КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Рассмотрена на заседании
методического
совета
Протокол
№
03
от «27» августа 2025 г.
Принято на Педагогу зеском
совете Протокол
от «27» августа
Утверждено:
приказом № 197
от «05» сентября 2025 г
р МБУ ДО «ДТОР»
Н. Ю. Антипова
*0600*
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Первый успех»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Турушева Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
Улан-Удэ, 2025 г
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными
документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
-
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
-
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
-
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
-
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
-
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
-
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи);
-
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 143 от
«05» 06 2024 г.
Актуальность программы. Приобщение детей младшего школьного возраста к
вокальному искусству это один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так
как музыка воздействует непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, развивается
воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие и чувства, а через чувства
формируется отношение к окружающему миру.
Направленность
направленности,
программы:
ориентирована
на
Программа
развитие
относится
интереса
к
учащихся
художественной.
к
творческой
деятельности. Обучение по программе способствует развитию интереса к вокальному
искусству, формированию музыкальных и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Первый успех»
заключается
в
возможности
воспитания
и
развития
комплекса
потенциальных
способностей детей, приобщение их к музыкально-исполнительской деятельности и
реализации творческих способностей, тем самым помогая им приобщиться к деятельному
образу жизни. Кроме обучающих, развивающих и воспитательных задач, пение решает
еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, т.к. благотворно влияет на
развитие голоса, органов дыхания, помогает строить плавную и непрерывную речь.
Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности.
Адресат программы: Программа «Первый успех» рассчитана для обучающихся в
возрасте от 7до 10 лет, которые проявляют интерес к музыке, вокальному искусству, игре
на музыкальных инструментах. Желающих реализовать свой творческий потенциал и
возможности.
Особенности организации образовательного процесса
(Формы организации образовательного процесса и виды).
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
Формы обучения.
Форма занятий – групповая. Организация работы на занятиях проходит с учетом
возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований, наполняемость в
группах составляет 15 человек в соответствии с количеством рабочих мест. Форма
организации образовательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная,
индивидуальная. Виды учебных занятий: практические занятия, беседы, тренинги,
репетиции, самостоятельная работа, концерты, творческие отчеты, творческие конкурсы,
выездные занятия. В группе обучающиеся разного возраста
При реализации программы используются следующие формы обучения: очная,
очно-заочная, заочная, очно – дистанционная.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Срок реализации программы – 3года
1год обучения
- 144ч – формирование певческих навыков, голосового аппарата.
Количество обучающихся:15 человек
2год обучения 216ч – применение накопленных знаний в рамках концертно сценических мероприятий.
Количество обучающихся:15 человек
3 год обучения 216ч - совершенствование исполнительского стиля.
Количество обучающихся:12 человек
Общий объем -576часа.
Режим занятий :
Первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. (4 часа в неделю).
Второй год обучения – 3 раза в неделю по 2часа (6 часов в неделю).
Третий год обучения 3 раза в неделю по 2часа (6 часов в неделю). Занятия –
спаренные по 40 минут с перерывом 10 минут.
Цель программы:
Развитие и творческая самореализация личности ребёнка средствами вокального
искусства.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
Предметные:
•
овладение вокально-хоровыми певческими навыками: чистого интонирования,
певческого дыхания, дикции, артикуляции, звукообразования, звуковедения;
•
обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
•
обучение игре на музыкальных инструментах: ложки, мелодика, синтезатор;
•
усвоение знаний о жанровом и стилевом многообразии, современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов;
•
обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией.
Личностные:
•
формирование исполнительской культуры обучающихся.
•
развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
•
развитие голосового аппарата;
•
развитие артистических качеств;
•
развитие метроритмического слуха;
•
развитие интереса к лучшим образцам классической, современной и народной
музыки;
•
формирование
чувства
коллективизма,
товарищества,
взаимопомощи
и
ответственности, осознанности собственного «я», путём приобщения детей к
совместным формам занятий.
•
формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Метапредметные:
•
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
•
воспитание слушательской и исполнительской культуры;
•
формирования устойчивого интереса к музыке, вокальному искусству своего
народа и других народов;
•
формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной
музыкой и музыкальном самообразовании;
•
формирование нравственных принципов, патриотических чувств;
Учебно-тематический план первого года обучения
№ Название раздела, темы
1
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля
1.Вводное занятие «Давайте
2
познакомимся».
1
1
аттестации,
Входная диагностика.
2
3
4.
5.
Раздел 2
«Восприятиемузыки».
Раздел 3
Вокально-хоровые навыки.
18
4
14
42
12
30
3.1. Певческая установка.
6
2
4
3.2.Певческое дыхание.
10
2
8
3.3.Звукообразование и
звуковедение.
10
2
8
3.4.Артикуляция.
6
2
4
3.5.Интонация.
8
2
6
Раздел4.Вокальная дикция.
Раздел 5 Песенное
творчество.
5.1.Анализ произведения.
5.2.Работа над дыханием.
2
16
24
2
22
2
2
4
4
5.3.Работа над
образованием звука.
4
4
5.4. Работа надинтонацией.
2
2
4
4
5.6. Работа над
сценическим имиджем.
2
2
5.7 Работа с микрофоном.
2
2
5.8 Концертная
деятельность.
4
4
Раздел 6.
Музыкально-ритмические
движения.
20
5.5. Работа с фонограммой.
6.
18
2
18
Музыкальная викторина
Рисунок.
Опрос.
Наблюдение за
выполнением практических
заданий.
Беседа. Наблюдение за
выполнением практических
заданий. Зачёт.
Опрос.
Беседа
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт.
Опрос.
Беседа
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт
Опрос.
Наблюдение.
Открытый урок.
Отчётный концерт
7.
Раздел 7.
Музыкальные
инструменты.
7.1.Мелодика.
7.2.Ложки.
Всего
20
4
16
10
10
144ч
2
2
27
8
8
117
Опрос.
Наблюдение.
Зачёт.
Открытый урок.
Отчётный концерт
Содержание программы первого года обучения.
1.Вводноезанятие: «Давайте познакомимся»
Техника безопасности. Обучающиеся знакомятся с помещением, аппаратурой,
музыкальными инструментами.Изучают технику безопасности и правила поведения на
занятиях,просмотрвидеоматериалов концерта ЭКЛЕКТИКА.
Теория:
•
основные правила хорошего поведения на занятиях;
•
просмотрвидеоматериалов концерта ЭКЛЕКТИКА.
Практика:
•
игровые тренинги на формирование коммуникативных навыков;
•
входная диагностика.
Раздел 2«Восприятиемузыки».
Теория:
•
ознакомление с разнохарактерными музыкальными произведениями с целью
развития эмоциональной отзывчивости;
Практика:
•
музыкальная викторина (определение ранее услышанных музыкальных фрагментов
из песен, характера песен);
•
художественное отображение музыки в рисунках.
Раздел 3 Вокально-хоровые навыки.
3.1. Певческая установка.
Теория:
•
знакомство с понятием и правилами певческой установки:
•
правильное положение корпуса, головы в положении сидя, стоя при пении.
Практика:
•
выполнение правил певческой установки на практике.
3.2.Певческое дыхание.
Теория:
•
основные различия певческого дыхания от жизненного;
•
составляющие компоненты певческого дыхания: вдох, задержка, выдох;
•
правила певческого дыхания.
Практика:
•
практические упражнения на выработку правильного дыхания.
3.3.Звукообразование и звуковедение.
Теория:
•
знакомство с понятиями «звук» и механизм его извлечения;
•
«тянуть звук»,долгие и короткие звуки, легато;
•
с основными правилами звукообразования и звуковедения.
Практика:
•
упражнения на расслабление зажатости» голосового аппарата;
•
упражнения на развитие и закрепление навыков звукообразования и звуковедения.
3.4.Артикуляция.
Теория:
•
знакомство с понятием артикуляция, строением артикуляционного аппарата.
Практика:
•
упражнения на артикуляцию;
•
формирование и произношение гласных звуков.
3.5.Интонация.
Теория:
•
знакомство с понятиями высокие и низкие звуки, тон, унисон;
Практика:
•
настройка на тональность перед началом пения;
•
упражнения
на
развитие
вокально-интонационной
координации.
(Развитие
координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов,
интонирование звуков разной высоты.);
•
исполнение и различение звуков по высоте в пределах кварты, квинты (вверх,
вниз);
•
интонирование
скачкообразное;
при
поступенном
движении
мелодии
вверх
и
вниз
и
•
развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного
пения, звуков по высоте; слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
•
распевки на развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел 4.Вокальная дикция.
Теория:
•
знакомство с понятием дикция и основными особенностями вокальной дикции.
Практика:
•
практические упражнения на развитие дикции.
Раздел 5 «Песенное творчество».
5.1.Анализ произведения.
Теория:
•
знакомство с понятиями песня, мелодия;
•
закрепление понятий: певческая установка, певческое дыхание;
•
изучение и понимание текста песни;
•
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;
•
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента.
Практика:
5.2.Работа над дыханием:
•
выработка синхронного вдоха;
•
правильное дыхание между музыкальными фразами.
5.3.Работа над образованием звука:
•
проверка усвоения текста песни;
•
работа по закреплению мелодической основы песни;
•
постановка корпуса, головы;
•
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее
небо);
•
атака звука;
•
вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания,
достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
•
закрепление материала в изучаемой песне.
5.4. Работа надинтонацией:
•
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
•
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;
•
вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный
«У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на
звук, а также для снятия форсировки;
•
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
5.5. Работа с фонограммой:
•
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
5.6. Работа над сценическим имиджем:
•
работа над выразительностью исполнения песни;
•
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
•
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
5.7.Работа с микрофоном:
•
технические параметры;
•
восприятие собственного голоса через звуко - усилительное оборудование;
•
сценический мониторинг;
•
малые технические навыки звуковой обработки;
•
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании
радиосистем.
5.8. Концертная деятельность:
•
участие в концертной программе социально-значимых мероприятий;
•
отчётный концерт для родителей;
Раздел 6 «Музыкально-ритмические движения».
Теория:
•
знакомство с основными понятиями ритм, темп, ритмический рисунок;
Практика:
•
практические упражнения на выработку музыкально – ритмических умений и
навыков через пальчиковые игры, народные игры, упражнения на ритмическое
дробление;
•
пространственные и временные ориентировки на сценической площадке.
Раздел 7. Музыкальные инструменты:
7.1.Мелодика.
Теория:
•
знакомство
с
инструментом
«Мелодика»
(Строение,
клавиатура,
приёмы
звукоизвлечения.);
•
изучение основ музыкальной грамоты: знакомство с понятиями нотный стан,
скрипичный ключ, название и написание нот, нахождение их на клавиатуре;
•
знакомство с понятием ансамбль.
Практика:
•
практические упражнения на дыхание
•
постановка исполнительского аппарата (положение руки, корпуса, правильная
аппликатура.);
•
игра по нотам несложных музыкальных примеров.
7.2 Ложки
Теория:
•
происхождение и история возникновения ложек как ударного музыкального
инструмента;
•
знакомство с основными приёмами игры на ложках.
Практика:
•
игра на трёх ложках;
•
игра на двух ложках :удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло,
скольжение, большая дробь, малая дробь.
Учебно-тематический план второй год обучения.
Количество часов
№
п/п
Название разделов и тем
1
Вводное занятие «Мы снова
вместе».
2
1
1
2
Раздел.2.
Вокально-хоровая работа.
52
7
45
2.1.
Певческая установка.
2
1
1
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации,
контроля.
Опрос
Входная
диагностика
Наблюдение.
Опрос
Наблюдение
Зачёт
Практическое
задание
2.2
Певческое дыхание.
8
1
7
2.4.Голосообразование.
10
1
9
2.5 Звуковедение.
10
1
9
2.6.Артикуляция.
10
1
9
2.7.Интонация.
10
1
9
3
Раздел3. Дикция.
20
2
18
4
Раздел 4.
Музыкально- исполнительская
деятельность.
50
10
40
4.1Работа над песней.
20
2
18
4.2 Работа над мюзиклом.
30
8
22
5
Раздел 5 Теоретикоаналитическая работа.
10
2
8
6
Раздел 6. Музыкальные
инструменты.
30
4
26
6.1.Мелодика.
20
2
18
6.2 Ложки
10
2
8
Раздел 7.
Концертно-исполнительская
52
12
40
7
Опрос
Наблюдение
Практическое
задание
Игра
Опрос
Наблюдение
Практическое
задание
Конкурс
Концертное
выступление
Беседа
Практическое
задание
Опрос
Наблюдение
Зачёт
Концертное
выступление
Наблюдение
Концертное
деятельность.
выступление
Конкурс
7.1.
Основные правила концертноисполнительской
деятельности.
12
7.2.
Концертное выступление.
40
ИТОГО:
216ч
12
40
30
186
Содержание программы второго года обучения
1.Вводноезанятие: «Мы снова вместе».
Теория
•
инструктаж по технике безопасности, включающий в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок (просмотр обучающего фильма);
•
входная диагностика;
•
просмотр видео материалов отчётного концерта ЭКЛЕКТИКА.
Практика:
•
измерение диапазона воспитанников;
•
игровые тренинги на сплочение коллектива.
Раздел2 Вокально-хоровая работа.
2.1Певческая установка.
Теория:
•
закрепление понятий: певческая установка;
Практика:
•
практические упражнения на закрепление навыка певческой установки в
положении сидя, стоя.
2.2 Певческое дыхание:
Теория:
•
типы дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный;
•
отличия дыхания в повседневной жизни от певческого;
•
правила дыхания: вдох, задержка, выдох;
•
введение понятия«опора звука».
Практика:
•
комплекс упражнений на выработку певческого дыхания;
2.3Голосообразование.
Теория:
•
строение голосового аппарата;
•
знакомство с понятием голосообразование;
•
знакомство с понятием«резонаторы»;
•
знакомство с понятием регистр.
Практика:
•
комплекс
упражнений
для
осознания
действий
мышц,
участвующих
в
голосообразовании и ощущения вибрации;
•
упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования;
•
комплекс
упражнений
для
работы
голосового
аппарата
в
разных
режимах(регистрах);
•
механизм перевода регистра.
2.4 Звуковедение.
Теория:
•
знакомство с понятием звуковедение, вокальная позиция;
•
знакомство со способами звуковедения: Legato(легато), Staccato(стаккато),Non
legato (нон легато);
Практика:
•
практические упражнения на выработку навыка способов звуковедения;
•
практические упражнения на выработку высокого звучания звука.
2.5Артикуляция.
Теория:
•
повторение и закрепление понятия «артикуляция»;
•
строение артикуляционного аппарата.
Практика:
•
комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата;
2.6Интонация.
Теория:
•
закрепление понятия – интонация;
Практика:
•
практические упражнения на закрепления навыка чистой интонации.
Глава 3 Дикция.
Теория:
•
дикция и механизм её реализации (понятие дикция, важность умения говорить
правильно в жизни человека, взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой
активности, тембр певческого и речевого голоса, влияние эмоционального
самочувствия на уровень голосовой активности).
Практика:
•
комплекс упражнений на развитие дикции (скороговорки, считалки).
Раздел4Музыкально- исполнительская деятельность.
4.1 Работа над песней.
Теория:
•
повторение и закрепление понятия «песня», мелодия;
•
понятие мотив, фраза;
•
одночастная форма: баллада;
•
прослушивание вокальных произведений;
•
анализ музыкальных произведений;
•
анализ собственного исполнения, выявление ошибок и пути их устранения.
Практика:
•
исполнительская работа: изучение текста песни, мелодии, передача характера
песни исполнение песни в целом с элементами движений;
•
координации слова и звука, развитие слухового внимания (главного средства
самоконтроля);
•
опоры звука на освоенном участке диапазона.
•
передача сценического образа песни (жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз,
тела, правильная осанка, соответствие жестов и движений, тексту песни и музыки);
•
владение собой, устранение волнения на сцене;
•
практические занятия: мимический тренинг, психологический тренинг, упражнения
на координацию движений.
4.2 Мюзикл.
Теория:
•
знакомство с понятием мюзикл;
•
просмотр детских мюзиклов;
•
знакомство с сюжетом, вокальными партиями;
•
анализ собственного выступления;
Практика:
•
изучение вокальных партий мюзикла;
•
работа над сценическим образом;
•
изготовление реквизита;
•
репетиция по группам отдельных героев;
•
сводные репетиции;
•
генеральная репетиция;
•
концертное исполнение мюзикла.
Раздел5Теоретико- аналитическая работа.
Теория:
•
прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания
эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку;
•
знакомство с эстрадным вокальным жанром, его взаимосвязи и взаимовлиянии с
народным и академическими жанрами;
•
прослушивание ярких образцов вокальной культуры лучшими исполнителями;
•
просмотр видеозаписей конкурсных выступлений.
Практика:
•
посещение тематических мероприятий проводимых в ДТОР;
•
экскурсии в оперный театр, на отчётные концерты, проводимые вокальными
коллективами города.
Раздел 6 Музыкальные инструменты:
6.1 Мелодика.
Теория:
•
закрепление знанийоинструменте «Мелодика» (Строение, клавиатура, приёмы
звукоизвлечения.);
•
закреплениеоснов музыкальнойграмоты: понятия нотный стан, скрипичный ключ,
название и написание нот, нахождениеих на клавиатуре;
•
изучение понятий: ритм, темп, длительность, виды длительности;
•
знакомство спонятием мажор, минор.
Практика:
•
практические упражнения на дыхание
•
постановка исполнительского аппарата (положение руки, корпуса, правильная
аппликатура);
•
игра по нотам несложных музыкальных произведений;
•
игра в ансамбле по партиям.
6.2 Ложки
Теория:
•
закрепление знаний о ложках, как музыкальном инструменте;
•
повторение и закрепление основных приёмов игры на ложках.
Практика:
•
игра на трёх ложках;
•
игра на двух ложках: удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло,
скольжение, большая дробь, малая дробь;
•
разучивание аккомпанемента и самостоятельных ритмических рисунков.
Раздел 7Концертно-исполнительская деятельность.
7.1 Основные правила концертно-исполнительской деятельности.
Теория:
•
понятие «сценический образ»;
•
репертуар, важность правильного выбора песни;
•
понятие «примерка песни»: тесситура, мелодия, характер, содержание и т.д.
•
изучениепонятий«концерт» и«конкурс»;
•
основные сходства и отличие концерта от конкурса;
•
знакомство с культурой поведения на сцене;
•
беседа о предстоящих выступлениях, о раскрытии сценического образа,
перевоплощении;
•
изучение особенностей макияжа, причесок, мимики и пластики.
7.2 Концертное выступление.
Практика:
•
изучение концертного репертуара согласно тематике выступления;
•
репетиция на сцене;
•
создание сценического образа (костюмирование, грим);
•
участие в концертной программе различной направленности: тематических,
социально-значимых;
•
участие в фестиваляхиконкурсах районных, городских. региональных уровней;
•
открытый урок дляродителей;
•
отчётный концертдляродителей;
•
просмотрвидеозаписейконцертныхвыступлений, анализ.
Учебно-тематический план (третий год обучения).
Количество часов
№
Название разделов и тем
Всего
Теория
Практика.
Формы
аттестации,
контроля
Раздел1.
Введение:
44
2
-
2
Беседа
2
Опрос.
Наблюдение.
Входная
диагностика.
1.1 Вводное занятие
«Искусство пения»
2
Раздел 2 Вокально-хоровая
работа:
50
6
44
Тема 2.1 Грудные и головные
резонаторы
10
2
8
Тема2.2. Виды вокализации
10
1
9
Тема 2.3Нюансировка
4
1
3
Тема 2.4. Ансамбль
26
2
24
60
12
48
10
10
Раздел 3. Музыкальноисполнительская
деятельность:
3.1 Анализ репертуарного
материала
3.2.Работа над песней
20
20
3.3. Сценический образ
произведения
10
10
3.4.Мюзикл
20
2
Опрос.
Наблюдение.
Практическое
задание.
Концертное
выступление.
Постановка
мюзикла.
18
55
Раздел4. Теоретикоаналитическая работа:
22
10
12
66
Раздел 5. Музыкальные
инструменты:
30
4
26
5.1.Синтезатор.
10
2
8
5.2.Мелодика
20
2
18
Раздел 6.Концертноисполнительская
50
10
40
77
Опрос.
Наблюдение.
Практическое
задание.
Беседа.
Опрос.
Практическое
задание.
Беседа.
Опрос.
Практическое
задание.
Беседа.
Опрос.
деятельность:
6.1. Основные правила
концертно-исполнительской
деятельности
12
6.2.Концертное выступление.
38
ИТОГО:
216
10
2
38
36
Наблюдение.
Концертное
выступление.
Конкурс.
Отчётный
концерт.
180
Содержание программы третьего года обучения
1 Введение в программу третьего года обучения:
Теория:
•
общее собрание для обучающихся и родителей :обсуждение планов на учебный
год, формирование по группам, составление расписания, просмотр отчётного
концерта вокальной студии «ЭКЛЕКТИКА».
Практика:
•
заполнения заявлений, анкет.
1.2 Вводное занятие «Искусство пения».
Теория:
•
беседа «Искусство пения»;
•
правила поведения на занятиях и вне занятий. Бережное отношение к здоровью –
как залог вокального успеха. Меры профилактики болезней, их необходимость;
•
инструктаж по технике безопасности;
•
входная диагностика.
Практика:
•
просмотр видеозаписей;
•
исполнение знакомых вокальных произведений
Раздел 2 Вокально-хоровая работа.
Тема 2.1 Грудные и головные резонаторы.
Теория:
•
понятия«тембр» и«певческая опора»;
•
роль правильного дыхания во фразировке, выдержанного на одном тоне звука.
Практика:
•
упражнения на середине диапазона в примерных тонах;
•
плавное соединение соседних звуков на legato;
•
упражнения на работу грудного и головного механизмов голосовых связок.
Тема2.2 Виды вокализации.
Теория:
•
понятие «вокализации»;
•
понятие «кантилена»;
•
правильное звуковедение в различных видах мелодического движения: гаммы,
арпеджио, скачки;
•
понятия«беглость» и«трель»;
•
понятие «филировка звука».
Практика:
Работа:
•
над певческим дыханием;
•
выравниванием гласных;
•
навыком резонирования и активностью работы артикуляционного аппарата;
•
использование усвоенных упражнений и проработанных фонем в песнях;
•
упражнения творческого характера. Пение (legato), staccato(стаккато),non legato
(нон легато) на заданный звук «о», «у» и т.п.д;
•
упражнения с использованием трели для выработки верной динамики звука и
правильных для данного голоса взаимоотношений в работе голосового аппарата;
•
упражнения на филирование звука от mezzo forte к piano.
Тема2.3 Нюансировка.
Теория:
•
рассказ о динамических оттенках;
•
понятие «кульминация»;
Практика:
•
вокальные упражнения с динамическими оттенками: forte, piano, creshendo,
diminuendo.
Тема 2.4 Ансамбль.
Теория:
•
основные принципы пения в ансамбле;
Практика:
•
распевки с элементами2х,3х голосия;
•
чистота строя, единая манера исполнения;
•
канон.
Раздел 3 Музыкально- исполнительская деятельность.
3.1 Анализ репертуарного материала.
Теория:
•
слушание музыкального материала (оригинальное исполнение песни);
•
анализ музыкальной структуры (разбор средств выразительности);
•
идейное содержание произведения (события связанные с произведением, главный
смысл, виды исполнения).
3.2 Работа над песней.
Практика:
•
изучениетекста песни;
•
изучение мелодии с пропеванием отдельных, наиболее трудных в интонационном
и вокальном отношении фрагментов;
•
работа над дыханием по фразам;
•
работа над ритмическим рисунком произведения;
•
исполнение под фонограмму в микрофон группой и сольно;
•
выявление индивидуальных красок голоса;
•
анализ собственного пения: выявление ошибок и пути их устранения.
3.3 Сценический образ произведения.
•
Исполнительская работа, передача характера песни, исполнение песни в целом с
элементами движений;
•
овладение собственной манерой вокального исполнения;
•
музыкально-сценический образ и способ его передачи (жесты вокалиста: движение
рук, кистей, глаз, тела, правильная осанка, соответствие жестов и движений, тексту
песни и музыки);
•
владение собой, устранение волнения.
3.4 Мюзикл.
Теория:
•
знакомство с понятиеммюзикл;
•
просмотр детских мюзиклов;
•
знакомство с сюжетом, вокальными партиями;
•
анализ собственного выступления.
Практика:
•
изучение вокальных партий мюзикла;
•
работа над сценическим образом;
•
изготовление реквизита;
•
репетиция по группам отдельных героев;
•
сводные репетиции;
•
генеральная репетиция;
•
концертное исполнение мюзикла.
Раздел 4 Теоретико-аналитическая работа.
Теория:
•
прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания
эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку;
•
знакомство с лучшими образцами джазовой вокальной музыки;
•
прослушивание ярких образцов вокальной культуры лучших исполнителей;
•
просмотр видеозаписей конкурсных выступлений.
Практика:
•
освоение исполнительских приемов: свинг, скэт-вокал;
•
исполнение джазовых стандартов;
•
посещение тематических мероприятий проводимых в ДТОР;
•
экскурсии в оперный театр, на отчётные концерты, проводимые вокальными
коллективами города.
Раздел 5 Музыкальные инструменты
5.1. Синтезатор.
Теория:
•
знакомство с синтезатором;
•
использование встроенных тембров синтезатора;
•
использование встроенных стилей синтезатора;
•
автоаккампонемент.
Практика:
•
игра на синтезаторе несложных произведений;
•
подбор мелодии вокальных партий;
•
игра аккомпанемента.
5.2 Мелодика.
Теория:
•
закрепление знаний о инструменте «Мелодика» (Строение, клавиатура, приёмы
звукоизвлечения.);
•
закрепление основ музыкальной грамоты: понятия нотный стан, скрипичный ключ,
название и написание нот, нахождение их на клавиатуре;
•
понятий: ритм, темп, длительность, виды длительности.
Практика:
•
практические упражнения на дыхание;
•
постановка исполнительского аппарата (положение руки, корпуса, правильная
аппликатура);
•
игра по нотам несложных музыкальных произведений;
•
игра в ансамбле по партиям.
Раздел 6 Концертно-исполнительская деятельность.
6.1 Основные правила концертно-исполнительской деятельности.
Теория:
•
прослушивание фонограмм;
•
знакомство с различными сценическими образами;
•
культура поведения и внешнего вида на сцене;
•
беседа о предстоящих выступлениях, о раскрытии сценического образа,
перевоплощении;
•
изучение особенностей макияжа, причесок, мимики и пластики.
6.2 Концертное выступление.
Практика:
•
изучение концертного репертуара согласно тематике выступления;
•
репетиция на сцене;
•
создание сценического образа (костюмирование, грим.)
•
участие в концертной программе различной направленности: тематических,
социально-значимых;
•
участие в фестивалях и конкурсах районных, городских, региональных уровней;
•
открытый урок для родителей;
•
отчётный концерт для родителей;
•
просмотр видеозаписей концертных выступлений, анализ.
Планируемые результаты
Первый год обучения:
В результате обучения вокальному искусству ребёнок должен знать:
•
правила поведения на занятиях;
•
правила певческой установки;
•
основные различия певческого дыхания от жизненного;
•
правила певческого дыхания;
•
основные понятия, предусмотренные содержанием программы;
•
тексты и мелодию песен;
•
основы музыкальной грамоты;
•
историю и возникновение музыкальных инструментов;
•
приемы игры на музыкальных инструментах.
Уметь:
•
выполнять практические упражнения для закрепления вокально-хоровых навыков;
•
интонировать мелодию вокальных произведений;
•
петь лёгким звуком без напряжения;
•
исполнять песни самостоятельно;
•
держать микрофон;
•
создавать сценический образ песни;
•
ориентироваться на сценической площадке;
•
выполнять ритмические движения в такт музыки;
•
играть на музыкальных инструментах;
•
Уметь взаимодействовать в группе;
•
Оценивать результат своей работы.
Второй год обучения:
•
Общегигиенические правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового
аппарата;
•
Основы музыкальной грамоты;
•
Особенности и возможности певческого голоса;
•
Правильную постановку корпуса и построение по линиям относительно друг друга;
•
Текст и мелодию вокальных произведений;
•
элементарные сведения о жанре эстрадной песни и взаимосвязь с другими
жанрами.
Уметь:
•
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
•
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
•
петь короткие фразы на одном дыхании;
•
владеть координацией слуха, голоса и движений;
•
обладать навыком работы с микрофоном;
•
интонировать несложные вокальные произведения;
•
петь лёгким звуком без напряжения;
•
ориентироваться в пространстве относительно друг друга;
•
двигаться в такт музыки;
•
соблюдать правила техники безопасности в учреждении и на занятиях;
•
различатьжанрыи стили музыки.
•
Уметь взаимодействовать в коллективе;
•
Оценивать результат своей работы.
Третий год обучения:
В результате обучения вокальному искусству ребёнок должен знать:
•
строение певческого аппарата;
•
основы музыкальной грамоты;
•
разнообразие песенных жанров;
•
лучшие образцы джазовой вокальной музыки
•
культурные традиции народов проживающих в республике Бурятия;
•
вокальную терминологию;
•
текст и мелодию вокальных произведений.
Уметь:
•
соблюдать певческую установку;
•
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•
владеть артикуляцией при пении;
•
интонировать заданный звук;
•
правильно дышать;
•
давать критическую оценку своемуисполнению;
•
петь с элементами джаза;
•
ориентироваться на сценических площадках;
•
петь в вокальной позиции;
•
к концу год показать результат исполнения вокального произведения;
•
петь лёгким звуком без напряжения;
•
исполнять элементы движений соответствующих характеру песни;
•
работать в сценическом образе.
•
Уметь взаимодействовать в коллективе.
•
Оценивать результат своей работы.
Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы
аттестации
Формы аттестации:
Для оценки результативности выполнения программы применяются вводный,
тематический, промежуточный и итоговый виды контроля.
Вводный контроль осуществляется в начале учебного года с целью диагностики
развития важнейших компонентов музыкальности у детей: чувство ритма,музыкальная
память, творческое воображение и мышление, состояние вокального аппарата, диапазон
голоса, эмоциональная отзывчивость на музыку, умственное развитие и особенности
характера.
Формы контроля – наблюдение, устный опрос, собеседование с учащимися и
родителями, тестирование.
Текущий контроль происходит на каждом занятии, когда определяется уровень
мастерства, техника исполнения, самовыражение идеи и осуществляется методом
наблюдения за правильностью выполнения работы.
Формы
контроля
–
текущие
тестовые
задания,
творческие
задания,
анкетирование, собеседование, индивидуальныепрослушивания всех воспитанников в
микрофон.
Тематический контроль происходит после изучения основных разделов
программы на протяжении всего периода обучения.
Формы контроля: наблюдение, тесты, музыкальные викторины, игровые и
творческие задания. Такие формы активизируют, стимулируют работу учащихся,
позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
В практической деятельности результативность оценивается качеством исполнения
при организации концертных и конкурсныхвыступлений, анализируются положительные
и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.
Промежуточный (годовой) контроль осуществляется в конце учебного года.
Формы контроля: диагностическое анкетирование, тестирование, учебное занятие
контроля знаний, участиевотчётном концерте, фестивалях и конкурсах различного уровня.
В практической деятельности результативность оценивается количеством и
качеством выступлений на концертах для сверстников и родителей, открытых занятий для
педагогов и родителей.
Итоговый контроль осуществляется в конце последнего года обучения с целью
определения уровня освоения содержания программы, уровня достижения ожидаемых
результатов.
Формы
контроля
ЗУН
выпускников:
открытые
занятия,
итоговые
теоретические и практические задания (тесты), диагностика музыкальных способностей,
отчетный концерт, участиев конкурсах различного уровня.
Для развития навыков самооценки и рефлексиивведен дневниквоспитанников
вокальной студии «Путь к успеху».
практические
дыхание
прим
итого
ие
пространстве
Координация
Ориентация
интонация
Ритм
музыкальной
Жанрымузыки
граммоты
в
Теоретические
ие правила
Основы
№ Ф.И. ребёнка
Общегигиеническ
Входнаядиагностика к программе «Первый успех» (первый год обучения)
1
1
Теоретические:
•
1б – низкий (не владеют теоретическими знаниями);
•
2б – средний (частично владеют теоретическими знаниями);
•
3б – высокий (владеют теоретическими знаниями в полном объёме).
Практические:
•
1б – низкий (частично выполняет задание);
•
2б – средний (выполняет задание, но не в полном объёме);
•
3б – высокий (выполняет задание в полном объёме).
Диагностика развития вокально-интонационного слуха
Цель -определить уровень развития вокально-интонационного звука
Первый год обучения
№ Ф.И.
ребёнка
1
Показатели
Интонир
Уровни
Развити
Уровни
Развитие
ование
е
ансамблев
прослуш
звуковы
ого
анных
сотного
навыка
звуков
слуха
Средний
Уровни
Высокий:
Высокий:
Высокий:
1.Повторен
1.После
1.Умение
ие
прослушивания
начинать и
проигранн
мелодии
заканчиват
ых
различает
звуков
звуки
после
по
одного
пределах квинты,
прослушив
кварты.
ания
Самостояте
высоте
в
ь вместе
Средний
2.
Стремлени
Средний:
льно.
2.
в
выделиться
Средний:
пределах октавы,
в хоровом
2. Повторе
септимы
исполнени
ние
проигранн
ых
звуков
после
3х
Различает
е
Низкий:
3.Не
различает
звуки по высоте
и (раньше
вступить,
громче
петь
прослушив
Низкий
аний
3.
С
Неумение
незначител
петь,
ьной
слушая
поддержко
товарищей.
й педагога.
Низкий:
3.неумение
повторить
проигранн
ые звуки с
поддержко
й педагога
Диагностика развития вокально-интонационного слуха второго года обучения
Цель
-
определить
уровень
развития
вокально-интонационного
звука
воспитанников второго года обучения
№ Ф.И.
ребёнка
Показатели
Инто
Уровни
Развитие Уровни
Мелоди
ниро
гармони
ческий
вание
ческого
слух
просл
слуха
Уровни
ушан
ной
мело
дии
1
средн Высокий:
ий
Высокий:
Высокий:
1. Пение
1.
1.Умение слышать и
прослуша
Пропеван
анализировать
нной
ие одного
движение
мелодиис
голоса из
после
амостоят
двух,голо
прослушивания
ельно.
сной
Средний:
Средний:
фактуры с
2. Умение слышатьи
2
одноврем
Пение
прослуша
енным
ной
исполнен
мелодии
одного
анализировать
движение
после
мелодии
2-
у
мелодии
ием
3прослушиваний
при
другогого
Низкий:
незначите
лоса
3. Умение слышатьи
льной
Средний:
анализировать
поддержк
2. Пропев
движение
е.
ание
послес
Низкий:
одного
педагога
3. Пение
голоса из
прослуша
двух,голо
нной
сной
мелодии
фактуры с
с
одноврем
поддержк
енным
ой
исполнен
голосом
ием
педагога.
другогого
лосас
помощью
педагога
Низкий:
3. Пропев
ание
одного
голоса из
двух,голо
сной
фактуры
без
исполнен
ия
другогого
лоса
мелодии
помощью
Диагностика развития вокально-интонационного слуха третьего года обучения
Цель
-
определить
уровень
развития
вокально-интонационного
звука
воспитанников третьего года обучения.
№
Показатели
Уровни
Критерии
Интонирование песни.
Высокий
1. Сольное исполнение песни с
минусовой фонограммой.
Средний
2 Исполнение песни с минусовой
фонограммой дуэтом.
Низкий
3. Исполнение песни с минусовой
фонограммой в ансамбле.
2
Развитие гармонического Высокий
1.Подбор услышанной мелодии на
слуха.
инструменте без помощи педагога.
Средний
2.Подбор услышанной мелодии на
инструменте
с
незначительной
помощью педагога.
Низкий
3 Неумение подобрать услышанную
мелодию.
у
Карта успеха обучающегося
Ф.И.О._______________________________
№ Наименование Дата
мероприятия
Название
Твоя оценка
Доволен
ли
проведения произведения выступления(отлично, ты
(песни)
хорошо,
результатом?
удовлетворительно)
Оценочные материалы : Приложение№1
Первый год обучения:
При поступлении в творческое объединение учащиеся проходят прослушивание, где им
предлагается:
1.Спеть знакомые песенки (1-2) с музыкальным сопровождением и без него.
2.Повторить с помощью голоса музыкальный отрывок после проигрывания его на
инструменте.
3.Определить на слух количество исполненных педагогом на инструменте звуков (1-2-3)
4.«Прохлопать» ритмические рисунки, предложенные педагогом.
5.Определить настроение, переданное в прозвучавшей музыке (определение ладового
восприятия).
Система оценивания: Высокий уровень – 5 баллов Средний уровень – 3 балла Низкий
уровень – 1-2 балла
По окончании первого года обучения учащимся предлагается пройти испытания, в ходе
которых определяется уровень их теоретической и практической подготовки.
Задания для определения уровня владения теоретическим материалом:
1. Какое общее название имеют музыкальные инструменты пианино и рояль?
А) клавиатура б) фортепиано в) пианист
2. Человека, владеющего игрой на музыкальном инструменте, называют:
а) композитор
б) слушатель
в) исполнитель 3.
Певческая установка - это
а) установка корпуса, головы, рта;
б) правильное положение корпуса, которое обеспечивает правильную работу голосового
аппарата;
в) музыкальный ансамбль.
4. Какие жанры музыки ты знаешь?
а) песня
б) танец
в) марш
5. Ритмом называется
а) знак молчания;
б) временная сторона мелодии, комбинация длительностей, основанная на равномерной
пульсации;
в) сила звучания мелодии.
6. Темп – это
а) сила звука;
б) скорость исполнения произведения;
в) певучее последование звуков.
7. Как называется самый высокий детский голос?
а) тенор; б) сопрано; в) дискант.
8. Пауза – это
а) временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения;
б) многократное повторение мелодической фразы;
в) звукоряд.
9. Согласен ли ты, что композиторы П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев
посвятили детям целые сборники пьес?
А) да
б) нет
в) не знаю
10. Какое произведение мамы исполняют своим детям перед сном?
А) марш
б) вальс
в) колыбельная
Система оценивания: Высокий уровень – 9-10 баллов Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень – менее 5 баллов
Второй год обучения
Задания для определения уровня владения теоретическим материалом:
1.Как называется интервал в четыре ступени?
А. Гектар.
Б. Кварта.
В. Миля.
Г. Кружка.
2.Сколько музыкантов не может быть в ансамбле?
А. 1.
Б. 3.
В. 5.
Г. 9.
3.Как называется место в музыкальном театре, где размещается оркестр?
А. Ров.
Б. Овраг.
В. Грот.
Г. Яма.
4. Какое музыкальное произведение, являющееся символом государства, слушают стоя?
А). Марш.
Б). Поэма.
В). Ода
Г). Гимн.
5.Как называется пение без слов?
А). Вокализм.
Б). Речитатив.
В). Вокализ.
Г). Этюд.
6.Назовите самый низкий мужской голос:
А). Бас.
Б). Альт.
В). Тенор.
Г). Баритон.
7. Какие инструменты были у квартета из басни И.А.Крылова?
А).Струнные.
Б).Струнные и духовые.
В).Струнные и ударные.
Г).Духовые.
8. Какое слово, на взгляд музыканта, здесь лишнее?
А). Фасоль.
Б). Доля.
В). Миля.
Г). Роза.
9.Назовите высокий женский голос:
А) альт
Б) бас
Г) сопрано
Система оценивания: Высокий уровень – 9-10 баллов Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень – менее 5 баллов
Третий год обучения
Задания для определения уровня владения теоретическим материалом:
1. Определи названия струнных инструментов:
а) скрипка, виолончель, контрабас
б) барабан, кастаньеты
в) фагот, флейта, кларнет
2. Как можно определить понятие «динамика»:
а) скорость музыки
б) громкость музыки
в) окраска музыки
3. Из перечисленных фамилий выберите только фамилии известных вам русских
композиторов
а) К.И.Чуковский, А.С.Пушкин, Н.В. Некрасов
б) П.И.Чайковский, М.И. Глинка, С.С.Прокофьев
в) Э. Григ, И.С.Бах, Бетховен Л.В.
4. Какой инструмент является самым большим в мире?
а) арфа
б) орган
в) рояль
5. Исполнение музыкального произведения вдвоем называется
а) диалог
б) ария
в) дуэт
6. Руководитель хора - это
а) поэт
б) солист
в) дирижер
7. Отметьте женские голоса:
а) бас, тенор, баритон
б) сопрано, альт
в) дискант
8. Запишите определения в порядке возрастания числа исполнителей:
квартет, солист, дуэт, хор, солист, трио
9. Установи соответствие авторов и произведений:
1.Григ Э. а) «Времена года»
2.Чайковский б) «Конек-Горбунок» 3.Шерин Б.
в) «Пер Гюнт»
10. Как называется лад, в котором написана веселая п настроению музыка?
а) минор
б) мелодия
в) мажор
Система оценивания: Высокий уровень – 9-10 баллов Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень – менее 5 баллов
Мониторинг уровня сформированности практических навыков можно осуществлять
в соответствии с предлагаемой системой:
№
Параметры
1бал
2 бала
3 бала
неправильное
Допускаются
Хорошее знание и
дыхательной
исполнение
некоторые
правильное
гимнастики
дыхательной
ошибки
гимнастики
исполнении
дыхательной
дыхательной
гимнастики
Первый год обучения
1
Знание
приемов
в исполнение
гимнастики
2
Правильная
постановка
Неправильно
Не
корпуса держит корпус при
при пении
всегда Правильно
правильно
держит
корпус
держит корпус при пении
пении
при пении
3
Вокальная интонация
не
владеет Не
всегда Владеет
вокальной
выдерживает
вокальной
интонацией
вокальную
интонацией
интонацию
4
Певческое дыхание в Дыхание
длинных
5
не Дыхание
правильное
не Умеет правильно
всегда
распределить
музыкальных фразах
правильное
дыхание
Артикуляция гласных Неправильно
Не
и согласных звуков
правильно
произносит
трудные
всегда Правильно
произносит
для произносит
трудные
в трудные
для произношения
произношения
пении согласные и произношения
согласные
в
для
в
пении согласные
пении и гласные
согласные
и
гласные
6
Умение
работать
фонограммой
с Не умеет работать Испытывает
под фонограмму
некоторые
Свободно
исполняет
трудности при музыкальное
пении
под произведение под
фонограмму
фонограмму
7
Умение
распеваться Демонстрирует
(правильно
петь недостаточные
специально
навыки
подобранные
голоса вокальных
вокальные
Свободно и чисто
некоторые
исполняет
для трудности при вокальные
для исполнения
развития
Испытывает
упражнений
интонировани
и
упражнения
вокальных
упражнений
упражнения)
2 год обучения
1
Знание
приемов неправильное
Допускаются
Хорошее знание и
правильное
дыхательной
исполнение
некоторые
гимнастики
дыхательной
ошибки
гимнастики
исполнении
дыхательной
дыхательной
гимнастики
в исполнение
гимнастики
2
Умение
управлять Навык отсутствует
Не
всегда Демонстрирует
диафрагмальным
получается
умение
дыханием
делать
спокойный
спокойный
делать
без
и напряжения вдох,
равномерный,
его задержание и
без
равномерный
напряжения
выдох
вдох
3
Умение
озвучивать Не умеет
резонаторные
грудной,
зоны:
Не
всегда Хорошее
получается
владение
средний,
вокальной
головной
4
техникой
Формирование
Не
Не
всегда Имеет
тембра
сформированный
демонстрирует
голоса
тембр голоса
красивый
красивый
тембр голоса
тембр
5
Умение
работать
микрофоном
с Не умеет работать Имеет
с микрофоном
Умеет работать с
некоторые
микрофоном
трудности при
работе
с
микрофоном
6
Умение
петь
в Не умеет петь в Не
эстрадном стиле
эстрадном стиле
всегда Свободно владеет
хорошее
манерой
исполнение
эстрадного
исполнителя
3 год обучения
1
Вокальное
Не
владеет Не
всегда Владеет
интонирование
вокальным
выдерживает
вокальным
интонированием
вокальное
интонированием
интонирование
2
Умение
Не
владеет Испытывает
Свободно
самостоятельно
навыком
некоторые
самостоятельно
распеваться
самостоятельной
трудности
исполняет
подготовки
вокальные
голосового
упражнения
аппарата к работе
3
Умение
управлять Навык отсутствует
Не
всегда Владеет навыком
диафрагмальным
получается
спокойного
дыханием: спокойный
делать
напряжения
без напряжения вдох,
спокойный без вдоха,
его
напряжения
задержание
и
равномерный выдох
вдох,
задержания
его равномерного
задержание
и выдоха
равномерный
выдох
4
Умение
озвучивать Не умеет
резонаторные
грудной,
зоны:
Не
всегда умеет
получается
средний,
головной
5
Умение правильно и Не умеет
Не
всегда умеет
самостоятельно
получается
разучивать песню
6
Владение
подвижностью голоса
Не владеет
Не
владеет
всегда владеет
без
его
и
Методическое обеспечение
Методы обучения:
Словесный метод – при знакомстве с новым материалом педагог применяет
словесный метод.
Упражнение (целенаправленное, специально организованное повторяющееся
действие) – как метод формирования вокально-хоровых навыков. Благодаря упражнениям
способ действия совершенствуется и закрепляется и говорит о формировании навыков.
Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не
обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных
частных операций.
Метод анализа и сравнения – во время беседы по прослушанному произведению,
имеет большое значение для развития восприятия музыкального материала.
Наглядно-слуховой метод – для изучения попевок, песен с использованием
мультимедийной аппаратуры (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска).
Репродуктивный метод-знакомство с новым материалом, новыми терминами,
демонстрацией певческих умений, разучивание текстов и мелодий песен.Репродуктивный
метод является главным на этапе освоения воспитанниками необходимых начальных
профессиональных
знаний,
приобретения
первичных
навыков
дикции,
ритмики,
мелодики, певческого дыхания, и звуковоспроизведения.
Стимулирующий или поощрительный метод – метод ,при котором учащимся
предлагается музыкальная игра. Выполнение заданий в виде загадок, музыкальной
викторины, которые требуют поиска ответа при помощи активизации уже полученных
знаний.
Игровой метод -на каждом занятии проводятся игровые тренинги, направленные
на совершенствование певческого, дыхательного и артикуляционного аппарата. С этой
целью используются распевания, построенные на постепенном расширении певческого
диапазона, включающие элементы дыхательной гимнастики, различные дикционные
упражнения, логопедические распевки.
Метод дифференцированного обученияактивизирует процесс музыкального
воспитания, помогает заинтересовать ребят, оживить процесс разучивания песни.
Сущность метода заключается в том, что группаделится на интонационные группы
соответственно уровню развития музыкального слуха учащихся.
Специальные методы:
Концентрический метод.
Этот метод (а точнее – методика), разработал основоположник русской вокальной
школы М.И. Глинка. Его метод лежит в основе методических систем многих авторов и
используется в работе, как с взрослыми, так и с детьми. М.И. Глинка считал, что сначала
необходимо усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся
безо всякого усилия. Голос должен развиваться естественного «центра голоса», на
котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр.
В основе концентрического метода лежат следующие установки:
•
плавное пение без придыхания;
•
при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема;
•
непринужденность и свобода голосообразования без напряжения, форсировки и
перегрузки;
•
умеренное раскрытие рта при пении;
•
пение без гримас и чрезмерных усилий;
•
пение на меццо-форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе
работы (в работе с детьми силу голоса необходимо соизмерять с индивидуальными
и возрастными возможностями ученика);
•
умение долго тянуть звук ровным по силе голосом (что гораздо труднее, чем
менять силу);
•
умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком (то есть, сохранять
одинаковый регистровый настрой, что возможно в пределах лишь небольшого по
диапазону отрезка звукоряда и при соблюдении одинаковой динамики);
•
точное «попадание» в ноту в момент атаки звука (без «подъездов»);
•
соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений:
сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на
двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять; далее –
тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с
последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы;
•
не допускать усталости.
Метод развития метроритма.
Развитие ритмического чутья начинают с первого же момента работы с детьми.
Длительности активно отсчитываются, используя следующие способы счета: вслух хором
ритмический рисунок; простучать ритм и вместе с тем читать ритм песни. Ритмические
особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания,
обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения,
или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление
поющих, взятие дыхания, атаки и снятия звука.
Чтобы добиться выразительности и точности ритма на занятиях применяются
пальчиковые игры, народные игры, упражнения на ритмическое дробление, что
впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.
Метод художественного чтения.
Метод включает в себя:
•
проговаривание текста произведения, ответов детей, приветствия, прощания
активным артикуляционным аппаратом шепотом, что активизирует дыхательную
мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
•
беззвучную, но активную артикуляцию при мысленном пении с опорой на внешнее
звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию
звукового эталона;
•
проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным
голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание при этом должно
быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки
речевого голоса.
Метод стилевого подхода широко применяется в программе, нацелен на
постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального
произведения,
понимание
стиля,
методов
исполнения,
вокальных
характеристик
произведений.
Метод системного подхода направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы
Метод импровизации и сценического движения –умение держаться и двигаться
на сцене, раскрепощённость перед зрителями. Использование данного метода позволяет
поднять исполнительское мастерствонановый профессиональный уровень, приходиться
следить не только голосом но и за своим телом;
Творческий метод используется в программе как
педагогический
метод,
определяющий
практического воплощения.
важнейший художественно-
качественно-результативный
показатель
её
Творчество понимается какнечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребёнку и поэтомувсегда новое.
Принципы педагогического процесса:
•
принцип единства художественного и технического развития пения;
•
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному;
•
принцип успешности;
•
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
•
принцип творческого развития;
•
принцип доступности;
•
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности
ребенка;
•
принцип индивидуального подхода;
•
принцип практической направленности.
Исходными теоретическими положениямивыступают: психолого-педагогическая
концепция деятельности (Н.В. Кузьмина, И.И. Брехмана, Г.М. Коджаспирова), основные
положения возрастной педагогики, психологии и физиологии детей младшего школьного
возраста
(Г.С.
Абрамовой,
Б.Г. Ананьева,
Л.И. Божович,
Л.С. Выготского,
Д.Б.
Эльконина, В.Г. Каменской, Р.С. Немова, А.Г. Хрипковой и др.), вокальные методики
(Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, А.М. Кравченко, А.Г. Менабени, О.П. Павлищевой,
Сета Риггза, Г.П. Стуловой, И.Г.Егоровой, М.А.Давыдовой).
Структура занятий
1. Введение в вокал. Для тех, кто впервые пришел на урок вокала. Объяснение
строения голосового аппарата человека. Знакомство с основными гигиеническими
правилами охраны голоса. Снятие психологических, а значит и физиологических зажимов,
которые мешают естественному звукоизвлечению. Упражнения в горизонтали и
вертикали на нахождение и использование мышц, создающих опору для пения. Введение
занимает от 1 до 3-х уроков вокала начального уровня в зависимости от скорости
усвоения обучающимися основных принципов дыхания и формирования звука.
2. Дыхание на уроке вокала. Урок вокала должен начинаться с комплекса
упражнений на дыхание. Правильное певческое дыхание способствует естественному
развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма, прежде всего
голосового аппарата.
3.Распеваниена уроке вокала. Первые упражнения - распевки на уроке вокала носят
разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях обучающиеся должны
разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой
аппарат. Следя за правильным формированием звука, за работой резонаторов.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на
расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий
характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества
звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.
Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных
технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на
продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на
кантиленном, то есть плавном, голосоведении).
Распевки в движении - соединение пения и движения - это очень важная часть
урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на
налаживание координации, которая помогает пению.
Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне
обучения (30-40 минут). Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и
освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут.
Остальное время науроках вокала отдается работе над репертуаром.
4. Работа над репертуаром на уроках вокала. Выбор репертуара для пения
происходит совместно с педагогом по вокалу, учитывая пожелания и возможности
обучающихся. По мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных
приемов время на уроках вокала, отведенное работе над репертуаром, увеличивается с 15ти до 30-ти минут и более
Календарный учебный график
Год
Дата
обучения
начала
Дата
Количество
окончания учебных
часов
обучения
недель
в год
36
144
обучения
1 год
Всего
01.09.2024 28.05.2025
Режим
Сроки
сроки
промежу итоговой
занятий
точной аттестации
аттеста
ции
2 раза в
11 – 15
неделю
января
12-22 мая
по 2
часа
2 - 3 год
01.09.2024 28.05.2025
36
216
3 раза в
11 – 15
неделю
января
12-22 мая
по 2
часа
Условия реализации программы
Для реализации программы имеется учебный кабинет №2, инструмент (синтезатор),
ноутбук с выходом в Интернет, колонки, микшерский пульт, микрофоны, готовые
фонограммы.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
•
анализ успеваемости, отслеживание результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
•
прослушивание
песен
в
исполнении
современных
детских
творческих
коллективов, как качественный и яркий пример (например, «Непоседы», «До-мисолька» и др.);
•
индивидуальная работа – занятия с солистами;
•
отчётный концерт для родителей, педагогов и детей различных объединений;
•
открытые занятия (теория и практика);
•
участие в концертах и других мероприятиях, проводимых в Доме творчества;
•
участие в конкурсах – фестивалях различного уровня;
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного
обучения могут быть дипломы, грамоты.
Список литературы.
1.
Абрамов Г.С. Возрастная психология,- М., 1999 с.-662
2.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», Москва
2000, 334 стр.Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.258с.
3.
Анищенкова
Е.С.
«Артикуляционная
гимнастика
для
развития
речи»Издательство: АСТ
4.
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5.
Брандель
С.
Дифференцированное
обучение
пению
в
1
классе
общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 6.- М., 1970.
6.
Безант А.Вокалист.Школа пения: Учебное пособие/А.Безант.-СПб.: Планета
музыки,2019.-192с.
7.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь,- М., 2002
8.
Ю.А. Барсова "Вокально-исполнительские и педагогические принципы
М.И.Глинки". Л. - "Музыка". 1967, - 65 с.
9.
2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети: М, 1991.
10.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. –
11.
Вокал. Краткий словарь терминов и понятий / Vocal: Concise Dictionary of
415с.
Terms and Notions. - М.: Планета музыки, Лань, 2015. - 352 c.
12.
Гладская С.О. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып.14. – М.: 1979. С.24 – 31.
13.
Глушакова
Т.И.
Вокальные
упражнения
в
процессе
формирования
певческих навыков школьников в хоре: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.:1982. – 16с
14.
3.
Голубев
П.В.
Советы
молодым
педагогам-вокалистам.
–
М.:
Государственное музыкальное издательство, 1963.
15.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
16.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,1968. – 675 с.
17.
Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Д. Орлова.
– М.:1972, М.: Музыка, 1972. – 32 с.
18.
256с.
Давыдова М.А.Поурочные разработки по музыке.1 класс.-М.:ВАКО.2014.-
19.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань,
2000. – 192 с.
20.
Елисеева
Шмидт,
Э.С.
Энциклопедия
хорового
искусства
/
Э.С.
ЕлисееваШмидт. - Москва: ИЛ, 2016. - 298 c.
21.
Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских
интересов младших школьников в детском хоре / Музыкальное воспитание в школе. Вып.
13. Сборник статей / Сост. О.А. Апракcина. – М.: Музыка, 1978. С. 37-46.
22.
Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф.Ф. Заседателев. -
М.: Либроком, 2013. - 120 c.
23.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост.
В.И. Викторов. - М.: Просвещение, 1981.-192 с.
24.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке - М.: Просвещение,
1989.-191 с.
25.
Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1
класса («гудошниками»). В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 11.- М., 1976.
26.
Каменский В. О певческих навыках в первых и вторых классах// Вопросы
певческого воспитания школьников. В помощь учителю пения – Л.: 1959. С. 31 – 52.
27. Клименко В.В. ―Психологические тесты таланта‖ С-Петербург, 1996 9.
Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. М.,
2000.
28.
Огороднов
Д.Е.
Музыкально
–
певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе. Метод. пособ. – Л.: Музыка. Ленинградское отделение,
1972. – 152 с.
29.
Осеннева М.И. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания
младших школьников,- М., 2001
30.
Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.:
Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.
31.
Романюк
Е.А.
«Основы
вокально-хоровой
работы
с
младшими
школьниками», Тверь 2009, 87 стр.
32.
Cкороходова Н.В. Проблема формирования навыков пения и речи в
вокальном обучении бакалавров театрального искусства //Вестник орловского гос.
Университета. Серия: новые гуманитарные исследования № 1 -2012. ISSN 1997 – 9878
с.148-150.
33.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:
Прометей, 1992. – 270 с.
34.
Сюзанн Амент. «Допеть до победы!»
Издательство: Academic Studies Press, ISBN 9785604470992
35.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Академия
педагогических наук РСФСР, 1947 – 326 с.
36.
Лобарев Г. П., Панфилова М. М. Сборник «Об огнях-пожарищах...» ISBN 5-
250-02475-0, 1994.-416с.
37.
Лысогорова Н.Е., пед-орг, Олару Г.В., методист, Соловьева Е.А., программа
«Вокальное мастерство» МУДО «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.
Саратова», Саратов, 2015. 7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . –
СПб.: Питер , 2007.
38.
39.
Черноиваненко Н. Формирование творческих способностей младших
школьников в певческой деятельности. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14.М., Просвещение, 1989.
40.
Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей,- М., 1999
41.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и
педагогика М, 1974. – 224c.
Интернет-источники:
https://урок.рф/library/test_po_teme_ohrana_i_gigiena_pevcheskogo_golosa_102 957.htm
https://testy.online/test-po-muzyke-7-klass-s-otvetami
https://testy.online/test-skolko-u-tebya-ushej/
https://ustaliy.ru/snax_quiz/test-pomnite-li-vy-sovetskie-pesni/
https://pavddt.edusite.ru/p58aa1.html
https://banktestov.ru/test/28856
https://anna-lev.com/otsenite-svoj-golos/
https://videouroki.net/tests/vokal-noie-iskusstvo.html
Литература для детей и родителей.
1.
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2.
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3.
Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
4.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
5.
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
6.
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
7.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
8.
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000.
9.
Сюзанн Амент. «Допеть до победы!»
Издательство: Academic Studies Press, ISBN 9785604470992
10.Лобарев Г. П., Панфилова М. М. Сборник «Об огнях-пожарищах...» ISBN 5-25002475-0, 1994.-416с.