Волшебный мир Нюхалова программа на 4 года

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от 25.08.2022 г.

Принята на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от 29.08.2022 г.

Утверждено:
приказом № 112
от «29» августа 2022 г.
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________ Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир»
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Нюхалова Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2022

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа творческого
объединения «Волшебный мир» имеет художественную направленность. Программа
ориентирована на развитие у детей творческих способностей и эстетического
восприятия мира, формирование эстетического вкуса.
Программа составлена на основе программ по изо и дпи: Кузина В. С.,
Кубышкиной Э. И., Просняковой Т.Н., Шпикаловой Т. Я.. Программа
предусматривает дистанционное обучение.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р.
 Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства
образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ №
198 от «27» 04. 2017 г.

Данная программа актуальна, так как особое место в развитии личности
занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать
эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства и
архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством и художественным трудом выступают как
действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти,
пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных
умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребёнка, его
индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет
детям усвоить простые, но исключительно важные для их последующего развития
художественные способности понятия и закономерности. Художественные умения и
навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство,
светотональность, цвет – линия – объем, фактура материала, ритм, композиция.
Отличительной особенностью образовательной программы является
комплексное использование основных видов художественной деятельности:
изобразительной, декоративной, конструктивной.
Цель программы: приобщение детей к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребенка, через изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество.
Основными задачами преподавания интегрированного курса обучения в
объединении «Волшебный мир» являются:
Обучающие:
*учить основам изобразительной грамоты;
*учить работать в области декоративно-прикладного творчества;
*учить приемам и навыкам лепки;
*учить составлять аппликации из разных материалов;
*учить работать в области конструирования;
Развивающие:
*развивать изобразительные способности;
*развивать творческое воображение;
*развивать художественный вкус;
*развивать пространственное мышление.
Воспитывающие:
*воспитывать интерес к искусству;
*воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
*воспитывать бережное отношение к природе.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой
предусмотрены следующие основные виды занятий: изодеятельность: рисование с
натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративно – прикладное творчество: аппликация, коллаж, конструирование;
лепка; участие в конкурсах разного уровня; беседы об искусстве и красоте вокруг
нас.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в
течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов
обучающихся.

Отдельные темы и (или) разделы программы могут быть реализованы с
использованием дистанционных технологий в случаях, при которых целесообразно
опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагога,
например, при отработке пропущенных учебных занятий, при неблагоприятных
погодных условиях и в периоды отмены для обучающихся учебных занятий по
санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям.
Данная образовательная программа рассчитана на четыре года обучения, возраст
детей: 7 – 12 лет.
Объем учебных часов: первого года обучения – 144 часа (два раза в неделю по два
часа), второго года обучения – 144 часов (два раза в неделю по два часа), третьего
года обучения – 144 часов, четвертого года обучения – 144 часов (два раза в неделю
по два часа). На занятиях преобладают методы обучения: словесный, игровой,
объяснительно-иллюстративный, наглядный и практический.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая,
коллективная.
Форма контроля знаний и умений обучающихся – опрос, тестирование, работа по
карточкам, самоанализ, анализ лучших работ, участие в выставках – конкурсах
различных уровней.
Формы подведения итогов реализации программы:
Способы проверки ожидаемых результатов:

текущие (проводятся проверочные занятия с целью сделать акцент на
ошибках и удачах в работах детей)

промежуточные (проводятся для проверки освоения детьми программы за
полугодие)

итоговые (проводятся в конце учебного года для определения уровня
знаний и умений по освоению учебной программы).
В конце первого года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- об основных цветах спектра, о главных красках.
- об особенностях работы акварелью и гуашью, правилах смешивания красок.
- произведения народного декоративно - прикладного искусства (Хохлома,
Дымково).
Должны уметь:
- правильно сидеть за партой, свободно работать карандашом.
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками, гуашью, ровно закрывать ими
поверхность;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм
растительного мира, геометрический орнамент в полосе, квадрате;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- выполнять простейшие приемы лепки;
- выполнять простейшие аппликационные композиции.
В конце второго года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- о рисунке, живописи, иллюстрации, картине, узоре;
- виды изобразительного искусства;

- жанры изобразительного искусства;
- произведения народного декоративно – прикладного искусства (Полхов – Майдан,
Городец).
Должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного
искусства;
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет
предметов;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов
композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- выполнять приемы лепки;
- выполнять аппликационные композиции.
В конце третьего года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- понятия «живописец», «график», «графика», «набросок», «теплый цвет»,
«холодный цвет»;
- виды изобразительного искусства;
- жанры изобразительного искусства;
- произведения народного декоративно – прикладного искусства (Гжель, Жостово).
Должны уметь:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество их
форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию
симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом
главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке,
оформительской работе.
В конце четвертого года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- сведения о художественно – выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет,
колорит, светотень, и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского и зарубежного
изобразительного искусства;
- произведения народного декоративно – прикладного искусства (Мезенская
роспись).
Должны уметь:

- проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и
жанров, отмечать выразительные средства изображения их воздействие на чувства
зрителя;
- анализировать форму, пространственное расположение, тональные отношения,
цвет изображаемых предметов;
- соблюдать последовательное выполнение графического и живописного
изображения;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства народов России,
Бурятии;
- выполнять эскизы, простейшие модели и проекты плоских, рельефных, объемнопластических композиций;
- выполнять индивидуальные и коллективные аппликационные панно и разных
материалов;
- работать в разных пластилиновых техниках.

Учебно-тематический план
1 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие
2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок,
живопись)
рисование
на
темы
и
иллюстрирование (композиция)
3. Декоративно-прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация
коллаж
конструирование
4. Лепка

2

1

1

22

2

20

28

3

25

18
16
6
10
10

2
1
1
1
2

16
15
5
9
8

5. Участие в конкурсах разного уровня

20

2

18

6. Оформительская деятельность

8

1

7

7. Итоговое занятие

4

2

2

144

18

126

Всего

Формы
аттестации
контроля
Тест
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Выставка
лучших
работ
Фронтальный
опрос
Тесты
Викторина

Содержание учебной программы
1 год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
1.1.«Волшебный мир красок»
Теория: знакомство с программой обучения. Требования по безопасности
труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые
для занятий. Выставка работ обучающихся прошлых лет.
Практика: рисунок радуги.
2. Изодеятельность (54 ч.)
1) Рисование с натуры (рисунок, живопись) (22 ч.)
2.1. «Форма и цвет предметов»
Теория: формировать навыки и умения организации рабочего места; дать
первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; техника
акварельной живописи.
Практика: приемы работы с акварелью.
2.2. «Рисование фруктов, овощей»
Теория: познакомить с понятием «композиция»; выполнение изображения с
натуры; различать оттенки красок, смешивать краски; развивать умение
анализировать форму, цветовую окраску предметов.
Практика: выполнить рисунок фруктов и овощей.
2.3. «Осенние листья»
Теория: знакомство с деревьями, с листьями; учить выполнять изображения с
натуры, формировать графические умения и навыки работы с карандашом и
акварелью.
Практика: выполнить рисунок осенних листьев с натуры.
2.4.«Осенняя береза»
Теория: познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства,
творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного
решения рисунка на листе бумаги.
Практика: выполнить рисунок осенней березы в карандаше, в цвете.
2.5. «Рисование рыб»
Теория: познакомить с творчеством художников-анималистов; формирование
графических навыков.
Практика: выполнить рисунок рыбы с натуры или по представлению.
2.6. «Рисование птиц»
Теория: знакомство с анималистическим жанром. Его отличительные
особенности. Специфика изображения птиц, их размеры, формы и строения
тела, окраски. Выразительные возможности смешанной техники.
Практика: выполнить рисунок птицы.
2.7. «Любимая игрушка»

Теория: знакомство с творчеством Е.И.Чарушина, формировать графические
умения и навыки в изображении предметов сложной формы.
Практика: выполнить рисунок любимой игрушки.
2.8. «Любимое животное»
Теория: знакомство с анималистическим жанром. Его отличительные
особенности. Специфика изображения животного, его размера, формы и
строения тела, окраски. Выразительные возможности смешанной техники.
Практика: выполнение в смешанной технике рисунка животного.
2.9. «Моя любимая мама»
Теория: познакомить с творчеством художников-портретистов; формировать
умения и навыки по рисованию предметов сложной формы
Практика: выполнить портрет мамы.
2.10. «Рисование бабочек»
Теория: выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы.
Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей –
формы, окраски.
Практика: изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
2.11. «Елочная игрушка»
Теория: знакомство с творчеством художника К.Ф.Юона; дать представление
о блике на объемной освещенности; формировать графические навыки.
Практика: выполнить рисунок елочной игрушки.
2) Рисование на темы и иллюстрирование (32 ч.)
2.1. «Осенняя сказка»
Теория: знакомство с произведениями изобразительного искусства об осени;
компоновка сюжетного рисунка; формирование образной памяти.
Практика: выполнить рисунок осеннего леса.
2.2. «Рассказ про себя»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством
Кипренского.
Практика: выполнение схемы строения человека.
2.3. «Разноцветные краски»
Теория: знакомство с гуашевыми красками, развивать умение пользоваться
красками, получать новые цвета при их смешивании; самостоятельная
организация рабочего места.
Практика: нарисовать красивый коврик.
2.4. «Новогодний праздник»
Теория: познакомить с творчеством художника К.А.Коровина; формировать
графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от
общего к прорисовке деталей; композиция рисунка.
Практика: выполнить рисунок новогоднего праздника в карандаше и в цвете.

2.5. «Вечерний город»
Теория: дать понятие о цвете как
средстве выражения: «теплые» и
«холодные» цвета, борьба цветов; знакомство с цветовым кругом;
пользоваться мазком, линией пятном.
Практика: выполнить рисунок города без белой и черной красок.
2.6. «Праздничный салют»
Теория: передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, пространства.
Практика: выполнить рисунок на тему «Праздничный салют» в карандаше и в
цвете.
2.7. «Весна»
Теория: познакомить с творчеством художника Ф.Васильева; продолжить
формирование графических умений и навыков; развивать навыки
композиционного решения рисунка.
Практика: выполнить рисунок на тему «Весна» в карандаше и в цвете.
2.8. «Лето»
Теория: познакомить с творчеством художников И.Шишкина и В.Поленова,
продолжить формировать графические умения и навыки
Практика: выполнить рисунок на тему «Лето» в карандаше и в цвете.
2.9. «Ракета летит в космос»
Теория: дать представление о космосе, зрительном образе космоса;
составление композиции.
Практика: выполнить рисунок о космосе в карандаше и в цвете.
2.10. «Сказочный лес»
Теория: закрепить понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и
«холодные» цвета; умение пользоваться мазком, линией, пятном.
Практика: выполнить рисунок на тему «Сказочный лес» используя мазок,
линию, пятно.
2.11. «Клоун всегда улыбается»
Теория: закрепить понятие «Портрет», формировать умения и навыки по
рисованию предметов сложной формы.
Практика: выполнить портрет веселого клоуна.
2.12. «Русская народная сказка»
Теория: закрепление понятия «Иллюстрация», «Формат», с творчеством
Васнецова; построение композиции.
Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору.
2.13. «Бурятская народная сказка»
Теория: закрепление понятия «Иллюстрация», «Формат», знакомство с
сказками Бурятии; построение композиции.

Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору.
2.14. «Замок волшебного города»
Теория: знакомство с работой архитектора; конструирование из бумаги.
Практика: выполнить замок в смешанной технике (фон-пейзаж, аппликация;
конструирование).
3. Декоративно – прикладное творчество (42ч.)
1) Декоративное рисование (18 ч.)
1.1. «Рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира»
Теория: дать первичные представления об узоре, орнаменте, применение
орнамента.
Практика: выполнить узор в полосе, круге.
1.2. «Золотая хохлома».
Теория: знакомство с творчеством народных мастеров Хохломы; закрепить
знания об узоре, ритме, композиции; формировать приемы кистевой росписи в
декоративной разделке цвета.
Практика: выполнить упражнения по рисованию элементов узора хохломской
росписи.
1.3. «Дымковская игрушка»
Теория: знакомство с прикладным народным творчеством; развивать
графические умения и навыки, самостоятельность в решение композиционных
задач.
Практика: выполнить рисунок дымковской игрушки.
1.4. «Сказочная птица»
Теория: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других
народов мира; стилизованность форм животного мира в декоративные.
Практика: выполнить рисунок сказочной птицы, проявить в рисунке фантазию
и свои творческие способности.
1.5. «Сказочный цветок»
Теория: знакомство с образом сказочного цветка в русском фольклоре и
других народов мира; стилизованность форм растительного мира в
декоративные.
Практика: выполнить рисунок сказочного цветка, проявить в рисунке
фантазию и свои творческие способности.
1.6. «Бурятский орнамент»
Теория: знакомство с бурятским орнаментом, его видах, элементах,
назначении, применении; развивать творческую активность, эстетический
вкус, воображение, память;
Практика: выполнить аппликацию «Бурятский орнамент»,
используя
шаблоны.
2) Аппликация (14 ч.)
2.1. «Геометрический орнамент в квадрате»

Теория: расширить представление об узоре, орнаменте, технике аппликация,
симметрия; приемы выполнения геометрического орнамента в квадрате.
Практика: выполнить аппликацию «Геометрический орнамент в квадрате».
2.2. «Осень»
Теория: познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства –
аппликацией; приемы выполнения аппликации; композиционное решение
рисунка.
Практика: выполнить аппликацию на тему «Осень».
2.3. «Зима»
Теория: знакомство с техникой «вырезанка»; последовательное размещение
изображений с учетом гармоничных сочетаний элементов; овладение
техникой аппликация.
Практика: вырезать из бумаги кружевные силуэты деревьев.
2.4. «Цветная мозаика»
Теория: знакомство с историей происхождения мозаики; способствовать
развитию творчества, воображения, внимания, точности движений, глазомера;
формировать познавательный интерес.
Практика: выполнить мозаику на свободную тему.
2.5. «Портрет клоуна»
Теория: закреплять навыки составления изображения из деталей, умение
работать с цветной бумагой, шаблонами и ножницами; продолжить
знакомство с жанром портрета; формировать умения в передаче образа
весёлого клоуна.
Практика: выполнить аппликацию «Портрет клоуна».
2.6. «Скоростное шоссе»
Теория:
закреплять практические навыки аппликации; формировать
пространственные представления – учить правильно, располагать
изображения на основе и приклеивать их; формировать интерес и
положительное отношение к аппликации.
Практика: выполнить коллективную аппликацию «Скоростное шоссе».
2.7. «Сказочный городок»
Теория:
закреплять практические навыки аппликации; формировать
пространственные представления – учить правильно, располагать
изображения на основе и приклеивать их; формировать интерес и
положительное отношение к аппликации.
Практика: выполнить коллективную аппликацию «Сказочный городок».
4) Коллаж (10 ч.)
4.1. «Из природного материала»
Теория: знакомство с техникой коллаж, его виды, материалы; практические
приемы при изготовлении коллажа; знакомство с колористическими

решениями, с техникой оттиска поролоном; закрепление знаний по правилам
техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: выполнить коллаж из природного материала.
4.2. «Праздник в городе»
Теория: закреплять знания и умения о приемах работы с различными
материалами в технике коллаж.
Практика: выполнить коллективный коллаж из скрученных ниток на тему
«Праздник в городе».
4.3. « Кружевные домики»
Теория: закреплять знания и умения о приемах работы с различными
материалами в технике коллаж;
Практика: выполнить коллективный коллаж из ткани и бумаги на тему «
Кружевные домики».
4.4. «Радужное море»
Теория: закреплять знания и умения о приемах работы с различными
материалами в технике коллаж.
Практика: выполнить коллективный коллаж из ткани и бумаги на тему
«Радужное море».
4. Лепка (12 ч.)
4.1. «Лепка фруктов и овощей»
Теория: дать представления об образных особенностях
изображением в объеме; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка натюрморта.

работы

над

4.2. « Лепка птиц»
Теория: формировать умения и навыки создания изображений из пластилина,
правила работы с ним.
Практика: лепка фигуру птицы.
4.3. « Лепка животных»
Теория: формировать учения и навыки создания изображений из пластилина,
правила работы с ним.
Практика: лепка фигуру животного.
4.4. « Лепка композиции на сказочную тему»
Теория: лепка сюжетной композиции; особенности работы с пластилином,
правила лепки, правила композиции.
Практика: лепка сюжетной композиции по памяти и представлению.
4.5. «Изготовление елочной игрушки»
Теория: лепка узоров в круге; особенности работы с пластилином, правила
лепки, правила композиции.
Практика: лепка елочной игрушки.
5. Участие в конкурсах разного уровня (20 ч.)

Теория: развивать навыки участия в районных, республиканских,
всероссийских, международных конкурсах детского художественного
творчества.
Практические задания зависят непосредственно от темы конкурса и желаний
обучающихся.
6. Оформительская деятельность (6 ч.)
6.1. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: знакомство с историей открытки, ее видах.
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
6.2. «Поздравительная открытка для мамы»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах.
Практика: изготовление открытки в технике кардмейкинг.
6.3. «Паспарту, рамка для рисунка, аппликации, фотографии»
Теория: познакомить с видами рамок, технология изготовления рамок из
бумаги разного вида.
Практика: изготовить рамку.
7. Итоговое занятие (4 ч.)
7.1. «Что мы знаем, что умеем»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за полугодие по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.
7.2. «Этот удивительный мир живописи»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.

Учебно-тематический план
2 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие
2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок,
живопись)
рисование на темы, иллюстрирование
(композиция)
3. Декоративно – прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация

2

1

1

22

4

18

52

6

46

12
16

2
2

10
14

4. Лепка

8

1

7

5. Участие в конкурсах разного уровня

22

4

18

6. Оформительская деятельность

8

1

7

7. Итоговое занятие

4

2

2

144

23

121

Всего

Формы
аттестации
контроля
Тест
Устный опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный опрос
Контрольные
задания
Тесты
Выставка
лучших работ
Фронтальный
опрос
Тесты
Викторина

Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
1.1. «Осенний вернисаж»
Теория: знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и
пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
Выставка работ обучающихся прошлых лет.
Практика: упражнение цветовой круг.
2. Изодеятельность (74 ч.)
1) Рисование с натуры (рисунок, живопись) (22 ч.)
1.1. «Дары сада»
Теория: знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;
изучение формы и цвета фруктов; компоновка рисунка.
Практика: выполнение натюрморта из фруктов.
1.2. «Красота осенних листьев»
Теория: выполнение изображений с натуры, анализ специфических свойств
акварели и гуаши;
Практика: выполнить красивые осенние листочки, использовав все возможные
цвета.
1.3. «Наши друзья – птицы»
Теория: знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве,
освоение понятия пластической анатомии, сравнение анатомии разных птиц.
Практика: выполнить рисунок птицы.
1.4. «Наши друзья – животные»
Теория:
знакомство с анималистическим жанром, дать представление о
выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела,
движения.
Практика: изобразить животное, показав его характер и настроение.
1.5. «Автопортрет»
Теория: развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике
лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; совершенствовать
технические
навыки
изображения
лица
человека;
формировать
коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность в работе; учить детей
рисовать автопортрет; ввести понятие «автопортрет», закрепить понятия
«портрет», «одиночный портрет», «групповой портрет».
Практика: изобразить портрет.
1.6. «Ветка рябины»
Теория: обучить детей рисованию гуашью в приёмах штамповки и
прорисовывания деталей кистью в определённой последовательности; раскрыть

детям красоту осенней природы на примере ветки рябины; формировать умение
самостоятельно
компоновать
сюжетный
рисунок,
определять
последовательность; развивать чувство цвета, творческие способности;
воспитывать у детей эстетическое восприятие и эмоционально-чувственное
отношение к природе.
Практика: изобразить ветку рябины.
1.7. «Букет цветов»
Теория: изображение с натуры, взаимосвязь изобразительного искусства с
музыкой, литературой, виды и жанры изобразительных искусств.
Практика: создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или
гуашью.
2) Рисование на темы и иллюстрирование (52 ч.)
2.1. «Графика зимнего леса»
Теория: знакомство с графикой - видом изобразительного искусства;
анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей
конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета,
распределения
светотени; обучение
приемам композиции;
овладение
выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой).
Практика: выполнить рисунок зимнего леса.
2.2. «Наши зимние забавы»
Теория: ознакомление с произведениями изобразительного искусства;
развивать эмоциональную
отзывчивость
на
красочность,
яркость
окружающего мира; воспитание восхищения красотой зимней природы.
Практика: выполнить тематический рисунок «Наши зимние забавы»в карандаше
и цвете.
2.3. «Зимушка-зима»
Теория: учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни,
видеть в рисунке образ явления (падающего снега); закреплять умение
ритмичными мазками рисовать падающий снег, заполняя всё пространство листа
методом «тычка»; закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску.
Практика: выполнить рисунок зимнего леса, с падающим снегом.
2.4. «В цирке»
Теория: обучение простейшими средствами передавать основные события;
развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и
внимания.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.5. «Весна идет»
Теория: уточнить и обобщить знания детей о родной природе, создавать
эмоциональный отклик к явлениям природы, передавать свое отношение
средствами музыки, поэзии, изобразительной деятельности; закрепить навыки
рисования красками, карандашами; видеть красоту цветов, передавать их путем

аппликации; вырезать из бумаги, сложенной вдвое; воспитывать любовь к
природе.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.6. «В открытом море»
Теория: знакомство с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; с
разными видами пейзажа; познакомить с нетрадиционным способом рисования –
на мятой бумаге; развивать навыки восприятия и понимания произведений
искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа - живописно.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель), на мятой
бумаге.
2.7. «День Победы»
Теория: закрепить графические умения и навыки; активизировать творческое
воображение учащихся для решения изобразительной задачи, содействовать
воспитанию чувства уважения к старшему поколению, любви к родине.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.8. «Старый замок»
Теория: закрепить навыки в использовании палитры; упражнять детей в
получении нужного цвета на палитре; способствовать самостоятельному
составлению цветовой гаммы.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.9. «Полет на другую планету»
Теория: познакомить с новой техникой рисования – граттаж; развивать и
совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике
выполнения пейзажа.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.10. «Новогодний вечер»
Теория: знакомство с творчеством художника К.А.Коровина, формировать
графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от
общего к прорисовке деталей, композиционное решение рисунка.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.11. «Сказки Бурятии»
Теория: знакомство с произведениями бурятских писателей, народными
сказками, иллюстраторами; формировать графические умения и навыки в
изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей,
композиционное решение рисунка.
Практика: выполнить иллюстрацию к сказке в карандаше и цвете (гуашь,
акварель).
2.12. «Сказки А.С.Пушкина»

Теория: знакомство с творчеством русского художника иллюстратора И.Я.
Билибиным, знакомство с возникновением жанра печатной графики иллюстрацией как формы выражения человеком отношений к миру природы в
изобразительном искусстве; совершенствование навыков декорирования
живописными материалами.
Практика: выполнить иллюстрацию к сказке в карандаше и цвете (гуашь,
акварель).
2.13. «Сказки России»
Теория: знакомство с творчеством иллюстраторов России, знакомство с
сказками России; формировать графические умения и навыки в изображении
предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей, композиционное
решение рисунка; совершенствование навыков декорирования живописными
материалами.
Практика: выполнить иллюстрацию к сказке в карандаше и цвете (гуашь,
акварель).
3. Декоративно – прикладное творчество:
1) Декоративное рисование. (12 ч.)
1.1. «Сказочная ветка»
Теория: знакомство с творчеством Ю.А. Васнецова, формировать графические
умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к
прорисовке деталей, композиционное решение рисунка.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.2. «Русская матрешка»
Теория: знакомство с декоративно-прикладным искусством - русской
матрешкой; привить интерес к народному творчеству; обратить внимание детей
на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме;
развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.3. « Городецкая роспись»
Теория: знакомство с изделиями Городецкого народного промысла; освоение
традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка»,
«листочек»; познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой
росписи; развить у учащихся воображение, художественное и творческое
мышление, оригинальность.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.4. «Перо жар птицы».
Теория: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные»
цвета, «борьба» цветов; знакомство с цветовым кругом; закрепление умения
пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами
как средствами художественной выразительности; развитие эстетического
отношения к действительности.

Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2) Аппликация (16 ч.)
2.1. «Осеннее кружево листьев»
Теория: расширить представление детей о художественных материалах;
развивать чувства цветовой гармонии, фантазии; навыки работы с различными
материалами, использование приемов композиции.
Практика: выполнить аппликацию.
2.2. «В царстве прекрасных снежинок»
Теория: знакомство с нетрадиционной техникой аппликации – квиллингом;
учить создавать изображение снежинок, составляя композицию из скрученных
полосок бумаги, скрепляя их между собой.
Практика: выполнить снежинку в технике «квиллинг».
2.3. «Подводный мир»
Теория: знакомство с конструктивным строением предметов и с многообразием
конструктивных форм в природе; овладение выразительными возможностями
художественных материалов (бумаги, гуаши); формирование навыков
конструирования.
Практика: выполнить коллективную композицию.
2.4. «Ночной город»
Теория: знакомство с домами разной формы; развивать навыки работы с
бумагой, ножницами; правильно располагать предметы на листе бумаги,
составлять композицию.
Практика: выполнить коллективную композицию.
2.5. «Ваза»
Теория: формировать умение детей составлять композицию из нескольких
предметов, свободно располагая их на листе; развивать мелкую моторику рук
посредством выполнения аппликации; развивать умение аккуратно пользоваться
клеем, выполнять работу.
Практика: выполнить аппликацию.
4. Лепка (8 ч.)
4.1. «Корзина с грибами»
Теория: учить лепить корзину ленточным способом, прочно соединяя между
собой части; продолжать учить лепке из нескольких частей; развивать умение
передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края,
утолщающиеся ножки; развивать умение применять знакомые приёмы лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание.
Практика: лепка корзины с грибами.
4.2. «Любим мы птиц»

Теория: знакомство с творчеством художников-аниматоров, отработка навыков
лепки в изображении предметов сложной формы.
Практика: лепка птицы.
4.3. «Любим мы животных»
Теория: закрепить умение лепить животных, передавая его характерные
особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки; развивать мелкую
моторику рук при создании объемных поделок.
Практика: лепка животного.
4.4. «Барыня – сударыня»
Теория: продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали
узора, колечки, кружочки, точки, линии); учить лепить дымковскую барышню,
передавать характерные особенности (юбка-колокол, волосы и др.),
сглаживать поверхность для последующей росписи.
Практика: лепка барыни.
5. Участие в конкурсах разного уровня (22 ч.)
Теория: развивать навыки участия в районных, республиканских, всероссийских,
международных конкурсах детского художественного творчества.
Практические задания зависят непосредственно от темы конкурса и желаний
обучающихся.
6. Оформительская деятельность (8 ч.)
6.1. « Новогодняя открытка»
Теория: знакомство с технологией новогодней открытки; учить размечать на
плоскости детали; закрепить навыки детей по работе с бумагой; упражнять детей
в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Практика: изготовить новогоднюю открытку.
6.2. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: знакомство с техникой скрапбукинг; закрепление приёмов вырезания
симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое; нескольких предметов из
бумаги сложенной гармошкой; развивать чувства композиции.
Практика: изготовить открытку для папы.
6.3. « Поздравительная открытка для мамы»
Теория: знакомство с ролью художников в создании открыток; расширить
представления детей об объемной аппликации посредством изготовления
праздничной открытки в технике квиллинг; закрепление приема скручивания
полоски бумаги и выполнения форм квиллинга "таблетка", "капелька", "глаз" и
т.д.;
Практика: изготовить открытку для мамы.
6.4. «Паспарту, рамка для рисунка, аппликации, фотографии»

Теория: знакомство с видами рамок, используемых для оформления работ,
технология изготовления рамок из бумаги разных видов; приемы развертки
объемных изделий; приемы изготовления объемных рамок из бумаги.
Практика: изготовить рамку для художественной работы.
7. Итоговое занятие (4 ч.)
7.1. «Что мы знаем, что умеем»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за полугодие по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.
7.2. «Экзамен художника Тюбика»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.

Учебно-тематический план
3 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие
2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок,
живопись)
рисование
на
темы
и
иллюстрирование (композиция)
3. Декоративно –прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация
коллаж

2

1

1

24

4

20

48

8

40

12
10
4

2
2
1

10
8
3

4. Лепка

4

1

3

5. Участие в конкурсах разного уровня

30

4

26

6. Оформительская деятельность

6

1

5

7.Итоговое занятие

4

2

2

144

26

118

Всего

Формы
аттестации
контроля
Тест
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Выставка
лучших
работ
Фронтальный
опрос
Тесты
Викторина

Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
1.1. «Какого цвета Родина»
Теория: знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и
пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
Выставка работ обучающихся прошлых лет.
Практика: упражнение по лессировки.
2. Изодеятельность
1) Рисование с натуры (рисунок, живопись) (24 ч.)
1.1. «Натюрморт в графике»
Теория: история графики, виды графики, техника изображения графическими
средствами.
Практика: выполнение работ сложных графических композиций с изображением
фигур и предметов.
1.2. «Натюрморт в живописи»
Теория: знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;
научить выполнять изображение с натуры, различать изображение красок;
развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство
пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.
Практика: выполнение работ сложных композиций с изображением фигур и
предметов в карандаше, в цвете.
1.3. « Образ человека»
Теория: знакомство с изображением человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета; развить понимание того, что в портретном
изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к
окружающему миру и интерес к процессу обучения; знакомство с
репродукциями картин с изображением портретов разных эпох; репродукции
картины Леонардо да Винчи “Джоконда”; Рембрандт Харменс ван Рейн; Илья
Ефимович Репин “Торжественное заседание Государственного совета”.
Практика: выполнить рисунок на свободную тему в карандаше, в цвете.
1.4. «Рисование цветов»
Теория: знакомство с понятием «цветочный натюрморт»; учить работать
восковыми мелками; учить располагать и определять размер и формы рисуемых
объектов – цветов, листьев; дать понятие симметрии, симметричное
расположение фигур; знакомство с картинами российских и зарубежных
художников, рисовавших цветочные натюрморты.
Практика: выполнить рисунок цветов в карандаше, в цвете.

1.5. « Рисование животных»
Теория: продолжить знакомство с произведениями художников-анималистов,
понятиями «анималист», «анималистический жанр», «статика», «динамика»;
выполнение изображения животных по памяти или представлению.
Практика: выполнить рисунок в карандаше.
1.6. «Рисование птиц»
Теория: развивать зрительное представление и память, наблюдательность,
умение правильно определять и выразительно передавать в рисунках
особенности формы, строения, цветовой окраски птиц; продолжить
ознакомление с анималистическим жанром; способствовать формированию
эстетического отношения к действительности; обучать выполнению рисунков
птиц по памяти или с натуры; воспитывать бережное отношение к окружающему
миру.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2) Рисование на темы и иллюстрирование (48 ч.)
2.1. «Летний пейзаж»
Теория: знакомство с творчеством И.И.Шишкина и с видами пейзажей
совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке
природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах построения
рисунка (план, горизонт, колорит).
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.2. «Народные праздники»
Теория: знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями наших
предков; раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»;
совершенствовать навыки изображения людей в движении, воспитывать интерес
к традициям русского народа.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.3. «Чародейкою зимою околдован, лес стоит»
Теория: расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве,
который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, композитора,
поэта и их выражение в творческой деятельности; воспитание прекрасным,
раскрыть образный и содержательный смысл понятия « сказочный пейзаж».
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.5. «Красота России»
Теория: знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов конца 19
века; обобщить имеющиеся основные понятия и знания по жанрам ИЗО;
закрепить понятие перспективы (линейной и воздушной) в работе над пейзажем.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.6. «Городской пейзаж»

Теория: расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре
искусства; закрепить знания о перспективе, пейзаже; развивать умения и навыки
учащихся в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении
пространства, пространственного мышления, навыков рисования, аккуратности,
наблюдательности, внимания, навыков работы графическими материалами.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.7. «Герои – защитники отечества»
Теория: знакомство с произведениями художников и композиторов военной
тематики, расширить представления о работе скульптора, познакомить с
монументальной скульптурой, совершенствовать графические навыки.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.8. «Осень золотая»
Теория: обобщить знания детей об осенних признаках; развивать
познавательный интерес к природе, воображение; расширить кругозор
учащихся; формировать художественно-образное мышление как основу развития
творческой личности; коррекция изобразительных навыков, творческой
фантазии; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру; освоить выразительные возможности художественных материалов и
техник, а также умение ими пользоваться; воспитывать любовь к окружающей
природе и потребность в сохранении природных богатств.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.9. «Удивительные краски земли»
Теория: знакомство с многообразием форм и красок окружающего мира,
изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т.
д.; расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве,
который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их
выражения в творческой деятельности; передача красками ярких цветовых
состояний природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение,
мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать
творческое воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический
вкус, любовь к природе; знакомство с репродукциями картин с изображением
пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и
«Веранда, обвитая виноградом» и т. д..
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.10. «Космические фантазии»
Теория: пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.11. «Рисуем сказку»
Теория: закрепить знания работы в технике гравирования ( «граттаж»процарапывание по воску); формировать умение изображать графически
изогнутые, прямые, кудрявые линии, создавая образ дерева с ветками; развивать

творческое изображение; развивать мелку моторику рук; воспитывать интерес к
природе, окружающему миру.
Практика: выполнить рисунок в цвете.
3. Декоративно – прикладное творчество
1) Декоративное рисование (12 ч.)
1.2. «Хозяйство деда Филимона»
Теория: знакомство детей с филимоновской игрушкой как с яркой
представительницей традиционного народного искусства Тульского края;
оказать возможную сферу использования элементов филимоновской росписи в
современной жизни человека; создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи
филимоновской игрушки; учить применять полученные знания, умения и навыки
в повседневной жизни для украшения предметов повседневного быта и
обихода.
Практика: выполнить рисунок с предварительным повторением основных
цветов, узоров, орнаментов филимоновской росписи по индивидуальным
карточкам - опорам.
1.3. «Сказочная гжель»
Теория: знакомство с особенностями искусства гжели, освоение приемов
гжельской росписи; дать представление о гжельской керамике, ее истории и
особенностях промысла; учить изображать гжельский цветок и другие элементы
путем применения тональных оттенков синего цвета и создавать декоративную
композицию для конкретной формы предмета по мотивам гжельской росписи;
развивать творческое воображение, фантазию; развивать навыки кистевого
письма, особенности работы кончиком кисти при прорисовке деталей узора,
цветоощущение, зрительную память; воспитывать интерес к декоративноприкладному творчеству; воспитывать чувства прекрасного, аккуратность,
усидчивость, внимательность.
Практика: роспись бумажной тарелки.
1.6. «Красный – прекрасный»
Теория: продолжить знакомство с жанром натюрморт, с понятием: контраст.
Практика: выполнить натюрморт в красном цвете.
2) Аппликация (10 ч.)
2.3. «Пейзаж родной Земли»
Теория: закреплять умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму;
учить с помощью объемной аппликации делать горы, использовать в работе
комочки ваты для изображения снега; закреплять навыки работы с ножницами –
вырезывание по прямой, вырезывание округлых форм; закреплять прием
обрывания, сминания бумаги, навыки наклеивания.
Практика: выполнить аппликацию на заданную тему.
2.7. «Гравюра на картоне»
Теория: знакомство с нетрадиционными
«картонная гравюра»);

приемами рисования

(техника

Практика: выполнить гравюру на свободную тему.
2.8. «Оригами»
Теория: формировать умения следовать устным инструкциям; обучать
различным приемам работы с бумагой; знакомить с основными понятиями в
оригами; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Практика: выполнить оригами на свободную тему.
3) Коллаж (4 ч.)
3.2. «Пасхальное чудо»
Теория: продолжить знакомство с христианским праздником Пасха, с русскими
традициями и обрядами; совершенствовать умения работать по шаблонам;
правильно вырезать по криволинейному контуру; составлять композицию в
заданном формате; развивать воображение, фантазию, наблюдательность.
Практика: изготовить подарочную картинку "Пасхальное чудо" в технике коллаж.
3.3. «Коллаж из газет и журналов»
Теория: развитие творческих способностей детей через знакомство с одним из
видов аппликации – коллажом; технология работы с различными материалами
(газеты, журналы, цветная бумага).
Практика: изготовить декоративную композицию на тему «Натюрморт с
цветами».
4. Лепка (4 ч.)
4.1. «Лепка животных»
Теория: продолжить знакомство с искусством лепки из соленого теста;
развивать умения работать с пластичными материалами; развивать навыки
работы с трафаретами.
Практика: лепка животного из соленого теста.
4.2. «Лепка птиц»
Теория: основные приемы лепки; приемы соединения деталей в поделках из
соленого теста; как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план; способы
соединения деталей из различных материалов; приемы использования
подручных средств, при работе с соленым тестом (чеснокодавки); творческий
подход к выполнению работы.
Практика: лепка птицы из соленого теста.
5. Рисование на конкурсы разного уровня (30 ч.)
Теория: закреплять навыки участия в районных, республиканских,
всероссийских, международных конкурсах детского художественного
творчества.
Практические задания: зависят от темы конкурса и желаний обучающихся.

6. Оформительская деятельность (6 ч.)
6.1. «Поздравительная открытка»
Теория: знакомство с техникой «айрис-фолдинг», продолжить обучение
правильно и аккуратно складывать композицию, цветовые оттенки для
оформления открытки; декорирование открытки дополнительными деталями.
Практика: изготовить открытку.
6.2. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: продолжить знакомство с техникой скрапбукинг; закрепление приёмов
вырезания симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое; нескольких
предметов из бумаги сложенной гармошкой; развивать чувства композиции.
Практика: изготовить открытку для папы.
6.3. «Поздравительная открытка для мамы»
Теория: продолжить знакомство с ролью художников в создании открыток;
расширить представления детей об объемной аппликации посредством
изготовления праздничной открытки в технике квиллинг; закрепление приема
скручивания полоски бумаги и выполнения форм квиллинга "таблетка",
"капелька", "глаз" и т.д.;
Практика: изготовить открытку для мамы.
6.4. «Рамка для рисунка, аппликации»
Теория: продолжить знакомство с видами рамок, используемых для оформления
художественных работ, технология изготовления рамок из бумаги разных видов;
приемы развертки объемных изделий; приемы изготовления объемных рамок из
бумаги.
Практика: изготовить рамку для художественной работы.
6.5. «Оформление художественной выставки»
Теория: правила оформления выставки; выбор работ, рамки к работам;
расположение работ на плоскости, столе, стене.
Практика: оформить выставку.
7. Итоговое занятие (4 ч.)
7.1. «Что мы знаем, что умеем»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения учащихся
за полугодие по курсу обучения, выявить реальный уровень знаний и умений
учащихся в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.
7.2. «Здравствуй, лето»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.

Учебно-тематический план
4 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие
2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок,
живопись)
рисование
на
темы
и
иллюстрирование (композиция)
3. Декоративно –прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация

2

1

1

40

6

34

32

5

27

24
4

4
1

20
3

4. Лепка

4

1

3

5. Участие в конкурсах разного уровня

36

6

30

6.Итоговое занятие

2

1

1

144

25

119

Всего

Формы
аттестации
контроля
Тест
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Устный
опрос
Контрольные
задания
Тесты
Выставка
лучших
работ
Тесты
Викторина

Содержание программы
4 год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
1.1. «В мире искусства»
Теория: знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и
пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
Выставка работ обучающихся прошлых лет.
Практика: упражнение разноцветные листья.
2. Изодеятельность
1) Рисование с натуры (рисунок, живопись) (40 ч.)
1.1. «Натюрморт (теплый колорит)»
Теория: закрепить знания о жанре живописи натюрморта, развитие навыка
линейно-конструктивного рисунка, умение передавать цветовое решение, видеть
цвет и использовать его в акварельной технике.
Практика: выполнение работ сложных композиций с изображением фигур и
предметов в карандаше, в цвете.
1.2. «Натюрморт (холодный колорит)»
Теория: дать более углубленное представление о цвете в живописи, богатстве
его выразительных возможностей, умение выражать свое настроение и
переживание с помощью цвета и ритма цветовых пятен.
Практика: выполнение работ сложных композиций с изображением фигур и
предметов в карандаше, в цвете.
1.3. « Портрет в разных жанрах»
Теория: продолжить знакомство с изображением человека в искусстве разных
эпох, с историей возникновения портрета; развить понимание того, что в
портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний
мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во
внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный
интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения; знакомство с
репродукциями картин с изображением портретов разных художников.
Практика: выполнить рисунок на свободную тему в карандаше, в цвете.
1.4. «Пейзаж (теплый колорит)»
Теория: продолжить знакомство с понятием «колорит»; с цветовыми
отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией,
находить гармоничное цветовое сочетание, развивать технику работы с
красками.
Практика: выполнить пейзаж в карандаше, в цвете.
1.5. «Пейзаж (холодный колорит)»

Теория: продолжить знакомство с понятием «колорит»; с цветовыми
отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией,
находить гармоничное цветовое сочетание, развивать технику работы с
красками.
Практика: выполнить пейзаж в карандаше, в цвете.
1.6. «Пейзаж в графике»
Теория: продолжить знакомство с видами пейзажной графики (зарисовки и
наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной
воздушной перспективе,
продолжать развивать умения пользоваться
выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать
свои умения в рисунке. сформировать работы в технике граттажа.
Практика: выполнить пейзаж в технике «граттаж».
1.7. «Черно-белая графика»
Теория: продолжить изучение основ рисования натюрморта в графике.
Формирование основных понятий о компоновке, построении предметов и
выразительных средствах графики при выполнении натюрморта.
Практика: выполнить рисунок тушью или черной гуашью.
1.8. «Цветы»
Теория: продолжить знакомство с понятием «цветочный натюрморт»; учить
располагать и определять размер и формы рисуемых объектов – цветов, листьев;
дать понятие симметрии, симметричное расположение фигур; знакомство с
картинами российских и зарубежных художников, рисовавших цветочные
натюрморты.
Практика: выполнить рисунок цветов в карандаше, в цвете.
1.9. «В мире животных»
Теория: продолжить знакомство с произведениями художников-анималистов,
понятиями «анималист», «анималистический жанр», «статика», «динамика»;
выполнение изображения животных по памяти или представлению.
Практика: выполнить рисунок в карандаше или в цвете.
1.10. «В мире птиц»
Теория: продолжить развивать зрительное представление и память,
наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать в
рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски птиц; продолжить
ознакомление с анималистическим жанром; способствовать формированию
эстетического отношения к действительности; обучать выполнению рисунков
птиц по памяти или с натуры; воспитывать бережное отношение к окружающему
миру.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2) Рисование на темы и иллюстрирование (32 ч.)
2.1. «Городские зарисовки»

Теория: продолжить знакомство с изображением городских пейзажей в истории
живописи; расширить о жанрах живописи, творчестве великих художников;
закрепить знания о законах линейной перспективы; развивать творческое
воображение, технику работы карандашом.
Практика: выполнять городской пейзаж, создавая образное решение города.
2.2. «Сельские зарисовки»
Теория: расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных
особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве
художественной выразительности живописи; освоить средства выражения
цветом своё настроение; освоение правил изменения цвета в зависимости от
освещения; развивать технику работы разными художественными материалами;
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.3. «Цветовая гармония»
Теория: дальнейшее формирование умений смешивать краски, владеть кистью,
подбирать колорит в своих работах согласно замыслу; учиться анализировать
произведения художников и свои работы, на доступном уровне , высказывать
свои чувства и впечатления;
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.4. «Дети галактики»
Теория: развивать навыки составления композиции на космическую тематику,
умение последовательно вести работу над рисунком, творческое воображение,
умение видеть и понимать прекрасное в космическом пейзаже,
совершенствовать пространственную ориентацию на листе бумаги.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.5. «Акварельная весна»
Теория: продолжить знакомство с акварельной техникой, закрепить приемы при
создании творческой работы в технике акварельной живописи.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.6. «Море, море - вдохновенье»
Теория: совершенствовать умения работать в разной технике: мыльная
живопись, карандашная пыль, рисование по наждачной бумаге, пуантилизма.
Учить анализировать художественные работы, создавать композицию на
заданную тему. Развивать способности эмоционально воспринимать
произведения изобразительного искусства, выражать в своих творческих работах
свое отношение к окружающему миру.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.7. «Летние мотивы»
Теория: продолжить знакомство с видами пейзажей, нетрадиционным
художественным материалом; совершенствовать умения и навыки отражения в
тематическом рисунке природных явлений; закрепление знаний обучающихся о

законах построения рисунка; обогащать словарный запас. Формировать навыки
работы с художественными материалами;
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.8. «Рисуем образ книжный»
Теория: продолжить знакомство с искусством иллюстрации и об особенностях
оформления обложки, её назначении; раскрыть взаимосвязь композиции
обложки и содержания книги; закрепить умение составлять шрифт,
соответствующий стилю обложки; показать возможность использования
компьютера в оформительской работе; уточнить понятия «шрифт» , «виды
книжной графики».
Практика: выполнить иллюстрацию к прочитанной книге.
3. Декоративно – прикладное творчество
1) Декоративное рисование (24 ч.)
1.1. «Орнамент»
Теория: знакомство с основными видами орнамента, его символами и
принципами композиционного построения.
Практика: выполнить рисунок с предварительным повторением основных
цветов, узоров, орнаментов росписи по индивидуальным карточкам - опорам.
1.2. «Разная роспись»
Теория: обобщить знания детей о народных промыслах (роспись). Различать и
называть произведения
ведущих
центров
народной
художественной
росписи. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных
художественных промыслов.
Практика: составление композиции росписи.
1.3. «Декоративный пейзаж»
Теория: продолжать закреплять навыки работы акварелью, воспитывать любовь
к природе, через произведения изобразительного искусства, литературу и
музыку; продолжать закреплять представление о пейзаже как жанре
изобразительного искусства, об отличительных особенностях разных видах
пейзажа.
Практика: выполнить пейзаж.
1.4. «Национальный колорит»
Теория: продолжить знакомство с бурятским орнаментом, национальным
колоритом, традициями Бурятии.
Практика: выполнить рисунок на заданную тему.
1.5. «Декоративный натюрморт»
Теория: продолжить знакомство с декоративным натюрмортом, закрепить
понятие «стилизация», совершенствовать технику работы с красками, находить
правильное цветовое решение при заполнении пространства.
Практика: выполнить натюрморт.

1.6. «Декоративная графика»
Теория: продолжить знакомство с графикой, как видом изобразительного
искусства, её отличительными особенностями, графическими материалами;
обучение приёмам использования различных графических материалов
(шариковая ручка) на основе выполнения практической работы.
Практика: выполнить рисунок.
2) Аппликация (4 ч.)
2.1. «Бумагопластика»
Теория: формировать умения следовать устным инструкциям; обучать
различным приемам работы с бумагой; знакомство с основными понятиями
бумагопластики; создавать композиции выполненные из бумаги.
Практика: выполнить работу на свободную тему.
4. Лепка (4 ч.)
4.1. «Пластилиновая страна»
Теория: продолжить знакомство с искусством лепки; развивать умения работать
с пластичными материалами; развивать навыки работы с трафаретами.
Практика: лепка на свободную тему.
5. Рисование на конкурсы разного уровня (36 ч.)
Теория: закреплять навыки участия в районных, республиканских,
всероссийских, международных конкурсах детского художественного
творчества.
Практические задания: зависят от темы конкурса и желаний обучающихся.
6. Итоговое занятие (2 ч.)
6.1. «Искусствоведческая викторина»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений в различных направлениях художественной деятельности.
Практика: тесты, викторина, практические упражнения.

Список литературы
Для педагога:
1. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. – Москва, 2002
2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград, 2009
3. Доля С. И. Изобразительное искусство (4 класс) – В., 2006
4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство (2 класс). – В., 2005
5. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство (3 класс). – В., 2005
6. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (1 класс) – М., 2003
7. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (2 класс) – М., 2003
8. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (3 класс) – М., 2003
9. Кузин В. С. Изобразительное искусство (4 класс) – М., 2003
10. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное искусство»
(2 класс) - М., 2003
11. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное искусство»
(3 класс) - М., 2003
12. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное искусство»
(4 класс) - М., 2003
13. Лободина Н.В. Изобразительное искусство (4 класс) – В., 2006
14. Лыкова И.А. Лепка + Аппликация. – Москва, 2001
15. Лыкова И.А. Рисование красками. Природа. – Москва , 2008
16. Лыкова И.А. Рисование красками. Море. – Москва, 2008
17. Лыкова И.А. Рисование красками. Зоопарк. – Москва, 2008
18. Лыкова И.А. Лепка из соленого теста – Москва, 2008
19. Лыкова И.А. Моделирование из рваной бумаги. – Москва, 2008
20. Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – Москва, 2009
21. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала- Волгоград, 2009
22. Неменская Л. А. Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» (4 кл.) М.,
2003
23. Павлова О.В. Изобразительное искусство (1 класс) – Волгоград, 2006
24. Проснякова Т.Н. Уроки творчества (2 класс) – Самара, 2003
25. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства (3 класс) – Самара, 2003
26. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская (4 класс) – Самара, 2003
27. Румянцева Е.А. Аппликация. – Москва, 2009
28.Садкова Л.М. Изобразительное искусство (2 класс) – В., 2005
29.Садкова Л.М. Изобразительное искусство (3 класс) – В. 2007
30. Свиридова О.В. Изобразительное искусство (1–4 кл.) В, 2009
31.Трепунова Л.И. Природный материал и фантазия - Волгоград, 2009
32. Федотова И.В. Изобразительное искусство (1 класс) – Волгоград, 2006

33. Шпикалова Т. Я. Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» (2 кл.) - М.,
2002
34. Шпикалова Т. Я Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» (3 класс) М., 2003
Для детей:
1. Горбаченок Е. Я учусь рисовать. – Москва, 2006
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2007
3. Каченаускайте Л. Подарок своими руками. – Москва, 2005
Для родителей:
1. Нагибина М.Н. Календарные праздники. – Ярославль, 2006
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – Москва, 2009
Интернет ресурсы:
1. http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи
2. http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей
видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых
выражает настроения и духовные поиски нашего времени.
3. http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не
ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а
старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной
арт-сцены.
4. http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи
5. http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины
известных художников.
6. http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для
тех, кто любит живопись!
7. http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».