КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ Нормативные документы Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении - изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года - (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 - «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных - общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных социально-психологической программ, реабилитации, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; 816 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике - Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике - Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 - января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан- Удэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями. В настоящее время часть детей школьного возраста, проживающих в нашем городе, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Программа относиться к художественной направленности ориентирована на активное приобщение детей к творчеству и носит образовательный характер. Педагогическая целесообразность: Программа пробуждает интерес к декоративно-прикладному творчеству, способствует овладению теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия. В процессе обучения ребята знакомятся с художественным наследием, традициями и культурой народов России. Таким образом, происходит становление бережного отношения к творческому наследию Отечества, формируется художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, проявляется уважение и гордость к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой Родине. Программа является модифицированной, основана на авторской программе Киселѐвой Анастасии Александровны «Когда творим мы чудеса». Адресат программы: Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 14 лет. Набор детей в объединение свободный. Особенности организации образовательного процесса: Форма работы – групповая. Работа предусмотрена в группе по 4 человека. Занятия в объединении носят в основном практический характер. Большое внимание на занятиях следует уделять правилам поведения и технике безопасности, а также упражнениям для снятия усталости глаз, рук. Форма обучения: очная. Программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, которая организуется в целях: развития творческих способностей одаренных детей; создания условий для самореализации качественной детей с подготовки ограниченными к конкурсным возможностями здоровья; мероприятиям; отработки пропущенных учебных занятий. Отдельные темы и (или) разделы программы могут быть реализованы с использованием дистанционных технологий в случаях, при которых целесообразно опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагога, например, при отработке пропущенных учебных занятий, при неблагоприятных погодных условиях и в периоды отмены для обучающихся учебных занятий по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям. Уровень программы, объем и сроки реализации, дополнительной общеразвивающей программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебной нагрузки составляет 72 часа. Режим занятий: Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей обучающихся с ОВЗ средствами декоративноприкладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из разнообразных материалов. Задачи: Предметные: познакомить с различными направлениями декоративно-прикладного творчества и современными материалами; научить работать с материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, помочь овладеть основами культуры труда, техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами; научить технологии создания декоративных вещей в различных техниках, их оформлению и презентации на выставках. Личностные: развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию; формировать творческому стремления росту, к достижению самоопределению самосовершенствованию, саморазвитию; поставленных к целей, непрерывному формировать стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества; развить у детей индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность, координацию движений, мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, чертежные навыки. Метапредметные: развить у детей необходимые социально-трудовые, коммуникативные, творческо - поисковые и иные навыки, требующиеся на уровне практического применения для социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности; научить интересно и с пользой проводить свой досуг. сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры труда (аккуратности, бережливости, экономному отношению к материалам, бережному отношению к труду своих товарищей, соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности). воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров) В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы может рассматриваться динамика: индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ; социализации в образовательное пространство общеобразовательного учреждения. ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности — игре, общении; ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. ребенок может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Учебный план 1 год обучения (72 часа) № п/п 1 Наименование темы Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Введение в Из них: Всего часов Теория Практика 2 2 - Форма контроля и аттестации Опрос учебный курс. 2 3 Поделки из природного и бросового материала. Бумажные чудеса 6 30 4 Пластилиновый мир 5 Нетрадиционные техники рисования 16 6 1 4 2 1 5 Опрос, демонстрация готового изделия 26 Опрос, демонстрация готового изделия 14 Демонстрация готового изделия 5 Демонстрация готового изделия 6 Лепка из соленого теста 10 1,5 8,5 Демонстрация готового изделия 7 Итоговое занятие 2 2 - Выставка 72 13,5 58,5 Всего часов Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Раздел 2. Поделки из природного и бросового материала. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек, компьютерных дисков. Раздел 3. Бумажные чудеса. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием видов изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папье-маше, пейп-арт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных техниках. Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами. Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам. Изготовление тарелки в технике папье-маше. Раздел 4. Пластилиновый мир. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология рисования пластилином, технология работы с пластилином. Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике. Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина Раздел 5. Нетрадиционные техники рисования. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования. Практика: "Осень» (рисование ватными палочками). «Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью). «Весна пришла» (рисование ватными палочками). Раздел 6. Лепка из соленого теста. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты. Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями. Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор панно. Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия. Раздел 7. Итоговое занятие. Выставка работ детей. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формы аттестации Время проведени я В начале учебного года. В конце первого полугодия. В конце года. Цель Входной мониторинг Определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей Промежуточный мониторинг Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. Итоговый мониторинг Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Форма Эвристическая беседа, опрос, диагностическо е тестирование. Открытый урок, участие в конкурсах разной направленност и, тестирование. Опрос, итоговая выставка – показ изделий, тестирование. Основные методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ (результатов опросов, тестов, выполнения диагностических заданий, участия в итоговых выставках, активности самостоятельности и т.д.) мониторинг. Объекты мониторинга: знания, умения, навыки по программному курсу; степень личностного роста обучающихся; степень самостоятельности и активности. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: опрос, открытое занятие, выставка, конкурс, самостоятельная работа, презентация творческих работ, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др. Оценочные материалы. Диагностики, тесты, анкетирование. ( Приложение 1) Методические материалы Реализация дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных для детей с ОВЗ предполагает создание специальных условий. Содержание программы рассчитано на изготовление работ для участия на выставках различных уровней, работы выполняются самостоятельно. Основные принципы, заложенные при построении программы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка школьного возраста); дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса; рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту), баланс интеллектуальных, эмоциональных, двигательных нагрузок; профессиональная компетентность педагогов; принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае особенностями, присущими традициям региона); непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, школы, дополнительного образования); учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Занятия строятся по принципам индивидуализации, т.е. с учетом характерологических особенностей детей; результативности, с помощью которой можно судить, что узнаѐт и чему научится ребѐнок; учѐта психологических и возрастных особенностей. Формы занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, праздник, экскурсия, конкурс. Приѐмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы групповой - организация работы по малым группам (2 - 3 человека) индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 недель Первое полугодие С 01 сентября по 31 декабря, 17 недель Каникулы 01 января по 09 января Второе полугодие 10 января по 28 мая, 19 недель Промежуточная аттестация 11-15 января, 12 – 22 мая Условия реализации программы. Программа реализуется через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из: - информационного – методического обеспечения; - материально – технического обеспечения; Информационно-методическое обеспечение: - аудио, видео и фото – материалы, по разным видам декоративноприкладного творчества, наглядно-демонстрационный материал (альбомы, плакаты, схемы, образцы узоров, изделий). Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий, столы ученические и стулья, демонстрационная доска, компьютер. Материалы: - бумага белая, цветная; бумага для работы в технике «квилинг»; салфетки двуслойные; - природный материал (шишки, листья, веточки, коробочки туи, солома, береста, кофейные зерна и т.д); - текстиль: атласные ленты, ткань, пряжа, нитки, фомиран, пенопластовые заготовки, вуаль, кружево, тесьма и.т.д.; - акриловые краски, гуашь; - инструменты для работы: ножницы, кисточки, спицы, крючок, линейка, термопистолет, клей и т.д.. Список использованной литературы. Для педагога: 1. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2013. 2. Анна Зайцева. Энциклопедия декупажа., Эксмо, 2009 г. 3. Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия., 2013 г. 4. Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2013 г. 5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2000. 6. «Внешкольник» – журнал для педагогов доп. образования. 7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 8. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремѐсел: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2012. 9. Декоративно – прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала/авт. – сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград, «Учитель», 2009г. 10. Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности/ И.Добротский// Воспитание школьников. – 2005. - № 9. – С. 65 – 68. 11. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. – М.: 2010. 12. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры).7 – 8 классы /авт. – сост. И.А. Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград, Учитель, 2006г. 13. Корчинова О.В. Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. /серия «Мир вашего ребѐнка». – Р/нДону: Феникс, 2002. 14. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М., Эксмо – Пресс, 2012. 15. Некрасова Н.Н. Народное искусство России. Народное творчество как целый мир. – М., Россия, 2011. 16. Основы художественного ремесла: пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 2011. 17. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. / О.Е.Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 18. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 –е изд. – М.: Ома – Пресс, 2011. 19. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). – М.: 2016. 20. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е изд., испрвл. – Самара. Изд. – во «Учебная литература», 2006. 21. Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/авт. – сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград, Учитель, 2008г. 22. Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 2012 23. В. А. Сластѐнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 2009. — 512 с. 24. Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М., АСТ – Пресс, 2000. 25. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса/Н.Е.Щуркова. – М., 1994. Для обучающихся и родителей: 1. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. – Изд. 4-е – ростов н/Д: Феникс, 2000 2. Гашицкая Р.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Вышивка бисером». Ростов н/Д: Издательский дом «Проф-Пресс»,2004 3. Горяинова О.В. «Сумочки, кошельки и другие аксессуары из бисера». – Ростов н/Д: Феникс,2006 4. Гузаирова Е.Н., Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки: для детей. – М.: Педагогика – Пресс, 2003г. 5. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2014. 6. Дитрих А.К. и др. Почемучка: детское справочное бюро /А. Дитрих, Г.Юрмин, Р.Коршуникова. – М.: Педагогика, 2013г. 7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия науки, 2013г. 8. Игнатьев Е.И.В царстве смекалки/ под. Ред. М.К.Потапова. – М.: Наука, 2012 9. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия науки, 2012. 10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е изд., исправл. – Самара: Изд. – во «Учебная литература», 2006. 11. Рукоделие для детей/ сост. М.Калинина, Павловская, В. Савиных. – Мн.: Полымя, 2013. 12. Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ – Пресс, 2010. 13. Шитьѐ и рукоделие: Энциклопедия. – М.: БСЭ, 2004 .г Интернет ресурсы. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841 http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143 http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393 http://forum.satilina.com/ http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html http://www.bicer.ru/ http://www.cap.ru/ http://www.formula-rukodeliya.ru/ http://www.crossstitcher.ru Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения 1 год 01.09.2024 28.05.2025 Всего учебн ых недель Количес тво часов в год Режим занятий Сроки промежу точной аттеста ции сроки итоговой аттестац ии 36 72 2 раза в неделю по 1 часу 11 – 15 января 12-22 мая