ДООП Очумелые ручки 2024-2025

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативные

документы

Модифицированная

программа

творческого

объединения «Очумелые ручки» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
-

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;

-

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030

года

Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629

«Об

(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
-

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
-

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об

утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
-

Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

-

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от

24.08.2015 № 512-р;

-

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи);
-

Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

-

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных

общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ

№ 143 от

«05» 06 2024 г.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается
интерес к изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного
творчества. Овладевая различными приемами и техниками работы с разными
материалами, дети видят готовый продукт своей творческой деятельности, который может
быть в дальнейшем использован в повседневной жизни (в качестве украшения, игрушки,
подарка, элемента интерьера, различных полезных предметов для дома).
Приобщение детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством предполагает их
раннюю профессиональную ориентацию (знакомство с профессиями декоратора,
дизайнера, оформителя).
Программа

«Очумелые

ручки»

имеет

художественную

направленность

и

способствует развитию у обучающихся художественного вкуса, творческих способностей,
раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Вводит
обучающего в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности, предусматривает развитие творческих способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы, заключается в том,

что процесс

подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса, чувства
цвета, композиционного решения, а также самореализации обучающихся в творчестве.
А также дети имеют возможность не только обучаться декорированию и прикладному
творчеству, но и изучать этикет, традиции народов нашего края, принимать участие в
конкурсах, акциях и других мероприятиях различных уровней.

Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. В группы
принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них
природных и специальных физических данных.
Особенности организации образовательного процесса.

Форма работы – групповая. Занятия в объединении проходят в группе с
постоянным составом по 10 человек. Занятия в объединении носят в
основном практический характер. Большое внимание на занятиях следует
уделять правилам поведения и технике безопасности, а также упражнениям
для снятия усталости глаз, рук. Занятия теоретические и практические, где практика
составляет основную часть программы «Очумелые ручки». Одно из главных условий
успеха обучения и развития творчества обучающихся является индивидуальный подход к
каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он
предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и
чувства

коллективизма.

Результаты

коллективного

труда

обучающихся

находят

применение в оформлении кабинетов, коридоров.
Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного
материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм
и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с обучающимися
более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Формы обучения. Программа реализуется в очной форме. Но в зависимости от
сложившихся санитарно – эпидемиологических условий программа может быть
реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной формах.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Программа «Очумелые ручки»
предусматривает 1 год обучения.
Срок освоения и объем программы по годам:
1-й год – 72 часа;
Общий объем программы – 72 часа.
В содержание программы обучения используются в основном объяснительно –
иллюстративные и репродуктивные методы обучения, реже – частично – поисковые
(занятия в форме игры, путешествия, конкурса). Практические занятия, задания носят
более самостоятельный характер. Содержание программы рассчитано на изготовление
работ для участия на выставках различных уровней, работы выполняются самостоятельно.

Работа

в

творческом

объединении

может

быть

индивидуальной, групповой,

коллективной.
Режим занятий. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу.

Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных творческих
способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного
искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из
разнообразных материалов.
Для достижения цели, нужно решить ряд задач:
Предметных:
 Познакомить с различными направлениями декоративно-прикладного
творчества и современными материалами;
 Научить работать с материалами, инструментами и приспособлениями
ручного труда, помочь овладеть основами культуры труда, техникой
безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;
 Научить технологии создания декоративных вещей в различных
техниках, их оформлению и презентации на выставках.
 Личностных:
 Развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю,
мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию;
 Формировать
творческому

стремления
росту,

самосовершенствованию,

к

достижению

самоопределению
саморазвитию;

поставленных
к

целей,

непрерывному

формировать

стиль

мышления, адекватного требованиям современного информационного
общества;
 Развить

у

детей

индивидуальные

способности

-

фантазию,

наблюдательность, координацию движений, мелкую моторику рук,
глазомер, образное и пространственное мышление, концентрацию
внимания, чертежные навыки.
 Метапредметных:
 Развить у детей необходимые социально-трудовые, коммуникативные,

творческо- поисковые и иные навыки, требующиеся на уровне
практического применения для социальной адаптации к условиям
изменяющейся действительности;
 Научить интересно и с пользой проводить свой досуг.
 Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры
труда

(аккуратности,

бережливости,

экономному

отношению

к

материалам, бережному отношению к труду своих товарищей,
соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности).
 Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира.

Планируемые результаты:
Предметные:
 получат представление о различных видах и техниках декоративноприкладного творчества;
 узнают об история всех видов рукоделия, представленных в данной
программе;
 узнают о материалах и инструментах, используемых в работе;
 узнают о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами;
 научаться работать с шаблонами;
 научаться

организовывать

рабочее

место

в

соответствии

с

используемым в работе материалом и поддерживать порядок на
рабочем месте;
 научаться оформлять готовые изделия;
 определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.
 Личностные результаты:

 формирование и развитие художественного вкуса, интереса к
художественному искусству и творческой деятельности;
 формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей
национальной принадлежности в процессе изготовления
художественных произведений;
 становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и
культуре разных народов на основе знакомства с национальным
творчеством разных стран и эпох;
 формирование представлений о нравственных нормах, развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 формирование мотивации к художественному творчеству,
целеустремлѐнности и настойчивости в достижении цели в процессе
создания ситуации успешности художественно-творческой
деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
научатся: выбирать средства художественной выразительности для создания
творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о
цвете, правил композиций; учитывать выделенные ориентиры действий,
планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку своих работ
окружающими.
В

сфере

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащиеся научатся: приобретать и осуществлять практические навыки и
умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно
– выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изделиях;
воспринимать многообразие видов и жанров искусства.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
учащиеся научатся: первоначальному опыту осуществления совместной
продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь,

доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и
взрослыми; формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;

использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности; В результате занятий у учащихся могут быть развиты такие
качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность
Учебный план
1 год обучения (72 часа)
№
п/п

1

2

3

4

Наименование темы
Вводное занятие:
инструктаж по технике
безопасности. Введение в
учебный курс.
Поделки из природного и
бросового материала.

Бумажные чудеса

Пластилиновый мир

Из них:
Всего
часов Теория Практика

2

6

30

16

2

1

4

2

Форма
контроля и
аттестации

-

Опрос

5

Опрос,
демонстрация
готового
изделия

26

Опрос,
демонстрация
готового
изделия

14

Демонстрация
готового
изделия

5

Нетрадиционные техники
рисования

6

1

5

Демонстрация
готового
изделия

6

Лепка из соленого теста

10

1,5

8,5

Демонстрация
готового
изделия

7

Итоговое занятие

2

2

-

Выставка

72

13,5

58,5

Всего часов

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по
технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в
учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного
искусства.
Раздел 2. Поделки из природного и бросового материала.
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным
материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок,
тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки
ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из
бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов
игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными
материалами.
Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок из
природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок,
стаканчиков, баночек, компьютерных дисков.
Раздел 3. Бумажные чудеса.
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием видов
изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папье-маше,

пейп-арт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных
техниках.
Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами.
Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам.
Изготовление тарелки в технике папье-маше.
Раздел 4. Пластилиновый мир.
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология
рисования пластилином, технология работы с пластилином.
Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике.
Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской
лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина
Раздел 5. Нетрадиционные техники рисования.
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное
рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования.
Практика: "Осень» (рисование ватными палочками).
«Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью).
«Весна пришла» (рисование ватными палочками).
Раздел 6. Лепка из соленого теста.
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из
соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты.
Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями.
Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор панно.
Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Выставка работ детей.

Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий форму аттестации.

Формы аттестации
Время проведения
В начале учебного года

В течение учебного года

В конце «этапа» обучения

В конце курса обучения

Цель проведения
Входная диагностика
Определение уровня
развития обучающихся,
выявление интересов,
творческих способностей
Текущий контроль
Оценка качества освоения
учебного материала
пройденной темы:
отслеживание активности
обучающихся, их
готовности к восприятию
нового, корректировка
методов обучения
Промежуточная аттестация
Определение успешности
развития обучающегося
усвоения им программы на
определенном «этапе»
обучения
Итоговая аттестация
Определение успешности
освоения программы и
установления соответствия
достижений обучающихся
планируемым результатам

Формы аттестации/
контроля
Беседа, наблюдение,
тестирование

Опрос, практическое
задание

Зачет

Выставка

Оценочные материалы
Программа предусматривает отслеживание промежуточных
результатов с помощью следующих способов диагностики:
 педагогическое наблюдение,
 анализ выполнения индивидуальных творческих работ,
 анализ участия обучающихся в конкурсах, выставках, мастер-классах,
 изучение активности детей на открытых занятиях, в процессе
коллективной творческой деятельности,
 анализ выполнения тестовых заданий.

Анализ творческих работ, изобразительные кроссворды и анкеты,
игры-викторины позволяют фиксировать уровень усвоения учащимися
знаний и умений, уровень их эмоционального развития в течение всего
учебного года. Основной формой итогового контроля является итоговая
выставка. Проведение таких мероприятий, выявление победителей, вручение
грамот и призов является сильным импульсом для новых творческих
задумок.
Методические материалы
Основными

видами

деятельности

являются

информационно-

рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная

деятельность

обучающихся

предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога,
беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение
ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнения
работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность
способствует

развитию

усидчивости,

аккуратности

и

сенсомоторики

обучающихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти
самостоятельную художественную работу детей.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность
научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить
свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления

учебно-познавательной

работы,

такие

как

словесные,

наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор
методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей обучающихся, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому
способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий,
изделий,

а

также

поощрение,

создание

положительной

мотивации,

актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными

условиями

творческого

самовыражения

обучающихся

выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы
выбора.
В некоторых случаях, обучающимся предоставляется право выбора
творческих

работ

(например,

при

изготовлении

поделки,

ребенку

предоставляется выбор композиции, цветовой гаммы).
Условия реализации программы
Для

выполнения

работ

необходимы

определенные

инструменты и приспособления:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
доски для работы с пластилином
Материалы:
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга
картон белый и цветной
соленое тесто
пластилин

материалы,

вата
нитки
шерстяная пряжа
клей ПВА
Салфетки
Бросовый материал
Природный материал
ватные диски
бисер
пряжа
нитки
Дидактическое обеспечение: Наглядные пособия, образцы работ, сделанные
педагогом и кружковцами; слайды, пособия.
Как итог реализации программы

проводятся выставки детских работ к

праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка, кроме этого,
работы учащихся принимают участие в городских и районных конкурсах.

Календарный учебный график

Год
обучени
я

Дата

Дата

Всего

Количест

Режим

начала

окончания

учебны

во часов

занятий

обучения

обучения

х
недель

Сроки
промежу
точной

в год

аттеста

Сроки
итоговой
аттестаци
и

ции

1 год

05.09.2024

29.05.2025

36

72

2 раза в

09 – 16

неделю

января

по 1 часу

22-29 мая

Список литературы.
Литература для педагога:
1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
2. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. –
(Серия «Своими руками»).
3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер,
пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. –
Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
4. Е. Запрудская «Декупаж: 16 авторских мастер-классов», Издательство АСТ,
2015. – 66 с.
5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины»,
Росто-на-Дону, 2009 г.
6. В.А. Хоменко «Солѐное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
7. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
8. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками.- М., 2004г.
9. Комова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 2000г.
10.В. Сподыряка «Цветы из упаковок для яиц», Издательство АСТ, 2015. – 34 с.
11. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация
работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград, Учитель,
2008. – 250 с.
Литература для детей:
1. Л. Верхола «Картины из цветов и листьев своими руками». – СПб.: Питер,
2017. – 64 с.
2. Ирина и Марина Ханановы «Соленое тесто». - Новосибирск: «Свиньин и
сыновья», 2019. – 176 с.
3. Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки детей», М: «РОСМЕН», 2006 год

4. А. Торманова «Большая энциклопедия. Квиллинг», Издательство АСТ, 2015.
– 192 с.
5. М.А.Гусакова ―Подарки и игрушки своими руками‖, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Литература для родителей
1. Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
2. Н.К. Ильина «Оригами. Необычные модели для развития фантазии», 2012.220 с.
3. А. Зайцева «Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных». – «Эксмо»,
2016. - 65с.
4. Сюзанна Хелмольд «Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования»
. – «Профиздат», 2007. – 64с.
5. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. –
(Серия «Своими руками»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».