Программа 2025 г.Щербакова Т.В(с титульным 2025).

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА
УЛАН-УДЭ»
Принята на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «27» августа 2025г.

МБУ ДО «ДТОР»
’’Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Художественная ИЗО школа»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 год

Составитель: педагог дополнительного образования
Щербакова Татьяна Владимировна

Улан - Удэ, 2025 г.

1

Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи
1.3. Учебно-тематический план 1 года обучения
1.4. Содержание программы 1 года обучения
1.5. Учебно-тематический план 2 года обучения
1.6. Содержание программы 2 года обучения
1.7. Учебно-тематический план 3 года обучения
1.8. Содержание программы 3 года обучения
1.9. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Формы аттестации
2.2. Оценочные материалы
2.3. Методические материалы
2.4. Календарный учебный график
2.5. Условия реализации программы
2.6. Список литературы

1

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Художественная ИЗО Школа» (Композиция) (далее - Программа) реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в

РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629
утверждении

Порядка

организации

деятельности по дополнительным
- Методические

и

осуществления

общеобразовательным

рекомендации

по

образовательной

программам»;

проектированию

общеобразовательных общеразвивающих программ

«Об

дополнительных

Министерства образования и

науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
-

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №

ВК641/09

от

адаптированных

26.03.2016

«Методические

дополнительных

рекомендации

по

общеобразовательных

реализации
программ,

способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ».
- Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
2

- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
- Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
- Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР»
приказ № 143 от «05» 06 2024 г.
Актуальность программы. Данная программа составлена с учётом национально
-регионального компонента с целью пропаганды, приобщения и воспитания юного
поколения на основе изучения яркого и самобытного искусства

Бурятии и

населяющих её народов. Знакомство учащихся с народны ми истоками позволяет
осознать и свою причастность к тысячелетней и богатейшей истории Родины, а
также помогает детям впитать в себя её высокие нравственно -эстетические
ценности. Важно то, что душа каждого народа, его жизнедеятельность, культура и
обряды, уважительное отношение к землякам, предкам, старшим, друг к другу,
честность

и

справедливость,

ответственность
национального

за

скромность

порученное

самосознания

дело

и

вежливость,

служит

основой

трудолюбие

и

формирования

личности.

Направленность программы. Программа «Художественная ИЗО Школа»
(Композиция) имеет художественную направленность и предоставляет широкие
возможности

для

художественного,

эстетического

и

духовно

-нравственного развития обучающихся.
Занятия по программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием
художественно - творческих способностей, эмоционального восприятия и
образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира
искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира.
3

Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что процесс
подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса,
чувства цвета, композиционного решения, а также самореализации обучающихся в
творчестве, развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности,
креативности,

развитие

интеллектуальных

умений,

инструментальных

способностей и образного мышления, доступность для детей разного уровня
развития и возможностей. В свою очередь,

этнопедагогическое

обеспечение

успешно осуществляется только тогда, когда педагог-мудрый воспитатель,
постоянно работает над собой и ставит ясную стратегическую цель для
формирования

молодого

поколения

в

соответствии

с

национально

-

региональными и общественными ценностями; систематически осуществляется
изучение истории и

культуры своего края, следуя истине: «Человек без прошлого

как дерево без корней», обобщаются идеи народной педагогики и творчества;
Педагог вооружает учащихся
самооценки,

саморазвития

средствами самосознания, самореализации,
и самоконтроля - важнейшими составляющими

социума.
Чтобы

возродить

обратиться

утраченное,

растерянное,

к истокам, к традиционной

человеку

национальной культуре

надо вновь
во всех её

проявлениях. Поэтому сегодня, как никогда, духовная культура приобретает
приоритетное звучание.
Учащиеся должны не только хорошо знать культурное богатство своего народа, но
и добывать, изучать, исследовать и пропагандировать его.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 7-17 лет. В
группы принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от
наличия у них природных и специальных физических данных. Занятия проводятся
в разновозрастных группах.
Особенности организации образовательного процесса.
Формирование групп осуществляется с учётом возрастных особенностей и
санитарно-гигиенических требований, наполняемость в группах составляет 12–15
человек в соответствии с количеством рабочих мест.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: групповая.
Форма организации занятий: аудиторная.
Формы проведения занятий: беседа, игра, обсуждение материала, практикум,
тестирование, работа над групповым проектом, экскурсия, конкурс. Программный
материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у
4

всех детей. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда
обучающихся находят применение в создании групповых работ.
Формы обучения. Программа реализуется в очной форме. Но в зависимости от
сложившихся санитарно – эпидемиологических условий программа может быть
реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной формах.
Уровень

программы,

объем

и

сроки

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы.
Сроки реализации. Программа «Художественная ИЗО Школа» (Композиция)
рассчитана на

3 года обучения. Срок освоения и объем работы по годам: 1-й год

– 144 часа; 2-й год – 144 часа, 3-й год - 144 часа.
442

Общий объем

программы

часа.

Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий. Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).
Занятия спаренные по 40 минут с

перерывом 10 минут.

1.2. Цели и задачи.
Цель - развитие художественных, творческих, изобразительных способностей
детей

в

процессе

национально-региональных
традиционной

обучения

основам

особенностей

композиции
искусства

с

родного

учётом
края

и

культуры России

Развитие творческой фантазии, стремление к творческому самовыражению,
определение нравственных позиций учащихся, его миропонимание, приобщение к
художественному наследию своего народа
Задачи:
Предметные:
1. Научить использовать композиционные возможности изображения: выбирать
мотив, формат, управлять листом и т.д. Выделять ритмически выразительные
элементы натуры и выявлять основную цвето - тоновую структуру картины,
передавать состояние и настроение.
2. Научить предвидеть конкретную изобразительную форму будущей

работы,

оценить выразительность и интересность выбранного мотива.
3. Обучить приёмам пользования эскизов в работе над пейзажем, портретом,
тематической композицией по памяти или с натуры, учитывать необходимость
предварительной эскизной работы для каждой картины, живописи и
графики.
5

4. Научить

наблюдать и зарисовывать с натуры, с целью обогащения замысла

тематической композиции организационными пластическими и декоративными
решениями.
5. Обучить

системе организации основных

элементов картины: углубить

изображение, использовать для передачи предметно - пространственных
свойств элементы перспективы, конструктивное построение, моделировка
формы светотенью, цветовые отношения, разнообразные решения «касания»
контуров...
6. Научить самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять
её недостатки, находить ответы на вопросы, возникшие в процессе
практической работы.
Метапредметные:
1. Развить

способность варьировать и импровизировать в использовании на

практике

разнообразных возможностей художественных материалов; отойти

от шаблона; использовать пространственные эффекты и живопись «воздуха».
1. Развить наблюдательность учащихся в работе над тематическим рисунком,
накопление впечатлений реальной жизни. В изображении людей - стремление к
разнообразию пропорции фигуры, форм и цвета, лиц и рук.
2. Развить

цветочувствительность в передаче предмета в рисунке и живописи с

использованием различных возможностей материала, пройти через период
искания изобразительной формы или цвета, тона и т.д.
3. Развитие композиционного мышления. В работе над эскизом с натуры, по
памяти, по представлению разъяснить, что от размещения изображения
листе,

зависит

результат: показать

учащемуся

на

на практике различные

варианты решений и возможность выбора наилучшего, как одной из основных
задач художника
Личностные:
1. Воспитать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого
народа России - общее достояние нашего Отечества, её вклад
культуру,

наследие достойно

2. Формировать

уважения

представления

об

в

мировую

и сохранения в веках.

общечеловеческих

ценностях,

свойственных каждой конкретной национальной культуре.
3. Воспитать

особые

качества

эстетического

сознания,

раскрывая

взаимодействия национального народного искусства с разными областями
профессионального (классического)

искусства.
6

4. Пробуждать активное стремление
человеческих

отношениях

деятельности

и нетерпимость

утверждать

красоту

повседневной
к негативу

во

жизни,

в искусстве, в
в

трудовой

всех проявлениях жизни.

1.3.Учебный план 1 года обучения 144 часа
№

Наименование темы
раздела.

Часы

Формы контроля,
аттестации.

1.

Введение

всего
2

теория
1

практика
1

2.

Живопись

36

2

34

3.

Графика

16

2

14

4.

Композиция

74

3

71

5.

ДПИ

16

2

14

Итого:

144

10

134

Учебно – тематический
1 года обучения
№

Название темы

1

Введение

2

Сказочный цветок

3

Дерево сказок

4

Золотая осень

5

Моя подружка

Основные задачи
сквозного тематического
планирования

Устный опрос
Практическая работа
беседа, зачёт
Практическая работа,
беседа, зачёт
Практическая работа
зачет, выставки
Практическая работа,
выставка

план
Часы

Формы
аттестации
контроля

всего

теор

практ

ТБ, гигиен требования, орг
вопросы
Умение видеть необычное
в обычном

2

1

1

6

6

Практикум
Зачёт

Обретения навыков
композиции, техники
рисунка и живописи с
помощью копирования
Декоративное рисование как средство развития
чувства ритма, цвета,
активизации абстрактного
мышления
Рисование портрета, как
искусство изображения
человека, его характера

6

6

Практикум
Зачёт Опрос

6

6

Практикум
Зачёт опрос

7

Практикум
Зачёт
Викторина

8

1

7

6

Зимняя пейзаж

Восприятие музыки как
образ, как чувственное
выражение мыслей и
мечтаний человека

6

7

Эскиз
карнавального
костюма

Выразительность
художественного образа,
основы дизайна

6

Национальный
бурятский костюм
Бурятский
орнамент
копирование
Праздник «Белого
месяца»

Костюм - паспорт нации

6

Декоративно-прикладное
искусство Бурятии, этносов

Праздник
бабушек
и мам
Праздник «Пасха»
вчера и сегодня
ВОВ посвящается

9
10
11
12
13
14

Тематическая
композиция

1

5

Опрос
Практикум
Зачёт

6

Контрольный
срез

1

5

8

1

7

Практикум
Зачёт
Практикум
Зачёт

Этнопедагогика, связь
поколений

8

1

7

Любовь к родным и близким
отражается, как в зеркале, в
рисунках учащихся
Христианский праздник,
связь поколений
Воспитание патриотизма,
любви к Родине
Иллюстрирование
литературных произведений
как средство развития
изобразительного творчества
и впечатлений
ИТОГО:

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

144

10

134

Конкурсное
задание
Викторина
Конкурсное
задание
Опрос
Конкурсные
задания
Практикум
Зачёт
Практикум
Зачёт Опрос

1.4 Содержание программы 1- год обучения 144 ч.
1. Введение
Теория:

Знакомство Ознакомление с гигиеническими требованиями и техникой

безопасности. Рассказ о студии, знакомство с программой. Решение орг вопросов.
2. Сказочный цветок
Теория: Декоративное рисование - как средство развития чувства ритма, цвета,
активизации абстрактного мышления. Реалистическое

рисование и стилизация.

Примеры стилизации. Приёмы
Практика: Изобразить сказочный цветок, применяя стилизацию форм и цветового
решения
3. Дерево сказок
Теория: Умение видеть необычное в обычном. Ожившее дерево. Дерево-душа.
8

Практика: Выполнить творческую композицию, передавая образ и сказочность.
Передать сказочность через форму, цветовое решение, идейное содержание
4. Золотая осень
Теория: Жанр Пейзаж. Виды пейзажей – городской, морской, горный, лесной, по
временам года и т.д
Практика: Обретения навыков композиции, техники рисунка и живописи с
помощью
копирования. Выполнение осеннего пейзажа. Передача цветового отношения,
настроения
5. Моя

подружка

Теория: Рисование портрета, как искусство изображения человека, его
характера. Понятие образ. Пропорции
Практика: Нарисовать портрет подружки по памяти, по представлению, передавая
настроение и окружение
6. Зимняя пейзаж
Теория: Восприятие музыки как образ, как чувственное выражение мыслей и
мечтаний

человека

Практика: Композиция на передачу мыслительных образов от прослушивания
музыки:

снегопад, метель, затишье….

7. Эскиз карнавального костюма
Теория: Выразительность художественного образа, основы дизайна, Виды
костюмов, материалы. персонажи
Практика: Выполнить эскиз карнавального костюма в

смешанной технике

8. Национальный бурятский костюм
Теория: Костюм - паспорт нации. Состав костюма. Цвет. Элементы. Разновидность.
Практика: Изображение костюма, форма, цветовой набор, образ
9. Бурятский
Теория:

орнамент копирование

Декоративно-прикладное

искусство

Бурятии,

этносов.Принцип

построения орнаментов, элементы, связки, цвет
Практика: Выполнить орнаментальную композицию по примеру или выполнить
импровизацию.

Изображение костюма, форма, цветовой набор, образ

10. Праздник «Белого месяца»
Теория: Этнопедагогика, связь поколений. Обычаи. Встреча гостей. Костюм.
Утварь
Практика: Выполнить многофигурную композицию
9

11. Праздник бабушек и мам
Теория: Любовь к родным и близким отражается, как в зеркале, в рисунках
учащихся
Практика: Образ мамы, бабушки, настроение, окружение, цветовой настрой,
нежность
12. Пасха вчера и сегодня
Теория: Связь поколений: обычаи, обряды. Символика
Практика: Выполнить композицию, передавая атмосферу праздника, используя
атрибутику и символы
13. ВОВ посвящается
Теория:

Воспитание

патриотизма,

любви

к

Родине.

Разноплановость.

Многофигурность.
Практика: Проиллюстрировать сюжет песни, фрагмент, передавая состояние, цвет
14. Тематическая композиция
Теория: Иллюстрирование литературных произведений как средство развития
изобразительного

творчества

и

впечатлений.

Главный

герой.

Акцент.

Национальный праздник – традиция веков. Народные игры. Обычаи.
Практика:

Выполнить

композицию

произведения,

передать

атмосферу

национального праздника, народных игр, соревнований

10

1.5. Учебный план 2 года обучения 144 часа.
№

Наименование темы
раздела.

Часы

Формы контроля,
аттестации.

1.

Введение

всего
2

теория
1

практика
1

2.

Живопись

36

2

34

3.

Графика

16

2

14

4.

Композиция

74

3

71

5.

ДПИ

16

2

14

Итого:

144

10

134

Учебно – тематический
2 год обучения
Название тема
№
1

Введение

2

Живопись
Осенняя палитра

3

Графика Дудлинг

4

Портрет

5

Композиция
тематическая

6

Композиция
Домашний очаг
Композиция
Мамина радость

7

Основные задачи
сквозного тематического
планирования
ТБ, гигиен требования, орг
вопросы
«Осенний Вернисаж»,
выбор сюжета, ясного
идейного содержания,
выразительного
художественного решения
Рисование объектов
окружающего мира, как
отражение реальности
Рисование портрета, как
искусство изображения
человека, его характера
Выразительность
художественного образа,
основы дизайна
Этнопедагогика, связь
поколений
Любовь к родным и близким
отражается, как в зеркале, в
рисунках учащихся

Устный опрос
Практическая работа
беседа, зачёт
Практическая работа,
беседа, зачёт
Практическая работа
зачет, выставки
Практическая работа,
выставка

план

Часы

Формы
аттестации
контроля

всего

теор

практ

2

1

1

10

1

9

Конкурсное
задание
Викторина

30

1

29

Практикум
Зачёт Опрос

10

1

9

Контрольный
срез

18

1

17

Конкурсное
задание

12

1

11

10

1

9

Практикум
Зачёт
Конкурсное
задание
11

8

Живопись пейзаж

9

Дерево жизни,
символ вечности
Композиция
Военная тематика
Композиция
тематическая

10
11

Обретение навыков
композиции, техники
рисунка и живописи с
помощью копирования
Христианский праздник,
связь поколений
Воспитание патриотизма,
любви к Родине
Иллюстрирование
литературных произведений
как средство развития
изобразительного
творчества и впечатлений

10

1

9

Практикум
Зачёт

10

1

9

16

1

15

Конкурное
задание
Практикум
Зачёт
Конкурсное
задание

ИТОГО:

144

16

16

10

134

1.6. Содержание программы второго года обучения 144 ч
1. Введение
Теория: Теория:

Знакомство Ознакомление с гигиеническими требованиями и

техникой безопасности. Рассказ о студии, знакомство с программой. Решение
организационных

вопросов.

2. Живопись Осенняя палитра
Теория: Техника Аля-прима, картины
Практика: Выполнить композицию цветов в технике Аля-прима
3. Графика Дудлинг
Теория: Виды фруктов. Графика. Линия. Пластика. Средства выразительности.
Практика: Декоративная композиция стилизация
4. Композиция портрет
Теория: Строение головы, лица, пропорции, цвет, колорит, фото, картины
Практика: Выполнить характерный портрет в образе
5. Композиция тематическая

Теория: законы композиции.

Практика: Изображение композиции, многофигурность, стилизация, украшенных
стилизованными узорами
6. Домашний очаг
Теория: Устройство юрты, очаг, уклад, оформление
Практика: Многофигурная композиция,

передающая значимость и тепло очага

7. Мамина радость
Теория: Композиция портрета, виды, образы, материал
Практика: Характерный портрет
12

8. Живопись Пейзаж
Теория: Изучение колорита, мазков, работ художников
Практика: Выполнить пейзаж приближенный к оригиналу
9. Дерево Жизни Символ вечности
Теория: Символизм, стилизация: силуэт, декорирование, цветовая стилизация
Практика: Выполнить декор композицию стилизованного древа жизни
10. Композиция Военная тематика
Теория: Патриотизм, любовь к Родине, стихи, песни военных лет, художники
Практика: Выполнить иллюстрацию музыкального произведения
11. Композиция тематическая
Теория: Сурхарбан, День города, Детства
Практика: Составить композицию, передать атмосферу праздника
1.7. Учебный план третьего года обучения.
№

Наименование темы
раздела.

Часы

Формы контроля,
аттестации.

1.

Введение

всего
2

теория
1

практика
1

2.

Живопись

36

2

34

3.

Графика

16

2

14

4.

Композиция

74

3

71

5.

ДПИ

16

2

14

Итого:

144

10

134

Учебно – тематический
3 год обучения
Название тема
№
1
2

3

Введение

Основные задачи
сквозного тематического
планирования

ТБ, гигиен требования, орг
вопросы
«Осенний Вернисаж»,
Живопись
выбор сюжета, ясного
Осенний город
идейного содержания,
выразительного
художественного решения
Композиция Образ Рисование портрета, как

Устный опрос
Практическая работа
беседа, зачёт
Практическая работа,
беседа, зачёт
Практическая работа
зачет, выставки
Практическая работа,
выставка

план

Часы

Формы
аттестации
контроля

всего

теор

практ

2

1

1

10

1

9

Конкурсное
задание
Викторина

30

1

29

Контрольный
13

и профессия
4

Живопись Пейзаж

5

Композиция
Карнавал

6

Композиция
Встреча гостей
Композиция
Моя семья

7
8

Декоративное
рисование

9

Композиция
Военная тематика
Композиция
тематическая

10

искусство изображения
человека, его характера
Рисование объектов
окружающего мира, как
отражение реальности
Выразительность
художественного образа,
основы дизайна
Этнопедагогика, связь
поколений
Любовь к родным и близким
отражается, как в зеркале, в
рисунках учащихся
Выразительность
художественного образа,
основы дизайна
Воспитание патриотизма,
любви к Родине
Иллюстрирование
литературных произведений
как средство развития
изобразительного
творчества и впечатлений
ИТОГО:

срез
10

1

9

Практикум
Зачёт Опрос

20

1

19

Конкурсное
задание

12

1

11

10

1

9

Практикум
Зачёт
Конкурсное
задание

10

1

9

Конкурное
задание

10

1

9

Практикум
Зачёт
Конкурсное
задание

20

144

20

10

1.8. Содержание программы третьего года обучения

134

144 ч

1. Введение
Теория: Теория:

Знакомство Ознакомление с гигиеническими требованиями и

техникой безопасности. Рассказ о студии, знакомство с программой. Решение
организационных

вопросов.

2. Живопись Осенний город
Теория: Техника Аля-прима, картины
Практика: Выполнить композицию цветов в технике Аля-прима
3. Композиция Образ и профессия
Теория: Рисование портрета, как искусство

изображения человека, его характера

Практика: Выполнить портрет характерной профессии
4. Живопись Пейзаж
Теория: Красота родного края. Фото. Пейзажи художников.
Практика: Выполнить этюд пейзажа, передавая время года, состояние погоды
5. Композиция Карнавал
14

Теория: Композиция, цветовое пятно. Костюмы, образы, разноплановость
Практика: Выполнить многофигурную композицию в карнавальных костюмах,
проработав ближайшие фигуры
6. Композиция Встреча гостей
Теория: Традиции, обычаи народа на полотнах художников.
Практика: Изображение сюжета встречи гостей, передавая обычаи народа
7. Композиция Семья
Теория: Законы композиции. Виды групповых композиций. Цвет. Материал
Практика:

Выполнить

групповой

портрет

семьи,

передавая

возрастные

особенности
8. Декоративное рисование
Теория: Народные декоративные промыслы. Украшения, цвет, стилизация
Практика: Выполнить

характерный декор бытового предмета

9. Композиция Ветераны Бурятии
Теория: Значимость события, фото, картины

художников

Практика: Выполнить композицию, передавая состояние и настроения

людей

10. Тематическая композиция
Теория: закрепление основ композиции. Цент. Акценты
Практика: Выполнение тематической композиции.
Планируемые результаты.

Предметные:
К концу 1-го обучения учащиеся должны знать:
- основные приемы и способы рисования гуашью, акварелью;
- основы цветоведения;
- основные признаки композиции;
- понятия: орнамент, ритм, контраст;
- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
- операции работы с различным прикладным материалом;
- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Должны уметь:
- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
- работать с предлагаемым инструментом и материалом;
- выполнять основные приёмы живописи, аппликации;
15

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;
- работать над созданием коллективных работ.
К концу 2-го обучения учащиеся должны:
- грамотно располагать изображение в листе;
- анализировать форму предметов;
- выполнять задание

в пределах отведённого на него времени;

- владеть приёмами, техниками живописи и графики, ДПИ;
- иметь хороший темп работы и продуктивность;
К концу 3-го года обучения учащиеся должны:
- работать над многофигурной композицией;
- владеть понятиями разноплановости и основами перспективы;
- свободно варьировать живописными, графическими техниками и приёмами;
- лепка объёма изображения;
- выход на абстрактный уровень
Метапредметные: умение анализировать информацию, вести подготовительную
работу, взаимодействовать в группе, умение оценивать результаты своей
деятельности. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно -творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную
творческую деятельность.
Личностные: мотивация достижений, инициативность, предпренимательство,
вариативность, коммуникабельность. имеют развитые личностные качества:
имеют

эстетический

вкус,

трудолюбие,

настойчивость,

усидчивость,

ответственность, дисциплинированность.
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Время проведения
В начале учебного года

В течение учебного года

Форма аттестации

Цель проведения
Входная диагностика
Определение уровня развития
обучающихся, выявление
интересов, творческих
способностей
Текущий контроль
Опенка качества освоения
учебного материала пройденной
темы: отслеживание активности

Формы аттестации
контроля
Беседа, наблюдение,
тестирование

Опрос, практическое
задание, тестирование,
открытое занятие,
16

В конце «этапа»
обучения

В конце курса обучения

обучающихся, их готовности к
восприятию нового,
корректировка методов обучения
Промежуточная аттестация
Определение успешности
развития обучающегося усвоения
им программы на определенном
«этапе» обучения
Итоговая аттестация
Определение успешности
освоения программы и
установления соответствия
достижений обучающихся
планируемым результатам

выступление

Опрос, практическое
задание, концертное
выступление
Опрос, практическое
задание, конкурс,
концертное выступление

2.2 Оценочные материалы
Входная диагностика проводится в начале первого года обучения. Проводится
с

целью

выявление

интереса

и

предрасположенности

обучающегося

к

художественному творчеству. По данным входной диагностики педагог может
предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые
коррективы в процесс обучения.
Текущий контроль проводится в конце полугодия, предполагает проведение
тестирования и практических заданий, которые определяют уровень усвоения
программы. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года.
Проводится в форме тестирования и участия в концертных мероприятиях и
конкурсах различного уровня. При аттестации учитываются результаты участия в
концертной деятельности и конкурсах.
Критерии

оценки

учебных

результатов

Программы

указываются

в

диагностической таблице (приложение № 1).
При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия),
количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться
педагогом в рабочем порядке. В конце учебного года проводится комплексный
анализ достижений учащегося с учётом результатов итогового контроля, после
чего делается вывод о степени освоения ребёнком программного материала.
Способом

проверки

результатов

развития

и

воспитания

являются

систематические педагогические наблюдения за обучающимися и собеседования.
Это позволяет определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса
к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности,
17

культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности
и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное
позитивно-значимое

изменение

в

мотивационной,

когнитивной,

эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного
вида деятельности.
Методические рекомендации и материалы
Особенностью данной программы является развитие художественных,
творческих, изобразительных способностей детей в процессе обучения основам
композиции на региональном компоненте.
Программа

наряду

с

непосредственными

задачами

изобразительного

искусства - овладение знаниями, умениями, навыками, ставит перед собой задачи
нравственного воспитания учащихся. Программа составлена с учётом природных,
национально-исторических особенностей Бурятии и населяющих ее народов.
Тематика курса основана на воспитании у учащихся любви к родному краю,
городу, культурному богатству народа, что органично связано с целями и задачами
композиционных заданий, усложнения от декоративности к реалистическому
творческому мышлению.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа

построена по принципу

сквозного тематического планирования, что позволяет поставить отдельные
воспитательные и изобразительные задачи по конкретным темам или
разделам изобразительного искусства и проследить развитие учащихся, с
выходом на конечный результат по каждому конкретному разделу.
При таком сквозном тематическом построении программы, из
практики, допустимы разновозрастные группы. Где каждый ребёнок, отрабатывает
тему, исходя из своей мировоззренчиской и учебно-технической подготовки. Так
как

специфика

данного

преподавания,

при

групповой

форме

обучения,

практически является индивидуальной, позволяющей с каждым ребёнком
независимо от возраста и сроком обучения, отрабатывать различные техники
живописи и графики. Это конечно требует большой нагрузки и отдачи педагога в
учебном процессе.
Но обычно и результаты, как показывает практика, не замедлят себя ждать.
Уже в 1 четверти новички ИЗО Школы показывают отличные результаты - по
цветоведению, выразительности художественных образов.
18

Решая основные задачи, в процессе работы, педагог имеет право самостоятельно
определять необходимое количество часов по каждому заданию и, учитывая
индивидуальные особенности учащегося, менять их последовательность и
количество заданий.
Первые классы ИЗО Школы - это благодатная почва, для формирования и
взращивания «Композиторов», когда дети раскованы в цвете, в форме и не боятся
делать ошибок.
Одни из основных понятий курса «Композиции» - замысел и картина. Первое
даёт представление о цели работы,
процессе его создания,
работы,

её смысла,

в том числе в эскизах. Второе

об

оформлении

художественной

этюду,

-

о

образа в
результате

замысла. Совокупность средств,

целостности произведения,

противоположность

об эволюции

зарисовке,

значимости его содержания,

наброску).

Педагог должен намечать учащемуся различные пластические ходы, не
позволять ему увлекаться

шаблоном, приучаться к серьёзной и последовательной

проработке замысла.
И

здесь

важна

полная

«фантастического»

отдача

педагога

по

закладке

творческого,

фундамента в художественном сознании ребят.

Очень важно разнообразие материалов и

техник

исполнения, ритм и

темп работы, эмоциональный настрой. Большую роль играет правильная
мотивация ребят к выполнению работ по конкретным темам и художественного
обучения в целом. Для последнего необходимо с первого класса вести
профориентационную работу:

посещение

выставок, музеев, встречи с

интересными людьми по профессии - художники-декораторы, бутафоры, ювелиры,
костюмеры и т.д., посещение учебных художественных заведений с последующим
анализом.
Проводя насыщенную деятельность, педагог открывает ребятам горизонты
будущих профессий, ребята ощущают себя частью большого творческого
процесса,

и

учебный

процесс

приобретает

целенаправленный,

последовательный характер.
Именно здесь учитель и ученик становятся соратниками, учащийся
выступает в роли субъекта, а не объекта обучения.

Педагог получает желаемый

результат

процессе - самодисциплину,

в

учебно-воспитательном

самовоспитание, самоконтроль со стороны учащихся.
19

Системность

внеурочных

мероприятий,

выставочно-конкурсной

деятельности, комплексный подход в решении учебно-воспитательных задач дает работоспособный, творчески-мобильный

коллектив.

Так, практика

показала, что при такой организации учебно-воспитательной

работы,

дети

когда

имеют

изначальную,

целевую

установку,

при

соответствующей мотивации со стороны педагога, быстром темпе работы и
смене деятельности - прогнозирование результатов дето приятное и
благодарное.
При верной мотивации педагога, с удовольствием откликнулись и начали
работы по композиции с национально-региональным компонентом.
Теперь ребята знают: мало нарисовать просто хорошую, красивую работу,
чтоб «радовала глаз», необходимо, чтоб работа имели свое лицо, характер,
национальный колорит. Чтоб при случае на Всероссийской, Международной
выставке можно было безошибочно определить - это рисунки детей из Бурятии!
Мастерство педагога состоит в том, чтоб завлечь ребят, вовлечь в
исследовательскую,

поисковую

деятельность,

сохранение

национально-культурного наследия и пропаганду творчества своего народа.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. При
планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы
организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, малые группы,
индивидуальная, парная.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам
организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего,
это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на
которых

рассчитана

программа,

характеризуется

конкретно

-образным

мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал
при осуществлении практической деятельности с применением предметной
(образцы изделий, практические упражнения), словесной (образная речь
педагога),

изобразительной

(учебно-наглядные

пособия)

наглядности.

Естественно, что достижение поставленной цели учебно-воспитательной
деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают
знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлен
учебно-тематический план. Большое внимание также уделяется принципам
20

доступности и посильности в обучении, активности, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями.
Для реализации программы используются следующие методы: словесный;
наглядный; метод тестирования;
учащихся;

практический;

беседа;

изучение продуктов деятельности

объяснительно-иллюстративный;

игровой;

исследовательский; наблюдение.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий:
-типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
-интерактивные беседы, рассказы, объяснения;
-показ технических приёмов;
-практическая работа;
-самостоятельное изготовление конкретного изделия.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для
изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с
индивидуальным

подходом

к

каждому

ребёнку,

в

зависимости

от

индивидуальных особенностей, темпа деятельности.
В рамках программы используются следующие педагогические технологии:
-личностно-ориентированное обучение
- развивающее обучение;
- игровая деятельность;
- коллективная творческая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
Дидактические материалы к программе:
Видеоуроки:
«Живопись».
«Графика».
«Пейзажи».
«Портрет».
«Нетрадиционное рисование».
Конспекты занятий и мастер-классов:
«Буквенная композиция», «рисование Портрета»
«Декорирование предметов быта бурятским орнаментом»
«Техника безопасности и правила поведения в классе».
Учебные наглядные пособия и творческие работы педагога и учащихся
21

Ход занятия:
Этапы занятия и задачи
этапа
Этап№ 1
Организационный.

Этап№ 2 Основной.

Этап№ 3
Заключительная часть.
Рефлексия.

Деятельность педагога

Деятельность
обучающихся

-Приветствие
-Создание
благоприятного
психологического
настроя.
-Обозначение темы и
цели занятия.
-Мотивация учебной
деятельности
обучающихся.
-Создание проблемной
ситуации
-Контроль за
исполнением движений.

Подготовка
принадлежностей,
настрой на занятие, ввод
в тему

-Подведение итогов.
-Выявление степени
удовлетворённости
занятием обучающихся.

Ответы обучающихся.
Анализ, самоанализ,
подведение итогов

Ответы на вопросы.
Изучение нового
материала или
самостоятельное
решение, продолжение

Техника безопасности и правила при работе
Правила техники безопасности.
•

соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;

•

ни в коем случае не бери кисти, карандаш, краску в рот;

•

Не размахивай карандашом, не тыкай в соседа, не ходи по классу с мокрой
красочной кисточкой, оставляй около баночки.

•

не облизывай пальцы;

•

не три грязными руками глаза;

•

аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные
приспособления;

•

после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на
рабочем
месте.

Правила при работе с кистью
22

1. Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической
оправы;
2. Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект
прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный
цвет – побольше;
3. Хорошенько мой кисть перед тем, как макать её в другую краску, а то новая
краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;
4. Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не
применяй её для клея;
5. Не оставляй кисточку в воде;
6. После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой
тряпочкой, чтобы ворсинки сложились остриём;
7. Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.
2.4
Год
обучени
я

Календарный учебный график.

Дата
начала
обучени
я
03.09.20
25

Дата
окончан
ия
обучения
29.05.202
6

Всего
учебн
ых
недель
36

Количес
тво
часов
в год
144

2 год

03.09.20
26

29.05.202
7

36

144

3 год

03.09.20
27

29.05.202
8

36

144

1 год

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа

Сроки
промежуточн
ой
аттестации
11 – 15 января

Сроки
итоговой
аттестац
ии
12-22 мая

11 – 15 января

12-22 мая

11 – 15 января

12-22 мая

2.5 Условия реализации программы
Для реализации учебного процесса необходимы:
1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и
температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся
форточкой для проветривания.
2. Оборудование: доска школьная для мела, столы для теоретических и
практических занятий, стулья, шкафы и стеллажи для хранения материалов,
оборудования, литературы, бумаги.
23

3. Инструменты и материалы:

кисти, карандаши, простые, цветные,

маркеры,

фломастеры, акварель, гуашь, бумага А4, А3, А2, ножницы,

нож

канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, спички,
свеча, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка, молоток,

2.6. Список использованной литературы.
Литература для педагога
1.

Бурхинов Д.М. «Обобщение передового педагогического опыта» Улан-Удэ

2001
2. Бурхинов Д.М. «Свет духовности» Поиски творчества. Традиции. Опыт. Часть
3,

Улан-Удэ 1998

3.

Балдаев Ф.И.

4.

«Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева»

5.

«Бурятский бытовой орнамент»

6.

Бороноева Т.А.

7.

Болонев Ф.Ф. «Семейские Забайкалья» Улан-Удэ 2001

8.

«Всё о технике рисунка» М., 2000

9. Грибовской

Бурятский народный орнамент.

Улан-Удэ 1972
Улан-Удэ 1992

Улан-Удэ 1974

Графика Бурятии.

Улан-Удэ 1997

А.А. Занятия по изобр-ой деятельности. Коллект

творчество/

Под ред..-М.: ТЦ Сфера, 2009
10. Гачев Г. «Национальные образы мира» М.. 1998
11. Дугарова Д.Ц.-Д. «Управление школой. Возрождение Бурятской национальной
школы» Улан-Удэ 1994
12. Дугаров Д.-Н.

«Художники Бурятии».

Каталог С.Х. Республика Бурятия

80-90 Улан-Удэ 2002
13. Дмитриева А.А. «Рисунок. Живопись. Композиция.» М., 1990
14. Женевьев Картерман. Энциклопедия «Живопись». М., 2002
15. Кузин В.С. «Основы обучения ИЗО в школе» М., 1994
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе. М., 1999
17. Кузин В.С. Изобразительное искусство.

М., 2001

18. Кузин В.С. «Изобразительное Искусство и методика его преподавания» М.,
1982
19. Каменева Е. «Какого цвета радуга» М., 1984
24

20. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., 1994
21. Кошечков Н.В.

Народное искусство Монголии. М., 1973

22. Киреев Е.В. «История костюма» М.. 1970
23. Ломов С.П.

Орнаментная композиция. 1997

24. Лебедева Е.В. «Искусство художника оформителя» М., 1981
25. Махмутов Х.И. Роспись по дереву М., 1987
26. МитлянскаяТ.Б. «Сельскому учителю о нар-х худож-х ремёслах Сибири и
Дальнего Востока» М., 1983
27. Народное ДПИ Крайнего Севера и Дальнего Востока М., 1980
28. Нанна Величко.

«Роспись».

Энциклопедия М., 1999

29. Печкол Л.П. Основы эстетической культуры М, 1995
30. Паранюшкин Р.В. «Композиция» Ростов-на-Дону., 2002
31. Росмэн. «Энциклопедия Рисования» М., 2001
32. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» Обнинск, 1998
33. Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников. АСТ
Астрель 2003
34. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат» М., 1978
35. Шолева Н.М. «Выдающиеся русские художники-педагоги» М., 1991
36. Шпикалова Т.Я «Изобраз-е искусство. Основы народного декор-прикл
искусства», Просвещение. М., 1994
37. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деят-ти в ДОУ. Средняя группа».- М.:
изд. Центр Владос, 2008г.
38. Фуфочева Г.Х. Станковая композиция. Красноярск, 2001
39. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. –М.: 2010.
40. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков,
Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 330 с.

Литература для родителей - нетрадиционное рисование
1. Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».-

М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008г
2. Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно
делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240 c.
25

3. Иванова О.Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
восп-й и родит». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. Лыкова

И.А «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:

«Карапуз», 2009.
6. Млодик, И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную
тему. Родит библ. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
7. Сурженко, Л. Как вырастить личность. Восп-е без крика и истерик. –
Издательство: Питер, 2011. – c. Аннотация
8. Утробина К.К . «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез,
2006 г.
Литература для обучающихся
1. Ашикова С. Подружись с карандашами/ С. Ашикова// Дошкольное
воспитание –

2004. - №4, с. 19- 23

2. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию
животных
по алгоритмическим схемам / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-Пресс, 2009. 64 с
1. Интернет-источники:
2. - аудио, видео и фото – материалы, по разным видам
декоративно-прикладного творчества, наглядно-демонстрационный
материал ( плакаты, схемы, альбомы, образцы узоров, изделий).
3. Мастер-классы. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://mirfimo.ru/
4. Арт-рукоделие.

[Электронный

ресурс].-

Режим

доступа:

http://www.artrukodelie.com/fimo/vse-o-fimo-uroki.html
5.

Все

о

рукоделии.

[Электронный

ресурс].-

Режим

доступа:

http://adornyourself.at.ua/load/polimernaja_glina/8

26

27

Приложение № 1
Диагностическая карта
Уровень усвоения образовательной программы «Художественная ИЗО Школа»

Отзывчивост
ь

Активность

Темп работы

Декоративность

Аккуратность

Техничность

Оригинально
сть работ

Основные показатели
Образое
мышление

лет

Графич
ность

ФИ

Чувство
цвета

№

Уровень
способностей

1
2
3
Общее количество учащихся –

Н-

С-

В-

Параметр развития

Высокий уровень (8-10 баллов)

Средний уровень

Чувство цвета

Чувствует многообразие цветовых
оттенков, тепло-холодность,
цветовую гармонию
Отлично владеет приёмами
графической работы, передаёт
контраст, фактуру
Богатое воображение, легко
придумывает идеи, образы и
передаёт в материале.
Работы интересны, необычны по
замыслу и цветовому решению

Сдержанность цветовых оттенков,
тепло-холодность, цветовая
гармония
Знает приёмы графической
работы, старается передать
контраст, фактуру
Воображение умеренное,
придумывает идеи, образы и
передаёт в материале.
Работы выполнены добротно, но
не всегда интересны по замыслу

Графичность
Образное мышление
Оригинальность работ

(5-7 баллов)

Низкий уровень (1-4 балла)
Не чувствует цветовых
оттенков, тепло-холодность,
цветовую гармонию
Не владеет приёмами
графической работы, рисунки
бледные, не выразительные
Воображение затруднено,
нуждается в помощи педагога,
нет идеи
Работы по шаблону и клише,
стереотипны, примитивны
28

Техничность

Владеет приёмами, техниками
живописи, графики и
декорирования
Работа всегда ведётся аккуратно,
соблюдение техники безопасности
на рабочем месте, хранение и
использование материалов.

Аккуратность

Декоративность

Темп работы
Активность

Отзывчивость

Понимает особенность
декоративных работ, правильно
ведёт работу технически и по
цвету
Быстрый темп работы
Очень активен в посещении
занятий, в обучении, в
выставочно-конкурскной
деятельности
Эмоционально здоров, приветлив,
коммуникативен, открыт

Частично владеет приёмами,
техниками живописи, графики и
декорирования
Старается работать аккуратно,
соблюдать технику безопасности
на рабочем месте, хранение и
использование материалов.

Не владеет приёмами,
техниками живописи, графики
и декорирования
Работает не аккуратно, не
соблюдает технику
безопасности на рабочем
месте, хранение и
использование материалов.
Не до конца понимает особенность Не понимает особенность
декоративных работ, старается
декоративных работ, не
вести работу технически
правильно ведёт работу
правильно, подобрав цвет
технически и по цвету
Средний темп работы
Низкий темп работы
Умеренность в посещении
Часто пропускает занятия, не
занятий, в обучении, в
заинтересован в обучении, в
выставочно-конкурскной
выставочно-конкурскной
деятельности
деятельности
Открыт, но не всегда и не со
Эмоционально замкнут,
всеми.
пассивен

Диагностика способностей обучающихся объединения «Художественная ИЗО Школа»
№

ФИ

Владение навыками
работы с красками,
цветовое восприятие

Владение
техническими навыками
и умениями, приёмами
декорирования

Эмоционально художественное
восприятие, творческое
воображение

Умение планировать
свою деятельность,
самостоятельность и
активность на
занятии

итого

1
2
29

Параметр развития

Высокий уровень (8-10 баллов)

Средний уровень

(5-7 баллов)

Владение навыками работы
с красками, цветовым
восприятием

Хорошо работает с гуашью и
акварелью; использует всю
цветовую гамму

Допускает незначительные
ошибки при работе с акварелью и
гуашью;

Владение техническими
навыками и умениями, приёмами
декорирования

Владеет техническими
навыками и умениями;
Самостоятельно использует
разнообразные приёмы живописи,
графики, декорирования; грамотно
передаёт форму предмета и его
пропорции

Эмоционально-художественное
восприятие, творческое
воображение

Видит красоту окружающего
мира, художественного
произведения; отражает своё
эмоциональное состояние в
работе; самостоятельно
создаёт художественный
образ, используя в полной мере
приобретённые навыки и умения

Испытывает затруднения в
применении технических
навыков и умений;
использует в неполном объёме
приёмы живописи и графики.
Допускает незначительные
ошибки в передаче формы
предмета и его пропорций
Выражает заинтересованность к
художественному произведению;
затрудняется в передаче своего
эмоционального состояния в
работе при создании
художественного образа; не
достаточно использует
необходимые навыки и умения

Умение планировать свою
деятельность, самостоятельность
и активность на занятиях.

Ребёнок последовательно и
самостоятельно выделяет этапы
выполнения работы; дорожит
результатом своего труда;
проявляет активность при
обсуждении результатов своего
труда

Ребёнок допускает
незначительные ошибки при
выделении этапов выполнения
работы; оценка своего труда
складывается под влиянием
педагога и его сверстников

Низкий уровень (1-4 балла)
Нуждается в помощи педагога
при работе с
акварелью и гуашью;
Ограниченно использует
цветовую гамму использует не
более 2-3-х цветов
Пользуется помощью педагога
в применении
материалов и приёмов
рисования
Не умеет самостоятельно
определить форму предмета и
его пропорции
Не проявляет эмоциональной
отзывчивости на произведение
искусства;
работает только по образцу с
помощью педагога

Пользуется помощью педагога
при планировании своих
действий; преимущественно
равнодушен к результатам
своего труда

30

Работа учащихся оценивается по уровневой шкале: высокий уровень (8-10 баллов); средний уровень (5-7 баллов); низкий уровень (1-4 балла).

31

Диагностика уровня развития обучающихся объединения «Художественная ИЗО Школа»
№

от
8-10
балл

5-7
балл

Ф.И.

Внимание
(сосредоточенность
психической
деятельности
на объекте)

Восприятие
(процесс
приёма
и
преобразования
информации:
усвоение,
понимание)

Память
(способность
на короткое
или
длительное
время
сохранять
информацию)

Воображение
(процесс
особого
отражения создание
мысленного
образа,
творчество)

Мышление
(процесс
обобщённого
отражения
образа:
анализ,
сравнение,
обобщение,
самоанализ)

Воспроизведение итого
(извлечение
информации
из памяти)

Внимание
Восприятие
Память
Концентрация Объяснение, показ Долговременная
в течение 40 новой темы 1 раз
сенсорная
мин
(образная)
память: пересказ
алгоритма
действий

Воображение
Совершенствует
ся мыслеобраз и
переноситься в
эскиз

Мышление
Самостоятельно
провел
анализ,
передал форму,
расположение
частей,
пропорции

Воспроизведение
Точное
воспроизведение
пройденного
материала

Итого
высокий
уровень
(от 43-60 б)

Концентрация Объяснение, показ Долговременная
в течение 30 новой темы 2-3 память, пересказ
мин
раза
темы,
задач,
определений.

Удерживается
Определил
мыслеобраз
и составные части
переноситься в после
эскиз
дополнительной
словестной
инструкции
педагога, передал
внешние сходства

Неуверенное
воспроизведение
пройденного
материала

средний
(от 25-42 б).

32

по 4 Рассеянное
балла внимание

Многократное
объяснение темы

кратковременная Копирование
память
- эскиза
частичное
воспоминание

Допускает
не
точности
в
передаче формы,
пропорций.

Ошибочное
воспроизведение
пройденного
материала

низкий
(по 24 б)

33

Критерии уровня воспитанности
№

Критерии

1
2

Внешний вид
Манера
общения, речь

3

Отношения с
педагогами

4
5

Уважительные,
доброжелательные,
почтительные
Отношения с
Дружеские,
воспитанниками сопереживающие, с
симпатией
Дисциплиниров Ответственное
анность
отношение к
поручениям,
посещению

6

Отношение к
имуществу

7

Особенности
поведения

8

Отношение к
своим
поступкам
Отношение к
педагогическим
воздействиям

9

Проявления
Высокий уровень
Средний уровень
3 балла
2 балла
Опрятный
Неопрятный
Общительный,
Замкнутый,
открытый, вежливый обособленный

10 Самостоятельно
сть

Сдержанные,
дистанционные

Низкий уровень
1 балл
Небрежный
Навязывает своё
мнение, употребляет
ругательства
Неуважительные, с
элементами грубости

Конфликтные,
издевательские, с
антипатией
Перепоручает,
Игнорирует
забывает
поручения,
опаздывает,
пропускает без
причины
Бережное, ценит
Необходим
Пренебрежительное
труд окружающих
контроль
(ломает, пачкает, не
ценит труд других)
Систематически сам Держится
Имеют место
совершает
равнодушно
отрицательные
положительные
поступки (грубость,
поступки
драки, унижение)
Адекватно оценивает Ищет оправдания Равнодушен
свои поступки
Переживает,
старается
пересмотреть
ситуацию и
исправиться
Способность к
принятию
собственных
решений и
реализовать их.

Сдержанные,
отчуждённые

Не стремится к
исправлению

Отвечает с
ожесточением и
обидой

Не уверен в
принятии
собственного
решения

Неспособность к
принятию
собственных решений

Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения наблюдений, тестов,
практических работ, зачётов, выставок, конкурсной деятельности.
Промежуточная аттестация представлена в виде выполнения кейсов.
Отличительной особенностью данной программы является ориентация на
компетентностный подход, позволяющий обучающимся развивать и
наращивать предметные и межпредметные компетенции. Программой
предусматривается следующий методический инструментарий: Формы
организации учебной деятельности: групповая индивидуальная/самостоятельная;
парная; в малых группах;
Формы занятий: практическое занятие; консультация; беседа. Используемые
методы в рамках занятий:
проектный метод; проблемное обучение; Виды
34

учебной деятельности в рамках занятий: поиск и анализ информации; анализ и
решение проблемных ситуаций; просмотр презентаций и видеороликов; проведение
исследовательских экспериментов; публичное выступление и защита. В
процессе выполнения самостоятельной работы можно выделять следующие
уровни: познавательная деятельность обучающегося проявляется в узнавании,
осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний,
формирование умений, навыков; реконструктивные самостоятельные работы.
В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана,
тезисов; творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной
ситуации, получения новой информации. Обучаемый самостоятельно
производит выбор средств и методов решения.

План-конспект открытого занятия
Дата:
Преподаватель

Щербакова Т.В.

Группа: 1 год обучения
Продолжительность

40 минут

Тема: Рисование частей лица. Тоновая проработка
Цель:
- познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
- систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям,
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен
выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
Личностная: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию,
прекрасное

во

внутреннем

и

внешнем

облике

человека;

активизировать

познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Метапредметная: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке
приёмы рисования головы человека; научить передавать объём лица в тоновой
проработке по плоскостям;
изучить пропорции и мимику лица, приёмы изображения головы человека,
формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике
рисования графическими средствами.
Предметная: развивать технические навыки, наблюдательность, зрительную
память, глазомер, творческую активность, образное мышление.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: подборка слайдов, набросков, цветных и графических работ.
35

Критерии обученности (формируемых знаний и умений)
Учащиеся должны:
Иметь представление
О разновидностях

Знать

Уметь

Различные жанры искусства:

Различать портрет от

портрета (поясной,

портрет, пейзаж, натюрморт, других жанров искусства,

плечевой, групповой,

ботальный, бытовой и т.д.

изображать

парадный, автопортрет

Средства выразительности,

человека

пропорции лица; о

технику рисования

средствах

графическими средствами и

выразительности,

что в портретном

используемых автором

изображении должен

для передачи

выражаться характер и

голову

внутреннего мира героев, внутренний мир человека.
технике рисования
графическими
средствами.
Методическая цель обучить технике рисования графическими средствами
Ведущий метод иллюстративно-объяснительный, проблемный
Форма организация деятельности учащихся фронтальная, коллективная,
индивидуальная.
Деятельность педагога и обучающихся
№

1.

Элементы
занятия
(в соответствии
со структурой)
Актуализация
изученных
знаний

Деятельность педагога

Методы
преподавания

Деятельность
обучающихся

Обобщение знаний
о портрете, как одном из
жанров искусств.
Предлагается решить
кроссворд, который поможет
обобщить знания о портрете

Иллюстративно-об

Актуализация

ъяснительный

знаний о

Постановка

портрете

проблемы.

36

2.

Формирование
новых понятий,
способов
действий

3.

Применение

Вступительное слово
педагога о графическом
портрете, о языке
изобразительного искусства
и средствах
выразительности.
Вопросно-ответная беседа по
теме

Вопросно-ответная

Изучение

беседа по картинам

понятий:

Предлагаю выполнить
графический портрет;
изучение формообразующих
плоскостей лица – обрубовка
с тоновой проработкой
Рекомендации: обучающиеся
должны графически
вылепить объём лица и
прочувствовать форму
головы для последующей
творческой работы над
характерным портретом в
образе. Объяснение работы
по таблице.
Анализ (выставка работ)
Рефлексия.

Ведётся

Выполнение

фронтальная

графического

работа; пед-й

портрета по

рисунок.

плоскостям,

Консультация

пользуясь

работы по образцу

схематичным

(слайды)

графика, жанр,
обрубовка.

рисунком на
доске.
Самоанализ
работ.

Методические рекомендации
Для большей наглядности необходимо использовать Презентацию, которая
систематизирует изученный материал о портрете и наглядно даёт представление детям
о графическом портрете. Схематичный графический рисунок педагога на доске
поможет учащимся более точно выполнить работу детьми.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».