1. Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Основанием для проектирования и реализации программы воспитания служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); - Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». - Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от 05. 06.2024 г. Актуальность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа Изостудии «Сакура» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества. Направленность программы – художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации и расчлененности явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности. Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции. Педагогическая целесообразность программы изостудии «Сакура» очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа Изостудии «Сакура» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приѐмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, участие в конкурсах, экскурсии в музеях. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству. Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста (от 8-14 лет). В группы принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных. Занятия проводятся в разновозрастных группах. Особенности организации образовательного процесса. Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований. Наполняемость в группах составляет 8-10 человек в соответствии с количеством рабочих мест. Форма организации образовательной деятельности обучающихся: групповая. Форма организации занятий: аудиторная, внеаудиторная. Формы проведения занятий: лекция, беседа, обсуждение материала, практикум, самостоятельная работа, экскурсия, конкурсы, выставки. Форма обучения: очная – очно-заочная – заочная. Очная (сочетание аудиторных и выездных занятий). Срок реализации программы – 2 года. 1 год обучения – 144 часа 2 год обучения – 144 часа Общий объем программы (общее количество) – 288 часов. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. (4 часа в неделю). Занятия – спаренные по 40 минут с перерывом 10 минут. Вид программы – модифицированная. Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни. Задачи программы: Личностные: формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности; расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве; помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности; формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека; формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению); формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности; Предметные: Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни. Метапредметные: Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике. Учебно-тематический план 1 год обучения № 1. 2. 3. Содержание Вводное занятие «Добро пожаловать!» Рисунок «Учись рисовать с натуры» «Осенний букет» «Искусство создавать гравюры» «Народное творчество – лубочные картинки» «Натюрморт» «В мире животных» Живопись «Пасмурный денек» «На рассвете» «Цвет и чувство» «Первый снег» Количество часов теория 1 практика 2 всего 3 12 2 2 2 30 4 4 4 42 6 6 6 2 2 2 17 2 2 2 2 4 7 7 37 4 4 4 4 6 9 9 54 6 6 6 6 4. 5. 6. 7. 9. 10 «Рисуем драпировку» «Мозаика» «Пушистые зверята» «Весна пришла» «Распускаются цветы» Декоративная работа «Мозаика» «Городецкая роспись» «Золотая Хохлома» «Голубая сказка Гжели» «Мои любимы сказки» «Смешные кляксы» Бумагопластика Композиция 1.«Статика» 2. «Динамика» 3. «Композиционный центр» 4. «Симметрия и асимметрия» Введение в историю искусства Знакомство с творчеством художников Итоговое занятие «Ярмарка талантов» Подготовка к конкурсам и праздникам Итого: 2 1 2 2 2 13 2 2 2 2 3 1 1 7 1 2 2 2 12 12 1 6 81 4 5 4 4 4 32 4 4 4 4 6 5 5 20 5 4 4 7 2 12 135 6 6 6 6 6 45 6 6 6 6 9 6 6 27 6 6 6 9 12 12 3 18 216 Содержание обучения Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие. Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году. Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями. Раздел 2. Рисунок 2.1. Тема «Учись рисовать с натуры» Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии» Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге. 2.2. Тема «Осенний букет» Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно» Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге. 2.3. Тема «Искусство создавать гравюры» Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике. Практика: выполнение гравюры 2.4. Тема «Народное творчество – лубочные картинки» Теория: знакомство с лубочным творчеством Практика: навыки работы с цветными карандашами. 2.5. Тема «Натюрморт» Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги. 2.6. Тема «В мире животных» - итоговое занятие по блоку Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ. Раздел 3. Живопись 3.1. Тема «Пасмурный денек» Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами. 3.2. Тема «На рассвете» Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит. Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток. 3.3. Тема «Цвет и чувство» Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс» Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения. 3.4. Тема «Первый снег» Теория: закрепление понятия раздельного мазка Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы 3.5. Тема «Рисуем драпировку» Теория: закрепление понятий колорит, контраст. Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках. 3.6. Тема «Мозаика» Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения. Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков. 3.7. Тема «Пушистые зверята» Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных. 3.8. Тема «Весна пришла» Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова. Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции. 3.9. Тема «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку. Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ. Раздел 4. Декоративная работа. 4.1. Тема «Мозаика» Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж» Практика: выполнение рисунка в декоративном стиле. 4.2. Тема «Городецкая роспись» Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца. 4.3. Тема «Золотая хохлома» Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами. Практика: выполнение хохломской росписи. 4.4. Тема «Голубая сказка Гжели» Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце. 4.5. Тема «Мои любимые сказки» Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи. 4.6. Тема «Смешные кляксы» Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией. Практика: самостоятельная работа. 4.7. Тема «Бумагопластика». Теория: знакомство с различными приемами работы с бумагой – вырезание, склеивание, создание объемной композиции. Практика: техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с бумагой, выполнение композиции с использованием различных техник. Раздел 5. Композиция 5.1. Тема «Статика» Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений. Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении. 5.2. Тема «Динамика» Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений. Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении. 5.3. Тема «Композиционный центр» Теория: закрепление понятия композиционный центр. Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением. 5.4. Тема «Симметрия и Ассиметрия» Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии. Практика: Выполнение графических упражнений, самостоятельная работа. Раздел 6. Введение в историю искусств Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах. Раздел 7. Знакомство с творчеством художников. Теория: Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов) Итоговое занятие. «Ярмарка талантов» Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ. Учебно – тематический план 2 год обучения № 1. 2. 3. 4. Разделы программы Вводное занятие «Волшебный мир искусства» Рисунок 1.«Рисунок – основа изобразительного искусства» 2.«Натюрморт из геометрических тел» 3.«Художники – анималисты» 4.«Зарисовки животных в движении» 5.«Изображение фигуры человека в истории искусств» 6.«Пропорции строения человека» 7.« Портрет друга» 8«Моя семья» 9. «Такие разные лица» 10. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» Живопись 1. «Пятно как средство выражения» 2. «Цвет в произведениях живописи» 3. «Этюд. Осеннее настроение» 4. «Декоративный натюрморт» 5. «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах) 6. «Этюд. Весенние цветы» Декоративная работа 1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» 2.«Живая красота жостовских подносов» 3.«Уральская роспись» 4. «Современное повседневное Количество часов теория 1 практика 1 итого 2 10 1 30 3 40 4 1 1 1 3 3 3 4 4 4 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 1 16 2 2 2 4 3 40 6 6 6 6 4 56 8 8 8 10 4 2 12 8 8 16 12 10 28 3 3 3 3 3 3 6 6 6 5. 6. 7. 9. 10 декоративное искусство. Что такое дизайн.» 5.«Дизайн открытки» Композиция 1.«Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства» 2. « Пейзаж- настроение. Природа и художник» 3. «Основы дизайна» 4. «Милосердие» - задание – размышление Введение в историю искусства Знакомство с творчеством художников Итоговое занятие «Мы умеем и мы знаем!» Подготовка к конкурсам и праздникам Итого: 2 1 10 4 3 16 6 4 26 2 4 6 3 4 3 6 6 10 1 10 28 1 3 1 4 10 28 2 24 126 24 216 88 Содержание программы: Раздел 1.Вводное занятие 1.1.Тема «Волшебный мир искусства» Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году. Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями. Раздел 2. Рисунок. 2.1. Тема «Рисунок – основа изобразительного искусства» Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно» Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом 2.2. Тема «Натюрморт из геометрических тел» Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная». Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге. 2.3. Тема «Художники – анималисты» Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных. 2.4. Тема «Зарисовки животных в движении» Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении. 2.5. Тема «Изображение фигуры человека в истории искусств» Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского Практика: выполнение схемы строения человека 2.6. Тема «Пропорции строения человека» Теория: закрепление понятия портрет. Практика: изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого. 2.7. Тема «Портрет друга» Теория: закрепление понятия портрет. Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору. 2.8. Тема «Моя семья» Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского. Практика: выполнение группового семейного портрета. 2.9. Тема «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку. Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ. Раздел 3. Живопись. 3.1. Тема «Пятно как средство выражения» Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма» Практика: выполнение упражнений. 3.2. Тема «Цвет в произведениях живописи» Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме Практика: монотипия 3.3. Тема «Этюд. Настроение» Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс» Практика: передача состояния природ через цвет. 3.4. Тема «Декоративный натюрморт» Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?» Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью. 3.5. Тема «Композиция как ритм пятен» Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс. Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели. 3.6. Тема «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам. Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры. Раздел 4. Декоративная работа 4.1. Тема «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей Практика: составление росписи с учетом народных традиций. 4.2. Тема «Живая красота жостовских подносов» Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами. Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке. 4.3. Тема «Уральская роспись» Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами. Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи. 4.4. Тема «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн» Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция. 4.5. Тема «Дизайн открытки» Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах Практика: изготовление открытки в технике декупаж. Раздел 5. Композиция 5.1. Тема «Пейзаж – большой мир» Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского. Практика: организация изображаемого пространства 5.2. Тема «Пейзаж – настроение. Природа и художник» Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева. Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа. 5.3. Тема «Основы дизайна» Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация» Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм. 5.4. Тема «Милосердие» - итоговое занятие – размышление. Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам. Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ. Раздел 6. Введение в историю искусств Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека. Раздел 7. Знакомство с творчеством Улан -Удэнских художников. Теория: посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.) Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!» Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ. Планируемые результаты: К концу первого года обучения обучающиеся должны знать: о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека. виды художественной художественных материалов; деятельности с использованием различных выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина; конкретные произведения выдающихся художников, должны уметь: работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне; наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге; приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства; анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности; выполнять изображения предметного мира, природы, животных; использовать художественные термины и понятия. К концу второго года обучения обучающиеся должны знать: основные виды и жанры изобразительного искусства ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта основные средства художественной выразительности разные художественные материалы, техники и их значение в создании художественного образа место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека) должны уметь: пользоваться различными художественными материалами; обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.) владеть первичными навыками плоского и объемного изображения применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры. 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации Формы аттестации Время проведения Цель проведения Формы аттестации/ контроля Входная диагностика В начале учебного года Определение уровня развития Беседа, практическое обучающихся, выявление задание, наблюдение интересов, творческих способностей Текущий контроль В течение учебного года Опенка качества освоения Опрос, практическое учебного материала пройденной задание, открытое темы: отслеживание активности занятие обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Промежуточная аттестация В конце «этапа» обучения Определение успешности Беседа, конкурс, развития обучающегося выставка, усвоения им программы на практическое задание, определенном «этапе» обучения наблюдение Итоговая аттестация В конце курса обучения Определение успешности Беседа, конкурсы, освоения программы и итоговая установления соответствия самостоятельная достижений обучающихся работа, выставка планируемым результатам Система оценивания: 1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень Оценочные материалы. Текущий контроль проводится в конце полугодия, предполагает проведение контрольной работы, которая определяет уровень усвоения программы. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Проводится в форме контрольной работы и участия в выставках различного уровня. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах. Критерии оценки учебных результатов Программы указываются в диагностической таблице (приложение № 1). При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия), количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке. В конце учебного года проводится комплексный достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др. Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Методические материалы Программа Изостудии комплекса «Сакура» ориентирована на применение различного дополнительного материала изобразительному искусству. обучения изобразительному широкого по Процесс искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Содержание программы предусматривает оптимальное сочетание специфических видов деятельности: коммуникативной, учебной, речевой, двигательной, изобразительной. В процессе обучения уделяется большое внимание развитию речи, четкости выражения мыслей, замыслов и впечатлений; формируются способности логического мышления, развивается мелкая моторика, активизируется познавательный интерес. Основной формой организации учебного процесса является занятие. При планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - фронтальная, - групповая, - индивидуальная. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которых рассчитана программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны практической упражнения, полностью деятельности экскурсии), с усвоить материал применением изобразительной при осуществлении предметной (практические (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлен учебно-тематический план. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Для реализации программы используются следующие методы: - словесный; - наглядный; - метод тестирования; - беседа; - изучение продуктов деятельности учащихся; - практический; - объяснительно-иллюстративный; - игровой; - исследовательский; - наблюдение. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: -типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), -интерактивные беседы, рассказы, объяснения; -показ технических приѐмов; -практическая работа; -самостоятельное изготовление конкретного изделия. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребѐнку, в зависимости от индивидуальных особенностей, темпа деятельности. В рамках программы используются следующие педагогические технологии: - развивающее обучение; - игровая деятельность; - коллективная творческая деятельность; - коммуникативная деятельность; - личностно-ориентированное обучение Календарный учебный график Количество учебных недель Первое полугодие 36 недель С 01 сентября по 31 декабря, 17 недель 01 января по 09 января 10 января по 28 мая, 19 недель 11-15 января, 12 – 22 мая Каникулы Второе полугодие Промежуточная аттестация Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: Для реализации необходимы специально оборудованный в соответствии с санитарными нормами и технически оснащенный учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий, компьютер с подключением к сети Интернет, плакаты с наглядностями, принтер и сканер. Информационно-методическое обеспечение включает список литературы и интернет ресурсы. Список литературы. 1. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории икультуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный. 2. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный. 3. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с. 4. Концепция художественного образования в Российской [электронный Федерации ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=htt p%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный. 5. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999. 6. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с. 7. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с. 8. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с. 9. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография - М.: Мир науки, 2019 10. Барбер Б. Рисуем пейзажи/ Барингтон Барбер; [пер. С англ. О.Вирязовой]. - Москва: Эксмо, 2019. - 160с 11. Короитеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Искусство и ты./ 2012. ISBN: 978-5-09-026868-4 12. Живые цветы акварелью, идеи для рисования, техники, практические советы, Хэйнс Дж.,/ Перевод Петрова Е. 2019. - 176с. Литература для родителей воспитанников 1. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011 2. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007 3. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010 4. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001 5. Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000. 6. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «УФактория», 2000. – 120с. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебны х недель Количество часов в год Режи м занят ий 1 год 01.09.2024 28.05.2025 36 2 год 01.09.2024 28.05.2025 36 2 раза в 144 неделю по 2 часа 2 раза в 144 неделю по 2 часа Сроки промежу точной аттеста ции 11 –15 января сроки итоговой аттестации 11 –15 января 12-22 мая 12-22 мая Приложение 1 Критерии оценивания ЗУН учеников Умение пользоваться карандашом, кистью 1 2 Не умеет держать карандаш правильно; не умеет регулировать на кисти количество воды, краски и берет много воды на кисть; работа полусухой кистью, когда на кисть берется краска и недостаточное количество воды или краска растирается ребенком до такой степени, что кисть становится сухой (следует учесть, что это может быть целью урока, тогда всячески поощряется, а иногда это может происходить у ребенка, желающего сэкономить краску – тогда порицается); Умеет держать карандаш правильно (как для письма); не контролирует нажим на карандаш; не умеет регулировать Знание красок (название, умение смешивать цвета) Не знает названий цветов; не умеет смешивать цвета на палитре; марает свои краски; не умеет контролировать интенсивность цвета посредством количества воды и краски на кисточке; использует 2-3 цвета в работе. Передача формы и пропорций изображаемого предмета Не умеет передавать форму предметов; не знает геометрические фигуры Композиция, передача перспективы Оригинальност ь Самосто ятельно сть Не умеет работать с линейной и воздушной перспективой; не знает о композиции ничего. Рисунки очень примитивные Требует постоян ного вниман ия препода вателя Знает название хотя бы 10 цветов краски; не умеет смешивать цвета на палитре; не всегда чисто работает со Передача пространства, форм и пропорций с ошибками; изображения плоскостные, лишенные объема; построение линейной перспективы с ошибками, воздушная перспектива не применяется; композиционн ые приемы не Старается срисовать рисунок с образца. Понима ет указани я препода вателя, стараетс я следова на кисти количество воды, краски и берет много воды на кисть; выходит за края при закрашивании; 3 Умеет держать карандаш правильно в 1-2 позициях; контролирует нажим на карандаш при напоминании; умеет регулировать на кисти количество воды и краски; работа кончиком кисти для проработки мелких деталей изображения; работа плоскостью кисти для создания фона изображения; иногда выходит за края рисунка при закрашивании. 4 Хорошо контролирует нажим на карандаш; умеет держать карандаш в разных позициях; умеет пользоваться основными приемами своими красками; не умеет контролировать интенсивность цвета посредством количества воды и краски на кисточке; работает со всеми цветами из своего набора красок. Знает название более 10 цветов красок; умеет смешивать цвета на палитре; чисто работает со своими красками; не умеет контролировать интенсивность цвета посредством количества воды и краски на кисточке; работает со всеми цветами из своего набора красок; в работе использует не только готовый цвет, но и сложный, который ребенок получил при помощи смешивания 2-х или 3-х цветов из своего набора красок. Знает название более 30 цветов красок; умеет смешивать цвета на палитре; чисто работает со своими красками; умеет контролировать интенсивность построение предметов не точное; знает несколько геометрических фигур (с помощью которых можно делать построение предметов) используются. ть им; довольн о часто работа проверя ется препода вателем, даются подсказ ки. Передача пространства, форм и пропорций с ошибками; построение предметов не точное; есть интересные детали в работе, которые ребенок добавляет самостоятельно ; знает много геометрических фигур (старается использовать их в построении предметов) Примитивные композиционн ые приемы; построение линейной перспективы с ошибками, воздушная перспектива не применяется; Умеет срисовывать рисунок и добавляет свои детали; Следует указани ям препода вателя; стараетс я работат ь самосто ятельно, переоди чески работа проверя ется даются подсказ ки. применение знаний по цветоведению, гармоничных цветовых сочетаний; Умение вести работу от общего к частному; с небольшими ошибками применение композиционн ых приемов, правил и средств; применение изученных средств художественно й выразительност и; умение Умеет преобразовыват ь увиденные изображения по своему усмотрению; добавляет много своих деталей. Следует указани ям препода вателя; работае т самосто ятельно; переоди чески работа 5 графики (линия, точка, штрих, пятно); умеет регулировать на кисти количество воды и краски; работа кончиком кисти для проработки мелких деталей изображения; работа плоскостью кисти для создания фона изображения; не выходит за края рисунка при его закрашивании. цвета посредством количества воды и краски на кисточке, работает со всеми цветами из своего набора красок; в работе использует не только готовый цвет, но и сложный, который ребенок получил при помощи смешивания 2-х или 3-х цветов из своего набора красок. Хорошо контролирует нажим на карандаш; умеет держать карандаш в разных позициях; чистые, четкие линии; умеет пользоваться основными приемами графики (линия, точка, штрих, пятно); работа кончиком кисти для проработки мелких деталей изображения; работа плоскостью кисти для создания фона изображения; работа выполняется широким свободным мазком; полное заполнение Знает название более 30 цветов красок; умеет смешивать цвета на палитре; чисто работает со своими красками; умеет контролировать интенсивность цвета посредством количества воды и краски на кисточке; вся работа выполнена цветами, которые ребенок получает при помощи смешивания готовых цветов на палитре. передача пространства, формы, объема и общей пропорциональ ности объектов; умеет работать с построением изображаемых предметов; много мелких интересных деталей в работе; использует геометрические фигуры в построении предметов. выбрать размер листа бумаги и его расположение в соответствии с замыслом; умение построения линейной перспективы и применение воздушной перспективы; передача движения в композиции: изображение движения неодушевленны х предметов; передача движения в изображении людей, животных и т. д. грамотная умение передача правильно пространства, выбрать размер формы, объема изображения на и общей плоскости или пропорциональ в пространстве; ности объектов; применение применение композиционн знаний по ых приемов, цветоведению, правил и гармоничных средств; цветовых применение сочетаний; изученных Умение вести средств работу от художественно общего к й частному; выразительност умение видеть и; умение свою работу в выбрать размер целом и листа бумаги и подмечать его самостоятельно расположение в что еще соответствии с добавить или замыслом; изменить; умение умеет работать построения с построением линейной изображаемых перспективы и предметов; применение много мелких воздушной интересных перспективы; деталей в передача работе; движения в использует композиции: проверя ется. умеет правильно раскрыть содержание сюжета; Умеет преобразовыват ь увиденные изображения по своему усмотрению; добавляет много своих деталей. Работае т самосто ятельно с неболь шими указани ями препода вателя листа цветом; умеет контролировать количество краски и воды на бумаге в зависимости от метода работы (техника по сырому, этюд акварелью, работа мазками или заливкой цветом) геометрические фигуры в построении предметов. изображение движения неодушевленны х предметов; передача движения в изображении людей, животных и т. д.