Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Приказ Министерства просвещения России от27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации общеобразовательных по проектированию общеразвивающих программ дополнительных Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан -Удэ». Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04 2023 г. Актуальность: В индивидуально-личностном развитии в направлении декоративноприкладного творчества и социальной адаптации в обществе. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Обучение включает в себя следующие основные предметы: В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: бисероплетение, шитье, лепка, аппликация. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: художественная Адресат программы: 7-10 лет Программа «Творим своими руками» строится на основе знаний возрастных, психолога– педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста. В этом возрасте ребенок гораздо лучше улавливает причинно- следственные связи между событиями. Срок и объем освоения программы: 2 года, 360 педагогических часов: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часа; «Базовый уровень» - 2 год обучения, 216педагогических часов; Форма обучения: очная, и возможно очно- заочная, дистанционная при введение ограничений (на основе локального акта) Особенности организации разновозрастные образовательной деятельности: группы 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Формирование у детей устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. Образовательные задачи: Обучающие 1. Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. 2. Обучить основным приемам, принципам работы ДПИ 3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки Развивающие 1. Выявление уровня способностей детей 2. Формирование высших психических функций ребёнка: внимание, восприятие, память, воображения, мышления, воспроизведения 3. Развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения. Воспитательные 1. Создать положительную среду взаимоотношений (со сверстниками, в командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми). 2. Воспитаниенаработка (волевых) качеств характера: дисциплинированности, усидчивости, аккуратности, художественно – эстетический вкус, трудолюбие. 3. Воспитание целеустремленности, работоспособности, индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию . Ожидаемые результаты: Стартовый уровень Знать Историю, народные промыслы ДПИ Базовый уровень Продвинутый уровень Названия и назначение Названия и назначение инструментов используемых материалов используемых при работе для занятий, правила техники с различными техниками безопасности при работе с Стартовый уровень Базовый уровень ними; Уметь выполнять различные виды Уметь творческой работы по образцу; Умением договариваться друг Владеть с другом 1.3. Содержание программы Правильно организовать рабочее место Внимательностью, трудолюбием, целеустремленностью Продвинутый уровень ДПИ Самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять ее недостатки Владеть эстетическим вкусом, умеющим ценить прекрасное «Творим своими руками» Учебно-тематический план 144часа (1 год обучения) Часы № аттестации, Название разделов и тем всего 1 Формы Вводное занятие. Разговоры о Теорети- Практи- ческие ческие 2 1 1 - 22 2 20 Тестовое задание. контроля главном: Родина, Герб, Гимн 1. Основные приёмы аппликации. 3 Пейп-Арт Беседа. 12 2 10 Устный опрос, контр. задания 4 Шитье 32 4 28 Устный опрос, контр. задания 6 Бисероплетение 54 5 49 задания Тест, выставка работ. 7 8 Тестопластика 20 2 18 Итоговая аттестация 2 1 1 Выставка работ Контр.задания. Выставка Всего 144 17 127 рпботАыставка Итоговая выставка работ. Учебно – тематический план 216 часов(2 год) Часы № аттестации, Название разделов и тем всего 1 Формы Вводное занятие. Разговоры о 2 Теорети- Практи- ческие ческие 1 1 главном: Родина, Герб, Гимн 2 Работа с бумагой контроля Устный опрос, контр. задания - 30 5 25 Тестовое задание. Беседа. 3 Фетротворчество 30 4 24 Устный опрос, контр. задания 4 Ватная игрушка 50 6 44 Тест, выставка работ. 5 Промежуточная аттестация 2 1 1 Выставка работ 6 Бисероплетение 40 6 36 Устный опрос, контр. задания Изонить 16 4 12 Устный опрос, контр. задания 8 Холодный фарфор 20 4 16 Устный опрос, контр. задания 9 Глина 24 2 8 задания Устный опрос, контр. задания 10 Итоговая аттестация 2 1 1 Контр.задания. Выставка Всего 216 34 182 рпботАыставка Итоговая выставка работ. Содержание учебного плана 144ч 1 год Вводное занятие (2 часа) Теория: Знакомство педагога с детьми. Прослушивание Гимна РФ. Разговоры о главном: Родина, Патриот, Герб России. Ознакомление детей с гигиеническими требованиями и техникой безопасности. Рассказ о деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных вопросов. Практика: тестовое задание на изготовление простейших изображений Основные приёмы аппликации. (22 часа) 1. Основные приёмы аппликации. Обрывная аппликация Теория: история появления аппликации. Основные приёмы. Практика: Умение приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья(цветик семицветик, осеннее дерево) 2.« Теория: Знакомство с мазаичной техникой. Творческая работа Практика: . Конструировать изображение из квадратиков бумаги; (фрукты, Мозаичная аппликация» золотая рыбка) 3.« Аппликация из природного материала» Теория: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Практика: Изготовление аппликации из природного материала композиция гриб, птичка 4. Аппликация из крупы, яйца, макарон Теория: Учить задумывать содержание рисунка и доводить задуманное до конца. Развивать фантазию, творчество. Практика: Умение приклеивать крупу на готовый силуэт. "Ежик"," Цыпленок","Овечка" 5. Аппликация из ниток, пряжи, лент Теория: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток Практика: равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Изготовление работы "котенок","мишка". Пейп-Арт (12 часов) Знакомство с техникой пейп-арт. Теория: Знакомство с новой техникой. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. Практика: Изготовление аппликации бабочка Изготовление шкатулки,; Декор бутылки Шитье(32 часа) 1. Инструменты и приспособления для шитья. ТБ. Различные виды швов. Теория: Рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения. Практика: Упражнения в выполнении стежков и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний. 2. Работа с выкройкой Теория: Рассказ о видах выкройки. Практика: Упражнения в изготовлении выкройки.Самостоятельная работа на закрепление знаний. 3. Шьем одежду для куклы Теория: Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение уменьшение выкроек. Практика: Шьем платье, кофту для куклы 4. мягкая мебель для куклы Теория: Рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения. Практика: Изготовление изделия на каркасе- кресло, диван, кровать 5. Одеяло и подушка для куклы. Теория: Виды стежков и швов «назад иголка», «через край», «тамбурный». Самостоятельная работа на закрепление знаний. Практика: Изготовление одеяла и подушки 6. Шьем мягкую игрушку, игрушка из фетра Теория: Изготовление, копирование выкроек Самостоятельная работа на закрепление знаний. Практика: Изготовление игрушки из фетра - мишка, лисичка 7. Новогодняя мягкая игрушка на елку с использованием фурнитуры Теория: Знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры ( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий. Практика: Изготовление новогодней игрушки - елочка и Бисероплетение(42 часа) 1. Параллельное плетение. Теория: Знакомство с материалом, историей бисера. Работа со схемами. Приёмы низания бисера на проволоку. Творческая работа. Практика: изготовление изделия Ангел, бабочка ,сердце 2. Петельное плетение Теория: Работа со схемами. Приёмы низания бисера на проволоку. Творческая работа. Практика: изготовление изделия стрекоза, цветочек 3. Игольчатое плетение Теория: Работа со схемами. Приёмы низания бисера на проволоку. Творческая работа. Практика: изготовление изделия пальма, 4. Нанизывание дугами. Комбинирование приёмов Теория: Приёмы низания бисера на проволоку. Творческая работа. Работа со схемами. Практика: изделие - цветок 4. Панно «Цветочная фантазия» Теория: Показать несколько способов плетения. Совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Практика: выполнение серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Панно «Цветочная фантазия» 5.«Райское дерево» Теория: Обучить технологии изготовления дерева из бисера на проволочной основе. Развивать внимания, воображение, творческие способности. Практика: Плетение мини деревьев из бисера- Райское дерево 6. Изделие Ракушка Теория: Приёмы низания бисера на проволоку. Творческая работа. Работа со схемами. Практика: изделие - ракушка 7. Брелок из бисера к 8 марта Теория: Обучить технике плетения объемных фигурок на проволоку. Практика: Изготовление Брелока из бисера к 8 марта 8.Чудо украшение Теория: Теоретические сведения. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем. Практика: изготовление колье, браслета, сережек. Техника лепки. Тестопластика (20часов) 1. Обитатели нашего леса. Теория: Расширить знания о природе родного края. Развивать мелкую моторику с помощью лепки из пластилина. Воспитывать навыки аккуратности. Учить передавать в работе характерные особенности форм животного практика:. Объемная фигурка животного 2. Оформление готовых работ Теория: Рассматривания образцов. Выбор вариантов цвета. Практика: Окрашивание готовых работ. оформление готовых работ 3. Работа с соленым тестом. Овощи и фрукты теория: Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Учить лепить различные овощи, передавая характерные особенности их строения и окраски. Практика: выполнение овощей , фруктов 4. Окрашивание готовых работ Теория: Рассматривания образцов. Практика: Окрашивание готовых работ. 5. Панно из соленого теста "подводный мир" Теория: Учить анализировать особенности строения животных, рыб , соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук практика: Изготовление панно 6. Весенние цветы теория: Продолжать учить создавать фигуры из соленого теста. Практика: лепка цветов 7. Итоговая аттестация 2ч Теория: Основные понятия, методы и приёмы лепки. Принципы составления композиций, варианты декора. Практика: Выставка детских работ ,рассказ о своих впечатлений от работ товарищей Содержание программы 216 часов 2 год Вводное занятие (2 часа) Теория: Прослушивание Гимна РФ. Разговоры о главном: Родина, Патриот, Герб России. Ознакомление детей с гигиеническими требованиями и техникой безопасности. Рассказ о деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных вопросов. Практика: тестовое задание на изготовление простейших изображений Работа с бумагой. (32 часа) 1. Модульное оригами. Показ образцов. Теория: история появления оригами. Знакомство с техникой выполнения оригами Практика: изготовление модулей для оригами. Изделие лебедь, осенний лист. 2 Квиллинг. Базовые формы. Теория: знакомство с техникой выполнения квиллинга. обзор образцов Практика: базовые фигурки, изготовление панно в технике квиллинг 3. Изготовление изделий в технике киригами. Красивые фигуры из бумаги. Теория: знакомство с новой техникой выполнения киригами. обзор образцов Практика: базовые фигурки, изготовление открытки 4. Аппликация Теория: Знакомство с материалом, историей аппликации. Творческая работа. Практика:. Умение приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую. Фетротворчество ( 30 часов) 1. Игрушка из фетра (кот, заяц, сова , семья медвежат) Теория: Рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения. знакомство с фетром Практика: Самостоятельная работа на закрепление знаний. Форма контроля: выставка, анализ работ Ватная игрушка(50 часа) Теория: знакомство с новым материалом Воспитывать навыки аккуратности. Учить передавать в работе характерные особенности форм Практика: создание ватной игрушки (простые изделия, фрукты) Форма контроля: текущий контроль Теория: Воспитывать навыки аккуратности. Ватная игрушка на каркасе Практика: изготовление ватной игрушки Девочка, герои сказок Форма контроля: текущий контроль, выставка Бисероплетение(40 часов) 1. Плетение на леску. Кирпичное плетение бисером Теория: Обучить технологии изготовления. воображение, творческие способности. Развивать внимания, Практика: кирпичное плетение Изделия: колье нежность, Браслет бабочки, Брелок для папы, Сережки с узором 2. Сетчатое плетение бисером Теория: Знакомство с новой техникой. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем. Практика: изготовление браслета Форма контроля: текущий контроль, выставка Изонить (16 часов) 1. Знакомство с Нитяной графикой. Разбор схем. Простые изделия Теория: Знакомство и разбор новой техники - нитяная графика. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Практика: изготовление простых фигур Изделия: Тюльпан, Сова на ветке, Корабль, Панно Петух, Панно Тыква, Звезда Форма контроля: текущий контроль, выставка Холодный фарфор(20 часов) 1. Из чего делают холодный фарфор? Теория: Знакомство с новой техникой и новым лепным материалом. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно-творческие способности. Практика: изготовление холодного фарфора Форма контроля: текущий контроль 2. Майские цветы Теория: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. Практика: Изготовление цветов Изделия: Брошь Ягода, Божья коровка, Композиция "В лесу", Коллективная работа Лето. Форма контроля: устный опрос , выставка Глина (24ч) 1. Лепка простых изделий. Теория: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. Практика: лепка простых изделий. Игрушки из глины Изделия: Композиция к 9 мая "Голубь Мира", Домик, Чайная пара Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 36 недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года 72 с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г. С 1.09.20232 по 31.05.2024 г. входная- октябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабре Рубежная- май Сроки итоговой аттестации (при наличии) Итоговая май 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Характеристика (заполнить) Для организации учебного процесса педагогу необходимо: Столы, стулья по количеству обучающихся. Клеенки, дощечки или подкладные листы - для сохранения столов от загрязнения и царапин. Деревянные рамки - для эстетического оформления творческих работ. Материал для трудовой деятельности- Бисер, проволока, вата, пластилин, соленое тесто, картон, цветная бумага, краски, карандаши, лак акриловый, клей ПВА, клеевые пистолеты (горячий клей), Инструменты для ручного труда- ножницы, канцелярские ножи, стеки Технические средства обучения.- компьютер - интернет источники https://www.youtube.com/watch?v=aIHrNG5ce7o https://www.youtube.com/watch?v=J0evsvYrDqc https://www.youtube.com/watch?v=BKHbM72iUJs Педагог дополнительного образования 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Тестирование Творческая работа Конкурс Выставка 2.4. Результаты освоения обучающимися образовательной программы Личностными результатами изучения является формирование следующих умений: - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы, повышение своего образовательного уровня. - навыки учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству Предметные результаты: - умение определять, различать и называть детали работы различных техник ДПИ; - изготавливать изделия по условиям, заданным взрослым, по образцу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД: - определять, различать и называть предметы - выстраивать свою деятельность согласно условиям - перерабатывать полученную информацию Регулятивные УУД: - уметь работать по предложенным инструкциям - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. Коммуникативные УУД: - уметь работать в паре и в коллективе - уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Игровой Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Мастер-класс Педагогические технологии с указанием автора: Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дистанционного обучения Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Ссылка на папку Раздаточные материалы Инструкции Образцы изделий 2.6. Список литературы Описание нормативных актов: Об обязательном экземпляре изданий: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 49. – Ст.4888. Королькова Ю. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебнометодическое пособие / Ю.А. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 54 с. Педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – М. : Юрайт, 2017. – 332 с. 1.Ю.А. Майорова «Забавная аппликация» - М.: ООО «Издательство «Доброе слово», Нижний Новгород, 2011 г. 2.Людмила Божко «Бисероплетение»– М.: Издательская группа «Континент», 2012 г. 3.Т.А. Свешникова «Декорируем природными материалами» (золотая коллекция увлечений) – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2015 г. 4.Ирина Хананова, AST – ПРЕСС 5.В. Сахарова Примерное распределение занятий по ручному труду. Школьное воспитание № 1, 2004г Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru http://www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4 http://www.liveinternet.ru/tags/%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC+%EF%EE+%E 4%E5%F0%E5%E2%F3/ http://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post205094537/