Программа ОВЗ по хореографии _Наранай туяа_ для детей с ОВЗ 2024 с титул

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН_УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ »

Принята на заседании

Принято на Педагогическом

Утверждено :

Методического совета

совете Протокол № _03_

приказом № 163 от «30»

Протокол № _03_ от

от «30» августа 2024г.

августа 2024г.

«28» августа 2024г.

Дир ектор МБУ ДО «ДТОР»

_____

Н.Ю. Антипова

Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
« Наранай туяа » по хореографии
для детей с ОВЗ
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 7 – 16 лет

Автор –составитель программы:
Жамьянова Е.У.
Педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2024г

Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
•
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р.
•
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по Реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ"
•
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
•
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи);
•
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
•
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05»
06 2024 г.
Актуальность.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное
пластическое развитие.
Благодаря танцам , происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов
увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва,
что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное
общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей. Занятия
танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры

поведения в обществе, дают представление об актѐрском мастерстве. Программа по
хореографии «Наранай туяа» как никому другому нужна детям-инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья. Занятия танцами развивают в ребенке, в первую
очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных
задач для детей с ОВЗ. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной
интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития
детско-родительских отношений является дополнительное образование. Танец - это
разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия танцами развивают
физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу,
ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость,
косолапость, искривление позвоночника и т. д.). Программа «Наранай туяа» направлена
на изучение и сохранение танцевального наследия, она рассматривает их как часть
современной жизни.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы:
Данная программа социально-гуманитарной направленности, предназначена для
организации работы объединений в учреждениях дополнительного образования с детьми с
ОВЗ.
Педагогическая целесообразность:
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею
комплексного гармоничного развития детей. Применяемые на занятиях методы обучения
и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным
особенностям учащихся. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служат для формирования высокого интеллекта через
мастерство. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий
раскрыть и развить творческие способности, раскрыть для них новый чудесный мир,
почувствовать себя творцом. Хореография обладает своей неповторимой спецификой,
изяществом и энергетикой, дает возможность выработать необходимые для исполнителя
качества, такие как: координация, чувства ритма, свободу тела, ориентацию в
сценическом пространстве. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный
рисунок, а постепенное развитие пластичности сделает импровизацию действительно
многогранной и красивой. Педагог, придерживаясь содержания программы, может
творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, учитывая
возможности обучающихся, руководствуясь целью гармонического развития личности
ребенка.
Адресат программы:
Программа создана для детей 7 - 16 лет проявивших интерес к освоению
хореографической культуры и обучению танцевальному искусству. Набор детей в
объединение свободный.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма занятий – групповая. Организация работы на занятиях проходит с учетом
возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований, наполняемость в
группе составляет 4 - 5 человек.
Форма обучения: Очная и очно-дистанционная.
Уровень освоения программы, объем и сроки реализации, дополнительной
общеразвивающей программы:
Уровень программы – 1 год стартовый, 2 год - базовый
Программа рассчитана на 2 года обучения. Срок освоения и объем программы по
годам: 1-й год 36 часов; 2-й год – 36 часов. Общий объем программы 72 часа.
Режим занятий:
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.

Цель программы:
Формирование устойчивой мотивации учащихся к танцевальной деятельности
посредством освоения программного материала хореографического искусства. Создание
условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального
взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала,
психологической уверенности в собственной социальной значимости.
Задачи программы:
Предметные:
- Сформировать начальное представления о видах хореографического искусства;
- Развить чувство ритма и музыкальный слух;
- Создание условий для эмоционально-психического равновесия и комфорта учащихся;
Личностные задачи:
- Научить выполнению танцевальных элементов на основе изучения программного
материала;
- Развить координацию, моторную память;
- Развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Развитие общей физической подготовки ( силы, выносливости, ловкости);
- Сформировать коммуникативные навыки работы в коллективе.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- Познавать и различать жанры танцевального искусства;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать от новое от уже известного;
- Обеспечение учащихся необходимой информацией в области охраны здоровья;
Регулятивные УУД:
- Уметь работать по предложенным заданиям;
- Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного
здоровья;
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
- Уметь работать в паре и в коллективе;
- Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№

Название раздела

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Общеразвивающие
упражнения

1

5

6

0,5

3,5

4

1

3

4

2.1

Комплекс упражнений на полу

2.2

Упражнения на развитие
общей координации

2.3

Упражнения на развитие
ориентации в пространстве

1

3

4

1,5

6,5

8

3

Ритмика

4

Классический танец

1

3

4

5

Итоговое занятия

1

3

4

ИТОГО

8

28

36

1.

Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие

Теория. Знакомство в игровой форме с одним из видов искусств – хореографии и
содержанием программы. Рассказ о правилах поведения на занятиях, о технике
безопасности во время пользования специального оборудования (гимнастические
коврики, палочки, мячи и т.п.)
Практика. Упражнения на знакомство. Комплекс игровых упражнений «Найди своѐ
место».
2.

Общеразвивающие упражнения

2.1. Комплекс упражнений на полу.
Практика. В данный раздел включены упражнения на развитие навыков движения,
развития внимания, упражнения способствующее развитию мышечного корсета ребенка,
согласованности движений, упражнения с предметом. Выполнение обще -развивающих
упражнений направлено на гармоничное развитие тела, культуре движений,
формирование правильной осанки, развитие гибкости и координации движений, а также
подвижности суставов и гибкости позвоночника. Все упражнения выполняются под
музыкальное сопровождение, что развивает их музыкальное восприятие.
2.2.Упражнения на развитие собственной координации.
Теория. Рассказать о ориентировке в направлении движений вперѐд, назад, направо,
налево, в круг, из круга.
Практика. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы, развитие
умение координировать движения с музыкой.
2.3.Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
ходьба: бодрая, марше образная, спокойная, умение пройти под музыку;
бег (легкий, стремительный, широкий);
танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);

подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой.
различие правой и левой руки, ноги, плеча;
повороты вправо, влево;
построения по линиям;
построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;
перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
круг, сужение и расширение круга;
свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу
круг.
3.

или

Ритмика

Теория
Понятие вступительной и финальной части музыкального произведения. Понятие такта
и его сильной доли. Особенности народной музыки. Основные музыкальные
инструменты.
Практика
- начало танцевального движения после вступления
- окончание танца с финальным аккордом
- отработка танцевальных движений под счет 2/4 и 4/4
- соединение счета и музыки
- хлопки и шаги на каждый такт, через такт, синкопы
- подбор соответствующих музыке движений (игры «Учитель»; «Эхо»)

4.Классический танец.
Теория
1.2Основные элементы классического танца.
1.2.1.Основные позиции рук и ног.
Практическая работа:
Позиции ног в танце-1 , 2
1.2.2.Основные позиции ног и рук.
Практическая работа:
Позиции ног в танце-3,4,5.
1.2.3.Позиции рук.
Позиции рук в танце-1,2,3.
1.2.4.Упражнения для рук.

Практическая работа: упражнения для рук
1.2.5. Упражнения для рук.
Практическая работа: отработка изученных упражнений для рук
1.2.6. Упражнения для рук.
Практическая работа: повторение изученных позиций ног.
I «Пор де бра»
6.Итоговое занятие.
Конкурсно - игровые программы, итоговые мероприятия, игровые программы.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Учебно-тематический план
2 года обучения
№

Название раздела

Количество часов
Теория

Практика

Всего

0.5

0,5

1

1

Вводное занятие

2

Общеразвивающие упражнения

2.1

Комплекс упражнений на полу

0,5

1,5

2

2.2

Упражнения на развитие общей
координации

0,5

2,5

3

2.3

Упражнения на развитие
ориентации в пространстве

1

3

4

0.5

1,5

2

0,5

2,5

3

3

Образный танец

4

Постановка номера

4.1
5

Танцевальные элементы
Основы танца

5.1

Элементы классического танца

1

3

4

5.2

Элементы Народного танца

1

4

5

5.3

Элементы Современного танца

1

4

5

6

Композиция постановки танца

1

7

8

7,5

28,5

36

ИТОГО

Содержание программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие
Теория. Рассказ о правилах поведения на занятиях, о технике безопасности во время
пользования специального оборудования (гимнастические коврики, палочки, мячи и т.п.).
Практика. упражнения на знакомство. Комплекс игровых упражнений; «Снежный ком»,
«Изобрази эмоцию в движении», «Я могу».
Общеразвивающие упражнения
2.1. Комплекс упражнений на полу
Практика. В данный раздел включены упражнения на развитие навыков движения,
развития внимания, упражнения способствующее развитию мышечного корсета ребенка,
согласованности движений, упражнения с предметом. Выполнение общеразвивающих
упражнений направлено на гармоничное развитие тела, культуре движений,
формирование правильной осанки, развитие гибкости и координации движений, а также
подвижности суставов и гибкости позвоночника. Все упражнения выполняются под
музыкальное сопровождение, что развивает их музыкальное восприятие.
2.2 Упражнения на развитие собственной координации
Теория. Рассказать о ориентировке в направлении движений вперѐд, назад, направо,
налево, в круг, из круга.
Практика. Вырабатывать точность исполнения движений всего двигательного аппарата;
- развивать у воспитанников творческое воображение, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
- формировать правильную осанку, походку, развивать общую и мелкую моторику.
2.3 Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
ходьба: бодрая, марше образная, спокойная, умение пройти под музыку;
бег (легкий, стремительный, широкий);
танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой.
различие правой и левой руки, ноги, плеча;
повороты вправо, влево;
построения по линиям;
построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;
перестроение из колонны в шеренгу и обратно;

круг, сужение и расширение круга;
свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или
круг.
1.

Образный танец.

Сюжетный танец всегда имеет ярко выраженный конфликт, образы, сюжет ( «Танец с
платками»). В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным
средством, которое помогает раскрытию содержания. Образный танец эмоционален,
наполнен смыслом. Этот раздел знакомит учащихся выражать в движениях характер,
сюжет и эмоциональность танца.
2.

Постановка номера.

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных
движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеоматериала и
работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной
работы. Подготовка учащихся к публичному выступлению.
5.Основа танца
4.1 Элементы классического танца
Теория. Знакомство с первоначальными доступными
правильности исполнения.

для

детей

терминами и

Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных
целях так же и в постановочных номерах.
4.2 Элементы народного танца.
Теория. Объяснение терминологии, объяснения правильности исполнения упражнений.
Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных
целях так же и в постановочных номерах.
4.3 Элементы современного танца
Теория. Знакомство с первоначальными доступными для детей терминами и правильности
исполнения.

Практика. Выполнение и использование упражнений, или комбинаций как в учебных
целях так же и в постановочных номерах.
Планируемые результаты:
Предметными результатами являются формирование следующих
знаний и умений:

- Навыки умения работать в коллективе;
- Слушать и выполнять требования педагога;
уметь:
- С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять
практической деятельности;

контроль

качества

результатов собственной

- Самостоятельно определять разножанровые музыкальные инструкции;
- Реализовывать творческий замысел.
Личностные результаты:
- Активизируется восприимчивость;
- Развиваются природные и творческие данные детей;
- Формируются навыки самоконтроля за качеством исполнения
упражнений;
- у обучающихся разовьются аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать от новое от уже известного;
- Формируется опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость.
Регулятивные УУД:
- Уметь работать по предложенным заданиям;
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
- Уметь работать в паре и в коллективе;
- Трудолюбие, терпение интерес к занятиям.

Формы аттестации
Время проведения

Цель проведения

Формы аттестации/
контроля

Входная диагностика
В начале учебного
года

В течение учебного
года

Определение уровня
развития
обучающихся,
выявление интересов,
творческих
способностей
Текущий контроль

Беседа, наблюдение,

Оценка качества

Практическое

освоения учебного

задание, открытое

материала

занятие

прослушивание.
тестирование

пройденной темы:
отслеживание
активности
обучающихся, их
готовности к
восприятию нового,
корректировка
методов обучения
Промежуточная аттестация
В

конце

«этапа»

обучения

Определение

Зачет

успешности развития
обучающегося
усвоения им
программы на
определенном
«этапе» обучения
Итоговая аттестация

В

конце

обучения

курса

Определение

Итоговое

успешности освоения

мероприятие

программы и
установления

соответствия
достижений
обучающихся
планируемым
результатам

Методические материалы
Эффективность обучения зависит от организации конструктивной деятельности,
проводимой с применением следующих методов:
Наглядный
Словесный
Объяснительно - иллюстративный — предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, видео-ролики, беседа, демонстрация и др.);
Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью
педагога;
Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим
педагогом, соучастие ребѐнка при решении.
Основные принципы реализации


наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по хореографии: фото
реализации в танцевальном искусстве;



единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения,
реализующихся

через

коллективный

интеллектуальный

труд,

общение

педагогами;


учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ожидаемые успехи и достижения:
- устойчивый интерес к танцам;
- желание продолжать обучение в новой сфере - хореографией;
- способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему;
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
− учебный план;

с

− методическая литература для педагогов дополнительного образования;
− схемы пошагового танцевального искусства.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
• большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение (класс – студию);
• раздевалка для детей;
• гимнастический коврик;
• музыкальный цент.

Календарный учебный график

Год
обучения

Дата начала

Дата

Всего

Количество

Режим

обучения

окончания

учебных

часов

занятий

обучения

недель

Сроки
промежу
точной

в год

сроки
итоговой
аттестации

аттеста
ции

1 год

03.09.2024

27.05.2025

1

36

1 раз в

09 – 16

неделю по 1

января

19-27 мая

часа

2 год

03.09.2024

27.05.2024

1

36

1 раз в

09 – 16

неделю по

января

1часа

19 мая-27 мая

Список используемой педагогом литературы
1. Савчук О. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет. методическое пособие / О. Савчук – Ленинградское издательство. 2009,- 224с.
2. Шарова Н.И. Д
- Шарова Н.И.- «Издательство Планета музыки», 2011.- 60с.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от "09" ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р. [Электронный ресурс] — URL:
http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 05.01.2015)

Список литературы для детей и родителей
1. Детский фитнес. М., 2006.
2. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
3. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
4. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
5. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».