КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ» Принята на заседании методического совета Протокол № 03 от «28» ___08___ 2024г. Принято на Педагогическом совете Протокол № 03 от «30» __08_2024 г. Утверждено: приказом № 143 от «30» 08. 2024 г Директор МБУ ДО «ДТОР» _________ Н. Ю. Антипова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Островок Чудес» по арт-терапии. Возраст обучающихся: 5 – 11 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Белых Л.В. Педагог дополнительного образования Высшей квалификационной категории г. Улан-Удэ 2024 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Настоящая документами: программа разработана в соответствии со следующими нормативными Федеральный Закон «Об образовании в РФ» No273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. No678-р); Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации No ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 No 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Закон РБ от 13.12.2013г. No240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 No 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ No 143 от «05» 06 2024 г Актуальность программы Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Особую ценность в арт-терапии имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания. Использование методов АРТ-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как АРТ-терапия многообразна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Направленность программы Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, имеет социально-педагогическую направленность. Педагогическая целесообразность программы В процессе реализации программы дети не только обучаются методикам арт-терапии, но и посредством арт-терапии учатся справляться с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, учатся дать выход творческой энергии. Дети вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Адресат: Программа ориентирована на детей 5-11 лет, проявляющих интерес к творческим занятиям. Особенности организации образовательного процесса Формы организации деятельности обучающихся: Занятия групповые - по 6 человек, на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Виды занятий: Беседа, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, конкурс, мастер-класс, практическое занятие. Форма обучения: очная, очно-дистанционная. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – базовый. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объѐм программы 72 часа. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Цель программы: создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребенка посредством использования методик АРТ-терапии и игровых тренингов. Задачи программы: Личностные: Способствовать самопознанию ребѐнка, помогать ему, осознавать свои характерные особенности и предпочтения. Учить различать эмоциональные состояния. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. Помогать ребѐнку, прожить определѐнное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение. Метапредметные: Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Развитие творческих способностей мышления и воображения в процессе игрового общения и совместного творчества. Предметные: Вырабатывать у ребѐнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения. Снять эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность. № п/п 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 6.1 6.2 6.3 7.1 7.2 7.3 Учебно-тематический план Количество часов Наименование разделов и тем теор практ В ия ика Формы контроля Диагностика (4 ч.) Вводное занятие. Волшебные краски 2 1 1 Творческая работа Мои фантазии 2 2 Мы рисуем (32ч.) Монотипия 2 1 1 Рисунок в круге «Мандала» 2 1 1 Парное рисование 2 2 Путешествие на облаке 2 2 Волшебные зеркала 2 2 Творческая работа Рисование по мокрому листу «Осень» 2 2 «Сказка о бабочке сновидений» 2 2 (сказкотерапия) Раздувание краски 2 2 «Невидимка» (рисование свечой) 2 2 Маски 2 2 Конкурс Наши ладошки 2 2 Рисунок по мокрому листу 2 2 Творческая (групповое рисование) работа Коллективная работа «Остров» 2 2 Рисование на руках 2 2 Макаронная мандала 2 1 1 Конкурс Рисование «Море» 2 2 Чудеса из пластилина (6 ч.) Фигура человека 2 2 Творческая работа Самый красивый на свете цветок 2 2 Пластилиновая сказка 2 2 Конкурс Сказка на песке (6ч.) Песочный коллаж 2 2 Творческая Какой Я 2 2 работа Моя мечта 2 2 «Музыка-настроение» (Музыкотерапия) (4 ч.) Групповой коллаж. «Мой мир» 2 2 Творческая Музыкотерапия. «Мир животных» 2 2 работа Игротерапия (6 ч.) Я и мои эмоции. Обида 2 1 1 Творческая Я и мои эмоции. Злость 2 1 1 работа Я и мои эмоции. Радость 2 1 1 Игры с песком (14 ч.) Сухой песок «Отпечатки моего настроения» 2 2 Творческая Сухой песок «Ладошки солнца» 2 2 работа Сухой песок «Песочное море» 2 2 7.4 7.5 7.6 7.7 Сухой песок «Найди сокровище» Сухой песок «Городки» Сухой песок «Мандала» Итоговое занятие «Строим мир» Итого: 2 2 2 2 72 7 2 2 2 2 65 Содержание программы 1. Вводное занятие – 4ч. Теория. Происходит знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения. Погружение в сказку. Практика. Проводится диагностика невербальной креативности и самооценки учащихся. 2. «Мы рисуем» - 32ч. Теория. Беседа о необычных способах рисования, о выражении настроения через цветовую гамму, об умении находить в каракулях образы. Беседа о круге (круг - символическая фигура, гармоничная и целостная). Обсуждение эмоций, после выполненной работы. Беседа об уникальности внутреннего мира человека. Практика. Рисунок гуашью с отпечатком на другом листе, дорисовывание монотипии красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, создание рамки для получившейся картины, сочинение небольшой истории о ней. Совместное рисование на заданную тему с обсуждением происходящего и рисование на свободную тему молча. Сказка об именах. Изображение своего имени в виде символа. Создание на бумаге карты внутреннего мира каждого участника группы, путешествие по карте. 3. «Чудеса из пластилина» - 6ч. Теория. Беседа о том, что каждый человек уникален, имеет разные качества и способности. Беседа о том, что в природе существует множество различных цветов, что мы чувствуем, какие испытываем эмоции, видя цветы. Беседа о пластичности пластилина и возможности его изменения. Практика. Создание из пластилина фигуры человека, ассоциация используемого цвета с тем или иным качеством. Создание из пластилина «самого красивого» цветка на плоскости или объемным изображением. Создание из пластилина 2-3 фигур на выбор учащегося, деление учащихся на небольшие группы по 3-4 человека и совместное сочинение сказки с использованием созданных фигур. Проигрывание сказки. 4. «Сказка на песке» - 6ч. Теория. Беседа о сказках разных народов. Практика. Работа в малой группе 3-4 человека. Создание на песке с различными фигурками и материалами сказочной истории. Сочинение сказки. Работа с манкой остальных участников группы: окраска и рисование манкой. Индивидуальная и групповая работа. 5.«Музыка настроение» Музыкотерапия – 4ч. Теория. Беседа о музыке. Влияние музыки на эмоциональное состояние. Обсуждение: какая музыка нравится вам? Какую музыку слушаете, когда вам грустно? Когда радостно? Почему? Практика. Музыкотерапия. Изотерапия. 6. «Игротерапия» - 6ч. Теория. Беседа об эмоциях и чувствах, способов их выражения. Практика. Создание маски на бумаге, выражающей какую-либо эмоцию или чувство, рассказ о ней. 7. «Игры с песком» - 14ч. Теория. - Беседа о том, как каждый из детей представляет себе "Цветной мир". Практика. Создание коллективной работы на выбранную тему, обсуждение. Выставка работ. Планируемые результаты Предметные: • умение различать основные виды художественных материалов; • формирование начальных знаний в области искусства; • способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира; • уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (бумага, краски, цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.). Метапредметные: • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; • объективная оценка результатов собственного труда; • формирование знаково-символической деятельности учащихся; • формирование произвольность психических процессов; • формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; • развитие моторных способностей детей. Личностные результаты: • развитие творческого воображения; • выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества; • преодоление коммуникативного зажима; • понимание своего внутреннего мира; • развитие новых творческих способностей; • появление учебной инициативности и самостоятельности суждений; • формирование эмоциональной культуры учащихся; • снижение эмоциональной тревожности; • повышение самооценки; • развитие самосознания; • закрепление положительных поведенческих реакций; • уверенная работа в группе, преодоление стеснения. Раздел 2 . Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации Формы аттестация Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий контроль, итоговую аттестацию результатов освоения программы учащимися: Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения, за творческой деятельностью обучающихся на каждом занятии в виде обсуждения этапов работы над самостоятельной работы обучающихся. Промежуточный контроль уровня освоения программы осуществляется посредством выполнения учащимися творческой работы по заданной теме. Итоговый контроль осуществляется в форме презентации (выставка) заключительной творческой работы. По итогам диагностирования выявляется уровень умений каждого обучающегося: «Низкий уровень» - неумение использовать приемы рисования в процессе создания практической работы, неумение организовать свою деятельность на занятии, отсутствие творчества в выполнении практической работы (копирование образца). «Средний уровень» - недостаточное (неполное) владение всеми техниками и приемами, с небольшими затруднениями, неумение работать без помощи и подсказки. «Высокий уровень» - хороший уровень уверенного владения техниками и приемами, умение организовать свое рабочее место, творческий подход к выполнению практических работ. Оценочные материалы (Приложение 1). По сенсомоторному развитию: входная диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева) • уровень развития практической ориентировки на форму, величину; • умение выделять цвет как признак предмета; • уровень развития целостного образа предмета; • уровень развития координации руки и глаза, мелкой моторики рук в действии с предметами. В игровой деятельности: (уровни игры Д.Эльконина) • желание действовать с различным материалом, игра эмоционально окрашена. • умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям на песке. Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных отношений. В словах и действиях присутствуют элементы творчества самих детей. В эмоционально – волевой сфере (Методика М. Люшера «Изучение эмоционального состояний детей») • уровень нервно – психического напряжения; • возникновение положительных эмоций; • дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия; • опыт самостоятельного разрешения конфликтов; • умение слушать и слышать друг друга. В развитии речи: • уровень развития точности понимания речи; • уровень связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества; • умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями Методические материалы Методы и приемы АРТ - терапии: 1. Практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом; 2. Элементы экспериментирования, наблюдения; 3. Игровая деятельность; 4.Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра); 5. Наглядные методы; 6. Релаксация; 7. Функциональная музыка; 8. Сказкотерапия. Словесный метод (беседа), использование фольклорного жанра (загадки, потешки, сказки, прибаутки), напоминание о последовательности работы, совет. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе игр используются вопросы к детям. Также используются приемы и методы общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех. Наглядный (наблюдение, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, показ игровых действий, моделирование). Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. Практический, включающий в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдение; Игровой (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: репродуктивная; коммуникативная; познавательно-исследовательская; игровая; трудовая; двигательная. Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; • договариваться о совместной работе, ее содержании; • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интерес Выбор методов и приемов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития и возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми. При реализации программы используются следующие техники работы, как: • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами); • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок); • мандалотерапия (рисование в круге); • музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на занятиях); • куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними); • лепка из пластилина; аппликация, коллаж и пр. • песочная терапия (рисование на песке) Краткое описание техник Арт -терапии. • Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми. • Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией. • Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации. • Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. • Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игрой, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. • Театр в нашей жизни - рисования с натуры, изготовления масок из пластилина, картона, ткани, выбирать и применять различные выразительные средств для реализации собственного замысла. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; выражать свое отношение к произведению, обыгрывать выбранную роль. Дидактические материалы: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий; разработки для проведения занятий: наглядный, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты по оценке готовности личности к творческой самореализации в процессе учебно-познавательной деятельности, положительной динамики творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности, анкеты для выяснения творческой активности детей, вопросники по пройденным темам. Структура занятия арт-терапии Содержание Позволяет сплачивать детей, создавать Ритуал приветствия. атмосферу группового доверия и принятия. Разминка – воздействие на эмоциональное Выполняет функцию настройки на состояние детей, уровень их активности. продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. Основное содержание занятия – Техники направлены одновременно на совокупность психотехнических упражнений развитие познавательных процессов, и приемов, направленных на решение задач формирование социальных навыков, данного занятия (изотерапия, игротерапия, динамическое развитие группы. Важен сказкотерапия, музыкатерапия, песочная порядок предъявления упражнений и их терапия, проигрывание ситуаций, групповая общее количество. Последовательность дискуссия). предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Рефлексия – оценка занятия (беседы). Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения Дата Всего окончания учебных обучен недель ия 02.09.2024 28.05.2024 36 КолРежим во занятий часов в год 72 1 раз в неделю по 2 часа Сроки Сроки промежуточной итоговой аттестации аттестации 11.01-15.01 15.05 – 22.05 Условия реализации программы Для занятий необходимы бумага для рисования формата А3 и А4, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти, витражные краски; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания; пластилин; одноразовые тарелки, одноразовые ложки; стеклянные банки; старые обои. Для песочной терапии: ящик для песка; чистый, просеянный песок; «коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал; лопатки, миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые); кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса); камешки, бусинки, пуговки, набор мелкой посуды, палочки, веточки. Кроме того, необходим небольшой мяч и мягкая игрушка; ноутбук. Помещение для проведения занятий имеет рабочую зону и свободную зону для упражнений. В информационное обеспечение входят элементы:классическая музыка, музыка со звуками природы. Оборудование для занятий: - столы; - стулья; - интерактивная песочница с подсветкой. Технические средства: ноутбук. Список литературы для педагога. 1. «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» ред. А.И.Копытина. СПб.,2002. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии». СПб.: Златоуст, 2005. 3. Мардер Л. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьмидошкольного и младшего школьного возраста». Генезис, 2007. 4. Погосова Н.М. «Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы».СПб.: Речь, 2007. 5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.-176 с. 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 541 с.: ил 7. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с. Список рекомендованной литературы для детей и родителей: 1. Армине Воронова: Арт-терапия для детей и их родителей. 2. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?» 3. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» 4. И. Млодик « Современные дети и их несовременные родители, или о том,в чем так непросто признаться»; 5. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать,чтобы дети говорили»