Эклектика Рабочая программа Первый успех первый год обучения

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАНУДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАНУДЭ»

Принята
на
заседанииметодического
советаПротокол
№
от
«___»________2021г.

Принятона Педагогическом
советеПротокол
№от«___»_____2021г.

Утверждено:
приказом №________от
«_____» ____2021 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________Н. Ю.Антипова

Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Первый успех»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Год обучения : 1 год

Автор-составитель:
Турушева Светлана Александровна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2021 г

Пояснительная записка.
Рабочая

программа

вокальной

студии

«Эклектика»

имеет

художественную

направленность. Программа является модифицированной, так как педагогом изучены
материалы типовых и авторских программ по музыкальному воспитанию детей и внесены
изменения в отбор тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор
материала по темам, с учётом особенностей национально-регионального компонента, возраста
и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления
деятельности. По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной, так как предполагает освоение и изучение программного материала разными
видами деятельности:


вокально-хоровая работа;



музыкально-исполнительская деятельность;



теоретико-аналитическая работа;



элементы хореографического искусства;



игровые тренинги;



концертно-исполнительская деятельность;



игра на музыкальных инструментах.

Цель программы:
Создание условий для формирования вокально-хоровых навыков у воспитанников
вокальной студии «Эклектика».
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
Образовательные:


знакомство с вокально-хоровыми певческими навыками: певческая установка, певческое
дыхание, звукообразование, звуковедение;



обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;



обучение игре на музыкальных инструментах: ложки, мелодика;



обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией;



формирование исполнительской культуры учащихся;

Развивающие:


развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;



развитие голосового аппарата;



развитие артистических качеств;



развитие метроритмического слуха;



развитие интереса к лучшим образцам классической, современной и народной музыки;



формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Воспитательные:


формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;



воспитание слушательской и исполнительской культуры,



воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи и ответственности,
осознанности собственного «я», путём приобщения детей к совместным формам
занятий.

Программа рассчитана на возраст от 7 до 8лет.
Количество обучающихся в группе от 12 человек.
Условия организации учебного процесса:


программа рассчитана на 72ч в год режим занятий: 2 раза в неделю по 1 ч;



место проведения занятий – каб№2;.



форма проведения занятий: групповые 12чел, подгрупповые (5 – 7 человек),
индивидуальные (1-2человек);
Формы работы:

В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются
разнообразные формы работы:


тренинги и развивающие игры;



репетиции;



беседы (индивидуальные и групповые);



тематические праздники (приуроченные к праздничным датам);
для детей и родителей;



концерты;



поездки на вокальные конкурсы.

Формы аттестации:
отслеживание результатов (входной, промежуточный, текущий и итоговый контроль.)


открытый урок для родителей;



участие в концертах и других мероприятиях, проводимых в Доме творчества.



групповые и индивидуальные зачёты в форме тестов, зачётов;.



отчётный концерт для других кружковцев, педагогов дома творчества и родителей

Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего Теория Практика
Раздел.1Вводное занятие
«Давайте познакомимся»
Раздел 2 «Восприятие
музыки».

1

0.5

05

8

1

7

Раздел 3 Вокально-хоровые
навыки.

18

3.1. Певческая установка;

2

1

1

3.2.Певческое дыхание;

4

1

3

3.3.Звукообразование и
звуковедение;

4

1

3

3.4.Артикуляция;

4

1

3

3.5.Интонация;

4

1

3

4

Раздел 4.Вокальная дикция.

10

2

8

6.

Раздел 5 Песенное творчество. 21

3

18

5.1.Анализ произведения.

1

1

5.2.Работа над дыханием.

2

1

1
2

3

Игровая программа
Рисунок.

13
5

5.3.Работа над образованием 2

Опрос.
Наблюдение за выполнением
практических заданий.

Беседа. Наблюдение за
выполнением практических
заданий. Зачёт.
Опрос.
Беседа
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт.

1

2

звука.
5.4. Работа над интонацией.

2

2

5.5.. Работа с фонограммой.

2

2

5.6. Работа над сценическим 1

1

имиджем.
5.7Работа с микрофоном.

3

3

Опрос.

5.8Концертная деятельность.

8

1

7

7.

Раздел 6 Музыкальноритмические движения.

4

2

2

8.

Раздел 7. Музыкальные
инструменты.

10

2

8

7.1.Ложки.

10

2

8

Всего

72ч

14

58

Беседа
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт
Опрос.
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт
Опрос.
Наблюдение.
Зачёт.
Открытый урок.
Отчётный концерт

Учебный календарный график

№

Раздел
программы.
Тема занятия

Всего часов
теория практика

Краткое содержание занятия
(копируется из программы)

Форма
занятия

Форма
контроля

Дата по
плану
(заполняется
сразу в
соответстви
ис
расписанием
)

Раздел 1.Вводное занятие «Давайте познакомимся».

1

0.5

Теория: основные правила Групповая
хорошего
поведения
на игра
занятиях.
Практика:
игровые
тренинги на формирование
коммуникативных навыков;
входная диагностика.

0.5

. Беседа
Опрос
Наблюдение
Входная
диагностика

03.09.21

Раздел 2«Восприятие музыки».

3
1

7

Теория:
ознакомление
с Группова
разнохарактерными
я.
музыкальными произведениями
с
целью
развития Игра
эмоциональной отзывчивости;
Практика:
музыкальная
викторина (определение ранее

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
рабо

06.09.21
10.09.21
13.09.21
17.09.21

Дата по факту
(заполняется
ручкой после
проведения
занятия)

услышанных
музыкальных
фрагментов из песен, характера
песен.);
художественное отображение
музыки в рисунках.

та

Раздел3 Вокально-хоровые навыки.
3.1. Певческая

1

1

установка;

3.2.Певческое

1

3

дыхание.

3.3.Звукообразов

1

3

Теория: знакомство с понятием
и
правилами
певческой
установки:
правильное положение корпуса,
головы в положении сидя, стоя
при пении.
Практика: выполнение правил
певческой
установки
на
практике;

20.09.21
24.09.21

Теория: основные различия
певческого
дыхания
от
жизненного;
составляющие
компоненты
певческого дыхания: вдох,
задержка, выдох;
правила певческого дыхания.
Практика:
практические
упражнения
на
выработку
правильного дыхания.

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
работа

Теория:
знакомство с понятиями «звук»

Беседа
Опрос

27.09.21
01.10.21
04.10.21

08..10.21

11.10.21

ание

и механизм его извлечения;
«тянуть
звук»,
долгие и
короткие звуки, легато;
с
основными
правилами
звукообразования
и
звуковедения;

и

звуковедение.

Наблюден
ие
Самостоя 15.10.21
тельная
18.10.21
работа
22.10.21

Практика:
упражнения на расслабление
зажатости»
голосового
аппарата;
упражнения на развитие и
закрепление
навыков
звукообразования
и
звуковедения.
3.4.Артикуляция

1

3

Теория: знакомство с понятием
артикуляция,

строением

артикуляционного аппарата.
Практика:упражнения

на

артикуляцию;
формирование и произношение
гласных звуков.
3.5.Интонация.

1

3

Теория:

знакомство

с

понятиями высокие и низкие
звуки, тон, унисон.

Беседа
Опрос
25.10.21
Наблюден
ие
29.10.21
Самостоя 01.11.21
тельная
работа
08.11.21

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя

12..11.21
15.11.21
19.11.21
22.11.21

Практика:настройка
тональность

перед

на
началом

пения;
упражнения
на
развитие
вокально-интонационной
координации.
(Развитие
координации между слухом и
голосом в примарной зоне
звучания
детских
голосов,
интонирование звуков разной
высоты.);
исполнение
и
различение
звуков по высоте в пределах
кварты, квинты (вверх, вниз);
интонирование
при
поступенном
движении
мелодии вверх и вниз и
скачкообразное;
развитие музыкального слуха,
т.е. различение интонационно
точного и неточного пения,
звуков по высоте; слушание
себя при пении и исправление
своих ошибок;
распевки
на
развитие
певческого голоса, укрепление
и расширение его диапазона.
4

Раздел 4.Вокальная дикция.

тельная
работа

2

8

Теория:

знакомство

понятием

дикция

основными

с Групповая.
тренинги
и

особенностями

вокальной дикции;
Практика:
упражнения

Беседа
Наблюден
ие
Практиче
ское
задание

26.11.21
29.11.21
03.12.21
06.12.21

практические
на

развитие

10.12.21

дикции.
13.12.21
17.12.21
20.12.21
24.12.21
27.12.21
Раздел 5 «Песенное творчество».

5

.

5.1.Анализ
произведения.

1

Групповая.
Беседа
Подгруппы
Наблюдение
знакомство с понятиями
индивидуаль
песня, мелодия;
ная
Практическо
закрепление
понятий:
е задание
певческая
установка,
репетиция
певческое дыхание;
изучение и понимание текста
песни;
ознакомление с характером
песни, ритмической основой,
жанром,
определением
музыкальных
фраз
кульминации песни;
Теория:

31.12.21

определение ритмической,
тембровой
основ
аккомпанемента.
5.2.Работа

над 1

1

дыханием:

Практика:

практические Групповая
По
упражнения на выработку
подгруппам
синхронного вдоха;
индивидуаль
ная
Работа над музыкальными

Наблюдение
Практическо
е задание
Самостоятел
ьная работа

10.01.22
14.01.22

фразами;

5.3.Работа над

2

групповая

Практика:

образованием

проверка

звука:

песни;
работа

усвоения
по

текста

закреплению

мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее

положение

артикуляционного аппарата
(рот, челюсти, верхнее и
нижнее небо);
атака звука;

Беседа
Опрос
Наблюдение
Практическо
е задание

17.01.22

21.01.22

вокализация песен на слог
«ЛЮ» с целью выравнивания
тембрового

звучания,

достижения

кантилены,

оттачивания фразировки и
пр.;
закрепление

материала

в

изучаемой песне.
5.4.

Работа

интонацией:

над

2

Занятия по
подгруппам
проверка усвоения песни и
индивидуаль
мелодии в целом;
ная
слуховой
контроль,
координирование слуха и
голоса во время исполнения
по музыкальным фразам;
вокализация
певческого
материала
легким
стаккатированным звуком на
гласный «У» с целью
уточнения интонации во
время атаки звука и при
переходе со звука на звук, а
также
для
снятия
форсировки.
исполнение
музыкальных
фраз
нефорсированным
звуком.
Практика:

Беседа
Опрос
Наблюдение
Практическо
е задание

24.01.22
28.01.22

5.5..

Работа

с

2

фонограммой.

5.6.

Работа

над

1

Имиджем.

микрофоном.

Практика:

Групповая
Индивидуал
над
ьная

работа
выразительностью
исполнения песни;
воссоздание
сценического
образа исполнителя песни;
практическое осуществление
сценического
образа
исполняемой песни.

сценически

5.7Работа

Групповая,
Занятия по
исполнение песни с учетом
подгруппам
усвоенного материала.
Практика:

с

3

Практика:
технические параметры;
восприятие
собственного
голоса
через
звукоусилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки
звуковой обработки;
взаимодействие
с
танцевальным коллективом
на сцене при использовании

Беседа
Опрос
Наблюдение
Практическо
е задание
репетиция
Концертное
выступление
Беседа
Опрос
Самостоятел
ьная работа

Групповая
Репетиция,
индивидуаль
ная

31.01.22

04.02.22

07.02.22

11.02.22

14.02.22

18.02.22

радиосистем.
11.04.22
15.04.22
18.04.22

5.8

Концертная 1

деятельность.

7

Практика:
участие в концертной
программе социальнозначимых мероприятий;
отчётный концерт для
родителей.

Групповая
Репетиция,
индивидуаль концерт
ная
Участие в
праздниках.
Конкурсах
различного
уровня

21.02.22

25.02.22

28.02.22

04.03.22
11.03.22
14.03.22

18.03.22
21.03.22

Раздел .6. «Музыкально-ритмические движения».

2

2

Групповая
Опрос
Теория:
знакомство с основными индивидуаль Самостоятел
понятиями
ритм,
темп, ная
ьная работа
ритмический рисунок.
Практика:
практические упражнения на
выработку музыкально –
ритмических
умений
и
навыков через пальчиковые
игры,
народные
игры,
упражнения на ритмическое
дробление;
пространственные и
временные ориентировки на
сценической площадке.

Раздел 7. Музыкальные инструменты:

25.03.22

28.03.22
01.04.22
04.04..22

7.1 Ложки.

2

8

Групповая
Опрос
Теория:
происхождение и история индивидуаль Самостоятел
возникновения ложек как ная
ьная работа
ударного
музыкального
инструмента;
знакомство с основными
приёмами игры на ложках.
Практика:
игра на трёх ложках;
игра на двух ложках: удар
(хлопок), хлопушка, большое
тремоло, малое тремоло,
скольжение, большая дробь,
малая дробь.

08.04.22

22.04.22
25.04.22
29.04.22
06.05.22
13.05.22
16.05.22

20.05.22
23.05.22
27.05.22

Список литературы
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология,- М., 1999 с.-662
2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», Москва 2000, 334
стр.
3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.-258с.
4. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи» Издательство:
АСТ
5. Брандель

С.

Дифференцированное

обучение

пению

в

1

классе

общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 6.- М.,
1970.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь,- М., 2002
7. Ю.А.

Барсова

"Вокально-исполнительские

и

педагогические

принципы

М.И.Глинки". Л. - "Музыка". 1967, - 65 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415с.
9. Гладская С.О. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных
классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып.14. – М.: 1979. С.24 – 31.
10. Глушакова Т.И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих
навыков школьников в хоре: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.:1982. – 16с
11. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,1968. – 675 с.
12. Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Д. Орлова. –
М.:1972, М.: Музыка, 1972. – 32 с.
13. Давыдова М.А.Поурочные разработки по музыке.1 класс. - М.:ВАКО.2014.-256с.
14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000. – 192
с.
15. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов
младших школьников в детском хоре / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13.
Сборник статей / Сост. О.А. Апракcина. – М.: Музыка, 1978. С. 37-46.
16. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
17. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке - М.: Просвещение, 1989.-191 с.
18. Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса
(«гудошниками»). В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 11.- М., 1976.
19. Каменский В. О певческих навыках в первых и вторых классах// Вопросы
певческого воспитания школьников. В помощь учителю пения – Л.: 1959. С. 31 –
52.

20. Огороднов Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе. Метод. пособ. – Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. – 152 с.
21. Осеннева М.И. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников,- М., 2001
22. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.:
Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.
23. Романюк Е.А. «Основы вокально-хоровой работы с младшими школьниками»,
Тверь 2009, 87 стр.
24. Cкороходова Н.В. Проблема формирования навыков пения и речи в вокальном
обучении

бакалавров

театрального

искусства

//Вестник

орловского

гос.

Университета. Серия: новые гуманитарные исследования № 1 -2012. ISSN 1997 –
9878 с.148-150.
25. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей,
1992. – 270 с.
26. Теплов

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей.

–

М.:

Академия

педагогических наук РСФСР, 1947 – 326 с.
27. Черноиваненко Н. Формирование творческих способностей младших школьников в
певческой деятельности. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14.- М.,
Просвещение, 1989.
28. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей,- М., 1999
29. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и
педагогика М, 1974. – 224c.

Литература для детей и родителей.
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».