РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа студии вокала «Аллегро» в системе дополнительного
образования
относится
к
программам
художественно-эстетической
направленности.
Вокал представляет собой искусство владения собственным голосом как
музыкальным инструментом. Оно заключается в способности передавать через
звук оттенки чувств, рассказывать истории, создавать образы и вызывать у
слушателя глубокий эмоциональный отклик. Вокальное искусство обладает
скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Работа с голосом в
соединении с музыкой, впоследствии апробированных в рамках сценической
работы,
формируют
музыкальность
и
артистичность
ребенка,
его
эмоциональную сферу. Занятия вокалом воздействуют на дыхательный и
голосовой аппараты. Пение способствует развитию правильного дыхания,
позволяя увеличивать силу голоса и развивать его диапазон. Ребенок познает
многообразие
музыки,
вокальных
стилей.
Занятия
вокалом
развивают
уверенность в себе, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
коммуникабельность и эмоциональную культуру общения. Кроме того, она, в
процессе
занятий
происходит
эмоциональная
разгрузка,
развивается
ассоциативное мышление, формируется мотивация к творчеству.
Систематическая
работа
с
голосом,
слухом,
музыкальностью,
сценической культурой помогает детям понять себя, лучше воспринимать
окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания
и умения не только на занятиях вокалом, но и в повседневной жизни.
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«Аллегро» направлена на формирование у учащихся певческой культуры,
творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, развитие
у учащихся знаний и умений, связанных с освоением вокальной техники;
самостоятельности, способности к самореализации; на воспитание любви к
музыке, эстетического вкуса.
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р;
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования
и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015
г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198
от «27» 04 2023 г.
Актуальность программы.
Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными
потребностями
конкретной
категории
учащихся.
Эта
объективная
заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно
выражена в обращённых к системе дополнительного образования детей,
интересах
и
ожиданиях
многофункциональны
в
и
отношении
направлены
вокала.
на
Занятия
развитие
вокалом
эмоциональной,
интеллектуальной и социальной сфер, а также на укрепление здоровья ребенка.
В рамках аспекта работы с эмоциями ребенок учится выражать их, развивает
навыки
активного
Интеллектуальный
слушания
аспект
и
занятий
эмпатии,
вокалом
снимает
заключается
напряжение.
в
улучшении
концентрации и памяти, развитии речи. Выступления перед публикой, участие в
театрализованных вокальных представлениях и иных форматах мероприятий
формируют
социальный
дыхательной
и
аспект.
голосовой
Общеразвивающая программа
Также
систем,
студии
вокал
укрепляя
вокала
способствует
и
развитию
оздоравливая
«Аллегро»
их.
способствует
полноценному раскрытию обозначенных аспектов, чем и обусловлена её
актуальность.
Программа
ориентирована
на
относится
развитие
к
художественной
художественного
вкуса,
направленности,
на
расширение
музыкального кругозора и развитие вокальных данных, на возможность
приобщиться к сценической культуре.
Педагогическая целесообразность состоит в целенаправленной работе
по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей
их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к
миру
вокала.
Независимо
от
этапа
обучения
ведущую
роль
играет
педагогический фактор и разумное применение некоторых основополагающих
средств обучения:
обязательное сохранение преемственности и строгой последовательности
в решении задач, подбор подходящих средств и методов;
постепенное увеличение объема нагрузок по отдельным составляющим
целостной
подготовки.
компонентов
общей
Сохранение
певческой
правильного
подготовки:
соотношения
профессионального
(технического), эмоционального и интеллектуального, физического,
социального (сценического);
одновременное развитие всех составляющих вокальных способностей
(дыхания,
звукообразования,
артикуляции
и
слуха)
с
учетом
естественного их прироста и возрастных особенностей;
учет анатомо-функциональных особенностей, физической подготовки и
психической характеристики детей;
правильный подбор методов обучения и воспитания в каждый период
подготовки.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 7 до 16 лет.
Прием детей в коллектив ведется не на основе конкурсного отбора, а только
учитывая желание детей, увлеченность и интерес.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма занятий – групповая, наполняемость в группах составляет – 12.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: групповая.
Форма организации занятий: аудиторная. Формы проведения занятий: лекция,
беседа, игра, обсуждение материала, практика.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, прослушивания
и анализирования музыкальных произведений, учебных занятий. Практическая
деятельность:
учебные
занятия-практикумы,
концертные
выступления,
конкурсы.
Форма обучения.
Очная и очно-заочная. Очная (сочетание аудиторных и выездных
занятий). Очно-заочная при необходимости в период неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических
условий
(сочетание
очных
занятий
и
электронного обучения; применение дистанционных технологий, сетевых
форм).
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2
год обучения — 144 часа, 3 год обучения — 144 часа. Общий объем программы
(общее количество часов) 432 часа.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и
развитию музыкальных способностей и творческого потенциала ребенка в
процессе обучения искусству вокала.
Задачи программы.
Предметные:
познакомить учащихся с основами вокала;
формировать и совершенствовать вокально-исполнительские навыки;
обучить основам певческой гигиены и самоконтроля голосового
аппарата, бережного отношения к нему;
обеспечить усвоение базовой музыкальной грамоты;
сформировать начальный навык анализа музыкальных произведений;
сформировать навыки ансамблевого исполнительства;
сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на
сцене;
научить анализировать свою работу на занятии и в концертном
выступлении.
Личностные:
развивать музыкальные способности: музыкальный слух, голос,
музыкальную память, мышление, чувство ритма;
развивать
вокально-певческие
навыки:
чистое
интонирование,
певческая дикция, артикуляция, дыхание;
развивать навыки и умения активного слушания и анализа содержания
музыкальных
фраз,
предложений,
применяя
эти
знания
при
разучивании и исполнении песен.
Метапредметные:
воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;
воспитывать культуру общения в творческом коллективе;
воспитывать
чувство
ответственности
интерес
к
перед
самим
культуре
и
собой
и
коллективом;
воспитывать
деятельности.
вокальной
сценической
Учебный план. Содержание программы. Планируемые результаты.
Учебный план первого года обучения 144 часа
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Прослушивание
голосов,
диагностика.
Теоретическая
подготовка.
Строение голосового
аппарата. Свойства
голоса
Гигиена голоса.
Положение тела во
время пения
Голосовая техника.
Дыхание.
Виды дыхания.
Дыхательная
гимнастика.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
2
-
2
1
-
1
Опрос
1
-
1
Опрос
1
2
3
1
1
2
3.2.
Пение на опоре.
Цепное дыхание
-
1
1
4.
Голосовая техника.
Распевки.
Вокальные
упражнения:
распевки
1
5
6
1
1
2
Интонационные
распевки,
упражнения на
интервалы.
Распевкискороговорки
-
1
1
-
1
1
Вокализация,
распевание гласных
-
1
1
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
4.5.
5.
5.1.
Упражнения на одной
ноте, упражнения с
поступенным
движением,
упражнения на
интервалы
Голосовая техника.
Дикция и
артикуляция.
Дикция и
артикулляция в
вокале
-
1
1
1
5
6
1
1
2
5.2.
Логические ударения,
главные слова, паузы
-
1
1
5.3.
Вокальные
упражнения. Работа
над гласными,
согласными
Скороговорки для
отработки гласных и
согласных
Голосовая техника.
Вокальные
регистры.
Тембр и регистр
голоса
-
2
2
-
1
1
1
4
5
1
1
2
5.4.
6.
6.1.
6.2.
Нижний регистр
голоса
-
1
1
6.3.
Средний регистр
голоса
-
1
1
6.4.
Верхний регистр
голоса
-
1
1
7.
Голосовая техника.
Пение в унисон.
Работа над
ансамблевым
1
5
6
1
5
6
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
вокальным унисоном
8.
8.1.
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями
Работа над
музыкальными
произведениями
(свободная тематика)
Работа над
музыкальными
произведениями,
посвященными Дню
матери/
Международному
женскому дню
8.3. Работа над
музыкальными
произведениями
новогодней/
поздравительной
тематики
Промежуточная
диагностика
9.
Звуковедение.
9.1. Фразировка в песне.
Направление
мелодии по высоте.
8.2.
упражнений,
опрос
-
32
32
-
6
6
-
12
12
-
18
18
1
1
2
1
1
6
3
7
4
9.2.
Плавное пение: legato
-
1
1
9.3.
Раздельное пение:
nonlegato
-
1
1
9.4.
Отрывистое пение:
staccato
-
1
1
10.
10.1
Работа с ритмом.
Ритм, темпоритм.
Упражнения.
1
1
3
3
4
4
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Контрольное
занятие
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
11. Вокальная позиция.
11.1. Выведение звука
вперед
1
-
6
1
7
1
11.2. Пение на зевке
-
1
1
11.3. Певческая позиция
для разных регистров
1
3
4
11.4. Позиция при пении
звуков разной высоты
-
1
1
12. Атака звука.
12.1. Атака звука
1
1
5
2
6
3
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
12.2
Ударение в слове,
акцент
-
1
1
12.3
Активная подача
звука
-
1
1
12.4
Мягкая атака
-
1
1
13.
Образнохудожественное
исполнение.
Объект внимания –
зритель
Эмоциональность и
характер музыки
3
5
8
1
-
1
Опрос
-
1
1
1
-
1
Выполнение
практических
упражнений
Опрос
1
4
4
-
44
4
13.1
13.2
13.3. Художественный
образ
13.4. Сценическое
движение
14.
Вокальная работа:
Работа над
Выполнение
практических
упражнений
музыкальными
произведениями.
14.1. Работа над
музыкальными
произведениями
патриотической
тематики.
14.2. Работа над
музыкальными
произведениями.
Актуализация
годового репертуара.
Итоговый контроль
-
18
18
-
22
22
-
4
4
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Отчетный
концерт
16
128
144
ИТОГО:
Содержание. Программа первого года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи
обучения. Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны
труда и безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика: Прослушивание, входная диагностика.
Тема 2. Теоретическая подготовка.
Теория: Строение голосового аппарата и его свойства. Гигиена голоса,
положение тела во время вокала.
Тема 3. Голосовая техника. Дыхание.
Теория: Физиологическая основа дыхания, его виды.
Практика: Дыхательная гимнастика. Пение на опоре, цепное дыхание.
Тема 4. Голосовая техника. Распевки.
Теория:
Значимость
распевок
в
профессиональной
деятельности
вокалиста.
Практика: Распевки – интонационные, интервальные, скороговорки.
Вокализация, распевание гласных. Упражнения на одной ноту и с поступенным
движением.
Тема 5. Голосовая техника. Дикция и артикуляция.
Теория: Дикция и артикуляция в вокале.
Практика: Разбор произведений на предмет логических ударений,
главных слов. Отработка скороговорок с использованием вокализации.
Тема 6. Голосовая техника. Вокальные регистры.
Теория: Тембр и регистр голоса.
Практика: Разбор и проба голоса в нижнем, среднем и верхнем регистрах.
Тема 7. Голосовая техника. Пение в унисон.
Теория: Понятие «унисон».
Практика: Работа над ансамблевым вокальным унисоном.
Тема 8. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Тема 9. Звуковедение.
Теория: Понятие «звуковедение», «фразировка».
Практика: Отработка фраз, пение на legato, nonlegato и staccato.
Тема 10. Работа с ритмом.
Теория: Понятия «ритм», «темпоритм».
Практика: Разбор и проба различных ритмических рисунков.
Тема 11. Вокальная позиция.
Теория: Певческая позиция для разных регистров.
Практика: Выведение звука вперед, пение на зевке, отработка певческих
позиций.
Тема 12. Атака звука.
Теория: Понятие «атака звук».
Практика: Акцентирование, мягкая и активная подача звука.
Тема 13. Образно-художественное исполнение.
Теория: Работа со зрителем, художественный образ и сценической
движение.
Практика:
Отработка
эмоциональной
подачи
песни,
сценических
движений.
Тема 14. Вокальная работа: Работа над музыкальными произведениями.
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Планируемые результаты. Первый год обучения
Знать:
- строение голосового аппарата;
- свойства голоса, виды дыхания;
- вокальные регистры, певческие
позиции.
Уметь:
- петь на опоре;
- артикулировать;
- петь в различных регистрах;
- выполнять ритмические упражнения;
- передавать характер музыки.
Учебный план первого года обучения 36 часов
№
п/п
1.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Прослушивание
голосов,
диагностика.
Голосовая техника.
Дыхание.
Виды дыхания.
Дыхательная
гимнастика.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Голосовая техника.
Распевки.
Вокальные
упражнения:
распевки
0
2
2
-
1
1
Интонационные
распевки,
упражнения на
интервалы.
-
1
1
Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
4.
4.1.
4.2.
5.
Голосовая техника.
Дикция и
артикуляция.
Дикция и
артикулляция в
вокале
0
2
2
-
1
1
Скороговорки для
отработки гласных и
согласных
Голосовая техника.
Пение в унисон.
Работа над
ансамблевым
вокальным унисоном
-
1
1
1
3
4
1
3
4
-
6
6
-
6
6
1
1
2
-
2
2
2
2
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями
6.1. Работа над
музыкальными
произведениями
(поздравительная/
новогодняя тематика)
Промежуточная
диагностика
7.
Звуковедение.
7.1. Фразировка в песне.
Направление
мелодии по высоте.
6.
8.
8.1
Работа с ритмом.
Ритм, темпоритм.
Упражнения.
-
2
2
2
2
9.
Образнохудожественное
исполнение.
Эмоциональность и
характер музыки
-
2
2
-
1
1
9.2.
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Контрольное
занятие
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Сценическое
движение
-
1
1
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями.
10.1. Работа над
музыкальными
произведениями
патриотической
тематики.
Итоговый контроль
ИТОГО:
-
8
8
-
8
8
4
2
32
2
36
9.3.
10.
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выступление
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи
обучения. Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны
труда и безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика: Прослушивание, входная диагностика.
Тема 2. Голосовая техника. Дыхание.
Теория: Физиологическая основа дыхания, его виды.
Практика: Дыхательная гимнастика.
Тема 3. Голосовая техника. Распевки.
Практика: Распевки – интонационные, интервальные.
Тема 4. Голосовая техника. Дикция и артикуляция.
Практика: Отработка скороговорок с использованием вокализации.
Тема 5. Голосовая техника. Пение в унисон.
Теория: Понятие «унисон».
Практика: Работа над ансамблевым вокальным унисоном.
Тема 6. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями
Практика:
Анализ,
разучивание
и
исполнение
произведений
в
поздравительной/новогодней тематике.
Тема 7. Звуковедение.
Практика: Отработка фраз, пение на legato, nonlegato и staccato.
Тема 8. Работа с ритмом.
Практика: Разбор и проба различных ритмических рисунков.
Тема 9 Образно-художественное исполнение.
Практика:
Отработка
эмоциональной
подачи
песни,
сценических
движений.
Тема 10. Вокальная работа: Работа над музыкальными произведениями.
Практика:
Анализ,
разучивание
и
исполнение
произведений
в
патриотической.
Планируемые результаты.
Знать:
- строение голосового аппарата;
- свойства голоса и дыхания;
- понятие «унисон»
Уметь:
- петь на опоре;
- артикулировать;
- выполнять ритмические упражнения;
- передавать характер музыки;
- петь в унисон с инструментом и
ансамблем.
Планируемые результаты освоения всей программы
Личностные - прослеживается положительная динамика в:
проявлении культуры общения и поведения в социуме;
сформированности нравственных качеств у обучающихся
(ответственность, дисциплинированность, гуманность).
Метапредметные - прослеживается положительная динамика в:
развитии коммуникативных навыков;
проявлении самостоятельности обучающихся;
проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом.
Предметные – обучающийся знает:
строение голосового аппарата;
технику работы с голосом;
алгоритм анализа, разбора и разучивания произведения;
правила поведения на сцене, правила обращения с музыкальным
оборудованием.
Предметные – обучающийся умеет:
чисто интонировать, четко артикулировать, правильно брать дыхание;
петь в коллективе – держать унисон;
выступать на сцене, работать со зрителем, доносить эмоциональночувственную составляющую песни.
Учебный план второго года обучения 144 часа
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Прослушивание
голосов,
диагностика.
Повторение теории.
Строение голосового
аппарата. Свойства
голоса
Гигиена голоса.
Положение тела во
время пения
Голосовая техника.
Дыхание.
Виды дыхания.
Дыхательная
гимнастика.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
2
1
-
2
1
Опрос
1
-
1
Опрос
1
2
3
1
1
2
3.2.
Пение на опоре.
Цепное дыхание
-
1
1
4.
Голосовая техника.
Распевки.
Вокальные
упражнения:
1
5
6
1
1
2
4.1.
Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
распевки
Интонационные
распевки,
упражнения на
интервалы.
Распевкискороговорки
-
1
1
-
1
1
4.4.
Вокализация,
распевание гласных
-
1
1
4.5.
Упражнения на одной
ноте, упражнения с
поступенным
движением,
упражнения на
интервалы
Голосовая техника.
Дикция и
артикуляция.
Дикция и
артикулляция в
вокале
-
1
1
1
5
6
1
1
2
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
Логические ударения,
главные слова, паузы
-
1
1
5.3.
Вокальные
упражнения. Работа
над гласными,
согласными
Скороговорки для
отработки гласных и
согласных
Голосовая техника.
Вокальные
регистры.
Тембр и регистр
голоса
-
2
2
-
1
1
1
4
5
1
1
2
-
1
1
5.4.
6.
6.1.
6.2.
Нижний регистр
голоса
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
6.3.
Средний регистр
голоса
-
1
1
6.4.
Верхний регистр
голоса
-
1
1
7.
Голосовая техника.
Пение в унисон.
Работа над
ансамблевым
вокальным унисоном
1
5
6
1
5
6
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями
Работа над
музыкальными
произведениями
(свободная тематика)
-
44
44
-
10
10
-
12
12
-
22
22
1
1
2
1
1
6
3
7
4
-
1
1
8.
8.1.
Работа над
музыкальными
произведениями,
посвященными Дню
матери/
Международному
женскому дню
8.3. Работа над
музыкальными
произведениями
новогодней/
поздравительной
тематики
Промежуточная
диагностика
9.
Звуковедение.
9.1. Фразировка в песне.
Направление
мелодии по высоте.
8.2.
9.2.
Плавное пение: legato
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Контрольное
занятие
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
9.3.
Раздельное пение:
nonlegato
-
1
1
9.4.
Отрывистое пение:
staccato
-
1
1
10.
10.1
Работа с ритмом.
Ритм, темпоритм.
Упражнения.
1
1
3
3
4
4
11. Двухголосие.
11.1. Двухголосие
1
1
6
1
7
2
11.2. Упражнение на
двухголосие, разбор
произведений на два
голоса
12. Атака звука.
12.1. Атака звука
-
5
5
1
1
5
2
6
3
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
12.2
Ударение в слове,
акцент
-
1
1
12.3
Активная подача
звука
-
1
1
12.4
Мягкая атака
-
1
1
13.
Образнохудожественное
исполнение.
Объект внимания –
зритель
Эмоциональность и
характер музыки
3
5
8
1
-
1
Опрос
-
1
1
1
-
1
Выполнение
практических
упражнений
Опрос
13.1
13.2
13.3. Художественный
образ
13.4. Сценическое
движение
1
4
4
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями.
14.1. Работа над
музыкальными
произведениями
патриотической
тематики.
14.2. Работа над
музыкальными
произведениями.
Актуализация
годового репертуара.
-
34
34
-
14
14
-
20
20
Итоговый контроль
-
2
2
16
128
144
14.
ИТОГО:
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Отчетный
концерт
Содержание. Программа второго года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения.
Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны труда и
безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика: Прослушивание, входная диагностика.
Тема 2. Повторение теории.
Теория: Строение голосового аппарата и его свойства. Гигиена голоса,
положение тела во время вокала.
Тема 3. Голосовая техника. Дыхание.
Теория: Физиологическая основа дыхания, его виды.
Практика: Дыхательная гимнастика. Пение на опоре, цепное дыхание.
Тема 4. Голосовая техника. Распевки.
Теория:
Значимость
распевок
в
профессиональной
деятельности
вокалиста.
Практика: Распевки – интонационные, интервальные, скороговорки.
Вокализация, распевание гласных. Упражнения на одной ноту и с поступенным
движением.
Тема 5. Голосовая техника. Дикция и артикуляция.
Теория: Дикция и артикуляция в вокале.
Практика: Разбор произведений на предмет логических ударений,
главных слов. Отработка скороговорок с использованием вокализации.
Тема 6. Голосовая техника. Вокальные регистры.
Теория: Тембр и регистр голоса.
Практика: Разбор и проба голоса в нижнем, среднем и верхнем регистрах.
Тема 7. Голосовая техника. Пение в унисон.
Теория: Понятие «унисон».
Практика: Работа над ансамблевым вокальным унисоном.
Тема 8. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Тема 9. Звуковедение.
Теория: Понятие «звуковедение», «фразировка».
Практика: Отработка фраз, пение на legato, nonlegato и staccato.
Тема 10. Работа с ритмом.
Теория: Понятия «ритм», «темпоритм».
Практика: Разбор и проба различных ритмических рисунков.
Тема 11. Двухголосие.
Теория: Понятие «Двухголосие», его звучание.
Практика: Упражнения на построение двухголосия. Разбор произведений
на два голоса.
Тема 12. Атака звука.
Теория: Понятие «атака звук».
Практика: Акцентирование, мягкая и активная подача звука.
Тема 13. Образно-художественное исполнение.
Теория: Работа со зрителем, художественный образ и сценической
движение.
Практика:
Отработка
эмоциональной
подачи
песни,
сценических
движений.
Тема 14. Вокальная работа: Работа над музыкальными произведениями.
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Планируемые результаты. Второй год обучения
Знать:
- певческую установку;
- понятия: унисон, двухголосие, атака
звука.
Уметь:
-использовать цепное дыхание в
процессе пения;
- работать над песней по фразам;
- петь глиссандо, non legato, каноном;
- делать акценты в слове
Учебный план третьего года обучения 144 часа
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Прослушивание
голосов,
диагностика.
Повторение теории.
Методы укрепления
голосового аппарата.
Гигиена голоса.
Положение тела во
время пения
Голосовая техника.
Дыхание.
Виды дыхания.
Дыхательная
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль
2
1
-
2
1
Опрос
1
-
1
Опрос
1
2
3
1
1
2
Выполнение
практических
гимнастика.
3.2.
Диафрагмальнореберное дыхание.
-
1
1
4.
Голосовая техника.
Распевки.
Вокальные
упражнения:
распевки
1
5
6
1
1
2
Интонационные
распевки,
упражнения на
интервалы,
трезвучия, арпеджио
Распевкискороговорки
-
1
1
-
1
1
4.4.
Вокализация,
распевание гласных
-
1
1
4.5.
Упражнения на одной
ноте, упражнения с
поступенным
движением,
упражнения на
интервалы
Голосовая техника.
Дикция и
артикуляция.
Дикция и
артикулляция в
вокале
-
1
1
1
5
6
1
1
2
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
Логические ударения,
главные слова, паузы
-
1
1
5.3.
Вокальные
упражнения. Работа
над гласными
Скороговорки для
отработки гласных и
согласных
-
2
2
-
1
1
5.4.
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Голосовая техника.
Вокальные
регистры и
резонаторы.
Тембр и регистр
голоса
1
4
5
1
1
2
6.2.
Нижний, средний и
верхний регистры
-
1
1
6.3.
Маск-резонатор
-
1
1
6.4.
Носовой резонатор
-
1
1
7.
Голосовая техника.
Пение в унисон.
Работа над
ансамблевым
вокальным унисоном
1
5
6
1
5
6
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями
Работа над
музыкальными
произведениями
(свободная тематика)
-
44
44
-
10
10
Работа над
музыкальными
произведениями,
посвященными Дню
матери/
Международному
женскому дню
Работа над
музыкальными
произведениями
новогодней/
поздравительной
-
12
12
-
22
22
6.
6.1.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
тематики
Промежуточная
диагностика
9.
Звуковедение.
9.1. Фразировка в песне.
Направление
мелодии по высоте.
1
1
2
1
1
6
3
7
4
выступление
Контрольное
занятие
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
9.2.
Плавное пение: legato
-
1
1
9.3.
Раздельное пение:
nonlegato
-
1
1
9.4.
Отрывистое пение:
staccato
-
1
1
10.
10.1
Работа с ритмом.
Ритм, темпоритм.
Упражнения.
1
1
3
3
4
4
11. Многоголосие.
11.1. Многоголосие
2
2
11
1
13
3
11.2. Упражнение на двухи трехголосие, разбор
произведений на два
и три голоса
-
10
10
3
5
8
1
-
1
Опрос
-
1
1
1
-
1
Выполнение
практических
упражнений
Опрос
1
4
4
12.
12.1
12.2
Образнохудожественное
исполнение.
Объект внимания –
зритель
Эмоциональность и
характер музыки
12.3. Художественный
образ
12.4. Сценическое
движение
Выполнение
практических
упражнений,
опрос
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
песен
Выполнение
практических
упражнений
Вокальная работа:
Работа над
музыкальными
произведениями.
13.1. Работа над
музыкальными
произведениями
патриотической
тематики.
13.2. Работа над
музыкальными
произведениями.
Актуализация
годового репертуара.
-
34
34
-
14
14
-
20
20
Итоговый контроль
-
2
2
16
128
144
13.
ИТОГО:
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений,
выступление
Отчетный
концерт
Содержание. Программа третьего года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения.
Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны труда и
безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика: Прослушивание, входная диагностика.
Тема 2. Повторение теории.
Теория: Строение голосового аппарата и его свойства. Методы
укрепления голосового аппарата. Гигиена голоса, положение тела во время
вокала.
Тема 3. Голосовая техника. Дыхание.
Теория: Физиологическая основа дыхания, его виды.
Практика: Дыхательная гимнастика. Пение на опоре, цепное дыхание,
диафрагмально-реберное дыхание.
Тема 4. Голосовая техника. Распевки.
Теория:
Значимость
распевок
в
профессиональной
деятельности
вокалиста.
Практика: Распевки – интонационные, интервальные, скороговорки.
Вокализация, распевание гласных. Упражнения на одной ноту и с поступенным
движением, движением по трезвучию и арпеджио.
Тема 5. Голосовая техника. Дикция и артикуляция.
Теория: Дикция и артикуляция в вокале.
Практика: Разбор произведений на предмет логических ударений,
главных слов. Отработка скороговорок с использованием вокализации.
Тема 6. Голосовая техника. Вокальные регистры и резонаторы.
Теория: Тембр и регистр голоса.
Практика: Разбор и проба голоса в нижнем, среднем и верхнем регистрах.
Маск-резонатор и носовой резонатор.
Тема 7. Голосовая техника. Пение в унисон.
Теория: Понятие «унисон».
Практика: Работа над ансамблевым вокальным унисоном.
Тема 8. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Тема 9. Звуковедение.
Теория: Понятие «звуковедение», «фразировка».
Практика: Отработка фраз, пение на legato, nonlegato и staccato.
Тема 10. Работа с ритмом.
Теория: Понятия «ритм», «темпоритм».
Практика: Разбор и проба различных ритмических рисунков.
Тема 11. Многоголосие.
Теория: Понятие «Многоголосие», его звучание.
Практика: Упражнения на построение двух- и трехголосия. Разбор
произведений на два и три голоса.
Тема 12. Образно-художественное исполнение.
Теория: Работа со зрителем, художественный образ и сценической
движение.
Практика:
Отработка
эмоциональной
подачи
песни,
сценических
движений.
Тема 13. Вокальная работа: Работа над музыкальными произведениями.
Практика: Анализ, разучивание и исполнение произведений в различной
тематике.
Планируемые результаты. Третий год обучения
Знать:
- понятия staccato, forte, piano,
cuescendo, diminuendo и др. основные
термины.
Уметь:
- держать унисон на долгом звуке;
- использовать разные вокальные
позиции;
- чисто интонировать;
- контролировать динамику.
Планируемые результаты освоения всей программы (3 года)
Личностные - прослеживается положительная динамика в:
проявлении культуры общения и поведения в социуме;
сформированности нравственных качеств у обучающихся
(ответственность, дисциплинированность, гуманность).
Метапредметные - прослеживается положительная динамика в:
развитии коммуникативных навыков;
проявлении самостоятельности обучающихся;
проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом.
Предметные – обучающийся знает:
строение голосового аппарата;
технику работы с голосом;
алгоритм анализа, разбора и разучивания произведения;
правила поведения на сцене, правила обращения с музыкальным
оборудованием.
Предметные – обучающийся умеет:
чисто интонировать, четко артикулировать, правильно брать дыхание;
петь в различных регистрах, используя разные резонаторы и вокальные
позиции;
петь в коллективе – держать унисон, двухголосие.
уверенно выступать на сцене, работать со зрителем, доносить
эмоционально-чувственную составляющую песни.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы аттестации
1 год обучения
Время проведения
Цель проведения
Формы аттестации/
контроля
Сентябрь
Входной контроль.
Определение
первоначального уровня
знаний и умений
учащихся на начало
обучения по программе
Опрос: владение
музыкальной грамотой и
т.д.
Прослушивание.
Декабрь
Промежуточный
контроль.
Контрольное занятие.
Оценка освоения
материала
Теория: строение
голосового аппарата, его
гигиена. Основа
дыхания.
Практика:
интонирование,
правильное дыхание (на
примере фрагментов
песен)
Май
Итоговый контроль.
Исполнение
произведения, культура
исполнения и
сценического поведения;
эмоциональная
выразительность
Отчетный концерт:
исполнение репертуара.
2 год обучения
Время проведения
Сентябрь
Цель проведения
Формы аттестации/
контроля
контроль. Опрос на выявление
Входной
Определение остаточных уровня
знаний
и
остаточных
умений знаний.
учащихся на второй год Прослушивание.
обучения по программе.
Декабрь
Промежуточный
Контрольное занятие.
контроль.
Теория: тембр и регистр
Базовая
теория. голоса,
Вокальная
техника артикуляция.
(чистое
интонирование, Практика:
фразировка,
дикция
и
исполнение
унисон, песен.
эмоциональночувственная
передача
произведения)
Май
Итоговый контроль.
Уровень
и
Отчетный
концерт:
культура исполнение репертуара.
исполнения.
3 год обучения
Время проведения
Сентябрь
Цель проведения
Формы аттестации/
контроля
контроль. Опрос на выявление
Входной
Определение остаточных уровня
знаний
и
остаточных
умений знаний.
учащихся на третий год Прослушивание.
обучения по программе.
Декабрь
Промежуточный
Контрольное занятие.
контроль.
Теория:
способы
Теория.
укрепления и развития
Вокальная техника (атака вокального аппарата.
звука, работа в разных Практика:
исполнение
регистрах, двухголосие, песен.
эмоциональночувственная
передача
произведения)
Май
Итоговый контроль.
Уровень
и
Отчетный
концерт:
культура исполнение репертуара.
исполнения.
Оценочные материалы: оценки контрольного занятия и отчетного
концерта, самостоятельная оценка исполнения произведения.
Оценивание работы: зачет/незачет.
Методические материалы:
Блок (раздел)
Формы занятий
Методы и
Дидактический
приемы
материал
1 год обучения
Вводное занятие.
Учебное занятие.
Словесный.
Рассказ,
Наглядные
беседа, пособия,
демонстрация.
презентация,
видеоматериалы.
Теоретическая
Учебное занятие.
подготовка.
Объяснительно-
Наглядные
иллюстративный
пособия,
(репродуктивный). презентация,
Рассказ,
беседа, видеоматериалы.
демонстрация.
Голосовая
Учебное занятие,
техника. Дыхание. Занятие-
Объяснительноиллюстративный
Видеоматериалы.
практикум.
(репродуктивный),
Метод
упражнений
и
повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Нотный материал.
техника.
Занятие-
фонетический,
Распевки.
практикум.
метод
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Дикция и Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
артикуляция.
метод
практикум.
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника.
Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
Вокальные
практикум.
метод
регистры.
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Пение в Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы,
унисон.
метод
практикум.
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Вокальная работа: Практические
Работа
над занятия,
Репродуктивный
урок- метод,
музыкальным
игра,
произведением.
театрализация.
Аудиоматериалы
метод («плюсы»
и
«минусы»
песен
урок- проблемного
изложения,
из
частично-
нотный материал.
поисковый метод.
репертуара),
Звуковедение.
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы,
метод
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Работа с ритмом
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Вокальная
позиция
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Атака звука
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Образнохудожественное
исполнение
Учебное занятие,
Занятиепрактикум,
деловая игра,
кейс.
Словесный,
Видео-
репродуктивный
аудиоматериалы,
метод,
и
метод презентация.
проблемного
изложения,
частичнопоисковый метод.
Вокальная работа: Практические
Репродуктивный
Аудиоматериалы
занятия,
урокРабота
над
метод,
метод («плюсы»
и
игра,
урокмузыкальными
театрализация.
проблемного
«минусы» песен
произведениями
изложения,
из
репертуара),
частично-
нотный материал.
поисковый метод.
Блок (раздел)
Формы занятий
Методы и
Дидактический
приемы
материал
2 год обучения
Вводное занятие.
Учебное занятие.
Словесный.
Рассказ,
Наглядные
беседа, пособия,
демонстрация.
презентация,
видеоматериалы.
Повторение
Учебное занятие.
теории.
Объяснительно-
Наглядные
иллюстративный
пособия,
(репродуктивный). презентация,
Рассказ,
беседа, видеоматериалы.
демонстрация.
Голосовая
Учебное занятие,
техника. Дыхание. Занятиепрактикум.
Объяснительно-
Видеоматериалы.
иллюстративный
(репродуктивный),
Метод
упражнений
и
повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Нотный материал.
техника.
Занятие-
фонетический,
Распевки.
практикум.
метод
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Дикция и Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
артикуляция.
метод
практикум.
показа,
и
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника.
Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
Вокальные
практикум.
метод
регистры.
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Пение в Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы,
унисон.
метод
практикум.
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Вокальная работа: Практические
Работа
над занятия,
Репродуктивный
урок- метод,
музыкальным
игра,
произведением.
театрализация.
Аудиоматериалы
метод («плюсы»
и
«минусы»
песен
урок- проблемного
изложения,
из
репертуара),
частично-
нотный материал.
поисковый метод.
Звуковедение.
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы,
метод
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Работа с ритмом
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Двухголосие
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы,
и
метод
показа, нотный материал
метод упражнений
и повторений.
Атака звука
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Образнохудожественное
исполнение
Учебное занятие,
Занятиепрактикум,
деловая игра,
кейс.
Словесный,
Видео-
репродуктивный
аудиоматериалы,
метод,
и
метод презентация.
проблемного
изложения,
частичнопоисковый метод.
Вокальная работа: Практические
Репродуктивный
Аудиоматериалы
занятия,
урокРабота
над
метод,
метод («плюсы»
и
игра,
урокмузыкальными
театрализация.
проблемного
«минусы» песен
произведениями
изложения,
из
репертуара),
частично-
нотный материал.
поисковый метод.
Блок (раздел)
Формы занятий
Методы и
Дидактический
приемы
материал
3 год обучения
Вводное занятие.
Учебное занятие.
Словесный.
Рассказ,
Наглядные
беседа, пособия,
демонстрация.
презентация,
видеоматериалы.
Повторение
Учебное занятие.
Объяснительно-
Наглядные
теории.
иллюстративный
пособия,
(репродуктивный). презентация,
Рассказ,
беседа, видеоматериалы.
демонстрация.
Голосовая
Учебное занятие,
техника. Дыхание. Занятиепрактикум.
Объяснительно-
Видеоматериалы.
иллюстративный
(репродуктивный),
Метод
упражнений
и
повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Нотный материал.
техника.
Занятие-
фонетический,
Распевки.
практикум.
метод
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Дикция и Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
артикуляция.
метод
практикум.
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Голосовая
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника.
Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы.
Вокальные
практикум.
метод
регистры
и
показа,
метод упражнений
резонаторы.
Голосовая
и
и повторений.
Учебное занятие,
Наглядно-
Видео-
техника. Пение в Занятие-
фонетический,
аудиоматериалы,
унисон.
метод
практикум.
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Вокальная работа: Практические
Работа
над занятия,
Репродуктивный
урок- метод,
музыкальным
игра,
произведением.
театрализация.
Аудиоматериалы
метод («плюсы»
и
«минусы»
песен
урок- проблемного
изложения,
из
репертуара),
частично-
нотный материал.
поисковый метод.
Звуковедение.
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы,
метод
и
показа, нотный материал.
метод упражнений
и повторений.
Работа с ритмом
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы.
метод
и
показа,
метод упражнений
и повторений.
Многоголосие
Учебное занятие,
Занятиепрактикум.
Наглядно-
Видео-
фонетический,
аудиоматериалы,
метод
и
показа, нотный материал
метод упражнений
и повторений.
Образнохудожественное
исполнение
Учебное занятие,
Занятиепрактикум,
деловая игра,
кейс.
Словесный,
Видео-
репродуктивный
аудиоматериалы,
метод,
и
метод презентация.
проблемного
изложения,
частичнопоисковый метод.
Вокальная работа: Практические
Репродуктивный
Аудиоматериалы
занятия,
урокРабота
над
метод,
метод («плюсы»
и
игра,
урок-
музыкальными
театрализация.
произведениями
проблемного
«минусы»
песен
изложения,
из
частично-
нотный материал.
репертуара),
поисковый метод.
Календарный учебный график программы.
Год
Дата
обучения
начала
обучения
1 год
Дата
Всего
Количество
окончания учебных
часов
обучения
недель
в год
36
144
01.09.2025 28.05.2026
Режим
Сроки
сроки
промежу итоговой
занятий
точной аттестации
аттеста
ции
2 раза в
25 – 29
неделю
декабря
20-25 мая
по 2
часа
1 год
01.09.2025 28.05.2026
36
36
1 раз в
25 – 29
неделю
декабря
20-25 мая
по 1
часу
2 год
01.09.202_ 28.05.202_
36
144
2 раза в
25 – 29
неделю
декабря
20-25 мая
по 2
часа
3 год
01.09.202_ 28.05.202_
36
144
2 раза в
25 – 29
неделю
декабря
по 2
часа
20-25 мая
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: Для реализации необходимы
специально оборудованный в соответствии с санитарными нормами и
технически оснащенный учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий
1. Аудиоаппаратура (колонка, микрофоны);
2. Стулья;
3. Инструмент (синтезатор/электронное пианино, акустическое пианино),
шумовые инструменты;
4. Сеть интернет;
5. Нотные сборники;
6. Наглядные пособия;
7. Презентации;
8. Тематический аудио- и видеоматериал.
Список литературы.
Список литературы для педагога
Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М.
1983г.
Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального
состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская
методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г.
Юренева-Княжинская. М:.2008г..
Далецкий О. Н. «О пении»
Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание
М. 1977г.
Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО
«ИД «РИПОЛ классик», 2006
Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987
Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.:
Айрис-пресс,2007г.—95 с:
Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов.
муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.:
Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М.,
1983.
Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
Список литературы для учащихся
Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. –
Л.: Музыка, 1987.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.:
Музыка, 1978.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор,
1986.
Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.:
Советская энциклопедия, 1976.
Репертуарные сборники
«Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении
фортепиано.М. 1978г.
«Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14.
М.1978г.
«Детям нужен мир». М. 1982г.
«Дружат дети всей земли». М. 1981г.
«Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки,
считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
«За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель
и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л.
1978г.
«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М.
1976г.
Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой
Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М.
1980г.
Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский
композитор, 1986.–68 с.
Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко
М. Я. ,
Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного
возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего
школьного возраста.
Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во «III
тысячелетие», 2004. – 144 с.
Ю.Юнкеров «Цвети Ямал!»/ ГУП ЯНАО «Красный север».
Список полезных интернет – ресурсов.
http://www.mp3sort.com /
http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru /
http://talismanst.narod.ru /
http://www.rodniki-studio.ru /
http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index /
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru /?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php ?id=207
http://notes.tarakanov.net /
http://irina- music.ucoz.ru/load