Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Мастерская чудес

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТОР

Принята на заседании
методического совета
от «____» __________ 2016г.

_______________Н.Ю. Антипова

Протокол №________

«___» ______________ 2016г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерская чудес»

Возраст обучающихся: 7 -13 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Чистякова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2016

Содержание:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Формы и методы работы.
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Мониторинг результатов освоения программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно – тематический план
2.2. Календарный учебный график.
2.3. Содержание разделов программы.
3. Организационный раздел.
3.1. Модули обучения.
3.2. Методическое обеспечение.
3.3. Список литературы.
4. Приложение.
4.1. Приложение № 1.
4.2. Приложение № 2.
4.3. Приложение № 3

1.1.

Пояснительная записка.

В современном мире художественное мышление, связывающее нас с
прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей
ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное
искусство. Поэтому очень важно для обучающихся видеть красоту предметов
декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Программа декоративно – прикладного творчества «Мастерская чудес»
относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной
области «декоративно – прикладное искусства». Разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), Указом президента РФ «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
(01.06.2012г.), Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
обучающихся»; Устава МБУ ДО «ДТОР г.Улан-Удэ»; программой развития
«Модульное взаимодействие на микрорайоне», является одной из связующих
звеньев концепции: средового подхода в воспитании Ю.С.Мануйлова.
Направлена на развитие у обучающихся художественного вкуса, творческих
способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру
искусства. По уровню освоения –
относится к общекультурной, является
модифицированной. Вводит обучающего в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
творческих
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности.
Содержание программы «Мастерская чудес» предусматривает 3-годичное
обучение и ориентировано на возраст 7-13 лет.
1-й год обучения – 36 часов.
2-й год обучения–72 часа.
3-й год обучения - 144 часа в год.
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с
декоративно – прикладным искусством, его видами, народным ремеслом,
изготовление простых изделий.
Второй год – это продолжение изучения материала, начатого на первом этапе
обучения, усложненные изделия, самостоятельная работа уже включена.
Третий год закрепляет знания, полученные на первом и соответственно втором
году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в
дальнейшем.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное
время;обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.Набор в группы
осуществляется независимо способностей и умений, и является добровольным. В
объединение принимаются девочки и мальчики. Предусмотрено обучение
обучающихся из различных социальных категорий.Наполняемость групп,
соответствует году обучения, согласно Уставу учреждения.Программа
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося,
стремление организовать его внеурочную деятельность.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у
обучающихся повышается интерес к различным народным промыслам, к
различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной
программе предоставляет возможность в условиях детского объединения
дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие
способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
заключается в её
расширении за счёт введения блоков: бисероплетение, декупаж, квиллинг.
Составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей обучающихся. Работа с ними строится на
взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности обучающегося.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки данных
областей, красоту, неповторимость, с преимуществом изделий выполненных из
бисера, бумаги и других различных материалов, а также приучаются к
аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами,
проволокой, клеем, нитками и иголкой, а также используются
здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что занятие длится 1 час,
предлагается комплекс упражнений для снятия у обучающихся утомления,
гимнастики глаз, коррекции осанки и т.д.

1.2.

Цели и задачи.

Цель программы:
создание условий для раскрытия и развития
потенциальных творческих способностей и возможностей
обучающегося
средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение
технологий изготовления изделий из бисера, бумаги (квилинг), декупажа.
Задачи программы:
I.
Образовательные задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному
творчеству.
2. Обучить технологии изготовления изделий из бисера, бумаги.
3. Дать знания по основам композиции, формообразования,
цветоведения.
4. Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов
ДПИ.
II.
Развивающие задачи:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение и внимание.
2. Обогащать визуальный опыт обучающихся через посещение
выставок, участия в конкурсах, ярмарках - распродажах.
3. Развивать способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук,
развивать глазомер.
III.
Воспитательные задачи:
1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного
времени, помочь обучающимся в их желании сделать свою работу
общественно значимой.
2. Воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
трудолюбие,
дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими
образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения
обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения.
При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над
композицией применяются знания из областей черчения, рисования,
математики.

1.3.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных
методов:
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение;
- наглядный метод: демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий
и т.п.;
- объяснительно-иллюстративный: педагог показывает способ выполнения
работы обучающемуся и попутно объясняет;
- репродуктивный метод: повторение обучающимся приемов изготовления,
выполнения изделия по образцу педагога;
- частично-поисковый: обучающийся участвует в поисках решения поставленной
задачи.
Теоретическая часть даётся в форме бесед, лекций, диагностических заданий, с
просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется
практическим освоением темы.
Практическая работа является основной формой проведения занятия. Одно из
главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся является
индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения
и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных,
групповых, индивидуальных форм работы. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в
оформлении кабинетов, коридоров.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и
наглядного
материалов
и
закрепляется
практическим
освоением
темы.Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса
позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально
и информационно насыщенной.
Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая
обучающая литература.Подготовлены образцы схем выполнения различных
изделий из бисера.Собраны образцы изделий различного направления: игрушки
из бисера, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры,
цветы из бисера и др. Имеются инструкции по технике безопасности работы.
Конечным итогом работы является занятие «Творческая мастерская», где
обучающиеся
выполняют индивидуальную, творческую работу, итоговая
выставка для родителей.

Занятия построены на основных педагогических принципах:
доступности (от простого к сложному);
систематичности и последовательности;
дифференцированного подхода;
гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего
разностороннее, свободное и творческое развитие;
 учет требований гигиены и охраны труда;
 учет возможностей, интересов и способностей;
 принцип разнообразия форм обучения;
 принцип учёта индивидуальных особенностей;
 наглядность является самым прямым путем обучения в любой области,
а особенно в декоративно - прикладном искусстве.
Планируемые результаты.
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля
успехов и достижений обучающихся, используя классические методы и
приемы. Педагогический контроль знаний, умений и навыков
осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
1.
Входящий контроль – оценка воображения, мышления,





1.4.

усидчивости, знаний и умений на начальном этапе работы.
2.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах
и выставках декоративно – прикладного творчества.
 Тестовый

контроль,

репродуктивного

уровня

представляющий

собой

усвоения

с

знаний

проверку

использованием

карточек-заданий по темам изучаемого курса.
 Фронтальная и индивидуальная беседа.
 Цифровой, графический и терминологический диктанты.
 Выполнение

дифференцированных

практических

заданий

различных уровней сложности.
 Решение ситуационных задач направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике.
 Решение кроссвордов.
3.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой схеме и
творческую работу по собственным эскизам с использованием различных
материалов, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
1.5.

Мониторинг результатов освоения программы:

Основные методы отслеживания успешности овладения обучающимися
содержания программы:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ (результатов опросов, тестов, выполнения
диагностических заданий, участия в итоговых выставках, активностии
самостоятельности и т.д.)
 мониторинг.
Время проведения

Цель
Входной мониторинг
Определение уровня
развития обучающихся,
ихтворческих способностей
В начале учебного года.
Промежуточный мониторинг
Определение степени
усвоения учебного
материала. Определение
В конце первого полугодия. результатов обучения.
Итоговый мониторинг
Определение изменения
уровня
развитияобучающихся, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Получение
сведений для
совершенствования
образовательной
программы и методов
обучения.
В конце года.
Объекты мониторинга:
 знания, умения, навыки по программному курсу;
 степень личностного роста обучающихся;

Форма
Эвристическая
беседа, опрос,
диагностическое
тестирование.
Открытый урок,
участие в конкурсах
разной
направленности,
тестирование.

Опрос, итоговая
выставка – показ
изделий,
тестирование.

 степень самостоятельности и активности.
Форма
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
 тестирование,
 итоговая выставка – показ изделий для родителей в конце полугодия и
в конце года.

2.1. Учебно-тематический план
1 год обучения

№
п./
п.

Название разделов и тем

Часы

Теоре
тически
е
занят
ия

В т.ч.
индивиду Формы
альные аттестации,
Всего
контроля

Практич
еские
занятия

1

-

1



Опрос

2

8

10



Тест
Контрольны
й опрос
Практическ
ое задание
-

2

Вводное занятие (в том числе
техника безопасности)
Бисероплетение

3

Квилинг

2

7

9



4

Декупаж

2

7

9

-

5

Подготовка
и
участие в
конкурсах,
выставках,
ярмарках,
мастер-классах,
благотворительных акциях.

-

-

5

-

6

Итоговое занятие.



2

2



ИТОГО:

7

24

36

1

Тест,
защита
проектов

Календарно - учебный график первого года обучения.
№ Месяц
п.
п.
1

сентябрь

Числ
о

Время
проведе
ния
занятия

Форма
проведения

Колво
часов

Диагностические
задания, беседа.

1

Лекция, рассказ,
презентация.

1

Лекция

1

Практическое занятие.

1

4 неделя Практическое занятие.

1

2 неделя
2

3

4

3 неделя

Практическое занятие.

Место
проведени
я

Форма контроля

Вводное занятие (в том
числе
техника
безопасности)
История бисероплетения.
Виды бисера.

ЦДО
«Олимп»

Педагогический
анализ.

ЦДО
«Олимп»

Основы цветоведения.
Цветовой круг.
Материалы и
принадлежности
Простое низание. Низание
петельками.
Параллельное низание
Простое низание.
Низание петельками.
Параллельное низание
Простое низание. Низание
петельками.
Параллельное низание

ЦДО
«Олимп»

Опрос,
эвристическая
беседа.
Наблюдение,
беседа

Тема занятия

ЦДО
«Олимп»

Беседа.

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
беседа

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
беседа

5

октябрь

5

1 неделя Практическое занятие. 2

2
неделя

6
3 неделя

7

Практическое
занятие.

Объемное
низание.
«Косичка».
«Ягодка».
Двусторонний браслет.

Практическое занятие.

1

Объемное низание.
«Косичка». «Ягодка».
Двусторонний браслет.
Ажурные жгуты.

Практическое
занятие.

1

Ажурные жгуты.

1

1

4 неделя Лекция.
Практическое занятие.

8

9

ноябрь

1
1

1 неделя Практическое занятие.
1

История возникновения
техники квилинга.
Разнообразие бумаги, ее
виды.
Виды витков. Материалы
и принадлежности
Основные формы
“капля”, “треугольник”,
“долька”. Изготовление
открыток с их
использованием.
Основные формы
“капля”, “треугольник”,
“долька”. Изготовление
открыток с их
использованием.

ЦДО
«Олимп»

Анализ.

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Тест.
Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

10

Практическое занятие.

1

Основные формы
“квадрат”,
“прямоугольник”.
Изготовление картинок с
их использованием.

2 неделя Практическое занятие.

1

Основные формы
“квадрат”,
“прямоугольник”.
Изготовление картинок с
их использованием

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

Основные формы “завитки”.
Изготовление картинок с их
использованием

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

Основные формы “завитки”.
Изготовление картинок с их
использованием.
Основные формы “завитки”.
Изготовление картинок с их
использованием.

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

Правила
техники
безопасности и организации
рабочего места. Демонстрация
поделок. Знакомство
с
трёхслойными салфетками и
её свойствами.
Последовательность

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение.

ЦДО

Наблюдение.

1

12

13

3 неделя

4 неделя

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

1

Беседа, лекция.

1

Контрольное
задание

14

18

декабрь

декорирования
любого
изделия
в
технике
«Декупаж».
Вырезание
мотива
из
салфетки.
Наклеивание
мотива
на
предмет
декора. Покрытие
изделий лаком

«Олимп»

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

1 неделя

Практическое занятие.

2

Декупаж на дисках

2 неделя

Практическое занятие.

2

Фото рамка

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.
Тестирование.

1

Декорирование при помощи
скорлупы
Декорирование при помощи
скорлупы.

Тест, беседа.

1

3 неделя
4 неделя

Итоговое занятие.

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение.
Наблюдение.
Наблюдение.
Анализ, фото
видеоотчет.
Выставка итоговая.

2.3.

Содержание разделов программы.

1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.)
Вводное занятие. Правила хранения материалов и принадлежностей, назначение
каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.
2.

Бисероплетение (10 ч.).
Теория (2 ч.).

История бисероплетения. Виды бисера. (1 ч.). Основы цветоведения. Цветовой
круг. Материалы и принадлежности (1 ч.)
Практика (8 ч.)
Простое низание. Низание петельками. Параллельное низание (3ч.)
Объемное низание. «Косичка». «Ягодка». Двусторонний браслет (3 ч.)
Ажурные жгуты. «Волна». «Полоска». «Змейка» (2ч.).
3.

Квилинг (9 ч.).
Теория (2 ч.).

История возникновения техники квилинга.Разнообразие бумаги, ее виды (1
ч.).Виды витков. Материалы и принадлежности (1 ч.)
Практика (7 ч.).
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”.Изготовление открыток с их
использованием (2 ч.).
Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”. Изготовление картинок с их
использованием (2 ч.).
Основные формы “завитки”. Изготовление картинок с их использованием (3 ч.).
Декупаж (9 ч.).
Теория (2 ч.).
Правила техники безопасности и организации рабочего места. Демонстрация
поделок.Знакомство с трёхслойными салфетками и её свойствами (1 ч.).
Последовательность декорирования любого изделия в технике «Декупаж».
4.

Вырезание мотива из салфетки. Наклеивание мотива на предмет декора.
Покрытие изделий лаком (1 ч.)
Практика (7 ч.).
Декупаж на дисках (2ч.).
Фото рамка (2 ч.).
Декорирование при помощи скорлупы (3 ч.)
6. Итоговоезанятие (2 ч.)
Практика (2ч.). «Творческая мастерская», где обучающиеся
выполняют
индивидуальную, творческую работу, тестирование, отчетная выставка для
родителей.
По окончании 1 года обученияобучающиеся должны знать:
 Что такое бисероплетение.
 Что такое квилинг.
 Что такое декупаж.
 Что такое декорирование предмета.
 Отличать простое низание от объемного.
 Знать основные формы в квилинге.
 Какие лак и краски используются для техники «декупаж».
 Какие инструменты и приспособления используются в технике
«декупаж», «бисероплетение», «квилинг».
 Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, лаком,
проволокой, иглами.
По окончании 1 года обучения обучающиеся должны уметь:
 Отделять 2 слоя от салфетки.
 Приклеивать салфетку на предмет декора.
 Вырезать нужный мотив из салфетки.
 Правильно распределить рисунок на предмете.

 Правильно наносить лак на предмет декора.
 Уметь изготавливать изделия простым низанием.
 Уметь изготавливать изделия объемным низанием.
 Уметь

изготавливать

основные

формы

в

технике

«квилиг».

Учебно-тематический план
2 год обучения

Часы

№
п./
п.

Название разделов и тем

1

Вводное занятие (в том числе
техника безопасности)

2

Теорети- Практич
ческие
еские
занятия занятия

Формы
В т.ч.
аттестации,
Всего.индивидуаль контроля
ные

1

-

1



Опрос

Бисероплетение.

3

17

22

2

Тест

3

Квилинг.

3

17

22

2

4

Декупаж.

3

16

21

2

5

Подготовка и участие в
конкурсах,
выставках,
ярмарках,
мастер-классах,
благотворительных акциях.

-

-

4

4

Контроль
ный
опрос
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание

6

Итоговое занятие.



2

2



ИТОГО:

10

52

72

10

Тест,
защита
проектов

Календарно-учебный график второго года обучения
№ Месяц
п.
п.
1

сентябрь

Числ
о

Время
проведе
ния
занятия
2 неделя

2
3 неделя

3

4

5

5

6

октябрь

Форма
проведения

Колво
часов

Диагностические
задания, беседа.

1

Лекция, рассказ,
презентация.

1

Лекция

1

Лекция

1

4 неделя Практическое занятие.

2

1 неделя Практическое занятие.

2

2 неделя

1

Практическое
занятие.
Практическое занятие.

1

Место
проведени
я

Форма контроля

Вводное занятие (в том
числе
техника
безопасности)
Основы
цветоведения.
Цвет. Цветовой круг.

ЦДО
«Олимп»

Педагогический
анализ.

ЦДО
«Олимп»

Понятие тона,
насыщенности, контраста
Пространственное
смешение цветов.
Гармония цвета
Простое низание.
Параллельное низание
объемных изделий
Простое
низание.
Параллельное
низание
объемных изделий.

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Опрос,
эвристическая
беседа.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
беседа

ЦДО
«Олимп»

Анализ.

Простое низание.
Параллельное низание
объемных изделий.
Объемное низание.

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО

Контрольное

Тема занятия

7

3 неделя

8

4 неделя Практическое занятие.

2

1 неделя Практическое занятие.

2

10

2 неделя Практическое занятие.

2

12

3 неделя Практическое занятие.

2

13

4 неделя Практическое занятие.

1

9

ноябрь

Практическое
занятие.

Беседа.
14

декабрь

1 неделя Практическое занятие.

2

Перекрученные жгуты.
«Синий иней».
Спиральные жгуты.
Объемное низание.
Перекрученные жгуты.
«Синий иней».
Спиральные жгуты
Объемное низание.
Перекрученные жгуты.
«Синий иней».
Спиральные жгуты
Выполнение украшения
из бисера по
собственному замыслу
Выполнение украшения
из бисера по
собственному замыслу
Выполнение украшения
из бисера по
собственному замыслу
Выполнение украшения
из
бисера
по
собственному замыслу.

«Олимп»

задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

1

Разнообразие бумаги, ее
виды.

ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание

1

Способы, методы,
формы накрутки завитков.

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение.

Практическое
занятие.

1

Способы самостоятельной
нарезки полосок для
работы.

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение.

Вырезание полосок для
квилинга. Вырезание
полосок для работы
разного цвета
Основные формы
“спирали в виде
стружки”. Изготовление
изделия
Основные формы
“спирали в виде
стружки”. Изготовление
изделия
Основные формы «глаз»,
«лист»
Основные формы «глаз»,
«лист»
Основные формы «глаз»,
«лист».

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
беседа

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
беседа

ЦДО
«Олимп»

Анализ, фото
видеоотчет.

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Наблюдение.
Контрольное
задание
Контрольное
задание

Изготовление цветов,
открыток, валентинок
Изготовление цветов,
открыток, валентинок

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Контрольное
задание
Контрольное
задание

15

2 неделя Практическое занятие.

2

17

3 неделя Практическое занятие.

2

18

4 неделя Практическое занятие.
Тестирование.

2

1 неделя Практическое занятие.

2

20

2 неделя Практическое занятие.

2

21

3 неделя

Практическое
занятие.

1

Практическое занятие.

1

Практическое занятие

2

19

22

январь

4 неделя

23 февраль

1 неделя

Практическое занятие

2

25

2 неделя

Практическое занятие

1

Лекция

1

Практическое занятие

1

Практическое занятие

1

26

27

3 неделя

28

29

4 неделя

Практическое занятие

2

31 март

1 неделя

Практическое занятие

2

32

2 неделя

Практическое занятие

2

Изготовление цветов,
ЦДО
открыток, валентинок
«Олимп»
Изготовление цветов,
ЦДО
открыток, валентинок
«Олимп»
Материалы
и
ЦДО
инструменты,
«Олимп»
используемые в работе.
Правила
техники
безопасности
и
организации
рабочего
места.
Знакомство с
ЦДО
технологиями:
«Олимп»
обратный и прямой
декупаж.
Знакомство с технологиями: ЦДО
обратный и прямой
«Олимп»
декупаж, на свече,
декорирование при помощи
яичной скорлупы.
Открытка на канве.
ЦДО
«Олимп»
Открытка на канве.
Открытка на канве.

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Анализ творческих
работ. Фотоотчет.
Контрольное
задание
Контрольное
задание

Контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Анализ творческих
работ. Фотоотчет.
Эвристическая
беседа. Фотоотчет

33

3 неделя

Практическое занятие

1

Открытка на канве.

Практическое занятие

1

Подставка под горячее
Подставка под горячее

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

34

4 неделя

Практическое занятие

2

35 апрель

1 неделя

Практическое занятие
Практическое занятие

1
1

Подставка под горячее
На старой пластинке

ЦДО
«Олимп»

36

2 неделя

Практическое занятие

2

На старой пластинке

37

3 неделя

Практическое занятие

2

39

4 неделя

Практическое занятие

1

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

40 май

1 неделя

Практическое занятие
.Итог.

1

Декорирование при
помощи скорлупы
Декорирование при
помощи скорлупы

«Творческая мастерская», где ЦДО
обучающиеся
выполняют
«Олимп»
индивидуальную, творческую
работу,
защита
простых
проектов,
тестирование,
отчетная
выставка
для
родителей.

Опрос,
тестирование.
Опрос,
тестирование.
Наблюдение,
контрольное
задание
Тестирование
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение
Эвристическая
беседа
Контрольное
задание
Наблюдение,
беседа

Содержание разделов программы второго года обучения.
1. Вводное занятие (1ч.)
Теория (1ч.)
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на
учебный год. Усложнение программного курса: понятийный аппарат. Правила
безопасности труда и личной гигиены при работе.
2.Бисероплетение (22 ч.).
Теория (3 ч.).
Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг (1 ч.) Понятие тона, насыщенности,
контраста (1 ч.). Пространственное смешение цветов. Гармония цвета (1 ч.).
Практика (17 ч.)
Простое низание. Параллельное низание объемных изделий (5 ч.).
Объемное низание. Перекрученные жгуты. «Синий иней». Спиральные жгуты (5
ч.).
Выполнение украшения из бисера по собственному замыслу (7 ч.).
3. Квилинг (22 ч.).
Теория (3 ч.).
Разнообразие бумаги, ее виды. Способы, методы, формы накрутки завитков.
Способы самостоятельной нарезки полосок для работы.
Практика (17 ч.).
Вырезание полосок для квилинга. Вырезание полосок для работы разного цвета
(2 ч.).
Основные формы “спирали в виде стружки”. Изготовление изделия (4 ч.).
Основные формы «глаз», «лист» (5 ч.).
Изготовление цветов, открыток, валентинок (6 ч.).
4. Декупаж (21ч.).
Теория (3 ч.).
Материалы и инструменты, используемые в работе. Правила техники
безопасности и организации рабочего места. Знакомство с технологиями:

обратный и прямой
яичной скорлупы.

декупаж,

на свече, декорирование при помощи

Практика (16 ч.).
Открытка на канве (7 ч.).
Подставка под горячее (на фанерке) (4 ч.).
На старой пластинке (3 ч.).
Декорирование при помощи скорлупы (3 ч.).
6.Итоговоезанятие (2 ч.)
Практика (2ч.). «Творческая мастерская», где обучающиеся
выполняют
индивидуальную, творческую работу, защита простых проектов, тестирование,
отчетная выставка для родителей.
По окончании 2 года обученияобучающиеся должны знать:
 Технологию работы с декупажной картой, с принтерным рисунком.
 Технологию выполнения имитации фарфора.
 Технологию изготовления бисерного изделия.
 Технологию изготовления изделия в технике «квилинг».
 Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, лаком,
проволокой, иглами.
По окончании 2 года обученияобучающиеся должны уметь:
 Вырезать нужный мотив из декупажных карт, рисовой бумаги,
принтерного рисунка.
 Приклеивать декупажную карту, принтерный рисунок на предмет
декора.
 Правильно распределять рисунок на предмете.
 Наносить одношаговый и двухшаговый кракелюр.
 Выполнять кракелюр при помощи клея и яичной скорлупы.

Учебно-тематический план
3 год обучения

Часы

№
п/
п

Название разделов и тем

1

Вводное занятие (в том числе
техника безопасности)

2

Теорети- Практич
ческие
еские
занятия занятия

Формы
В т.ч.
аттестации,
Всего.индивидуаль контроля
ные

1

-

1



Опрос

Бисероплетение.

3

39

45

3

Тест

3

Квилинг.

3

38

44

3

4

Декупаж.

3

38

44

3

5

Подготовка и участие в
конкурсах,
выставках,
ярмарках, мастер-классах.

-

4

4

4

Контроль
ный
опрос
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание

6

Итоговое занятие.



2

2



10

121

144

13

ИТОГО:

Тест,
защита
проектов

Календарно-учебный график третьего года обучения
№ Месяц
п.п
.
1

сентябрь

Число

Время
проведен
ия
занятия
2 неделя

2
3 неделя

3

4 неделя

4
5

октябрь

1 неделя

6

2 неделя

7

3 неделя

8

4 неделя

Форма
проведения

Колво
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

Диагностические задания,
беседа.

1

Вводное занятие (в том числе
техника безопасности)

ЦДО
«Олимп»

Педагогический
анализ.

Лекция, рассказ,
презентация.

1

Пространственное смешение
цветов.

ЦДО
«Олимп»

Опрос, эвристическая
беседа.

Лекция

1

Гармония цвета.

Лекция, рассказ

1

Понятие
«ажурное
способы и методы.

Беседа

2
2

Практическое занятие.
Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

2

ЦДО
«Олимп»
плетение»,

Наблюдение, беседа

Простое низание.
Французское плетение

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение, беседа

Простое низание.
Французское плетение
Простое низание.
Французское плетение
Простое низание.
Французское плетение

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

Объемное низание.
Спиральные жгуты.
Прямоугольное
(монастырское) плетение.
Плетение жгутов в технике
ндебеле
Объемное низание.

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

ЦДО

Контрольное задание

Контрольное задание
Контрольное задание

1 неделя

Практическое занятие.

2

10

2 неделя

Практическое занятие.

2

12

3 неделя

Практическое занятие.

2

13

4 неделя

Практическое занятие.

2

1 неделя

Практическое занятие.

2

15

2 неделя

Лекция.

2

17

3 неделя

Практическое занятие.

2

18

4 неделя

2

1 неделя

Практическое занятие.
Тестирование.
Практическое занятие.

Спиральные жгуты.
Прямоугольное
(монастырское) плетение.
Плетение жгутов в технике
ндебеле
Объемное низание.
Спиральные жгуты.
Прямоугольное
(монастырское) плетение.
Плетение жгутов в технике
ндебеле
Объемное низание.
Спиральные жгуты.
Прямоугольное
(монастырское) плетение.
Плетение жгутов в технике
ндебеле
Ажурное плетение. Плетение
петельками
Ажурное плетение. Плетение
петельками
Ажурное плетение. Плетение
петельками
Ажурное плетение. Плетение
петельками
Ажурное плетение. Плетение
петельками
Вышивка

2

Вышивка

2 неделя

Практическое занятие.

2

Вышивка

9

14

19
20

ноябрь

декабрь

январь

«Олимп»

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание
Контрольное задание
Наблюдение.
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Анализ, фото
видеоотчет.
Наблюдение.
Контрольное
задание

3 неделя

21

4 неделя

22

Практическое занятие.

1

Вышивка

Практическое занятие.

1

Выполнение украшения из
бисера по собственному
замыслу
Выполнение украшения из
бисера по собственному
замыслу

Практическое занятие
2

23

февраль

1 неделя
2 неделя

25

1

Практическое занятие

1

Практическое занятие

1

Практическое занятие

1

4 неделя

Практическое занятие

2

1 неделя

Практическое занятие

2

2 неделя

Практическое занятие

2

3 неделя

28

29

31

32

март

2

Практическое занятие

26
27

Практическое занятие

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

ЦДО
«Олимп»

Контрольное задание

Выполнение украшения из
ЦДО
бисера по собственному
«Олимп»
замыслу
Выполнение украшения из
ЦДО
бисера по собственному
«Олимп»
замыслу
Способы, методы, формы
ЦДО
накрутки завитков.
«Олимп»
Инструменты и
ЦДО
приспособления.
«Олимп»
методы, формы накрутки завитков. ЦДО
Инструменты и приспособления. «Олимп»
Инструктаж по ТБ.
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”.
Конструирование из основных
форм
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”.
Конструирование из основных
форм
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”.

Контрольное задание

Анализ творческих
работ. Фотоотчет.
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
Наблюдение,
контрольное задание

ЦДО
«Олимп»

Наблюдение,
контрольное задание

ЦДО
«Олимп»

Анализ творческих
работ. Фотоотчет.

ЦДО
«Олимп»

Эвристическая беседа.
Фотоотчет

39

4 неделя

Практическое занятие

2

40

1 неделя

Практическое занятие

2

Конструирование из основных
форм
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”.
Конструирование из основных
форм
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”.
Конструирование из основных
форм
Основные формы “квадрат”,
“прямоугольник”
Основные формы “квадрат”,
“прямоугольник”
Основные формы “квадрат”,
“прямоугольник”
Основные формы “квадрат”,
“прямоугольник”
Основные формы “квадрат”,
“прямоугольник”
Основные формы “завитки»

41

2 неделя

Практическое занятие

2

Основные формы “завитки»

42

3 неделя

Практическое занятие

1

Основные формы “завитки»

Отчетная выставка

1

33

3 неделя

Практическое занятие

2

34

4 неделя

Практическое занятие

1

1 неделя

Практическое занятие

2

36

2 неделя

Практическое занятие

2

37

3 неделя

Практическое занятие

1

Практическое занятие

1

35

апрель

38

43

Основные формы “завитки».

ЦДО
«Олимп»

Опрос, тестирование.

ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»
ЦДО
«Олимп»

Тестирование
Наблюдение
Эвристическая беседа
Контрольное задание
Контрольное задание
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Анализ.

Содержание разделов программы третьего года обучения.
1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.)
Вводное занятие.Демонстрация наглядных работ. Знакомство с новой
литературой. Правила хранения материалов и принадлежностей, назначение
каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.
2.Бисероплетение (45ч.).
Теория (3 ч.).
Пространственное смешение цветов. Гармония цвета. Понятие «ажурное
плетение», способы и методы.
Практика (39ч.).
Простое низание. Французское плетение ( 7ч.).
Объемное низание. Спиральные жгуты. Прямоугольное (монастырское) плетение.
Плетение жгутов в технике ндебеле ( 7ч.).
Ажурное плетение. Плетение петельками ( 10ч.).
Вышивка ( ч.7).
Выполнение украшения из бисера по собственному замыслу ( 6 ч.).
3.Квилинг ( 44ч.).
Теория (3 ч.).
Способы, методы, формы накрутки завитков. Инструменты
приспособления. Инструктаж по ТБ.
Практика (38ч.).
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”. Конструирование из
основных форм ( 10 ч...
Основные формы “квадрат”, “прямоугольник” ( 10 ч.).
Основные формы “завитки» ( 10 ч .).
Самостоятельное выполнение собственного изделия ( 8 ч.).
4.Декупаж (44ч.).
Теория (3 ч.).

и

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты,
используемые в работе. Знакомство с технологиями: Обратный и прямой
декупаж,
на свече, декорирование при помощи яичной скорлупы.
Примерный перечень изделий: коробочка, пазлы, открытка, подставка под
горячее, разделочная доска, кашпо, стеклянная бутылочка или ваза, тарелка,
старая грампластинка, диски, свеча.
Практика (38ч.).
Стеклянный сосуд, бутылка ( 10 ч.).
Картонная коробочка( 10ч.).
Фото рамка ( 10ч.).
Декорирование при помощи скорлупы ( 8 ч.).
6.Итоговоезанятие (2 ч.)
Практика (2ч.).
Тестирование. Отчетная выставка – ярмарка. Защита проектов.
По окончании 3 года обученияобучающиеся должны знать:
 Технологию выполнения разного вида кракелюра.
 Технологию изготовления изделий в технике папье-маше.
 Технологию выполнения ажурного плетения.
 Технологию выполнения усложненных форм работы в технике
«квилинг».
По окончании 3 года обученияобучающиеся должны уметь:
 Вырезать нужный мотив из декупажных карт, рисовой бумаги,
принтерного рисунка.
 Наносить одношаговый и двух шаговый кракелюр.
 Выполнять работу в технике папье-маше.
 Работать самостоятельно.

3.1. Модули обучения.
Обучение в объединении ведется по двум направлениям:
1 – модуль базовый.
Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих
успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Технологии
освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть
достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным
особенностям обучающихся.
2 – модуль развитие творческих способностей.
Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного
вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем
развития творческих способностей обучающихся, их отношение к освоению
нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление,
память).

3.2. Методическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Материалы:
 бисер разного размера и форы,
 бумага белая,
 бумага для работу в технике «квилинг»,
 салфетки двуслойные,
 акриловые краски.
Дидактический материал:
 Использование учебных пособий и книг.
 Наглядные
пособия
изделий, собственноручно изготовленных
педагогом, образцы изделий и узоров.
 Творческие работы и презентации.
Инструменты:
- ножницы,
- карандаш,
- линейка,
- пяльца.

Список использованной литературы.
Для педагога:
1. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического
сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2013.
2. Анна Зайцева. Энциклопедия декупажа., Эксмо, 2009 г.
3. Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия., 2013 г.
4. Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2013 г.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.
М.: Просвещение, 2000.
6. «Внешкольник» – журнал для педагогов доп. образования.
7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел: популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2012.
9. Декоративно – прикладное творчество: изделия из древесины и
природного материала/авт – сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград,
«Учитель», 2009г.
10.Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности/
И.Добротский// Воспитание школьников. – 2005. - № 9. – С. 65 – 68.
11. Жачева Е., Чувашская вышивка., Чебоксары, 2006 г.
12.Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. – М.: 2010.
13.Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры).7 – 8 классы /авт.
– сост. И.А. Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград, Учитель, 2006г.
14.Корчинова О.В. Декоративно – прикладное творчество в детских
дошкольных учреждениях./серия «Мир вашего ребёнка». – Р/нДону:
Феникс, 2002.
15.Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений.2010
16.Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских
программ. Выпуск 2010 г.
17.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М.,Эксмо –
Пресс, 2012.
18.Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в
воспитании./Межрегиональный сборник научных трудов. –
Костонай, 1997.
19.Некрасова Н.Н. Народное искусство России. Народное творчество
как целый мир. – М., Россия, 2011.
20.Основы художественного ремесла: пособие для руководителей
кружков. – М.: Просвещение, 2011.
21.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у
детей. Игры и упражнения./ О.Е.Озерова. – Ростов н/Д: Феникс,
2005.

22.Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 –е изд. – М.:
Ома – Пресс, 2011.
23.Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). –
М.: 2006.
24.Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
25.Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки., АСТ, Астрель,
Харвест, 2009 г.
26.Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е
изд., испрвл. – Самара. Изд – во «Учебная литература», 2006.
27.Студия декоративно – прикладного творчества: программы,
организация работы, рекомендации/авт. – сост. Л.В.Горнова и др. –
Волгоград, Учитель, 2008г.
28.Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.,
2012
29.В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.
— М.: «Школа-Пресс», 2009. — 512 с.
30.Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М., АСТ – Пресс, 2000.
31.Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного
процесса/Н.Е.Щуркова. – М., 1994.















Интернет ресурсы.
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
http://forum.satilina.com/
http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
http://www.bicer.ru/
http://www.cap.ru/
http://www.formula-rukodeliya.ru/
http://www.rto-mos.ru/
http://www.crossstitcher.ru/

Для обучающихся и родителей:
1. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. – Изд. 4-е – ростов н/Д: Феникс, 2000
2. Гашицкая Р.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Вышивка бисером».
Ростов н/Д: Издательский дом «Проф-Пресс»,2004
3. Горяинова О.В. «Сумочки, кошельки и другие аксессуары из бисера». –
Ростов н/Д: Феникс,2006
4. Гузаирова Е.Н., Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки: для детей. – М.:
Педагогика – Пресс, 2003г.
5. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. – Ярославль: Академия развития, 2014.
6 . Дитрих А.К. и др. Почемучка: детское справочное бюро /А.Дитрих,
Г.Юрмин, Р.Коршуникова. – М.: Педагогика, 2013г.
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия науки,
2013г.
8. Журналы «Вышиваю крестиком»;
9. Журналы «Формула рукоделия»;
10. Журналы «Ручная работа»;
11. Игнатьев Е.И.В царстве смекалки/ под.ред. М.К.Потапова. – М.: Наука,
2012
12 .Изабель Кассап – Селье Объемные фигурки из бисера/Пер. с франц. –
М.: «Издательская группа «Контент», 2014 г.
13. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000.
14. Мастерилка «Ниточки, моточки». – Карапуз, 2004 .
15. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. Первые шаги.- М., Эксмо –
Пресс, 2012 г..
16. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия науки, 2012.
17. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е изд.,
исправл. – Самара: Изд – во «Учебная литература», 2006.

18. Рукоделие для детей/ сост. М.Калинина, Л.Павловская, В.Савиных. –
Мн.: Полымя, 2013 .
19.Ткаченко Т.Б. «Плетем насекомых из бисера». Ростов н/Д: Феникс, 2006
20.Ткаченко Т.Б. «Плетем цветы из бисера». Ростов н/Д: Феникс, 2006
21. Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
22. Чудиловская Н.А. Я умею плести макраме. – Минск: Харвенск, М.,
2000г.
23. Шитьё и рукоделие: Энциклопедия. – М.: БСЭ, 2004г
24. Я познаю мир: детская энциклопедия /авт. – сост. А.С.Белоусов,
Д.С.Докучаев; под общ.ред. О.Г.Ханк. – М.: ООО «Изд – во АСТ»: Олимп,
2013 г.

Приложение № 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Критерии
Теоретическая
подготовка

Показатели
1.Освоенность
образовательно
й программы

Уровень
Низкий уровень
(обучающийся
овладел менее чем
половиной объёма
знаний,
предусмотренных
программой)
Средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более половины)
Высокий уровень
(обучающийся освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой)

2.Владение
специальной
терминологией

Низкий уровень
(обучающийся, как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины)
Средний уровень
(обучающийсясочетае
т специальную

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
анкетирование,
самостоятельна
я работа

терминологию с
бытовой)
Высокий уровень
(специальные
термины употребляют
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием)
Практическая
подготовка

1.Сформирован
ность учебных
умений и
навыков,
предусмотренн
ых программой

Низкий
уровень(обучающийс
яовладел менее чем
половиной
предусмотренных
умений и навыков)
Средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
половины)
Высокий
уровень(обучающийс
яосвоил практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой)

2.Умение
пользоваться
источниками
информации

Низкий уровень
(обучающийся
испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с литературой
и с компьютерными
источниками
информации,
нуждается в

Самостоятельна
я работа

постоянной помощи и
контроле педагога)
Средний уровень
(работает с
литературой и
компьютерными
источниками
информации с
помощью педагога)
Высокий уровень
(работает с
литературой и
компьютерными
источниками
информации
самостоятельно, не
испытывая особых
затруднений)
Креативность

Уровень
развития
творческих
способностей

Низкий уровень
(обучающийся в
состоянии выполнять
лишь простейшие
практические
задания)
Средний уровень
(выполняет в
основном задания на
основе образца)
Высокий уровень
(выполняет
творческие задания с
элементами
творчества)

Творческая
работа,
тестирование

Приложение № 2.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Мастерская чудес»

Фамилия,имя
обучающегося____________________________________________
Возраст________________________________________________________
Название детского объединения____________________________________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Результат обучения
1.Теоритическая подготовка
Теоритические знания
Владение
специальной
терминологией
2.Практическая подготовка:
Практические умения и навыки,
владение
специальным
оборудованием и оснащением,
творческие навыки
3.Общеучебные
умения
и
навыки:
Учебно-интеллектуальные
умения
подбирать
и
анализировать
литературу,
выступать перед аудиторией,
вести полемику и участвовать в
дискусссии
Учебно-организационные
цмения и навыки
Умение организовывать свое
рабочее место
Навыки соблюдения правил
безопасности
Умение аккуратно выполнять
работу
4.Предметные достижения:
На уровне детского объединения
На уровне центра
На уровне района
На уровне города
На республиканском и выше
уровнях.

1 год обучения
Начало Конец
года
года

2 год обучения
Начало Конец
года
года

3 год обучения
Начало Конец
года
года

Приложение № 3.

«Петелька» - итоговая диагностика практических умений и
навыков при работе с бисером и проволокой
Задание: На проволоку длиной 15 см набрать 5бисерин любого цвета, но
средняя бисеринка должна быть зеленого цвета. Распределить бисер на
середине проволоки, сложить и закрутить концы проволоки вместе.
Время выполнения задания: 7-10 мин.
Требования к выполненной работе:
1. Работа выполнена в соответсвие с заданием;
2. Подбирает высокое качество бисера;
3. Работа выполнена аккуратно, проволока скрыта;
4. Хорошая скрутка проволоки;
5. Умение сочетать цвета;
6. Соблюдение ТБ при выполнении задания;
7. Правильная организация рабочего места при выполнении задания;
8. Работа выполнена вовремя
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 8 баллов. За каждый пункт
обучающийся может набрать по 1 баллу.
8-7 баллов – безупречно выполненная работа;
6-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия,
имеется небольшой изъян, неровный бисер;
4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в
рисунке, не качественная скрутка проволоки.

Приложение № 4.
Тест для итогового диагностического опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала по теме:
«Название и назначение материалов используемых в бисероплетении»
Тест «Бисеринка»
Фамилия, имя обучающегося …………………………………………………….
Задание: Прочитайте и выбери и подчеркните правильный ответ!
1: Из чего изготавливают бисер?
- Бумага;
- Дерево;
- Стекло;
- Железо;
- Пластмасса;
- Пластилин;
- Керамические материалы;
- Ягода
2: Какого вида бисера не существует?
- Рубка (рубленный бисер);
- Резка (резанный бисер);
- Стеклярус
3: Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
- Швейные нитки;
- Нитки мулине;
- Проволока
4: Форма стекляруса:
- Круг;
- Трубочка;
- Звездочка
5: Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
- Трос;
- Леску;
- Провод
6: Бисер применяют для:
- Украшения одежды;
- Игры маленьких детей
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов
6 -5 вопросов – 6 баллов;
4- 3 вопросов - 4 баллов;
2-1 вопросов – 2 балла;

Приложение № 5.

Итоговая диагностика обучающихся I года обучения
Тест
«История бисероплетения»
Фамилия, имя учащегося…………………………………………………….
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?
(кости и зубы животных; семена растений, камни)
2.Из какого материала изготавливают бисер?
(стекло, камень)
3.От какого слова появилось название бисер?
(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)
4.Что везли финикийские купцы из Африки?
(природную соду, песок)
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские
купцы? (стекло, золото)
6. Назовите родину бисера ( По одной версии родиной бисера является
древний Египет, по другой – Сирия).
7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение»,
«игольчатая» техника, «петельная» техника).
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 7 баллов
7-5 вопросов – 7 балов;
4- 3 вопросов - 4 баллов;
2-1 вопросов – 2 балла;

Приложение № 6.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ВХОДЯЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ _
___I__ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Объединение: __________________________________________
Педагог: ___________________________________
Дата проведения: __________________________________________________
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Фамилия, имя
обучающегося

Количество баллов
Теория
тест
«Бисеринка»

Практика
задание
«Петелька»

Итого
средн.

Приложение № 7.

Тест «Проверь себя»
(правила техники безопасности)
Задание: Прочитай и найди неверное утверждение!
1. Хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в
закрывающихся целлофановых пакетиках;
2. Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;
3. Ножницы хранить необходимо в определенном месте;
4. Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;
5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;
6. Можно резать ножницами на ходу;
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов
6-5 вопросов - 6 балов;
5- 4 вопросов - 5 баллов;
3-1 вопросов – 3 балла;

Приложение № 8.

Задание: «Технология изготовления лепестка»
1. Какая техника плетения изображена на схеме ?
2. Пронумеруй последовательность выполнения лепестка
3. Выполни лепесток по схеме
Время выполнения задания: 10-15 мин.

Критерии оценки
Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов
1 вопрос - 1баллов – техника плетения названа правильно;
2 задание - 1баллов- нумерация проставлена верно
3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;
6-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия,
имеется небольшой изъян, неровный бисер;
4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в
рисунке, не качественная скрутка проволоки.

Приложение № 9.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ _
___I__ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Объединение: __________________________________________
Педагог: ___________________________________
Дата проведения: __________________________________________________
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Фамилия, имя
обучающегося

Количество баллов
Теория
Тест
« Проверь себя»

Практика
«Выполнение задания»

Итого
средн.

Приложение № 10.

Итоговая диагностика обучающихся I года обучения
Тест
«История бисероплетения»
Фамилия, имя учащегося…………………………………………………….
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?
(кости и зубы животных; семена растений, камни)
2.Из какого материала изготавливают бисер?
(стекло, камень)
3.От какого слова появилось название бисер?
(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)
4.Что везли финикийские купцы из Африки?
(природную соду, песок)
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские
купцы? (стекло, золото)
6. Назовите родину бисера ( По одной версии родиной бисера является
древний Египет, по другой – Сирия).
7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение»,
«игольчатая» техника, «петельная» техника).
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 7 баллов
7-5 вопросов - 7 балов;
4- 3 вопросов - 4 баллов;
2-1 вопросов – 2 балла;

Приложение № 11.
Тема: «Выполнение цепочек на леске»
Задание:
1. Проверь и дорисуй недостающие элементы на рисунках.
2. Проверь, соответствует ли нумерация рисунков последовательности
изготовления цепочки.
3. Выполни элемент цепочки

1.

2.

3.

4.

Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов
1 вопрос - 1б – задание выполнено правильно;
2 задание - 1б - нумерация проставлена верно;
3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;
6-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор размера
бисера и бусин, имеется небольшой изъян, неровный бисер;
4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в
рисунке, не качественно затянута леска.

Приложение № 12.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ _
___I__ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Объединение: __________________________________________
Педагог:__________________________________
Дата проведения: _______________________________________________
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Фамилия, имя
обучающегося

Количество баллов
Теория

Практика
«Выполнение
задания»

Итого
средн.

Приложение № 13.
Сводная таблица обученности за первый год обучения
(сентябрь 20 - май 20 гг.)
Объединение :_________________________________________
Педагог: __________________________________
№

Фамилия, имя
обучающегося

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Средний балл по
группе:

Количество баллов
Входная

Промежуточная

Итоговая

Приложение № 14.
Физкультурные минутки
Физминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п) – сидя на стуле
1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад.
3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе.
1.- поворот головы на право.
2. и.п.
3 – поворот головы на лево.
4. и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. и.п. – стоя или сидя, руки на поясе.
1. махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.
2. и.п.
3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физминутки для снятия утомления плечевого пояса и рук.
1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе.
1 – правую руку вперед, левую вверх.
2. – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено
опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти
расслаблено. Темп медленный.
3. И.п. сидя, руки вверх.
1- сжать кисти в кулак.

2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и
потрясти кистями. Темп средний.
Физминутка для снятия утомления
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1- резко повернуть таз направо.
2- 2- резко повернуть таз налево.
Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить
6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1-3 – круговые движения тазом в одну сторону.
4-6 – то же в другую сторону.
7-8 – руки вниз и расслаблено потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь.
1-2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги, левая сгибаясь, вдоль
тела вверх.
3-4 – И.п.
5-8 – то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физминутка общего комплектуются из упражнений для разных групп
мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности
Ваши пальчики устали?
1. Встали ровно (или сели) руки подняли вверх, держим над головой, пальцы
и ладони прижаты друг к другу. Опускаем сомкнутые ладони перед грудью
(сверху вниз) до тех пор, пока ладони не станут расходиться. Повторить 5-10
раз.
2. Переплетаем пальцы, массируем фаланги. При этом разводим и опускаем
ладони на одну прямую с локтями, затем поднимаем под углом, вновь
соединяя и разводя ладони. Произвольное количество упражнений.
3. Не расплетая пальцев, поднимаем одну ладонь над другой. После пары
пружинистых упражнений быстро меняем положение рук.

4. При помощи одной руки отгибаем пальцы другой вниз. Благодаря
постоянной работе и физическим усилиям наши пальцы редко бывают в
выправленном состоянии. Поможем им выпрямиться, сделав 2-3
пружинистых движения. Меняем положения рук.
5. Прижимаем большой палец к руке, движения при этом остальных
свободных пальцев в противоположную сторону. Меняем руки. Число
повторов также произвольное.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть в даль,
считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить за глазами, не поворачивая
головы, замедленными движениями указательного пальца вытянутой руки
влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом
перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую
сторону столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы,
посмотреть на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для глаз, снимающие утомление
Первый комплекс
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять 5-6 раз. С интервалом
30 сек.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
3. Медленно вращать глазами, вниз, вправо, вверх, влево и в обратную
сторону. 2 и 3 упражнение рекомендуется делать не только с открытыми
глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2
мин.
Второй комплекс
1. Стоя, смотрите прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец руки на
расстоянии 25-30 см от глаз, переводите взгляд на кончик пальца и
смотрите на него 3-5 сек. Опустите руку. Повторите 10-12 раз.
Упражнение снимает утомление глаз. Облегчает зрительную работу на
близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять
упражнения, не снимая их.

2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко спустя
1-2 сек. уберите пальцы. Повторите 3-4 раза.
3. Очень полезно несколько секунд посмотреть в даль, окинуть взглядом
горизонт.

Приложение № 15.
Критерии диагностики.

1. Оценка вербально – логического мышления.
Метод диагностирования: тест

2. Оценка способностей творческого воображения.
Метод диагностирования : тест

3. Развитие мелкой моторики.
Метод диагностирования : наблюдение

4. Знание основ цветоведения.
Методы диагностирования: опрос, наблюдение.

5. Умение пользоваться литературой и различными методическими
материалами.
Метод диагностирования : наблюдение.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».