Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програама В мире музыкальных звуков 2025

Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач государственной образовательной
политики являетсяобеспечение реализации прав детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах
дополнительного образования.
Расширение
образовательных
возможностей
этой
категории
обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья дополнительного образования способствует
социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем,
затрагивающих их интересы.
Программа «В мире музыкальных звуков», является адаптированной
программой обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Обучение вокалу – одна из немногих возможностей для обучающихся с
особенными образовательными потребностями и инвалидностью для
социализации и самореализации в обществе.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 ФедеральныйЗакон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 5.09.2014
года распоряжение Правительства РФ № 1726-р;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г №196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г.
N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ

1

Министерстваобразования и науки России ФГАУ «Федерального
института развития образования» 2015 г.;
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172 – 14)
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ»
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ
ДО «ДТОР»
Направленность программы: художественная и нацелена на формирование
практических умений и навыков в области вокального искусства.
Программа «В мире музыкальных звуков», является адаптированной
программой обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями
здоровья) и детей инвалидов.
Программа является модифицированной, таккак она разработана на основе
адаптированных и авторских программ: «Вокальное искусство» вокального
ансамбля «Настроение» автор Баннова Е.В., «Основы музыкального
исполнительства » (сольное пение) Семикаракорская школа искусств автор
Гамзолиева Н.А., Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ
средствами вокального искусства детей «Фа-диез» Ярмоленко Елена
Яковлевна.
Методологической основой данной программы являются положения,
разработанные в музыкальной педагогике:
- тематика занятий носит воспитательно - образовательный характер и
соответствует самой музыки (Н. Л. Гродзенская, Ю. Б. Алиев);
- систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке
музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются
базой для развития личности ребенка (Т. Л. Беркман, М. А. Румер);
- певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной
культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).
Актуальность программы связана с благотворным воздействием музыки
на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление,
2

память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность у детей ОВЗ и
инвалидов.(социализация детей)
Педагогическая целесообразность образовательной программы «В
мире вокального искусства» заключается в формировании и развитии
творческих способностей детей, в удовлетворении индивидуальных
потребностей в области музыкально-исполнительской деятельности. Кроме
обучающих, развивающих и воспитательных задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, т.к. благотворно
влияет на развитие голоса, органов дыхания, помогает строить плавную и
непрерывную речь.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уже существующих, заключается в том, что в содержание программы
включен раздел по обучению детей игре на
адаптированном
музыкальномоборудовании.
Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ и детей-инвалидов
(диагноз). Срок реализации - 1год.Возраст обучающихся от 8 до 11 лет.
Количество обучающихся в группе -5 ч.
Уровень программы ознакомительно - базовый. Занятия по вокалу
проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1
академический час) Количество часов на индивидуальные занятия: первый
год обучения-72часа (2 час в неделю).
Особенности образовательного процесса.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
 теоретические;
 практические;
 комбинированные.
Занятия проходят в форме: тренинга, игры, беседы, рассказа,
демонстрации видеоматериала, репетиции
Цель -развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
путем вокального искусства
Для достижения целинеобходимо осуществить следующие задачи:
Предметные:
3

- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- развить певческое дыхание;
-совершенствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- способствовать развитию
восприимчивости;

чувства ритма, музыкальной памяти и

- способствовать развитию творческого воображения;
- способствовать пониманию характера музыки
- способствовать овладению практическими умениями и навыками в игре на
музыкальных инструментах.
Метапредметные задачи:
- воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
- способствовать развитию базовых способностей обучащихся: мышления,
памяти, понимания, коммуникации, рефлексии, действия;
- способствовать формированию музыкальной культуры как неотъемлемой
части духовной культуры личности ребёнка;
Личностные задачи:
- развить преодоление мышечных зажимов;
-способствовать формированию воли, дисциплинированности;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
- способствовать личностному и познавательному развитию обучающегося.

4

Учебно-тематический план первого года обучения.
№

Название раздела, темы

Количество часов
Форма аттестации,
Всего Теория Практика контроля
1. Раздел1.Введение
в 1
1
1
Собеседование
программу
Входная
«В мире вокального
диагностика
искусства».
опрос
2
Раздел 2
8
2
6
Опрос.
Физиологическая
Наблюдение
за
основа пения
выполнением
практических
заданий.
2.1 Голосовой аппарат
1
0,5
0,5
2.2 Певческая установка
1
0,5
0,5
2.3 Артикуляционный
6
1
5
аппарат
3

Вокальная техника

3.1 Певческое дыхание
3.2 Позиция звука
3.3
3.4
3.6
4.

4.1
4.2
4.3
5
5

Опора звука
Приемы вокализации
Интонация
Сценическое искусство

Сценическая речь
Сценическое движение
Работа с микрофоном
Музыкальные
инструменты

30

5

25

6
4

1
1

5
3

6
6
8
18

1
1
1
3

5
5
7
15

4
6
8
14

1
1
1

3
5
7
14

Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий

Опрос.
Наблюдение
выполнением
практических
заданий

Опрос.
Наблюдение

за

за

за

(адаптированное
музыкальное
оборудование)
5.1 Ударные инструменты
6
5.2 Инструменты
с 8
определённой высотой
звучания
72ч
Всего

выполнением
практических
заданий
6
8

13

59

Содержание программы

Раздел 1.Введение в программу
«В мире вокального искусства»
Теория: организационное

занятие: объяснение целей и задач вокальной

студии Эклектика, распорядок работы, правила поведения, знакомство с
содержанием

программы,

с

оборудованием.

Практика:
Индивидуальное прослушивание, исполнение знакомых песен.
Раздел 2 Физиологическая основа пения
2.1. Голосовой аппарат.
Теория:Знакомство с понятием голосовой аппарат.

Основы анатомии

голосового аппарата. Работа голосового аппарата в пении.
Практика:Практические упражнения на понимание работы голосового
аппарата
2.2 Певческая установка
Теория:Знакомствос основнымположением головы и корпуса во время
пения, объяснение значимости основных правил певческой установки.

6

Практика: выполнение позы «Колок», выполнение основных правил
певческой установки на практике.
2.3 Артикуляционный аппарат.
Теория: Знакомство с понятием артикуляция, артикуляционный аппарат,
строение артикуляционного аппарата.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Бегемот», «Слон»,
«Лягушка», «Качели», «Маляр».
Раздел 3. Вокальная техника
3.1Певческое дыхание:
Организация вдоха и выдоха.
Теория: Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное.
Основные правила певческого дыхания
Практические упражнения на дыхание: выполнение упражнений «Шарик»,
«Жулька», «Пятерка» в позиции лежа, стоя
3.2Позиция звука
Теория:Знакомство с понятием высокая позиция звука.
Практические упражнения «Удивление», «Мы зеваем», «Цветок»
3.3. Певческая опора.
Теория:знакомство с понятием певческая опора.
Практика: Практические упражнения на ощущение опертого звука из серии
«Наши имена».
3.4 Приемы вокализации
Теория: Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Знакомство
с понятиями «Кантилена», legato,staccato.
Практика: вокальные упражнения на различные типы вокализации из серии
«Логопедические распевки»
3.5. Интонация
7

Теория:Знакомство с понятием интонация
Практика:Практические упражнения на развитие музыкального слуха
(звуковысотного).
Раздел 4 Сценическое искусство
4.1 Сценическая речь
Практика: Проговаривание текста с различными интонациями
Работа над знаками препинания в тексте песен
Работа над смысловыми ударениями в тексте
Практическая работа над текстом песни.
4.2. Сценическое движение
Практика:
Выполнение

элементов

хореографической

лексики

(приседание,

ковырялочка, боковые шаги, вперед , назад, различия сторон правая, левая).
Исполнение песни с движением рук, корпуса
4.3Работа с микрофоном
Теория: Знакомство с основными правиламиработы с микрофоном:
Практика: исполнение распевок и песен с использованием микрофона.
Раздел 5 Музыкальные инструменты(Адаптированный музыкальный
набор)
5.1.Ударные:
Практика: Знакомство с инструментами ударной группы. Практические
упражнения на исполнения ритмических рисунков.Игра по карточкам
Игра в ансамбле с педагогом
5.2.Инструменты с определенной высотой

звучания:

Практика: Знакомство с инструментами с определенной высотой звучания:
Музыкальная карусель из колокольчиков;
Мини-колокольчики;
Музыкальная улитка
Музыкальный тамбурин.
8

Исполнение произведений по карточкам
Игра в ансамбле с педагогом
Планируемые результаты:
- обучающийся

будет уметь соблюдать при пении певческую установку;

- будет чисто интонировать исполняемые произведения;
- будет знать основные вокально-хоровые навыки;
- будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя;
- будет уметь преодолевать мышечные зажимы;
- владеть своим голосом: исполнять вокальные упражнения, распевки, песни
с верной интонацией, ритмическим рисунком без помощи педагога;
- будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
-эмоционально, выразительно передавать образ вокальных произведений
собственном исполнении;

в

-будет рисовать рисунок под музыку;
-играть на музыкальных инструментах;
-иметь желание слушать и исполнять вокальные произведения;
-уметь по-новому смотреть на окружающую действительность (быть
творческим)
-обучающийся должен получить личностно-значимый для него результат
используя возможности собственного ресурса.
Формы контроля над результатом обучения.
Контроль за учебным процессом предусмотрен учебным планом и
«Индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося»
Методологической основой составления программы являются:
В основу образовательного процесса положена концепцияразвивающего
обученияВ.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Согласно данной концепции,
работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков
и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным
9

развитием

личности

ребёнка,

расширением

его

художественного

и

общекультурного кругозора.Аиндивидуализация образования позволяет при
максимальном

учете

индивидуальных

сформировать

комплекс

умений

особенностей

его

ребенка

с

ОВЗ

самосовершенствования

(от

самопознания до самореализации).
Программа опирается на принципы:
- принцип доступности;
- принцип последовательности и систематичности в усвоении учебного
материала
- принцип индивидуального подхода и опоры на непосредственный
жизненный опыт обучающихся;
- принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит
эмоциональное восприятие вокальной музыки;
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип опоры на достижения вокальной педагогики;
- принцип деятельностного освоения вокального искусства.
Методы обучения:
Словесный метод – устное объяснение и пение педагога
Упражнение

(целенаправленное,

специально

организованное

повторяющееся действие) – как метод формирования вокально-хоровых
навыков.Повторение выученного – фундамент для последующей работы
Метод анализа и сравнения – во время беседы по прослушанному
произведению,

имеет

музыкального материала.

10

большое

значение

для

развития

восприятия

Наглядно-слуховой метод – для изучения попевок, песен с использованием
мультимедийной аппаратуры (компьютер, проектор, экран, интерактивная
доска).
Репродуктивный

метод-знакомство

с

новым

материалом,

новыми

терминами, демонстрацией певческих умений, разучивание текстов и
мелодий песен. Репродуктивный метод является главным на этапе освоения
обучающимися необходимых первичных навыков артикуляции, дикции,
дыхания, качество звука и свобода при пении.
Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности

- создание

ситуаций успеха в учении - поощрение и порицание - разъяснение .
Игровой метод- эффективное средство развития у детей интереса к пению
(пение по ролям

соединение пения с движением и танцам), введение

простейших музыкальных инструментов. В работе с детьми с ОВЗ возможно
использовать творческие задания – сюжетные этюды, небольшие игры, в
которых эпизод за эпизодом раскрывается содержание песни с помощью
интонации голоса, взгляда, движений, жестов.
Метод дифференцированного обучения, предполагает развитиеголоса
обучающегося из примарных тонов, постепенно, не спеша, расширяя
диапазон, путем индивидуального подбора практических упражнений, с
учетом физических особенностей.Главное не количество, а качество
выученного.
Литература
1.

Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных
результатов

за

счет

реализации

программы

формирования

универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные
задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита,
декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С.
94-100.
11

2.

.Добровольская, Н.Орлова Чего надо знать учителю о детском голосе?

Москва. 1972
3.

Емельянов.

В.Развитие

голоса.

Координация

и

тренинг.

Новосибирск, 1991 г.
4. Концепция, идея, основные положения теории развивающего обучения
https://studopedia.ru/10_152240_kontsetsiya-ideya-osnovnie-polozheniya-teoriirazvivayushchego-obucheniya.html
5.

Коробка. В.И. Вокал в популярной музыке. Москва 1989г. 7

4. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном
обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.
5. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и
образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/
http://www.openclass.ru/node/47746
6.

Лобанов

Е.А

Возможности

урока

как

средства

реализации

здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005№3
7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории
и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.
8.

Методика

Эльконина-Давыдова

http://mama.neolove.ru/early_child

hood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
9. Писарская.Е. Вокальный букварь. Москва, 1996 г.
10. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.
В Шушарджан. - М., 1998.
11. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. /
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
12

21. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого
голоса.- В, 1991. 26. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М.,
198
Литература для родителей
1. Стулова.Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению,
Москва,1998;
2.«Детский голос». Сборник под ред. В. Шацкой., Москва, 1970

3. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. /
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.
В Шушарджан. - М., 1998.
Приложение 1
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка по программе
«В мире музыкальных звуков»
МБУ ДО ДТОР вокальная студия Эклектика
Ф.И. ребенка _____________________________________Дата рождения ___________________________________

Год обучения ______________________________________-

Руководитель ______________________________________
Общие сведения о ребенке: группа здоровья – вторая

13

Характеристика семьи полная неполная

Основной метод

диагностики: диагностика музыкальных способностей

(чувства ритма, звуковысотного слуха, речевой активности, музыкальной
памяти),

вокально хоровых навыков (певческая установка, дыхание,

интонирование, посыл звука).
Характеристика музыкальных способностей в начале учебного года 15
октября:

Характеристика музыкальных способностей в середине учебного года 15
января:

Характеристика музыкальных способностей в конце учебного года 15 мая:

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».