Эклектика Рабочая программа В мире вокального искусства для детей с ОВЗ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮАДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА
УЛАН-УДЭ»

Принята
на
заседанииметодического
советаПротокол
№
от
«___»________2021г.

Принятона Педагогическом
советеПротокол
№от«___»_____2021г.

Утверждено:
приказом №________от
«_____» ____2021 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________Н. Ю.Антипова

Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе
художественной направленности
«В мире вокального искусства»
для детей с ОВЗ
Возраст обучающихся: 8 -12 лет
Год обучения : 1 год

Автор-составитель:
Турушева Светлана Александровна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2021 г

1

Рабочая программа «В мире вокального искусства» для детей с ОВЗ имеет
художественную направленность. Программа является модифицированной,
так как в основе ее лежат следующие методологические положения,
разработанные в музыкальной педагогике:
- тематика занятий носит воспитательно - образовательный характер и
соответствует самой музыки (Н. Л. Гродзенская, Ю. Б. Алиев);
- систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке
музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются
базой для развития личности ребенка (Т. Л. Беркман, М. А. Румер);
- певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной
культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).
По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной, так как предполагает освоение и изучение программного
материала разными видами деятельности:
 вокально-хоровая работа;
 музыкально-исполнительская деятельность;
 теоретико-аналитическая работа;
 элементы хореографического искусства;
 игровые тренинги;
 концертно-исполнительская деятельность;
 игра на музыкальных инструментах.
ЦЕЛЬ - всестороннее, универсальное развитие личности
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья путем
вокального искусства
Для достижения цели необходимо осуществить следующие
задачи:


2

предметные

вовлечь ребёнка с ОВЗ или инвалидностью в систему опорных
знаний,
умений
и
навыков
вокального
искусства,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного
общения
с
музыкой,
музыкального
самообразования и самовоспитания;



способствовать развитию музыкальности; певческого голоса;
музыкального
слуха
(мелодического,
ритмического,
гармонического, динамического, тембрового), чувства ритма,
музыкальной
памяти
и
восприимчивости;
творческого
воображения;

способствовать пониманию образного
и ассоциативного
мышления, образного содержания музыки и эмоционально,
выразительно передавать его в собственном исполнении;
 способствовать
овладению
практическими умениями и
навыками
в
различных
видах
музыкально-творческой
деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах,
музыкально
пластическом
движении,
импровизации,
драматизации исполняемых произведений.
Метапредметные задачи:











3

способствовать формированию музыкальной культуры как
неотъемлемой части духовной культуры личности ребёнка;
развивать интерес и любовь к родной песне, певческому
искусству, к музыке, желание слушать и исполнять ее для
самореализации в сценической деятельности;
способствовать освоению образцов национальной и зарубежной
классической и современной музыки, усвоение знаний о
искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной
природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных
средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном
фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов;
выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства,
настроение человека, определение компонентов, связывающих
музыку с другими видами искусства и жизнью;
создать
комфортную
обстановку,
атмосферу
доброжелательности и сотрудничества для включения в
активную социально-культурную деятельность.
Личностные задачи:
создать условия для максимальной творческой самореализации
личности ребенка с ОВЗ или инвалидностью, его социального,
культурного и профессионального самоопределения;



сформировать устойчивую мотивацию для использования
знаний и умений , приобретенных обучающимися на занятиях по
вокалу, в досуге;

способствовать
формированию
социально-значимых
компетенций обучающегося, позволяющих ему эффективно
социализироваться
посредством навыков коммуникации,
стрессоустойчивости, способности ставить цели и достигать их.
Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ и детей-инвалидов
(диагноз). Срок реализации - 1 год. Возраст обучающихся от 7 до 18 лет.
Количество обучающихся в группе -3 ч.
Уровень программы ознакомительно - базовый. Занятия по вокалу
проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1
академический час) Количество часов на индивидуальные занятия: первый
год обучения-72часа (2 час в неделю).
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ Название раздела, темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Раздел1.Введение
в 1
1
программу
« В мире вокального
искусства».
1.1 Вводное
занятие 1
1
«Давайте
познакомимся».
2
Раздел 2
8
2
6
Физиологическая
основа пения
2.1 Голосовой аппарат
2.2 Певческая установка
2.3 Артикуляционный
аппарат
3
4

Вокальная техника

1
1
6

30
30
1

30
30
5

30

5

25

Форма аттестации,
контроля
Собеседование

Входная
диагностика
анкетирование.
Опрос.
Наблюдение
за
выполнением
практических
заданий.

Опрос.
Наблюдение

за

выполнением
практических
заданий
3.1 Певческое дыхание
3.2 Позиция звука
3.3
3.4
3.6
4.

Певческая опора
Приемы вокализации
Интонация
Сценическое искусство

Сценическая речь
Сценическое движение
Работа с микрофоном
Музыкальные
инструменты
(адаптированное
музыкальное
оборудование)
5.1 Ударные инструменты
5.2 Иструменты
с
определённой высотой
звучания
Всего
4.1
4.2
4.3
5

5

6
4

1
1

5
3

6
6
8
18

1
1
1
3

5
5
7
15

4
6
8
14

1
1
1
2

3
5
7
12

6
8

1
1

5
7

72ч

13

59

Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий

Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий

за

за

Учебный календарный график группа ОВЗ
№

Раздел
программы.
Тема занятия

Всего часов
теори практик
я
а

1

1.Введение в

1

1.1

Краткое содержание
занятия (копируется из
программы)

Теория:
Групповая
Организованное занятие.
программу
Объяснение целей и
« В мире
задач вокальной студии
Эклектика Распорядок
вокального
работы, правила
искусства».
поведения, знакомство с
оборудованием.
Вводное занятие «Давайте познакомимся».
1

Практика:
Индивидуальное
прослушивание, пение
знакомых песен,
анкетирование.

6

Форма
занятия

Групповая

Форма
контрол
я

Дата по
плану
(заполняет
ся сразу в
соответств
ии с
расписани
ем)

Собесед
ование

03.09.21

Входная 06.09.21
диагнос
тика
анкетир
ование.

Дата по факту
(заполняется
ручкой после
проведения
занятия)

3

Раздел.2. Физиологическая основа пения

2.1Голосовой
аппарат

30

30

Теория: Знакомство с
понятием голосовой
аппарат
Основы анатомии
голосового аппарата
Работа голосового
аппарата в пении.

Все

его основные части:
дыхание, гортань и
артикуляционный аппарат
Практика:
Практические упражнения
на осознание голосового
аппарата

7

Группов Опрос.
ая.
Наблюд
10.09.21
ение за
Игра
выполне
нием
практич
еских
заданий.

2.2. Певческая 30

30

Теория:
Знакомство с основным

установка

положением головы и
корпуса: в положении стоя
или сидя.
Практика:

Опрос.
Наблюд 13.09.21
ение за
выполне
нием
практич
еских
заданий.

Практические упражнения
На закрепление правил
певческой установки

2.3.

1

5

Теория: Знакомство с

Артикуляцион

понятием артикуляция,

ный аппарат

артикуляционный аппарат
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.

8

Беседа
Опрос
Наблюд
ение
Самосто
ятельная
работа

17.09.21
20.09.21
24.09.21
27.09.21
01.10.21
04.10.21

Раздел 3. Вокальная техника

3.1Певческое

1

5

Теория:
Типы дыхания

дыхание:

Основные правила
певческого дыхания:
Практика:

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоят
ельная
работа

комплекс упражнений на

08..10.21
11.10.21

15.10.21
18.10.21
22.10.21
25.10.21

дыхание
3.2Позиция
звука

1

3

. Теория: Знакомство с
понятием высокая позиция
звука
Практика:
Практические упражнения
на ощущение зевка.

9

Опрос.
Наблюден
ие за
выполнени
ем
практичес
ких
заданий

29.10.21
01.11.21

08.11.21
12..11.21

3.3 Певческая
опора

1

5

Теория: Знакомство с
понятием певческая опора.
Механизм пения на опоре.
Практика:
Практические упражнения
на закрепление правил
певческой опоры

10

Группов
ая
индивид
уальная

Опрос.
Наблюден
ие за
выполнени
ем
практичес
ких
заданий

15.11.21
19.11.21
22.11.21
26.11.21
29.11.21
03.12.21

3.4 Приемы

1

5

Теория: Общие понятия
звуковедения.

вокализации

Виды звуковедения
Практика: Вокальные
упражнения на различные
типы вокализации

.

1
3.5Интонация

7

Теория:
Знакомство с понятием
интонация
Практика:
Практические упражнения
на развитие музыкального
слуха (звуковысотного).

11

Группов
ая.
индивид
уальная

Опрос.
Наблюден
ие за
выполнени
ем
практичес
ких
заданий

06.12.21

Опрос.
Наблюден
ие за
выполнени
ем
практичес
ких
заданий

27.12.21
31.12.21

10.12.21

13.12.21
17.12.21
20.12.21
24.12.21

10.01.22
14.01.22
17.01.22

21.01.22
24.01.22
28.01.22

Раздел 4 Сценическое искусство
4.1

1

3

Теория: Интонация.

Сценическая

Знаки препинания.

речь

Смысловое ударение.
Практика:
Практическая работа над
текстом песни.

4.2Сценичес
кое движение

1

5

Теория: знакомство с
понятиями
хореографической
лексики.
Практика:
Практические
упражения на развитие
гибкости, пластичности.

12

Групповая
индивидуа
льная

31.01.22

Опрос.
Наблюден 04.02.22
ие за
выполнени 07.02.22
ем
практичес 11.02.22
ких
заданий

Групповая Беседа
Индивидуа Опрос
льная
Наблюден
ие
Практичес
кое
задание

14.02.22

18.02.22
11.04.22
15.04.22
18.04.22
21.02.22

4.3Работа с

Теория:

микрофоном

Основные правила
1

7

(работы с микрофоном

индивидуа
лная

Наблюден
ие
Самостоят
ельная
работа

25.02.22
28.02.22

04.03.22
11.03.22
14.03.22
18.03.22
21.03.22
25.03.22

Раздел 5. Музыкальные инструменты (адаптированное музыкальное оборудование)

13

5.1Ударные
инструменты

1

5

Теория:
Знакомство с
инструментами ударной
группы

Занятия по
подгруппа
м
Индивидуа
льная

Беседа
Наблюден
ие
Практичес
кое
задание

28.03.22
01.04.22
04.04..22
08.04.22

изучение понятий: ритм ,
темп, длительность,
виды длительности;
Практика:
постановка
исполнительского
аппарата (положение
руки, корпуса.);
игра по карточкам
несложных музыкальных
произведений;
игра в ансамбле по
партиям.

14

22.04.22
25.04.22

5.2.Инструмен

1

7

Теория:

ты с

Знакомство с

определенной

инструментами

высотой

определенной высоты

звучания:

звучания
Практика: Исполнение

Беседа
Наблюден
ие
Практичес
кое
задание

29.04.22
06.05.22
13.05.22
16.05.22

несложных

20.05.22
23.05.22
27.05.22

произведений по

03.06.22

карточкам
Игра в ансамбле с
педагогом

15

Занятия по
подгруппа
м
индивидуа
льная

16

Литература
2. Концепция, идея, основные положения теории развивающего обучения
https://studopedia.ru/10_152240_kontsetsiya-ideya-osnovnie-polozheniya-teoriirazvivayushchego-obucheniya.html
3.

Методика

Эльконина-Давыдова

http://mama.neolove.ru/early_child

hood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
4. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном
обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.
5. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и
образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/
http://www.openclass.ru/node/47746
6.

Лобанов

Е.А

Возможности

урока

как

средства

реализации

здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005№3
7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории
и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.

9. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.
В Шушарджан. - М., 1998.
10. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. /
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
11. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого
голоса.- В, 1991. 26. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М.,
198

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».