Программа островок чудес Белых Л.В. Последний 2024

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» ___08___ 2024г.

Принято на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от «30» __08_2024 г.

Утверждено:
приказом № 143
от «30» 08. 2024 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
_________ Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Островок Чудес» по арт-терапии.
Возраст обучающихся: 5 – 11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Белых Л.В.
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории

г. Улан-Удэ
2024 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Настоящая
документами:


программа разработана в соответствии

со следующими нормативными

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» No273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;

 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. No678-р);
 Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального
института развития образования» 2015 г.;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации No ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 No 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ»;


Закон РБ от 13.12.2013г. No240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 No 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);


Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;

 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ No 143 от «05» 06 2024 г

Актуальность программы
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе,
конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь
нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все
больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности.
Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным,
стойким к стрессовым ситуациям. Особую ценность в арт-терапии имеет не конечный результат
творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания.
Использование методов АРТ-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний
мир ребенка, его проблемы, переживания, так как АРТ-терапия многообразна, она находится вне
повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в
своих силах.
Направленность программы
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через
развитие способности самовыражения и самопознания, имеет социально-педагогическую
направленность.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации программы дети не только обучаются методикам арт-терапии, но и
посредством арт-терапии учатся справляться с проблемами, вызывающими у них запредельные
эмоции, учатся дать выход творческой энергии. Дети вооружаются одним из доступных и
приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Адресат:
Программа ориентирована на детей 5-11 лет, проявляющих интерес к творческим занятиям.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации деятельности обучающихся:
Занятия групповые - по 6 человек, на занятиях применяется индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Виды занятий: Беседа, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая,
конкурс, мастер-класс, практическое занятие.
Форма обучения: очная, очно-дистанционная.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы – базовый.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объѐм программы 72 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель программы: создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала
ребенка посредством использования методик АРТ-терапии и игровых тренингов.
Задачи программы:
Личностные:
 Способствовать самопознанию ребѐнка, помогать ему, осознавать свои характерные
особенности и предпочтения.
 Учить различать эмоциональные состояния.
 Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
 Помогать ребѐнку, прожить определѐнное эмоциональное состояние; объяснить,
что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
Метапредметные:
 Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения,
мышления, фантазии, коммуникативных навыков.
 Развитие творческих способностей мышления и воображения в процессе игрового
общения и совместного творчества.

Предметные:
 Вырабатывать у ребѐнка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные
черты характера и поведения.
 Снять эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность.

№
п/п
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
6.1
6.2
6.3
7.1
7.2
7.3

Учебно-тематический план
Количество часов
Наименование разделов и тем
теор практ
В

ия

ика

Формы
контроля

Диагностика (4 ч.)
Вводное занятие. Волшебные краски
2
1
1
Творческая
работа
Мои фантазии
2
2
Мы рисуем (32ч.)
Монотипия
2
1
1
Рисунок в круге «Мандала»
2
1
1
Парное рисование
2
2
Путешествие на облаке
2
2
Волшебные зеркала
2
2
Творческая
работа
Рисование по мокрому листу «Осень»
2
2
«Сказка о бабочке сновидений»
2
2
(сказкотерапия)
Раздувание краски
2
2
«Невидимка» (рисование свечой)
2
2
Маски
2
2
Конкурс
Наши ладошки
2
2
Рисунок по мокрому листу
2
2
Творческая
(групповое рисование)
работа
Коллективная работа «Остров»
2
2
Рисование на руках
2
2
Макаронная мандала
2
1
1
Конкурс
Рисование «Море»
2
2
Чудеса из пластилина (6 ч.)
Фигура человека
2
2
Творческая
работа
Самый красивый на свете цветок
2
2
Пластилиновая сказка
2
2
Конкурс
Сказка на песке (6ч.)
Песочный коллаж
2
2
Творческая
Какой Я
2
2
работа
Моя мечта
2
2
«Музыка-настроение» (Музыкотерапия) (4 ч.)
Групповой коллаж. «Мой мир»
2
2
Творческая
Музыкотерапия. «Мир животных»
2
2 работа
Игротерапия (6 ч.)
Я и мои эмоции. Обида
2
1
1
Творческая
Я и мои эмоции. Злость
2
1
1
работа
Я и мои эмоции. Радость
2
1
1
Игры с песком (14 ч.)
Сухой песок «Отпечатки моего настроения»
2
2
Творческая
Сухой песок «Ладошки солнца»
2
2
работа
Сухой песок «Песочное море»
2
2

7.4
7.5
7.6
7.7

Сухой песок «Найди сокровище»
Сухой песок «Городки»
Сухой песок «Мандала»
Итоговое занятие «Строим мир»
Итого:

2
2
2
2
72

7

2
2
2
2
65

Содержание программы
1. Вводное занятие – 4ч.
Теория. Происходит знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную
работу, развитие креативности и воображения. Погружение в сказку.
Практика. Проводится диагностика невербальной креативности и самооценки учащихся.
2. «Мы рисуем» - 32ч.
Теория. Беседа о необычных способах рисования, о выражении настроения через цветовую
гамму, об умении находить в каракулях образы.
Беседа о круге (круг - символическая фигура, гармоничная и целостная). Обсуждение эмоций,
после выполненной работы. Беседа об уникальности внутреннего мира человека.
Практика. Рисунок гуашью с отпечатком на другом листе, дорисовывание монотипии
красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, создание рамки для
получившейся картины, сочинение небольшой истории о ней.
Совместное рисование на заданную тему с обсуждением происходящего и рисование на
свободную тему молча.
Сказка об именах. Изображение своего имени в виде символа. Создание на бумаге карты
внутреннего мира каждого участника группы, путешествие по карте.
3. «Чудеса из пластилина» - 6ч.
Теория. Беседа о том, что каждый человек уникален, имеет разные качества и способности.
Беседа о том, что в природе существует множество различных цветов, что мы чувствуем,
какие испытываем эмоции, видя цветы. Беседа о пластичности пластилина и возможности его
изменения.
Практика. Создание
из
пластилина фигуры человека,
ассоциация используемого
цвета с тем или иным качеством.
Создание из пластилина «самого красивого» цветка на плоскости или объемным
изображением. Создание из пластилина 2-3 фигур на выбор учащегося, деление учащихся на
небольшие группы по 3-4 человека и совместное сочинение сказки с использованием
созданных фигур. Проигрывание сказки.
4. «Сказка на песке» - 6ч.
Теория. Беседа о сказках разных народов.
Практика. Работа в малой группе 3-4 человека. Создание на песке с различными фигурками и
материалами сказочной истории. Сочинение сказки. Работа с манкой остальных участников
группы: окраска и рисование манкой. Индивидуальная и групповая работа.
5.«Музыка настроение» Музыкотерапия – 4ч.
Теория. Беседа о музыке. Влияние музыки на эмоциональное состояние. Обсуждение: какая
музыка нравится вам? Какую музыку слушаете, когда вам грустно? Когда радостно? Почему?
Практика. Музыкотерапия. Изотерапия.
6. «Игротерапия» - 6ч.
Теория. Беседа об эмоциях
и чувствах, способов их выражения.
Практика. Создание маски на бумаге, выражающей какую-либо эмоцию или чувство, рассказ
о ней.
7. «Игры с песком» - 14ч.
Теория. - Беседа о том, как каждый из детей представляет себе "Цветной мир".
Практика. Создание коллективной работы на выбранную тему, обсуждение. Выставка работ.

Планируемые результаты
Предметные:
• умение различать основные виды художественных материалов;
• формирование начальных знаний в области искусства;
• способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного
внутреннего мира;
• уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (бумага, краски,
цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.).
Метапредметные:
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
• объективная оценка результатов собственного труда;
• формирование знаково-символической деятельности учащихся;
• формирование произвольность психических процессов;
• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
• развитие моторных способностей детей.
Личностные результаты:
• развитие творческого воображения;
• выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;
• преодоление коммуникативного зажима;
• понимание своего внутреннего мира;
• развитие новых творческих способностей;
• появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;
• формирование эмоциональной культуры учащихся;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• развитие самосознания;
• закрепление положительных поведенческих реакций;
• уверенная работа в группе, преодоление стеснения.
Раздел 2 . Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Формы аттестация
Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий контроль,
итоговую аттестацию результатов освоения программы учащимися:
Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения, за
творческой деятельностью обучающихся на каждом занятии в виде обсуждения этапов работы
над самостоятельной работы обучающихся.
Промежуточный контроль уровня освоения программы осуществляется посредством
выполнения учащимися творческой работы по заданной теме.
Итоговый контроль осуществляется в форме презентации (выставка) заключительной
творческой работы.
По итогам диагностирования выявляется уровень умений каждого обучающегося:
«Низкий уровень» - неумение использовать приемы рисования в процессе создания
практической работы, неумение организовать свою деятельность на занятии, отсутствие
творчества в выполнении практической работы (копирование образца).
«Средний уровень» - недостаточное (неполное) владение всеми техниками и приемами, с
небольшими затруднениями, неумение работать без помощи и подсказки.
«Высокий уровень» - хороший уровень уверенного владения техниками и приемами, умение
организовать свое рабочее место, творческий подход к выполнению практических работ.
Оценочные материалы (Приложение 1).

По сенсомоторному развитию: входная диагностика сенсорного развития детей дошкольного
возраста (автор Т. В. Николаева)
• уровень развития практической ориентировки на форму, величину;
• умение выделять цвет как признак предмета;
• уровень развития целостного образа предмета;
• уровень развития координации руки и глаза, мелкой моторики рук в действии с
предметами.
В игровой деятельности: (уровни игры Д.Эльконина)
• желание действовать с различным материалом, игра эмоционально окрашена.
• умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным
произведениям на песке. Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность
реальных отношений. В словах и действиях присутствуют элементы творчества самих детей.
В эмоционально – волевой сфере (Методика М. Люшера «Изучение эмоционального
состояний детей»)
• уровень нервно – психического напряжения;
• возникновение положительных эмоций;
• дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия;
• опыт самостоятельного разрешения конфликтов;
• умение слушать и слышать друг друга.
В развитии речи:
• уровень развития точности понимания речи;
• уровень связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества;
• умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими
впечатлениями и переживаниями
Методические материалы
Методы и приемы АРТ - терапии:
1. Практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом;
2. Элементы экспериментирования, наблюдения;
3. Игровая деятельность;
4.Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы,
использование фольклорного жанра);
5. Наглядные методы;
6. Релаксация;
7. Функциональная музыка;
8. Сказкотерапия.
 Словесный метод (беседа), использование фольклорного жанра (загадки, потешки, сказки,
прибаутки), напоминание о последовательности работы, совет. В самом начале занятия
необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе игр используются вопросы
к детям. Также используются приемы и методы общепедагогического влияния: поощрение
достижений ребенка, закрепление веры в успех.
 Наглядный (наблюдение, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, показ
игровых действий, моделирование). Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с
ребенком различные игры.
 Практический, включающий в себя работу с раздаточным материалом, элементы
экспериментирования, наблюдение;
 Игровой (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Для обеспечения
органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды
деятельности: репродуктивная; коммуникативная; познавательно-исследовательская; игровая;
трудовая; двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала,
использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое

воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
• работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
• договариваться о совместной работе, ее содержании;
• планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию,
дополнения;
• радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со
своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать
интерес
Выбор методов и приемов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также
достигнутым уровнем развития и возрастными особенностями детей, особенностями
взаимодействия между педагогом и детьми.
При реализации программы используются следующие техники работы, как:
• изотерапия (рисование красками, цветными карандашами);
• сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
• мандалотерапия (рисование в круге);
•
музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование
релаксационной музыки на занятиях);
• куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
•
лепка из пластилина; аппликация, коллаж и пр.
•
песочная терапия (рисование на песке)
Краткое описание техник Арт -терапии.
• Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с
использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию
творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях.
Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать
изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
• Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках
традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или
иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих
исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в
ходе занятий цветотерапией.
• Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод
практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок,
открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные
сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например,
специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку
самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и
другие
методы
сказкотерапии
выбираются
в
зависимости
от
конкретной
психотерапевтической ситуации.
• Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической
психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего
напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает
уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность,
собрать свой уникальный образ, картину мира.
• Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие
игрой, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы,
затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
• Театр в нашей жизни - рисования с натуры, изготовления масок из пластилина, картона,
ткани, выбирать и применять различные выразительные средств для реализации собственного

замысла. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности
оттенков; выражать свое отношение к произведению, обыгрывать выбранную роль.
Дидактические материалы: разработки педагога для обеспечения образовательного
процесса: планы, конспекты занятий; разработки для проведения занятий: наглядный,
раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и
групповой работы; разработки для организации контроля и определения результативности
обучения: тесты по оценке готовности личности к творческой самореализации в процессе
учебно-познавательной деятельности, положительной динамики творческой самореализации
обучающихся в учебно-познавательной деятельности, анкеты для выяснения творческой
активности детей, вопросники по пройденным темам.
Структура занятия арт-терапии
Содержание
Позволяет сплачивать детей, создавать
Ритуал приветствия.
атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – воздействие на эмоциональное
Выполняет функцию настройки на
состояние детей, уровень их активности.
продуктивную групповую деятельность. Она
проводится не только в начале занятия, но и
между отдельными упражнениями.
Разминочные упражнения выбираются с
учетом актуального состояния группы. Одни
позволяют активизировать детей, поднять их
настроение; другие, напротив, направлены на
снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия –
Техники направлены одновременно на
совокупность психотехнических упражнений развитие познавательных процессов,
и приемов, направленных на решение задач
формирование социальных навыков,
данного занятия (изотерапия, игротерапия,
динамическое развитие группы. Важен
сказкотерапия, музыкатерапия, песочная
порядок предъявления упражнений и их
терапия, проигрывание ситуаций, групповая
общее количество. Последовательность
дискуссия).
предполагает чередование деятельности,
смену психофизического состояния ребенка:
от подвижного к спокойному, от
интеллектуальной игры к релаксационной
технике.
Рефлексия – оценка занятия (беседы).
Две оценки: эмоциональная (понравилось –
не понравилось, было хорошо – было плохо и
почему) и смысловая (почему это важно,
зачем мы это делали).
Ритуал прощания.
По аналогии с ритуалом приветствия.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения

Дата
Всего
окончания учебных
обучен недель
ия
02.09.2024 28.05.2024 36

КолРежим
во
занятий
часов в
год
72
1 раз в
неделю
по 2 часа

Сроки
Сроки
промежуточной итоговой
аттестации
аттестации

11.01-15.01

15.05 –
22.05

Условия реализации программы
Для занятий необходимы бумага для рисования формата А3 и А4, ватманы, ручки, простые
карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски
акварельные, гуашь, кисти, витражные краски; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты,
ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания; пластилин; одноразовые тарелки, одноразовые
ложки; стеклянные банки; старые обои.
Для песочной терапии: ящик для песка; чистый, просеянный песок; «коллекция»
миниатюрных фигурок и различный природный материал; лопатки, миниатюрные игрушки
(люди, животные, растения, насекомые); кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);
камешки, бусинки, пуговки, набор мелкой посуды, палочки, веточки. Кроме того, необходим
небольшой мяч и мягкая игрушка; ноутбук.
Помещение для проведения занятий имеет рабочую зону и свободную зону для
упражнений.
В информационное обеспечение входят элементы:классическая музыка, музыка со звуками
природы.
Оборудование для занятий:
- столы;
- стулья;
- интерактивная песочница с подсветкой.
Технические средства: ноутбук.

Список литературы для педагога.

1. «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» ред. А.И.Копытина. СПб.,2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии».
СПб.: Златоуст, 2005.
3. Мардер Л. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьмидошкольного
и младшего школьного возраста». Генезис, 2007.
4. Погосова Н.М. «Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы».СПб.: Речь,
2007.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.-176 с.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 541 с.: ил
7. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для
бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей:
1. Армине Воронова: Арт-терапия для детей и их родителей.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?»
3. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
4. И. Млодик « Современные дети и их несовременные родители, или о том,в чем так
непросто признаться»;
5. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать,чтобы дети
говорили»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».