Общеобразовательная_программа_2023_Обучение_игре_на_гитаре_

Пояснительная записка
Основания для разработки программы:
Нормативно – правовые документы, используемые при разработке
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Настоящая

программа разработана в соответствии

со следующими

нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

дополнительных
Министерства

образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;

1

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму

работы

организаций

воспитания

и

обучения,

отдыха

и

оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО
«ДТОР» приказ
Дополнительная

№ 198 от «27» 04 2023 г.
общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественной направленности «Обучение игре на шестиструнной гитаре»
рассчитана на обучение детей 10-16 лет. Составлена с учётом психологических
особенностей обучающихся, с использованием программ по обучению игре на
гитаре для музыкальных школ и школ искусств и для внешкольных учреждений
и общеобразовательных школ. Программа обеспечивает гармонию физического
и

интеллектуального

музыкальной

культуры,

развития

ребенка,

способствует

развитию полноценной

личности

формированию
с развитыми

творческими способностями, профессиональными умениями и человеческими
качествами. Программа не предусматривает профессионального обучения, так
как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто
желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Обучение на гитаре
направлено

на

подготовку

выступлений

самодеятельности, разного рода мероприятий.

2

в

концертах

художественной

Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она затрагивает
проблему организации детско-юношеского досуга. Обучение по программе
предполагает формирование, развитие и совершенствование техники игры на
гитаре, навыков художественного исполнения музыкального произведения на
основе изучения, освоения и практического применения художественновыразительных, музыкально-исполнительских средств (динамики, артикуляции).
В

процессе

изучения

расширяютмузыкальный

гитары

дети

кругозор,

развивают

имеют

художественный

возможность

вкус,

приобщиться

к

сценическойкультуре.
Педагогическая целесообразность дополнительнойобщеобразовательной
программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и
развития

общих

и

творческихспособностей

обучающихся,

что

может

способствовать не только ихприобщению к музыке, нои раскрытию лучших
человеческих качеств.
Цель:
Создание условий для социализации, патриотического, эстетического
воспитания через развитие навыков игры на гитаре и привитие любви к
гитарной песне.
Программные задачи.
Обучающие:
1.

Изучение

инструмента,

приобретение

первичных

знаний

об

инструменте, его истории.
2.

Приобретение

навыков

правильной

посадки

и

правильного

положения инструмента вовремя игры на гитаре
3.

Знакомство с основными понятиями музыкальной грамоты.

4.

Знакомство

с

разными

иинструментальной музыки.

3

жанрами

и

формами

вокальной

5.

Знакомство

с

творчеством

отечественных

композиторов

классической, современных авторов рок и поп-музыки, и с творчеством
зарубежных композиторов и исполнителей.
6.

Изучение

и

практическое

освоение

начальных

элементов

исполнительской техники ипростейших приёмов игры на гитаре.
7.

Освоение исполнения простейших произведений из классического

гитарногорепертуара, подбора несложных аккомпанементов.
8.

Обучение приёмам актёрского мастерства.

Развивающие:
1.

Развитие слуха, голоса, чувства ритма, музыкальной памяти,

речевого аппарата.
2.

Развитие

координации

рук

и

беглости

пальцев

Развитие

эмоциональной сферы детей, творческой активности исамостоятельности.
3.

Развитие координированных совместных действий, развитие чувства

ансамблямежду исполнителями.
4.

Развитие музыкально-эстетического вкуса

Воспитательные:
1.

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости,

музыкально-

эстетического вкуса,эмоциональной культуры.
2.

Воспитание стремления ктворческому и культурному проведению

досуга.
3.

Воспитание волевых качеств (настойчивость, уверенность в себе).

4.

Формирование

устойчивого

интереса

к

самостоятельной

деятельности в области музыкального искусства
Возраст обучающихся.
Данная программа адресована детям 10-16 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие без
прослушивания.

4

Наполняемость в группах составляет – 12 человек для первого года обучения; 810 человек – для второго года обучения.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год
обучения — 144 часа. Общий объем программы 288 часов
Формы и режим занятий:
1. Практическое занятие;
2. Тренинг, репетиция;
3. Беседа, обсуждение, рассказ.
4. Открытый урок, творческий отчет;
Педагогические принципы.
1. Принцип добровольности.
2. Принцип «красной линии».
3. Принцип конкретности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип системности.
7. Принцип индивидуальности.
8. Принцип сознательности и активности.
Методы обучения.
1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядно-фонетический (аудио - носители, видеозаписи, использование
схем).
3. Метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения).
4. Метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
материала с использованием многообразных вариантов показа).
5. Объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет).

5

6. Репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя).
7. Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).
8. Частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Основные методы отслеживания результатов освоения программы:


Педагогическое наблюдение;



Педагогический анализ; 



Мониторинг (входной, промежуточный, итоговый).

Основные формы контроля результатов освоения программы:
 Опрос; 
 Беседа;
 Участие в массовых мероприятиях (выступление);
 Тестирование;
 Контрольные задания;
 Отрытый урок;
 Творческий отчет.

6

Учебный план первого года обучения.
Тема

Теория Практика Всего Форма контроля
часов

1.

Вводное занятие.

2.

Знакомство

1
с 5

-

1

Опрос

28

33

Тестирование,

гитарой.
3.

контрольное задание.

Основы игры на 25

14

39

Контрольное задание.

7

18

35

Контрольное задание.

16

28

34

Тестирование,

инструменте.
Технические
приемы.
4.

Изучение
аппликатуры
гитары

5.

Музыкальные
произведения.

6.

Выступление,

контрольное задание.
-

2

2

концерт
Итого

7

54

90

144

Творческий отчет.

Содержание программы первого года обучения.
Первый год обучения.
1. Тема: Вводное занятие
Теория:
Знакомство. Беседа о форме предстоящей работы, целии задачи обучения.
Правила поведения на занятии и режим работы. Правила охраны труда
ибезопасности на занятиях, пожарной и дорожной безопасности.
2. Тема: Знакомство с гитарой
Теория:
История гитары. Первое знакомство с инструментом. Техническая настройка
гитары.Правила хранения гитары. Управление колками. Настройка грифа
гитары.
Практика:
Посадка исполнителя. Постановка тела и рук. Упражнения для указательного и
среднегопальцев рук.
3. Тема: Основы игры на инструменте. Технические приемы
Теория:
Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения:
пальцылевой,правой руки, нумерация струн, ладов. Аккорды. Особенности
исполнения музыкальныхпроизведений: мажор, минор. Табулатура, чтение
табулатуры. Настройка гитары, перетяжкаструн.
Практика:
Прослушивание

музыкальных

произведений.

Отработка

классической,

свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в
ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Guitar
pro». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных
произведений. Упражнения на разные длительности. Упражнения в разных
размерах.

8

4. Тема: Изучение аппликатуры гитары
Теория:
Знаки альтерации. Четвертная,половинная, целая нота. Хроматическая гамма
«Соль». Трезвучие «Соль мажор».
Практика:
Упражнения на двух струнах. Знаки альтерации. Упражнения на четырех
струнах
5. Тема: Музыкальные произведения
Теория:
Первичное представление о песенных стилях и жанрах.
Практика:
Изучение тематических песен.
Изучение современных песен.
Изучение песен свободного выбора.
6.Тема: Выступление, концерт
Теория:
Первичное представление об «ансамбле», «игре в ансамбле», «игре ровным
звуком».
Первичное представление об основных средствах вокальной выразительности:
«мелодия», «унисон», «интонирование».
«Артикуляция», «дикция», «тембр».
Практика:
Тренинг на формирование чувства игры в ансамбле.
Тренинг исполнительского мастерства.
Репетиция отчетного концерта для родителей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
1. Основы правильной посадки и постановки рук;

9

2. Основные понятия музыкальной грамоты;
3. Устройство гитары;
4. Начальные элементы исполнительской техники и простейшие приёмы
игры на гитаре;
5. Обозначения пальцев левой и правой руки;
6. Произведения песенного репертуара.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно настраивать инструмент при помощи тюнера.
2. Ориентироваться в записи аккомпанемента песен.
3. Исполнять несложные аккомпанементы по буквенным обозначениям.
4. Исполнять песенный репертуар из 8-10 произведений с использованием
различных видов аккомпанемента.
5. Уметь показать достигнутые результаты на контрольных уроках и
отчетных выступлениях.
Учебный план второго года обучения.
Тема

Теория Практика Всего Форма контроля
часов

7.

Введение

2

-

2

Опрос

8.

Повторение

3

9

14

Опрос, контрольное

пройденного

задание.

материала.
9.

Гитара

шаг

за 6

26

32

шагом

Тестирование,
контрольное
задание.

10.

Основные

6

26

32

техники, приемы

Контрольное
задание.

игры
11.

Изучение
песенного

10

6

26

32

Тестирование,
контрольное

материала
12.

Выразительное

задание.
6

26

32

29

115

144

Творческий отчет.

исполнение
произведения
Итого

Содержание программы второго года обучения.
1. Тема: введение.
Теория.
Рассказ о деятельности объединения второго года обучения.
Проведение обязательных инструктажей по ОБЖ.
Инструктаж по технике безопасности во время занятий, при замене струн, при
транспортировке.
Правила ухода за инструментом.
Правила поведения во время занятий и выступлений
Тестирование.
2. Тема: повторение пройденного материала.
Теория.
Тестирование по основным темам первого года обучения. Работа над ошибками.
Практика.
Самостоятельная, практическая работа (разбор и исполнение произведений в
рамках учебного плана первого года обучения).
3. Тема: гитара шаг за шагом.
Теория.
Расширение теоретических знаний.
Расположение нот на грифе гитары.
Размер, такт, длительность.
Нотный диапазон. Октавы.
Практика.
Основные аккорды тональностей.

11

Тональность муз. Произведения.
Работа с метрономом.
4. Тема: Основные техники игры.
Теория.
Построение закрытых аккордов на основе открытых аккордов
Транспонирование. Знаки альтерации.
Приемы: глиссандо, легато.
Работа с каподастром.
Практика.
Отработка чередований открытых и закрытых аккордов.
Упражнения на освоение прижатия струн при приеме барре.
Усложненные упражнения на развитие подвижности пальцев обеих рук.
Изучение легких пьес, партий соло для начинающих.
Сложные виды перебора.
Синкопированный бой. Прием баррэ.
Углубление навыков игры с подключением большого пальца. Чередование
басовых струн при соответствующих аккордах.
Продолжение работы над свободой исполнительского аппарата, игры двумя
руками, контроля над качеством звука.
5. Тема: Изучение пенного материала.
Теория.
Расширение

музыкального

кругозора,

направлений,

стилей

гитарного

репертуара.
Самостоятельные работы. Выступления «Творчество любимого исполнителя»
Самостоятельный выбор репертуара второго года обучения.
Обсуждение художественной ценности, сложности инструментального и
вокального исполнения, выбор произведений для коллективного разучивания.
Практика.
Прослушивание песенного материала

12

Отработка «переходов» (смены аккордов) во время исполнения музыкального
произведения.
Отработка вокального исполнения под собственный аккомпанемент.
6. Тема: выразительное исполнение произведения.
Теория.
Характер произведения, эмоциональная окраска, смысловая нагрузка текста.
Цель и задачи выступления. Артикуляция, дикция.
Культура сценического поведения.
Практика.
Совершенствование навыков игры в ансамбле.
Углубление работы над исполнительским мастерством, слуховым контролем
аккомпанемента и вокального исполнения.
Формирование чувства целостности концертного номера.
Предполагаемые результаты второго года обучения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
1. Правила ухода за инструментом.
2. Начальную нотную грамоту в пределах программного курса.
3. Сложные способы звукоизвлечения.
4. Закрытые аккорды и их буквенные обозначения.
5. Произведения песенного репертуара.
6. Творчество авторов изучаемых произведений.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно настраивать инструмент.
2. Транспонировать аккорды.
3. Ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары.
4. Самостоятельно подбирать аккомпанемент на слух.
5. Исполнять обязательные произведения.

13

6. Играть в ансамбле.
7. Аккомпанировать, как своему пению, так и в кругу друзей и семьи.
8. Уметь показать достигнутые результаты на концертах и мероприятиях.
Условия реализации программы:
1. Аудиоаппаратура;
2. Инструменты(гитары) и комплектующие (медиатор, ремешок, каподастр и
т.д.);
3. Сеть интернет;
4. Использование учебных пособий и книг;
5. Наглядные пособия;
6. Презентации.

14

Список литературы:
1. А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
2.

Н.Г.Шиндина

«Школа

игры

на

шестиструнной

гитаре»:

новейший

самоучитель; 2006 г.
3. Программа обучения игре на шестиструнной гитаре. - М., 2003.
4. Андреев Ю.А. Наша авторская… История, теория и современное состояние
самодеятельной песни. – М.: Молодая гвардия,1991.
5.

Визбор

Ю.И.

Когда

все

были

вместе…

Сост.

Д.А.Сухарев.

М.:Киноцентр,1989.
6. Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. – М.:
Физкультура и спорт,1987.
7. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне./ Автор-составитель
Л.П.Беленький. – М.: Мол. гвардия,1990.
8. Высоцкий В.С. Избранное. - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,1998.
9. Высоцкий В.С. Нерв. Стихи. – Сост. И вступ.ст. Р.Рождественского. –М.:
Фонд Высоцкого,1998.
10. Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.: Искусство,1991.
11. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.: Дет.лит.,1989.
12. Городницкий А.М. И вблизи и вдали. – М.: АО Полигран,1991
13. Городницкий А.М. Перелётные ангелы. Сб. стихов и песен. – С.: Старт, М.:
Интербук, 1991.
14. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М.: Текмахом,1992.
15. Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Песни для театра и кино. – М.: Киноцентр,1990.
16. Клячкин Е. Не гляди назад: песни. – СПб.: АО «Баяныч»,1994.
17. Кукин Ю. Дом на полпути. Сб./Сост. И примечания А. и М. Левитанов. – М.:
Советский фонд культуры,1990.
18. Митяев О.Г. Лето – это маленькая жизнь. Стихи и песни. – М.: ЭКСМО,2004.
19. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник. Сост.
Р.А. Шилов. – М.: Советский композитор,1989.

15

20. Никитин С.Я. Времена не выбирают. Сборник песен./ Сост. В.Романовой. –
М.: Аргус,1994.
21. Песни Булата Окуджавы. Сост. Л. Шилов. – М.: Музыка,1989.
22. Песни встреч и дорог. Авторские песни разных лет. Лит.- муз.Альманах.
2000-№5.
23. Песни Олега Митяева про войну, про жизнь и про любовь. – Библиотека
«Ваганта», Выпуски 34-35, 1994.
24. Я учусь играть на гитаре. Автор-составитель В. Иванова. – М.: Лабиринт
Пресс,2002.
Интернет-ресурсы:
25. http://muzuchitel.com/guitar.php – Сайт Гитара от А до Я – музыкальнотеоретический материал
26. http://www.gtp-tabs.ru – Сайт GTPTabs – музыкальные произведения в
формате gtp.
27. http://eythorsson.com – Сайт «Исландская гитарная школа» – репертуар для
классической гитары.
28. http://www.classicalguitarschool.net – Сайт The Guitar School –репертуар для
классической гитары.
29. http://www.gitaristu.ru – биографии гитаристов, история гитары, аккорды,
табулатуры.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».