1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ Нормативные документы Модифицированная программа творческого объединения «Очумелые ручки» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); - утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». - Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества. Овладевая различными приемами и техниками работы с разными материалами, дети видят готовый продукт своей творческой деятельности, который может быть в дальнейшем использован в повседневной жизни (в качестве украшения, игрушки, подарка, элемента интерьера, различных полезных предметов для дома). Приобщение детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством предполагает их раннюю профессиональную ориентацию (знакомство с профессиями декоратора, дизайнера, оформителя). Программа «Очумелые ручки» имеет художественную направленность и способствует развитию у обучающихся художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Вводит обучающего в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие творческих способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что процесс подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса, чувства цвета, композиционного решения, а также самореализации обучающихся в творчестве. А также дети имеют возможность не только обучаться декорированию и прикладному творчеству, но и изучать этикет, традиции народов нашего края, принимать участие в конкурсах, акциях и других мероприятиях различных уровней. Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. В группы принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных. Особенности организации образовательного процесса. Форма работы – групповая. Занятия в объединении проходят в группе с постоянным составом по 10 человек. Занятия в объединении носят в основном практический характер. Большое внимание на занятиях следует уделять правилам поведения и технике безопасности, а также упражнениям для снятия усталости глаз, рук. Занятия теоретические и практические, где практика составляет основную часть программы «Очумелые ручки». Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся является индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Формы обучения. Программа реализуется в очной форме. Но в зависимости от сложившихся санитарно – эпидемиологических условий программа может быть реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной формах. Уровень программы, объем и сроки реализации. Программа «Очумелые ручки» предусматривает 1 год обучения. Срок освоения и объем программы по годам: 1-й год – 72 часа; Общий объем программы – 72 часа. В содержание программы обучения используются в основном объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы обучения, реже – частично – поисковые (занятия в форме игры, путешествия, конкурса). Практические занятия, задания носят более самостоятельный характер. Содержание программы рассчитано на изготовление работ для участия на выставках различных уровней, работы выполняются самостоятельно. Работа в творческом объединении может быть индивидуальной, групповой, коллективной. Режим занятий. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из разнообразных материалов. Для достижения цели, нужно решить ряд задач: Предметных: Познакомить с различными направлениями декоративно-прикладного творчества и современными материалами; Научить работать с материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, помочь овладеть основами культуры труда, техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами; Научить технологии создания декоративных вещей в различных техниках, их оформлению и презентации на выставках. Личностных: Развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию; Формировать творческому стремления росту, самосовершенствованию, к достижению самоопределению саморазвитию; поставленных к целей, непрерывному формировать стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества; Развить у детей индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность, координацию движений, мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, чертежные навыки. Метапредметных: Развить у детей необходимые социально-трудовые, коммуникативные, творческо- поисковые и иные навыки, требующиеся на уровне практического применения для социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности; Научить интересно и с пользой проводить свой досуг. Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры труда (аккуратности, бережливости, экономному отношению к материалам, бережному отношению к труду своих товарищей, соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности). Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Планируемые результаты: Предметные: получат представление о различных видах и техниках декоративноприкладного творчества; узнают об история всех видов рукоделия, представленных в данной программе; узнают о материалах и инструментах, используемых в работе; узнают о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; научаться работать с шаблонами; научаться организовывать рабочее место в соответствии с используемым в работе материалом и поддерживать порядок на рабочем месте; научаться оформлять готовые изделия; определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. Личностные результаты: формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций; учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изделиях; воспринимать многообразие видов и жанров искусства. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий у учащихся могут быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность Учебный план 1 год обучения (72 часа) № п/п 1 2 3 4 Наименование темы Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Введение в учебный курс. Поделки из природного и бросового материала. Бумажные чудеса Пластилиновый мир Из них: Всего часов Теория Практика 2 6 30 16 2 1 4 2 Форма контроля и аттестации - Опрос 5 Опрос, демонстрация готового изделия 26 Опрос, демонстрация готового изделия 14 Демонстрация готового изделия 5 Нетрадиционные техники рисования 6 1 5 Демонстрация готового изделия 6 Лепка из соленого теста 10 1,5 8,5 Демонстрация готового изделия 7 Итоговое занятие 2 2 - Выставка 72 13,5 58,5 Всего часов Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Раздел 2. Поделки из природного и бросового материала. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек, компьютерных дисков. Раздел 3. Бумажные чудеса. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием видов изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папье-маше, пейп-арт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных техниках. Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами. Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам. Изготовление тарелки в технике папье-маше. Раздел 4. Пластилиновый мир. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология рисования пластилином, технология работы с пластилином. Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике. Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина Раздел 5. Нетрадиционные техники рисования. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования. Практика: "Осень» (рисование ватными палочками). «Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью). «Весна пришла» (рисование ватными палочками). Раздел 6. Лепка из соленого теста. Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты. Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями. Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор панно. Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия. Раздел 7. Итоговое занятие. Выставка работ детей. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий форму аттестации. Формы аттестации Время проведения В начале учебного года В течение учебного года В конце «этапа» обучения В конце курса обучения Цель проведения Входная диагностика Определение уровня развития обучающихся, выявление интересов, творческих способностей Текущий контроль Оценка качества освоения учебного материала пройденной темы: отслеживание активности обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Промежуточная аттестация Определение успешности развития обучающегося усвоения им программы на определенном «этапе» обучения Итоговая аттестация Определение успешности освоения программы и установления соответствия достижений обучающихся планируемым результатам Формы аттестации/ контроля Беседа, наблюдение, тестирование Опрос, практическое задание Зачет Выставка Оценочные материалы Программа предусматривает отслеживание промежуточных результатов с помощью следующих способов диагностики: педагогическое наблюдение, анализ выполнения индивидуальных творческих работ, анализ участия обучающихся в конкурсах, выставках, мастер-классах, изучение активности детей на открытых занятиях, в процессе коллективной творческой деятельности, анализ выполнения тестовых заданий. Анализ творческих работ, изобразительные кроссворды и анкеты, игры-викторины позволяют фиксировать уровень усвоения учащимися знаний и умений, уровень их эмоционального развития в течение всего учебного года. Основной формой итогового контроля является итоговая выставка. Проведение таких мероприятий, выявление победителей, вручение грамот и призов является сильным импульсом для новых творческих задумок. Методические материалы Основными видами деятельности являются информационно- рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой. Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу детей. Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. В некоторых случаях, обучающимся предоставляется право выбора творческих работ (например, при изготовлении поделки, ребенку предоставляется выбор композиции, цветовой гаммы). Условия реализации программы Для выполнения работ необходимы определенные инструменты и приспособления: Инструменты и приспособления: простой карандаш линейка фломастеры цветные карандаши ножницы канцелярские с закругленными концами кисточка для клея и красок доски для работы с пластилином Материалы: бумага цветная для аппликаций двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга картон белый и цветной соленое тесто пластилин материалы, вата нитки шерстяная пряжа клей ПВА Салфетки Бросовый материал Природный материал ватные диски бисер пряжа нитки Дидактическое обеспечение: Наглядные пособия, образцы работ, сделанные педагогом и кружковцами; слайды, пособия. Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка, кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и районных конкурсах. Календарный учебный график Год обучени я Дата Дата Всего Количест Режим начала окончания учебны во часов занятий обучения обучения х недель Сроки промежу точной в год аттеста Сроки итоговой аттестаци и ции 1 год 05.09.2024 29.05.2025 36 72 2 раза в 09 – 16 неделю января по 1 часу 22-29 мая Список литературы. Литература для педагога: 1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru 2. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Своими руками»). 3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил. 4. Е. Запрудская «Декупаж: 16 авторских мастер-классов», Издательство АСТ, 2015. – 66 с. 5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г. 6. В.А. Хоменко «Солѐное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г. 7. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г. 8. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками.- М., 2004г. 9. Комова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 2000г. 10.В. Сподыряка «Цветы из упаковок для яиц», Издательство АСТ, 2015. – 34 с. 11. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград, Учитель, 2008. – 250 с. Литература для детей: 1. Л. Верхола «Картины из цветов и листьев своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 64 с. 2. Ирина и Марина Ханановы «Соленое тесто». - Новосибирск: «Свиньин и сыновья», 2019. – 176 с. 3. Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки детей», М: «РОСМЕН», 2006 год 4. А. Торманова «Большая энциклопедия. Квиллинг», Издательство АСТ, 2015. – 192 с. 5. М.А.Гусакова ―Подарки и игрушки своими руками‖, ТЦ "Сфера", 1999 г. Литература для родителей 1. Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000. 2. Н.К. Ильина «Оригами. Необычные модели для развития фантазии», 2012.220 с. 3. А. Зайцева «Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных». – «Эксмо», 2016. - 65с. 4. Сюзанна Хелмольд «Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования» . – «Профиздат», 2007. – 64с. 5. В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. – (Серия «Своими руками»).