Комплекс основных характеристик образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка чудес» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); - Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных социально-психологической программ, реабилитации, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике - Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике - Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан- Удэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений. Новизна программы состоит в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить обучающихся с интересным миром декоративноприкладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию Программа «Лепка Чудес» относиться к художественной направленности, и предназначена для обучения детей декоративноприкладному творчеству. Программа модифицированная, составленная на основе программы В.Б. Каминской «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва «Просвещение», 1987 г. Педагогическая целесообразность программы позволяет создать условия для самореализации личности ребѐнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребѐнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребѐнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребѐнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребѐнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Адресат программы Данная программа предназначена для детей 7-16 лет. В группы принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных. Занятия проводятся в разновозрастных группах. Особенности организации образовательного процесса. Форма занятий – групповая. Формирование групп осуществляется с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований, наполняемость в группах составляет 12–15 человек в соответствии с количеством рабочих мест. деятельности обучающихся: Форма групповая. организации Форма образовательной организации занятий: аудиторная. Формы проведения занятий: лекция, беседа, игра, обсуждение материала, практикум, тестирование, работа над групповым проектом, экскурсия, конкурс. Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, помещений. Формы обучения. Программа реализуется в очной форме. Но в зависимости от сложившихся санитарно – эпидемиологических условий программа может быть реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной формах. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы. Сроки реализации. Программа «Лепка чудес» рассчитана на 2 года обучения. Срок освоения и объем работы по годам: 1-й год – 144 часа; 2-й год – 144 часа. Общий объем программы 288 часов. В содержание программы первого года обучения (ознакомительный этап) используются в основном объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы обучения, реже – частично – поисковые (занятия в форме игры, путешествия, конкурса). Содержание постепенно занятий второго расширяет и года углубляет обучения (развивающий имеющиеся знания, этап) развивает практические умения и навыки. Практические занятия, задания носят более самостоятельный характер. Содержание программы рассчитано на изготовление работ для участия на выставках различных уровней, работы выполняются самостоятельно. Работа в творческом объединении может быть индивидуальной, групповой, коллективной. Режим занятий. Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Занятия спаренные по 40 минут с перерывом 10 минут. Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности обучающихся посредством декоративно-прикладного искусства «лепка». Задачи программы: Предметные сформировать знания об основных техниках лепки; обучить основам композиции и колористики и применению их в самостоятельных творческих работах; научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами; сформировать умения работать в различных техниках лепки; расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира. Личностные: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность; формировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру; формировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании; формировать дружный, творчески сплоченный коллектив; привить любовь к труду и уважение к людям труда. Метапредметные: развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; развивать образное и логическое мышление, художественный вкус обучающихся; развивать познавательный интерес учащихся. Учебно-тематический план на 1 год обучения № Название разделов Теоретические Часы Практические Всего Формы аттестации, контроля Беседа 1 Вводное занятие 1 1 2 2 7 75 82 Тестовое задание. Беседа. 3 Знакомство с пластилином. Пластилинография. Тестопластика 8 48 56 4 Участие в конкурсах 1 1 2 Устный опрос, контрольные задания Выставка работ 5 Итоговая аттестация 2 2 127 144 Всего 17 Контрольные задания. Итоговая выставка работ. Содержание программы: 1 Вводное занятие (2 часа). Теория: Знакомство гигиеническими педагога требованиями с и детьми. техникой Ознакомление безопасности. детей с Рассказ о деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных вопросов. Практика: тестовое задание на изготовление простейших изображений правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Организационные вопросы. Практика: приготовление рабочего материала, лепка простых изделий 2. Тема «Объемные игрушки, медальоны» (6 часа) Теория: виды объемных игрушек и медальонов. Последовательность, материалы и инструменты, используемые при работе. Практика: выбор идеи для работы; замешивание теста, лепка основы для медальона, лепка деталей. Лепка объемной игрушки. Раскрашивание готовой работы. 3. Тема «Изготовление полуобъемных игрушек» (4 часа) Теория: виды полуобъемных игрушек. Последовательность, материалы и инструменты, используемые при работе. Практика: игрушка «Морские обитатели», фантазийные животные. 4. Тема «Чудеса из воздушного пластилина» (6 часов) Теория: свойства воздушного пластилина, отличие от соленого теста. Используемые инструменты. Практика: поделки «Лягушонок на кувшинке», «Зайчата», «Великолепный осьминог», «Белый лебедь», «Фрукты». 5. Тема «Ветка рябины» (4 часа) Теория: виды объемных и ягод, листвы. Последовательность, материалы и инструменты, используемые при работе. Практика: выбор идеи для работы, замешивание теста, лепка основы для рябина, лепка деталей. Лепка объемной ягоды. Раскрашивание готовой работы. 6. Тема «Осенний пейзаж» (8 часов) Теория: техника жгутиковых композиций. Варианты цветового решения. Практика: изготовление композиций из жгутиков. 7. Тема «Россия – Родина моя» (6 часов) Теория: беседа о происхождении Руси, рассматривание картинок. Практика: изготовление работ с применением ранее изученных техник. 8. Тема «Цветочная поляна» (6 часов) Теория: понятия объем, полуобъем. Приѐмы лепки полуобъемных фигур на основе шара. Полые изделия. Практика: изготовление работ с применением ранее изученных техник 9. Тема «Матрешка» (8 часов) Теория: знакомство с новым материалом, его свойствами. Народные промыслы. Видео презентация. Практика: роспись игрушек 10. Тема «Изготовление объѐмных игрушек» (8 часов) Теория: виды объемных игрушек, последовательность, материалы и инструменты, используемые при работе. Практика: медальоны «Веселый смайлик». Букет для мамы. Объемная игрушка «Дракон», «Семья», «Лягушка - путешественница». 11. Тема «Новогодний подарок» (10 часов) Теория: виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста; технология окрашивания соленого теста. Практика: изготовление цветного теста; выполнение изделий из солѐного цветного теста «Новогодний шар», «Дед Мороз и Снегурочка», панно «Новогодний лес». 12. Тема «В гостях у сказки» (8 часов) Теория: виды объемных игрушек – зверюшек. Последовательность изготовления, материалы и инструменты, используемые при работе. Практика: Изготовление работ с применением ранее изученных техник 13. Тема «Коллективные работы» (6 часов) Теория: знакомство с воздушным пластилином, отличие от соленого теста и обычного пластилина. Практика: коллективные работы «Морское дно», «Поляна с цветами». 14. Тема «Сагаалган» (10 часов) Теория: беседа о происхождении праздника, рассматривание бурятских костюмов, атрибутов, узоров. Практика: изготовление работ с применением ранее изученных техник. 15. Тема «Сувенир для мамы» (8 часов) Теория: назначение сувенирной продукции. Приѐмы, способы изготовления. Практика: рассматривания образцов работ. Изготовление воднопластилиновых сувениров. 16. Тема «Игрушка-копилка» (8 часов) Теория: Назначение игрушки-копилки. Техника изготовление. Рассматривания выставки копилок. Практика: Изготовление копилки «семья пингвинов» 17. Тема «Космос» (14 часов) Теория: техники, способы лепки из пластилина. Его возможности, применение. Практика: изготовление композиций из пластилина в любой технике. 18. Тема «Пасха» (6 часов) Теория: рассматривание атрибутов праздника Пасха, пасхальных яиц иллюстрациях с вербой, церквями. Практика: лепка и декорирование яиц. 19. Тема «9 мая» (8 часов) Теория: Беседа о празднике, рассматривание иллюстраций Практика: Изготовление работ с применением ранее изученных техниках. 20. Тема «Лепка из цветного теста» (4 часа) Теория: виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. технология окрашивания соленого теста. Практика: изготовление цветного теста. Выполнение изделий из солѐного цветного теста. 21. Тема «Итоговое занятие» (2 часа) Теория: основные понятия, методы и приѐмы лепки. Принципы составления композиций, варианты декора. Практика: контрольная практическая работа Учебно-тематический план на 2 год обучения Часы № Название тем 1 разделов Формы аттестации, контроля и Теоретические Практические Всего Вводное занятие 1 1 2 Беседа 2 Пластилинография. 2 12 14 3 Тестопластика 1 25 26 4 Папье-маше 1 19 20 5 Глина 1 27 28 6 Необычная картина. 2 22 24 7 Холодный фарфор 2 20 22 8 Участие в конкурсах 1 5 6 Тестовое задание. Беседа. Устный опрос, контрольные задания Устный опрос, контрольные задания Устный опрос, контрольные задания Устный опрос, контрольные задания Устный опрос, контрольные задания Выставка работ 9 Итоговая аттестация 1 1 2 Всего 12 132 144 Итоговая выставка работ. Содержание программы: Вводное занятие (2 часа) Теория: Знакомство педагога с детьми. Ознакомление детей с гигиеническими требованиями и техникой безопасности. Рассказ о деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных вопросов. Практика: тестовое задание на изготовление простейших изображений Раздел. Пластилинография (14 часов) 1.Тема «Пластилинография» Теория: Основные примы лепки. Практика: «Смешарики», Лепка персонажей мультфильма. Оформление коллективной работы. 2.Тема «Воспоминания о лете» Теория: техники работы с пластилином. Композиции из пластилиновых шариков. Лучшие детские работы. Практика: изготовление композиций из пластилиновых шариков. 3.Тема «Осенние картинки» Теория: техника жгутиковых композиций. Варианты цветового решения. Практика: изготовление композиций из жгутиков. 4.Тема «Сувениры». Теория: Назначение сувенирной продукции. Приѐмы, способы изготовления. Практика: Рассматривания образцов работ. Изготовление водно- пластилиновых сувениров. 5.Тема «Затерянный мир» Теория: техники, способы лепки из пластилина. Его возможности, применение. Практика: изготовление работ с применением ранее изученных техник. Раздел. Тестопластика (26 часов) 6.Тема «От простого колобка». Теория: знакомство с новым лепным материалом. Основные приѐмы лепки. Хлебосольки. Практика: лепка цветов для коллективной работы «Клумба». 7. Тема «Фруктовая фантазия». Теория: понятия объем, полуобъем. Приѐмы леки полуобъемных фигур на основе шара. Полые изделия. Практика: лепка магнитов «Фруктовая фантазия». 8. Тема «Сладкая жизнь». Теория: способы и приѐмы лепки «печенья». Практика: лепка печенья, бабочек, пельменей, яичниц. 9. Тема «Оформление готовых работ». Теория: презентация «Работы из соленого теста». Обсуждение варианта оформления работ. Практика: окрашивание готовых поделок. Оформление с использованием природного, бросового материала, рамок. 10. Тема «Обитатели морских глубин». Теория: просмотр видео презентации Понятия: рельеф, барельеф. Практика: лепка магнитов: «Осьминог», «Морской Конек», «Морская звезда». 11. Тема «Аквариум». Теория: схема тела рыбы, основные приѐмы лепки. Закрепление понятия «рельеф». Практика: лепка рыб объемная, плоскостная. 12. Тема «Окрашивание готовых работ». Теория: обсуждение вариантов оформления, выбор бросового, природного материала для окончательного оформления работ. Практика: окрашивание работ, «Обитатели морских глубин». 13. Тема «Фигурные подсвечники». Теория: назначение подсвечников. оформление коллективной работы Практика: лепка подсвечников. 14. Тема «Сказочная птица». Теория: рассматривание иллюстраций. Понятие и приѐмы стилизации. Практика: Лепка птицы. 15. Тема «Барашек». Теория: технология выполнения объѐмных миниатюрных фигурок. Нюансы. Демонстрация изделий. Практика: лепка барашка. 16. Тема «Мой пѐс Барбос». Теория: характеристика особенностей строения тела животного. Приѐмы лепки. Практика: лепка собаки. 15. Тема «Оформление готовых работ». Теория: обобщение знаний о солѐном тесте, приемах, особенностях лепки. Практика: окрашивание готовых работ. Оформление коллективной работы «Деревенские радости». Раздел. Папье-маше (17 часов) 17. Тема «Дворец Снежной Королевы». Теория: знакомство с новым лепным материалом. Рецептура. Практика: изготовление Дворца Снежной Королевы. 18. Тема «Игрушка-копилка». Теория: назначение игрушки-копилки. Техника изготовление. Рассматривания выставки копилок. Практика: изготовление копилки «семья пингвинов» 19. Тема «Оформление готовых работ». Теория: особенности окрашивания папье-маше. Практика: окрашивание готовых работ. 20. Тема «Ёлочные украшения, маски». Теория: назначение елочных украшений. История новогоднего праздника. Практика: изготовление елочных игрушек «Снеговик», карнавальных масок. 21. Тема «Оформление готовых работ». Теория: рассматривания образцов работ. Выбор вспомогательного материала для оформления. Практика: изготовление Дворца Снежной королевы. Раздел. Глина (22 часа) 23. Тема «Народные игрушки». Теория: знакомство с новым материалом, его свойствами. Народные промыслы. Видео презентация. Практика: лепка простейших фигурок на основе конуса: заяц, колокольчик. 24. Тема «Филлимоновская игрушка». Теория: рассматривания игрушек. Показ приѐмов лепки. Практика: лепка уточки, козлика 25. Тема «Окрашивание готовых работ». Теория: особенности росписи филлимоновской игрушки. инструмента. Практика: роспись игрушек. 26. Тема «Каргапольская игрушка». Теория: особенности лепки городецких игрушек. История появления. Практика: лепка «Свинья в сарафане». 27. Тема «Тверская игрушка». Теория: особенности лепки игрушки. История появления. Практика: лепка игрушки. 28. Тема «Хлудневская игрушка». Теория: особенности лепки. История появления. Практика: лепка барыни. 29. Тема «Оформление готовых работ». Теория: особенности росписей. Практика: роспись игрушек. 30. Тема «Курская игрушка». Теория: особенности лепки. История появления. Выбор Практика: лепка игрушки 31. Тема «Дымковская игрушка». Теория: особенности лепки. История. Практика: лепка игрушки: «Барыня». 32. Тема «Оформление готовых работ». Теория: особенности росписи. Практика: роспись игрушек. 33. Тема «Подарки и сувениры». Теория: назначение и варианты подарков. Видеопрезентация. Практика: лепка сувениров «Волшебная лампа Аладдина», «Черный кот». Раздел. Необычная картина (24 часа) 34. Тема «Деревенский пейзаж». Теория: назначение панно. Техники выполнения, принцип сочетания пластических масс. Примеры декорирования работ природным материалом. Практика: лепка панно на круге. 35. Тема «Оформление готовых работ». Теория: понятие «композиция». Практика: окрашивание и размещение деталей в композиции. Окончательное оформление работ. 36.Тема «Калибри». Теория: прием декорирования манной группой. Рассматривания образца. Практика: лепка деталей панно из соленого теста. 37. Тема «Натюрморт с виноградом». Теория: понятие «натюрморт». Рассматривания иллюстраций натюрмортов. Практика: лепка панно из глины. 36. Тема «Оформление готовых работ». Теория: нюансы оформления панно крупой. Практика: окрашивание деталей, размещение и закрепление на основе. Декорирование 37. Тема «Городской пейзаж». Теория: рассматривания образца. Обсуждение приѐмов лепки и оформления веточками, сухими листьями. Практика: лепка деталей панно из глины. 38. Тема «Оформление готовых работ». Теория: особенности оформления данных панно. Практика: окрашивание, размещение, закрепление деталей. Декорирования природным материалом. Раздел. Холодный фарфор (22 часа) 39. Тема «Брошь «Кошка у окошка». Теория: назначение брошей. Технология их изготовления. Практика: лепка броши. 40. Тема «Броши «Цветы», «Роза». Теория: приѐмы лепки цветов из нового материала. Практика: лепка брошей. 41. Тема «Цветущая ветка». Теория: закрепление понятия « барельеф». Практика: лепка деталей панно. 42. Тема «Оформление готовых работ». Теория: просмотр образцов. Практика: окрашивание, декорирования бусинами. Размещение и крепление деталей на основе. 43. Тема «Пасхальные яйца». Теория: беседа о происхождении праздника Светлой Пасхи. Рассматривание атрибутов праздника: пасхальных яиц (иллюстрации). Практика: лепка и декорирование яиц 44. Тема «Ваза». Теория: приѐмы и нюансы декорирования старых предметов обихода. Практика: лепка цветов для декорирования вазы. 45. Тема «Оформление готовых работ». Теория: выбор вариантов цвета. Практика: декорирование банки, окрашивание цветов для декора. 46.Тема «Окрашивание готовых работ». Теория: рассматривания образцов. Практика: окрашивание готовых работ. Раздел. Участие в конкурсах (8 часов) Теория: Тематика, задачи конкурса. Выбор вариантов для работы. Практика: Изготовление работ. Итоговая, промежуточная аттестация (4 часа) Теория: Основные понятия, методы и приѐмы лепки. Принципы составления композиций, варианты декора. Практика: контрольная практическая работа Планируемые результаты По окончанию первого года обучения обучающиеся должны: знать: правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками; основы изготовления лепных изделий из различных материалов; способы украшения и росписи лепных изделий; народные промыслы России. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы. различать основные нравственно-этические понятия. оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). уметь: делить пластилин на части разными способами; выполнять базовые формы (шар, лепѐшка, яйцо, колбаска, жгутик); соединять детали; аккуратно вырезать детали по шаблонам. По окончанию второго года обучения обучающиеся должны: уметь: правильно организовывать свое рабочее место; правильно использовать основной набор инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления поделок и правил по охране труда при работе с этими инструментами; работать с инструментами, необходимыми для изготовления декоративных композиций; выполнять основные технологические процессы и операции; изготовить аппликацию из природного материала; выполнять батик; создавать композиции из глины; самостоятельно выбирать необходимые для решения скульптурной задачи оборудование, материалы, инструменты; готовить к работе пластилин, глину, стеки и другие материалы, подбирать необходимые для данного этапа ведения работы инструменты; анализировать пропорции, форму предметов. правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); применять различные приемы исполнительского мастерства; принимать участие в проведение мастер-классов и выставок; выполнять, оформлять творческие работы для участия в выставках детского творчества, всероссийских конкурсах; анализировать результаты своей деятельности; анализировать результаты творческой деятельности; знать: основы материаловедения; основные, дополнительные и нюансы цвета; цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета); понятие симметрии и асимметрии; основы композиции и контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной и линейной перспективы; основные приѐмы бумажной пластики; основы технологических процессов и операций; отличие скульптурной работы от декоративной и изобразительной; последовательность ведения скульптурной работы; основные приемы конструктивной и скульптурной лепки; критерии оценки скульптурных работ. Комплекс организационно-педагогически условий, включающий формы аттестации. Форма аттестации Время проведения Цель проведения Формы аттестации/ контроля Входная диагностика В начале Определение уровня Беседа, наблюдение, учебного года развития обучающихся, тестирование выявление интересов, творческих способностей Текущий контроль В течение Опенка качества освоения Опрос, практическое учебного года учебного материала задание, тестирование, пройденной темы: открытое занятие отслеживание активности обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Промежуточная аттестация В конце «этапа» Определение успешности Опрос, практическое обучения развития обучающегося задание, конкурс, усвоения им программы на определенном «этапе» обучения Итоговая аттестация В конце курса Определение успешности Опрос, практическое обучения освоения программы и задание, конкурс установления соответствия достижений обучающихся планируемым результатам Оценочные материалы. Текущий контроль проводится в конце полугодия, предполагает проведение контрольной работы, которая определяет уровень усвоения программы. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Проводится в форме контрольной работы и участия в выставках различного уровня. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах. Критерии оценки учебных результатов Программы указываются в диагностической таблице (приложение № 1). При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия), количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке. В конце учебного года проводится комплексный достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др. Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Методические материалы Образовательная программа предполагает знакомство с основами материаловедения; изучение технологии изготовления изделий из соленого теста; знакомство с разными способами лепки. По завершению программы дети могут самостоятельно выполнять достаточно сложные задания по изготовлению изделий из соленого теста. Содержание программы предусматривает оптимальное сочетание специфических видов деятельности: коммуникативной, учебной, речевой, двигательной, изобразительной. В процессе обучения уделяется большое внимание развитию речи, четкости выражения мыслей, замыслов и впечатлений; формируются способности логического мышления, развивается мелкая моторика, активизируется познавательный интерес. Основной формой организации учебного процесса является занятие. При планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - фронтальная, групповая, - индивидуальная. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которых рассчитана мышлением. программа, Следовательно, характеризуется учащиеся способны конкретно-образным полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлен учебно-тематический план. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Для реализации программы используются следующие методы: - словесный; - наглядный; - метод тестирования; - беседа; - изучение продуктов деятельности учащихся; - практический; - объяснительно-иллюстративный; - игровой; - исследовательский; - наблюдение. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: -типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), -интерактивные беседы, рассказы, объяснения; -показ технических приѐмов; -практическая работа; -самостоятельное изготовление конкретного изделия. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребѐнку, в зависимости от индивидуальных особенностей, темпа деятельности. В рамках программы используются следующие педагогические технологии: - развивающее обучение; - игровая деятельность; - коллективная творческая деятельность; - коммуникативная деятельность; - личностно-ориентированное обучение Дидактические материалы к программе: Презентации: «Основные приемы лепки», Конспекты занятий по темам: «Инструменты и приспособления», «Приемы лепки», «Основы материаловедения», «Технология изготовления изделий из соленого теста», «Окрашивание соленого теста», «Способы лепки» Календарный учебный график Количество учебных недель 36 недель Первое полугодие С 01 сентября по 31 декабря, 17 недель Каникулы 01 января по 09 января Второе полугодие 10 января по 28 мая, 19 недель Промежуточная аттестация 11-15 января, 12 – 22 мая Условия реализации программы. Образовательная программа предполагает знакомство с основами материаловедения; изучение технологии изготовления изделий из соленого теста; знакомство с разными способами лепки. По завершению программы дети могут самостоятельно выполнять достаточно сложные задания по изготовлению изделий из соленого теста. Содержание программы предусматривает оптимальное сочетание специфических видов деятельности: коммуникативной, учебной, речевой, двигательной, изобразительной. В процессе обучения уделяется большое внимание развитию речи, четкости выражения мыслей, замыслов и впечатлений; формируются способности логического мышления, развивается мелкая моторика, активизируется познавательный интерес. Основной формой организации учебного процесса является занятие. При планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - фронтальная, - групповая, - индивидуальная. Принципы обучения и воспитания При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которых рассчитана программа, характеризуется конкретно-образным усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлен учебнотематический план. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Для реализации программы используются следующие методы: - словесный; - наглядный; - метод тестирования; - беседа; - изучение продуктов деятельности учащихся; - практический; - объяснительно-иллюстративный; - игровой; - исследовательский; - наблюдение. Обеспечение образовательного процесса складывается из: - информационного – методического обеспечения; - материально – технического обеспечения; Информационное обеспечение Интернет-источники: - аудио, видео и фото – материалы, по разным видам декоративноприкладного творчества, наглядно-демонстрационный материал (альбомы, плакаты, схемы, образцы узоров, изделий). 1. Поделки из соленого теста [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://academy-of-curiosity.ru/tvorchestvo/podelki-iz-solenogo-testa-dlya-detej/ 2. Мастер-классы. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://mirfimo.ru/ 3. Арт-рукоделие. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.artrukodelie.com/fimo/vse-o-fimo-uroki.html 4. Все о рукоделии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://adornyourself.at.ua/load/polimernaja_glina/8 5. Мастер-классы. [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://mirfimo.ru/ Материально-техническое обеспечение: Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания, столы ученические и стулья, демонстрационная доска, компьютер. шкафы и стеллажи для сушки изделий из солѐного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы. Материалы: ножницы, кисти, стеки, термоклей, молоток, канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, нож циркуль, спички, пинцет, свеча, скалка, чеснокодавилка, ситечко металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка. Материалы: глина, бумага, мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан», тесьма, лак, алебастр, аэрозоль акриловая, ткань (разная), шпагат, обои. Список литературы, рекомендованный для педагога 1. «Пластилиновые фигурки животных» - М.: Эксмо; Донецк, СКИФ, 2008 г. 2. Е.С. Рубцова «Красивые фигурки из соленого теста» - Ростов-на-Дону: Владис, 2010 г. 3. А.А. Пицык «Игрушки из соленого теста» - М.: ОООДТ «Издательство Мир книги», 2010 г. 4. «Соленое тесто» (золотая коллекция увлечений) – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2014 г. 5. Ю.А. Майорова «Поделки из соленого теста и пластилина» - М.: ООО «Издательство «Доброе слово», Нижний Новгород, 2011 г. 6. Лючия Пацци «Лепим из соленого теста: забавные фигурки и оригинальные композиции»/пер. с итал. – М.: Издательская группа «Континент», 2012 г. 7. Т.А. Свешникова «Декорируем природными материалами» (золотая коллекция увлечений) – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2014 г. 8. Ирина Хананова, AST – ПРЕСС Список литературы, рекомендованный для учащихся 1. Р. ОРЕН «Секреты пластилина» - М.: Махаон, АЗБУКА – АТТИКУС, 2013 г. 2. Р. ОРЕН «Секреты пластилина. Праздник Рождества» - М.: Махаон, АЗБУКА – АТТИКУС, 2013 г. 3. Р. ОРЕН «Секреты пластилина. Новый год» - М.: Махаон, АЗБУКА – АТТИКУС, 2013 г. 4. С. Кабаченко «Животные из пластилина» - Москва: ЭКСМО, 2015 Список литературы, рекомендованный для родителей 1. Степанова И.В. «Веселый пластилин. Простые уроки лепки», ООО Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», г. Белгород, 2014 г. 2. Митькин Н.Н. «Герои русских сказок из пластилина своими руками» - Москва: ЭКСМО, 2015 г. 3. Багрянцева А. «Зоопарк из пластилина» - М.; Эксмо, 2013 г. 4. Лесовская С.А. «Зверушки из пластилина» - М.; Эксмо, 2013 г. Календарный учебный график Год Дата обучени начала я Дата Всего окончания учебн обучения обучения ых Количеств Режи Сроки сроки о часов м итогово в год занят точной й ий аттеста аттеста ции ции недель 1 год промежу 01.09.202 28.05.2024 36 2 раза в 144 11 –15 12-22 3 неделю по января мая 2 часа 2 год 01.09.202 28.05.2025 36 2 раза в 144 11 4 неделю по января 2 часа –15 12-22 мая Приложение № 1 Диагностика уровня способности обучающихся объединения "Лепка чудес" № Фамил п/ ия, имя п ребенк а Параметр развития Овладение технически ми навыками и умениями, приемами декорирова ния Овладени е навыками работы с красками, цветовым восприят ием Высокий уровень (8-10 баллов) Овладение Полностью техническими владеет навыками и Техническими умениями лепки навыками и из солѐного теста умениями; приемами самостоятельно декорирования использует разнообразные приемы декорирования; грамотно передает форму предмета и его пропорции Эмоциональ нохудожествен ное восприятие, творческое воображени е Умение итог планировать о свою деятельность, самостоятельн ость и активность на занятиях Средний уровень (5-7 баллов) Испытывает затруднения в применение технических навыков и умений; использует в неполном объеме приемы декорирования; допускает незначительные ошибки в передаче формы предмета и его пропорций Овладение Грамотно Допускает навыками работы работает незначительные с красками, с гуашью и ошибки при цветовым акварелью; работе с восприятием использует всю акварелью и цветовую гамму гуашью; Низкий уровень (1-4 балла) Пользуется помощью педагога в применении технических средств и приемов декорирования; не умеет самостоятельно определить форму предмета и его пропорции Нуждается в помощи педагога при работе с акварелью и гуашью; ограниченно использует цветовую гамму; использует не более 2-3-х цветов Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Видит красоту окружающего мира, художественног о произведения; отражает свое эмоциональное состояние в работе; самостоятельно создает художественны й образ, используя в полной мере приобретенные навыки и умения Умение Ребенок планировать последовательн свою ои деятельность, Самостоятельно самостоятельност выделяет этапы ьи выполнения активность на работы; занятиях. дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда Выражает заинтересованност ь к художественному произведению; затрудняется в передаче своего эмоционального состояния в работе при создании художественного образа; не достаточно использует необходимые навыки и умения Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства; работает только по образцу с помощью педагога Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественн о равнодушен к результатам своего труда Работа учащихся оценивается по уровневой шкале: -10 баллов); -7 баллов); -4 балла). Диагностика уровня развития обучающихся объединения "Лепка чудес" № Ф.И. обучаю п щегося / п Внимани е (сосредо точеннос ть психичес кой деятельн ости на объекте: мотивац ия) Восприя тие (процесс приѐма и преобра зования информ ации: усвоени е, пониман ие) Память (способ ность на коротк ое или длител ьное время сохран ять инфор мацию) Вообра жение (процес с особого отраже ния создани е мыслео браза, творчес тво) Мышл ение (проце сс обобщ ѐнного отраже ния образа: анализ, сравне ние, обобщ ение, самоан ализ) ВНИМ ВОСПР ПАМЯТ ВООБРА МЫШЛ АНИЕ ИЯТИЕ Ь ЖЕНИЕ ЕНИЕ Воспрои ит зведение ог (извлече о ние информа ции из памяти) ВОСПРО ИЗВЕДЕН ИЕ от 8 - Конце Объясн долговр соверше копиров точное нтраци ение, еменная нствуетс ание воспроизв 10 в показ сенсорн я эскиза едение балло я течени новой ая мыслеоб пройденно в е 45 темы 1 (образна раз и го мин раз я) переноси материала память: ться в пересказ эскиз алгорит ма действи й Конце Объясн долговр удержив Частичн неуверенн 5-7 еменная ается ое ое балло нтраци ение, я в показ память, мыслеоб отклоне воспроизв в течени новой пересказ раз и ние едение е 30 темы 2- темы, переноси результа пройденно мин 3 раза задач, ться в та го определ эскиз воспита материала ений.. нника с эскизом (самоан итог о высо кий уров ень (от 4360 б) сред ний (от 2542 б). ализ) по 4 рассея балла нное вниман ие многок ратное объясне ние темы кратковр копирова отклоне еменная ние ние память - эскиза результа частичн та ое воспита воспоми нника с нание эскизом Работа учащихся оценивается по уровневой шкале: -10 баллов); -7 баллов); -4 балла). ошибочно е воспроизв едение пройденно го материала низк ий (по 24 б)