Житихина О.С. Программа Лепка (2023)

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании

Принято на Педагогическом
144 от

методического совета

совете Протокол № 03

Протокол № 03

от «29» августа 2023 г.

2023 г
«ДТОР»

от «29» августа 2023 г.

. Антипова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волшебный пластилин»
направленность: художественная
Возраст: 6 -7 лет.
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Житихина Ольга Сергеевна
Педагог дополнительного образования
*

Улан-Удэ, 2023 г.
1

Настоящая

программа

разработана

в

соответствии

со

следующими

нормативными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р.


Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования
и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении

Порядка

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ"
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
1

безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 198 от «27» 04 2023 г.

2

1. Пояснительная записка
Пластилин – один из первых материалов, из которого дети начинают
мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Он известен всем с
раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из пластилина
обуславливается еще тем, что данный материал дает большой простор
творчеству. Пластилин помогает ребенку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим
человеком.
Программа «Волшебный пластилин» разработана для старшего
дошкольного возраста, которые отличаются огромным стремлением к
творчеству, познанию активной работе, а лепка из пластилина является одной из
эмоциональных сфер их деятельности.
Лепка развивает у детей координацию движений, развивает пальцы рук
(моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также
лучшему освоению пространства, объема, глубины. Изделия, получаемые в
процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости,
удовлетворенности, уверенности в себе.
1.1 Направленность программы. Программа «Волшебный пластилин»
художественной направленности, гармонического развития и творческой
самореализации.
1.2 Актуальность
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей
совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук, а это в свою очередь, подготовка руки к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного
и эстетического развития ребенка. Лепка из пластилина расширяет кругозор,
способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни,
нравственных представлений.
Таким образом, программа соответствует современным тенденциям
развития. Потребностям и запросам обучающихся и родителей.

3

1.3 Новизна
Новизна программы заключается в том, что при традиционности
направления деятельности используются оригинальные приёмы и методы.
Лепка из пластилина, дает подрастающему поколению, мотивацию к
познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В
процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления,
поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром искусства,
способствующий духовному развитию.
При небольших материальных затратах реализации программы,
получаются зримые результаты работ.
1.4. Отличительные особенности.
Особенностью данной программы, позволяет обучающимся получить
умения и навыки по лепке из пластилина, не обладая специальными
способностями.
Каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивое
изделие из пластилина. Также обучающиеся могут научиться комбинировать
разные виды пластилина и познакомиться с различными техниками работы с
ней. Оформлять готовые изделия различными природным и декоративным
материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные
композиции, воплощая ручном труде всю свою детскую фантазию и
воображение.
1.5. Педагогическая целесообразность.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное
и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и
эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует
формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой
воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять
главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с
нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только
помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает
трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно
лепка учит выражать свои чувства и мысли.

4

1.6. Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная программа адресована как
девочкам, так и мальчикам в возрасте 6 – 7 лет.
1.7. Уровень программы, объем и сроки реализации.
Программа базового уровня, рассчитана на 1 год обучения (всего 64
часов)
Форма обучения – очная
Режим занятий Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 2
раза в неделю во второй половине дня. Возраст детей 6 – 7 лет.
Продолжительность занятий 30 минут, перерыв между занятиями – 10
минут.
Длительность занятия – 1 уч. час. (30 мин).
Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Занятия проводятся в соответствии с календарно – тематическим планом.
Занятия – групповые. Состав группы - постоянный.
1.8. Цель программы: способствовать развитию творческого
потенциала детей посредством лепки из пластилина.
1.9 Задачи программы:
Воспитательные:
•
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
•
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
•
формировать дружный, творческий сплоченный коллектив;
•
привить любовь к труду и уважение к людям труда.
Развивающие:
•
развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
•
развивать образное и логическое мышление, художественный вкус
учащихся;
•
развивать познавательный интерес учащихся.
Обучающие:
•
научить грамотно и аккуратно работать со специальными
материалами и инструментами;
•
обучение восприятию предмета, анализировать его объем,
пропорции.
•
расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного
положения предметов окружающего мира.

5

Учебно – тематический план.
Часы
№
п./п.

Название разделов и тем

1

Вводное занятие.

2

3

4

Основные и производные
цвета.

Теор
етическ
ие
занят
ия

Практ
ическ
ие
Всего
занят
ия

1

1

2

1

5

6

Беседа. Педагогическое
наблюдение.

6

6

Тестовое задание. Беседа.

8

8.5

Устный
опрос,
контрольные задания.

6

Устный
опрос,
контрольные
задания
Практическое занятие

8

9

Контрольное задания.
Опрос

9

9.5

Тестовое задания. Опрос

9

9.5

Контрольные
Беседа

Выставка
работ.
Итоговое занятие

Освоение приемов работы с
фоном. Лепка отдельных
предметов на цветном фоне.
Творческая
мастерская.
Освоение приемов работы с
0.5
фоном.

5

Приемы пластилинографии

6

Лепка картин в технике
мозаики.
Картинки
из
пластилиновых шариков.
1

7

8

9

Творческая мастерская
Обобщение
полученных
0.5
знаний, разбор ошибок.
Лепка картинок из жгутиков
Приемы
лепки
жгутиков,
варианты заполнения фона и 0.5
деталей изображения

Творческая мастерская
Предметно-практическая
деятельность.

0.5

8

8.5

Итого:

4

60

64

6

Формы
контроля

аттестации,

задания.

Содержание
1. Вводное занятие:
Теоретическая часть: Правила внутреннего распорядка в творческом
объединении, правила поведения, правила безопасности труда. Цель и задачи
образовательной программы, план работы на год. Демонстрация творческих
работ учащихся, обсуждение работ.
Практическая часть: Вводная беседа. (на мотивацию к обучению,
творческий потенциал). Знакомство. Выполнение упражнений по лепке из
пластилина.
2. Основные и производные цвета.
Теоретическая часть: Виды лепки из пластилина. Свойства
пластилина. Технология лепки из пластилина. Организация рабочего места
понятие основных и производных цветов, принцип смешивания цветов в
пластилине. Организация рабочего места, понятие фактуры, различные
варианты изготовления фактур в пластилине (процарапывание, тиснение,
налепливание) и способы их использования.
Практическая часть:
Выполнение упражнений по лепке из
пластилина. Лепка из пластилина цветового круга в виде ромашки,
нахождение нужного цвета путем смешивания пластилина разных цветов.
Изготовление из пластилина различных фактур разными способами.
Педагогическое наблюдение.
3. Освоение приемов работы с фоном. Лепка отдельных предметов на
цветном фоне.
Теоретическая часть: Разбор цвета, понятие «фон», способы нанесения
фона, знакомство с приемами, применяемыми в работе с пластилином:
«придавливание», «разглаживание», «примазывание».
Практическая часть: Организация рабочего места, рассматривание
картинки, копирование рисунка на картон, работа с фоном, лепка основного
изображения. Практические задания по выполнению пластилиновых картин.
4. Творческая мастерская.
Теоретическая часть: «Освоение приемов работы с фоном».
Этапы выполнения.
Практическая часть: Выбор рисунка, копирование на картон, заполнение
фона пластилином, выполнение основного изображения на темы: «Елка»,
«Елочная игрушка». закреплять приемы надавливания и размазывания,
скатывания, расплющивания, промазывания, деления на части с помощью
стеки.
- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.
- развивать мелкую моторику,
- развивать композиционные навыки.
5. Приемы пластилинографии.
7

Теоретическая часть: Разбор массовых ошибок, обобщение полученных
знаний по теме: «Освоение приемов работы пластилинографии».
Практическая часть: Работы, учащихся над картинами такие как «Ветка
рябины», «Синица» по лепке из пластилина.
6. Лепка картин в технике мозаики. Картинки из пластилиновых
шариков.
Теоретическая часть: Прием лепки шариков одинакового размера путем
деления пластилиновой колбаски на одинаковые части, обсуждение
поэтапной лепки картинок из шариков. (Пожарная машина, Танк).
Практическая часть: Копирование рисунка на картон, лепка шариков из
пластилина, выкладывание пластилиновыми шариками нужного цвета
контура рисунка, затем заполнение деталей основного изображения.
7.Творческая мастерская
Теоретическая часть: Обобщение полученных знаний, разбор ошибок.
Практическая часть: Работы, учащихся над поделками. Учить планировать
работу - отбирать нужное количество материала
-учить составлять композицию из отдельных элементов
природного материала
-учить соотносить части по величине и пропорциям
-развивать творческое воображение
8. Лепка картинок из жгутиков
Теоретическая часть: Приемы лепки жгутиков, варианты заполнения фона и
деталей изображения (клоун, пряники, верба).
Практическая часть: Копирование изображения на картон, лепка жгутиков
из пластилина нужного цвета и размера, заполнение фона и деталей рисунка.
упражнять приемы лепки из жгутиков, раскатывая в ладошках и на доске для
лепки;
развивать желание делать что-либо для других;
формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику.
9. Творческая мастерская Предметно-практическая деятельность.
Итоговое занятие.
Теоретическая часть: Обобщение полученных знаний, разбор ошибок.
Награждение учащихся и родителей благодарственными письмами за
учебные достижения.
Практическая часть: Работы, учащихся над картинками из пластилиновых
жгутиков. Обобщение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Лепка
сюжетная». (голубь, 9 мая, радуга, астры). Выполнение эскиза, работа с
разными планами, лепка основного изображения, лепка деталей,
декорирование. Выставка работ.

8

Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Обучающийся должен
знать:
• правила техники безопасности при работе с основным материалом,
пластмассовыми ножами, стеками;
• знать основы построение анималистической скульптуры;
• знать и применять на практике жгутиковую технику
уметь:
• делить пластилин на части разными способами;
• выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
• соединять детали;
• уметь применять на практике способы и приемы сюжетной,
предметной и декоративной лепке;
Обучающийся должен:
• творчески подходить к выполнению своих работ
• быть активным, трудолюбивым и самостоятельным
• оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил
правильно и др.).
Личностные результаты:
После окончания обучения по программе у учащихся:
• будет сформировано трудолюбие, усидчивость;
• будет воспитана тактичность и доброжелательность, уважительное
отношение к предметам ручного труда, эстетический вкус при
восприятии произведений искусства.
Метапредметные результаты:
После окончания обучения по программе у учащихся:
• будут развиты навыки социального и творческого взаимодействия – с
педагогом, сверстниками в процессе познавательной деятельности;
• будут сформированы навыки организации рабочего места и техники
безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

9

Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата

Всего

окончания учебных
обучения

недель

Количество

Режим

часов

занятий

Сроки
промежу
точной

в год

сроки
итоговой
аттестации

аттеста
ции

1 год

14.10.2023 28.05.2024

31

64

2 раза в

15 – 30

неделю

января

20-29 мая

по 1 часу

1.11 Условия реализации программы.
Кабинет для занятий лепкой должен быть оснащен удобной мебелью
(столы и стулья), натюрмортным столиком, мольбертом.
1.12 Форма аттестации.
Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер.
На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность
работы учащихся по результатам выполнения практических заданий с
проведением анализа и исправлением допущенных ошибок, обращая особое
внимание на способности учащихся самостоятельно добавлять детали
декорирования к своим работам. Выполненные работы оцениваются
педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и
эстетической стороне выполнения.
Проверкой результатов обучения являются:
• Устный опрос;
• Выставки;
• Практические работы;
• Итоговая тематическая выставка по завершении всей образовательной
программы
Формами подведения итогов реализации программы являются
• (мастер- классы);
• участие в конкурсах.
10

Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
• словесный;
• наглядный;
• практический;
• контроль и самоконтроль;
• объяснительно-иллюстративные;
• рассказ;
• беседа;
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний,
тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц,
выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров
или педагога.

Методическое обеспечение
Для реализации программы необходимы методические пособия и
наглядный материал:
•
•
•
•

- специальная литература;
- иллюстрации, фотографии;
- дидактический и наглядный материал;
- образцы практических работ;

Используемые методы в работе с детьми по ознакомлению с
пластилинографией
•
Информационно- репродуктивный;
Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и
запоминания новой информации.
•
Репродуктивный метод;
Направлен на закрепление, уточнение, углубление знаний, способов
оперирования знаниями.
•
Эвристический метод;
Направлен на поэтапное обучение творческой деятельности. Педагог
включает ребёнка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её
элементов.

11

Для успешного освоения на занятиях используются методы:
- Индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей;
- Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Работа по формированию навыков по лепке из пластилина проводится в
несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся
определённые задачи.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и
скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как
будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные
предметы бросового материала.
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу педагога
- Научиться действовать по словесному
указанию педагога.
12

Материал:
-картон белый и цветной;
-пластилин;
-доска для лепки;
-влажные салфетки;
-стеки;
-бросовый материал.
Дополнительные материалы.
Природные материалы. Используют семена, веточки, ракушки, и т. д.

Прямая
пластилинографияизображение
лепной
картины
на
горизонтальной
поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной
формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Совершенствование знаний в ранее изучаемых видах пластилинографии
(прямая и контурная), а также знакомство с:
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или
шарикового пластилина.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной
картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением
слоев.

13

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек,
многослойных дисков.

Планируемые результаты кружковой работы
- положительный эмоциональный настрой у детей в процессе
изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки
своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших
дошкольников;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при
изготовлении поделок из пластилина.

14

Список рекомендованной литературы:
1. Горяева Н.А. «Маленький художник 6-7 лет». -М.:» Просвещение»2022г.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография». -М.: «Издательство
«Скрипторий, 2018»
3. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Анималистическая живопись». -М.:
Издательство "Скрипторий, 2018»
4. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Цветочные мотивы». -М.:
Издательство "Скрипторий, 2019г."
5. Лыкова И.А. «Учебно- методическое пособие. Ловись, рыбка! Детское
художественное творчество». -М.: ООО Издательский дом «Цветной мир»
2012г.
6. Лыкова И.А. «Учебно- методическое пособие. Цветные пёрышки». -М.:
ООО Издательский дом «Цветной мир» 2018г.
7. Лыкова И.А. «Учебно- методическое пособие. Старинные изразцы». -М.:
ООО Издательский дом «Цветной мир» 2018г.
8. Петрова О. «Пластилиновые человечки. Серия «Весёлый мастер – класс». ООО «АСТ – Пресс книга».2019г.
9. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Издательство " АСТ ",2020»
10. Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать. Рисование, аппликация,
лепка»». -М.: «Издательство «Вентана- Граф»2018»

Список литературы, рекомендованный для родителей
1. «Пластилиновые фигурки животных» - М.: Эксмо; Донецк, СКИФ,
2022 г
2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А.Е.
Белая, В.И. Мирясова. - М.: Просвещение, 2021.
3. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.:
Скрипторий, 2019.
4. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.:
Просвещение, 2021.
5. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность: Обучение и творчество/
Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 2020.
6. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.:
Карапуз, 2021.
15

7. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз,
2019.

Список литературы, рекомендованный для учащихся
1. Р. ОРЕН «Секреты пластилина» - М.: Махаон, АЗБУКА – АТТИКУС,
2021 г.
2. Р. ОРЕН «Секреты пластилина. Праздник Рождества» - М.: Махаон,
АЗБУКА – АТТИКУС, 2020 г.
3. Р. ОРЕН «Секреты пластилина. Новый год» - М.: Махаон, АЗБУКА –
АТТИКУС, 2013 г.
4. С. Кабаченко «Животные из пластилина» - Москва: ЭКСМО, 2020

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».