ения; восприятие и осознание обучаю щ имися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание). * Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащ ихся; самостоятельное реш ение обучаю щ имися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение). И сследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ образовательный марш рут может разрабатываться и для слабого ученика, и для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много^ учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию , ситуацию успеха. И ндивидуальный образовательный марш рут может быть коротким или длинным: у слабого ученика марш рут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев. И ндивидуальный образовательный марш рут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся. При работе с одаренными детьми предполагается работа по индивидуальному маршруту развития, который позволяет спланировать работу учащ ихся с заданиями повышенной сложности, но и организовать работу по самообразованию ребенка. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут сущ ественно повысить эффективность образовательного процесса, реш ить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. П риемы и методы организации занятий. М етоды организации и осущ ествления занятий 1. П ерцептивный акцент: а) словесные методы (рассказ , беседа, инструктаж, чтение справочной лит ерат уры ); б) наглядные методы (демонстрации мульт имедийных презентаций, ф от ографии); в) практические методы (упраж нения, задачи). 2 . Гностический аспект: а) иллю стративно - объяснительные методы; б) репродуктивные методы; в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания; г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; д) исследовательские - дети сами открываю т и исследуют знания. 3. Логический аспект: а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный; б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции. 4. Управленческий аспект: а) методы учебной работы под руководством учителя; б) методы самостоятельной учебной работы учащихся. М етоды стимулирования и мотивации деятельности 1.М етоды стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д. 2.М етоды стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. 1.6. Цель и задачи программы Цель - обучить и сформировать у детей навыки каллиграфически правильного письма посредством различных методов и приемов. Задачи: - познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия чистописанием и приемами работы с ними; - научить проявлять творческий подход к работе; - научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости 1.7. Учебны й план Учебно - тем атический план (7-11 лет) № Форма аттестации и контроля Количество часов Н азвание раздела Теория П рактика Всего 2 2 4 Практическая работа, 1 Введение 2 Особенности работы с высотой и формой букв. 26 50 76 Практическая работа, самостоятельная работа, лингвистическая викторина J о Особенности работы с наклоном и соединением букв. 8 16 24 Практическая работа, словарная работа, самостоятельная работа, реш ение ребусов 4 Творческая деятельность 2 6 8 П рактическая работа, самостоятельная работа 38 74 112 Всего Календарны й учебны й график на 2023-2024 учебны й год Начало учебного года - 1 ноября 2023 года. О кончание учебного года - 31 мая 2024 года. 1.8. Содержание программы Раздел 1. Ведение Тема 1- 2. Понятие «письменность» и его история. Теория: история возникновения и развития письменности; гигиенические требования для письма. Практика: письмо ломаных линий. Тема 3. Развитие мелкой моторики. Теория: понятие «правильная осанка», для чего нужно при письме соблю дать правила., правильной посадки, способы развития мелкой моторики, рассмотрение образцов написания крючков, петель и ломаных линий. Практика: упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук; письмо крючков, петель и ломаных линий, Тема 4. Основы правильного владения рукой во время письма. Теория: рассмотрение образцов ш трихования, правильное владение рукой во время письма. Практика: упражнения для развития свободных движений руки: ш триховка геометрических сЬигуц. Раздел 2. О собенности работы с высотой и формой букв. Тема 1-4. Упражнения для работы над высотой букв. Теория: для чего нужно соблю дать высоту букв, как правильно соблю дать высоту букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной высоты букв. Тема 5-8. У праж нения для работы над высотой букв. Ш трихование. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения высоты букв и штрихования. Практика: выполнение заданий для отработки правильной высоты букв; штриховка. Тема 9-12. У праж нения для работы над формой букв. Калька. Теория: для чего нужно соблю дать форму букв, как правильно соблю дать форму букв, что такое калька, для чего применяется калька. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; приемы работы с калькой. Ш триховка. Тема 13-16. У праж нения для работы над формой букв. Заглавные буквы. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, что такое заглавные буквы, правила написания заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; письмо заглавных букв: А, В, Д. Ш триховка. Тема 17-20. У пражнения для работы над формой букв. Нижний элемент в букве. Теория:' закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, изучение нижних элементов букв, рассмотрение видов нижних элементов букв. Практика: выполнение заданий для отработки, правильной формы букв; письмо букв с нижним элементом: р, у, д, ц, щ. Ш триховка. Тема 21-24. Упражнения для работы над формой букв. Верхний элемент в букве. Заглавные буквы. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, изучение верхних элементов букв, закрепление знаний о письме заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; письмо букв с верхним элементом: б, в; письмо заглавных букв: Е, 3, Ж. Тема 7. Упражнения для работы над формой букв. П оследовательность написания заглавной и строчной букв. Ш триховка. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, закрепление знаний о письме заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, для чего нужно' соблюдать последовательность написания заглавной и строчной букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; последовательность написания букв И, и; письмо заглавных букв: К, М, JI. Ш триховка. Тема 25-28. Упражнения для работы над формой букв. Буква «ы». Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, изучение элементов буквы «ы». Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; варианты написания элемента буквы «ы». Тема 29-32. У праж нения для работы над формой букв. «Ш апочка» в заглавных буквах. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, закрепление знаний о письме заглавных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, особенности написания элемента «шапочка». Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы букв; заглавные буквы Г, Б," П, Т, Р. Ш триховка. Тема 33-36. Упражнения для работы над формой строчных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: а, г, е. Ш триховка. Тема 37-40. Упражнения для работы над формой строчных букв. Теоиия: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: н, о; написание заглавных букв с нижним элементом: Ц, Щ. Ш триховка. Тема 45-48. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: п, с; письмо заглавных букв: Н, О, С. Ш триховка. Тема 49-52. У праж нения для работы над формой букв. Безотрывное письмо. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, правила безотрывного написания конкретных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: х, ф; безотрывное написание букв: X, Ж , Ч. Ш триховка. Тема 53-56. Упражнения для работы над формой букв. Сочетания чу-гцу и ча-гца. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, изучение сочетаний чу - щу и ча - ща. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ч, У, у; сочетание чу - щу и ча - ща. Ш триховка. Тема 57-60. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: в, з; письмозаглавных букв: Ш, Ф. Ш триховка. Тема 61-64. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных букв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ш, э; письмо заглавных букв: Э, Ш. Ш триховка. Тема 65-68. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных букв. Тема 69-72. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавных букв. Тема 73-76. У пражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Теория: закрепление знаний о правилах соблю дения формы букв, правила написания строчных букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, закрепление знаний о письме заглавныхбукв. Практика: выполнение заданий для отработки правильной формы строчных букв: ю, я; письмо заглавных букв: Ю, Я. Ш триховка. Виды деятельности ученика: писать графические элементы по заданному образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблю дать интервал между графическими элементами, наклон; чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец; составлять предложения к иллю страциям: Тема 1-4. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв Теория: для чего нужно соблю дать наклон элементов букв, как правильно соблю дать наклон и параллельность элементов букв. Практика: выполнение заданий (по образцу) для отработки правильного наклона и параллельности букв. Тема 5-8 Упражнения для работы над соединением букв. Нижнее соединение. Теория: рассмотрение правильных соединений букв, почему к определенным буквам нужно применить конкретное соединение, правила написания нижнего соединения. Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание слогов: нижнее соединение. Тема 9-12. Упражнения для работы над соединением букв. Верхнее соединение. Теория: закрепление знаний о правильных соединениях букв, правила написания верхнего соединения. Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание слогов: верхнее соединение. Тема 13-16. Упражнения для работы над соединением букв. Теория: закрепление знаний о правильных соединениях букв, вспомнить о правильномнаписании верхнего и нижнего соединений. Практика: выполнение заданий для отработки правильного соединения букв; прописывание слогов различных соединений Тема 17-20. Рациональные способы соединений в словах. Теория: повторение изученных видов соединений, выбор рациональных. Практика: выделение цветом соединений. Тема 21-24. П равила оформления обложки рабочей тетради. Теория: закрепление знаний о правильных соединениях букв, вспомнить правила соблю дения правильного наклона и параллельности элементов букв, соблю дение высоты, ш ирины букв. Практика: практическая работа: подписывание тетради. Виды деятельности ученика: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; соблю дать соразмерность элементов буквы по высоте, ш ирине и углу наклона; сравнивать написанные буквы с образцом; писать слоги, слова с новой буквы, использовать прием комментирования; писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Раздел 4. Творческая деятельность Тема 1-2. Работа по устранению графических недочетов. Теория: вспомнить все изученные ранее правила написания букв. Практика: исправление графических недочетов. Тема 3-4. Конкурс по чистописанию. Теория: огласить правила и требования конкурса. Практика: участие обучаю щ ихся в конкурсе, выявление победителей и призеров. Тема 5-6. Творческая мастерская: «Волшебная ручка» Теория: ознакомление с различными видами шрифтов, декоративная роль шрифта. Практика: мастер-класс на тему «Различные шрифты», украш ение шрифтом открытки. Тема 7-8. Итоговая работа по чистописанию. Теория: комментирование заданий итоговой работы. Практика: написание итоговой работы; организация выставки ученических работ. Виды деятельности ученика: списывать без ош ибок с письменного и печатного ш рифтов; грамотно оформлять на письме предложения; списывать текст, содержащ ий изученные правила, объяснять изученные орфограммы. последую щ их классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию ш кольников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отнош ения к выполнению любой работы. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. Систематическое использование методов и приемов обучению чистописанию способствует соверш енствованию и формированию общ еучебных навыков младш их школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности изучения русского языка и других ш кольных дисциплин. У обучающегося будут сформированы: • интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения; • интерес к изучению старославянского языка; • познавательный интерес к новым способам письма • адекватное понимание причин успеш ности/не успеш ности творческой деятельности. • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к соверш енствованию собственного письма; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 2.КО М П ЛЕКС О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н О ВКЛ Ю ЧА Ю Щ И Й Ф О РМ Ы А ТТЕС ТАЦ И И П Е Д А ГО ГИ Ч ЕС К И Х У С ЛО ВИ Й , 2Л. Условия реализации программы 1) М атер и ал ьн о -тех н и ч еск о е обеспечение программы: М атериально-технические условия школы обеспечиваю т возможность достижения обучаю щ имися результатов, предусмотренных дополнительной общ еобразовательной общ еразвиваю щ ей программой социально - гуманитарной направленности «Каллиграфия» и. соответствую т санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Занятия проводятся в учебном классе с естественным и искусственным освещением, имеется стол и стул для педагога, 8 посадочных мест, включая столы, стулья для обучаю щ ихся, маркерно - магнитная доска. 2) Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: Ноутбук - 1 шт. Копировальное устройство - 1 шт М агнитно - маркерная доска 3) И нформационное обеспечение Видео- и интернет источники 4) Кадровое обеспечение Для реализации программы привлекается педагог с высшим образованием 2.2. О ценка достиж ений результатов и оценочные материалы Ф ормы аттестации О ценка достижения планируемых результатов освоения данной программы обучаю щ имися осущ ествляется в форме творческой работы, списываний и диктантов, презентации работ для родителей, обучаю щ ихся, через участие в конкурсах и выставках. Формы контроля достиж ений обучающихся: - фронтальная и индивидуальная беседа; диктанты, списывания; - игровые формы контроля; - участие в конкурсах и выставках различного уровня; - выполнение комплексной работы по предложенной модели; - творческая работа с использованием различных материалов. Ф орма промежуточной аттестации - списывание. Реализация программы направлена на: ■ формирование и развитие творческих способностей, обучаю щ ихся; ■ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся ■ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; ■ создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; ■ социализация и адаптация обучаю щихся к жизни в обществе; ■ формирование общ ей культуры обучающихся. Учебный план предусматривает реализацию программы в полном объеме. В случае пропусков занятий обучаю щ имися предполагается самостоятельное изучение учебного материала (по согласованию с родителями (законными представителями). П ромежуточная аттестация Освоение программы сопровождается промеж уточной аттестацией обучающихся, проводимых в формах, определенных учебным планом, и в порядке установленном образовательной организацией. П ромежуточная аттестация проводится в конце учебного года (апрель-май). П ромежуточная аттестация осущ ествляется в форме списывания с печатного текста. Сроки проведения промежуточной аттестации П ромежуточная аттестация проводится в конце учебного года (май). О ценочные материалы П ромежуточная аттестация проводится в форме списывания с печатного текста. Для организации итоговой аттестации создаётся конкурсное жюри в составе председателя, преподавателя и секретаря. О бучаю щ ийся демонстрирует уровень каллиграфического мастерства по следующ им критериям: • соблю дение высоты букв; • соблю дение формы букв; ■правильный наклон; • верное соединение букв. Каждый критерий оценивается по 2-балльной шкале. 0 баллов - показатель отсутствует; 1 балл - показатель проявился на допустимом уровне; 2 балла - показатель проявился на достаточном уровне. Таким образом, максимальный балл, которым может быть оценен обучаю щ ийся по итогам списывания - 8 баллов. Об успеш ности прохождения курса можно судить при показателе от 4 баллов. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ» П А Т Т Т 7 Т Т Т А (Т Г ) Г ТТГЧЛ z f O O T I № п/п Фамилия, имя. обучаю щегося отчество Отметка о аттестации прохождении Подпись преподавателя Число присутствую щ их обучаю щ ихся___________________ Из них: получивш их «зачтено»__________________ «незачтено»__________________ Число не явивш ихся обучаю щ ихся__________________ не допущ енных к итоговой аттестации___________________ Члены промеж уточной аттестационной комиссии: Председатель_________________________________________________________________ 2.3. Список литературы . Приложения 1. Агаркова, Н.Г. И нформационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе // Начальная школа.2014. №8. - с.9 2. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. П рограмма для начальной ш колы // Начальная школа. 2015. №12. С. 12-14. 3. А гаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, - М: Дрофа, 2015. - 125 с. 4. Ж елтовская, Л.Я. Ф ормирование каллиграфических навыков у младш их ш кольников /Л.Я.Ж елтовская, Е.Н. Соколова. - М: П росвещ ение, 2015. - 2 3 8 с. 5. И лю хина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1 класс. - М. Д р о ф а, 2015.