ДООП Волшебная мастерская 2024-2025

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативные документы Настоящая

программа разработана в соответствии

со

следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ

Министерства образования и науки России ФГАУ

«Федерального института развития образования» 2015 г.;
-

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
- Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
- Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
- Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ

дополнительных
№ 143 от

«05» 06 2024 г.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к
изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества.
Овладевая различными приемами и техниками работы с разными материалами, дети
видят готовый продукт своей творческой деятельности, который может быть в
дальнейшем использован в

повседневной жизни (в качестве

украшения, игрушки,

подарка, элемента интерьера, различных полезных предметов для дома).
Приобщение детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством
предполагает их раннюю профессиональную ориентацию (знакомство с профессиями
декоратора, дизайнера, оформителя).
Программа

«Волшебная

мастерская»

имеет

художественную

направленность

и

способствует развитию у обучающихся художественного вкуса, творческих способностей,
раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Вводит
обучающего в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности, предусматривает развитие творческих способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы, заключается в том,

что процесс

подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса, чувства
цвета, композиционного решения, а также самореализации обучающихся в творчестве.
А также дети имеют возможность не только обучаться декорированию и прикладному
творчеству, но и изучать этикет, традиции народов нашего края, принимать участие в
конкурсах, акциях и других мероприятиях различных уровней.
Отличительной особенностью программы является:

1.

интеграция традиционных и современных техник декоративно – прикладного

творчества для развития творческого потенциала, способностей и технического
универсализма учащихся.
2.

взаимодополняемость используемых техник и технологий работы с

различными

материалами, предполагающая их сочетание и совместное применение, что позволяет
экспериментировать с разными материалами, направлениями в декоративно-прикладном
творчестве;
3.

использование нетрадиционных техник с элементами национальной стилизации, что

способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
4.

применение разнообразного

природного материала

(байкальские камни, ракушки,

береста, гербарий, кора, ткань, глина, крупы, шишки, шелуха лука и другой материал),
5.

Создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей

обучающихся, применение дифференцированного и индивидуального подхода в
обучении.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 9-12 лет. В группы
принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них
природных и специальных физических данных. Занятия проводятся в разновозрастных
группах.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия в объединении «Волшебная мастерская» проходят в группе с постоянным составом.
Занятия теоретические и практические, где практика составляет основную часть
программы «Волшебная мастерская».
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся является
индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм работы. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров.
Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного
материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм
и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с обучающимися
более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Формы обучения. Программа реализуется в очной форме. Но в зависимости от
сложившихся санитарно – эпидемиологических условий программа может быть
реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной формах.

Уровень программы, объем и сроки реализации. Программа «Волшебная мастерская»
предусматривает 2 года обучения.
Срок освоения и объем программы по годам:
1-й год – 144 часа;
2-й год - 144 часа.
Общий объем программы – 288 часов.
В содержание программы первого года обучения (ознакомительный этап) используются
в основном объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы обучения, реже –
частично – поисковые (занятия в форме игры, путешествия, конкурса).
Содержание занятий второго года обучения (развивающий этап) постепенно расширяет и
углубляет имеющиеся знания, развивает практические умения и навыки. Практические
занятия, задания носят более самостоятельный характер. Содержание программы
рассчитано на изготовление работ для участия на выставках различных уровней, работы
выполняются самостоятельно.
Работа в творческом объединении может быть индивидуальной, групповой, коллективной.
Режим занятий. Занятия проводятся в разновозрастных группах. Продолжительность
занятий для первого и второго годов

обучения составляет 2 раза в неделю по 2

астрономических часа с обязательными

10-ти минутными переменками.

Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся через формирование
устойчивого интереса к рукоделию средствами декоративно-прикладного искусства и
самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе
собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Предметные:
 знакомство с историей появления и развития декоративно-прикладного творчества, его
разновидностями;
 формирование системы знаний по данному направлению деятельности;
 приобретение практических знаний, умений и навыков;
 формирование умений самостоятельно организовывать свою работу;
 обучение

обучающихся технологическим приѐмам и операциям по изготовлению

декоративных изделий и работе с природными материалами.
Метапредметные:
 развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления;
 развивать художественный вкус, чувственное восприятие ребѐнка;
 формировать коммуникативную культуру;

 развивать и поощрять смелость в поисках нового, в проявлении фантазии при разработке
и изготовлении изделий.
Личностные:
 воспитывать качества характера такие как: усидчивость, трудолюбие, самостоятельность
и др.;
 формировать основу эстетического восприятия, ощущения причастности к традициям и
культуре своего народа через декоративно-прикладного творчество.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часов)

Всего

Вводное занятие.

Теоре
тиче
ские
заня
тия
2

Часы
Практи
чески
е
занят
ия
-

Бумагопластика.

3

15

18

№
п
/
п
1

Название разделов и тем

2

Формы
аттестации,
контроля
Опрос

.
2
.
2
.
1

Аппликация

1

9

10

.
2

Техника «Торцевание»

1

3

4

2

2
.
3
.
3
.
3
.
1

Коллаж

1

3

4

Изготовление изделий из
природного материала.

1

7

8

Ошибана (аппликация из
природных материалов)

1

3

4

Тест
Тест
практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Тест
практикум
Практический
тест

Роспись на листьях

-

4

4

4

Бисероплетение

2

14

16

4

Изготовление бижутерии.
Фенички
из
бусин,
броши.
Знакомство с техникой

1

7

8

Опрос,
практическое
задание
Опрос,
Практическое
задание
беседа,
практикум

1

3

4

Опрос,

3
.
2

.
1
4

-

.
2
4
.
3

параллельного плетения.
Сувенир
«Цветик
–
семицветик»
Коллективная
работа.
Панно
«Бабочки
на
цветах».

Практическое
Тест,
защита
проектов

-

4

4

Топиарий

1

33

34

.
1

Топиарий сердце из бисера

1

3

4

.
2

Топиарий из сизаля

-

4

4

Тест
практикум
Опрос,
Практическое
задание
Групповая.
Беседа
Беседа,
практикум

5
5

5

5
Топиарий из кофе

-

4

4

Топиарий с цветами к 8
марта

-

4

4

Топиарий из природных
материалов

-

8

8

Опрос,
Практическое
задание
Опрос,
Практическое

Топиарий «Топотушки»

-

10

10

Беседа,
практикум

Плетение из жгута

1

13

14

.
1

Подковы из жгута

1

5

6

.
2

Корзинки из жгута

-

4

4

.
3
5
.
4
5
.
5
5
.
6
6
6

6

Тест,
защита
проектов
Опрос,
Практическое
задание
Беседа,
практикум

Выполнение панно.

-

4

4

Плетение из бумажной
лозы

1

11

12

.
1

Ваза из лозы

1

5

6

Тест
Практическое
задание
Опрос,
Практическое
задание
Беседа,
практикум

.
2

Корзины из лозы

-

6

6

Практическое
задание

6
.
3
7
7

7

8
.
8
.

Выполнение
декоративных
композиций
текстиля.
Композиции из лент

из

2

14

16

1

7

8

Тест,
защита
проектов
Беседа,
практикум

1
8
.
2
9
9
.
1

Канзаши

1

7

8

Декупаж

1

11

12

1

3

4

-

8

8

Оформление
декупаж,

в

технике

9
.
2
1
0
1
0
1

Вазы в технике декупаж
Организационно-массовая
деятельность. Экскурсии.

1

5

6

Итоговая
работа.
Заключительное
занятие.
Итого

1

5

6

15

129

144

Практическое
задание
Тест
Тест
Практическое
задание
Беседа,
практикум1
Выставка
творческих
работ
Тест,
защита
проектов

Содержание программы.
1.

Вводное занятие.

Теория: Ознакомление детей с правилами поведения в ДТОР, с режимом работы
объединения «Волшебная мастерская», беседа об истории декоративно - прикладного
искусства. История возникновения и развития аппликации. Знакомство с содержанием
работы на текущий учебный год. Инструктаж по техникам безопасности.
Практика: Видео презентация. Правила работы с клеем, ножницами, резаком, бумагой.
Знакомство с материально-технической базой кабинета. Правила безопасности труда при
работе с инструментами и приборами.
Раздел 1. «Бумагопластика».
2. Тема «Аппликация».
Теория: понятие. История возникновения. Приемы и техники выполнения.
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему. Техника
безопасности при работе с острыми предметами.
3. Тема «Торцевание».
Теория: понятие. История возникновения. Приемы и техники выполнения.
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему. Техника
безопасности при работе с острыми предметами.
4. Тема: «Коллаж».
Теория: история возникновения и техника исполнения.
Практика: коллаж из цветной бумаги. Имитация мозаики. Рваный коллаж.
Раздел 2. «Изготовление изделий из природного материала».

5. Тема «Ошибана» Аппликация из природных материалов.
Теория: история возникновения, понятие, приемы и техника выполнения.
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему.

Техника

безопасности при работе с острыми предметами.
6. Тема «Роспись на листьях».
Теория: направления росписи. Современное искусство.
Практика: приемы и техники выполнения. Роспись контурными красками.

Эстампы,

оттиски.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
Раздел 3. Бисероплетение.
7. Тема: изготовление бижутерии. Фенечки из бусин, броши.
Теория: познакомить с понятием бижутерия, видами украшений. Обучение плетению
фенечек и браслетов из бусин и бисера.
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему
8. Тема «Знакомство с техникой параллельного плетения. Сувенир «Цветик-семицветик».
Теория: проведение беседы о правильном подборе цветов для выполнения

поделки.

Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона.
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
9. Тема Коллективная работа. Панно «Бабочки на цветах».
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему ей работе.
Раздел 4. Топиарий
10. Тема «Топиарий «Сердце из бисера»
Теория: понятие «топиарий», его разновидности. Приемы и техники выполнения.
Практика: процесс изготовления топиария. Самостоятельный выбор изделия. Зарисовка
эскиза, подбор материалов. Выполнение поделки на свободную тему.
11. Тема «Топиарий из сизаля».
Практика: процесс изготовления топиария. Самостоятельный выбор изделия. Зарисовка
эскиза, подбор материалов. Аккуратность и точность в работе. Самостоятельная
практическая работа «Сизалевый топиарий». Участие в конкурсе.
12. Тема «Топиарий из кофе»

Практика: процесс изготовления топиария. Самостоятельный выбор изделия. Зарисовка
эскиза, подбор материалов. Аккуратность и точность в работе. Самостоятельная
практическая работа «Кофейный топиарий». Участие в конкурсе.
13. Тема «Топиарий с цветами к 8 марта»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Процесс изготовления
топиария. Самостоятельный выбор изделия. Зарисовка эскиза, подбор материалов.
Аккуратность и точность в работе. Самостоятельная практическая работа «Цветочный
топиарий». Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!»
14. Тема «Топиарий из природных материалов»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
15. Тема «Топиарии «Топотушки»»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
Раздел 5. Плетение из жгута
16. Тема «Подковы из жгута»
Теория: история возникновения и техника исполнения. Приемы и техники выполнения.
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему.
17. Тема «Корзинки из жгута.
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему.
18. Тема «Выполнение панно»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
Раздел 5. Плетение из бумажной лозы
19. Тема «Ваза из лозы»
Теория: знакомство с понятием «лоза», с процессом изготовления «бумажной лозы».
Приемы и техники выполнения
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему.
20. Тема «Корзины из лозы»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
Раздел 6. Выполнение декоративных композиций из текстиля.
21.Тема «Композиции из лент»
Теория: организация рабочего места: инструменты и приспособления, необходимые для
изготовления поделок. Копирование деталей.

Практические работы:
1. Изготовление выкройки.
2. Выбор материала.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
4. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
22. Тема Канзаши.
Практические работы:
1. Выполнение эскизов.
2. Выбор лент.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
4. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
Раздел 7 «Декупаж
23. Тема «Оформление в технике «декупаж».
Теория: история возникновения. Знакомство с приемами и техникой выполнения
Практика: схемы выполнения. Выполнение поделки на свободную тему. Техника
безопасности при работе с острыми предметами.
24. Тема «Вазы в технике «декупаж»
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему.
Раздел 8.

Организационно-массовая деятельность. Экскурсии, участие в выставках,

конкурсах.
25. Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов. Оформление выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план
2 год обучения (144 часов)
часы
№
п
/
п

Название разделов и тем

Тео
ре
ти
че
ск
ие
за
ня
ти

Прак
тич
еск
ие
зан
яти
я

Все
го

Формы
аттестации,
контроля

я
Валяние из шерсти
Сухое валяние

1
1
.
1

14

16

1

7

8

Мокрое валяние

1
.
2

Вязание
Вязание крючком

2
2
.
1
.
2

Бумагопластика
Квилинг

3
3
.
1
3
.
2
3

Техника рукоделия , (Iris
Folding)
радужное
складывание
Папье-маше

.
3

1

7

8

2

6

8

1

3

4

1

3

4

5

19

24

1

5

6

.
4
.
5
4

Работа с капроном

4

Цветы из капрона
.
1

1

5

6

1

3

4

Беседа
Беседа практикум
1

3

4

1

3

4

1

9

10

1

3

4

-

6

6

1

33

34

1

7

9

Тест

Игрушки из капрона

4
.
2

Роспись
Роспись на ткани

5
5
.
1
.
2
.
3

Роспись на камнях

Тест, защита проекта
Опрос
Беседа, практикум

8

8

8

8

9

9

Роспись на листьях

5

Опрос, Практическое
задание
Опрос
Тест

Витражная роспись

5

Тест, защита проекта
Опрос
Практическое задание

Оригами

3

Групповая беседа
Беседа, практикум
Тест

Объемная композиция

3

Тест, практикум
Практическое задание
Практическое задание

Вязание спицами

2

5

2

Беседа
Тест,

практическое

задание

.
4
Техника
«Зентангл»
(картины антистресс)
Букет осени, листья

6
6
.
1
6
.
2
7
8

9

Изображение и фантазия.
Сказочные птицы
Шары
в
технике
Темари
Организационномассовая деятельность
Экскурсии.
Итоговая
работа
Заключительное
занятие
ИТОГО

1

7

8

1

3

4

-

4

4

1

5

6

1

3

4

Практическое задание
Тест

Практическое задание
Выставка
работ

творческих

Тест, защита проекта
1

3

4

15

99

114

Содержание программы
Раздел 1. Валяние из шерсти
1.Тема «Сухое валяние»
Теория: знакомство с техникой выполнения объѐмных деталей методом сухого валяния.
Практика: выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей.
Соединение деталей. Художественное оформление.
2.Тема «Мокрое валяние»
Теория: знакомство с основами изготовления картины методом мокрого валяния.
Практика: выполнение эскиза. Подбор шерсти и игл для фильцевания (валяния). Выбор
техники. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Раздел 2. Вязание
3. Тема «Вязание крючком»
Теория: знакомство с видами крючков и ниток. Изучение правил техники безопасности.
Практика: обучение учащихся основным приемам вязания: воздушная петля, полустолбик,
столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами. Отработка
выполнения изученных узоров.
4. Тема «Вязание спицами»
Теория: ознакомление техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа
о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.
Практика: учить выполнять узоры с помощью перемещения петель, обхватывающих
петель, вывязывать бугристые узоры.

Раздел 3.Бумагопластика.
5. Тема «Квиллинг».
Теория: история возникновения.
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
6. Тема «Техника рукоделия - IrisFolding (радужное складывание)»
Теория:

IrisFolding (айрисфолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки

разноцветными полосками цветной бумаги. История возникновения техники радужного
складывания.
7. Тема «Техника папье-маше».
Теория: основные приемы производства папье-маше.
Практика: техника последовательного наложения бумаги.
8. Тема «Объѐмная композиция»
Теория: история возникновения и техники исполнения.
Практика: декорирование изготовленных форм.
9. Тема «Оригами»
Теория: история развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности.
Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Разметка
листов для изготовления модулей.
Практика: изготовление изделия в технике оригами.
Раздел 4. Работа и капроном
10. Тема «Цветы из капрона»
Теория: рассказ на тему «Основные сведения о капроне, свойства капрона, проволока для
цветов из капрона, формы для цветов из капрона, техника и технология выполнения лилии
из капрона, цветовое решение цветка «Лилии».
Практика: выбор формы и цвета цветка. Выполнение заготовок лепестков и листьев для
цветка из проволоки на формах. Обтяжка форм лепестков и листьев цветка капроном.
Изготовление тычинок лилии из пластики. Сборка цветка. Обработка фоамираном
изнаночной стороны цветка. Приклеивание на основу (заколка) клеящим пистолетом.
11. Тема «Игрушки из капрона»
Теория: техника и технология выполнения игрушек из капрона, цветовое решение.
Практика: выбор формы и размер игрушки. Выполнение заготовок, по
Приклеивание изделий к готовому изделию клеящим пистолетом
Раздел 5. «Роспись»
12. Тема «Роспись на ткани»

форме.

Теория:

свойства материалов используемых для росписи по ткани. Технологии

изготовления и основные операции.
Практика:
1. Выполнение эскизов.
2. Изготовление композиций.
3. Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с острыми
предметами.
13. Тема «Витражная роспись»
Теория: организация рабочего места: инструменты и приспособления, необходимые для
витража. Виды и техники.
Практика:
1. выполнение эскизов.
2. Выбор предметов и материалов.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
4. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
14. Тема «Аппликация из природных материалов».
Теория: история возникновения.
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки на
свободную тему. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
15. Тема «Роспись по камушкам».
Теория: история возникновения и развития этого направления.
Практика: приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Роспись на свободную
тему. Техника безопасности при работе с термо-пистолетом.
Раздел 6. Техника «Зентангл» (картины антистрес)
16. Тема «Букет осенних листев».
Теория: гелевая ручка - красота выразительность. Повторение и закрепление понятий
«Натюрморт», познакомить с понятиями «Блик, ось симметрии».
Практика: рисование по замыслу; совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в изобразительной
технике.
17. Тема «Изображение и фантазия. Сказочные птицы»
Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, еѐ историей,
традициями, основными элементами.
Практика: изображение городецкой росписи на шаблонах со сказочными птицами.
Раздел 7. Шары в технике «Темари»

Теория: правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
Инструменты и материалы для работы. Виды пряжи и ее свойства.
Практика: работа с заготовками, изготовление основы для изготовления шаров «темари»,
основы закрепления игл и натягивания нитей для работы в технике «темари» изготовление
сувениров в технике «темари».
Раздел 8. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии, участие в выставках,
конкурсах.
18. Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов. Оформление выставки работ учащихся
Планируемые результаты:
По окончанию первого года обучения обучающиеся должны:
уметь:
 правильно организовывать свое рабочее место;
 уметь правильно использовать основной набор инструментов и приспособлений,
необходимых для изготовления поделок и правил по охране труда при работе с этими
инструментами;
 выполнять основные технологические процессы и операции;
 анализировать пропорции, форму предметов;
 грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе.
знать:
 основы материаловедения;
 основные, дополнительные цвета; цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
 понятие симметрии и асимметрии; основы композиции и контрасты форм;
 основные виды и техники декоративно-прикладного творчества;
 основы технологических процессов и операций.
По окончанию второго года обучения обучающиеся должны:
уметь:
 правильно организовывать свое рабочее место;
 уметь правильно использовать основной набор инструментов и приспособлений,
необходимых для изготовления поделок и правил по охране труда при работе с этими
инструментами;

 работать с инструментами, необходимыми для изготовления декоративных композиций;
 выполнять основные технологические процессы и операции;
 правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом
 грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
 выполнять, оформлять творческие работы для участия в выставках детского творчества,
конкурсах.
знать:
 основы материаловедения: разнообразный материал и уметь его применять

для

изготовления поделок:
 основные, дополнительные и нюансы цвета; цветовую гамму красок (тѐплые, холодные
цвета);
 понятие симметрии и асимметрии; основы композиции и контрасты форм;
 основные виды и технические приемы декоративно-прикладного творчества;
 основы технологических процессов и операций.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы аттестации
Время
проведения
В начале
учебного
года.
В конце
первого
полугодия.

В конце года.

Цель
Входной мониторинг
Определение уровня развития обучающихся,
их творческих способностей
Промежуточный мониторинг
Определение степени усвоения учебного
материала. Определение результатов
обучения.

Итоговый мониторинг
Определение изменения уровня
развитияобучающихся, их творческих
способностей. Определение результатов
обучения. Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения.

Форма
Эвристическая
беседа, опрос,
диагностическое
тестирование.
Открытый урок,
участие в
конкурсах разной
направленности,
тестирование.
Опрос, итоговая
выставка – показ
изделий,
тестирование.

Основные методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержания
программы:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ (результатов опросов, тестов, выполнения диагностических
заданий, участия в итоговых выставках, активности самостоятельности и т.д.)
мониторинг.
Объекты мониторинга:
 знания, умения, навыки по программному курсу;
 степень личностного роста обучающихся;
 степень самостоятельности и активности.
Форма

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы: опрос, открытое занятие, выставка, конкурс, самостоятельная работа,
презентация творческих работ, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Оценочные материалы. Диагностики, тесты, анкетирование. ( Приложение 1)
Методические материалы
Становление творческой личности предполагает использование проблемных задач. Данный
вид деятельности подразумевает монотонную работу, поэтому мной используется
чередование различных фаз по изготовлению и оформлению композиций, что приводит к
уменьшению утомляемости у детей. Развитию творческой фантазии способствует свобода
выбора работ.
Содержание программы рассчитано на изготовление работ для участия на выставках
различных уровней, работы выполняются самостоятельно.
Основные принципы, заложенные при построении программы:
 «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка школьного
возраста);
 дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса;
 рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту), баланс
интеллектуальных, эмоциональных, двигательных нагрузок;
 профессиональная компетентность педагогов;
 принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с
ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае особенностями,
присущими традициям региона);
 непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи,
дополнительного образования);

школы,

 учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Занятия строятся по принципам индивидуализации, т.е. с учетом характерологических
особенностей детей; результативности, с помощью которой можно судить, что узнаѐт и
чему научится ребѐнок; учѐта психологических и возрастных особенностей.
Формы занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, праздник, экскурсия,
конкурс.
Приѐмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
 исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
 фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой - организация работы по малым группам (2 - 3 человека)
 индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Календарный учебный график
Количество учебных недель

36 недель

Первое полугодие

С 01 сентября по 31 декабря, 17 недель

Каникулы

01 января по 09 января

Второе полугодие

10 января по 28 мая, 19 недель

Промежуточная аттестация

11-15 января, 12 – 22 мая

Условия реализации программы. Программа реализуется через специально созданные
условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из:
- информационного – методического обеспечения;
- материально – технического обеспечения;
Информационно-методическое обеспечение:

- аудио, видео и фото – материалы, по разным видам декоративно-прикладного творчества,
наглядно-демонстрационный

материал (альбомы, плакаты, схемы,

образцы узоров,

изделий).
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий, столы ученические и
стулья, демонстрационная доска, компьютер.
Материалы:
- бисер разного размера и формы;
- бумага белая, цветная; бумага для работы в технике «квилинг»; салфетки двуслойные;
- природный материал (шишки, листья, веточки, коробочки туи, солома, береста, кофейные
зерна и т.д);
- текстиль: атласные ленты, ткань, пряжа, нитки, фомиран, пенопластовые заготовки, вуаль,
кружево, тесьма и.т.д.;
- акриловые краски, гуашь;
- инструменты для работы: ножницы, кисточки, спицы, крючок, линейка, термопистолет,
клей и т.д..

Список использованной литературы.
Для педагога:
1.

Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения

образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2013.
2.

Анна Зайцева. Энциклопедия декупажа., Эксмо, 2009 г.

3.

Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия., 2013 г.

4.

Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия., 2013 г.

5.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.:

Просвещение, 2000.
6.

«Внешкольник» – журнал для педагогов доп. образования.

7.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под

ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8.

Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремѐсел: популярное пособие

для родителей и

педагогов. – Ярославль: Академия развития,2012.
9.

Декоративно – прикладное творчество: изделия из древесины и природного

материала/авт. – сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград, «Учитель», 2009г.
10. Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности/

И.Добротский//

Воспитание школьников. – 2005. - № 9. – С. 65 – 68.
11. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. – М.: 2010.
12. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры).7 – 8 классы /авт. – сост. И.А.
Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград, Учитель, 2006г.
13. Корчинова О.В. Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных
учреждениях. /серия «Мир вашего ребѐнка». – Р/нДону: Феникс, 2002.
14. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М., Эксмо – Пресс, 2012.
15. Некрасова Н.Н. Народное искусство России. Народное творчество как целый мир. – М.,
Россия, 2011.
16. Основы художественного ремесла: пособие для руководителей кружков. – М.:
Просвещение, 2011.
17. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения. / О.Е.Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
18. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 –е изд. – М.: Ома – Пресс, 2011.
19. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). – М.: 2016.
20. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е изд., испрвл. – Самара.
Изд. – во «Учебная литература», 2006.
21. Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации/авт. – сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград, Учитель, 2008г.
22. Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 2012
23. В. А. Сластѐнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 2009. — 512 с.
24. Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М., АСТ – Пресс, 2000.
25. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса/Н.Е.Щуркова. – М.,
1994.
Для обучающихся и родителей:
1.

Бондарева Н.И. Цветы из бисера. – Изд. 4-е – ростов н/Д: Феникс, 2000

2.

Гашицкая Р.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Вышивка бисером». Ростов н/Д:

Издательский дом «Проф-Пресс»,2004
3.

Горяинова О.В. «Сумочки, кошельки и другие аксессуары из бисера». – Ростов н/Д:

Феникс,2006
4. Гузаирова Е.Н., Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки: для детей. – М.: Педагогика – Пресс,
2003г.
5. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. –

Ярославль: Академия развития, 2014.
6.

Дитрих А.К. и др. Почемучка: детское справочное бюро /А. Дитрих, Г.Юрмин,

Р.Коршуникова. – М.: Педагогика, 2013г.
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия науки, 2013г.
8. Игнатьев Е.И.В царстве смекалки/ под. Ред. М.К.Потапова. – М.: Наука, 2012
9. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей
и педагогов. – Ярославль: Академия науки, 2012.
10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – 2 – е изд., исправл. – Самара:
Изд. – во «Учебная литература», 2006.
11. Рукоделие для детей/ сост. М.Калинина, Павловская, В. Савиных. – Мн.: Полымя, 2013.
12. Черныщ И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ – Пресс, 2010.
13. Шитьѐ и рукоделие: Энциклопедия. – М.: БСЭ, 2004 .г
Интернет ресурсы.
 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
 http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
 http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
 http://forum.satilina.com/
 http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
 http://www.bicer.ru/
 http://www.cap.ru/
 http://www.formula-rukodeliya.ru/
 http://www.crossstitcher.ru

Календарный учебный график
Год
обуче
ния

Дата

Дата

Всег

Коли

Режим

Сроки

сроки
итогов

начала

окончан

о

чест

занят

пром

обучени

ия

уче

во

ий

ежу

я

обучени

бн

часо

точной

аттес

я

ых

в

аттеста

тации

нед

в год

ой

ции

ель
1 год

01.09.202
3

28.05.202

36

144

4

2 раза

11 – 15

12-22

в

январ

мая

недел

я

ю по
2
часа
2 год

01.09.202
4

28.05.202
5

36

144

2 раза

11 – 15

12-22

в

январ

мая

недел

я

ю по
2
часа

Приложение 1
Диагностика уровня развития обучающихся
№ п/п ФИ обучающегося

Внимание
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
(сосредоточенно (процесс приёма (способность на (процесс особого
(процесс
сть психической
и
короткое или
отражения обобщённого
деятельности на преобразования
длительное
создание
отражения
объекте:
информации: время сохранять мыслеобраза,
образа: анализ,
мотивация)
усвоение,
информацию)
творчество)
сравнение,
понимание)
обобщение,

Воспроизведение
(извлечение
информации из
памяти)

итого

Критерии оценивания:

Уровни критериев :

от 8 -10 баллов

5-7 баллов

ВНИМАНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ПАМЯТЬ
ВООБРАЖЕНИЕ
Концентрация в
Объяснение, долговременная совершенствуетс
течение 45 мин показ новой темы
сенсорная
я мыслеобраз и
1 раз
(образная)
переноситься в
память:пересказ
эскиз
алгоритма
действий
Концентрация в
Объяснение, долговременная
течение 30 мин показ новой темы память, пересказ
2-3 раза
темы, задач,
определений..

по 4 балла

рассеянное
внимание

удерживается
мыслеобраз и
переноситься в
эскиз

многократное кратковременная
объяснение темы
память частичное
воспоминание

копирование
эскиза

МЫШЛЕНИЕ
копирование
эскиза

Частичное
отклонение
результата
воспитанника с
эскизом
(самоанализ)
отклонение
результата
воспитанника с
эскизом

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
итого
точное
высокий уровень
воспроизведение
(от 43-60 б)
пройденного
материала

неуверенное
средний (от 25-42
воспроизведение
б).
пройденного
материала

ошибочное
воспроизведение
пройденного
материала

низкий (по 24 б)

Диагностика уровня способностей обучающихся
ФИ
поделка
обучающихся (придание формы из
материала)

Пропорции
(равенство N
отношений)

Цветоведение Композиция (связь Мелкая моторика Владение основами Организация
(различие цветов и различных частей в (выполнение
технологических рабочего места
их оттенков)
единое целое) мелких и точных
процессов и
(размещение
движений пальцами
операций
инструмента и
рук)
расходного
материала)

Уровень
самостоятельности
(готовности к
автономной
деятельности)

итого

Критерии диагностики:

Критерии оценивания
поделка
(придание формы из
материала)

Пропорции
(равенство N
отношений)

Цветоведение
Композиция (связь
(различие цветов и различных частей в
их оттенков)
единое целое)

Мелкая моторика Владение основами
(выполнение
технологических
мелких и точных
процессов и
движений пальцами
операций
рук)

Организация
рабочего места
(размещение
инструмента и
расходного
материала)

Уровень
самостоятельности
(готовности к
автономной
деятельности)

итого

от 8 баллов

умение передавать
сходство с натурой

грамотность в
пропорциях

различие цветов и
их оттенков от 4
тонов

точное и активное точное выполнение
выполнение мелких технологических
движений
процессов,
пальцами рук
операций

Умение
самостоятельно
организовать
рабочее место

высокий уровень
готовности к
автономной
деятельности

высокий уровень
от 56-80 баллов

5-7 баллов

некоторые отличия
сходства с натурой

частичное
нарушение
пропорций

различие цветов и частично не связаны
точное, но
не точное
их оттенков 2-3
части в единое
замедленное
выполнение
тонов
целое
выполнение мелких технологических
движений пальцами
процессов,
рук
операций

организация
рабочего места по
подсказке

средний уровень
готовности к
автономной
деятельности

средний уровень
33-56 баллов

по 4 балла

нет сходства с
натурой

отсутствие
грамотности в
пропорциях

не различие цветов отсутствие связи
неточное
и их оттенков
частей между собой выполнение мелких
движений
пальцами рук

организация
рабочего места с
помощью

низкий уровень
готовности к
автономной
деятельности

низкий уровень
по 32 баллов

связь различных
частей в единое
целое

нарушение
технологических
процессов,
операций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».