Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач государственной образовательной
политики являетсяобеспечение реализации прав детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах
дополнительного образования.
Расширение
образовательных
возможностей
этой
категории
обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья дополнительного образования способствует
социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем,
затрагивающих их интересы.
Программа «В мире музыкальных звуков», является адаптированной
программой обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Обучение вокалу – одна из немногих возможностей для обучающихся с
особенными образовательными потребностями и инвалидностью для
социализации и самореализации в обществе.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
ФедеральныйЗакон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
г.;
Концепция развития дополнительного образования детей от 5.09.2014
года распоряжение Правительства РФ № 1726-р;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г №196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г.
N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
1
Министерстваобразования и науки России ФГАУ «Федерального
института развития образования» 2015 г.;
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172 – 14)
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ
ДО «ДТОР»
Направленность программы: художественная и нацелена на формирование
практических умений и навыков в области вокального искусства.
Программа «В мире музыкальных звуков», является адаптированной
программой обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями
здоровья) и детей инвалидов.
Программа является модифицированной, таккак она разработана на основе
адаптированных и авторских программ: «Вокальное искусство» вокального
ансамбля «Настроение» автор Баннова Е.В., «Основы музыкального
исполнительства » (сольное пение) Семикаракорская школа искусств автор
Гамзолиева Н.А., Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ
средствами вокального искусства детей «Фа-диез» Ярмоленко Елена
Яковлевна.
Методологической основой данной программы являются положения,
разработанные в музыкальной педагогике:
- тематика занятий носит воспитательно - образовательный характер и
соответствует самой музыки (Н. Л. Гродзенская, Ю. Б. Алиев);
- систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке
музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются
базой для развития личности ребенка (Т. Л. Беркман, М. А. Румер);
- певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной
культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).
Актуальность программы связана с благотворным воздействием музыки
на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление,
2
память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность у детей ОВЗ и
инвалидов.(социализация детей)
Педагогическая целесообразность образовательной программы «В
мире вокального искусства» заключается в формировании и развитии
творческих способностей детей, в удовлетворении индивидуальных
потребностей в области музыкально-исполнительской деятельности. Кроме
обучающих, развивающих и воспитательных задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, т.к. благотворно
влияет на развитие голоса, органов дыхания, помогает строить плавную и
непрерывную речь.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уже существующих, заключается в том, что в содержание программы
включен раздел по обучению детей игре на
адаптированном
музыкальномоборудовании.
Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ и детей-инвалидов
(диагноз). Срок реализации - 1год.Возраст обучающихся от 8 до 11 лет.
Количество обучающихся в группе -5 ч.
Уровень программы ознакомительно - базовый. Занятия по вокалу
проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1
академический час) Количество часов на индивидуальные занятия: первый
год обучения-72часа (2 час в неделю).
Особенности образовательного процесса.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
теоретические;
практические;
комбинированные.
Занятия проходят в форме: тренинга, игры, беседы, рассказа,
демонстрации видеоматериала, репетиции
Цель -развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
путем вокального искусства
Для достижения целинеобходимо осуществить следующие задачи:
Предметные:
3
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- развить певческое дыхание;
-совершенствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- способствовать развитию
восприимчивости;
чувства ритма, музыкальной памяти и
- способствовать развитию творческого воображения;
- способствовать пониманию характера музыки
- способствовать овладению практическими умениями и навыками в игре на
музыкальных инструментах.
Метапредметные задачи:
- воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
- способствовать развитию базовых способностей обучащихся: мышления,
памяти, понимания, коммуникации, рефлексии, действия;
- способствовать формированию музыкальной культуры как неотъемлемой
части духовной культуры личности ребёнка;
Личностные задачи:
- развить преодоление мышечных зажимов;
-способствовать формированию воли, дисциплинированности;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
- способствовать личностному и познавательному развитию обучающегося.
4
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации,
Всего Теория Практика контроля
1. Раздел1.Введение
в 1
1
1
Собеседование
программу
Входная
«В мире вокального
диагностика
искусства».
опрос
2
Раздел 2
8
2
6
Опрос.
Физиологическая
Наблюдение
за
основа пения
выполнением
практических
заданий.
2.1 Голосовой аппарат
1
0,5
0,5
2.2 Певческая установка
1
0,5
0,5
2.3 Артикуляционный
6
1
5
аппарат
3
Вокальная техника
3.1 Певческое дыхание
3.2 Позиция звука
3.3
3.4
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
5
5
Опора звука
Приемы вокализации
Интонация
Сценическое искусство
Сценическая речь
Сценическое движение
Работа с микрофоном
Музыкальные
инструменты
30
5
25
6
4
1
1
5
3
6
6
8
18
1
1
1
3
5
5
7
15
4
6
8
14
1
1
1
3
5
7
14
Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий
Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий
Опрос.
Наблюдение
за
за
за
(адаптированное
музыкальное
оборудование)
5.1 Ударные инструменты
6
5.2 Инструменты
с 8
определённой высотой
звучания
72ч
Всего
выполнением
практических
заданий
6
8
13
59
Содержание программы
Раздел 1.Введение в программу
«В мире вокального искусства»
Теория: организационное
занятие: объяснение целей и задач вокальной
студии Эклектика, распорядок работы, правила поведения, знакомство с
содержанием
программы,
с
оборудованием.
Практика:
Индивидуальное прослушивание, исполнение знакомых песен.
Раздел 2 Физиологическая основа пения
2.1. Голосовой аппарат.
Теория:Знакомство с понятием голосовой аппарат.
Основы анатомии
голосового аппарата. Работа голосового аппарата в пении.
Практика:Практические упражнения на понимание работы голосового
аппарата
2.2 Певческая установка
Теория:Знакомствос основнымположением головы и корпуса во время
пения, объяснение значимости основных правил певческой установки.
6
Практика: выполнение позы «Колок», выполнение основных правил
певческой установки на практике.
2.3 Артикуляционный аппарат.
Теория: Знакомство с понятием артикуляция, артикуляционный аппарат,
строение артикуляционного аппарата.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Бегемот», «Слон»,
«Лягушка», «Качели», «Маляр».
Раздел 3. Вокальная техника
3.1Певческое дыхание:
Организация вдоха и выдоха.
Теория: Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное.
Основные правила певческого дыхания
Практические упражнения на дыхание: выполнение упражнений «Шарик»,
«Жулька», «Пятерка» в позиции лежа, стоя
3.2Позиция звука
Теория:Знакомство с понятием высокая позиция звука.
Практические упражнения «Удивление», «Мы зеваем», «Цветок»
3.3. Певческая опора.
Теория:знакомство с понятием певческая опора.
Практика: Практические упражнения на ощущение опертого звука из серии
«Наши имена».
3.4 Приемы вокализации
Теория: Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Знакомство
с понятиями «Кантилена», legato,staccato.
Практика: вокальные упражнения на различные типы вокализации из серии
«Логопедические распевки»
3.5. Интонация
7
Теория:Знакомство с понятием интонация
Практика:Практические упражнения на развитие музыкального слуха
(звуковысотного).
Раздел 4 Сценическое искусство
4.1 Сценическая речь
Практика: Проговаривание текста с различными интонациями
Работа над знаками препинания в тексте песен
Работа над смысловыми ударениями в тексте
Практическая работа над текстом песни.
4.2. Сценическое движение
Практика:
Выполнение
элементов
хореографической
лексики
(приседание,
ковырялочка, боковые шаги, вперед , назад, различия сторон правая, левая).
Исполнение песни с движением рук, корпуса
4.3Работа с микрофоном
Теория: Знакомство с основными правиламиработы с микрофоном:
Практика: исполнение распевок и песен с использованием микрофона.
Раздел 5 Музыкальные инструменты(Адаптированный музыкальный
набор)
5.1.Ударные:
Практика: Знакомство с инструментами ударной группы. Практические
упражнения на исполнения ритмических рисунков.Игра по карточкам
Игра в ансамбле с педагогом
5.2.Инструменты с определенной высотой
звучания:
Практика: Знакомство с инструментами с определенной высотой звучания:
Музыкальная карусель из колокольчиков;
Мини-колокольчики;
Музыкальная улитка
Музыкальный тамбурин.
8
Исполнение произведений по карточкам
Игра в ансамбле с педагогом
Планируемые результаты:
- обучающийся
будет уметь соблюдать при пении певческую установку;
- будет чисто интонировать исполняемые произведения;
- будет знать основные вокально-хоровые навыки;
- будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя;
- будет уметь преодолевать мышечные зажимы;
- владеть своим голосом: исполнять вокальные упражнения, распевки, песни
с верной интонацией, ритмическим рисунком без помощи педагога;
- будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
-эмоционально, выразительно передавать образ вокальных произведений
собственном исполнении;
в
-будет рисовать рисунок под музыку;
-играть на музыкальных инструментах;
-иметь желание слушать и исполнять вокальные произведения;
-уметь по-новому смотреть на окружающую действительность (быть
творческим)
-обучающийся должен получить личностно-значимый для него результат
используя возможности собственного ресурса.
Формы контроля над результатом обучения.
Контроль за учебным процессом предусмотрен учебным планом и
«Индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося»
Методологической основой составления программы являются:
В основу образовательного процесса положена концепцияразвивающего
обученияВ.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Согласно данной концепции,
работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков
и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным
9
развитием
личности
ребёнка,
расширением
его
художественного
и
общекультурного кругозора.Аиндивидуализация образования позволяет при
максимальном
учете
индивидуальных
сформировать
комплекс
умений
особенностей
его
ребенка
с
ОВЗ
самосовершенствования
(от
самопознания до самореализации).
Программа опирается на принципы:
- принцип доступности;
- принцип последовательности и систематичности в усвоении учебного
материала
- принцип индивидуального подхода и опоры на непосредственный
жизненный опыт обучающихся;
- принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит
эмоциональное восприятие вокальной музыки;
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип опоры на достижения вокальной педагогики;
- принцип деятельностного освоения вокального искусства.
Методы обучения:
Словесный метод – устное объяснение и пение педагога
Упражнение
(целенаправленное,
специально
организованное
повторяющееся действие) – как метод формирования вокально-хоровых
навыков.Повторение выученного – фундамент для последующей работы
Метод анализа и сравнения – во время беседы по прослушанному
произведению,
имеет
музыкального материала.
10
большое
значение
для
развития
восприятия
Наглядно-слуховой метод – для изучения попевок, песен с использованием
мультимедийной аппаратуры (компьютер, проектор, экран, интерактивная
доска).
Репродуктивный
метод-знакомство
с
новым
материалом,
новыми
терминами, демонстрацией певческих умений, разучивание текстов и
мелодий песен. Репродуктивный метод является главным на этапе освоения
обучающимися необходимых первичных навыков артикуляции, дикции,
дыхания, качество звука и свобода при пении.
Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности
- создание
ситуаций успеха в учении - поощрение и порицание - разъяснение .
Игровой метод- эффективное средство развития у детей интереса к пению
(пение по ролям
соединение пения с движением и танцам), введение
простейших музыкальных инструментов. В работе с детьми с ОВЗ возможно
использовать творческие задания – сюжетные этюды, небольшие игры, в
которых эпизод за эпизодом раскрывается содержание песни с помощью
интонации голоса, взгляда, движений, жестов.
Метод дифференцированного обучения, предполагает развитиеголоса
обучающегося из примарных тонов, постепенно, не спеша, расширяя
диапазон, путем индивидуального подбора практических упражнений, с
учетом физических особенностей.Главное не количество, а качество
выученного.
Литература
1.
Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных
результатов
за
счет
реализации
программы
формирования
универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные
задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита,
декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С.
94-100.
11
2.
.Добровольская, Н.Орлова Чего надо знать учителю о детском голосе?
Москва. 1972
3.
Емельянов.
В.Развитие
голоса.
Координация
и
тренинг.
Новосибирск, 1991 г.
4. Концепция, идея, основные положения теории развивающего обучения
https://studopedia.ru/10_152240_kontsetsiya-ideya-osnovnie-polozheniya-teoriirazvivayushchego-obucheniya.html
5.
Коробка. В.И. Вокал в популярной музыке. Москва 1989г. 7
4. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном
обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.
5. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и
образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/
http://www.openclass.ru/node/47746
6.
Лобанов
Е.А
Возможности
урока
как
средства
реализации
здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005№3
7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории
и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.
8.
Методика
Эльконина-Давыдова
http://mama.neolove.ru/early_child
hood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
9. Писарская.Е. Вокальный букварь. Москва, 1996 г.
10. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.
В Шушарджан. - М., 1998.
11. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. /
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
12
21. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого
голоса.- В, 1991. 26. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М.,
198
Литература для родителей
1. Стулова.Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению,
Москва,1998;
2.«Детский голос». Сборник под ред. В. Шацкой., Москва, 1970
3. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. /
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.
В Шушарджан. - М., 1998.
Приложение 1
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка по программе
«В мире музыкальных звуков»
МБУ ДО ДТОР вокальная студия Эклектика
Ф.И. ребенка _____________________________________Дата рождения ___________________________________
Год обучения ______________________________________-
Руководитель ______________________________________
Общие сведения о ребенке: группа здоровья – вторая
13
Характеристика семьи полная неполная
Основной метод
диагностики: диагностика музыкальных способностей
(чувства ритма, звуковысотного слуха, речевой активности, музыкальной
памяти),
вокально хоровых навыков (певческая установка, дыхание,
интонирование, посыл звука).
Характеристика музыкальных способностей в начале учебного года 15
октября:
Характеристика музыкальных способностей в середине учебного года 15
января:
Характеристика музыкальных способностей в конце учебного года 15 мая:
14