КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАНУДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАНУДЭ» Принята на заседанииметодического советаПротокол № от «___»________2021г. Принятона Педагогическом советеПротокол №от«___»_____2021г. Утверждено: приказом №________от «_____» ____2021 г Директор МБУ ДО «ДТОР» ___________Н. Ю.Антипова Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Первый успех» Возраст обучающихся: 7-8 лет Год обучения : 1 год Автор-составитель: Турушева Светлана Александровна педагог дополнительного образования Улан-Удэ, 2021 г Пояснительная записка. Рабочая программа вокальной студии «Эклектика» имеет художественную направленность. Программа является модифицированной, так как педагогом изучены материалы типовых и авторских программ по музыкальному воспитанию детей и внесены изменения в отбор тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по темам, с учётом особенностей национально-регионального компонента, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, так как предполагает освоение и изучение программного материала разными видами деятельности: вокально-хоровая работа; музыкально-исполнительская деятельность; теоретико-аналитическая работа; элементы хореографического искусства; игровые тренинги; концертно-исполнительская деятельность; игра на музыкальных инструментах. Цель программы: Создание условий для формирования вокально-хоровых навыков у воспитанников вокальной студии «Эклектика». Достижению данной цели способствует решение следующих задач: Образовательные: знакомство с вокально-хоровыми певческими навыками: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковедение; обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата; обучение игре на музыкальных инструментах: ложки, мелодика; обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией; формирование исполнительской культуры учащихся; Развивающие: развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств; развитие метроритмического слуха; развитие интереса к лучшим образцам классической, современной и народной музыки; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Воспитательные: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; воспитание слушательской и исполнительской культуры, воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи и ответственности, осознанности собственного «я», путём приобщения детей к совместным формам занятий. Программа рассчитана на возраст от 7 до 8лет. Количество обучающихся в группе от 12 человек. Условия организации учебного процесса: программа рассчитана на 72ч в год режим занятий: 2 раза в неделю по 1 ч; место проведения занятий – каб№2;. форма проведения занятий: групповые 12чел, подгрупповые (5 – 7 человек), индивидуальные (1-2человек); Формы работы: В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы: тренинги и развивающие игры; репетиции; беседы (индивидуальные и групповые); тематические праздники (приуроченные к праздничным датам); для детей и родителей; концерты; поездки на вокальные конкурсы. Формы аттестации: отслеживание результатов (входной, промежуточный, текущий и итоговый контроль.) открытый урок для родителей; участие в концертах и других мероприятиях, проводимых в Доме творчества. групповые и индивидуальные зачёты в форме тестов, зачётов;. отчётный концерт для других кружковцев, педагогов дома творчества и родителей Учебно-тематический план № Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля Всего Теория Практика Раздел.1Вводное занятие «Давайте познакомимся» Раздел 2 «Восприятие музыки». 1 0.5 05 8 1 7 Раздел 3 Вокально-хоровые навыки. 18 3.1. Певческая установка; 2 1 1 3.2.Певческое дыхание; 4 1 3 3.3.Звукообразование и звуковедение; 4 1 3 3.4.Артикуляция; 4 1 3 3.5.Интонация; 4 1 3 4 Раздел 4.Вокальная дикция. 10 2 8 6. Раздел 5 Песенное творчество. 21 3 18 5.1.Анализ произведения. 1 1 5.2.Работа над дыханием. 2 1 1 2 3 Игровая программа Рисунок. 13 5 5.3.Работа над образованием 2 Опрос. Наблюдение за выполнением практических заданий. Беседа. Наблюдение за выполнением практических заданий. Зачёт. Опрос. Беседа Наблюдение. Открытый урок. Отчётный концерт. 1 2 звука. 5.4. Работа над интонацией. 2 2 5.5.. Работа с фонограммой. 2 2 5.6. Работа над сценическим 1 1 имиджем. 5.7Работа с микрофоном. 3 3 Опрос. 5.8Концертная деятельность. 8 1 7 7. Раздел 6 Музыкальноритмические движения. 4 2 2 8. Раздел 7. Музыкальные инструменты. 10 2 8 7.1.Ложки. 10 2 8 Всего 72ч 14 58 Беседа Наблюдение. Открытый урок. Отчётный концерт Опрос. Наблюдение. Открытый урок. Отчётный концерт Опрос. Наблюдение. Зачёт. Открытый урок. Отчётный концерт Учебный календарный график № Раздел программы. Тема занятия Всего часов теория практика Краткое содержание занятия (копируется из программы) Форма занятия Форма контроля Дата по плану (заполняется сразу в соответстви ис расписанием ) Раздел 1.Вводное занятие «Давайте познакомимся». 1 0.5 Теория: основные правила Групповая хорошего поведения на игра занятиях. Практика: игровые тренинги на формирование коммуникативных навыков; входная диагностика. 0.5 . Беседа Опрос Наблюдение Входная диагностика 03.09.21 Раздел 2«Восприятие музыки». 3 1 7 Теория: ознакомление с Группова разнохарактерными я. музыкальными произведениями с целью развития Игра эмоциональной отзывчивости; Практика: музыкальная викторина (определение ранее Беседа Опрос Наблюден ие Самостоя тельная рабо 06.09.21 10.09.21 13.09.21 17.09.21 Дата по факту (заполняется ручкой после проведения занятия) услышанных музыкальных фрагментов из песен, характера песен.); художественное отображение музыки в рисунках. та Раздел3 Вокально-хоровые навыки. 3.1. Певческая 1 1 установка; 3.2.Певческое 1 3 дыхание. 3.3.Звукообразов 1 3 Теория: знакомство с понятием и правилами певческой установки: правильное положение корпуса, головы в положении сидя, стоя при пении. Практика: выполнение правил певческой установки на практике; 20.09.21 24.09.21 Теория: основные различия певческого дыхания от жизненного; составляющие компоненты певческого дыхания: вдох, задержка, выдох; правила певческого дыхания. Практика: практические упражнения на выработку правильного дыхания. Беседа Опрос Наблюден ие Самостоя тельная работа Теория: знакомство с понятиями «звук» Беседа Опрос 27.09.21 01.10.21 04.10.21 08..10.21 11.10.21 ание и механизм его извлечения; «тянуть звук», долгие и короткие звуки, легато; с основными правилами звукообразования и звуковедения; и звуковедение. Наблюден ие Самостоя 15.10.21 тельная 18.10.21 работа 22.10.21 Практика: упражнения на расслабление зажатости» голосового аппарата; упражнения на развитие и закрепление навыков звукообразования и звуковедения. 3.4.Артикуляция 1 3 Теория: знакомство с понятием артикуляция, строением артикуляционного аппарата. Практика:упражнения на артикуляцию; формирование и произношение гласных звуков. 3.5.Интонация. 1 3 Теория: знакомство с понятиями высокие и низкие звуки, тон, унисон. Беседа Опрос 25.10.21 Наблюден ие 29.10.21 Самостоя 01.11.21 тельная работа 08.11.21 Беседа Опрос Наблюден ие Самостоя 12..11.21 15.11.21 19.11.21 22.11.21 Практика:настройка тональность перед на началом пения; упражнения на развитие вокально-интонационной координации. (Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов, интонирование звуков разной высоты.); исполнение и различение звуков по высоте в пределах кварты, квинты (вверх, вниз); интонирование при поступенном движении мелодии вверх и вниз и скачкообразное; развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте; слушание себя при пении и исправление своих ошибок; распевки на развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. 4 Раздел 4.Вокальная дикция. тельная работа 2 8 Теория: знакомство понятием дикция основными с Групповая. тренинги и особенностями вокальной дикции; Практика: упражнения Беседа Наблюден ие Практиче ское задание 26.11.21 29.11.21 03.12.21 06.12.21 практические на развитие 10.12.21 дикции. 13.12.21 17.12.21 20.12.21 24.12.21 27.12.21 Раздел 5 «Песенное творчество». 5 . 5.1.Анализ произведения. 1 Групповая. Беседа Подгруппы Наблюдение знакомство с понятиями индивидуаль песня, мелодия; ная Практическо закрепление понятий: е задание певческая установка, репетиция певческое дыхание; изучение и понимание текста песни; ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни; Теория: 31.12.21 определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента. 5.2.Работа над 1 1 дыханием: Практика: практические Групповая По упражнения на выработку подгруппам синхронного вдоха; индивидуаль ная Работа над музыкальными Наблюдение Практическо е задание Самостоятел ьная работа 10.01.22 14.01.22 фразами; 5.3.Работа над 2 групповая Практика: образованием проверка звука: песни; работа усвоения по текста закреплению мелодической основы песни; постановка корпуса, головы; рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо); атака звука; Беседа Опрос Наблюдение Практическо е задание 17.01.22 21.01.22 вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.; закрепление материала в изучаемой песне. 5.4. Работа интонацией: над 2 Занятия по подгруппам проверка усвоения песни и индивидуаль мелодии в целом; ная слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки. исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Практика: Беседа Опрос Наблюдение Практическо е задание 24.01.22 28.01.22 5.5.. Работа с 2 фонограммой. 5.6. Работа над 1 Имиджем. микрофоном. Практика: Групповая Индивидуал над ьная работа выразительностью исполнения песни; воссоздание сценического образа исполнителя песни; практическое осуществление сценического образа исполняемой песни. сценически 5.7Работа Групповая, Занятия по исполнение песни с учетом подгруппам усвоенного материала. Практика: с 3 Практика: технические параметры; восприятие собственного голоса через звукоусилительное оборудование; сценический мониторинг; малые технические навыки звуковой обработки; взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании Беседа Опрос Наблюдение Практическо е задание репетиция Концертное выступление Беседа Опрос Самостоятел ьная работа Групповая Репетиция, индивидуаль ная 31.01.22 04.02.22 07.02.22 11.02.22 14.02.22 18.02.22 радиосистем. 11.04.22 15.04.22 18.04.22 5.8 Концертная 1 деятельность. 7 Практика: участие в концертной программе социальнозначимых мероприятий; отчётный концерт для родителей. Групповая Репетиция, индивидуаль концерт ная Участие в праздниках. Конкурсах различного уровня 21.02.22 25.02.22 28.02.22 04.03.22 11.03.22 14.03.22 18.03.22 21.03.22 Раздел .6. «Музыкально-ритмические движения». 2 2 Групповая Опрос Теория: знакомство с основными индивидуаль Самостоятел понятиями ритм, темп, ная ьная работа ритмический рисунок. Практика: практические упражнения на выработку музыкально – ритмических умений и навыков через пальчиковые игры, народные игры, упражнения на ритмическое дробление; пространственные и временные ориентировки на сценической площадке. Раздел 7. Музыкальные инструменты: 25.03.22 28.03.22 01.04.22 04.04..22 7.1 Ложки. 2 8 Групповая Опрос Теория: происхождение и история индивидуаль Самостоятел возникновения ложек как ная ьная работа ударного музыкального инструмента; знакомство с основными приёмами игры на ложках. Практика: игра на трёх ложках; игра на двух ложках: удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло, скольжение, большая дробь, малая дробь. 08.04.22 22.04.22 25.04.22 29.04.22 06.05.22 13.05.22 16.05.22 20.05.22 23.05.22 27.05.22 Список литературы 1. Абрамов Г.С. Возрастная психология,- М., 1999 с.-662 2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», Москва 2000, 334 стр. 3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.-258с. 4. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи» Издательство: АСТ 5. Брандель С. Дифференцированное обучение пению в 1 классе общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 6.- М., 1970. 6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь,- М., 2002 7. Ю.А. Барсова "Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки". Л. - "Музыка". 1967, - 65 с. 8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415с. 9. Гладская С.О. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып.14. – М.: 1979. С.24 – 31. 10. Глушакова Т.И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.:1982. – 16с 11. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,1968. – 675 с. 12. Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Д. Орлова. – М.:1972, М.: Музыка, 1972. – 32 с. 13. Давыдова М.А.Поурочные разработки по музыке.1 класс. - М.:ВАКО.2014.-256с. 14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000. – 192 с. 15. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. Сборник статей / Сост. О.А. Апракcина. – М.: Музыка, 1978. С. 37-46. 16. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981.-192 с. 17. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке - М.: Просвещение, 1989.-191 с. 18. Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса («гудошниками»). В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 11.- М., 1976. 19. Каменский В. О певческих навыках в первых и вторых классах// Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь учителю пения – Л.: 1959. С. 31 – 52. 20. Огороднов Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Метод. пособ. – Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. – 152 с. 21. Осеннева М.И. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников,- М., 2001 22. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985. 23. Романюк Е.А. «Основы вокально-хоровой работы с младшими школьниками», Тверь 2009, 87 стр. 24. Cкороходова Н.В. Проблема формирования навыков пения и речи в вокальном обучении бакалавров театрального искусства //Вестник орловского гос. Университета. Серия: новые гуманитарные исследования № 1 -2012. ISSN 1997 – 9878 с.148-150. 25. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. – 270 с. 26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947 – 326 с. 27. Черноиваненко Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14.- М., Просвещение, 1989. 28. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей,- М., 1999 29. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика М, 1974. – 224c. Литература для детей и родителей. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003; Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002; Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г). Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006; Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002; Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009; Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;