КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН_УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ » Принята на заседании Принято на Педагогическом Утверждено : Методического совета совете Протокол № _03_ приказом № 163 от «30» Протокол № _03_ от от «30» августа 2024г. августа 2024г. «28» августа 2024г. Дир ектор МБУ ДО «ДТОР» _____ Н.Ю. Антипова Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности « Наранай туяа » по хореографии для детей с ОВЗ Срок реализации: 2 года Возраст обучающихся: 7 – 16 лет Автор –составитель программы: Жамьянова Е.У. Педагог дополнительного образования Улан-Удэ, 2024г Пояснительная записка. Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. • Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по Реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" • Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; • Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); • Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Благодаря танцам , происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актѐрском мастерстве. Программа по хореографии «Наранай туяа» как никому другому нужна детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Занятия танцами развивают в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование. Танец - это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т. д.). Программа «Наранай туяа» направлена на изучение и сохранение танцевального наследия, она рассматривает их как часть современной жизни. Направленность дополнительной общеразвивающей программы: Данная программа социально-гуманитарной направленности, предназначена для организации работы объединений в учреждениях дополнительного образования с детьми с ОВЗ. Педагогическая целесообразность: Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям учащихся. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для формирования высокого интеллекта через мастерство. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя творцом. Хореография обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой, дает возможность выработать необходимые для исполнителя качества, такие как: координация, чувства ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный рисунок, а постепенное развитие пластичности сделает импровизацию действительно многогранной и красивой. Педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, учитывая возможности обучающихся, руководствуясь целью гармонического развития личности ребенка. Адресат программы: Программа создана для детей 7 - 16 лет проявивших интерес к освоению хореографической культуры и обучению танцевальному искусству. Набор детей в объединение свободный. Особенности организации образовательного процесса: Форма занятий – групповая. Организация работы на занятиях проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований, наполняемость в группе составляет 4 - 5 человек. Форма обучения: Очная и очно-дистанционная. Уровень освоения программы, объем и сроки реализации, дополнительной общеразвивающей программы: Уровень программы – 1 год стартовый, 2 год - базовый Программа рассчитана на 2 года обучения. Срок освоения и объем программы по годам: 1-й год 36 часов; 2-й год – 36 часов. Общий объем программы 72 часа. Режим занятий: Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Цель программы: Формирование устойчивой мотивации учащихся к танцевальной деятельности посредством освоения программного материала хореографического искусства. Создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости. Задачи программы: Предметные: - Сформировать начальное представления о видах хореографического искусства; - Развить чувство ритма и музыкальный слух; - Создание условий для эмоционально-психического равновесия и комфорта учащихся; Личностные задачи: - Научить выполнению танцевальных элементов на основе изучения программного материала; - Развить координацию, моторную память; - Развить эмоциональную отзывчивость на музыку; - Развитие общей физической подготовки ( силы, выносливости, ловкости); - Сформировать коммуникативные навыки работы в коллективе. Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД: - Познавать и различать жанры танцевального искусства; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать от новое от уже известного; - Обеспечение учащихся необходимой информацией в области охраны здоровья; Регулятивные УУД: - Уметь работать по предложенным заданиям; - Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; - Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. Коммуникативные УУД: - Уметь работать в паре и в коллективе; - Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе. Учебно-тематический план 1-го года обучения. № Название раздела Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 1 1 2 2 Общеразвивающие упражнения 1 5 6 0,5 3,5 4 1 3 4 2.1 Комплекс упражнений на полу 2.2 Упражнения на развитие общей координации 2.3 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 3 4 1,5 6,5 8 3 Ритмика 4 Классический танец 1 3 4 5 Итоговое занятия 1 3 4 ИТОГО 8 28 36 1. Содержание программы 1-го года обучения Вводное занятие Теория. Знакомство в игровой форме с одним из видов искусств – хореографии и содержанием программы. Рассказ о правилах поведения на занятиях, о технике безопасности во время пользования специального оборудования (гимнастические коврики, палочки, мячи и т.п.) Практика. Упражнения на знакомство. Комплекс игровых упражнений «Найди своѐ место». 2. Общеразвивающие упражнения 2.1. Комплекс упражнений на полу. Практика. В данный раздел включены упражнения на развитие навыков движения, развития внимания, упражнения способствующее развитию мышечного корсета ребенка, согласованности движений, упражнения с предметом. Выполнение обще -развивающих упражнений направлено на гармоничное развитие тела, культуре движений, формирование правильной осанки, развитие гибкости и координации движений, а также подвижности суставов и гибкости позвоночника. Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что развивает их музыкальное восприятие. 2.2.Упражнения на развитие собственной координации. Теория. Рассказать о ориентировке в направлении движений вперѐд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Практика. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы, развитие умение координировать движения с музыкой. 2.3.Упражнения на развитие ориентации в пространстве. ходьба: бодрая, марше образная, спокойная, умение пройти под музыку; бег (легкий, стремительный, широкий); танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку); подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой. различие правой и левой руки, ноги, плеча; повороты вправо, влево; построения по линиям; построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах; перестроение из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу круг. 3. или Ритмика Теория Понятие вступительной и финальной части музыкального произведения. Понятие такта и его сильной доли. Особенности народной музыки. Основные музыкальные инструменты. Практика - начало танцевального движения после вступления - окончание танца с финальным аккордом - отработка танцевальных движений под счет 2/4 и 4/4 - соединение счета и музыки - хлопки и шаги на каждый такт, через такт, синкопы - подбор соответствующих музыке движений (игры «Учитель»; «Эхо») 4.Классический танец. Теория 1.2Основные элементы классического танца. 1.2.1.Основные позиции рук и ног. Практическая работа: Позиции ног в танце-1 , 2 1.2.2.Основные позиции ног и рук. Практическая работа: Позиции ног в танце-3,4,5. 1.2.3.Позиции рук. Позиции рук в танце-1,2,3. 1.2.4.Упражнения для рук. Практическая работа: упражнения для рук 1.2.5. Упражнения для рук. Практическая работа: отработка изученных упражнений для рук 1.2.6. Упражнения для рук. Практическая работа: повторение изученных позиций ног. I «Пор де бра» 6.Итоговое занятие. Конкурсно - игровые программы, итоговые мероприятия, игровые программы. Повторение и закрепление пройденного материала. Учебно-тематический план 2 года обучения № Название раздела Количество часов Теория Практика Всего 0.5 0,5 1 1 Вводное занятие 2 Общеразвивающие упражнения 2.1 Комплекс упражнений на полу 0,5 1,5 2 2.2 Упражнения на развитие общей координации 0,5 2,5 3 2.3 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 3 4 0.5 1,5 2 0,5 2,5 3 3 Образный танец 4 Постановка номера 4.1 5 Танцевальные элементы Основы танца 5.1 Элементы классического танца 1 3 4 5.2 Элементы Народного танца 1 4 5 5.3 Элементы Современного танца 1 4 5 6 Композиция постановки танца 1 7 8 7,5 28,5 36 ИТОГО Содержание программы 2-го года обучения 1.Вводное занятие Теория. Рассказ о правилах поведения на занятиях, о технике безопасности во время пользования специального оборудования (гимнастические коврики, палочки, мячи и т.п.). Практика. упражнения на знакомство. Комплекс игровых упражнений; «Снежный ком», «Изобрази эмоцию в движении», «Я могу». Общеразвивающие упражнения 2.1. Комплекс упражнений на полу Практика. В данный раздел включены упражнения на развитие навыков движения, развития внимания, упражнения способствующее развитию мышечного корсета ребенка, согласованности движений, упражнения с предметом. Выполнение общеразвивающих упражнений направлено на гармоничное развитие тела, культуре движений, формирование правильной осанки, развитие гибкости и координации движений, а также подвижности суставов и гибкости позвоночника. Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что развивает их музыкальное восприятие. 2.2 Упражнения на развитие собственной координации Теория. Рассказать о ориентировке в направлении движений вперѐд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Практика. Вырабатывать точность исполнения движений всего двигательного аппарата; - развивать у воспитанников творческое воображение, совершенствовать навыки творческого самовыражения; - формировать правильную осанку, походку, развивать общую и мелкую моторику. 2.3 Упражнения на развитие ориентации в пространстве. ходьба: бодрая, марше образная, спокойная, умение пройти под музыку; бег (легкий, стремительный, широкий); танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку); подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой. различие правой и левой руки, ноги, плеча; повороты вправо, влево; построения по линиям; построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах; перестроение из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. 1. Образный танец. Сюжетный танец всегда имеет ярко выраженный конфликт, образы, сюжет ( «Танец с платками»). В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, которое помогает раскрытию содержания. Образный танец эмоционален, наполнен смыслом. Этот раздел знакомит учащихся выражать в движениях характер, сюжет и эмоциональность танца. 2. Постановка номера. Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеоматериала и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Подготовка учащихся к публичному выступлению. 5.Основа танца 4.1 Элементы классического танца Теория. Знакомство с первоначальными доступными правильности исполнения. для детей терминами и Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных целях так же и в постановочных номерах. 4.2 Элементы народного танца. Теория. Объяснение терминологии, объяснения правильности исполнения упражнений. Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных целях так же и в постановочных номерах. 4.3 Элементы современного танца Теория. Знакомство с первоначальными доступными для детей терминами и правильности исполнения. Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных целях так же и в постановочных номерах. Планируемые результаты: Предметными результатами являются формирование следующих знаний и умений: - Навыки умения работать в коллективе; - Слушать и выполнять требования педагога; уметь: - С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять практической деятельности; контроль качества результатов собственной - Самостоятельно определять разножанровые музыкальные инструкции; - Реализовывать творческий замысел. Личностные результаты: - Активизируется восприимчивость; - Развиваются природные и творческие данные детей; - Формируются навыки самоконтроля за качеством исполнения упражнений; - у обучающихся разовьются аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности. Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать от новое от уже известного; - Формируется опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость. Регулятивные УУД: - Уметь работать по предложенным заданиям; - Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. Коммуникативные УУД: - Уметь работать в паре и в коллективе; - Трудолюбие, терпение интерес к занятиям. Формы аттестации Время проведения Цель проведения Формы аттестации/ контроля Входная диагностика В начале учебного года В течение учебного года Определение уровня развития обучающихся, выявление интересов, творческих способностей Текущий контроль Беседа, наблюдение, Оценка качества Практическое освоения учебного задание, открытое материала занятие прослушивание. тестирование пройденной темы: отслеживание активности обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Промежуточная аттестация В конце «этапа» обучения Определение Зачет успешности развития обучающегося усвоения им программы на определенном «этапе» обучения Итоговая аттестация В конце обучения курса Определение Итоговое успешности освоения мероприятие программы и установления соответствия достижений обучающихся планируемым результатам Методические материалы Эффективность обучения зависит от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов: Наглядный Словесный Объяснительно - иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, видео-ролики, беседа, демонстрация и др.); Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога; Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребѐнка при решении. Основные принципы реализации наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по хореографии: фото реализации в танцевальном искусстве; единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение педагогами; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ожидаемые успехи и достижения: - устойчивый интерес к танцам; - желание продолжать обучение в новой сфере - хореографией; - способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему; Для реализации программы используются следующие методические материалы: − учебный план; с − методическая литература для педагогов дополнительного образования; − схемы пошагового танцевального искусства. Условия реализации программы: Для успешной реализации данной программы необходимо: • большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение (класс – студию); • раздевалка для детей; • гимнастический коврик; • музыкальный цент. Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата Всего Количество Режим обучения окончания учебных часов занятий обучения недель Сроки промежу точной в год сроки итоговой аттестации аттеста ции 1 год 03.09.2024 27.05.2025 1 36 1 раз в 09 – 16 неделю по 1 января 19-27 мая часа 2 год 03.09.2024 27.05.2024 1 36 1 раз в 09 – 16 неделю по января 1часа 19 мая-27 мая Список используемой педагогом литературы 1. Савчук О. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет. методическое пособие / О. Савчук – Ленинградское издательство. 2009,- 224с. 2. Шарова Н.И. Д - Шарова Н.И.- «Издательство Планета музыки», 2011.- 60с. 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от "09" ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 05.01.2015) Список литературы для детей и родителей 1. Детский фитнес. М., 2006. 2. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981. 3. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988. 4. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999. 5. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.