Положение о структуре, порядке разработки и утверждения ДОП. 2023 г.docx

Принято на Педагогическом совете
Протокол № 01 от 01.02 2023 г.

Утверждаю:
приказ № 37от «
Директор МБ
Н.Ю.Антип

Положение о структуре, порядке разработки ц
дополнительных общеобразовательных общеразвивающ
МБУ ДО «ДТОР города Улан-Удэ»
I. Общие положения
1.1. В основе настоящего Положения лежат следующие нормативные документы:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской .Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р.
Приказ Министерства просвещения России от
27.11.2022 г № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ"
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 - V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 №512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 - 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
1.2. Данное Положение устанавливает порядок деятельности ДТОР по разработке и
утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(ДООП), реализуемых в ДТОР. Положением определяется структура, оформление,
1

порядок и сроки рассмотрения дополнительных общеразвивающих образовательных
программ.
1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - нормативно­
управленческий документ ДТОР, определяющий содержание дополнительного
образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного
образования, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в
соответствии с социальным заказом.
1.4. Программы дополнительного образования детей разрабатываются и принимаются к
реализации с учетом следующих характерологических свойств дополнительного
образования детей:
- предоставление ребенку в возрасте от 5 до 18 лет свободы выбора образовательной
области, образовательной программы;
- отсутствие образовательных стандартов;
- направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству,
актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, ее образовательной
активности;
- деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на
организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности,
адаптивности, ответственности;
- отсутствие сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого;
- оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
- сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.
1.5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
1.6. Разработка и реализация ДООП строится на следующих основаниях:
- свобода выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
режима их освоения;
- соответствие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
- вариативность, гибкость и мобильность дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
1.7. В МБУ ДО ДТОР могут реализовываться следующие типы программ
дополнительного образования детей:
модифицированная программа - программа,
скорректированная конкретным
педагогом; с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, изменений в
распределении часов, в отбор материала по темам, с учётом возраста и уровня подготовки
обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности;
- адаптированная программа (для детей с ОВЗ и детей инвалидов) - программа,
разработанная с учетом особенностей психофизического развития
обучающихся,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
2

II. Функции программ дополнительного образования детей.
ДООП вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она
относится, выполняет следующие функции:
1)
нормативную - является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
2)
целеполагания - определяет ценности и цели, для достижения которых
она разработана;
3)
определения содержания образования - фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися;
4)
процессуальную - определяет логическую последовательность усвоения элементов
содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5)
оценочную - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и
критерии оценки уровня обученности и личностного развития учащихся.
III. Содержание программ дополнительного образования детей
3.1. Содержание программ дополнительного образования детей должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным
особенностям регионов;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования;
- направленностям программ дополнительного образования детей (технической,
художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально­
гуманитарной, естественнонаучной);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение
учащихся).
3.2. Содержание программ дополнительного образования детей должно быть направлено
на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к
познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение
учащихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и
отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога
дополнительного образования с семьей.
1»

IV. Структура программ дополнительного образования детей
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает
структурные элементы:
3

следующие

• Титульный лист;
• Комплекс основных характеристик программы;
• Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
1. Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») - первая страница,
предваряющая текст программы и служащая источником библиографической
информации, необходимой для идентификации документа.
На титульном листе указывается:
•
Полное наименование образовательной организации
•
Название программы
•
Направленность
•
Возраст обучающихся
•
Срок реализации программы
•
Ф.И.О. должность автора (ов) программы
•
Название города, населенного пункта, в котором.реализуется программа
•
Год разработки.
Комплекс основных характеристик программы.
2. Пояснительная записка.
Пояснительную записку следует начинать с описания нормативно-правовой базы, на
которую опирался автор-составитель при написании ДООП. Далее необходимо дать
краткую характеристику предмета, его значимости и педагогического обоснования ДООП.
Пояснительная записка кратко и обоснованно раскрывает:
- направленность программы;
- актуальность, педагогическая целесообразность;
- отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих;
- адресат программы (возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы,
характеристика
возрастно-психологических
особенностей
обучающихся);
- уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей
программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы);
- формы обучения;
- режим занятий (количество занятий в неделю, периодичность занятий);
- особенности организации образовательного процесса
- цель программы (цель должна быть ясной, конкретной, перспективной, реальной и
значимой. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели
должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать
развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей).
- задачи образовательной программы (способы поэтапного разрешения цели);
3. Содержание программы.
3.1.
Учебно-тематический план содержит название разделов и тем программы,
количество теоретических и практических часов, и формы аттестации (контроля),
оформляется в табличной форме. Учебно-тематический план должен составляться на
4

каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно
распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то,
что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна
преобладать над теорией. Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется
на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального
обучения).
Допускается изменение педагогом распределения часов в учебно-тематическом плане до
20% от общего количества часов образовательной программы. Иной расчет часов в
учебно-тематическом плане необходимо обосновать.
3.2. Содержание учебно-методического плана. Содержание раскрывается через краткое
реферативное описание тем (теоретических и практических видов занятий). Раскрывать
содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в учебно-тематическом
плане. Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные моменты,
которые излагаются в рамках данной темы. Изложение ведется в именительном падеже. В
содержании программы нумерация, количество и название разделов и тем должно
совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана.
3.3. Планируемые результаты (конкретная характеристика знаний, умений и навыков,
которыми обладает обучающийся. Планируемый результат должен соотносится с целью и
задачами обучения, развития и воспитания).
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
4. Календарный учебный график программы.
Это составная часть образовательной программы, определяющая даты начала и
окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки
контрольных процедур. Календарный учебный график является обязательным
приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы.
5. Условия реализации программы. Это описание:
- материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий
по программе);
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники).
6. Способы и формы проверки результатов.
Это описание:
- оценочных средств и методов, которые позволяют контролировать достижение
заявленных результатов обучения по программе,
- форм фиксации результатов;
- формы подведения итогов реализации образовательной программы.
7. Методическое обеспечение.
Это описание методов обучения и воспитания, технологий, в том числе
информационных, форм организации учебного занятия, тематики и форм методических
5

материалов по программе; дидактических материалов (раздаточные материалы,
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.);
алгоритма учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов).
8. Список использованной литературы.
Список литературы составляется для разных участников образовательного
процесса (педагогов, детей и родителей). Оформляется в соответствии с ГОСТ к
оформлению библиографических ссылок, в том числе и для интернет ресурсов.
6. Права разработчика программы дополнительного образования детей
6.1. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа разрабатывается
педагогом дополнительного образования самостоятельно.
6.2. Разработчик программы самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной общеразвивающей
программы; актуальность и отличительные признаки программы от других программ
ДОД;

2) образовательную область и содержание дополнительной общеразвивающей программы,
наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество
часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе,
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
Разделы и темы учебного плана, а также содержание программы могут варьироваться
по срокам реализации.
7. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
7.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается на методическом
совете. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора
ДТОР на основании решения педагогического совета.
7.2. На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и принятии
программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении
программы директором.
7.3. Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с учетом
результатов мониторинга качества реализации программы, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и
дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
7.4. Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных
дополнительных общеразвивающих программ проводится до 1 сентября текущего года. В
случае принятия на работу нового педагога в течение учебного года его образовательная
программа рассматривается и утверждается на ближайшем методическом совете.
7.5. После утверждения программы приказом директора ДТОР она может считаться
полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного
образования.
6

7.6. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области
деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия. Внешняя
рецензия дается на программы педагога дополнительного образования высшей категории.

Приложение 1.
Оформления учебно-тематического плана.
№
п/п

Название раздела,
гемы

Всего

Количество часов
Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Приложение 2.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № от «___»
20
г.

Принято на Педагогическом
совете Протокол №
от «
»
20
г.

Утверждено:
приказом №_______
от «_____» ____20___г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
_________________ направленности
«______________ »
Возраст обучающихся:
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».