Рабочая Обучение игре на гитаре 21-22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол №________
от «____» __________
2021г.

Принято на
Педагогическом совете
Протокол № _________
от «___»__________2021г.

Утверждено приказом №_________
от «___» ____________ 2021г.
Директор МБУ ДО «ДТОР»
_______________ Н.Ю. Антипова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности «Обучение игре на гитаре»
на 2021-2022 учебный год
Год обучения: 1

Автор-составитель:
Цыдыпова Евгения Баировна,
Педагог дополнительного
образования

Улан-Удэ
2021г.

Пояснительная записка
Основания для разработки программы:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период
до 2025 года от 04.10.2000г №751;
5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726-р Правительства РФ;
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей (от 04.07.2014 № 33660);
7. Приказ Минпросвещения России№ 196 от 09. 11. 2018 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
10. Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;
11. Приказ Комитета по образованию г. Улан-Удэ от 10.02.2016.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественной направленности «Обучение игре на шестиструнной гитаре»
рассчитана на обучение детей 10-16 лет. Составлена с учётом психологических
особенностей обучающихся, с использованием программ по обучению игре на
гитаре для музыкальных школ и школ искусств и для внешкольных учреждений
и общеобразовательных школ. Программа обеспечивает гармонию физического
и

интеллектуального

музыкальной

культуры,

развития

ребенка,

развитию

способствует

полноценной

личности

формированию
с

развитыми

творческими способностями, профессиональными умениями и человеческими
качествами. Программа не предусматривает профессионального обучения, так
как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто
желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Обучение на гитаре
направлено

на

подготовку

выступлений

в

концертах

художественной

самодеятельности, разного рода мероприятий.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она затрагивает проблему
организации детско-юношеского досуга. Обучение по программе предполагает
формирование, развитие и совершенствование техники игры на гитаре, навыков
художественного исполнения музыкального произведения на основе изучения,
освоения

и

практического

применения

художественно-выразительных,

музыкально-исполнительских средств (динамики, артикуляции). В процессе
изучения

гитары

дети

развивают

художественный

вкус,

расширяют

музыкальный кругозор, имеют возможность приобщиться к сценической
культуре.
Педагогическая

целесообразность

дополнительной

общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей

среды

для

выявления

и

развития

общих и

творческих

способностей

обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к музыке, но
и раскрытию лучших человеческих качеств.
Цель:
Создание условий для социализации, патриотического, эстетического
воспитания через развитие навыков игры на гитаре и привитие любви к гитарной
песне.
Программные задачи.
Обучающие:
1.

Изучение

инструмента,

приобретение

первичных

знаний

об

инструменте, его истории.
2.

Приобретение

навыков

правильной

посадки

и

правильного

положения инструмента вовремя игры на гитаре
3.

Знакомство с основными понятиями музыкальной грамоты.

4.

Знакомство

с

разными

жанрами

и

формами

вокальной

инструментальной музыки.
5.

Знакомство

с

творчеством

отечественных

композиторов

классической, современных авторов рок и поп-музыки, и с творчеством
зарубежных композиторов и исполнителей.
6.

Изучение

и

практическое

освоение

начальных

элементов

исполнительской техники и простейших приёмов игры на гитаре.

7.

Освоение исполнения простейших произведений из классического

гитарного репертуара, подбора несложных аккомпанементов.
8.

Обучение приёмам актёрского мастерства.

Развивающие:
1.

Развитие слуха, голоса, чувства ритма, музыкальной памяти,

речевого аппарата.
2.

Развитие

координации

рук

и

беглости

пальцев

Развитие

эмоциональной сферы детей, творческой активности и самостоятельности.
3.

Развитие координированных совместных действий, развитие чувства

ансамбля между исполнителями.
4.

Развитие музыкально-эстетического вкуса

Воспитательные:
1.

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости,

музыкально-

эстетического вкуса, эмоциональной культуры.
2.

Воспитание стремления к творческому и культурному проведению

досуга.
3.

Воспитание волевых качеств (настойчивость, уверенность в себе).

4.

Формирование

устойчивого

интереса

к

самостоятельной

деятельности в области музыкального искусства
Возраст обучающихся.
Данная программа адресована детям 10-16 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие без
прослушивания.

Наполняемость в группах составляет – 12 человек для первого года обучения; 810 человек – для второго года обучения.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год
обучения — 144 часа. Общий объем программы 288 часов
Формы и режим занятий:
1. Практическое занятие;
2. Тренинг, репетиция;
3. Беседа, обсуждение, рассказ.
4. Открытый урок, творческий отчет;
Педагогические принципы.
1. Принцип добровольности.
2. Принцип «красной линии».
3. Принцип конкретности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип системности.
7. Принцип индивидуальности.
8. Принцип сознательности и активности.
Методы обучения.
1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядно-фонетический (аудио - носители, видеозаписи, использование
схем).
3. Метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения).
4. Метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
материала с использованием многообразных вариантов показа).

5. Объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет).
6. Репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя).
7. Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).
8. Частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Основные методы отслеживания результатов освоения программы:


Педагогическое наблюдение;



Педагогический анализ; 



Мониторинг (входной, промежуточный, итоговый).

Основные формы контроля результатов освоения программы:
 Опрос; 
 Беседа;
 Участие в массовых мероприятиях (выступление);
 Тестирование;
 Контрольные задания;
 Отрытый урок;
 Творческий отчет.

Учебный план первого года обучения.
Тема

Теория Практика Всего Форма контроля
часов

1.

Вводное занятие.

2.

Знакомство

2
с 4

-

2

Опрос

28

28

Тестирование,

гитарой.
3.

контрольное задание.

Основы игры на 25

14

39

Контрольное задание.

7

28

35

Контрольное задание.

4

8

12

Тестирование,

инструменте.
Технические
приемы.
4.

Изучение
аппликатуры
гитары

5.

Музыкальные
произведения.

6.

Выступление,

контрольное задание.
-

2

Творческий отчет.

2

концерт
Итого

42

80

122

№

1.

Раздел
программы.
Темы занятия

Вводное занятие.
Инструктаж

Всего часов
Теория

Практ
ика

2

2. Тема: Знакомство с гитарой.
1.
Знакомство с
1
инструментом
2.
Посадка гитариста.
1
Положение рук.

2

3.

Звукоизвлечение.
Приемы.

4.

Техника игры.

2

5.

Техника игры
Аккомпанемент

2

1

2

Учебный график «Обучение игре на гитаре»
Группа первого года обучения.
Краткое содержание занятия
Форма
Форма
занятия
контроля

Знакомство. Рассказ о
деятельности объединения.
Проведение инструктажей.
Инструктаж по технике
безопасности во время занятий,
при замене струн, при
транспортировке. Правила
ухода за инструментом.

Беседа

Опрос

Дата по
плану
(заполняется сразу в
соответствии
с расписанием)
06.10.21

Теория: История, виды,
устройство инструмента.
Теория: Посадка
«классическая», «эстрадная».
Функции правой и левой руки,
их положение.
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Приемы «тирандо»,
«апояндо», «щелчок»,
«глушение».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Практика: Тренировочные
упражнения на растяжку,
автономность, беглость
пальцев.
Практика: Тренировочные
упражнения на растяжку,
автономность, беглость

Рассказ

Тест, опрос.

08.10.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

08.10.21
13.10.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

15.10.21
20.10.21

Групповое
занятие

Контрольное
задание

20.10.21
22.10.21

Групповое
занятие

Контрольное
задание

22.10.21
27.10.21

Дата по факту
(заполняется
ручкой после
проведения
занятия)

пальцев.
Теория: Первичное
представление об
«аккомпанементе». Основные
виды: бой (расгеадо), перебор
(арпеджио).
7.
Баррэ
4
Практика: Тренировочные
упражнения на прием «баррэ»
8.
Баррэ
4
Практика: Тренировочные
упражнения на прием «баррэ»
9.
Аккомпанемент
2
Практика: Техника основных
видов «боя» (4-ка, 6-ка, 8-ка)
10.
Аккомпанемент
2
Практика: Техника основных
видов «боя»
11.
Аккомпанемент
2
Практика: Техника
альтернативных видов «боя»
12.
Аккомпанемент
2
Практика: Техника
альтернативных видов «боя»
13.
Аккомпанемент
2
Практика: Техника основных
переборов
3. Тема: Основы игры на инструменте. Технические приемы.
1.
Звук и нота.
2
1
Теория: Первичное
представление о «звуке»,
«ноте», «октаве». Названия
звуков (нот). Размещение нот на
нотоносце.
Практика: Тренировочные
упражнения
2.
Длительности
2
1
Теория: Первичное
представление о
«длительности» звуков
Практика: Тренировочные
упражнения
3.
Лад. Тональность.
2
1
Теория: Первичное
представление о «мажор»,
«минор», «лад», «тоника»,
«тональность»
6.

Аккомпанемент

1

2

Групповое
занятие

Тест, опрос.

27.10.21
29.10.21

Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

03.11.21
05.11.21
10.11.21
12.11.21
17.11.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

03.12.21
08.12.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

08.12.21
10.12.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

15.12.21
17.12.21

19.11.21
24.11.21
26.11.21
01.12.21

4.

Метр. Ритм.

2

2

5.

Темп.

2

1

6.

Динамика

2

1

7.

Размер

2

1

8.

Размер

1

1

9.

Размер

2

1

10.

Такт. Затакт.

2

1

11.

Такт. Затакт.

2

1

Практика: Тренировочные
упражнения
Теория: Первичное
представление о «ритме»,
«метре».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «темпе»,
«динамике».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «темпе»,
«динамике».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «размере»,
«метре».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «размере»,
«метре». Практика:
Тренировочные упражнения
Теория: Первичное
представление о «размере»,
«метре».
Практика: Тренировочные
упражнения
Теория: Первичное
представление о «такте»,
«затакте»
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

17.12.21
22.12.21
24.12.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

24.12.21
29.12.21

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

12.01.22
14.01.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

19.01.22
21.01.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

26.01.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

28.01.22
02.02.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

02.02.22
04.02.22

Групповое

Тест, опрос,

09.02.22

12.

Полутон. Тон.
Знаки альтерации.

2

1

13.

Стандартный строй

2

1

4. Тема: Изучение аппликатуры гитары
1.
Аппликатура.
1
Аккорды
2.

Система CAGED

1

2

3.

Одноменные
аккорды

1

2

4.

Одноменные
аккорды
Одноменные
аккорды
Одноменные
аккорды

5.
6.

7.
8.

Одноменные
аккорды
Одноменные

2
2
1

2

2
4

представление о «такте»,
«затакте».
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «тоне»,
«полутоне». Знаки альтерации.
Практика: Тренировочные
упражнения.
Теория: Первичное
представление о «строе гитары»
Практика: Настройка по
тюнеру.
Теория: Понятие «аккорд»,
«аппликатура». Обозначение
пальцев.
Теория: Первичное
представление об
«альтернативной системе».
Практика: Тренировочные
упражнения
Теория: Аппликатура аккордов
Am-A, Em-E, Dm-D.
Практика: Тренировочные
упражнения
Практика: Тренировочные
упражнения
Практика: Тренировочные
упражнения
Теория: Аппликатура аккордов
Cm-C, Gm-G, Fm-F, Hm-H
Практика: Тренировочные
упражнения
Практика: Тренировочные
упражнения
Практика: Тренировочные

занятие

наблюдение.

11.02.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

11.02.22
16.02.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

18.02.22
25.02.22

Групповое
занятие

Тест, опрос.

25.02.22

Групповое
занятие

Тест, опрос,
наблюдение.

02.03.22
04.03.22

Групповое
занятие

Наблюдение,
анализ.

04.03.22
09.03.22

Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие

Наблюдение,
анализ.
Наблюдение,
анализ.
Наблюдение,
анализ.

11.03.22

Групповое
занятие
Групповое

Наблюдение,
анализ.
Наблюдение,

25.03.22
30.03.22
30.03.22

16.03.22
18.03.22
23.03.22

аккорды
9.
10.

Одноменные
аккорды
Альтерированные
аккорды

11.

Альтерированные
аккорды

12.

Транспонирование

упражнения
2
2

2

4

1

4

5. Тема: Музыкальные произведения.
1.
Песня
2

занятие

анализ.

Практика: Тренировочные
упражнения
Теория: Аппликатура
альтерированных аккордов.
Практика: Тренировочные
упражнения
Практика: Тренировочные
упражнения

Групповое
занятие
Групповое
занятие

Наблюдение,
анализ.
Наблюдение,
анализ.

Групповое
занятие

Наблюдение,
анализ.

15.04.22
20.04.22
22.04.22

Теория: Первоначальное
понятие о «транспонировании»
Практика:
Тренировочные упражнения

Групповое
занятие

Наблюдение,
анализ.

22.04.22
27.04.22
29.04.22

Групповое
занятие

Опрос.

04.05.22

Групповое
занятие

Контрольное
задание

06.05.22
11.05.22

Групповое
занятие
Групповое
занятие
Групповое
занятие

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

13.05.22

Концерт

Наблюдение,
анализ

25.05.22

Теория: понятие «песня»,
«песнь», «строфа», «куплет»,
«рефрен»
2.
Песни на бой 4-ка
2
2
Практика: Разбор песни
«Группа Кино - Звезда по имени
солнце».
3.
Песни на бой 6-ка
2
Практика: Тренировочные
упражнения
4.
Песни на бой 8-ка
2
Практика: Тренировочные
упражнения
5.
Песни
2
Практика: Тренировочные
упражнения
6. Тема: Выразительное исполнение произведения
1.
Отчётный концерт
2
Отчётный концерт

01.04.22
06.04.22
06.04.22
08.04.22
08.04.22
13.04.22
15.04.22

18.05.22
20.05.22

Ожидаемые результаты и способы их проверки
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
1. Основы правильной посадки и постановки рук;
2. Основные понятия музыкальной грамоты;
3. Устройство гитары;
4. Начальные элементы исполнительской техники и простейшие
приёмы игры на гитаре;
5. Обозначения пальцев левой и правой руки;
6. Произведения песенного репертуара.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно настраивать инструмент при помощи тюнера.
2. Ориентироваться в записи аккомпанемента песен.
3. Исполнять

несложные

аккомпанементы

по

буквенным

обозначениям.
4. Исполнять

песенный

репертуар

из

8-10

произведений

с

использованием различных видов аккомпанемента.
5. Уметь показать достигнутые результаты на контрольных уроках
и отчетных выступлениях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».