НЕЙРОФИТНЕС Сукнёва Образовательная программа 1 год 2022-23

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от 25. 08. 2022 г.

Принята на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от 29.08.2022 г.

Утверждено:
приказом № _112_
от « 29 » августа 2022 г.
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________ Н. Ю. Антипова

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности
«НЕЙРОФИТНЕС»
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Возраст обучающихся: 5-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сукнева Мария Александровна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2022 г

Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогической направленности ориентирована
на укрепление психического здоровья детей с ОВЗ с использованием
нейропсихологических методов и может рассматриваться как важный
психопрофилактический и психокоррекционный фактор. Программа учитывает
специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного,
речевого и социально-личностного развития детей с ОВЗ с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей в условиях дополнительного общеобразовательного
учреждения. разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р.
3. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства
образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
6. Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

7. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
10.Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ №
198 от «27» 04. 2017 г.
Актуальность

данной

нейропсихологического

программы
подхода

в

обусловлена
работе

с

тем,

что

использование

с

ограниченными

детьми

возможностями в здоровье позволяет нормализовать процессы психического
онтогенеза и развить познавательные процессы головного мозга.
Всем известна польза утренней гимнастики для организма человека, она
помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим
активного бодрствования.
Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг человека нуждается
в настройке и подготовке к эффективной работе.
Нейроигры и упражнения которые активизируют полноценную работу левого
и правого полушария головного мозга, помогают управлять эмоциональной,
физической

и

умственной

жизнью.

Способствуют

лучшему

восприятию

информации.
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то
трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию,
тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным,

что круг таких проблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом
внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными
задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться
ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и
потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий
потенциал. Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая
методика, позволяющая помочь детям при множественных видах нарушений.
Преимущества использования нейроигр и нейроупражнений:
 игровая форма обучения;
 эмоциональная привлекательность;
 многофункциональность;
 развитие мелкой и крупной моторики с двигательной активностью, а не
статичное выполнение заданий только за столом;
 формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов;
 формирование

партнерского

взаимодействия

между

ребенком

и

педагогом;
 активизация

работы

с

родителями,

повышение

компетентности

родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические
процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного
мозга.
Цели программы:
Создание условий, способствующих развитию внимания и восприятия как
психических процессов, сформированности функций произвольной регуляции и
самоконтроля, улучшению работоспособности.
Задачи:
 Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.
 Развивающие:

совершенствовать

память,

внимание,

мышление,

развивать восприятие, творческие способности, воображение, речь.

 Психологические: формировать адекватную самооценку, развивать
потенциальные

возможности,

формировать

навыки

поведения

в

обществе. Развивать саморегуляцию.
Срок реализации программы - 3 года.
Формы и режим занятий:
Занятия построены в игровой форме, исключен процесс утомления сменой
деятельности.
У детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении
времени, отведенного на выполнение заданий. Образовательная деятельность
построена по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1го функционального блока мозга - блок регуляции тонуса и бодрствования;
упражнения, повышающие энергию тела, упражнения для повышения позитивного
мышления. Упражнения, нормализующие мышечный тонус (растягивающие
упражнения).
2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока
мозга- приема, переработки и хранения информации; работа с инвентарем «Фитнес
мозга» (нейропалки, мячи, суджок, балансирующая доска, массажные коврики, мячмаятник, кубики и мн др).
3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го
функционального блока мозга - блок программирования, регуляции и контроля
сложных

форм

деятельности

(уровень

произвольной

саморегуляции

и

самоорганизации).
Принципы работы:
1.

Принцип

индивидуального

подхода.

Учет

специфики

возрастного

психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.

2.

Принцип

дифференцированного

обучения

позволяет

разрешить

противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях,
способностях воспитанников группы.
3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация
образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное
развитие его индивидуальности.
4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу
которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у
воспитанников способностей и познавательного потенциала.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала
2. Наглядность обучения
3. Цикличность построения занятий
4. Доступность
5. Проблемность
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы планируется достижение следующих
результатов:


Личностные

результаты:

развитие

адаптационных

возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков,
способностей саморегуляции.


Развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Метапредметные результаты:


умение

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
развитие творческого подхода к решению задач.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Включает в себя входную, промежуточную и итоговую диагностику
познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее

результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на
занятиях, в консультировании родителей и педагогов.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы требуется кабинет с использованием
комплекса «Дом Совы», коврики, сенсорные мячи, массажные мячи, нейропалки и
другие нейромоторные тренажеры.
Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями от
5 до 14 лет. Набор детей в объединение свободный. Работа предусмотрена в группе
по 4 человека. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю. Объем
учебной нагрузки в год составляет 36 часов. Основная часть учебного времени
отводится на практическую деятельность. Программа рассчитана на 3 года
обучения.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме
индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашений их на тематические
собрания и т.д.

Программа рассчитана на 3 учебных года, 36 академических часов в год, 1 раз в
неделю.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Из них:
Форма
Всего
Наименование темы
контроля и
часов Теория Практика
п/п
аттестации
Вводное
занятие:
инструктаж по технике
безопасности. Введение в
учебный
курс.
Познакомить детей друг с
другом
Знакомство
с
правилами
группы.
Установление
Обратная
межличностных контактов
1
1
1
связь
в группе.
рефлексия
Правила
и
техника
безопасности
при
проведении
подвижных
игр.
Игра «Снежный ком»
Зрительно-моторные координации.
«Делай как я»
«Кинезиологические»
упражнения

2.

Цель:
развитие
общей
двигательной координации,
формирование
крупных
содружественных
движений двумя руками и
ногами,
развитие
координации рук и ног, 5
развитие
крупной
моторики,
развитие
межполушарных связей в
упражнениях по развитию
мелкой
моторики
рук,
одновременное
использование
речи
и
движений.

5

Обратная
связь
рефлексия

«Ухо – нос»
«Цветочек»
«Коза-корова»
«Молчу — шепчу
кричу»
«Проминания»
«Крутилки»
«Потяни (лодка)».

—

Необходимый
материал:
Сенсорные мячи, подушки,
кубики,
мяч-маятник,
массажные коврики, нейропалки, огоспорт
Когнитивные игры

Психологические задачи:
развитие
умения
анализировать
информацию,
быстро
думать
в
условиях
ограничения времени.
Каждое занятие включает
развивающие упражнения:

3

-нахождение
отличий/сходства
(мыслительные операции,
когнитивные навыки);
3
-лабиринты
(сконцентрированность,
зрительная память);
-таблицы
Шульте
(переключаемость,
периферийное зрение);
-рисование двумя руками
(межполушарное
взаимодействие);
-корректурные
пробы,
логические таблицы, состав
чисел, моторика «Кнопки
Земли»
«Ушки»

3

Обратная
связь
рефлексия

4.

Развитие праксиса позы и межполушарных связей, двигательная
программа с одновременным движением левой и правой половины
тела, а так же верхней и нижней половины тела.
Мозжечковая стимуляция.
Работа с мячом
«Ступени»
Обратная
«Комета»
3
3
связь
«Мое правое, твое правое»
рефлексия
Игры с мячом-маятником
«5 раз правильно»

5.

6.

7.

Тренируем
через
нейроигры
свою
самоорганизацию.
Эти 5
упражнения сопряжены с
памятью, с вниманием и с
последовательностью
действий.
Работа с ритмическими
координации
Развитие у детей внимания,
пространственной памяти,
слухо-моторных
координаций,
быстроты
реакции. Помогают лучше
ориентироваться
в
окружающем пространстве,
схеме
своего
тела,
помогают снять телесное
3
напряжение.
«Стучи между палками»
«Отбей ритм»
«Замри»
«Слушай хлопки»
«Делай то, что говорю, а не
то, что показываю»
«Слушай и показывай»

Обратная
связь
рефлексия

5

структурами

3

–

слухомоторные

Обратная
связь
рефлексия

«Регулируй себя если сможешь» Игры на развитие саморегуляции
Цель: снятие напряжения;
Обратная
развитие саморегуляции и
связь
самоконтроля;
развитие
рефлексия
3
3
умения
слышать
и
выполнять
инструкцию;
развитие слуховой памяти;

8

9

развитие общей моторики и
координации
движений;
развитие
скоростных
качеств (при усложнении
игры - на время или в паре с
другим ребёнком, как в
соревновании).
Игра "Действуй!".
Игра
"Запрещённое
движение".
«Роботы»
Сенсорные мячи, подушки,
кубики,
мяч-маятник,
массажные коврики, нейропалки, огоспорт
Развитие пространственных представлений. Для формирования
пространственного образа буквы, цифры и.т.д.
Улучшаем
Обратная
пространственное
связь
восприятие.
Развиваем
рефлексия
внимательность
и
пространственную
ориентацию.
«Работа
над
пространственными
представлениями,
право7
7
лево»
«Построй схему»
«Разведчики»
«обезьянки»
«Окошки»
«Море-берег»
«Ворота»
«Скандинавская ходьба»
Развитие ритмичного дыхания.
Дыхание, которое успокаивает
Выполнение дыхательных
упражнений в игровой
форме вызывает у ребенка
положительный
эмоциональный
настрой,
5
снимает напряжение и
способствует
формированию
практических умений.
«Ладошки»

Обратная
связь
рефлексия
5

10

«Погончики»
«Насос»
«Кошка»
«Обними плечи»
«Большой мачтник»
«повороты головы»
«Ушки»
«Перекаты»
«Передний шаг»
«Задний шаг»
Заключительное
занятие.
Подведение итогов.
1

Всего часов

36

1

Обратная
связь
рефлексия

36

Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Игра «Снежный ком»
Инструктаж по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности.
Введение в учебный курс.
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в
группе. Просмотр презентации по технике безопасности, профилактики гриппа с
использованием наглядного материала.
Тема 2. «Зрительно-моторные координации. Делай как Я». (5 часов)
-Цель: развитие общей двигательной координации, формирование крупных
содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и
ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях
по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и
движений.
Материалы: Сенсорные мячи, подушки, кубики, мяч-маятник, массажные
коврики, нейро-палки, огоспорт
Занятие №1 «Кинезиологические» упражнения
1. Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Общая разминка «Ветряная мельница»
3. Нейроигры «Ухо – нос»
4. «Цветочек»
5. Подвижная игра «Бросай-поймай»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»

Занятие №2 «Кинезиологические» упражнения
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Упражнение «Гусеница»
3. Упражнение «Любопытная гусеница»
4. Упражнение «Коза-корова»
5. Игра «Молчу — шепчу — кричу»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
Занятие №3 «Кинезиологические» упражнения
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Бегемотики»
3. Упражнение «Проминания»
4. Упражнение «Крутилки»
5. Упражнение «Потяни (лодка)»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
Занятие №4 «Кинезиологические» упражнения
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»
3. Подвижная игра «Веревочка под ногами»
4. Игры с нейропалками «Дотянись до палки»
5. Игры с нейропалками «Палка в сторону»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
Занятие №5«Кинезиологические» упражнения
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кенгуру-Зайчик-олень»»
3. Игра «Круг-треугольник, квадрат» Рисуем мячом
4. Игра «Лезгинка» добавляем язык и глаза
5. Игра «Пальцы по 5»
6. Упражнение «Осьминог»

7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
Тема 2 «Когнитивные игры» (3 часа)
Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро
думать в условиях ограничения времени.
Каждое занятие включает развивающие упражнения:
-нахождение отличий, сходства (мыслительные операции, когнитивные навыки);
-лабиринты (сконцентрированность, зрительная память);
-таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение);
-рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие);
-корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел, моторика «Кнопки
Земли»
Занятие №1 «Когнитивные игры»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ракушка»»
3. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
4. Упражнение "Выполни рисунок"
5. Игра «Расставь точки»
6. Упражнение «Кто самый внимательный»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №2 «Когнитивные игры»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Дом сороки»»
3. Упражнение «Найди такой же».»
4. Упражнение "Геометрические фигуры""
5. Игра «Третий лишний»»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №3 «Когнитивные игры»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Есть в лесу»
3. Упражнение «Верно», «Неверно»
4. Упражнение "«Подбери слово»"

5. Игра «Разрезанные картинки»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема 3 «Развитие праксиса позы и межполушарных связей, двигательная
программа с одновременным движением левой и правой половины тела, а
также верхней и нижней половины тела.» (3 часа)
Занятие №1. «Мозжечковая стимуляция. Работа с мячом»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паучок»
3. Упражнение «Сначала правой, потом левой»
4. Упражнение

«Ступени»

5. Упражнение «Чередуем»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №2 «Мозжечковая стимуляция. Работа с балансиром»
Упражнения на баланс – развитие статокинетических функций:
Можно использовать балансиры и подушки для усложнения, либо просто
стоя на полу.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Зайчик-лиса»
3.Упражнение на мелкую моторику. Снизу-вверх подбрасываем мяч.
4. Упражнение

«Ступени»

5. Упражнение «Подкидываем мячи синхронно вверх»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №3 «Мозжечковая стимуляция. Работа с нейропалками»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Лягушки»
3.Упражнение «Палка за спиной»
4. Упражнение

«Передай палку»

5. Упражнение «Палка-помощница»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема №4 «5 раз правильно» (5 часов)
Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти упражнения сопряжены
с памятью, с вниманием и с последовательностью действий

Занятие №1 «5 раз правильно»
«Развиваем
взаимодействие

мозг

через

руки

и

ноги»

Игры

на

межполушарное

1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Класс-Окей»
3.Упражнение «олень-зайчик-кенгуру
4. Игра «Круг-треугольник, квадрат» Рисуем мячом
5. Игра «Как будет наоборот»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №2 «5 раз правильно»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ладони»
3. Игра с ладошками. Запомни последовательность.
4. Упражнение «Комета»
5. Упражнение «Мое правое, твое правое»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №3 «5 раз правильно»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ежик»
3. Игры с мячом-маятником
4. Упражнение с массажными ковриками «Я иду, иду, иду-стоп»
5. Упражнение «Мышечная релаксация»
6. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №4 «5 раз правильно»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Твоя ладошка»
3. Нейроигра «Носочек-пяточка»
4. Нейроигра «Плечи-уши-крыша»
5. Нейроигра «рисуем круг-треугольник»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №5 «5 раз правильно»

1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
3. Упражнение «Руки-плечи-уши-крыша» Совмещаем руки, ноги.
4. Нейроигра «Плечи-уши-крыша»
5. Нейроигра «Носок-пятка»
6. Нейроигра «Кошечка»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема 5 «Работа с
координации» (3 часа)

ритмическими

структурами

–

слухомоторные

Цели: Развитие у детей внимания, пространственной памяти, слухомоторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше ориентироваться в
окружающем пространстве, схеме своего тела, помогают снять телесное
напряжение.
Занятие 1
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Шишка-малышка»
3. Упражнение «Слушай хлопки»
4. Нейроигра «Стучи между палками»
5. Нейроигра «Отбей ритм»
6. Нейроигра «Замри»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие 2
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кошечка»
3. Упражнение «Делай то, что говорю, а не то, что показываю»
4. Нейроигра «Слушай и показывай»
5. Логоритмика «Ладошки»
6. Нейроигра «Хлоп ладошки -хлоп ножки»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие 3
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «5 ракушек»

3. Упражнение «Громко-тихо»
4. Нейроигра «Слушай хлопки»
5. Логоритмика «Ладошки»
6. Нейроигра «Четыре стихии»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема №6 «Регулируй себя если сможешь» Игры на развитие саморегуляции
(3 часа)
Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и самоконтроля;
развитие умения слышать и выполнять инструкцию; развитие слуховой памяти;
развитие общей моторики и координации движений; развитие скоростных качеств
(при усложнении игры - на время или в паре с другим ребёнком, как в
соревновании).
Занятие 1 Игры на развитие саморегуляции
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паучок ползет на вверх»
3. Упражнение «Роботы»
4. Нейроигра «Действуй»
5. Нейроигра «Запрещённое движение".
6. Нейроигра «Поймай мяч»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Материалы: Сенсорные мячи, подушки, кубики, мяч-маятник, массажные
коврики, нейро-палки, огоспорт
Занятие 2. Игры на развитие саморегуляции
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Фонарики»
3. Упражнение «Раз, два, три говори»
4. Нейроигра «Самолеты»
5. Нейроигра «Море волнуется".
6. Нейроигра «Слушай команду»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие 3 Игры на развитие саморегуляции
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кулачок»

3. Упражнение «Будь внимателен»
4. Нейроигра «Руки, ноги, голова»»
5. Нейроигра «Сели-встали"
6. Нейроигра «Делаю одно-говорю другое»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема 7 Развитие пространственных представлений. Для формирования
пространственного образа буквы, цифры и т.д. (7 часов)
Цели: Улучшаем пространственное восприятие. Развиваем внимательность
и пространственную ориентацию.
Занятие
ориентацию.

№1

Развиваем

внимательность

и

пространственную

и

пространственную

1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ушки зайчика»
3. Упражнение «Построй схему»
4. Нейроигра «Разведчики»
5. Нейроигра «Обезьянки»
6. Нейроигра «Море-берег»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие
ориентацию.

№2

Развиваем

внимательность

Задачи:
Практически
освоить
асимметрию
собственного
тела,
дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху»,
«внизу»;
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Сосчитай братьев»
3. Упражнение «Окошки»
4. Нейроигра «Ворота»
5. Упражнение «Скандинавская ходьба»
6. Нейроигра «Работа над пространственными представлениями,
право-лево»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие
ориентацию.

№3

Развиваем

внимательность

и

пространственную

Задачи: Развивать оптико-пространственное восприятие, координацию
движений, пространственную организацию движений
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Мишки на дорожках»
3. Упражнение «Что справа?»
4. Нейроигра «Колокольчик»
5. Упражнение «Отгадай где?»
6. Нейроигра «Справа-слева»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №4
ориентацию.

Развиваем

внимательность

и

пространственную

1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Мишки на дорожках»
3. Упражнение «Волшебный квадрат»
4. Упражнение «Сосед подними руку»
5. Упражнение «Что изменилось»
6. Нейроигра «Лабиринт»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №5 Развиваем внимательность и пространственную
ориентацию
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Горошки»
3. Упражнение «Геометрический диктант»
4. Упражнение «Ладошки и следы»
5. Упражнение «Найди пару ладошек или стоп».
6. Нейроигра «Доберись до мишки».
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №6 Развиваем внимательность и пространственную
ориентацию
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия
«впереди», «позади», «наверху», «внизу», «близко», «далеко»; активизировать их
в спонтанной речи.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Зайчик в лесу»

3. Упражнение «Сделай как я».
4. Упражнение «Расскажи, что видишь»
5. Упражнение «Живые вагончики»
6. Нейроигра «Кто рядом»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №7 Развиваем внимательность и пространственную
ориентацию
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия
вертикальной и горизонтальной плоскостей «впереди», «позади», «высоко»,
«низко», «далеко», «близко»; научить сравнивать пространственные
позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паровоз»
3. Упражнение «Веселые звери»
4. Упражнение «Что висит высоко?»
5. Упражнение «Коврики»
6. Нейроигра «Солнечный зайчик»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема 8 «Развитие ритмичного дыхания. Дыхание, которое успокаивает» (5
часов)
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка
положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует
формированию практических умений.
Этапы:
1 - улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
2 - выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
3 - развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4 - развитие речевого дыхания.
5 - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Занятие №1 «Развитие ритмичного дыхания.
Улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Пчелки»
3. Упражнение «Погончики»

4. Упражнение «Насос»
5. Упражнение «Обними плечи»
6. Нейроигра «Дует ветерок»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №2 «Развитие ритмичного дыхания.
Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Веселая мышка»
3. Упражнение «Большой маятник»
4. Упражнение «Ушки»
5. Упражнение «Перекаты»
6. Звукодыхательная игра «Бегемотик».
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №3 «Развитие ритмичного дыхания.
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра
3. Упражнение «повороты головы»
4. Упражнение «Передний шаг»
5. Упражнение «Задний шаг»
6. Звукодыхательная игра «Лети, перышко!»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №4 «Развитие ритмичного дыхания.
Развитие речевого дыхания. Развивать слуховое внимание, умение
координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные
движения руками.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра
3. Упражнение «За своим дыханием слежу»
4. Упражнение «Полет на шарике»
5. Звукодыхательная игра «Мычалка»

6. Звукодыхательная игра «Рычалка»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №5 «Развитие ритмичного дыхания
Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк,
ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Дружная семейка»
3. Упражнение «Веселые движения».
4. Упражнение «Потягушеньки».
5. Упражнение «Эхо»
6. Звукодыхательная игра «Бе-бе, ме-ме, ква-ква»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тема 9 Заключительное занятие. Подведение итогов. (1 час)
1. Разминка «Весенний ветер»
2. Игра «Добрый гном
3. Релаксационные упражнения «Звездное небо»
Просмотр видеопрезентации «Космос» на большом экране.

Учебный календарный график.
№ Раздел
программы.
Тема занятия

Всег
о
часо
в
1

1

Вводное занятие.
Знакомство
с
ребёнком
и
мамой.

2.

Зрительно1
моторные
координации.
«Делай как я» (5
часов)
Цель:
развитие
общей
двигательной
координации,
формирование
крупных
содружественных
движений двумя 1
руками и ногами,
развитие
координации рук
и ног, развитие

Краткое содержание занятия

Форма Форма
занятия контро
ля

Дата
по
плану

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности.
Введение в учебный курс. Познакомить детей друг с другом
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных
контактов в группе.
Правила и техника безопасности при проведении подвижных
игр.
Игра «Снежный ком»
«Кинезиологические» упражнения
Необходимый материал: Сенсорные мячи, подушки, кубики,
мяч-маятник, массажные коврики, нейро-палки, огоспорт
1. Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Общая разминка «Ветряная мельница»
3. Нейроигры «Ухо – нос»
4. «Цветочек»
5. Подвижная игра «Бросай-поймай»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»

Беседа
игры

наблюд 05.09.
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 12.09
ение
2022

«Кинезиологические» упражнения
Игры,
Необходимый материал: Сенсорные мячи, подушки, кубики, Упраж
мяч-маятник, массажные коврики, нейро-палки, огоспорт
нения
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
Беседа
2. Упражнение «Гусеница»

наблюд 19.09.
ение
2022

Дата
по
факту

крупной
моторики,
развитие
межполушарных
связей
в
упражнениях по
развитию мелкой 1
моторики
рук,
одновременное
использование
речи и движений.

1

1

3. Упражнение «Любопытная гусеница»
4. Упражнение «Коза-корова»
5. Игра «Молчу — шепчу — кричу»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
«Кинезиологические» упражнения
Необходимый материал: Сенсорные мячи, подушки, кубики,
мяч-маятник, массажные коврики, нейро-палки, огоспорт
Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Бегемотики»
3. Упражнение «Проминания»
4. Упражнение «Крутилки»
5. Упражнение «Потяни (лодка)»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
«Кинезиологические» упражнения
Необходимый материал: Сенсорные мячи, подушки, кубики,
мяч-маятник, массажные коврики, нейро-палки, огоспорт
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»
3. Подвижная игра «Веревочка под ногами»
4. Игры с нейропалками «Дотянись до палки»
5. Игры с нейропалками «Палка в сторону»
6. Упражнение «Анемона»
7. «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Круг друзей»
«Кинезиологические» упражнения
Необходимый материал: Сенсорные мячи, подушки, кубики,

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 26.09
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 03.10
ение
2022

Игры,
Упраж

наблюд 10.10
ение
2022

3.

Когнитивные
1
игры (3 часа)
Психологические
задачи: развитие
умения
анализировать
информацию,
быстро думать в
условиях
ограничения
времени.

1

мяч-маятник, массажные коврики, нейро-палки, огоспорт
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кенгуру-Зайчик-олень»»
3. Игра «Круг-треугольник, квадрат» Рисуем мячом
4. Игра «Лезгинка» добавляем язык и глаза
5. Игра «Пальцы по 5»
6. Упражнение «Осьминог»
7. «Мышечная релаксация»
Каждое занятие включает развивающие упражнения:
-нахождение отличий/сходства (мыслительные операции,
когнитивные навыки);
-лабиринты (сконцентрированность, зрительная память);
-таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение);
-рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие);
-корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел,
моторика «Кнопки Земли»
«Ушки»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ракушка»»
3. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
4. Упражнение "Выполни рисунок"
5. Игра «Расставь точки»
6. Упражнение «Кто самый внимательный»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Каждое занятие включает развивающие упражнения:
-нахождение отличий/сходства (мыслительные операции,
когнитивные навыки);
-лабиринты (сконцентрированность, зрительная память);
-таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение);

нения
Беседа

Игра,
наблюд 17.10
упражн ение
2022
ение
Беседа

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 24.10
ение
2022

1

20 Развитие
1.
22 праксиса позы и
4. межполушарных

-рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие);
-корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел,
моторика «Кнопки Земли»
«Ушки»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Дом сороки»»
3. Упражнение «Найди такой же».»
4. Упражнение "Геометрические фигуры""
5. Игра «Третий лишний»»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Каждое занятие включает развивающие упражнения:
-нахождение отличий/сходства (мыслительные операции,
когнитивные навыки);
-лабиринты (сконцентрированность, зрительная память);
-таблицы Шульте (переключаемость, периферийное зрение);
-рисование двумя руками (межполушарное взаимодействие);
-корректурные пробы, логические таблицы, состав чисел,
моторика «Кнопки Земли»
«Ушки»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Есть в лесу»
3. Упражнение «Верно», «Неверно»
4. Упражнение "«Подбери слово»"
5. Игра «Разрезанные картинки»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки
Мозжечковая стимуляция. Работа с мячом
«Ступени»
«Комета»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 31.10
ение
2022

Игры,
Упраж
нения

наблюд 07.11
ение
2022

связей,
двигательная
программа
с
одновременным
движением левой
и
правой
половины тела, а
так же верхней и
нижней половины
тела. (3 часа)
1

1

26 «5 раз правильно» 1.

«Мое правое, твое правое»
Игры с мячом-маятником
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паучок»
3. Упражнение «Сначала правой, потом левой»
4. Упражнение «Ступени»
5. Упражнение «Чередуем»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
«Мозжечковая стимуляция. Работа с балансиром»
Упражнения на баланс – развитие статокинетических функций:
Можно использовать балансиры и подушки для усложнения,
либо просто стоя на полу.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Зайчик-лиса»
3.Упражнение на мелкую моторику. Снизу-вверх подбрасываем
мяч.
4. Упражнение «Ступени»
5. Упражнение «Подкидываем мячи синхронно вверх»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
«Мозжечковая стимуляция. Работа с нейропалками»
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Лягушки»
3.Упражнение «Палка за спиной»
4. Упражнение «Передай палку»
5. Упражнение «Палка-помощница»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
«5 раз правильно»

Беседа

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 14.11
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 21.11
ение
2022

Игры,

наблюд 28.11

5.

(5 часов)

1

1

Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти
упражнения сопряжены с памятью, с вниманием и с
последовательностью действий
«Развиваем мозг через руки и ноги» Игры на межполушарное
взаимодействие
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Класс-Окей»
3.Упражнение «олень-зайчик-кенгуру
4. Игра «Круг-треугольник, квадрат» Рисуем мячом
5. Игра «Как будет наоборот»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти
упражнения сопряжены с памятью, с вниманием и с
последовательностью действий
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ладони»
3. Игра с ладошками. Запомни последовательность.
4. Упражнение «Комета»
5. Упражнение «Мое правое, твое правое»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти
упражнения сопряжены с памятью, с вниманием и с
последовательностью действий
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ежик»
3. Игры с мячом-маятником
4. Упражнение с массажными ковриками «Я иду, иду, идустоп»

Упраж
нения
Беседа

ение

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 05.12
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 12.12
ение
2022

2022

1

1

6.

Работа
с 1
ритмическими
структурами
–
слухомоторные
координации (3
часа)

5. Упражнение «Мышечная релаксация»
6. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти
упражнения сопряжены с памятью, с вниманием и с
последовательностью действий
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Твоя ладошка»
3. Нейроигра «Носочек-пяточка»
4. Нейроигра «Плечи-уши-крыша»
5. Нейроигра «рисуем круг-треугольник»
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
7. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тренируем через нейроигры свою самоорганизацию. Эти
упражнения сопряжены с памятью, с вниманием и с
последовательностью действий
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
3. Упражнение «Руки-плечи-уши-крыша» Совмещаем руки,
ноги.
4. Нейроигра «Плечи-уши-крыша»
5. Нейроигра «Носок-пятка»
6. Нейроигра «Кошечка»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Развитие у детей внимания, пространственной памяти, слухомоторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше
ориентироваться в окружающем пространстве, схеме своего
тела, помогают снять телесное напряжение.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Шишка-малышка»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 19.12
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 26.12
ение
2022

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 09.01
ение
2023

1

1

3. Упражнение «Слушай хлопки»
4. Нейроигра «Стучи между палками»
5. Нейроигра «Отбей ритм»
6. Нейроигра «Замри»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Развитие у детей внимания, пространственной памяти, слухомоторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше
ориентироваться в окружающем пространстве, схеме своего
тела, помогают снять телесное напряжение.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кошечка»
3. Упражнение «Делай то, что говорю, а не то, что показываю»
4. Нейроигра «Слушай и показывай»
5. Логоритмика «Ладошки»
6. Нейроигра «Хлоп ладошки -хлоп ножки»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Развитие у детей внимания, пространственной памяти, слухомоторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше
ориентироваться в окружающем пространстве, схеме своего
тела, помогают снять телесное напряжение.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «5 ракушек»
3. Упражнение «Громко-тихо»
4. Нейроигра «Слушай хлопки»
5. Логоритмика «Ладошки»
6. Нейроигра «Четыре стихии»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 16.01
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 23.01
ение
2023

7.

«Регулируй себя 1
если сможешь»
Игры на развитие
саморегуляции
(3 часа)

1

Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и
самоконтроля; развитие умения слышать и выполнять
инструкцию; развитие слуховой памяти; развитие общей
моторики и координации движений; развитие скоростных
качеств (при усложнении игры - на время или в паре с другим
ребёнком, как в соревновании).
Сенсорные мячи, подушки, кубики, мяч-маятник, массажные
коврики, нейро-палки, огоспорт
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паучок ползет на вверх»
3. Упражнение «Роботы»
4. Нейроигра «Действуй»
5. Нейроигра «Запрещённое движение".
6. Нейроигра «Поймай мяч»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и
самоконтроля; развитие умения слышать и выполнять
инструкцию; развитие слуховой памяти; развитие общей
моторики и координации движений; развитие скоростных
качеств (при усложнении игры - на время или в паре с другим
ребёнком, как в соревновании).
Сенсорные мячи, подушки, кубики, мяч-маятник, массажные
коврики, нейро-палки, огоспорт
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Фонарики»
3. Упражнение «Раз, два, три говори»
4. Нейроигра «Самолеты»
5. Нейроигра «Море волнуется".
6. Нейроигра «Слушай команду»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 30.01
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 06.02
ение
2023

1

8.

Развитие
1
пространственны
х представлений.
Для
формирования
пространственног
о образа буквы,
цифры и.т.д. (7
часов)

1

7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и
самоконтроля; развитие умения слышать и выполнять
инструкцию; развитие слуховой памяти; развитие общей
моторики и координации движений; развитие скоростных
качеств (при усложнении игры - на время или в паре с другим
ребёнком, как в соревновании).
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Кулачок»
3. Упражнение «Будь внимателен»
4. Нейроигра «Руки, ноги, голова»»
5. Нейроигра «Сели-встали"
6. Нейроигра «Делаю одно-говорю другое»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Сенсорные мячи, подушки, кубики, мяч-маятник, массажные
коврики, нейро-палки, огоспорт
Улучшаем
пространственное
восприятие.
Развиваем
внимательность и пространственную ориентацию.
Развиваем внимательность и пространственную ориентацию.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Ушки зайчика»
3. Упражнение «Построй схему»
4. Нейроигра «Разведчики»
5. Нейроигра «Обезьянки»
6. Нейроигра «Море-берег»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Задачи: Практически освоить асимметрию собственного тела,

наблюд 13.02
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

Игры,

наблюд 20.02
ение
2023

27.02

1

1

дифференцировать пространственные понятия «впереди»,
«позади», «наверху», «внизу»;
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Сосчитай братьев»
3. Упражнение «Окошки»
4. Нейроигра «Ворота»
5. Упражнение «Скандинавская ходьба»
6.
Нейроигра
«Работа
над
пространственными
представлениями, право-лево»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Задачи: Развивать оптико-пространственное восприятие,
координацию движений, пространственную организацию
движений
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Мишки на дорожках»
3. Упражнение «Что справа?»
4. Нейроигра «Колокольчик»
5. Упражнение «Отгадай где?»
6. Нейроигра «Справа-слева»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Развиваем внимательность и пространственную ориентацию.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Мишки на дорожках»
3. Упражнение «Волшебный квадрат»
4. Упражнение «Сосед подними руку»
5. Упражнение «Что изменилось»
6. Нейроигра «Лабиринт»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»

Упраж
нения
Беседа

2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 06.03
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 13.03
ение
2023

8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
1

1

1

Развиваем внимательность и пространственную ориентацию
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Горошки»
3. Упражнение «Геометрический диктант»
4. Упражнение «Ладошки и следы»
5. Упражнение «Найди пару ладошек или стоп».
6. Нейроигра «Доберись до мишки».
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные
понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «близко»,
«далеко»; активизировать их в спонтанной речи.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Зайчик в лесу»
3. Упражнение «Сделай как я».
4. Упражнение «Расскажи, что видишь»
5. Упражнение «Живые вагончики»
6. Нейроигра «Кто рядом»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные
понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей «впереди»,
«позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко»; научить
сравнивать
пространственные
позиции
предметов;
совершенствовать графо-моторные навыки.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Паровоз»
3. Упражнение «Веселые звери»
4. Упражнение «Что висит высоко?»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 20.03
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 27.03
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 03.04
ение
2023

9.

Развитие
1
ритмичного
дыхания.
Дыхание, которое
успокаивает
(5
часов)
Выполнение
дыхательных
упражнений
в
игровой
форме 1
вызывает
у
ребенка
положительный
эмоциональный
настрой, снимает
напряжение
и
способствует
формированию
практических
1
умений.

5. Упражнение «Коврики»
6. Нейроигра «Солнечный зайчик»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Пчелки»
3. Упражнение «Погончики»
4. Упражнение «Насос»
5. Упражнение «Обними плечи»
6. Нейроигра «Дует ветерок»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Веселая мышка»
3. Упражнение «Большой маятник»
4. Упражнение «Ушки»
5. Упражнение «Перекаты»
6. Звукодыхательная игра «Бегемотик».
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра
3. Упражнение «повороты головы»
4. Упражнение «Передний шаг»
5. Упражнение «Задний шаг»
6. Звукодыхательная игра «Лети, перышко!»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 10.04
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 17.04.
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 24.04
ение
2023

8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
1

1

Заключительное
занятие.
Подведение
итогов.

1

Развитие речевого дыхания. Развивать слуховое внимание,
умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять
согласованные движения руками.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра
3. Упражнение «За своим дыханием слежу»
4. Упражнение «Полет на шарике»
5. Звукодыхательная игра «Мычалка»
6. Звукодыхательная игра «Рычалка»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения
стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение
сочетать речь с движениями.
1.Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
2. Пальчиковая игра «Дружная семейка»
3. Упражнение «Веселые движения».
4. Упражнение «Потягушеньки».
5. Упражнение «Эхо»
6. Звукодыхательная игра «Бе-бе, ме-ме, ква-ква»
7. Упражнение «Мышечная релаксация»
8. Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
1. Разминка «Весенний ветер»
2. Игра «Добрый гном
3. Релаксационные упражнения «Звездное небо»
Просмотр видеопрезентации «Космос» на большом экране.

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 08.05
ение
2023

Игры,
Упраж
нения
Беседа

наблюд 15.05
ение
2023

Беседа Подвед 22.05
Обратн ение
2023
ая
итогов
связь

Методические материалы.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”.
Паучок ходил по ветке, Пальцы каждой руки “бегут” по столу.
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечам обеих рук.
Дождик с неба вдруг Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
полил,
движения.
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Солнце
стало пальцы растопырены, качаем руками.
пригревать,
Пальцы каждой руки “бегут” по столу.
Паучок ползет опять,
По предплечью, а затем по плечам обеих рук.
А за ним ползут все “Паучки” ползают по голове.
детки,
Чтобы
погулять
по
ветке.

Пальчиковая гимнастика «Десять котят».
У Мурочки нашей есть десять Ребенок
складывает
ладошки,
пальцы
котят,
прижимает друг к другу. Локти должны
Сейчас все котята по парам опираться на стол.
стоят:
Ребенок покачивает из стороны в сторону, не
Два толстых, два ловких,
разъединяя пальцев.
Два длинных, два хитрых,
Ребенок
постукивает
соответствующими
Два маленьких самых
пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.
И самых красивых.
Пальчиковая гимнастика «Мышка и часы».
Мышь полезла как-то раз
Ребенок пальчиками «Бежит» от пола по телу
Посмотреть, который час.
до макушки.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Ребенок хлопает в ладоши над головой.
Мышь скатилась кувырком,
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Мышь полезла второй раз
«Бежит» от пола по телу до макушки.
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Ребенок хлопает в ладоши над головой два
Мышь скатилась кувырком.
раза.
Мышь полезла в третий раз
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Посмотреть, который час.
«Бежит» от пола по телу до макушки.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом,
бом!»
Ребенок хлопает в ладоши над головой три
Мышь скатилась кувырком.
раза.
Ребенок «скатывает» руки на пол.

«Весенний ветер»

«Добрый гном»

Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением
дерева с листочками, прикреплёнными
на ниточке.
Подуй на дерево и увидишь, как
весенний ветер шевелит листочки.

Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением
гнома и бабочки, прикреплённой на
ниточке.
Подуй на гномика и увидишь, как
бабочка взлетает с его пальца"

«Сочный арбуз»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением
арбуза и вырезанного от него кусочка,
прикреплённого на ниточке.
Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он
внутри.

«Морское дно»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением
морского дна, водорослей, сделанных из
полиэтиленового пакета.
Подуй на картинку и узнаешь, как
волны шевелят водоросли на дне моря.

«Ветерок подул в лицо»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением
портрета девочки, чёлка которой
сделана из фольги.

«Звуки в лесу»
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинки с изображением
леса, лесной чащи.

Просим ребёнка произнеси плавно и
Подуй на картинку и узнаешь, что длительно на выдохе звуки: аa; аaoo;
бывает, когда ветерок дует в лицо.
аaуу; ууыы, ыыуу.

Используемая литература:
1. «Пальчиковые игры» О. И. Крупенчук.
2. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая
гимнастика» Т. П. Трясорукова.
3. «Развиваем логику» Александр Лекомцев. Изд. «Феникс», Ростов- на- Дону,
2014.
4. «Всё по полочкам» А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Изд. ООО «Баласс», Москва,
2004.
5. «Развитие пространственного мышления и речи». Изд. ООО «Хатрерпресс», Москва, 2013.
6. Комплексные занятия М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Изд. «Учитель», Волгоград, 2010.
7. «Большая книга заданий и упражнений для детей». Изд. ЗАО «ОЛМА
МЕДИА ГРУПП», Москва, 2011.
8. «Играя – размышляем» Р. К. Шаехова.
9. «Как развить память у ребенка» Е. А. Алябьева.
10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.:
Вако, 2004.
11. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у
детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.:
Генезис, 2008.-319с.
13. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.:
Сфера,2002.-80с.
15. Ульева Е.А. 100 увлекательных игр для уверенности в себе. – М. : Мозаикасинтез, 2016-112
16. Ульева Е.А. 100 увлекательных игр для отличной учебы. – М. : Мозаикасинтез, 2016-112 с.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.:
Центрполиграф,2002.-32 с.
Электронные ресурсы: «Развивающие игры для детей» В. П. Новикова, Л. И.
Тихонова. MirKnig.com.
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Rutracker.orq.

Нормативные документы для разработки программы.
1.
Конвенция о правах ребенка
2.
Конституция Российской Федерации;
3.
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
4.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до
2025 года от 04.10.2000г №751.
5.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014
г. № 1726-р Правительства РФ
6.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (от 04.07.2014 № 33660);
7.
Письмо Минобразования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
8.
Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29. 08. 2013 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»
10. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р
11. Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».