ДООП Аккорд (гитара) Дедюро Д.А.(с титульным 2025)

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа
образования

объединения

относится

к

«Аккорд»
программам

в

системе

дополнительного

художественно-эстетической

направленности. Рассчитана на обучение детей 8-18 лет. Составлена с учётом
психологических особенностей обучающихся, с использованием программ по
обучению игре на гитаре для музыкальных школ и школ искусств и для
внешкольных

учреждений

и

общеобразовательных

школ.

Программа

обеспечивает гармонию физического и интеллектуального развития ребенка,
способствует формированию музыкальной культуры, развитию полноценной
личности с развитыми творческими способностями, профессиональными
умениями и человеческими качествами. Программа не предусматривает
профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными
музыкальными

данными,

на

всех,

кто

желает

научиться

играть

на

шестиструнной гитаре. Обучение на гитаре направлено на подготовку
выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода
мероприятий.
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р;

 Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования
и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015
г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;

 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198
от «27» 04 2023 г.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она затрагивает проблему

организации детско-юношеского досуга. Обучение по программе предполагает
формирование, развитие и совершенствование техники игры на гитаре, навыков
художественного исполнения музыкального произведения на основе изучения,
освоения

и

практического

применения

художественно-выразительных,

музыкально-исполнительских средств. В процессе изучения гитары дети
развивают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор, имеют
возможность приобщиться к сценической культуре.
Программа
ориентирована

на

относится
развитие

к

художественной

художественного

вкуса,

направленности,
на

расширение

музыкального кругозора, на возможность приобщиться к сценической культуре,
попробовать себя в качестве исполнителя-инструменталиста.
Педагогическая целесообразность состоит в целенаправленной работе
по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей
их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к
миру

вокала.

Независимо

от

этапа

обучения

ведущую

роль

играет

педагогический фактор и разумное применение некоторых основополагающих
средств обучения:
 обязательное сохранение преемственности и строгой последовательности в
решении задач, подбор подходящих средств и методов;
 постепенное увеличение объема нагрузок по отдельным составляющим
целостной подготовки. Сохранение правильного соотношения компонентов
общей исполнительской подготовки: профессионального (технического),
эмоционального

и

интеллектуального,

физического,

социального

(сценического);
 учет анатомо-функциональных особенностей, физической подготовки и
психической характеристики детей;
 правильный подбор методов обучения и воспитания в каждый период
подготовки.

Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 10 до 18 лет.
Прием детей в коллектив ведется не на основе конкурсного отбора, а только
учитывая желание детей, увлеченность и интерес.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма занятий – групповая, наполняемость в группах составляет – 12.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: групповая.
Форма организации занятий: аудиторная. Формы проведения занятий: лекция,
беседа, игра, обсуждение материала, практика.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, прослушивания
и анализирования музыкальных произведений, учебных занятий. Практическая
деятельность:

учебные

занятия-практикумы,

концертные

выступления,

конкурсы.
Форма обучения.
Очная и очно-заочная. Очная (сочетание аудиторных и выездных
занятий). Очно-заочная при необходимости в период неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических

условий

(сочетание

очных

занятий

и

электронного обучения; применение дистанционных технологий, сетевых
форм).
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2
год обучения — 144 часа, 3 год обучения — 144 часа. Общий объем программы
(общее количество часов) 432 часа.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и
развитию музыкальных способностей и творческого потенциала ребенка в
процессе обучения искусству игры на гитаре.
Задачи программы.
Предметные:
 познакомить учащихся с основами игры на гитаре;
 формировать и совершенствовать музыкально-исполнительские навыки;

 обучить основам бережного отношения к инструменту, правилам обращения
и ухода;
 обеспечить усвоение базовой музыкальной грамоты;
 сформировать начальный навык анализа музыкальных произведений;
 сформировать навыки ансамблевого исполнительства;
 сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене;
 научить анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении.
Личностные:
 развивать музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную
память, мышление, чувство ритма, исполнительские способности;
 развивать музыкально-исполнительские навыки: звуко-двигательные, нотноориентированные,

метроритмические,

художественно-выразительные,

слуховые;
 развивать навыки и умения активного слушания и анализа содержания
музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и
исполнении музыкальных композиций.
Метапредметные:
 воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;
 воспитывать культуру общения в творческом коллективе;
 воспитывать чувство ответственности перед самим собой и коллективом;
 воспитывать интерес к музыкальной (исполнительской) культуре и
сценической деятельности.

Учебный план.
Учебный план первого года обучения 144 часа
№

Название разделов,

Количество часов

Формы

п/п
1.

2.

тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Знакомство с
инструментом.

Основы игры на
инструменте.
Технические
приёмы
4.
Изучение
аппликатуры
инструмента.
Базовые аккорды.
Промежуточная
диагностика
3.

5.

6.

Изучение
аппликатуры
инструмента –
продолжение.
Музыкальные
произведения.

Итоговый контроль
ИТОГО:

Теория
1

Практика
1

Всего
2

аттестации
Опрос, входной
контроль

4

20

24

4

26

30

4

6

10

1

1

2

8

20

28

10

36

46

-

2

2

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный
концерт

32

112

144

Содержание. Программа первого года обучения.
Первый год обучения.

 Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика.
Теория:
Знакомство. Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи
обучения. Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны
труда и безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика:
Проведение входной диагностики.
 Тема: Знакомство с инструментом
Теория:
История гитары. Первое знакомство с инструментом. Техническая
настройка гитары, управление колками. Правила хранения и ухода за
инструментом. Настройка тюнером.
Практика:
Посадка исполнителя. Постановка тела и рук. Упражнения для
указательного и среднего пальцев рук.


Тема: Основы игры на инструменте. Технические приемы
Теория:
Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения:

пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов. Аккорды. Особенности
исполнения музыкальных произведений: мажор, минор. Табулатура, чтение
табулатуры. Настройка гитары, перетяжка струн.
Практика:
Прослушивание музыкальных произведений. Отработка классической,
свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в
ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, приложением «Песни под
гитару». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных
произведений. Упражнения на разные длительности. Упражнения в разных
размерах.
 Тема: Изучение аппликатуры гитары. Базовые аккорды.

Теория:
Буквенно-нотные обозначения аккордов.
Практика:
Упражнения на двух и четырех струнах для обеих рук. Отработка
аккордов: A, Am, D, Dm, E, Em, C, G.
 Тема: Изучение аппликатуры инструмента – продолжение.
Теория:
Буквенно-нотные обозначения аккордов: приставки «moll», «dur», «7»,
знаки альтерации, энгармонизмы.
Практика:
Упражнения на отработку приема «баррэ». Отработка аккордов: F, Н, Hm,
F#, F#m, Gm, H7.
 Тема: Музыкальные произведения
Теория: Первичное представление о песенных стилях и жанрах.
Практика:
 изучение тематических песен;
 изучение современных песен;
 изучение песен свободного выбора.
Планируемые результаты. Первый год обучения
Знать:
1.Основы правильной посадки и
постановки рук;
2.Основные понятия музыкальной
грамоты;
3.Устройство гитары;
4.Начальные элементы
исполнительской техники и
простейшие приёмы игры на гитаре;
5.Обозначения пальцев левой и правой
руки;
6.Произведения песенного репертуара.

Уметь:
1.Самостоятельно настраивать
инструмент при помощи тюнера.
2.Ориентироваться в записи
аккомпанемента песен.
3.Исполнять несложные
аккомпанементы по буквенным
обозначениям.
4.Исполнять песенный репертуар из 810 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента.
5.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Учебный план первого года обучения 36 часов
№
п/п
1.

2.

Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Знакомство с
инструментом.

Основы игры на
инструменте.
Технические
приёмы
4.
Изучение
аппликатуры
инструмента.
Базовые аккорды.
Промежуточная
диагностика
3.

5.

6.

Изучение
аппликатуры
инструмента –
продолжение.
Музыкальные
произведения.

Итоговый контроль
ИТОГО:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1

-

2

2

1

7

8

1

7

8

-

1

1

-

4

4

1

9

10

-

2

2

4

32

36

Программа первого года обучения.

Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный
концерт

Первый год обучения.
 Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика.
Теория:
Знакомство. Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи
обучения. Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны
труда и безопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
Практика:
Проведение входной диагностики.
 Тема: Знакомство с инструментом
Теория:
История гитары. Первое знакомство с инструментом. Техническая
настройка гитары, управление колками. Правила хранения и ухода за
инструментом. Настройка анкера.
Практика:
Посадка исполнителя. Постановка тела и рук. Упражнения для
указательного и среднего пальцев рук.


Тема: Основы игры на инструменте. Технические приемы
Теория:
Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения:

пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов. Аккорды. Особенности
исполнения музыкальных произведений: мажор, минор. Табулатура, чтение
табулатуры. Настройка гитары, перетяжка струн.
Практика:
Прослушивание музыкальных произведений. Отработка классической,
свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в
ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, приложением «Песни под
гитару». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных
произведений. Упражнения на разные длительности. Упражнения в разных
размерах.

 Тема: Изучение аппликатуры гитары. Базовые аккорды.
Теория:
Буквенно-нотные обозначения аккордов.
Практика:
Упражнения на двух и четырех струнах для обеих рук. Отработка
аккордов: A, Am, D, Dm, E, Em, C, G.
 Тема: Изучение аппликатуры инструмента – продолжение.
Теория:
Буквенно-нотные обозначения аккордов: приставки «moll», «dur», «7»,
знаки альтерации, энгармонизмы.
Практика:
Упражнения на отработку приема «баррэ». Отработка аккордов: F, Н, Hm,
F#, F#m, Gm, H7.
 Тема: Музыкальные произведения
Теория: Первичное представление о песенных стилях и жанрах.
Практика:
 изучение тематических песен;
 изучение современных песен;
 изучение песен свободного выбора.
Планируемые результаты. Первый год обучения
Знать:
1.Основы правильной посадки и
постановки рук;
2.Основные понятия музыкальной
грамоты;
3.Устройство гитары;
4.Начальные элементы
исполнительской техники и
простейшие приёмы игры на гитаре;
5.Обозначения пальцев левой и правой
руки;
6.Произведения песенного репертуара.

Уметь:
1.Самостоятельно настраивать
инструмент при помощи тюнера.
2.Ориентироваться в записи
аккомпанемента песен.
3.Исполнять несложные
аккомпанементы по буквенным
обозначениям.
4.Исполнять песенный репертуар из 810 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента.
5.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Учебный план второго года обучения 144 часа
№
п/п
1.

2.

Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Повторение
пройденного
материала

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2

4

20

24

8

32

40

1

1

2

Изучение песенного
материала

8

32

40

Выступления.
Эмоциональность и
сценическая
культура.
Итоговый контроль

10

24

34

-

2

2

ИТОГО:

32

112

144

Основы игры на
инструменте.
Технические
приёмы
Промежуточная
диагностика
3.

4.

5.

Содержание. Программа второго года обучения.

Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный
концерт

1. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика
Теория.
 рассказ о деятельности объединения второго года обучения;
 проведение обязательных инструктажей по ОБЖ;
 инструктаж по технике безопасности во время занятий, при замене струн,
при транспортировке;
 правила ухода за инструментом;
 правила поведения во время занятий и выступлений;
 тестирование.
2. Тема: повторение пройденного материала.
Теория.
Тестирование по основным темам первого года обучения. Работа над
ошибками.
Практика.
Самостоятельная,

практическая

работа

(разбор

и

исполнение

произведений из репертуара первого года обучения).
3. Тема: Основы игры на инструменте. Технические приёмы.
Теория.
 расположение нот на грифе гитары;
 размер, такт, длительность;
 приемы: легато, нонлегато, стаккато, глиссандо.
Практика.
 работа с метрономом;
 работа с каподастром;
 изучение легких пьес, партий соло для начинающих;
 сложные виды перебора;
 углубление навыков игры с подключением большого пальца, чередование
басовых струн при соответствующих аккордах;

 продолжение работы над свободой исполнительского аппарата, игры
двумя руками, контроля над качеством звука.
4. Тема: Изучение песенного материала.
Теория.
 расширение музыкального кругозора, направлений, стилей гитарного
репертуара;
 самостоятельная

теоретическая

работа

«Творчество

любимого

исполнителя»;
 самостоятельный выбор репертуара второго года обучения.
 обсуждение художественной ценности, сложности инструментального и
вокального

исполнения,

выбор

произведений

для

коллективного

разучивания.
Практика.
 прослушивание и анализ песенного материала;
 отработка

«переходов»

(смены

аккордов)

во

время

исполнения

музыкального произведения;
 проба самостоятельного вокального сопровождения
5. Тема: Выступления: Эмоциональность и сценическая культура.
Теория.
 характер произведения, эмоциональная окраска, смысловая нагрузка
текста;
 цель и задачи выступления;
 культура сценического поведения.
Практика.
 совершенствование навыков индивидуальной игры;
 углубление

работы

над

исполнительским

мастерством,

контролем аккомпанемента и вокального исполнения;
 формирование чувства целостности концертного номера.
Планируемые результаты. Второй год обучения

слуховым

Знать:
1.Основные элементы
исполнительской техники и
продвинутые приёмы игры на гитаре;
2. Произведения песенного
репертуара.

Уметь:
1.Самостоятельно обсуживать
инструмент: менять струны,
настраивать анкер.
2.Исполнять песенный репертуар из
13-15 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента.
3.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Учебный план второго года обучения 72 часа
№
п/п
1.

2.

Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Повторение
пройденного
материала

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2

1

12

13

1

16

17

1

1

2

Изучение песенного
материала

2

20

22

Выступления.
Эмоциональность и
сценическая
культура.
Итоговый контроль

2

12

14

-

2

2

Основы игры на
инструменте.
Технические
приёмы
Промежуточная
диагностика
3.

4.

5.

Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный

концерт
ИТОГО:

8

64

72

Содержание. Программа второго года обучения.
6. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика
Теория.
 рассказ о деятельности объединения второго года обучения;
 проведение обязательных инструктажей по ОБЖ;
 инструктаж по технике безопасности во время занятий, при замене струн,
при транспортировке;
 правила ухода за инструментом;
 правила поведения во время занятий и выступлений;
 тестирование.
7. Тема: повторение пройденного материала.
Теория.
Тестирование по основным темам первого года обучения. Работа над
ошибками.
Практика.
Самостоятельная,

практическая

работа

(разбор

и

произведений из репертуара первого года обучения).
8. Тема: Основы игры на инструменте. Технические приёмы.
Теория.
 расположение нот на грифе гитары;
 размер, такт, длительность;
 приемы: легато, нонлегато, стаккато, глиссандо.
Практика.
 работа с метрономом;
 работа с каподастром;
 изучение легких пьес, партий соло для начинающих;

исполнение

 сложные виды перебора;
 углубление навыков игры с подключением большого пальца, чередование
басовых струн при соответствующих аккордах;
 продолжение работы над свободой исполнительского аппарата, игры
двумя руками, контроля над качеством звука.
9. Тема: Изучение песенного материала.
Теория.
 расширение музыкального кругозора, направлений, стилей гитарного
репертуара;
 самостоятельная

теоретическая

работа

«Творчество

любимого

исполнителя»;
 самостоятельный выбор репертуара второго года обучения.
 обсуждение художественной ценности, сложности инструментального и
вокального

исполнения,

выбор

произведений

для

коллективного

разучивания.
Практика.
 прослушивание и анализ песенного материала;
 отработка

«переходов»

(смены

аккордов)

во

время

исполнения

музыкального произведения;
 проба самостоятельного вокального сопровождения
10.Тема: Выступления: Эмоциональность и сценическая культура.
Теория.
 характер произведения, эмоциональная окраска, смысловая нагрузка
текста;
 цель и задачи выступления;
 культура сценического поведения.
Практика.
 совершенствование навыков индивидуальной игры;

 углубление

работы

над

исполнительским

мастерством,

слуховым

контролем аккомпанемента и вокального исполнения;
 формирование чувства целостности концертного номера.
Планируемые результаты. Второй год обучения
Знать:
1.Основные элементы
исполнительской техники и
продвинутые приёмы игры на гитаре;
2. Произведения песенного
репертуара.

Уметь:
1.Самостоятельно обсуживать
инструмент: менять струны,
настраивать анкер.
2.Исполнять песенный репертуар из
13-15 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента.
3.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Учебный план третьего года обучения 144 часа
№
п/п
1.

2.

3.

Название разделов,
тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Повторение
пройденного
материала
Основы
ансамблевой игры:
Соло-компонент.

Промежуточная
диагностика

4.

Основы
ансамблевой игры:
Ритм-компонент.

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2

4

20

24

8

32

40

1

1

2

8

32

40

Формы
аттестации
Опрос, входной
контроль

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений,

5.

Гитарный
ансамбль.

Итоговый контроль
ИТОГО:

10

24

34

-

2

2

32

112

144

исполнение
произведений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный
концерт

Содержание. Программа третьего года обучения.
1. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика
Теория.
 рассказ о деятельности объединения третьего года обучения;
 проведение обязательных инструктажей;
 инструктаж по технике безопасности во время занятий, при замене струн,
при транспортировке;
 тестирование.
2. Тема: повторение пройденного материала.
Теория.
Тестирование по основным темам второго года обучения. Работа над
ошибками.
Практика.
Самостоятельная,

практическая

работа

(разбор

и

исполнение

произведений из репертуара второго года обучения).
3. Тема: Основы ансамблевой игры. Соло-компонент.
Теория. Правила чтение табулатур.
Практика. Отработка табулатурного (мелодического) материала.
4. Тема: Основы ансамблевой игры. Ритм-компонент.
Теория. Музыкальные стили, жанры. Размеры.
Практика. Отработка ритмического материала.

5. Тема: Гитарный ансамбль
Теория.
 преимущества и сложности ансамблевой игры;
 цель и задачи выступления;
 культура сценического поведения.
Практика.
 тренинг на сплочение;
 совершенствование навыков ансамблевой игры;
 углубление

работы

над

исполнительским

мастерством,

слуховым

контролем аккомпанемента и вокального исполнения;
 формирование чувства целостности концертного номера.
Планируемые результаты. Третий год обучения
Знать:
1.Основные принципы игры в
ансамбле;
2. Обозначения ритм-партий.

Уметь:
1.Самостоятельно исполнять песенный
репертуар из 17-20 произведений с
использованием различных видов
аккомпанемента.
2.Исполнять песенный репертуар из 57 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента в
ансамбле – в роли соло-гитариста.
3. Исполнять песенный репертуар из 57 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента в
ансамбле – в роли ритм-гитариста.
4.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Учебный план третьего года обучения 72 часа
№

Название разделов,

Количество часов

Формы

п/п
1.

2.

3.

тем
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Диагностика.
Повторение
пройденного
материала
Основы
ансамблевой игры:
Соло-компонент.

Промежуточная
диагностика

Теория
1

Практика
1

Всего
2

аттестации
Опрос, входной
контроль

1

12

13

1

16

17

1

1

2

Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Контрольное
занятие:
тестирование,
технический
зачёт
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений,
исполнение
произведений
Тестирование,
Выполнение
практических
упражнений
Отчетный
концерт

4.

Основы
ансамблевой игры:
Ритм-компонент.

2

20

22

5.

Гитарный
ансамбль.

2

12

14

-

2

2

8

64

72

Итоговый контроль
ИТОГО:

Содержание. Программа третьего года обучения.
6. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика
Теория.
 рассказ о деятельности объединения третьего года обучения;
 проведение обязательных инструктажей;

 инструктаж по технике безопасности во время занятий, при замене струн,
при транспортировке;
 тестирование.
7. Тема: повторение пройденного материала.
Теория.
Тестирование по основным темам второго года обучения. Работа над
ошибками.
Практика.
Самостоятельная,

практическая

работа

(разбор

и

исполнение

произведений из репертуара второго года обучения).
8. Тема: Основы ансамблевой игры. Соло-компонент.
Теория. Правила чтение табулатур.
Практика. Отработка табулатурного (мелодического) материала.
9. Тема: Основы ансамблевой игры. Ритм-компонент.
Теория. Музыкальные стили, жанры. Размеры.
Практика. Отработка ритмического материала.
10.Тема: Гитарный ансамбль
Теория.
 преимущества и сложности ансамблевой игры;
 цель и задачи выступления;
 культура сценического поведения.
Практика.
 тренинг на сплочение;
 совершенствование навыков ансамблевой игры;
 углубление

работы

над

исполнительским

мастерством,

слуховым

контролем аккомпанемента и вокального исполнения;
 формирование чувства целостности концертного номера.
Планируемые результаты. Третий год обучения
Знать:
1.Основные принципы игры в

Уметь:
1.Самостоятельно исполнять песенный

ансамбле;
2. Обозначения ритм-партий.

репертуар из 17-20 произведений с
использованием различных видов
аккомпанемента.
2.Исполнять песенный репертуар из 57 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента в
ансамбле – в роли соло-гитариста.
3. Исполнять песенный репертуар из 57 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента в
ансамбле – в роли ритм-гитариста.
4.Уметь показать достигнутые
результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.

Планируемые результаты освоения всей программы (3 года)
Личностные - прослеживается положительная динамика в:
 проявлении культуры общения и поведения в социуме;
 сформированности нравственных качеств у обучающихся (ответственность,
дисциплинированность, гуманность).
Метапредметные - прослеживается положительная динамика в:
 развитии коммуникативных навыков;
 проявлении самостоятельности обучающихся;
 проявлении интереса к инструментально-исполнительской деятельности и к
музыке в целом.
Предметные – обучающийся знает:





строение инструмента, принципы его работы;
основные и продвинутые техники игры;
алгоритм анализа, разбора и разучивания произведения;
правила поведения на сцене, правила обращения с музыкальным
оборудованием.
Предметные – обучающийся умеет:

 полноценно разбирать произведение;
 читать табулатуры средней сложности с листа;

 определять ритмический рисунок произведения, использовать различные
бои, переборы и иные техники игры;
 использовать аккорды разной степени сложности;
 уверенно выступать на сцене, работать со зрителем, доносить эмоциональночувственную составляющую произведения.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы аттестации
1 год обучения
Время проведения

Цель проведения

Формы аттестации/
контроля

Сентябрь

Входной контроль.
Определение
первоначального уровня
знаний и умений
учащихся на начало
обучения по программе

Опрос: владение
музыкальной грамотой и
т.д.
Прослушивание.

Декабрь

Промежуточный
контроль.

Контрольное занятие.

Оценка освоения
материала

Теория: строение гитары,
аппликатуры основных
аккордов
Практика: технический
зачет: упражнения,
двухструнная
табулатура, бой 4-ка и 6ка (на примере
фрагментов песен)

Май

Итоговый контроль.
Исполнение

Отчетный концерт:

произведения, культура
исполнения и
сценического поведения;
эмоциональная
выразительность

исполнение репертуара.

2 год обучения
Время проведения
Сентябрь

Цель проведения

Формы аттестации/
контроля
контроль. Опрос на выявление

Входной

Определение остаточных уровня
знаний

и

остаточных

умений знаний.

учащихся на второй год Прослушивание.
обучения по программе.
Декабрь

Промежуточный

Контрольное занятие.

контроль.

Теория:

буквенно-

Базовая

теория. нотные

обозначения,

Продвинутая

техника основные термины
баррэ, Практика:

(аккорды
переборы)

технический

зачет: гаммы до-мажор и
ля-минор; трехструнная
табулатура,

переборы,

бой 8-ка (на примерах
песен)
Май

Итоговый контроль.
Уровень

и

исполнения.

Отчетный

концерт:

культура исполнение репертуара.

3 год обучения
Время проведения
Сентябрь

Цель проведения

Формы аттестации/
контроля
контроль. Опрос на выявление

Входной

Определение остаточных уровня
знаний

и

остаточных

умений знаний.

учащихся на третий год Прослушивание.
обучения по программе.
Декабрь

Промежуточный

Контрольное занятие.

контроль.

Теория: ритм-компонент.

Теория.

Практика:

Ритмический

ансамблевое

рисунок, исполнение

работа в ансамбле
Май

Итоговый контроль.
Уровень

и

Отчетный

концерт:

культура исполнение репертуара.

исполнения.
Оценочные материалы: оценки контрольного занятия и отчетного
концерта, самостоятельная оценка исполнения произведения.
Оценивание работы: зачет/незачет.
Методические материалы:
Блок (раздел)

Формы занятий

Методы и

Дидактический

приемы

материал

1 год обучения
Вводное занятие.

Учебное занятие.

Словесный.
Рассказ,

Наглядные
беседа, пособия,

демонстрация.

презентация,
видеоматериалы.

Знакомство
инструментом.

с Учебное занятие.

Объяснительно-

Наглядные

иллюстративный

пособия,

(репродуктивный). презентация,

Рассказ,

беседа, видеоматериалы.

демонстрация.
Основы игры на Учебное занятие,

Объяснительно-

Видеоматериалы,

инструменте.

Занятие-

иллюстративный

Раздаточный

Технические

практикум.

(репродуктивный), материал

приёмы

Метод
упражнений

и

повторений.
Изучение

Учебное занятие,

Метод

показа, Презентация,

аппликатуры

Занятие-

метод упражнений раздаточный

инструмента.

практикум.

и повторений.

Изучение

Учебное занятие,

Метод

аппликатуры

Занятие-

метод упражнений раздаточный

инструмента

– практикум.

материал.

Базовые аккорды
показа, Презентация,

и повторений.

материал.

продолжение.
Музыкальные

Учебное занятие,

Метод

показа, Видео-

произведения

Занятие-

метод упражнений аудиоматериалы,

практикум.

и повторений.

и

раздаточный
материал.

Блок (раздел)

Формы занятий

Методы и

Дидактический

приемы

материал

2 год обучения
Вводное занятие.

Учебное занятие.

Словесный.
Рассказ,

Наглядные
беседа, пособия,

демонстрация.

презентация,
видеоматериалы.

Повторение

Учебное занятие,

Объяснительно-

Наглядные

пройденного

Занятие-

иллюстративный

пособия,

материала

практикум

(репродуктивный). презентация,
Рассказ,

беседа, видеоматериалы.

демонстрация.
Основы игры на Учебное занятие,

Объяснительно-

Видеоматериалы,

инструменте.

Занятие-

иллюстративный

Раздаточный

Технические

практикум.

(репродуктивный), материал

приёмы

Метод
упражнений

и

повторений.
Изучение

Учебное занятие,

Метод

показа, Презентация,

песенного

Занятие-

метод упражнений раздаточный

материала.

практикум.

и повторений.

материал, нотный
материал.

Выступления.

Учебное занятие,

Объяснительно-

Презентация,

Эмоциональная и Занятие-

иллюстративный

раздаточный

сценическая

практикум,

(репродуктивный), материал.

культура.

тренинг,

метод

выступление.

проблемного
изложения,
частичнопоисковый метод.

3 год обучения
Вводное занятие.

Учебное занятие.

Словесный.
Рассказ,

Наглядные
беседа, пособия,

демонстрация.

презентация,
видеоматериалы.

Повторение

Учебное занятие,

Объяснительно-

Наглядные

пройденного

Занятие-

иллюстративный

пособия,

материала

практикум

(репродуктивный). презентация,
Рассказ,

беседа, видеоматериалы.

демонстрация.
Основы

Учебное занятие,

Объяснительно-

Видеоматериалы,

ансамблевой

Занятие-

иллюстративный

раздаточный

игры:

соло- практикум.

компонент

(репродуктивный), материал, нотный
Метод

материал.

упражнений

и

повторений.
Основы

Учебное занятие,

Метод

ансамблевой

Занятие-

метод упражнений раздаточный

игры:

ритм- практикум.

показа, Презентация,

и повторений.

компонент

материал, нотный
материал.

Гитарный

Учебное занятие,

Объяснительно-

Видео-

ансамбль.

Занятие-

иллюстративный

аудиоматериалы,

практикум,

(репродуктивный), раздаточный

тренинг,

метод

материал, нотный

выступление.

проблемного

материал

изложения,
частичнопоисковый метод.

и

Календарный учебный график программы.
Год

Дата

Дата

Всего

обучен

начала

ия

обучени

ия

х

я

обучени

недель

окончан учебны

Количест Режим
во часов
в год

Сроки
сроки
промеж итоговой
заняти
у
аттестац
й
точной
ии
аттеста
ции

я
1 год

01.09.20

28.05.20

25

26

36

144

2 раза

25 – 29

20-25

в

декабр

мая

недел

я

ю по 2
часа
1 год

01.09.20

28.05.20

25

26

36

36

1 раз в 25 – 29
недел

декабр

ю по 1

я

20-25
мая

часу
2 год

01.09.20

28.05.20

2_

2_

36

144

2 раза

25 – 29

20-25

в

декабр

мая

недел

я

ю по 2
часа
2 год

01.09.20

28.05.20

2_

2_

36

72

2 раза

25 – 29

20-25

в

декабр

мая

недел

я

ю по 1
часу
3 год

01.09.20

28.05.20

2_

2_

36

144

2 раза

25 – 29

20-25

в

декабр

мая

недел

я

ю по 2

часа
3 год

01.09.20

28.05.20

2_

2_

36

72

2 раза

25 – 29

20-25

в

декабр

мая

недел

я

ю по 1
часу

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: Для реализации необходимы
специально оборудованный в соответствии с санитарными нормами и
технически оснащенный учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий
 Аудиоаппаратура (колонка);
 Стулья;
 Инструменты (гитара акустическая, гитара классическая, укулеле,
синтезатор/электронное пианино), шумовые инструменты;
 Комплектующие

(медиатор,

ремешок,

инструментов для ремонта гитары;
 Сеть интернет;
 Нотные сборники;
 Наглядные пособия;
 Презентации;
 Тематический аудио- и видеоматериал.

каподастр

и

т.д.),

набор

Список литературы.
Список литературы для педагога
Список литературы:
1. А.С. Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
2. Н.Г. Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший
самоучитель; 2006 г.
3. Программа обучения игре на шестиструнной гитаре. - М., 2003.
4. Андреев Ю.А. Наша авторская… История, теория и современное состояние
самодеятельной песни. – М.: Молодая гвардия,1991.
5.

Визбор

Ю.И.

Когда

все

были

вместе…

Сост.

Д.А.

Сухарев.

М.:Киноцентр,1989.
6. Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. – М.:
Физкультура и спорт,1987.
7. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне./ Автор-составитель
Л.П. Беленький. – М.: Мол. гвардия,1990.
8. Высоцкий В.С. Избранное. - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой
век»,1998.
9. Высоцкий В.С. Нерв. Стихи. – Сост. И вступ.ст. Р. Рождественского. –М.:
Фонд Высоцкого,1998.
10. Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.: Искусство,1991.
11. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.: Дет.лит.,1989.
12. Городницкий А.М. И вблизи и вдали. – М.: АО Полигран,1991
13. Городницкий А.М. Перелётные ангелы. Сб. стихов и песен. – С.: Старт, М.:
Интербук, 1991.
14. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М.: Текмахом,1992.
15. Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Песни для театра и кино. – М.: Киноцентр,1990.
16. Клячкин Е. Не гляди назад: песни. – СПб.: АО «Баяныч»,1994.
17. Кукин Ю. Дом на полпути. Сб./Сост. И примечания А. и М. Левитанов. – М.:
Советский фонд культуры,1990.

18. Митяев О.Г. Лето – это маленькая жизнь. Стихи и песни. – М.:
ЭКСМО,2004.
19. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник. Сост.
Р.А. Шилов. – М.: Советский композитор,1989.
20. Никитин С.Я. Времена не выбирают. Сборник песен./ Сост. В. Романовой. –
М.: Аргус,1994.
21. Песни Булата Окуджавы. Сост. Л. Шилов. – М.: Музыка,1989.
22. Песни встреч и дорог. Авторские песни разных лет. Лит.- муз. Альманах.
2000-№5.
23. Песни Олега Митяева про войну, про жизнь и про любовь. – Библиотека
«Ваганта», Выпуски 34-35, 1994.
24. Я учусь играть на гитаре. Автор-составитель В. Иванова. – М.: Лабиринт
Пресс,2002.
Список литературы для учащихся
1. Л.В.

Соколова

–

Чтение

нот

–

пособие

для

начинающих

(шестиструнная гитара) /издательство «Композитор» Санкт- Петербург
1996г./ 57.Э. Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре
/издательство

«Советский композитор» 1977г Школы и учебные

пособия.
2. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938,
1983, 1985.
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.
4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.
5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.
6. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
7. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995.
8. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М.,
2003.

9. Е. Ларичев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Москва
«Музыка» 1997г./
10.Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
Репертуарные сборники
1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М., 1979.
2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.
Максименко. М., 1989.
3. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.
Максименко. М., 1986.
4. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной
гитары. /Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.
5. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост.
И. Поликарпов. М., 1972.
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред.
А. Гитман. М., 1997.
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.
Гитман. М., 1998.
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А.
Гитман. М., 2002.
9. От Ренессанса до наших дней. Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост.
и ред. И. Пермяков. Л., 1986.
10.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост.
и ред. И. Пермяков. Л., 1989.
11.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост.
и ред. И. Пермяков. Л., 1992.
12.Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской.
М., 1969.

13.Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ:
Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М.,
1999.
14.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Сост. Я. Ковалевская и
Е. Рябоконь. Л., 1975.
15.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Ред. А. Сеговии. ГИД, М.,
2000.
16.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 /Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.
17.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3- 5 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 /Сост. Е. Ларичев. М., 1972.
18.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.
19.В. Калинин – Юный гитарист /Москва «Музыка» 1999г./
20.В.В. Бернацкий – Гитара для начинающих / Москва издательство
«Аккорд» 2001г./
21.Л.В. Соколова – Избранные этюды для начинающих I часть /
Издательство «Композитор» Санкт- Петербург 1996г.
22.В.В. Гуркин – Шестиструнная гитара 1 класс для музыкальных школ
/Ростов – на – Дону «Феникс» 1998г./
23.Г.А. Фетисов – Первые шаги гитариста - тетрадь1 /издательство «Дом» Москва/
24.А.В. Катанский – Детский альбом гитариста – тетрадь I, II, III- альбомы
пьес и упражнений для начальных классов ДМШ.
25.Ю.П. Кузин – Шесть струн - шесть ступенек (пьесы для гитары 1-2
ступеньки) /Новосибирск 2002г./
26.Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – доинструментальный период
/Новосибирск 2006г./
27.Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – инструментальный период часть 1
/Новосибирск 2003г./
28.Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – инструментальный период часть 2
/Новосибирск 2006г./

Список полезных интернет – ресурсов.


http://muzuchitel.com/guitar.php – Сайт Гитара от А до Я – музыкальнотеоретический материал



http://www.gtp-tabs.ru – Сайт GTPTabs – музыкальные произведения в
формате gtp.



http://eythorsson.com – Сайт «Исландская гитарная школа» – репертуар
для классической гитары.



http://www.classicalguitarschool.net – Сайт The Guitar School – репертуар
для классической гитары.



http://www.gitaristu.ru – биографии гитаристов, история гитары, аккорды,
табулатуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».