КОN4ИТЕТ ПО ОБРАЗОВЛНИIО АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН_УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЯtЕТНОЕ УЧРЕХtДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВ ЛНИЯ (ДОМ творчЕСтвА октяБрЬскогО рАЙонА городА УЛАН-УДЭ ) Рассмотреца на заседании методичоскогосовета Протокол Nр 03 от 29. 08.202Зr. Принята на совете Протокол Nч от ?9.08.202З г, }ь 144* г, ДО,кДТОР> н. Ю, Антипова Адаптированная общеобразователъная ая дополнителън программа художественной направленности по хореографии (НаранаЙ туяа>> для детеЙ с ОВЗ Срок реализац ип: 2 года Автор-составитель программы }Камьянова Е.У. Педагог дополнительного образования Улан-Удэ,202Зг : Пояснительная записка. Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. • Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по Реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" • Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; • Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); • Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04 2023 г. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Благодаря танцам , происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Программа по хореографии «Наранай туяа» как никому другому нужна детяминвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Занятия танцами развивают в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ. Планируемые результаты: • способность принимать и сохранять в памяти учебную цель и задачу; • планировать её реализацию; • контролировать и оценивать свои действия; • вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Саморегуляция: • активизация сил и энергии, к волевому усилию для решения поставленных задач. Познавательные универсальные учебные действия Обще учебные: • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; • использовать общие приёмы решения задач; • применять правила и пользоваться освоенными закономерностями; • контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; • ставить, формулировать и решать проблему; Логические: • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков; • подведение под правило; • классификация по заданным критериям; • установление причинно – следственных связей. Информационные: • поиск и сбор необходимой информации совместно с родителями из различных источников; • обработка, анализ и оценка информации (определение основной и второстепенной информации); • передача информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности. • задавать вопросы; адекватно воспринимать и передавать информацию; • строить понятные для партнёра и преподавателя высказывания. Актуальность программы. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование. Танец - это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Программа «Наранай туяа» направлена на изучение и сохранение танцевального наследия, она рассматривает их как часть современной жизни. Новизна программы в том, что она построена на интеграции различных видов танцевально – хореографического искусства, тем самым, позволяет детям самоопределиться и самореализоваться. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Целью программы в данном направлении является - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости. Задачи: • создание условий для эмоционально-психического равновесия и комфорта учащихся; • создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; • обеспечение учащихся необходимой информацией в области охраны здоровья; • формирование умений, навыков и привычек, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; • введение в основные требования техники безопасности. • развитие общей физической подготовки ( силы, выносливости, ловкости); • развитие танцевальных данных ( выворотности, гибкости, устойчивости и координации),изучение танцевальных элементов; • развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности; • воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе. Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы. Организация образовательного процесса. Программа по хореографии «Наранай туяа» рассчитана на 2 года обучения. Возраст : 7-14 лет. Форма обучения – очная. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. Основные формы работы с обучающимися по количественному составу: - по подгруппам; - групповая; - фронтальная. Форма проведения занятий: игра сюжетно-ролевая, практическое занятие, размышление, тренинг. Режим занятий. 1-й год обучения – 36 часов ( 1 раз в неделю по 1 учебному часу); 2-й год обучения - 36 часов (1 раз в неделю по 1 учебному часу). • Результаты освоения программы. Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса по хореографии «Наранай туяа». Планируемые результаты: • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; • Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий; • Выполнение ритмических комбинаций на достаточном уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. 1.Первый год обучения На начальном этапе обучения дети получают основные знания о хореографическом искусстве, общие знания о народном и классическом танце , изучают позиции рук и ног, осваивают постановку корпуса и головы. Постигают азы искусства бального танца. К концу первого года обучения ученики должны знать: -историю возникновения танца; -азы народного и бального танцев; -позиции рук и ног; -постановку корпуса и головы. Должны уметь: -выполнять движения с помощью педагога; -исполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением; -красиво и правильно стоять по линиям и держать круг. 2. Второй год обучения. На этом этапе обучения вводятся усложнённые элементы народного танца. Идёт углубленное изучение историко-бытовых бальных танцев. Продолжается работа над постановкой корпуса, положением рук, выворотностью ног в позициях. К концу второго года обучения ученики должны знать: -технику исполнения движений народного танца; -технику исполнения историко-бытовых бальных танцев. Должны уметь: -исполнять усложнённые элементы народного танца; -исполнять композиции бальных танцев. Материально-техническое обеспечение программы. -Технические средства обучения: магнитофон, аудио и видеозаписи различных видов танцев, диски с записями музыкальных произведений. Учебно-тематический план (сделайте так же, каr в Искорках) Сначала 1 год обучениятом учебно-тематический план 2 года обучения, содержание программы 2 года) Название раздела Классический танец Народный танец Историко-бытовой танец Постановочная работа Итого 1 год Всего часов 12 12 12 36 2 год Всего часов 8 8 8 12 36 Содержание программы первого года обучения. 1.Классический танец. 1.1.Введение. Теория: истоки возникновения танца. Форма проведения занятия: беседа. Формы подведения итогов: Собеседование с учениками. 1.2Основные элементы классического танца. 1.2.1.Основные позиции рук и ног. Практическая работа: Позиции ног в танце-1 , 2 Форма проведения занятия- комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 1.2.2.Основные позиции ног и рук. Практическая работа: Позиции ног в танце-3,4,5. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.2.3.Позиции рук. Позиции рук в танце-1,2,3. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 1.2.4.Упражнения для рук. Практическая работа: упражнения для рук Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.2.5. Упражнения для рук. Практическая работа: отработка изученных упражнений для рук Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.2.6. Упражнения для рук. Практическая работа: повторение изученных позиций ног. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.2.7. Упражнения для рук. Практическая работа: повторение изученных позиций ног. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.2.8. Упражнения для рук. Практическая работа: Изучение упражнений для рук I «Пор де бра» Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 1.2.9. Упражнения для рук. Практическая работа: выполнение упражнений лёжа и сидя на полу. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 1.2.10. . Упражнения для рук. Практическая работа: выполнение упражнений лёжа и сидя на полу. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 2. Народный танец. 2.1.Основные элементы народного танца. Практическая работа: 2.1.1.Позиции ног в танце. Позиции ног в танце-1 2,3,4,5,6. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.1.2.Позиции рук в танце. Практическая работа: Позиции рук в танце-1,2.3,4,5,6,7. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.2.Положения рук, кисти рук, корпуса и головы. Практическая работа. 2.2.1.Положения рук кисти рук. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.2.2Положения корпуса. Практическая работа – положения корпуса. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.2.3.Положения головы. Практическая работа – положения головы. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.3.Русские народные движения. 2.3.1.Изучение движения «кавырялочка». Практическая работа-изучение движения «кавырялочка Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.3.2.Изучение движения «ёлочка», «гармошечка» Практическая работа-изучение движения «ёлочка», «гармошечка» Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.3.3. Изучение движения «моталочка» Практическая работа-изучение движения «моталочка» Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.3.4. Изучение движения «верёвочка» Практическая работа-изучение движения «верёвочка» Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.3.5. Изучение не усложнённых дробей Практическая работа-изучение не усложнённых дробей. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа Раздел 4.Постановочная работа. Изучение русских народных этюдов. 4.1.Иучение этюдов для двух исполнителей. 4.1.1.Изучение 1-ой части этюда. Практическая работа- изучение 1-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.1.2.Изучение 2-ой части этюда. Практическая работа- изучение 2-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.1.3.Изучение 3-ей части этюда. Практическая работа- изучение 3-ей части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.1.4.Изучение 4-ой части этюда. Практическая работа- изучение 4-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2.Изучение мелкогрупповых этюдов. 4.2.1. .Изучение 1-ой части этюда. Практическая работа- изучение 1-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2.2. Изучение 2-ой части этюда Практическая работа- изучение 2-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2.3. Изучение 3-ей части этюда Практическая работа- изучение 3-ей части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2.4. .Изучение 4-ой части этюда. Практическая работа- изучение 4-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.3. Изучение групповых (массовых) этюдов. 4.3.1. Изучение 1-ой части этюда. Практическая работа- изучение 1-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.3.2. . Изучение 2-ой части этюда Практическая работа- изучение 2-ой части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.3.3. . Изучение 3-ей части этюда. Практическая работа- изучение 3-ей части этюда. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.4. Постановочная работа. Изучение танца «Калинка». 4.4.1. Практическая работа- изучение 1-ой части танца, кульминации и финала танца. Отработка изученного материала. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.4.2. Практическая работа- изучение 1-ой части танца, кульминации и финала танца. Отработка изученного материала. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. Здесь будет учебно-тематический план 2 года обучения Содержание программы второго года обучения. 1.Классический танец. 1.1.Изучение классических поз на середине зала. 1.1.1. . Изучение большой позы круазе. Практическая работа- . изучение 1-го комплекса движений Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.1.2. Изучение большой позы эфасэ Практическая работа- изучение 2-го комплекса движений Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.1.3.Изучение большой позы экате Практическая работа- изучение 3-его комплекса движений Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 1.1.4.Упражнения для рук «Пор де бра 3». Практическая работа: упражнения для рук Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2. Народный танец. 2.1.Основные элементы народного танца. 2.1.1.Изучение движений «присядка». Практическая работа- изучение движения Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.1.2.Изучение упражнения «ползунок». Практическая работа- «ползунок» Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.1.3.Изучения тройной дроби Практическая работа- изучение упражнения Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 2.1.4. Изучение движения «Ключ» 1 Практическая работа- изучение упражнения Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.Историко-бытовые танцы. 3.1.Изучение основных элементов танца «Падеграс» 3.1.1.Изучение основного шага. Практическая работа- изучение основного шага. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.1.2.Изучение движений в паре. Практическая работа- изучение движений в паре. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.2. Изучение основных элементов танца «Полька знакомств». 3.2.1. .Изучение основного шага. Практическая работа- изучение основного шага. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.2.2. Изучение движений в паре Практическая работа- изучение движений в паре. Форма проведения занятия: комбинированное занятие. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.3.Изучение основных элементов танца «Полонез». 3.3.1.Изучение основного шага танца. Практическая работа- изучение основного шага танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 3.3.2. Изучение комбинации «Окошечко». Практическая работа- изучение комбинации «Окошечко». Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.3.3. . Изучение движений в паре Практическая работа- изучение движений в паре. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 3.4. Изучение основных элементов танца «Вальс». 3.4.1. Изучение основного шага танца Практическая работа- изучение основного шага танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 3.4.2. Изучение правой и левой перемены в танце. Практическая работа- Изучение правой и левой перемены в танце. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 3.4.3. Изучение движений в паре. Практическая работа- изучение движений в паре. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.Постановочная работа. Изучение танцевальных композиций. 4.1.Изучение танца «Полонез». 4.1.1.Изучение 1-ой части танца. Практическая работа- изучение 1-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.1.2. Изучение 2-ой части танца Практическая работа- изучение 2-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.1.3. . Изучение 3-ей части танца Практическая работа- изучение 3-ейчасти танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2. Изучение танца «Буратино». 4.2.1. Изучение 1-ой части танца. Практическая работа- изучение 1-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.2.2. Изучение 2-ой части танца Практическая работа- изучение 2-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.2.3. Изучение 3-ей части танца Практическая работа- изучение 3-ей части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.3. Изучение композиции танца «Чебурашка». 4.3.1. Изучение 1-ой части танца. Практическая работа- изучение 1-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.3.2. Изучение 2-ой части танца Практическая работа- изучение 2-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.3.3. Изучение 3-ей части танца Практическая работа- изучение 3-ей части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.4. Изучение танцевальной композиции «Падеграс». 4.4.1. Изучение 1-ой части танца. Практическая работа- изучение 1-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.4.2. Изучение 2-ой части танца Практическая работа- изучение 2-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа 4.4.3. Изучение 3-ей части танца Практическая работа- изучение 3-ей части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.5. Изучение танцевальной композиции «Полька знакомств». 4.5.1.Изучение основных элементов танца. Практическая работа- основных элементов танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.5.2. Изучение 1-ой части танца. Практическая работа- изучение 1-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.5.3. Изучение 2-ой части танца Практическая работа- изучение 2-ой части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. 4.5.4. Изучение 3-ей части танца Практическая работа- изучение 3-ей части танца. Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа. Список литературы: 1 список литература для педагога, 2 список, для детей и родителей, а потом интернет-ресурсы) 1. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г. 2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002. 3. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики.- Волгоград: 2004. 4. Детский фитнес. М., 2006. 5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981. 6. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988. 7. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999. 8. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997. 9. Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005. 10. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ 11. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ 12. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. 13. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981. 14. Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986. 16. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. www.dance-city. narod.ru 2. www.danceon.ru 3. www. mon.gov.ru 3. www.tangodance.by 4. www.youtube.co