Волшеный мир красок ОВЗ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от 29.08.2023 г.

Принята на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от 29.08.2023 г.

ДО «ДТОР»
Н. Ю. Антипова

Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир красок»
Возраст обучающихся: 7 - 1 4 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Нюхалова Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2023

Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа
творческого объединения «Волшебный мир красок» имеет художественную
направленность. Данная программа разработана для
введения детей с
ограниченными возможностями (детей-инвалидов) в мир творчества и знаний.
Она способствует успешному развитию творческих способностей и творческого
потенциала у детей с ограниченными возможностями. Программа составлена на
основе программ по изо и дпи: Кузина В. С., Кубышкиной Э. И., Просняковой
Т.Н., Шпикаловой Т. Я.. Программа предусматривает дистанционное обучение.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р.
• Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе
с «Методическими рекомендациями по Реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом
их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
• Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
• Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 № 512-р;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
• Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198
от «27» 04 2023 г.
Новизна программы заключается в разработке и реализации
индивидуального дополнительного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья по художественно-эстетическому направлению в целях
включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с
другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих
способностей. В данной программе осуществляется комплексный подход к
обучению основам изобразительного искусства, декоративно-прикладного
творчества и лепке. Именно в системе ДО стал возможным индивидуальный
подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и
ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении,
внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который
поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и
недоступный.
Актуальность программы состоит из потребности в творческой
самореализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными
возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом,
недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации их
работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети
с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот
мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более
усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности
ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину
в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является
самовыражением и самореализацией. Главная проблема, с которой они
сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со
сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются
общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы
простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту
проблему можно решить через творческие занятия по программе «Волшебный
мир», так как зачастую это является единственной возможностью для детей с
ограниченными возможностями для продуктивной творческой деятельности и
социального общения. Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет
важное значение. Так как способствует раскрытию личного потенциала,
реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта
успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от
интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному
самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая
творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации
в социуме.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
вовлечении детей с ОВЗ в творческий процесс, в котором дети получают

возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность, у детей
формируются волевые качества, развивается сила и выносливость. Именно на
этих занятиях у детей с ОВЗ пробуждается интерес и понимание к новой
творческой деятельности, постепенно осознавая, что они такие же дети, как и все.
Содержание программы имеет отличительные особенности от других
программ. Специфика построения занятий у таких детей определяется их
особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на
инструкцию взрослого. Поэтому, используется выполнение работы частями,
чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности
повышает работоспособность, нормализует темп работы. Поэтому структура и
содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического
состояния и возрастных особенностей детей. Игровая форма занятий позволяет
создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную
обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и
быстро включился в работу. Вся учебно-воспитательная работа в объединении
согласовывается с родителями. При обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья важным элементом является создание социальнопсихологического климата. Социально-психологический климат –
эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.
Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался
благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной
деятельности и развитию личности).
Цель программы: развитие творческой активности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, посредством формирования интереса к
изобразительному, декоративно-прикладному творчеству и лепке.
Задачи программы:
- знакомить детей с ОВЗ техниками рисования, декоративно-прикладным
творчеством и лепке, сочетая различный материал и технику изображения;
- способствовать повышению самооценки и укреплению уверенности в себе;
- предоставлять детям дополнительные возможности для выражения своих
мыслей, чувств и потребностей;
- способствовать формированию позитивного эмоционального отношения к
изобразительной деятельности как к источнику приятных впечатлений;
- способствовать развитию познавательной сферы: восприятие, мышление, мелкая
моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память, речь и др.;
- развивать у детей творческую самостоятельность и активность;
- формировать коммуникативные навыки, произвольное поведение, умение
общаться со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру;
- приобщать детей к художественной культуре.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов: 36
часов (1 раз в неделю по 40 минут). Возраст обучающихся 7 – 14 лет.
На занятиях преобладают методы обучения: словесный, игровой, объяснительноиллюстративный, наглядный и практический.

Отдельные темы и (или) разделы программы могут быть реализованы с
использованием дистанционных технологий в случаях, при которых
целесообразно опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и
педагога, например, при отработке пропущенных учебных занятий, при
неблагоприятных погодных условиях и в периоды отмены для обучающихся
учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая,
коллективная.
Группа (2-4 ребенка) может быть разновозрастная и с учётом индивидуальных
психофизических особенностей детей. В течение года возможен дополнительный
приём детей.
Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого
уровня творческого развития через овладение обучающимися различными
техниками изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества.
Результативность программы «Волшебный мир красок» определяется
диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.
• Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении
ребёнка. Её результаты позволяют определить уровень развития
практических навыков. Это деление обеспечивает личностно –
ориентированный подход в процессе учебного занятия.
• Промежуточная диагностика – проводится в середине обучения. По её
результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за
полугодие обучения.
• Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам
определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
К концу обучения воспитанники приобретут навыки:
- социализации детей с ОВЗ в обществе, удовлетворение от общения со
сверстниками, преодоление агрессии по отношении к окружающим, построение
положительной эмоциональной сферы, пробуждение интереса к самостоятельному
творчеству, к эксперименту, достижение положительной динамики развития
следующих умений, навыков и способностей: правильно пользоваться
карандашом, кисточкой, ластиком, ножницами и другими изобразительными
материалами, использовать цвет и тон для создания простых композиций,
обогащение словарного запаса, коммуникативных способностей, мелкой
моторики пальцев рук, фантазии и воображения, самостоятельности в новом виде
деятельности, познавательной активности, пространственных представлений и др.
приобретение первичных навыков изображения предметного мира, растений,
животных, человека.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная динамика в развитии, ребенок будет знать, уметь:
В конце первого года обучения:
Предметные

• будут ориентироваться в пространстве на листе бумаги, смогут видеть
пространственное взаимоотношение между предметами и показывать это в своей
творческой работе; смогут использовать различные навыки формообразующих
движений и изображение линий разного характера;
• смогут добиваться в рисунке выразительности образа через цвет, форму,
пропорцию, позу, композицию; научатся изображать предметы близкого,
среднего, дальнего планов, линию горизонта, смогут создать сюжетные
изображения по представлению;
• смогут использовать различные способы создания изображения (традиционные и
нетрадиционные), в зависимости от творческих задач.
• научаться передавать пластический образ в лепке (движения, пропорции,
характерные особенности); самостоятельно выбирать способы лепки и приёмы
декорирования образа.
• смогут создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной
фактуры и усвоенные способы вырезывания и обрывания; сюжетные и
декоративные композиции, сочетая различные техники аппликации.
Метапредметные
• будут воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров
(натюрморт, пейзаж, портрет); смогут замечать их отличие, обращая внимание на
колорит;
• овладеют умением находить причинно-следственные связи между предметами и
явлениями; умеют выделять главное и второстепенное, обобщают и
классифицируют группы предметов, учитывая их признаки; умеют описать
художественное произведение, используя выразительные средства родного языка;
• овладеют умением передавать свое отношение к цветовому колориту, выражая
цветом настроение, эмоции; находят и другие средства выразительности (линию,
пятно, форму), в результате чего каждый рисунок приобретает неповторимую
индивидуальность;
• будут понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества; у детей
возникнет потребность творческого отношения к окружающему миру, природе, к
самостоятельной практической деятельности.
Личностные
• смогут планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
находить варианты решения творческих задач;
• смогут переносить знания и умения, полученные на занятиях по
изобразительной деятельности на решение задач в других областях деятельности;
• научаться договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок;
• смогут вовлекать в творческий процесс родителей и привносить
заинтересованность в художественном развитии в свои семьи.
В конце второго года обучения:
Предметные
• научаться применять художественные знания, умения и представления в
процессе выполнения художественно творческих работ; сформируют способность

использовать в своей работе различные художественные материалы и
художественнее техники;
• научатся различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
познакомятся и будут знать ведущие элементы изобразительной грамоты – линия,
штрих, тон в рисунке и в живописи;
• смогут передавать на бумаге геометрическую основу формы предметов и объем,
их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
• сумеют пользоваться художественными материалами и применять главные
средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой
деятельности.
Метапредметные
• смогут решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
проявляют оригинальность при их решении, создавать творческие работы на
основе собственного замысла; передавать своё настроение; выражать свои чувства
и впечатления, вызванные окружающей действительностью;
• будут иметь навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных
работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в
деятельность и ее общий результат);
• смогут планировать свою деятельность; критически оценивать свой результат и
результат деятельности других учащихся с позиции творческих задач, с точки
зрения содержания и средств выражения.
• овладеют умением творческого видения, то есть умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать; приобретут способность к
художественно-творческому мышлению, наблюдательности и фантазии;
• овладеют потребностью приобщать к пониманию особенностей и
выразительности языка художественного искусства своё окружение.
Личностные
• приобретут уважительное отношение к культуре и искусству; будут знать об
основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; научаться
обсуждать, анализировать произведения искусства, замечая выразительные
средства;
• полученные знания и умения, обучающиеся смогут использовать в практической
деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой
деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства.
В конце третьего года обучения:
Предметные
• классифицировать предметы по различным свойствам; выделять и выражать
признаки сходства и различия предметов, различать их форму;
• располагать цвета по интенсивности (5-9 цветов), по их порядку в радуге,
создавать новые цвета, комбинируя их; различает 3-5 тонов цвета;
• формировать представления о многообразии растений и животных, о таких
понятиях как пропорциональность и симметричность в теле человека;

• самостоятельно создавать выразительные образы различных объектов и явлений
окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом
передавать не только основные признаки изображаемых объектов, но и
различение взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение;
• создавать изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета
в декоративно-оформительской деятельности;
• передавать различными изобразительно-выразительными средствами свои
личные впечатления об окружающем мире в творческих работах.
Метапредметные
• формировать интерес к самостоятельному познанию, навыки наблюдения
окружающего мира;
• организовывать по собственной инициативе собственную деятельность
экспериментирования по исследованию свойств предметов и материалов;
• успешно применять освоенные художественные способы, свободно сочетая их
для реализации своих творческих замыслов, по своей инициативе осваивать новые
техники, и различные изобразительно-выразительные средства; формировать
заинтересованность изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
замечать красоту и гармонию в окружающем мире;
• научится в разных видах изобразительной деятельности стремиться к
воплощению развернутых сюжетов;
• создавать самостоятельно, свободно, с интересом оригинальные сюжетные
композиции различной тематики из близкого окружения, а также на основе
представления о "далеком" (природа и культура на других континентах,
путешествия, космос), прошлом и будущем человечества.
Личностные
• успешно реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные
художественные техники; научиться планировать работу и сотрудничать с детьми
в процессе создания коллективной композиции.

Учебно – тематический план
1 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие

1

0, 25

0, 75

10
8

2
1

10
7

2
4

0,5
0,5

1,5
3,5

4. Лепка

7

1

6

5. Оформительская деятельность

3

0,5

2,5

6. Итоговое занятие

1

0, 25

0, 75

36

8

28

2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок, живопись)
рисование на темы и иллюстрирование
(композиция)
3. Декоративно-прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация

Всего

Формы
аттестации
контроля
Рефлексия,
тестирование
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Тесты
Викторина

Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
1.1. «Разноцветный мир»
Теория: знакомство обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности
труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для
занятий. Выставка работ обучающихся прошлых лет. Вводная диагностика
знаний, умений, навыков.
Практика: упражнение палитра красок.
2. Изодеятельность (18 ч.)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (10 ч.)
2.1. «Рисование фруктов, овощей»
Теория: познакомить с понятием «композиция»; выполнение изображения с
натуры; различать оттенки красок, смешивать краски; развивать умение
анализировать форму, цветовую окраску предметов.
Практика: выполнить рисунок фруктов или овощей.
2.2. «Осенние листья»
Теория: знакомство с деревьями, с листьями; учить выполнять изображения с
натуры, формировать графические умения и навыки работы с карандашом и
акварелью.
Практика: выполнить рисунок осенних листьев с натуры.
2.3. «Волшебные краски осеннего дерева»
Теория: свойства акварельных и гуашевых красок, особенности работы с ними.
Технология работы акварельными красками и кистью в определенной
последовательности. Ознакомление с осенним колоритом в произведениях
изобразительного искусства и живой осенней природе (цвета листьев на деревьях:
красные, жёлтые, зелёные, багровые, коричневые).
Практика: выполнение композиции «Волшебные краски осеннего дерева» (или
веточку из осенних листьев разных деревьев: дуба, клёна, берёзы) по памяти и
представлению в технике работы акварелью или гуашью.
2.4. «Букет цветов»
Теория: изображение с натуры, взаимосвязь изобразительного искусства с
музыкой, литературой, виды и жанры изобразительных искусств.
Практика: создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
2.5.«Осенняя береза»
Теория: познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства,
творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного
решения рисунка на листе бумаги.
Практика: выполнить рисунок осенней березы в карандаше, в цвете.
2.6. «Елочная игрушка»

Теория: знакомство с творчеством художника К.Ф.Юона; дать представление о
блике на объемной освещенности; формировать графические навыки.
Практика: выполнить рисунок елочной игрушки.
2.7. «Наша новогодняя ёлка»
Теория: обучение правилам рисования с натуры веточки хвойного дерева, точно
передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл,
цвет, насыщенность оттенков. Обучение умению сравнивать свой рисунок с
натурой. Особенности рисования на тему. Методы выражения в рисунке своих
чувств и настроения.
Практика: рисование с натуры на новогоднюю тему ветки елки или сосны.
2.8. «Мы рисуем зимние деревья»
Теория: знакомство с рисованием объектов и несложных сюжетов по памяти и
представлению. Понятие о пейзаже, его особенностях. Обучение выбору
композиционного решения (красивому расположению деревьев на листе бумаги),
цветовой гаммы с учетом особенностей зимнего колорита (более холодные цвета и
оттенки), правильному изображению внешнего строения деревьев, направления
стволов и ветвей, их ритмом и пропорциями (величиной ветвей по отношению к
стволу).
Практика: выполнить пейзаж «Мы рисуем зимние деревья» по памяти и
представлению.
2.9. «Весенний букет»
Теория: знакомство с выполнением натюрморта с натуры. Понятие о пропорциях,
ритме, перспективе. Выбор цветовой гаммы. Обучение правильному
расположению предметов на листе бумаги (с учётом их соразмерности по
отношению к формату), выделению композиционного центра, изображению
букета (его форме, разнообразию цветов и оттенков – весенних, солнечных,
ярких). Приёмы и способы передачи своих наблюдений, впечатлений и эмоций.
Практика: выполнить натюрморт «Весенний букет» с натуры акварелью с
помощью цветных карандашей или цветных мелков.
2.10. «Рисование бабочек»
Теория: выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о
различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Практика: изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Рисование на темы и иллюстрирование (8 ч.)
2.11. «Твой аквариум»
Теория: ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок, правилами
работы гуашью.
Практика. выполнение композиции «Твой аквариум» с помощью воскового
карандаша и гуаши.
2.12. «Клоун всегда улыбается»

Теория: закрепить понятие «Портрет», формировать умения и навыки по
рисованию предметов сложной формы.
Практика: выполнить портрет веселого клоуна.
2.13. «Вечерний город»
Теория: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные»
цвета, борьба цветов; знакомство с цветовым кругом; пользоваться мазком,
линией пятном.
Практика: выполнить рисунок города без белой и черной красок.
2.14. «Русская народная сказка»
Теория: закрепление
понятия «Иллюстрация», «Формат», с творчеством
Васнецова; построение композиции.
Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору.
2.15. «Разноцветные краски»
Теория: знакомство с гуашевыми красками, развивать умение пользоваться
красками, получать новые цвета при их смешивании; самостоятельная
организация рабочего места.
Практика: нарисовать красивый коврик.
2.16. «Ракета летит в космос»
Теория: дать представление о космосе, зрительном образе космоса; составление
композиции.
Практика: выполнить рисунок о космосе в карандаше и в цвете.
2.17. «Праздничный салют»
Теория: передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции,
пространства.
Практика: выполнить рисунок на тему «Праздничный салют» в карандаше и в
цвете.
2.18. «Весна»
Теория: познакомить с творчеством художника Ф.Васильева; продолжить
формирование графических умений и навыков; развивать навыки
композиционного решения рисунка.
Практика: выполнить рисунок на тему «Весна» в карандаше и в цвете.
3. Декоративно – прикладное творчество (6 ч.)
1) Декоративное рисование (2ч.)
1.1. «Дымковская игрушка»
Теория: знакомство с прикладным народным творчеством; развивать графические
умения и навыки, самостоятельность в решение композиционных задач.
Практика: выполнить рисунок дымковской игрушки.
1.2. «Бурятский орнамент»

Теория: знакомство с бурятским орнаментом, его видах, элементах, назначении,
применении; развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение,
память;
Практика: выполнить рисунок «Бурятский орнамент», используя шаблоны.
2) Аппликация. (4 ч.)
2.1. «Осень»
Теория: познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства –
аппликацией; приемы выполнения аппликации; композиционное решение.
Практика: выполнить аппликацию на тему «Осень».
2.2. «Лисичка»
Теория: познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства –
обрывной аппликацией; приемы выполнения аппликации; композиционное
решение.
Практика: выполнить аппликацию на тему «Лисичка».
2.3. «Зима»
Теория: знакомство с техникой «вырезанка»; последовательное размещение
изображений с учетом гармоничных сочетаний элементов; овладение техникой
аппликация.
Практика: вырезать из бумаги кружевные силуэты деревьев и домов.
2.4. «Сказочный городок»
Теория: закреплять практические навыки аппликации; формировать
пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на
основе и приклеивать их; формировать интерес и положительное отношение к
аппликации.
Практика: выполнить коллективную аппликацию «Сказочный городок».
4. Лепка. (7 ч.)
4.1. «Лепка фруктов и овощей»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка натюрморта.
4.2. «Лепка осенних листьев»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка листьев.
4.3. «Лепка цветочного панно»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка цветов.

4.4. «Лепка подсолнуха»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка подсолнуха.
4.5. «Украшаем новогоднюю игрушку»
Теория: украшение новогодней игрушки. Особенности работы с пластилином,
правила лепки.
Практика: лепка украшения на новогоднюю игрушку.
4.6. «Лепка птиц»
Теория: лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с
пластилином, правила лепки.
Практика: лепка птиц по памяти и представлению.
4.7. «Лепка животных»
Теория: лепка животных по памяти и представлению. Особенности работы с
пластилином, правила лепки.
Практика: лепка животных по памяти и представлению.
5.Оформительская деятельность (3 ч.)
5.2. «Новогодняя открытка»
Теория: знакомство с историей открытки, ее видах.
Практика: изготовление открытки в технике квиллинг.
5.1. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах.
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
5.2. «Поздравительная открытка для мамы»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах.
Практика: изготовление открытки в технике квиллинг.
6. Итоговое занятие (1 ч.)
6.1. «Этот удивительный мир творчества»
Теория: обобщение знаний, полученных на занятиях в течение года, в форме
занятия – викторины.
Практика: загадки, конкурсы.

Учебно – тематический план
2 год обучения
Кол-во часов
всего теория практика

Темы разделов
1. Вводное занятие

1

0, 25

0, 75

7
14

2
4

5
10

3
3

0,5
0,5

1,5
3,5

4. Лепка

4

1

3

5. Оформительская деятельность

3

0,5

2,5

6. Итоговое занятие

1

0, 25

0, 75

36

9

27

2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок, живопись)
рисование на темы и иллюстрирование
(композиция)
3. Декоративно-прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация

Всего

Формы
аттестации
контроля
Рефлексия,
тестирование
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Тесты
Викторина

Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
1.1. «Осенний вернисаж»
Теория: знакомство обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности
труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для
занятий. Выставка работ обучающихся прошлых лет. Вводная диагностика
знаний, умений, навыков.
Практика: упражнение цветовой круг.
2. Изодеятельность (21 ч.)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (7 ч.)
2.1. «Осенний натюрморт»
Теория: знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;
изучение формы и цвета фруктов; компоновка рисунка.
Практика: выполнение натюрморта из фруктов.
2.2. « Ветка рябины»
Теория: обучить детей рисованию гуашью в приёмах штамповки и
прорисовывания деталей кистью в определённой последовательности; раскрыть
детям красоту осенней природы на примере ветки рябины; формировать умение
самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, определять последовательность;
развивать чувство цвета, творческие способности; воспитывать у детей
эстетическое восприятие и эмоционально-чувственное отношение к природе.
Практика: изобразить ветку рябины.
2.3. «Осенний пейзаж»
Теория: познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства,
творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного
решения рисунка на листе бумаги.
Практика: выполнить рисунок осенней березы в карандаше, в цвете.
2.4. «Автопортрет»
Теория: развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике
лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; совершенствовать
технические навыки изображения лица человека; формировать коммуникативные
навыки, воспитывать аккуратность в работе; учить детей рисовать автопортрет;
ввести понятие «автопортрет», закрепить понятия «портрет», «одиночный
портрет», «групповой портрет».
Практика: изобразить портрет.
2.5.« Наши друзья птицы»
Теория: знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве,
освоение понятия пластической анатомии, сравнение анатомии разных птиц.
Практика: выполнить рисунок птицы.
2.6. «Наши друзья животные»

Теория:
знакомство с анималистическим жанром, дать представление о
выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела,
движения.
Практика: изобразить животное, показав его характер и настроение.
2.7. «Букет цветов»
Теория: изображение с натуры, взаимосвязь изобразительного искусства с
музыкой, литературой, виды и жанры изобразительных искусств.
Практика: создание композиции рисунка букета акварелью или гуашью.
Рисование на темы и иллюстрирование (14 ч.)
2.8. «В гостях у осени»
Теория:
знакомство
с
произведениями
изобразительного
искусства,
формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок.
Практика: изобразить осенний пейзаж.
2.9. «В открытом море»
Теория: знакомство с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; с
разными видами пейзажа; познакомить с нетрадиционным способом рисования –
на мятой бумаге; развивать навыки восприятия и понимания произведений
искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа - живописно.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель), на мятой
бумаге.
2.10. «Сказки России»
Теория: знакомство с творчеством иллюстраторов России, знакомство с сказками
России; формировать графические умения и навыки в изображении предметов
сложной формы от общего к прорисовке деталей, композиционное решение
рисунка; совершенствование навыков декорирования живописными материалами.
Практика: выполнить иллюстрацию к сказке в карандаше и цвете (гуашь,
акварель).
2.11. «Наши зимние забавы»
Теория:
ознакомление
с произведениями
изобразительного
искусства;
развивать эмоциональную
отзывчивость
на
красочность,
яркость
окружающего мира; воспитание восхищения красотой зимней природы.
Практика: выполнить тематический рисунок.
2.12. «Зимушка зима»
Теория: учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни,
видеть в рисунке образ явления (падающего снега); закреплять умение
ритмичными мазками рисовать падающий снег, заполняя всё пространство листа
методом «тычка»; закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску.
Практика: выполнить рисунок зимнего леса, с падающим снегом.
2.13. «Ангел Рождества»
Теория: знакомство с одной из православных традиций празднования Рождества.
Учимся изображать на бумаге предметы реалистично, отрабатываем приемы

работы гуашью и приемы смешения оттенков, развиваем глазомер и мелкую
моторику рук.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.14. «Городской пейзаж»
Теория: расширить знания обучающихся о пейзаже как самостоятельном жанре
искусства; закрепить знания о перспективе, пейзаже; развивать умения и навыки
обучающихся в выборе формата бумаги, композиционных приемов при
заполнении пространства, пространственного мышления, навыков рисования,
аккуратности, наблюдательности, внимания, навыков работы графическими
материалами.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.15. «Сагаалган»
Теория: расширить представление о празднике, развивать творческую активность,
эстетический вкус, умение различать цветовой колорит.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.16. «В цирке»
Теория: обучение простейшими средствами передавать основные события;
развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и
внимания.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.17. «Весна идет»
Теория: уточнить и обобщить знания детей о родной природе, создавать
эмоциональный отклик к явлениям природы, передавать свое отношение
средствами музыки, поэзии, изобразительной деятельности; закрепить навыки
рисования красками, карандашами; видеть красоту цветов, воспитывать любовь к
природе.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.18. «Чаепитие»
Теория: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых
предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии воспитывать
интерес к предметному миру и натурной живописи, развить аккуратность в
работе.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.19. «Пасха красная»
Теория: закрепляем понятие натюрморт, правила построения композиции,
закрепляем знания о традициях празднования праздника Пасха, расширяем
кругозор, учимся изображать на бумаге предметы реалистично, отрабатываем
приемы работы гуашью и приемы смешения оттенков, развиваем глазомер и
мелкую моторику рук.

Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.20. «Полет на другую планету»
Теория: познакомить с новой техникой рисования – граттаж; развивать и
совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике
выполнения пейзажа.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.21. «День Победы»
Теория: закрепить графические умения и навыки; активизировать творческое
воображение детей для решения изобразительной задачи, содействовать
воспитанию чувства уважения к старшему поколению, любви к родине.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
3. Декоративно – прикладное творчество (6 ч.)
1) Декоративное рисование (3ч.)
1.1. «Городецкая роспись»
Теория: знакомство с изделиями Городецкого народного промысла; освоение
традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка»,
«листочек»; познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;
развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышление,
оригинальность.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.2. «Сказочная птица»
Теория: учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор
цвета красок и строения птицы (небольшое тело с длинной шеей, большие крылья,
пышный хвост); закреплять знания детей о том, как художник преображает
реальные образы в сказочные; развивать творческие способности детей при
рассматривании изображений.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.3. «Русская матрешка»
Теория: знакомство с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой;
привить интерес к народному творчеству; обратить внимание детей на ее яркость,
нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме; развивать
эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2) Аппликация. (3 ч.)
2.1. «Красота осенних листьев»
Теория: знакомство с техникой «вырезанка»; последовательное размещение
изображений с учетом гармоничных сочетаний элементов; овладение техникой
аппликация.
Практика: вырезать из бумаги кружевные силуэты деревьев.

2.2. «В царстве прекрасных снежинок»
Теория: знакомство с нетрадиционной техникой аппликации – квиллингом; учить
создавать изображение снежинок, составляя композицию из скрученных полосок
бумаги, скрепляя их между собой.
Практика: выполнить снежинку в технике «квиллинг».
2.3. «Ночной город»
Теория: знакомство с домами разной формы; развивать навыки работы с бумагой,
ножницами; правильно располагать предметы на листе бумаги, составлять
композицию.
Практика: выполнить коллективную композицию.
4. Лепка. (4 ч.)
4.1. «Любим мы птиц»
Теория: знакомство с творчеством художников-аниматоров, отработка навыков
лепки в изображении сложной формы.
Практика: лепка птицы.
4.2. «Любим мы животных»
Теория: закрепить умение лепить животных, передавая его характерные
особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки; развивать мелкую
моторику рук при создании объемных поделок.
Практика: лепка животного.
4.3. «Лепка композиции на свободную тему»
Теория: формировать умения и навыки создания изображений из пластилина,
правила работы с ним.
Практика: лепка вазы.
4.4. «Ваза»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка композиции на свободную тему
5.Оформительская деятельность (3 ч.)
5.1. «Новогодняя открытка»
Теория: знакомство с технологией новогодней открытки; учить размечать на
плоскости детали; закрепить навыки детей по работе с бумагой; упражнять детей в
анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Практика: изготовить открытку.
5.2. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: знакомство с техникой скрапбукинг; закрепление приёмов вырезания
симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое; нескольких предметов из
бумаги сложенной гармошкой; развивать чувства композиции.
Практика: изготовить открытку.

5.3. «Поздравительная открытка для мамы»
Теория: знакомство с ролью художников в создании открыток; расширить
представления детей об объемной аппликации посредством изготовления
праздничной открытки в технике квиллинг; закрепление приема скручивания
полоски бумаги и выполнения форм квиллинга "таблетка", "капелька", "глаз" и
т.д.;
Практика: изготовить открытку.
6. Итоговое занятие (1 ч.)
6.1. «Экзамен художника Тюбика»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений обучающихся в различных направлениях художественной
деятельности.
Практика: загадки, конкурсы, тесты по пройденным темам.

Учебно – тематический план
3 год обучения
Темы разделов
1. Вводное занятие

Кол-во часов
всего теория практика
1

0, 25

0, 75

7
14

2
4

5
10

3
3

0,5
0,5

1,5
3,5

4. Лепка

4

1

3

5. Оформительская деятельность

3

0,5

2,5

6. Итоговое занятие

1

0, 25

0, 75

Всего

36

8

28

2. Изодеятельность:
рисование с натуры (рисунок, живопись)
рисование на темы и иллюстрирование
(композиция)
3. Декоративно-прикладное творчество:
декоративное рисование
аппликация

Формы
аттестации
контроля
Рефлексия,
тестирование
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Рефлексия
Устный опрос
Практические
задания
Тесты
Викторина

Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
1.1. «Волшебный мир красок»
Теория: знакомство обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности
труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для
занятий. Выставка работ обучающихся прошлых лет. Вводная диагностика
знаний, умений, навыков.
Практика: упражнение лессировка.
2. Изодеятельность (21 ч.)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (7 ч.)
2.1. «Дары осени»
Теория: продолжить знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного
искусства; изучение формы и цвета фруктов; компоновка рисунка.
Практика: выполнение натюрморта из фруктов и овощей.
2.2. « Листопад»
Теория: обучить детей рисованию гуашью в приёмах штамповки и
прорисовывания деталей кистью в определённой последовательности; раскрыть
детям красоту осенней природы на примере осенних листьев; формировать
умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, определять
последовательность; развивать чувство цвета, творческие способности;
воспитывать у детей эстетическое восприятие и эмоционально-чувственное
отношение к природе.
Практика: изобразить осенние листья .
2.3. «Мир цвета в природе»
Теория: продолжить знакомство с пейзажем как жанром изобразительного
искусства, обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги.
Практика: выполнить рисунок весенних деревьев в карандаше, в цвете.
2.4. «Портрет»
Теория: развивать умение подмечать сходство с натурой, проявленное в мимике
лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; совершенствовать
технические навыки изображения лица человека; формировать коммуникативные
навыки, воспитывать аккуратность в работе; учить детей рисовать портрет;
закрепить понятия «портрет», «одиночный портрет», «групповой портрет».
Практика: изобразить портрет.
2.5.«Рисуем птиц»
Теория: продолжить знакомство с жанром анималистики в изобразительном
искусстве, освоение понятия пластической анатомии, сравнение анатомии разных
птиц.
Практика: выполнить рисунок птицы.
2.6. «Рисуем животных»

Теория: продолжить знакомство с анималистическим жанром, дать представление
о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела,
движения.
Практика: изобразить животное, показав его характер и настроение.
2.7. «Рисование цветов»
Теория: изображение с натуры, взаимосвязь изобразительного искусства с
музыкой, литературой, виды и жанры изобразительных искусств.
Практика: создание композиции рисунка букета акварелью или гуашью.
Рисование на темы (14 ч.)
2.8. «Осень золотая»
Теория: продолжить знакомство с произведениями изобразительного искусства,
формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок.
Практика: изобразить осенний пейзаж.
2.9. «Морской пейзаж»
Теория: продолжить знакомство с разными видами пейзажа; развивать навыки
восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои
впечатления на плоскости листа - живописно.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.10. «Сельские зарисовки»
Теория: расширить знания обучающихся о пейзаже как жанре в живописи, об
отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве
художественной выразительности живописи; освоить средства выражения цветом
своё настроение; развивать технику работы разными художественными
материалами.
Практика: выполнить иллюстрацию к сказке в карандаше и цвете (гуашь,
акварель).
2.11. «Зимняя сказка»
Теория: продолжить знакомство с произведениями изобразительного искусства;
развивать эмоциональную
отзывчивость
на
красочность,
яркость
окружающего мира; воспитание восхищения красотой зимней природы, закрепить
у детей умение рисовать пейзажи используя различные художественные
материалы.
Практика: выполнить тематический рисунок.
2.12. «Чародейкою зимою околдован лес стоит»
Теория: учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни,
видеть в рисунке образ явления (падающих снежинок); закреплять умение
правильно держать кисть, набирать краску.
Практика: выполнить рисунок зимнего леса, с падающими снежинками.
2.13. «Рождественская ночь»

Теория: продолжить знакомство с одной из православных традиций празднования
Рождества. Учимся изображать на бумаге предметы реалистично, отрабатываем
приемы работы гуашью и приемы смешения оттенков, развиваем глазомер и
мелкую моторику рук.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.14. «Городские улицы»
Теория: расширить знания обучающихся о пейзаже как самостоятельном жанре
искусства; закрепить знания о перспективе; развивать умения и навыки
обучающихся в выборе формата бумаги, композиционных приемов при
заполнении пространства, пространственного мышления, навыков рисования,
аккуратности, наблюдательности, внимания, навыков работы графическими
материалами.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.15. «Сагаалган»
Теория: расширить представление о празднике, развивать творческую активность,
эстетический вкус, умение различать цветовой колорит.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.16. «Весна разноцветная»
Теория: закрепить полученные знания о глухих и звонких цветах, о технике
смешивания основных цветов; передача настроения через цвет, создание
определенного колорита; продолжить освоение техники живописи «мазком»;
передача настроения через цвет, создание определенного колорита; уметь
проводить словесное и изобразительное описание весенней природы.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.17. «Народные праздники»
Теория: знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями наших
предков; раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»;
совершенствовать навыки изображения людей в движении, воспитывать интерес к
традициям русского народа.
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.18. «Летний пейзаж»
Теория: продолжить знакомство с многообразием форм и красок окружающего
мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером
и т. д.; расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве,
который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения
в творческой деятельности; передача красками ярких цветовых состояний
природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение;
совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение,
технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
знакомство с репродукциями картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев

«Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая
виноградом» и т. д..
Практика: выполнить рисунок в карандаше, в цвете.
2.19. «Пасхальный натюрморт»
Теория: закрепляем понятие натюрморт, правила построения композиции,
закрепляем знания о традициях празднования праздника Пасха, расширяем
кругозор, учимся изображать на бумаге предметы реалистично, отрабатываем
приемы работы гуашью и приемы смешения оттенков, развиваем глазомер и
мелкую моторику рук.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.20. «Космические дали»
Теория: продолжить знакомство с техникой рисования – граттаж; развивать и
совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике
выполнения пейзажа.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2.21. «Я помню! Я горжусь!»
Теория: продолжить знакомство с праздником Победы, закрепить графические
умения и навыки; активизировать творческое воображение детей для решения
изобразительной задачи, содействовать воспитанию чувства уважения к старшему
поколению, любви к родине.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
3. Декоративно – прикладное творчество (6 ч.)
1) Декоративное рисование (3ч.)
1.1. «Филимоновское чудо»
Теория: знакомство с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с
характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
Освоение простейших элементов филимоновской росписи – полоски, “елочки”.
Рассказать о символике росписи филимоновской игрушки, правильно
использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки
в изображении элементов узора по народным мотивам.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.2. «Осенние травы»
Теория: учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор
цвета красок и строения птицы (небольшое тело с длинной шеей, большие крылья,
пышный хвост); закреплять знания детей о том, как художник преображает
реальные образы в сказочные; развивать творческие способности детей при
рассматривании изображений.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
1.3. «Потрескавшийся воск»

Теория: знакомство с техникой «кракле» потрескавшийся воск, обратить внимание
детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой
гамме.
Практика: выполнить рисунок в карандаше и цвете (гуашь, акварель).
2) Аппликация (3 ч.)
2.1. «Ваза с цветами»
Теория: совершенствовать умения детей работать с цветной бумагой, развивать
чувство формы и цвета, развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
Развивать внимание, воображение, память, мышление; мелкую моторику,
воспитывать интерес к аппликации, воспитывать желание трудиться и добиваться
намеченной цели.
Практика: выполнить аппликацию.
2.2. «Снежная королева»
Теория: знакомство с техниками и видами бумагопластики, особенности работы с
различными видами бумаги.
Практика: выполнить панно в технике объемной аппликации.
2.3. «Ночной город»
Теория: знакомство с домами разной формы; развивать навыки работы с бумагой,
ножницами; правильно располагать предметы на листе бумаги, составлять
композицию.
Практика: выполнить коллективную композицию.
4. Лепка (4 ч.)
4.1. «Любим мы птиц»
Теория: продолжить знакомство с творчеством художников-аниматоров,
отработка навыков лепки в изображении сложной формы.
Практика: лепка птицы.
4.2. «Любим мы животных»
Теория: закрепить умение лепить животных, передавая его характерные
особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки; развивать мелкую
моторику рук при создании объемных поделок.
Практика: лепка животного.
4.3. «Лепка композиции на свободную тему»
Теория: продолжить формировать умения и навыки создания изображений из
пластилина, правила работы с ним.
Практика: лепка на свободную тему
4.4. «Цветы»
Теория: дать представления об образных особенностях работы над изображением
на плоскости; приемы работы с пластилином.
Практика: лепка цветов.

5.Оформительская деятельность (3 ч.)
5.1. «Новогодняя открытка»
Теория: продолжить знакомство с технологией новогодней открытки; учить
размечать на плоскости детали; закрепить навыки детей по работе с бумагой;
упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении
своей работы.
Практика: изготовить открытку.
5.2. «Поздравительная открытка для папы»
Теория: продолжить знакомство с техникой скрапбукинг; закрепление приёмов
вырезания симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое; нескольких
предметов из бумаги сложенной гармошкой; развивать чувства композиции.
Практика: изготовить открытку.
5.3. «Поздравительная открытка для мамы»
Теория: продолжить знакомство с ролью художников в создании открыток;
расширить представления детей об объемной аппликации посредством
изготовления праздничной открытки в технике квиллинг; закрепление приема
скручивания полоски бумаги и выполнения форм квиллинга "таблетка",
"капелька", "глаз" и т.д.;
Практика: изготовить открытку.
6. Итоговое занятие (1 ч.)
6.1. «Искусствоведческая викторина»
Теория: обобщение изученного материала. Закрепить знания и умения
обучающихся за учебный год по курсу обучения, выявить реальный уровень
знаний и умений обучающихся в различных направлениях художественной
деятельности.
Практика: загадки, конкурсы, тесты по пройденным темам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методика организации теоретических и практических занятий
На занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами
и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе
практической деятельности. Закономерности использования различных
изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Используются следующие дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- репродукции картин известных художников;
- фотографии;
- дидактические карточки;
- видео и аудиозаписи;
- педагогические рисунки.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
Беседа об изобразительном искусстве – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми
полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать
свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Занятие-викторина – определение по карточкам работ известных художников,
видов росписей или других изделий народных промыслов.
Занятие-экскурсия – проводится в интерактивном музее, на выставке с
последующим обсуждением.
Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный
год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Материально-техническое обеспечение.

Дополнительно к оборудованному помещению имеются: интерактивная
доска, ноутбук.
Список литературы
Для педагога:
1. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. – Москва, 2002
2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград, 2009
3. Доля С. И. Изобразительное искусство (4 класс) – В., 2006
4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство (2 класс). – В., 2005
5. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство (3 класс). – В., 2005
6. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (1 класс) – М., 2003
7. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (2 класс) – М., 2003
8. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство (3 класс) – М., 2003
9. Кузин В. С. Изобразительное искусство (4 класс) – М., 2003
10. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное
искусство» (2 класс) - М., 2003
11. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное
искусство» (3 класс) - М., 2003
12. Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Творческая тетрадь «Изобразительное
искусство» (4 класс) - М., 2003
13. Лободина Н.В. Изобразительное искусство (4 класс) – В., 2006
14. Лыкова И.А. Лепка + Аппликация. – Москва, 2001
15. Лыкова И.А. Рисование красками. Природа. – Москва , 2008
16. Лыкова И.А. Рисование красками. Море. – Москва, 2008
17. Лыкова И.А. Рисование красками. Зоопарк. – Москва, 2008
18. Лыкова И.А. Лепка из соленого теста – Москва, 2008
19. Лыкова И.А. Моделирование из рваной бумаги. – Москва, 2008
20. Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – Москва, 2009
21. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала- Волгоград, 2009
22. Неменская Л. А. Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» (4 кл.) М.,
2003
23. Павлова О.В. Изобразительное искусство (1 класс) – Волгоград, 2006
24. Проснякова Т.Н. Уроки творчества (2 класс) – Самара, 2003
25. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства (3 класс) – Самара, 2003
26. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская (4 класс) – Самара, 2003
27. Румянцева Е.А. Аппликация. – Москва, 2009
28.Садкова Л.М. Изобразительное искусство (2 класс) – В., 2005
29.Садкова Л.М. Изобразительное искусство (3 класс) – В. 2007
30. Свиридова О.В. Изобразительное искусство (1–4 кл.) В, 2009
31.Трепунова Л.И. Природный материал и фантазия - Волгоград, 2009
32. Федотова И.В. Изобразительное искусство (1 класс) – Волгоград, 2006
33. Шпикалова Т. Я. Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» (2 кл.) М., 2002
Для детей:
1. Горбаченок Е. Я учусь рисовать. – Москва, 2006
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2007
3. Каченаускайте Л. Подарок своими руками. – Москва, 2005

Для родителей:
1. Нагибина М.Н. Календарные праздники. – Ярославль, 2006
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – Москва, 2009
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Интернет ресурсы:
http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи
http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной
задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество
которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени.
http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не
ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а
старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной
арт-сцены.
http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи
http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины
известных художников.
http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для
тех, кто любит живопись!
http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».