Программа ПМ 2023-2024

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
N 996-р.
 Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ
«Федерального института развития образования» 2015 г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. N 816 "Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ"
 Закон РБ от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия
от 24.08.2015 г. № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 - 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
 Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных

общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198
от 27.04.2023 г.

Рабочая программа курса «Подтяни математику» составлена на основе авторской
программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г, В. Волковой С.И. и соответствует
ФГОС НОО (Сборник рабочих программ «Школа России».)
Рабочая программа обеспечивает достижение необходимых
результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
-математическое развитие младших школьников
-формирование системы начальных математических знаний

предметных

-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
-развитие основ логического мышления
-развитие основ пространственного воображения
-развитие математической речи
-формирование системы начальных математических знаний
-развитие познавательных способностей
-использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений
-овладение основами логического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счёта
-умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.
В программу учебного предмета включён национально - региональный компонент
в темы: «Площадь. Единицы площади» (данные длины, ширины озера Байкал),
«Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел» (нахождение протяжённости реки
Селенги на территории Монголии и общей протяжённости), «Геометрические фигуры»
(форма жилища бурят), «Странички для любознательных» (игрушки народов Бурятии,
бурятские песни), «Единицы времени» (бурятские календари), «Наши проекты» (бурятские
сказки), «Единицы массы» (название старинных мер веса история их возникновения).
Основными формами организации учебных занятий являются: коллективный диалог,
работа в группах, работа в парах, фронтальная, индивидуальная. Используются
нетрадиционные формы обучения (урок-игра, урок-конкурс, урок-викторина, проектная
работа в группах), которые позволяют выявить одарённых детей, открыть образовательные
перспективы для исследовательской деятельности в области математики, нацеленные на
реализацию деятельностного подхода к обучению математики.

Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название разделов и тем

Всего часов

Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание
Числа от 1 до 100. Табличное
умножение и деление
Числа от 1 до 100. Внетабличное
умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание
Числа от 1 до 1000. Умножение и
деление.
Итоговое повторение.
Итого:

8
56
28
13
10
16
13
144 часа

Содержание программы (144 ч.)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при
сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым
на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 часов)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные
и нечётные числа; зависимости между величинами: «цена», «количество», «стоимость».
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: «масса одного предмета»,
«количество предметов», «масса всех предметов»; «расход ткани на один предмет»,
«количество предметов», «расход ткани на все предметы».
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное
сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4,5,6,7,8,9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0,
невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь
прямоугольника (квадрата).

Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов
решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью
циркуля.
Доли (половина, треть четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей.
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (28 часов)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23• 4, 4 •23. Приёмы
умножения и деления для случаев вида
20•3, •20,60:3,80:20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87:29,66:22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида, а + b, а – b, а • b, c: d (d=0), вычисление их
значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения
и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная
последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в
числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношения между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Виды
треугольников:
разносторонние,
равнобедренные
(равносторонние);
прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 часов)
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100.

Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (13 часов)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Всего часов
Теория Практика

Устные и письменные
приёмы сложения и
вычитания.
Сложение и
вычитание
двузначных чисел с
переходом
через десяток.
Выражения с
переменной.
Решение
уравнений с
неизвестным
слагаемым.
Решение уравнений
с неизвестным
уменьшаемым,
вычитаемым

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

5

Повторение
Пройденного по теме
«Числа от 1 до 100.
Сложение и
вычитание»

0,5

1,5

6

Связь умножения и
сложения
Связь между
компонентами и

0,5

1,5

0,5

1,5

1

2

3

4

7

Основные виды учебной деятельности
Выполнять сложение и вычитание в
пределах 100. Решать задачи в 1-2
действия на сложение и вычитание.
Выполнять действия, соотносить,
сравнивать, оценивать свои знания.
Решать задачи в 1-2 действия на сложение
и вычитание; находить длину ломаной
Называть компоненты и результаты
сложения и вычитания. Решать уравнения
на нахождение неизвестного слагаемого на
основе знаний о взаимосвязи чисел при
сложении. Решать задачи в 1-2 действия на
сложение и вычитание.
Решать уравнения на нахождение
неизвестного уменьшаемого, вычитаемого
на основе знаний о взаимосвязи чисел при
вычитании. Решать задачи в 1-2 действия
на сложение и вычитание разными
способами
Соотносить результат проведённого
самоконтроля с целями, поставленными
при изучении темы, оценивать их и делать
выводы.

Использовать знания о конкретном смысле
умножения при решении примеров.
Использовать знания о конкретном смысле
умножения при решении примеров.

результатом
умножения

Закреплять знания о связи между
компонентами и результатом умножения.
Совершенствовать вычислительные
навыки
Определять чётные и нечётные числа,
используя признак делимости на 2.
Совершенствовать вычислительные
навыки, используя знания таблицы
умножения и деления на 3.
Анализировать текстовую задачу с
терминами «цена», «количество»,
«стоимость», выполнять краткую запись
задачи разными способами, в том числе в
табличной форме.
Анализировать текстовую задачу с
величинами: «масса одного предмета»,
«количество предметов», «общая масса»,
выполнять краткую запись задачи разными
способами, в том числе в табличной
форме.
Применять правила о порядке выполнения
действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Вычислять
значения числовых выражений в 2-3
действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую
терминологию при чтении и записи
числовых выражений.
Анализировать текстовую задачу и
выполнять краткую запись задачи разными
способами, в том числе в табличной
форме.

8

Чётные и нечётные
0,5
числа.
Таблица умножения и
деления с числом 3

1,5

9

Решение задач с
величинами «цена»,
«количество»,
«стоимость»

0,5

1,5

10

Решение задач с
величинами «масса»,
«количество»

0,5

1,5

11

Порядок выполнения
действий

0,5

1,5

12

Решение задач с
величинами «расход
ткани на один
предмет»,
«количество
предметов», «расход
на все предметы»
Повторение
пройденного.
«Что узнали. Чему
научились».
Тест по теме
«Табличное
умножение и
деление».
Закрепление решения
числовых выражений

0,5

1,5

0,5

1,5

Соотносить результат проведённого
самоконтроля с целями, поставленными
при изучении темы, оценивать их и делать
выводы.

0,5

1,5

Научатся решать числовые выражения на
умножение и деление с числами 2,3,4;

13

14

15

на умножение и
деление с числами
2,3,4
Задачи на увеличение
числа в несколько раз

пользоваться таблицей умножения и
деления.
0,5

1,5

16

Задачи на
уменьшение числа в
несколько раз

0,5

1,5

17

Решение задач на
увеличение
(уменьшение) числа в
несколько единиц

0,5

1,5

18

Таблица умножения и 0,5
деления с числом 5

1,5

19

Задачи на кратное
сравнение

0,5

1,5

20

Решение задач на
кратное сравнение

0,5

1,5

21

Решение задач.

0,5

1,5

22

Таблица умножения и 0,5
деления с числом 6

1,5

Моделировать с использованием
схематических чертежей зависимости
между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими
способами. Объяснять выбор действия для
решения.
Моделировать с использованием
схематических чертежей зависимости
между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими
способами. Объяснять выбор действия для
решения.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или
самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи,
обнаруживать и устранять ошибки при
решении.
Воспроизводить по памяти таблицу
умножения и соответствующие случаи
деления с числом 5.
Вычислять значения числовых выражений
с изучаемыми действиями.
Моделировать с использованием
схематических чертежей зависимости
между величинами. Решать задачи
арифметическими способами. Объяснять
выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или
самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи.
Выполнять задания творческого и
поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
Соотносить результат проведённого
самоконтроля с целями, поставленными
при изучении темы, оценивать их и делать
выводы.
Воспроизводить по памяти таблицу
умножения и соответствующие случаи
деления с числом 6.

23

Решение составных
задач

0,5

1,5

24

Задачи на
нахождение
четвёртого
пропорционального
Закрепление решения
задач изученных
видов
Площадь.
Сравнение площадей
фигур

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

27

Квадратный
сантиметр

0,5

1,5

28

Площадь
прямоугольника

0,5

1,5

29

Таблица умножения и 0,5
деления с числом 8

1,5

30

Решение задач
изученных видов

0,5

1,5

31

Таблица умножения и 0,5
деления с числом 9

1,5

32

Квадратный дециметр 0,5

1,5

25

26

Вычислять значения числовых выражений
с изучаемыми действиями.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или
самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи
Составлять план решения задачи на
нахождение четвёртого
пропорционального.
Наблюдать и описывать изменения в
решении задачи при изменении её
условия.
Сравнивать геометрические фигуры по
площади «на глаз», путём наложения одной
фигуры на другую, с использованием
подсчёта квадратов.
Измерять площади фигур в квадратных
сантиметрах. Решать составные задачи,
совершенствовать вычислительные
навыки.
Выводить правило вычисления площади
прямоугольника. Совершенствовать
вычислительные навыки. Решать
уравнения, задачи.
Составлять таблицу умножения и деления
с числом 8.
Вычислять значения числовых выражений
с изучаемыми действиями.
Анализировать задачи, устанавливать
зависимости между величинами,
составлять план решения задачи, решать
текстовые задачи разных видов.
Составлять таблицу умножения и
соответствующие случаи деления с числом
9;
решать задачи изученных видов;
сравнивать именованные числа.
Измерять площади фигур в квадратных
дециметрах. Находить площадь
прямоугольника и квадрата.
Совершенствовать знание таблицы
умножения, умения решать задачи.

33

Закрепление таблицы
умножения.

0,5

1,5

34

Квадратный метр

0,5

1,5

35

Решение задач

0,5

1,5

36

0,5

1,5

37

Повторение
пройденного «Что
узнали. Чему
научились»
Умножение на 1

0,5

1,5

38

Умножение на 0

0,5

1,5

39

Умножение и деление 0,5
с числами 1, 0

1,5

40

Деление нуля на
число

0,5

1,5

41

Решение задач в 3
действия

0,5

1,5

42

Окружность. Круг.

0,5

1,5

43

Диаметр окружности
(круга)

0,5

1,5

Совершенствовать знание таблицы
умножения, решать задачи. Выполнять
задания на логическое мышление.
Измерять площади фигур в квадратных
метрах. Находить площадь
прямоугольника и квадрата.
Совершенствовать знание таблицы
умножения, умения решать задачи.
Анализировать задачи, устанавливать
зависимости между величинами,
составлять план решения задачи, решать
текстовые задачи разных видов.
Выполнять задания творческого и
поискового характера. Дополнять задачирасчёты недостающими данными и решать
их.
Умножать любое число на 1.
Совершенствовать знание таблицы
умножения, умения решать задачи.
Выполнять задания на логическое
мышление.
Умножать на 0. Совершенствовать знание
таблицы умножения, умения решать задачи,
уравнения. Выполнять задания на логическое
мышление.
Делить число на то же число и на 1.
Совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать задачи.
Выполнять деление нуля на число, не
равное 0. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
Анализировать задачи, устанавливать
зависимости между величинами,
составлять план решения задачи, решать
текстовые задачи разных видов.
Чертить окружность (круг) с
использованием циркуля. Моделировать
различное расположение кругов на
плоскости. Классифицировать
геометрические фигуры по заданному
основанию
Чертить диаметр окружности.
Находить долю величины и величину по
её доле.

44

Решение задач на
доли

0,5

1,5

45

Единицы времени.
Год. Месяц. Сутки

0,5

1,5

46

Умножение и деление 0,5
круглых чисел
Деление вида 80:20

1,5

47

Умножение суммы на
число

0,5

1,5

48

Умножение
двузначного числа на
однозначное

0,5

1,5

49

Выражения с двумя
переменными

0,5

1,5

50

Деление суммы на
число

0,5

1,5

51

Деление двузначного
числа на однозначное

0,5

1,5

52

Связь между числами
при делении.
Проверка деления

0,5

1,5

53

Случаи деление вида
87: 29, 66: 22

0,5

1,5

Соотносить результат проведённого
самоконтроля с целями, поставленными
при изучении темы, оценивать их и делать
выводы.
Переводить одни единицы времени в
другие: мелкие в более крупные и крупные
в более мелкие, используя соотношения
между ними. Рассматривать единицы
времени: год, месяц, неделя.
Знакомиться с приёмами умножения и
деления на однозначное число двузначных
чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять
внетабличное умножение и деление в
пределах 100 разными способами.
Знакомиться с различными способами
умножения суммы двух слагаемых на
какое-либо число. Использовать правила
умножения суммы на число при
выполнении внетабличного умножения.
Учиться умножать двузначное число на
однозначное и однозначное на двузначное.
Повторять переместительное свойство
умножения и свойство умножения суммы
на число.
Вычислять значения выражений с двумя
переменными при заданных значениях
входящих в них букв, используя правила о
порядке выполнения действий в числовых
выражениях
Делить различными способами на число
сумму, каждое слагаемое которой делится
на это число. Использовать правила
умножения суммы на число при
выполнении деления.
Использовать правила деления суммы на
число при решении примеров и задач.
Совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать задачи.
Совершенствовать навыки нахождения
делимого и делителя. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
Делить двузначное число на двузначное
способом подбора.

54

Проверка умножения
делением

0,5

1,5

55

Решение уравнений

0,5

1,5

56

Деление с остатком.
Приёмы нахождения
частного и остатка

0,5

1,5

57

Деление с остатком
методом подбора.
Задачи на деление с
остатком
Случаи деления, когда
делитель больше
делимого.

0,5

1,5

0,5

1,5

59

Проверка деления с
остатком

0,5

1,5

60

Устная нумерация
чисел в пределах
1000

0,5

1,5

61

Образование и
0,5
название трёхзначных
чисел

1,5

62

Разряды счётных
единиц

0,5

1,5

63

Письменная
нумерация чисел в
пределах 1000

0,5

1,5

58

Учиться проверять умножение делением.
Чертить отрезки заданной длины и
сравнивать их.
Решать уравнения на нахождение
неизвестного множителя, неизвестного
делимого, неизвестного делителя.
Выполнять деление с остатком, делать
вывод, что при делении остаток всегда
меньше делителя. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
Делить с остатком, опираясь на знание
табличного умножения и деления. Решать
простые и составные задачи.
Рассмотреть случай деления с остатком,
когда в частном получается нуль (делимое
меньше делителя).
Совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать задачи.
Выполнять деление с остатком и его
проверку.
Совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать задачи.
Читать трёхзначные числа. Знакомиться с
новой единицей измерения – 1000.
Образовывать числа из сотен, десятков,
единиц; называть эти числа.
Образовывать и называть числа
натурального ряда от 100 до 1000.
Совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать уравнения, задачи
Знакомиться с десятичным составом
трёхзначных чисел. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
уравнения, задачи, преобразовывать
единицы длины.
Записывать трёхзначные числа.
Упорядочивать заданные числа,
устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность,
продолжать её или восстанавливать
пропущенные в ней числа.

64

Увеличение,
уменьшение чисел в
10 раз, в 100 раз

0,5

1,5

65

Замена трёхзначного 0,5
числа суммой
разрядных слагаемых.

1,5

66

Письменная
нумерация чисел в
пределах 1000.
Приёмы устных
вычислений.
Сравнение
трёхзначных чисел.

0,5

1,5

0,5

1,5

Устная и письменная
нумерация чисел в
пределах 1000.
Тест по теме
«Нумерация чисел в
пределах 1000».
Единицы массы.
Грамм.

0,5

1,5

0,5

1,5

Приёмы устных
вычислений
вида 450 + 30,
620–200, 470 + 80,
560–90, 260 + 310,
670–140
Алгоритм
письменного
сложения и
вычитания
трёхзначных чисел

0,5

1,5

0,5

1,5

Виды треугольников.
Тест по теме
«Сложение и
вычитание в пределах
1000».

0,5

1,5

67

68

69

70

71

72

Увеличивать и уменьшать натуральные
числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на
кратное и разностное сравнение. Читать,
записывать трёхзначные числа.
Заменять трёхзначное число суммой
разрядных слагаемых. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
Рассматривать приёмы сложения и
вычитания, основанные на знании
разрядных слагаемых. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать
задачи.
Рассматривать приёмы сравнения
трёхзначных чисел.
Проверять усвоение изучаемой темы.
Выделять количество сотен, десятков,
единиц в числе. Совершенствовать
вычислительные навыки, умение
сравнивать, соотносить единицы
измерения длины. Оценивать результаты
освоения темы
Переводить одни единицы массы в другие,
используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе,
упорядочивать их.
Выполнять устно вычисления в случаях,
сводимых к действиям в пределах 1000,
используя приёмы сложения и вычитания
чисел, запись которых оканчивается
нулями. Закреплять умения делить с
остатком, решать задачи.
Применять алгоритм письменного
сложения чисел и выполнять эти действия
с числами в пределах 1000.
Контролировать пошагово правильность
применения алгоритмов арифметических
действий при вычислениях.
Различать треугольники по видам
(разносторонние и равнобедренные, а
среди равнобедренных – равносторонние)
и называть их.

Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
— сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
— выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать
геометрические фигуры;
— классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи водно действие) по выбранному признаку;
— прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и
математическихотношений, описанных в задаче;
— различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
— выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов,
использованиеалгоритма);
— соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической
ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному правилу;моделировать предложенную практическую
ситуацию;
— устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
Работа с информацией:
— читать информацию, представленную в разных формах;
— извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на
диаграмме;
— заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж;
устанавливать соответствие между различными записями решения задачи;
— использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для
установления ипроверки значения математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— использовать математическую терминологию для описания отношений и
зависимостей;
— строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;
— объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в
… », «равно»;использовать математическую символику для составления числовых
выражений;
— выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения
величины к другим в соответствии с практической ситуацией;
— участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.

Универсальные регулятивные учебные действия:
—
—
—
—

проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности

вычисления;
— проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.
Совместная деятельность:
— при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить
разные решения;определять с помощью цифровых и аналоговых приборов,
измерительных инструментов длину, массу, время);
— договариваться о распределении обязанностей в совместном труде,
выполнять ролируководителя, подчинённого, сдержанно принимать
замечания к своей работе;
— выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.
Планируемые результаты
Изучение математики в 3-4 классах направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы
следующиеличностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, дляразвития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и
доказывать илиопровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числепри оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду
и уверенность своих силахпри решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности примененияматематики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;

— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения
трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться
разнообразнымиинформационными средства ми для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(часть-целое;причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решенияучебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи,текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов
курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическую
терминологию: различать, характеризовать, использовать для
решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор
вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию вразных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями
учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источникиинформации.
—
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое
рассуждение;

— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять
полученный ответ сиспользованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать
вопросы, высказыватьсуждения, оценивать выступления участников, приводить
доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание
(например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении
задачи), инструкция (например,измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
— составлять по аналогии;
— самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых впроцессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно
оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск
путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствамобучения, в том числе
электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.

Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов,приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализаинформации;

— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать
пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в
заданное число раз (в пределах 1000);
— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах
100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на
однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);
— выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1, деление с остатком;
— устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения
числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические
действия сложения, вычитания, умножения и деления; использовать при
вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
— находить неизвестный компонент арифметического действия;
— использовать при выполнении практических заданий и решении задач
единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм,
килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль),
— преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
— определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных
инструментовдлину, массу, время;
— выполнять прикидку и оценку результата измерений;
— определять продолжительность события; сравнивать величины длины,
площади, массы,времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение
«больше/ меньше на/в»;
— называть, находить долю величины (половина, четверть); знать и использовать
при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара,определение
времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;
— выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и
деление величины наоднозначное число;
— решать задачи в одно, два действия: представлять текст задачи, планировать
ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой
способ решения), оцениватьответ (устанавливать его реалистичность, проверять
вычисления);
— конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить
прямоугольник,многоугольник на заданные части;
— сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
— находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь
прямоугольника (квадрата),используя правило/алгоритм;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами:
«все»,
«некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;
— формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения

(одно/двухшаговые), втом числе с использованием изученных связок;
— классифицировать объекты по одному, двум признакам; извлекать и
использовать информацию, представленную в таблицах с данными о
реальных процессах и явленияхокружающего мира (например,
расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например,
ярлык, этикетка);
— структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
— составлять план выполнения учебного задания и следовать ему;
— выполнять действия по алгоритму;
— сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
— выбирать верное решение математической задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 3–4 классы.
2. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 3,4 кл. В 2 ч.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3,4 класс.
4. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы.
5. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика. Методические
рекомендации. 4класс.
6. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс.
7. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 3–4 классы.
8. Алексеева А.Н. Тренажёр по математике для подготовки к ВПР 4 класс
9. Яценко И.Ф. Тренажёр по математике 4 класс
10. Буряк М.В. QR – МАТЕМАТИКА 3 – 4 КЛАССЫ
11. Буряк М.В. Комбинированные примеры за 10 минут в день
12. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Большой тренажёр по математике 3 класс
13. Буряк М.В. Универсальные учебные действия МАТЕМАТИКА 3 класс
14. Селиванова М.С 100 задач по математике 1 – 4 классы
15. Буряк М.В. Математические раскраски – Задачи (9+)
16. Невмержицкая Анна Блокнот развития математического мышления

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».