программа Мозаика Крыловой В.С.

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка.

3

Учебно - тематический план первого года обучения на 72 часа.

12

Учебно - тематический план первого года обучения на 144 часа.

14

Учебно - тематический план второго года обучения на 216 часов.

16

Методическое обеспечение программы.

19

Литература

21

Список литературы.

23

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России
ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ"
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 198 от «27» 04
2023 г.
В современных образовательных программах взят курс на повышение воспитательной и
трудовой направленности содержания занятий, на которых закладываются основы политехнических
знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне.
У народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность,
непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувства радости, праздничности,
наивности, сильно выраженная условность. Чувства, которые испытывает ребенок, как и народный
мастер, преображают натуру, представляют ее в условно-перевоплощенном виде, придают ей
особое очарование, сказочные, поэтические и романтические черты.
Данная программа
предназначена для детей от пяти и старше лет. В программе «Мозаика» я решила объединить
несколько разных разделов из уже пройденных программ, но требующих по моим наблюдениям за
детьми, продолжения в ином аспекте. Малышей можно увлечь изготовлением игрушек из папьемаше. Детям 7-8 лет нравится работа с тканью (одежда для кукол, деталей костюмов для игр).
Детям 9-10 лет нравится работа с бумагой (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с
тканями, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов). А детей
постарше интересует изготовление необходимых и полезных вещей быта (предметов сервировки
стола, прихваток, подставок), и других необходимых вещей окружающего мира. Квилинг, папье3

маше, ложное папье-маше, одежда для кукол, куклы, элементы кухонного интерьера – вот эти
разнообразные разделы я объединила в одно целое. Предлагаемые занятия не сводятся лишь к
тому, чтобы способствовать накоплению материальных и духовных ценностей, а предполагает
формирование у подрастающего поколения способностей быть творцом новых ценностей –
возделывать все то, что постоянно улучшает, облагораживает жизнь человека, делает ее более
свободной, благополучной, счастливой, продуктивной, творческой и ответственной, то есть
жизнетворческой и жизнестроительной. В настоящее время папье-маше используется для
изготовления различных наглядных пособий, например, макетов и рельефных карт. Из папье-маше
делают занятные елочные украшение и новогодние маски, а также бутафорские предметы для
спектаклей и драматических кружков. Сейчас папье-маше не справедливо забыто и очень редко
встречается в планах работы кружков, в то время как эти занятия позволяют решать многие
образовательные и воспитательные задачи.
Обучающиеся знакомится с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью,
растяжимостью и т.д. В процессе занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах
бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у
детей многих трудовых умений и навыков. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше,
положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на
воспитание у них прилежания, аккуратности, настойчивости. Принимая во внимания
относительную несложность технологию изготовления предметов из папье-маше, проводить работу
с ним можно не только с детьми постарше, но и детьми 5 лет. Продолжительность реализации два
года. Обучение проходит с каждым ребенком индивидуально с учетом его способностей и
возможностей. Используется принципы народной педагогики: «от учителя к ученику», «от
старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста процесс
обучения строится по принципу от простого к сложному.
Одной из интересных и увлекательных форм знакомства детей с произведениями народного
прикладного искусства являются тематические творческие задания (изготовление изделий из папьемаше), позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образов детьми их в
декоративно-прикладном творчестве. Дети учатся наблюдению, рассматриванию и обследованию
предметов, в строгой последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые
должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения, создания
конструкции. А для уточнения такого свойства предметов, как объемная форма, величина, качество
поверхности (шероховатость, гладкость), наряду с рассматриванием включается и ощупывание, т.е.
осязательное восприятие. В конечном итоге все впечатления, представления и знания, которые
проходят через душу и сердце ребенка, в ходе знакомства с видами искусства становятся его
собственными знаниями, его отношением к прекрасному, добру и злу, что и определяет
нравственную и гражданскую позицию человека. Каждый из детей обладает творческим талантом, а
если его развивать и держать постоянно в творческом поиске, они разовьют свое воображение. А
воображение является основой познания и деятельности, в частности, творческой деятельности. С
помощью воображения человек получает возможность преодолеть инертность мышления,
преобразовывать представления памяти, реализуя способности к открытиям, сотворению нового.
Склонность к эстетическому воспитанию проявляется у детей довольно рано. Ярким тому
примером служат выставки в Доме творчества, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного, красивого в разных поделках и игрушках. Важно обратить внимание на
методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они
могут служить наглядным пособием, подарком младшим детям, оформлением кабинета или
комнаты дома.
Образовательная программа «Мозаика» строится в рамках художественно – эстетической
направленности, т.е. направлена на формирование нравственно-эстетической личности, на
развитие практической художественно-творческой деятельности, способствующей активному
приобщению к художественному творчеству.
Новизна образовательной программы состоит в том, что она предполагает не только
получение экологических знаний, но и воспитание духовной культуры, а также формирование
4

умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в свое
развитие.
Актуальность образовательной программы «Мозаика» заключается в том, что детям 5-11
лет свойственна высокая познавательная активность, направленная на познание окружающего
мира, широкого круга явлений социальной и природной действительности, стремление к общению.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. она органично
вписывается в единое образовательное пространство Дома детского творчества, становится важным
компонентом, способствующим формированию экологического и системного мышления,
воспитанию экологически грамотной личности, привитию
навыков профессиональной
деятельности в художественной культуре.
Цель:
развивать познавательную активность, творческие способности
в процессе художественноэстетического обучения
Обучающие задачи:
Познакомить с историей создания сувениров.
Развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать
изучаемый материал.
Научить наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути
решения и делать выводы.
Познакомить с основами построения композиции.
Научить использовать свои знания и умения в практической деятельности.
Учить комплексному применению знаний, создавать новые формы в декоративноприкладном искусстве.
Расширить знания по охране окружающей среды.
Развивающие задачи:
Развивать умения думать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить
дело до конца.
Развивать внимательность, наблюдательность при проведении наблюдений.
Развивать творческие способности через изготовление поделок, игрушек, кукол.
Развивать образное мышление при работе с цветовой композицией и эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологически грамотного человека.
Воспитывать любовь к малой родине: к родному дому, двору, Дому детского творчества,
поселку, городу.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, бережное отношение к
народной культуре и творчеству народных мастеров.
Формировать осознанное ответственное отношение к природе.
Формировать потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие,
выдержка, сдержанность, скромность).
Формировать умение видеть прекрасное.
Валеологические задачи:
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формировать гигиенические знания и умения.
Отличительной особенностью программы «Мозаика» является то, что она дает возможность
каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное
направление и максимально реализовать себя в нем.
Программа предназначена для обучающихся 5-11 лет.
В творческое
объединение
принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: 1-й год обучении-15 человек; 2й год обучения - 12-15 человек. .
Программа рассчитана на два года обучения. 1 год обучения - 144 часа; 2 год обучения- 216
час. На полное освоение программы требуется 360 часов. Программа включает индивидуальные
5

консультации для обучающихся, посещение выставок, практические работы по декоративноприкладному творчеству.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальная (индивидуально-групповая).
Фронтальная (работа по группам).
Педагогом используются методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятия:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ структуры исследования).
Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение).
Практические (творческие практические работы).
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративные
(дети
воспринимают и усваивают готовую
информацию).
Репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности).
Частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом).
Исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельная
творческая работа).
Типы занятий:
Комбинированное.
Теоретическое.
Практическое.
Лабораторное.
Контрольное.
Формы проведения занятий:
Акция
Игра-путешествие
Праздник
Беседа
Конференция
Экскурсия
Викторина
Учебное занятие
Презентация
Обсуждение
Наблюдение
Защита проектов
Занятие-игра
Режим занятий. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза
по два) или (четыре раза по одному), на 2-м году обучения – шесть часов в неделю (два раза по
три). Предусмотрен перерыв между занятиями 15-20 минут для отдыха детей в тренажерном зале
или на свежем воздухе.
Программа «Мозаика» обучает детей не только наблюдению и экспериментированию, но и
включает в себя цикл проектной деятельности: от определения проблемы до представления и
защиты полученных результатов.
Она
формирует и развивает способность ребенка к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;
определяет совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной
работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,
включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать
новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию
этого процесса. Это умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как
обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных
предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включающей осознание ее
целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

6

Виды универсальных учебных действий:
1. Личностные
Личностное самоопределение.
действия:
Смыслообразование.
Нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные
Целеполагание.
действия:
Планирование.
Контроль.
Оценка.
3. Познавательные
Общеучебные действия:
универсальные
 Поиск и выделение необходимой информации.
действия:
 Применение методов информационного поиска.
 Выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий.
 Рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
 Определение основной и второстепенной информации.
 Моделирование.
Логические универсальные действия:
 Анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков(существенных, несущественных).
 Синтез — составление целого из частей;
 Выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
 Установление причинно-следственных связей;
 Построение логической цепи рассуждений;
Постановка и решение проблемы:
 формулирование проблемы;
 самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
4. Коммуникативн
ые действия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания
образования будут положены ключевые компетентности — имеющиеся знания, опыт,
необходимые для успешной и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной
области. Нами выделены ключевые компетентности, направленные на развитие познавательной
активности воспитанников:
Ценностно-смысловые компетенции- компетенции, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем.
Общекультурные компетенции - роль науки и религии в жизни человека.
Учебно-познавательные компетенции - способы планирования, анализа, самооценки.
Обучающийся овладевает добыванием знаний непосредственно из окружающей
действительности, умением действовать в нестандартных ситуациях, умением отличить
факты от домыслов.
7

Информационные компетенции умение пользоваться современными средствами
информации.
Коммуникативные компетенции - знание навыков работы в группе, коллективе, умение
представить себя.
Компетенции личностного самосовершенствования – правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, способы безопасной жизнедеятельности.
Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (по Илюшину Л.С.):
• в выполняемых действиях;
• в осуществляемых операциях;
• в совершаемых поступках и формах поведения;
• в формулируемых суждениях и оценках;
• в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;
• в ситуациях взаимодействия и диалога.
По завершении изучения программы «Мозаика» кружковцы должны:
1. Знать:
Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного
движения, правила безопасного поведения на природе.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Историю папье-маше, игрушки, сувенира, куклы.
Основу технологии папье-маше (внутреннее, внешнее).
Знать приемы просушивания форм и игрушек.
Знать комбинированный способ маширования
Основы технологии изготовления элементов интерьера (прихваток)
Основные принципы при раскрое ткани.
Знать историю квилинга.
Знать технологию квилинга.
Основные сведения по материаловедению.
Основы цветоведения.
Творчество народных мастеров (хохломская роспись, жостово, гжель, Городецкая,
дымковская, горьковская).
Основные приемы раскроя одежды для кукол.
2. Уметь:
Пользоваться инструментами, швейным оборудованием.
Машировать готовые формы, пластилиновые модели.
Изготавливать объемные картины, плоские круглые и прямоугольные предметы (подносы).
Планировать свою учебную деятельность.
Изготавливать головы персонажей кукольного театра.
Применять информационные технологии при проведении оформления полученных
результатов.
Уметь пользоваться схемой описанием.
Уметь грунтовать и раскрашивать.
Уметь подбирать цветовую гамму.
Изготавливать дополнительные мелкие детали.
Шить одежду для кукол, согласно составленному эскизу.
Самостоятельно переводить выкройки на ткань, учитывая припуск на швы.
Уметь делать роллы и из них разные модели.
Наклеивать аккуратно на картон.
Изготавливать открытки и картины крупных размеров.
Эстетически оформлять свои работы.
8

Самостоятельно делать уборку рабочего места
Использовать свои знания и умения на практике.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы педагогом
используются следующие методы:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие
воспитанников в мероприятиях, защита проектов, активность обучающихся на занятиях.
Мониторинг:
 «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной
программе» .
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в январе и мае) педагог заносит данные о
детях в диагностическую карту.
Технология определения результатов обученности ребенка по дополнительной образовательной
программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень
выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
 Мониторинг развития качеств личности воспитанников.
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер.
Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее выявлять результаты
образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено
спецификой дополнительного образования детей.
В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая
методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения
воспитанности школьников М.И. Шиловой .
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено
целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского
творчества:
1. Активность, организаторские способности.
2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
4. Нравственность, гуманность.
5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в
заполнении диагностической карты и заполняется на основании критериев (признаков проявления
качеств личности), обозначенных в методике.

9

Виды контроля.
Время
проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль
Определение
уровня Беседа, викторина.
развития
детей,
их
творческих способностей
Текущий контроль
В течение всего учебного года Определение
степени Педагогическое
наблюдение,
усвоения
учащимися опрос, викторины.
учебного
материала.
Определение
готовности
детей к восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников в обучении.
Выявление
детей,
отстающих и опережающих
обучение.
Подбор
наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
В начале учебного года

По окончании изучения темы Определение
степени
или раздела.
усвоения
учащимися
учебного
материала.
Определение
результатов
обучения.
Итоговый контроль

Выставка, творческая работа,
опрос, контрольное занятие,
открытое занятие, олимпиада,
самостоятельная работа,
презентация творческих работ.

В конце учебного года или Определение
изменения
курса обучения
уровня развития детей, их
творческих способностей.
Определение
результатов
обучения.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.

Викторина;
олимпиада;
итоговая выставка лучших
творческих работ учащихся;
кроссворд;
участие
воспитанников
в
научно-практических
конференциях.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения
учащихся.
Возможны следующие формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов:
Беседа, опрос, наблюдение.
Праздничные мероприятия.
Выставки
10

Открытые и итоговые занятия.
Анкетирование.
Анализ участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности.
Экологические акции.
Спектр способов и форм фиксации результатов:
Грамоты.
Дипломы.
Анкеты.
Протоколы диагностики.
Видеозапись.
Фотоотчёт.
Отзывы детей и родителей.
Методические разработки.
Портфолио.
Спектр способов и форм предъявления результатов:
Выставки.
Конкурсы.
Олимпиады.
Праздники.
Открытые занятия.
Защита творческих работ.
Портфолио.
Аналитические справки.
Объекты контроля:
Знания, умения, навыки по изучаемому предмету.
Степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Возможные формы организации итоговой аттестации для обучающихся по программе
«Мозаика»:
Викторина
Итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
Участие воспитанников в региональных конкурсах в номинации декоративно-прикладного
искусства

11

Учебно-тематический план т. о. «Мозаика» (72 часа)
№

1

2

3

4

Наименование темы
раздела
Вводное, техника
безопасности, пожарной
безопасности.
Элементы интерьера
(прихватки, салфетки,
подушки, грелки);
Изготовление мягкой игрушки
Папье-маше: изготовление
голов зверей для кукольного
театра
Ложное папье-маше ( вазы
разных форм и размеров,
шкатулки)
Квилинг (панно разные по
форме)

всего

Часы
теория

2

2

30

10

20

10

2

8

практика

Формы
контроля,
аттестации.
Беседа,
викторина,
опрос
Творческое
задание
Опрос, самост-я
работа
Опрос, выставка

12

2

10

12

2

10

6

Подготовка к выставкам

4

4

Выставка, на
блюдение
выставка

7

Итоговое занятие

2

2

Тесты, вопросы

72

24

5

Итого

48

Распределение часов по темам в программе не является строго регламентированным.
Педагог, учитывая интересы учеников, может перераспределять часы, ставить те или иные
практические работы, выбирать разные формы организации занятий и методы обучения, помня о
том, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей должна преобладать над
теорией. Для первого года обучения заложены часы на комплектование группы.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория: Вводное. Ознакомление детей с правилами поведения в творческом объединении,
правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Техника безопасности при работе на
швейной машине, пользование булавками, ножницами, дополнительным освещением.
Практика: Знакомство с материально-технической базой. Правила безопасности труда при
работе с инструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой
помощи.
2. Элементы интерьера (прихватки, салфетки, подушки, грелки); Изготовление мягкой
игрушки.
Теория: Элементы интерьера (прихватки, салфетки, подушки, грелки).
Дизайн
кухни, понятие о кухонных принадлежностях.
Дизайн гостиной комнаты. Характеристика тканей.
Цветовая гамма в интерьере.
12

Практика. Выбор элементов кухонного и комнатного интерьера, подбор тканей,
раскрой,
шитье вручную или на машине, художественное оформление. Плоские игрушки из ткани
трикотажной фактуры. Изготовление мягкой игрушки из меха и ткани, выбор из книг мелких
игрушек, чертеж, выкройки, шитье. Шитье на швейной машинке и вручную.
3. Папье-маше:
Теория. Понятие папье-маше. История создания. Технология папье-маше, последовательность
разных по фактуре слоев. Использование остывшего клейстера, соблюдение техники безопасности
при оклеивании.
Практика. Изготовление эскиза нужной головы зверя или сказочного героя.
Затем из пластилина, оклеивание. Обязательное мытье рук после каждого слоя папье-маше.
Изготовление одежды для зверей. Составление чертежа и построение выкроек по готовым
размерам.
4.Ложное папье-маше
Теория. Понятие ложного папье-маше, вазы разных форм и размеров, шкатулки. Технология
последовательности слоев, разных по фактуре (бумага и газета).
Практика Оклеивание готовых коробок, баночек, бутылок пластиковых без выемки формы,
тем самым сохраняя водонепроницаемость вазочек.
5. Квилинг
Теория. История квиллинга (панно разные по форме). Понятие о квиллинге, что означает.
Последовательность в технике квиллинг.
Практика. Разлиновка цветных и белых листов(5мм), разрезание на
полоски ( 2см и 3см) для объемных цветов, скручивание базовой формы, а затем
видоизменение в соответствии с замыслом, картины плоскостные и объемные. Изготовление
моделей квиллинга: капли, глаза, заячьего уха, квадрата, листочка. И также полумесяца, сердца,
треугольника, изогнутого глаза, звездочки.
6. Подготовка к выставкам
Теория. Анализ своих работ для выставки.
Практика. Выбор лучших работ для выставок (праздничных и тематических). Красочное
оформление выставки. Оформление этикеток.
9. Итоговое
Теория.
Анализ своих и чужих работ
Беседа, тесты, вопросы. Беседы о результатах своего труда, что удалось сделать, а что нет.
Анализ участия детей в мероприятиях, социально-значимой деятельности. Планы на будущий год.

13

Учебно-тематический план т. о. «Мозаика» (144 часа)
№

1

2

Наименование темы
раздела
Вводное, техника
безопасности, пожарной
безопасности.
Элементы интерьера
(прихватки, салфетки,
подушки, грелки);
Изготовление мягкой игрушки

3

Вышивка лентами

4

Папье-маше: изготовление
голов зверей для кукольного
театра
Ложное папье-маше ( вазы
разных форм и размеров,
шкатулки)
Квилинг (панно разные по
форме)
Одежда для кукол. Пальто,
куртка. Шорты, брюки,
головной убор, аксессуары

5

6
7

всего

Часы
теория

2

2

30

10

20

20

5

15

10

2

8

практика

Формы
контроля,
аттестации.
Беседа,
викторина,
опрос
Творческое
задание
Наблюдение,
опрос
Опрос, самост-я
работа
Опрос, выставка

12

2

10

30

10

20

34

14

20

Выставка, на
блюдение
Опрос, тесты

8

Подготовка к выставкам

4

4

выставка

9

Итоговое занятие

2

2

Тесты, вопросы

144

51

10

Итого

93

Распределение часов по темам в программе не является строго регламентированным.
Педагог, учитывая интересы учеников, может перераспределять часы, ставить те или иные
практические работы, выбирать разные формы организации занятий и методы обучения, помня о
том, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей должна преобладать над
теорией. Для первого года обучения заложены часы на комплектование группы.
Содержание программы.
3. Вводное занятие.
Теория: Вводное. Ознакомление детей с правилами поведения в творческом объединении,
правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Техника безопасности при работе на
швейной машине, пользование булавками, ножницами, дополнительным освещением.
Практика: Знакомство с материально-технической базой. Правила безопасности труда при
работе с инструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой
помощи.
4. Элементы интерьера (прихватки, салфетки, подушки, грелки); Изготовление мягкой
игрушки.
Теория: Элементы интерьера (прихватки, салфетки, подушки, грелки).
14

Дизайн
кухни, понятие о кухонных принадлежностях.
Дизайн гостиной комнаты. Характеристика тканей.
Цветовая гамма в интерьере.
Практика. Выбор элементов кухонного и комнатного интерьера, подбор тканей,
раскрой,
шитье вручную или на машине, художественное оформление. Плоские игрушки из ткани
трикотажной фактуры. Изготовление мягкой игрушки из меха и ткани, выбор из книг мелких
игрушек, чертеж, выкройки, шитье. Шитье на швейной машинке и вручную.
5. Вышивка лентами
Теория. Вышивка лентами. Примерные вышивки различных цветов: календула, незабудки,
маргаритки, ромашки…(выбор). Понятие канва, иглы штопальные, пяльцы.
Практика.
Закрепление ленты в игле, закрепление ленты в конце вышивки, изготовление узелка. Шов
«стежок прямой», шов «петля» 2 способа.
4. Папье-маше:
Теория. Понятие папье-маше. История создания. Технология папье-маше, последовательность
разных по фактуре слоев. Использование остывшего клейстера, соблюдение техники безопасности
при оклеивании.
Практика. Изготовление эскиза нужной головы зверя или сказочного героя.
Затем из пластилина, оклеивание. Обязательное мытье рук после каждого слоя папье-маше.
Изготовление одежды для зверей. Составление чертежа и построение выкроек по готовым
размерам.
5 Ложное папье-маше
Теория. Понятие ложного папье-маше, вазы разных форм и размеров, шкатулки. Технология
последовательности слоев, разных по фактуре (бумага и газета).
Практика Оклеивание готовых коробок, баночек, бутылок пластиковых без выемки формы,
тем самым сохраняя водонепроницаемость вазочек.
6 Квилинг
Теория. История квиллинга (панно разные по форме). Понятие о квиллинге, что означает.
Последовательность в технике квиллинг.
Практика. Разлиновка цветных и белых листов(5мм), разрезание на
полоски ( 2см и 3см) для объемных цветов, скручивание базовой формы, а затем
видоизменение в соответствии с замыслом, картины плоскостные и объемные. Изготовление
моделей квиллинга: капли, глаза, заячьего уха, квадрата, листочка. И также полумесяца, сердца,
треугольника, изогнутого глаза, звездочки.
7 Одежда для кукол.
Теория. Пальто, куртка, юбка. Шорты, брюки, головной убор, аксессуары. Понятие долевой и
уточной нитей. Понятие чертежа выкройки. Припуск на швы. Определение цветов теплой и
холодной гаммы.
Практика. Освоение навыков при раскрое ткани и меха. Изготовление лекал для кукольной
одежды, подбор тканей и меха, раскрой и шитье на швейной машине, художественное оформление,
соблюдение меры украшений.
8 Подготовка к выставкам
Теория. Анализ своих работ для выставки.
Практика. Выбор лучших работ для выставок (праздничных и тематических). Красочное
оформление выставки. Оформление этикеток.
15

9 Итоговое
Теория.
Анализ своих и чужих работ
Беседа, тесты, вопросы. Беседы о результатах своего труда, что удалось сделать, а что нет.
Анализ участия детей в мероприятиях, социально-значимой деятельности. Планы на будущий год.

Учебно-тематический план т. о. «Мозаика»
№

1

2

Наименование темы
раздела
Вводное занятие, техника
безопасности, техника
пожарной безопасности.
Элементы интерьера
(прихватки, салфетки,
подушки, грелки);
Изготовление мягкой игрушки

3

Вышивка лентами

4

Папье-маше: изготовление
голов зверей для кукольного
театра
Ложное папье-маше: вазы
разных форм и размеров,
шкатулки, игрушки.
Квилинг (панно разные по
форме)
Одежда для кукол. Пальто,
куртка. Шорты, брюки,
головной убор, аксессуары

5

6
7

8

всего

Часы
теория

3

3

практика

Формы
контроля,
аттестации.
Опрос. Беседа.
Творческое
задание

39

9

30

33

6

27

наблюдение

30

6

24

Контрольное
задание
Проект,
выставка

24

3

21

39

9

30

39

9

30

Подготовка к выставкам

6

6

беседа

Итоговое занятие

3

3

Тесты,
викторины,
выставка

216

54

9

Итого

Проект,
выставка
Творческое
задание

162

Распределение часов по темам в программе не является строго регламентированным.
Педагог, учитывая интересы учеников, может перераспределять часы, ставить те или иные
практические работы, выбирать разные формы организации занятий и методы обучения, помня о
том, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей должна преобладать над
теорией.
Содержание программы т.о. Мозаика
1. Вводное.

16

Теория. Ознакомление детей с правилами поведения в творческом объединении, правилами
техники безопасности, пожарной безопасности. Понятие эвакуация из здания при пожаре. Пути
выхода из дома творчества. Знакомство с планом Дома творчества по эвакуации людей.
Практика. Техника безопасности при работе на швейной машине, состояние прически (волосы
должны быть прибраны в хвост на затылочной части головы) использование булавок, булавки
находятся в мини- подушке рядом, ножницы должны лежать вдали от швейной машинки.
Дополнительное освещение.
2. Элементы интерьера
Теория.
Понятие дизайна интерьера кухни и гостиной комнаты. Элементы интерьера: прихватки, салфетки,
подушки, грелки.
Выбор элементов кухонного и комнатного интерьера. Стили оформления
интерьера. Русский дом. Стиль
Древнего
Египта. Стиль Средневековья. Стиль Эпохи
Возрождения. Стиль Рококо. Стиль классицизма. Сочетание цвета в интерьере. Освещение, цвет.
Мягкие игрушки из ткани и меха. История игрушек. Понятие «зеркальное отражение».
Практика.
Чертеж выкроек, перевод на ткань при помощи готовых лекал, увеличение или
уменьшение выкройки. Подушечка для булавок и иголок разной формы по выбору. Подбор ткани
и меха. Раскрой деталей по готовым лекалам. Шитье вручную или на швейной машине.
Изготовление мягкой игрушки, чертеж, выкройки, шитье. Шитье на швейной машинке и вручную.
Разные швы, их применение. Набивка равномерная синтепоном. Сборка игрушек. Понятие
проволочный каркас. Художественное оформление. Мера украшений.
3. Вышивка лентами.
Теория. История вышивки. Основные теоритические сведения. Материалы и инструменты для
вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Технология выполнения простейших ручных швов.
Разные швы. Примерные схемы вышивки различных цветов: календула, незабудки, маргаритки,
ромашки…(выбор). Цветовая гармония вышивки. Фитодизайн.
Практика. Составление композиций. Перевод ее на ткань или канву. Канва должна быть на 5-6 см
больше диаметра пяльцев. Закрепление ленты в игле. Изготовление узелка. Элементы вышивок.
Изготовление
узелков на салфетках. Оформление вышивки по контуру разными швами:
диагональным, стебельчатым, крестиком, швом вперед иголку, тамбурным, петельным. Сложные
цветы: воздушная хризантема, роза «паутинка», роза из присборенной ленты, бутон из косой бейки,
роза из гофрированной ленты. Оформление вышивки пайетками, бусинами и бисером.
4. Папье-маше: изготовление голов зверей для кукольного театра.
Теория. Понятие папье-маше, понятие внутреннее и внешнее маширование, «замки» при
изготовлении изделий в этой технологии. История папье-маше. Последовательность слоев и разных
по цвету и фактуре. Соблюдение пропорций муки и клея для клейстера.
Практика.
Изготовление формы нужной головы зверя или сказочного героя из пластилина,
оклеивание. Выемка готовых форм. Склеивание 2 половинок. Просушка изделий происходит
вдали от солнца и отопительных приборов. Грунтовка и покраска. Развитие конструкторских
навыков при изготовлении изделий по технологии папье-маше.
5. Ложное папье-маше
Теория. Вазы разных форм и размеров, шкатулки. История папье-маше. Понятие «ложное папьемаше». Технология ложного папье-маше. Удобная для самых младших обучающихся технология
без выемки формы. Дома из коробок разных размеров, машин.
Практика. Оклеивание готовых коробок, баночек, бутылок пластиковых без выемки формы, тем
самым сохраняя водонепроницаемость вазочек. Рисование эскиза, роспись бутылок и банок после
оклеивания ложным папье-маше. Подбор цветовой гаммы.
6. Квилинг
Теория. История квиллинга. Панно разные по форме. Модели квиллинга
Практика.
Разлиновка цветных и белых листов(5мм), разрезание на полоски, скручивание
базовой формы, а затем видоизменяя в соответствии с замыслом, картины плоскостные и
объемные. Оформление работ в рамы соответствующих размеров.
7. Одежда для кукол.
17

Теория. Пальто, куртка. Шорты, брюки, головной убор, аксессуары. Дизайн костюма. Стили в
одежде. Классическое, спортивное, романтическое, фольклорное направления.
Практика. Перевод на бумагу всех деталей с чертежа, название, количество деталей, стрелки,
направление ворса. Утюжка тканей. Обводка крупных деталей, затем мелких. Парные детали
располагать симметрично. При раскрое делать припуск на швы. Изготовление лекал для кукольной
одежды, подбор тканей и меха, раскрой и шитье на швейной машине, художественное оформление.
8. Выставки.
Теория. Выбор лучших работ для выставки.
Практика. Оформление этикеток. Красочное оформление выставки. Анализ своих работ и других
обучающихся. Беседа о результатах своего труда, что удалось, а что нет, и почему?
9. Итоговое
Беседа, тесты, вопросы. Анализ работ за год, оценка своей деятельности, анализ участия детей в
мероприятиях, социально – значимой деятельности.

18

Методическое обеспечение программы.
1. Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная,
исследовательская, проектная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной
информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками
через выполнение работы, наблюдения по заданному плану. Эта деятельность способствует
развитию усидчивости, аккуратности, внимательности учащихся.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная
с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную
художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность развивать универсальные
учебные действия, творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Выбор методов
(способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и
формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости
от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении
исследовательских, творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения этапов
выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация
интереса, выставки работ, конкурсы, конференции.
Учащимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения
(индивидуальная, групповая, коллективная), объектов наблюдений живой и неживой природы в
рамках изученного содержания.
2. Виды дидактических материалов:
Естественные: живые объекты.
Объёмные: образцы игрушек.
Схематические: оформленный стенд «Квилинг» стенд о папье-маше
Картинный : картины, иллюстрации, фотоматериалы.
Звуковой: мелодии на дисках
Смешанный: мультфильмы о животных и разных героях мультфильмы «Правила
дорожного движения», «Смешарики», «Спасик».
Дидактические пособия:
карточки, вопросы викторин, задания для устного и
письменного опроса, практические задания, ребусы.
3. Материально-техническое обеспечение программы.
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Швейная машина ручная.
Электрический утюг
Инструменты: иголки, ножницы, булавки, нитки, поролон, пряжа для волос.
Линейка, трафареты.
Мука, посуда для клейстера.
19

Учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор
цветной бумаги, альбом и т.п.).
Набор цветной бумаги для принтера.
Стержень от шариковой ручки.
Бумага, краски, ножницы, пластилин, клей ПВА, клей момент.

20

Литература.
Международные нормативно – правовые акты и документы:
Декларация прав ребенка (1959г.).
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия
детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и
международных уровнях (Нью-Йорк, 03.12.1986г.).
Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью –Йорк ,
30.09.1990г.).
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (14.12.1990г.)

Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МОиНРФ:
Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1993г.).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей в РФ до
2020 г.»
Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001).
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года (от 17.11.2008г.№ 1662-р).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Федеральная целевая программа «Дети России».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
21

режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России )
от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва « Об утверждении Порядка проведения аттестации
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
«Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408.

Нормативно – правовые документы правительства РБ и МОиН РБ:
Закон РБ от 13 декабря 2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования, науки и
молодежной политики», утвержденная Постановлением Правительства РБ от 06.02.2013г.
№ 49
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09.04.2013г. № 693 об
утверждении Стандарта предоставления государственной услуги «Предоставление
дополнительного образования детям в республиканских учреждениях дополнительного
образования детей»

22

1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.
1.
2.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?
Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного
образования: Материалы Интернет-сайта Оренбургского ИПК РО.-20.03.2002.
Зебзеева В.А. Тория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое
пособие.- М.: ТЦ Сфера,2009.
Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования
детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф.
Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
Нравственное воспитание в начальной школе: праздники, игры, викторины/ авт. -сост.
Каркошкина Т.Н..-Волгоград: Учитель, 2008.
От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению
школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т.
П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2006
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников //
Классный руководитель, 2000 - № 6.
Статьи из журналов.
Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей
// Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. —
с.61—66.
Список литературы для родителей.
Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.
М: АСТ. ПРЕСС КНИГА. 2011. – 160 с.
Камакин О.Н. Организация досуга учащихся 5-11 классы: игры, эстафеты, туристические
старты и слеты.Изд. 2-е. = Волгоград 2012. – 135 с.
Караковский В.А. Воспитание для всех. НИИ 2008
Маргарита Максимова. Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. ЗАО Издательство «Эксмо»
1997 -90 с.
Мусской И.А., Домоводство-3. – Ижевск: РИО «Квест», 1994 – 320 с.
Страдиотти Иллариа. Делаем куклы. Издание для досуга. Издательство «Ниола – Пресс. 2006. –
128 с

Список литературы для детей.
1. Бельтюкова Н.Б. Паье-маше. Игрушки и подарки. – М: «Риппол классик». СПБ. Валери СПД
2010 – 112 с.
2. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов. – М: АСТ- ПРЕСС КНИГА.2012 – 80 с – Мастер – класс
на дому.
3. Косова Галина. Безопасная дорога. Издательский дом. «Проф – Пресс» 2007. -12 с
4. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка-трансформер. М6 Эксмо. 2007. – 64 с Азбука
рукоделия.
5. Селенова О.Л. Сувенирная игрушка. ФГУИП ИПО «Лев Толстой» 2013. – 32 с
6. Шинковская К.А. Художественный войлок. – М: АСТ – ПРЕСС КНИГА. 2011. – 80

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».