островок чудес Сукнёва_образовательная программа 2022-23

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03

Принята на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от 29.08.2022 г.

от 25. 08. 2022 г.

Утверждено:
приказом № _112_
от « 29 » августа 2022 г.
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________ Н. Ю. Антипова

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности
«Островок чудес»
для обучающихся с ОВЗ
Возраст обучающихся: 5-14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Сукнева Мария Александровна,
педагог дополнительного
образования

Улан-Удэ, 2022 г.

Пояснительная записка
Общеразвивающая программа творческой направленности «Островок
чудес» адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями в
здоровье и учитывающая особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности ребенка разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1.

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от

29.12.2012 г.;
2.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
3.
период

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
до

2025

года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
4.
№196

Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г
«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.

Методические

дополнительных

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института
развития образования» 2015 г.;
6.
г.

N

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
816

"Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ"
7.

Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в

Республике Бурятия»;

8.

Концепция развития дополнительного образования детей в

Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
9.

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
10.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
(VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
11.

Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города

Улан-Удэ».
12.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения

дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО
«ДТОР» приказ № 198 от «27» 04. 2017 г.
Данная программа творческой направленности ориентирована на
укрепление

психического

здоровья

детей

с

ОВЗ

по

средствам

художественного самовыражения и может рассматриваться как важный
психопрофилактический фактор.
Программа

учитывает

специфические

особенности

умственного,

сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного
развития детей с ОВЗ в условиях дополнительного общеобразовательного
учреждения.

Актуальность данной программы
Новизна данной программы заключается в использовании методов арттерапии как способа психологической работы с детьми с особенностями в
развитии.
В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арттерапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это
особенно актуально при работе с детьми ограниченными возможностями,
которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние,
трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает
возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его
эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера
способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к
позитивным результатам психологической помощи.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением
психического здоровья ребенка.
Цели программы:
 Формирование психологического здоровья и всестороннее развитие
детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии;
Для достижения цели, нужно решить ряд задач:
Обучающие задачи
 Обучить правилам техники безопасности, требованиям к организации
рабочего места;
 Освоить приёмы и способы работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление поделок;
 Выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
 Изучить различные природные материалы и подручные средства.
Развивающие задачи
 Формирование образного мышления и творческого воображения;

 Развитие мелкой и крупной моторики;
 Сенсорное развитие;
 Эмоциональное развитие и вовлечение ребенка в развивающее
взаимодействие;
 Расширение знаний об окружающем и о своем внутреннем мире;
Воспитательные задачи
 Развитие личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление
дезадаптации, тревожности, страхов;
 Выработка настойчивости в достижении цели;
 Воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
 Формирование способов эффективного взаимодействия коммуникации
(умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть
успехи других, оценить свои достоинства);
 Воспитание умения довести начатое дело до конца.
Общеразвивающая программа творческой направленности «Островок
чудес» имеет под собой методологические и теоретические основания. В
качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие
построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
 Гуманизм - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного
подхода;
 Системный

подход-рассмотрения

ребенка

как

целостного,

качественного, своеобразного, динамично развивающего субъекта;
 Реалистичность-учет реальных возможностей ребенка ОВЗ;
 Индивидуально-дифференцированный подход-изменение содержания,
форм и способов учебно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка, целей работы.

Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п

1

Из них:
Наименование темы

Вводное занятие: инструктаж по
технике безопасности. Введение в
учебный курс. Знакомство с
правилами группы. Установление
межличностных контактов в группе.
Знакомство с изобразительной
техникой марания.

Всего
часов

Теория

Практика

Форма контроля и
аттестации

Обратная связь
2

2

3

3

5

5

10

10

Знакомство с методами арттерапии.

рефлексия

Материалы: бумага разного формата;
краски, губки, кисточки, клубок
ниток, одноразовые тарелочки;

«Музыка-настроение».
Музыкотерапия.

2

Цель: способствовать умению
передавать настроение музыки,
снятие эмоционального напряжения,
развитие творческого самовыражения.

Обратная связь
рефлексия

Материалы: краски, альбомы, музыка.

Сказкотерапия. Сказочная
импровизация.

3

Цель: на вербальном и
эмоциональном уровне показать
ребенку что такое хорошо, что такое
плохо, примерить на себя роли
обидчика и обиженного, сильного и
слабого, развивать умение
высказывать свое мнение по
проблеме.

Обратная связь
рефлексия

Материалы: альбом, карандаши.

Я и мои эмоции.

4

Цель: обучение ребенка выражать
собственные эмоции, угадывать
чувства и настроения окружающих,
обучение навыкам саморегуляции.
Материалы: клубок, карточки с
названиями эмоций, альбомы, краски,
карандаши, пластилин, глина.

Обратная связь
рефлексия

5

«Мой мир»
Цель: раскрытие потенциальных
возможностей детей, развитие
положительных эмоциональных
переживаний, творческое
саморазвитие(фотоколлаж)

Обратная связь
3

3

рефлексия

Материалы: ватманы, ножницы, клей,
фломастеры, карандаши, журналы,
фото.
Игротерапия.Куклотерапия
6

7

Цель: развитие саморегуляции,
умения контролировать свои эмоции,
снятие напряжения.

Обратная связь
2

2

рефлексия

«Я и моя семья». Изотерапийная игра.

Обратная связь

Цель: выявить своеобразие
эмоционального благополучия
ребенка в семье, зафиксировать
позитивное отношение к родителям,
осознание родственных чувств,
чувства безопасности.

рефлексия

2

2

Материалы: фломастеры, карандаши,
альбомы, клей, цветная бумага,
ножницы.
«Исследуем себя». Эмоционально
личностное развитие.

8

Цель: развивать самоощущение,
принятие себя таким, какой ты есть,
развивать ощущение внутренней
сосредоточенности.

Обратная связь
рефлексия

3

3

3

3

1

1

Материалы: фломастеры, альбомы,
клей, картон, салфетки, крупа,
семечки.
«Я и другие».

9

Цель: создание положительного
эмоционального состояния,
дружественной атмосферы,
формирование социального доверия,
сплоченности, принадлежности к
группе.

Обратная связь

Материалы: фломастеры, альбомы,
музыка.
Работа с тестом. Лепка.
Групповой коллаж. «Мой мир»
10

Цель: раскрытие потенциальных
возможностей детей, эффективным

рефлексия

методом взаимодействия в группе,
развитие положительных
эмоциональных переживаний,
творческоесаморазвитие.Материалы:
цветное тесто, бусины, крупа, спички,
семечки.

11

Заключительное занятие. «Дарим
радость». Подведение итогов.

Обратная связь

Всего часов

2

2

36

36

рефлексия

Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: (лекция, беседа). Знакомство с мамой, с ребенком. Инструктаж
по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение
в учебный курс. Знакомство с правилами. Установление межличностных
контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.
Цель: Создание благоприятной атмосферы. Знакомство с методами
арттерапии.
Материалы: бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок
ниток, одноразовые тарелочки;
 Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
 «Мое настроение» техника марания
 «Мое имя» рисуем имя
В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных
рисунках ребенка, выполненных в абстрактной манере. Беседа на тему
«Какое мое настроение сегодня?». От чего может менятся настроение?
Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев
изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и
чувства вызывает рисунок?
 Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Занятие

2.

«Осенняя

фантазия».

Работа

с

сухими

листьями.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами
рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами
шиповника, желуди, шишки ели и сосны, сухие листья, клей, ножницы,
карандаши, фломастеры, тарелочки. и т.д.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки,
воображения, стимулирование положительных эмоций.
 Ритуал начала занятия «Ритм настроения»
 Беседа на тему: Что такое осень? Какая она осень? Что
происходит осенью? Какие листья вы знаете?
 Просмотр картинок с осенними пейзажами;
 «Брызги осени»
Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе
бумаги. Затем, на лист бумаги простым карандашом наносится рисунок.
Клеем, который выдавливается из тюбика, обводится рисунок. Затем сухие
листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над
клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Клею дают высохнуть. Работы обсуждаются.
 «Я- листочек»
Все ребята встают в круг. «Закройте глазки. Я считаю: раз-два-три. Вот
вы и листочки. Кто желтый листочек, кто красный, кто зеленый. Живут наши
листочки на могучем дереве. Вот такое могучее дерево (Все тянут руки
вверх). Листочкам хорошо. Солнышко их пригревает.

Но вдруг подул

сильный ветер. От сильного ветра листочки один за другим стали падать на
землю. Падают листочки неслышно, плавно. Легли на землю и отдыхают.
Солнышко пригревает. Пришли жучки паучки пощекотали листики,
прилетели птички потоптали наши листики. Подул теплый ветерок и поднял
наши листики…..полетели листики…далеко…далеко..там тепло…и светит
солнышко…Я считаю раз-два-три. И мы вернулись обратно в класс.
 Ритуал прощания «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью
рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться
друг с другом, потанцевать, попрощаться.
Тема 2 «Музыка- настроение»
Занятие 1
Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие
эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Материалы: краски, альбомы, музыка.
 Ритуал начала занятия «Как звучит мое имя?»
Дети проигрывают на маракасах, колокольчиках звуки своего имени и
говорят о том какое у каждого сегодня настроение.
 «Музыка-настроение»
Упражнение с использованием музыкальных композиций. Дети
прослушивают

4

музыкальных

композиции

совершенно

разных

по

направлению и стилю. После каждой композиции дети пытаются передать на
бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки. Так 4 раза. После
чего идет обсуждение всех работ. «Какие эмоции вызвала музыка, какая
композиция больше подходит ребенку?»
 «Массажная гимнастика»
Занятие 2
 Ритуал начала занятия «Как сегодня звучит мое имя?»
 Знакомство

с

музыкально-шумовым

инструментом

«Море»,

знакомство с настроением;
 Игра «Море волнуется…»
 Творческое упражнение «Рисуем пальчиками»
 Рисование под музыку; работа с рисунком.
Занятие 3
Ритуал

начала

занятия

«Дыхательные

упражнения»

(3

мин.)

Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними

плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная
мелодия в обработке А.Донас).
Разгадка ребуса детьми (музыкальные инструменты). Работа с
карточками. Творческая работа на тему «Если б я был музыкальным
инструментом». Релаксация (7 мин.) Упражнения с элементами мышечного
расслабления. Под медленную музыку лежа на полу на вдох поднимать
животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.
Тема 3. Сказкотерапия. Сказочная импровизация. (5 часов)
Занятие 1
Ритуал начала занятия «Ритм настроения». «Несуществующий зверек».
Используя

бумагу,

фольгу

создайте

объёмную

композицию.

Тема

композиции: «Не существующий зверек». Можно пользоваться ножницами,
клеем, скотчем и пр. Можно (мять, рвать, вырезать.); затем из получившегося
материала нужно создать композицию. Можно вырезать фигурки из бумаги
(гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет,
использовать клей, скотч. Обсуждение. Что получилось? Нравится ли это
обладателю.

Хотелось

бы

что-нибудь

дополнить?

Релаксационное

упражнение. Ритуал прощания «Круг друзей». Стоя в круге, все держатся за
руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу
чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать,
попрыгать, попрощаться.
Занятие 2
Минутка вхождения в сказку «Сердце». Сказка о нежных Теплышках.
Слушаем сказку под спокойную музыку. Упражнение «Теплышки».
Рисование «Добро и зло». Когнитивное упражнение «Чаша Добра».
Релаксация сидя на полу.
Занятие 3
Минутка вхождения в сказку «Колокольчики». Сказка о разноцветной
звезде.

Упражнение

«Воображаемая

живопись) «Звездочки». Обсуждение.

звезда».

Пуантилизм

(пальцевая

Занятие 4
Минутка вхождения в сказку «Ракушка». Рисунок на песке «Поможем
ракушке» Игра с песком. Обсуждение.
Занятие 5
Минутка вхождения в сказку «Волшебный цветок». Творческое
упражнение «Кляксы». Телесно-ориентировочное упражнение «Жаба и
змея». Релаксация.
Тема 4. Я и мои эмоции (10 часов)
Занятие 1
Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции. Кто может вызвать
эмоции?». Ритуал начала занятия «Клубок эмоций». «Рисование собственной
эмоции». Детям на листах бумаги предлагается изобразить собственную
эмоцию. После окончания работы каждый участник рассказывает про свои
эмоции,

называя

их.

«Угадай

эмоцию».

Используются

карточки

с

изображениями эмоций. Ритуал прощания «Ладошки»
Занятие 2 Я и мои эмоции. Обида. Злость.
Ритуал начала занятия «Ритм настроения». Работаем с глиной лепим
«Обиду. Злость». После чего ребенок должен смять свою злость и обиду и
слепить прощание. «Прощание с обидой и злостью. Все ребята сидят в круге.
Мысленно берут в ладони свою злость и обиду, и начинают хлопать, стучать
по полу ладонями, тем самым избавляясь от негативных эмоций.
Релаксационное упражнение под музыку.
Занятие 3
Разминка «Повтори за мной, ритм». Дыхательное упражнение (1 м.).
Творческая работа «Страна эмоций» рисуем красками с элементами
аппликации из салфеток. Обсуждение. Релаксация.
Занятие 4
Разминка «Повтори за мной, ритм». Упражнение “импульс”, работа с
пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд). Творческая
работа «Создаем маски» с элементами аппликации из разных круп, семечек и

т.п. Расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”. Снятие мышечного
напряжения.
Занятие 5 «Я леплю из пластилина»
Разминка. Образ и пластика настроения «Пластилиновый город».
Коллективная лепка — созданием единого цветного «Шара настроений» из
отдельных пластилиновых фрагментов. Расслабление под музыку “Отдых на
берегу моря”. Снятие мышечного напряжения.
Занятие 6«Раскрашиваем чувства»
Разминка «Повтори за мной, ритм». Упражнения “Гномы”, “Зеркало”
(Изотерапия на стекле) монотипия. Обсуждение работ.
Занятие 7«Рисуем пластилином, радость»
Разминка "Тренируем эмоции». Упражнение «Горячий мяч - холодный
мяч». Дидактическая игра «Отгадай картинку». Творческая работа «Рисуем
пластилином, радость». Релаксационные упражнения.
Занятие 8 «Дорисуй эмоцию».
Разминка «Передай мячик». Пластилинография «Дорисуй эмоцию».
Игра "Зеркало" (на развитие наблюдательности и коммуникативных
способностей). Релаксационные упражнения.
Занятие 9 «Компас настроения»
Разминка «Одна ладошка-один кулак». Изготовление из бумажных
тарелок

«Компас

настроения».

Упражнение

«Ласковые

ладошки».

Релаксационные упражнения.
Занятие 10 «Театр эмоций»
Разминка «Угадай эмоцию-покажи на картинке». Упражнение –
«Пантомимы» Карточки с эмоциями для упражнения. Работа с фольгой –
создаем объёмную фигуру-кувшин эмоций. Релаксационные упражнения.
Тема 5. Мой мир (3 часа)
Занятие 1
Разминка

«Взаимное

цитирование».

фотокнижками. Релаксационные упражнения.

Работа

с

тематическими

Занятие 2 «Мандала твоего пространства»
Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики. Арттерапевтическое упражнение «Мандала твоего пространства» рисуем на
большом ватмане А2.
Занятие 3 «Мое имя в мире»
Разминка «Лягушка хочет в пруд». Упражнение «Рисуем круги»,
фрактальный метод- закрашиваем цветными карандашами. Релаксационные
упражнения.
Тема 6. Игротерапия. Куклотерапия (2часа)
Занятие 1
Разминка. Мастерим куклу из цветной пряжи. Релаксационные
упражнения.
Занятие 2
Разминка.

Куколка

на

палец

(мастерим

куклу

из

бумаги).

Релаксационные упражнения.
Тема 7. Я и моя семья (2 часа)
Занятие 1
Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.
«Часики». Рисунок семьи. Релаксационные упражнения.
Занятие 2
Разминка. Работа с песком. Проективная игра в песочнице «Моя
семья». Релаксационные упражнения.
Тема 8. «Исследуем себя». Папье маше. (3 часа)
Занятие 1«Автопортрет». Разминка. Автопортрет из папье маше.
Релаксационные упражнения.
Занятие 2
Разминка. Рисуем свой контур тела (на обоях) автопортрет в
натуральную величину. Релаксационные упражнения.
Занятие 3

Разминка. Техника «Ниткография» рисуем образы. Релаксационные
упражнения.
Тема 9. Я и другие (3 часа)
Занятие 1
Разминка. Работа с тестом «Я и другие». Релаксационные упражнения.
Занятие 2
Разминка.

Каляки-маляки

(каракульное

рисование,

кляксы).

Релаксационные упражнения.
Занятие 3
Разминка. Упражнение «Процарапывание» работа с глиной, воском,
тестом или пластилином. Релаксационные упражнения.
Тема 10. Групповой коллаж. «Мой мир» (1 час)
Разминка.

Групповой

коллаж.

«Мой

мир».

Релаксационные

упражнения.
Тема 11. Дарим радость». Подведение итогов. (1 час)
Разминка. Просмотр фотокнижки. Подведение итогов.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Наименование темы
п/п

Из них:

Всего
часов

Теория

Форма контроля

Практика

и аттестации

Вводное занятие: инструктаж по
технике безопасности. Введение в
учебный курс. Знакомство с
правилами группы. Установление
межличностных контактов в группе,
настрой на совместную работу.
1

«Волшебные краски»

Обратная связь
1

1
рефлексия

Задачи: сенсорно-перцептивное
развитие, снятие эмоционального
напряжения, развитие гибкости,
оригинальности мышления.
Материалы: бумага разного формата,

гуашь жидкая, пластмассовые
стаканчики, растительное масло,
мука, клей ПВА, крупная соль,
салфетки для вытирания рук.
1 раздел
Самораскрытие, работа с образом «Я».
Развитие чувства собственной значимости
«Планета счастья»
Пальчиковая живопись
Цель: спонтанное самовыражение,
снижение уровня тревожности,
2

развитие вариативности мышления,

Обратная связь
1

1

восприятия, креативности. Снятие

рефлексия

эмоционального напряжения,
развитие творческого
самовыражения.
Материалы: краски, альбомы, музыка.
Рисование эбру- красками
«Морские узоры».
Цель: познание себя, повышение
3

уверенности в себе, спонтанное

Обратная связь
1

1

самовыражение, снижение уровня

рефлексия

тревожности, развитие навыков
эффективного взаимодействия,
развитие воображения,
ассоциативного мышления.
«Фигуры с закрытыми глазами»
Лепка из солёного теста
4.

Цель: снятие психоэмоционального

1

1

3

3

напряжения, развитие беглости,
гибкости, оригинальности мышления,
воображения.
«Цветные камушки»
Цель: развитие воображения,
исследовательской деятельности,
5.

связной речи и мелкой моторики
руки, снятие тревожности,
агрессивности и страхов,
расслабление.

«Изготовление мозаики»
«Яичная мозаика»
6.

«Бумажная мозаика»

2

2

Цель: развитие воображения, связной
речи и мелкой моторики рук.
7

Инсталляция «Мир на ладошке»

1

1

8.

Ассамбляж

1

1

2 раздел
Коммуникация
Бумажная пластика.
2

2

1

1

«Волшебные нитки»

1

1

Пейзаж – мое настроение

1

1

Цель: развитие умения
контролировать свои действия;
«Что ты видишь?» В технике
мокрого валяния.
Цель: развитие пространственного
мышления. Сенсорное развитие.

3 Раздел
«Я и мои эмоции»
«Я закрываю глаза»
«Цветной мир»
Цель: развитие социального

2

2

«Рисунок угольными мелками»

1

1

«Кофейные пятна»

1

1

Техника «Каракули»

1

1

интеллекта, чувства собственной
значимости;

Папье- маше «Две маски “Я”».
Цель: творческое самовыражение,
развитие творческого мышления,
креативности. Снятие тревожности,

1

1

1

1

1

1

1

1

эмоционального напряжения,
развитие воображения, фантазии,
гибкости, оригинальности,
ассоциативности мышления.
Индейские мандалы (плетение
индейской мандалы)
Цель: самовыражение, расслабление,
создание установки на достижения и
позитивные изменения, развитие
креативности и ассоциативного
мышления. Задачи: развитие
саморегуляции, актуализация чувств,
снятие психоэмоционального
напряжения, развитие
оригинальности, гибкости мышления,
актуализация возможностей для
самоизменения, активизация
внутренних ресурсов.
Кукла из фольги
Цель: развитие самосознания,
самовыражение, развитие
творческого мышления, воображения.
Задачи: актуализация чувств, снятие
психоэмоционального напряжения,
развитие оригинальности мышления..
Необходимые материалы: фольга
пищевая, салфетки, листы бумаги,
ручки, релаксационная музыка.
«Карта моего внутреннего мира»
Цель: формирование представлений о
себе; осознание и выражение своих
чувств; эмоциональное сближение
ребёнка и родителей.

«Моя эмблема»
Цель: формирование представлений о
себе; осознание своих интересов,

1

1

1

1

устремлений; формирование
самоуважения; эмоциональное
сближение ребёнка и родителей.
«Пластилиновая композиция»
Цель: развитие сенсорноперцептивной сферы, развитие
воображения, оригинальности
мышления, творческое
самовыражение.
Раздел 3
Сенсорное развитие
Упражнения с глиной, воском,
тестом, пластилином

2

2

«Рисование на стекле»

1

1

Мандалотерапия

1

1

«Соленые рисунки и зубная

1

1

2

2

1

1

«Чудеса из теста»
«Сказочные фигуры из глины»

краска»
Ландшафтная арт-терапия
Работа с природными материалами.
Работа с песком
Цель: обучение ребенка выражать
собственные эмоции, угадывать
чувства и настроения окружающих,
4

обучение навыкам саморегуляции.

Обратная связь
рефлексия

Материалы: клубок, карточки с
названиями эмоций, альбомы, краски,
карандаши, пластилин, глина.
Заключительное занятие. «Наш
11

семейный плакат» Подведение

Обратная связь
1

1
рефлексия

итогов.
Всего часов

36

36

Содержание программы
2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж
по технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности.
Введение в учебный курс. Знакомство с правилами группы. Установление
межличностных контактов в группе. Просмотр презентации по технике
безопасности,

профилактики

гриппа

с

использованием

наглядного

материала.
Тема 2. «Планета Счастья». Пальчиковая живопись. (1час)
Спонтанное

самовыражение,

снижение

уровня

тревожности,

развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Снятие
эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Материалы: краски, бумага А3, музыка. Ритуал начала занятия «Ритм
настроения». Просмотр видеопрезентации «Космос» на большом экране.
Упражнение «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая
планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким
законам на ней живут? чем занимаются жители? Как твою планету зовут?
Нарисуй эту планету». Творческая работа на тему «Планета счастья» в
технике пальчиковой живописи.
Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе
бумаги. Работы обсуждаются. Ритуал прощания «Круг друзей». Стоя в
круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий
передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с
другом, потанцевать, попрощаться.
Тема 3 «Морские узоры». Рисование эбру- красками (1 час)
Познание себя, повышение уверенности в себе, спонтанное
самовыражение,

снижение

уровня

тревожности,

развитие

навыков

эффективного взаимодействия, развитие воображения, ассоциативного
мышления. Материалы: Клей ПВА, акриловые краски, молоко, крахмал,

емкость(лоток), пипетка, бумага А4. Ритуал начала занятия «Как звучит
мое имя?» Просмотр видеопрезентации на тему «Морские обитатели».
Творческая работа под спокойную музыку на тему «Морские узоры»
Обсуждение работ. Ритуал прощания «Ласковые ладошки».
Тема 4 «Фигуры с закрытыми глазами» Лепка из солёного теста
(1час)
Снятие

психоэмоционального

напряжения,

развитие

беглости,

гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Материалы: Соленое тесто, гуашь, кисточки, салфетки.
Ритуал начала занятия «Как сегодня звучит мое имя?». Знакомство с
музыкально-шумовым инструментом «Море», знакомство с настроением.
Игра «Море волнуется…» Творческое упражнение «Фигуры с закрытыми
глазами» лепка из соленого теста под музыку. Обсуждение работ. Ритуал
прощания.
Тема 5 «Цветные камушки» (3 час)
Занятие 1
Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной
речи и

мелкой моторики руки, снятие тревожности, агрессивности и

страхов, расслабление.
Материалы: Камушки, ракушки, скульптурный пластилин, картон
1.Ритуал начала занятия «Дыхательные упражнения» (3 мин.) Гимнастика
«активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи»,
«Повороты», «Маятник», «Насос». Работа с камушками разной формы и
размеров. Творческая работа на тему «Цветные камушки». Обсуждение
работ. Релаксация (7 мин.)
Упражнения

с

элементами

мышечного

расслабления.

Под

медленную музыку лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую
игрушку и на выдох опускать ее.
Занятие 2. «Цветные камушки»

Ритуал

начала

занятия

«Ритм

настроения».

Создание

объемной

композиции, используя разной формы и размеров камушки. Тема
композиции: «Мой сад радости». Обсуждение. Что получилось? Нравится
ли это обладателю. Хотелось бы что- нибудь дополнить? Релаксационное
упражнение. Ритуал прощания «Круг друзей».
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью
рукопожатий

передать

друг

другу

чувство

радости,

нежности,

поздороваться друг с другом, потанцевать, попрыгать, попрощаться.
Занятие 3 «Цветные камушки»
Минутка вхождения в сказку «Сердце». Сказка о нежных Теплышках.
Слушаем сказку под спокойную музыку. Упражнение «Теплышки».
Создание мозайки из мелких камней на тему «Добро и зло». Когнитивное
упражнение «Чаша Добра». Релаксация сидя на полу.
Тема 6 «Разноцветная звезда». Изготовление мозайки (1час)
Минутка вхождения в сказку «Колокольчики». Сказка

о разноцветной

звезде. Упражнение «Воображаемая звезда». Изготовление мозайки
«Разноцветная звезда». Обсуждение работ. Ритуал прощания «Ласковые
ладошки»
Тема 7 «Яичная мозайка» (1час)
Занятие направленно на создание уверенности в своих силах и
ситуации успеха у ребенка. Самоактуализация, развитие личности ребенка
и раскрытие потенциала.
Минутка

вхождения в сказку «Ракушка». Яичная мозайка

«Поможем ракушке». Обсуждение. Ритуал завершения.
Тема 8 «Волшебный цветок» Бумажная мозайка (1 час)
Минутка вхождения в сказку «Волшебный цветок». Телесноориентировочное упражнение

«Жаба

и

змея».

Творческая

«Волшебный цветок». Обсуждение работ. Релаксация.
Тема 9 «Мир на ладошке» Инсталляция (1 час)

работа

Ритуал начала занятия «Клубок эмоций». Нейроигры «Ладошки».
Игра «Разговор с руками». Творческая работа в технике инсталляции на
тему «Мой мир на ладошке». Обсуждение работ. Ритуал завершения
«Добрые ладошки».
Тема

10

«Необитаемый

остров»

Ассамбляж.

Объемная

композиция. (1 час)
Занятие направленно на совершенствование памяти, внимания,
развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
Материалы: Ватман, бумажные тарелки, стаканчики, салфетки, клей ПВА,
гуашь, кисточки.
Ритуал начала занятия «Ритм настроения». Беседа-рассуждение
«Необитаемый остров». Творческая работа. Детям необходимо придумать
и создать объемную композицию: жилье, еду и способы ее добывания,
воду, защиту от нападения и т.д. Также детям необходимо нарисовать
географическую карту острова: горы, пляжи, источники воды (возможно,
полезных ископаемых). Обсуждение работ. Ритуал прощания.
Тема

11

Бумажная

пластика. «Несуществующий

зверек».

Взаимодействие с бумагой. (1 час)
Занятие направленно на развитие творческого воображения, мелкой
моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного
общения, умения контролировать свои действия.
Материалы: Бумажные салфетки, клей ПВА, бумага А3.
Разминка «Повтори за мной, ритм». Дыхательное упражнение (1
м.) Минутка вхождения в сказку «Несуществующий зверек». Творческая
работа «Несуществующий зверек» в технике бумагопластики. Обсуждение
Релаксация
Тема 12 «Что ты видишь?» В технике мокрого валяния. (1 час)
Занятие направленно на развитие пространственного мышления.
Сенсорное развитие.

Материалы: Шерсть для валяния 3-4 цвета, детское мыло, бумага А3, клей
ПВА, масляная пастель, поднос.
Разминка «Повтори за мной, ритм». Упражнение “импульс”.
Творческая работа «Что ты видишь?»» в технике мокрого валяния под
спокойную музыку. Обсуждение работ, нахождение образов. Ритуал
завершения.
Тема 13 «Волшебные нитки» (1 час)
Занятие направленно на профилактику тревожности и страхов у
детей.
Материалы: Нитки мулине, клей ПВА, бумага А3.
Разминка. Знакомство со свойствами ниточек (выкладывание
простых

элементов). Создание сюжетной картины. Обсуждение работ.

Ритуал завершения.
Тема 14 «Пейзаж – мое настроение» (1 час)
Занятие направленно на развитие эмоционального отношения к
цвету как к средству самовыражения.
Материалы: Бумага А3, гуашь, кисточки. Разминка «Повтори за
мной, ритм». Упражнения “Гномы”, “Зеркало”. Изотерапия на тему
«Пейзаж- мое настроение». Обсуждение работ. Ритуал прощания.
Тема 15 «Я закрываю глаза» Песочная терапия (1 час)
Занятие направленно на развитие социального интеллекта, чувства
собственной значимости;
Материалы: Кварцевый песок, мелкие игрушки.
Ритуал входа в песочную страну под музыку. Игра "Отпечатки рук".
Работа в песочнице (создание картины) «В гостях у песочной феи».
Обсуждение. Релаксационные упражнения.
Тема 16 «Цветной мир» (1 час)
Занятие направленно на снятие эмоционального напряжения,
развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.
Материалы: Бумага А3, гуашь, кисточки.

Разминка

«Передай

мячик».

Игра

"Зеркало"

(на

развитие

наблюдательности и коммуникативных способностей). Творческая работа
на тему «Цветной мир». Релаксационные упражнения. Ритуал завершения
Тема 17 «Рисунок угольными мелками» (1 час)
Занятие направленно на развитие положительных эмоциональных
переживаний, творческое саморазвитие.
Материалы: Художественный уголь, бумага А3
Разминка «Одна ладошка-один кулак». Упражнение «Ласковые
ладошки». Творческая работа на тему "Автопортрет в образах".
Релаксационные упражнения.
Тема 18 «Кофейные пятна» (1 час)
Занятие направленно на творческое самовыражение, развитие
невербального

общения,

развитие

активности,

общей

моторики,

релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Материалы: Бумага А3, кофе, пипетки. Разминка «Угадай эмоциюпокажи на картинке». Упражнение –«Пантомимы» Карточки с эмоциями
для упражнения. Творческая работа «Кофейные пятна». Релаксационные
упражнения.
Тема 19. "Волшебные узоры" Рисуем пеной для бритья (1 час)
Разминка «Лягушка». Знакомство со свойствами пены. Творческая
работа "Волшебные узоры". Релаксационные упражнения
Тема 20 «Мандала твоего пространства» (1 час)
Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.
Арт-терапевтическое упражнение «Мандала твоего пространства» рисуем
на большом ватмане А2. Обсуждение. Ритуал завершения
Тема 21 «Каракули» (1 час)
Занятие направленно на развитие творческого восприятия, мелкой
моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.
Материалы: Бумага А3,тушь, коктейльные трубочки. «Мое имя в
мире»

Разминка «Лягушка хочет в пруд». Упражнение «Рисуем круги»,
фрактальный

метод-

закрашиваем

цветными

карандашами.

Релаксационные упражнения.
Тема 22 Папье- маше «Две маски “Я”» (1 час)
Занятие направленно на творческое самовыражение, развитие
творческого

мышления,

креативности.

Снятие

тревожности,

эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, гибкости,
оригинальности, ассоциативности мышления.
Материалы: Бумажное тесто, гуашь, клей ПВА.
Разминка. Мастерим маски «Я». Релаксационные упражнения
Тема 23. Индейские мандалы (плетение индейской мандалы) (1
час)
Занятие направленно на самовыражение, расслабление, создание
установки на достижения и позитивные изменения, развитие креативности
и

ассоциативного

мышления.

Задачи:

развитие

саморегуляции,

актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие
оригинальности, гибкости мышления, актуализация возможностей для
самоизменения, активизация внутренних ресурсов.
Материалы: Пряжа, нитки, ножницы, палочки.
Разминка. Мандала (плетение индейской мандалы). Релаксационные
упражнения. Обсуждение. Ритуал завершения занятия
Тема 24. «Кукла из фольги» (1 час)
Занятие направленно на развитие самосознания, самовыражение,
развитие творческого мышления, воображения. Задачи: актуализация
чувств,

снятие

психоэмоционального

напряжения,

развитие

оригинальности мышления.
Необходимые материалы: фольга пищевая, салфетки, листы бумаги,
ручки, релаксационная музыка.
Материалы: Фольга, нитки.
Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.

«Часики». Мастерим куклу. Релаксационные упражнения
Тема 25. «Карта моего внутреннего мира» (1 час)
Занятие направленно на формирование представлений о себе;
осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение ребёнка и
родителей. Бумага А3, обрезки цветной ткани, клей ПВА, пряжа.
Разминка. Работа с цветными тканями. Создание коллажа «Карта
моего внутреннего мира». Релаксационные упражнения
Тема 26. «Моя эмблема» (1 час)
Занятие направленно на формирование представлений о себе;
осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения;
эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Материалы: Пенопласт, клей ПВА, гуашь.
Разминка. Творческая работа «Моя эмблема». Релаксационные
упражнения.
Тема 27 «Пластилиновая композиция» (1 час)
Занятие направленно на развитие сенсорно-перцептивной сферы,
развитие

воображения,

оригинальности

мышления,

творческое

самовыражение.
Разминка.

Творческая

работа

«Пластилиновая

композиция».

Релаксационные упражнения
Тема 28 Упражнения с глиной, воском, тестом, пластилином (2
часа).
Занятие 1 «Чудеса из теста»
Занятие направленно на сенсорно-перцептивное развитие
Материалы: Соленое тесто, глина, восковой пластилин.
Разминка. Создание композиции из соленого теста на тему «Чудеса
из теста». Релаксационные упражнения.
Занятие 2 «Сказочные фигуры из глины»
Занятие направленно на сенсорно-перцептивное развитие

Разминка. Работа с глиной «Я и другие». Релаксационные
упражнения
Тема 29 «Рисование на стекле» (1 час)
Занятие направленно на развитие цветовосприятия, сенсорное
развитие, развитие общей и мелкой моторики. Развитие речи и мышления в
процессе

восприятия

и

отображения.

Прозрачный

мольберт

–

замечательный тренажер для детей со зрительной патологией: нарушением
остроты

зрения,

бинокулярностью,

стереоскопией,

проблемами

цветоразличения, глазодвигательных функций.
Материалы: Прозрачный мольберт, гуашь
Разминка. Каляки-маляки (каракульное рисование, кляксы на
стекле). Релаксационные упражнения.
Тема 30 «Соленые рисунки и зубная краска» «Мой мир» (1 час)
Занятие направленно на формирование социального доверия.
Сенсорное развитие.
Материалы: Зубная паста, гуашь, губки, бумага А3
Разминка.

Творческая

работа

«Мой

мир».

Релаксационные

упражнения. Обсуждение. Ритуал завершения
Тема 31 «Волшебные краски» (1 час)
Занятие направленно на сенсорно-перцептивное развитие, снятие
эмоционального

напряжения,

развитие

гибкости,

оригинальности

мышления.
Материалы: бумага разного формата, гуашь жидкая, пластмассовые
стаканчики, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, салфетки
для вытирания рук.
Разминка. Просмотр видеопрезинтации «Веселые эксперименты».
Эксперимент «Волшебные краски». Подведение итогов.
Тема 32. Ландшафтная арт-терапия «Мое дерево» (1 час)

Занятие

направленно

на

обучение

ребенка

выражать

собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих,
обучение навыкам саморегуляции.
Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы,
краски,

карандаши,

пластилин,

глина,

кварцевый

цветной

песок,

природные материалы: ветки, мох, сухие листья, камушки, шепки и др.
Разминка. Знакомство с природными материалами. Создание
композиции «Пейзаж». Обсуждение работ. Ритуал завершения
Тема 33.

Заключительное занятие.

Наш плакат «Островок

чудес» Подведение итогов. (1 час)
Материалы: Бумага А3, фото с занятий за год, клей ПВА, ножницы.
Разминка. Творческая работа «Островок чудес». Релаксационные
упражнения. Обсуждение
Учебно-тематический план 3 года обучения
№

Всего

Наименование темы

часов

п/п

Из них:

Форма
контроля

Теория

Практика

аттестации

Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности. Введение в учебный курс.
1

Знакомство

с

правилами

группы.

Обратная связь
2

2
рефлексия

Установление межличностных контактов в
группе.
Тема №1 Таланты и интересы
Цель: способствовать
общения.

Понять

развитию
свои

навыков

интересы

и

увлечения. Знакомство с эмоцией интереса.
Четко понимать свои потребности, желания
и
2

интересы.

самовыражения.

Развитие

творческого

Развития

воображения.

смекалки,

Стимулирование

положительных эмоций.
Занятие №1 «5 чувств интереса»
Занятие №2 «Дерево достижений»

Обратная связь
5

5
рефлексия

и

Занятие №3 «Пазл интереса»
Занятие №4 «Камушки интереса»
Занятие №5 «Талисман интересов»
Материалы: краски, бумага для акварели
А3, одноразовые тарелочки, камни разных
размеров, природные материалы (сухие
листья, деревяшки, фрукты) музыка.
Тема №2 Границы и самостоятельность
Цель:

обучение

ребенка

выражать

собственные эмоции, угадывать чувства и
настроения

окружающих,

обучение

навыкам саморегуляции. На вербальном и
эмоциональном уровне показать ребенку
что

такое

хорошо,

что

такое

плохо,

развивать умение высказывать свое мнение
по проблеме.
Занятие №1 «Колесо действий»
3

Занятие №2 «Что я могу сделать, когда я
обижен или мне грустно?»

Обратная связь
5

5
рефлексия

Занятие №3 «Волшебный кувшин»
Занятие №4 Сказкотерапия «Радужный
хамелеон эмоций»
Занятие

№5

«Рисуем

Друдлы»

Графическая абстрактная головоломка
Материалы: альбом, карандаши., пластилин,
глина,

мелкие

камушки

декоративные,

акриловые краски.
Тема №3 «Я знаю эмоции»

Цель: Развитие
5

навыка

взаимодействия

раскрытие потенциальных возможностей
детей,

развитие

положительных

эмоциональных переживаний, творческое

Обратная связь
5

5
рефлексия

саморазвитие.
Занятие№1 «Светофор»
Занятие №2 «Пушистики» В технике
ниткография
Занятие №3 «Черепашка радости» в
технике мозайки из яичной скорлупки
Занятие №4 «Птица счастья» коллаж из
перьев
Занятие

№5

«Мы

создаем

мир»

с

использованием различных семян
Материалы: ватманы,

ножницы,

клей,

фломастеры, карандаши, журналы, фото.

Тема №4 «Исследуем себя».
Цель: развивать самоощущение, принятие

Обратная связь

себя таким, какой ты есть, развивать

рефлексия

ощущение внутренней сосредоточенности.
Материалы: фломастеры, альбомы, клей,
картон, салфетки, крупа, семечки.
Занятие №1 «Цветок радости»
Занятие № 2 «Веселые пуговицы»
композиция (работаем с пуговицами)
8

Занятие №3 «Волшебное превращение.

5

5

Песочный ветер» Работаем с песком.
Песочная композиция.
Занятие №4 «Путешествие по стране
чувств» Рисуем цветным песком.
Занятие №5 Работа со сказкой в технике
куклотерапии «Страна чувств»
Материалы: цветной песок, клей пва,
пуговицы, ткань, нитки мулине
Тема №5 Общение и дружба
9

Цель:

создание

положительного

эмоционального состояния, дружественной

5

5

Обратная связь

атмосферы,

формирование

социального

рефлексия

доверия, сплоченности, принадлежности к
группе.

Развитие

коммуникативных

способностей. Умение формулировать свои
мысли, логически выстраивать свою речь и
уметь объяснять другим людям.
Занятие №1 «Очки добра»
Занятие №2 «Рука дружбы» (Ладошка
дружбы)
Занятие №3 «Яблоко» в технике папьемаше
Занятие №4 «Сказка интереса» Рисуем на
камнях
Занятие №5 «Необитаемый остров»
Материалы: фломастеры, альбомы, музыка.
Работа с тестом. Лепка.
Тема №6 «Мир в котором я живу»
Цель:

раскрытие

потенциальных

возможностей детей, эффективным методом
взаимодействия

в

группе,

положительных

развитие

эмоциональных

переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие №1 «Солнечная система моей
жизни»
10

Занятие №2 «Планета эмоций» работа с

5

5

глиной
Занятие №3 «Мой мир»
Занятие №4 «Сказка о каменном короле»
инсталляция по мотивам сказки
Занятие №5 «Легенда о камне» мозаика
из мелких камней
Материалы: цветное тесто, бусины, крупа,
спички, семечки, камушки
Тема №7 «Дарим радость». Итоговые занятия
Занятие
11

№1

«Создание

оберега»

полимерной глины
Занятие №2 «Цветные капли»

Из

Обратная связь
4

4
рефлексия

Занятие

№3

«Какие

качества

я

проявляю, чем радую мир» в технике
нейрографии
Занятие №4 Заключительное занятие
«Бодрящее солнце радости» Совместный
рисунок на формате ватмана.
Подведение итогов.
Материалы:

ватманы,

ножницы,

клей,

фломастеры, карандаши, журналы, фото,
краски гуашь, кисти, губки
Всего часов

36

36

Содержание программы
3-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: (лекция, беседа). Инструктаж по технике безопасности труда и
правилам пожарной безопасности. Введение в учебный курс.
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных
контактов в группе. Просмотр презентации по технике безопасности,
профилактики гриппа с использованием наглядного материала.
Тема 2. «Таланты и интересы». (5 часов)
Цель: способствовать развитию навыков общения. Понять свои
интересы и увлечения. Знакомство с эмоцией интереса. Четко понимать свои
потребности, желания и интересы. Развитие творческого самовыражения.
Развития смекалки, воображения. Стимулирование положительных эмоций.
Занятие №1 «5 чувств интереса»
Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение
своих чувств, развитие воображения. Четко понимать свои потребности,
желания и интересы.
Ритуал начало занятия «Ромашка», нейроразминка «цветные ладошки»,
Игра «угадай» игра на развитие тактильной чувствительности. Знакомимся с

самыми разными предметами, обращая внимание на то, какие они наощупь:
гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные,
твердые, теплые. Упражнение «Какой мой интерес на ощупь? Какой мой
интерес на запах? Какой мой интерес на вкус? Интерес на цвет? На звук?
Творческая работа на тему «5 чувств интереса» в технике пластилинографии.
Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе бумаги.
Работы обсуждаются. Ритуал прощания «Чудесный мешочек».
Занятие №2 «Дерево достижений»
Ритуал

начало

занятия

«Угадай

настроение»,

нейроразминка

«Бегемотики», «Ласты-крутяшки». Упражнение-энергизатор для снятия
эмоционального напряжения «Цыганочка». Творческая работа на тему
«Дерево достижений»» коллажирование используя природные материалы.
(веточки, камушки, сухие листья, ракушки, песок). Каждый участник
придумывает то, что хотел бы изобразить на листе бумаги. Работы
обсуждаются. Ритуал прощания «Чудесный мешочек».
Занятие №3 «Пазл интереса»
Ритуал
«Колючка»,

начало

занятия

«Зоопарк».

«Угадай

Упражнение

для

настроение»,
развития

нейроразминка
межполушарного

взаимодействия «Зайчик-лиса-хлопок» Творческая работа на тему «Пазл
интереса» в технике мозаики. Каждый участник придумывает то, что хотел
бы изобразить на листе бумаги. Работы обсуждаются. Ритуал прощания
«Чудесный мешочек».
Занятие №4 «Камушки интереса»
Ритуал начало занятия «Мой ритм», нейроразминка «Лягушата», «У
сороки-Белобоки».

Упражнение

для

развития

межполушарного

взаимодействия «мизинец-указательный-хлопок» Творческая работа на тему
«Камушки интереса» рисуем на камнях. Работы обсуждаются. Ритуал
прощания «Колокольчик».
Занятие №5 «Талисман интересов»

Развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Снятие
эмоционального

напряжения,

развитие

творческого

самовыражения.

Материалы: краски, бумага А3, музыка. Ритуал начала занятия «Ритм
настроения». Творческая работа на тему «Талисман интересов» в технике
бумагопластики. Работы обсуждаются. Ритуал прощания «Круг друзей».
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью
рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться
друг с другом, потанцевать, попрощаться. Материалы: краски, бумага для
акварели А3, одноразовые тарелочки, камни разных размеров, природные
материалы (сухие листья, деревяшки, фрукты) музыка.
Тема №2 «Границы и самостоятельность»
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать
чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции. На
вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что
такое плохо, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.
Занятие №1 «Колесо действий» «Нейрофитнес» На развитие
межполушарных связей.
Ритуал начала занятия «Как звучит мое имя?» Нейроигра «Фаникулер»,
«Мельница», Игра с мячами. Упр. «Цыганочка», «Ласты-крутяшки»,
«Обезьянки». Ритуал прощания «Ласковые ладошки»
Занятие №2 «Что я могу сделать, когда я обижен или мне грустно?»
Ритуал начала занятия «Как сегодня звучит мое имя?». Знакомство с
музыкально-шумовым инструментом «Море», знакомство с настроением.
Игра «Море волнуется…» Творческое упражнение «Фигуры с закрытыми
глазами» лепка из соленого теста под музыку. На тему «Что я могу сделать,
когда я обижен или мне грустно?». Обсуждение работ. Ритуал прощания.
Занятие №3 «Волшебный кувшин»
Ритуал

начала

занятия

«Дыхательные

упражнения»

(3

мин.)

Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними
плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос». Работа с камушками разной

формы и размеров. Творческая работа на тему «Волшебный кувшин».
Обсуждение работ. Релаксация (7 мин.) Упражнения с элементами
мышечного расслабления. Под медленную музыку лежа на полу на вдох
поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее. Материалы:
Камушки, ракушки, скульптурный пластилин, бутылочка или баночка
Занятие №4 Сказкотерапия «Радужный хамелеон эмоций»
Ритуал начало занятия «Мой ритм», нейроразминка «Сидели два
медведя»,

«Замок».

Упражнение

для

развития

межполушарного

взаимодействия «Лягушка хочет в пруд». Сказка «Радужный хамелеон
эмоций» Обсуждение сказки. Какого цвета твой хамелеон? Творческая
работа на тему «Радужный хамелеон эмоций». Работы обсуждаются. Ритуал
прощания «Колокольчик».
Занятие №5 «Рисуем Друдлы» Графическая абстрактная
головоломка
Развитие

воображения,

альтернативного

мышления,

творческих

способностей. Познакомить детей с новой творческой формой работы –
разнообразными играми-картинками «Друдлы».
Ритуал начала занятия «Как звучит мое имя?» Упражнение «Дорисуй
геометрическую фигуру»; Упражнение «Что за зверь?», «Дорисуй картинку»
Обсуждение работ. Ритуал прошания «Ласковые ладошки»
Тема 3 «Я знаю эмоции»
Цель: Развитие навыка взаимодействия раскрытие потенциальных
возможностей детей, развитие положительных эмоциональных переживаний,
творческое саморазвитие.
Занятие№1 «Светофор эмоций»
Ритуал

начала

занятия

«Дыхательные

упражнения»

(3

мин.)

Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними
плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» Творческая работа на тему
«Светофор эмоций». Обсуждение работ. Релаксация (7 мин.) Упражнения с

элементами мышечного расслабления. Под медленную музыку лежа на полу
на ковре.
Занятие №2 «Пушистики» в технике ниткография
Ритуал

начала

занятия

«Солнечные

лучики».

Элементы

нейрогимнастики «Мельница», «Любопытная гусеница».). Путешествие в
мир эмоций, медитативная сказка. Творческая работа на тему «Пушистики»
по мотивам сказки. Обсуждение работ Релаксация (7 мин.) Упражнения с
элементами мышечного расслабления. Под медленную музыку лежа на полу
на ковре. Ритуал завершения «Колокольчики»
Занятие №3 «Черепашка радости» в технике мозайки из яичной
скорлупки.
Ритуал начала занятия «Ласковые ладошки» (3 мин.) Гимнастика
«активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи»,
«Повороты», «Маятник», «Насос». Работа с яичной скорлупой. Творческая
работа на тему ««Черепашка радости». Обсуждение работ. Релаксация (7
мин.)
Занятие №4 «Птица счастья» коллаж из перьев
Ритуал начала занятия «Ритм настроения». Сказочная импровизация.
Игра с перьями. Создание композиции, используя разные декоративные
перья. Тема композиции: «Птица счастья». Обсуждение. Что получилось?
Нравится ли это обладателю. Хотелось бы что- нибудь дополнить?
Релаксационное упражнение. Ритуал прощания «Круг друзей». Стоя в круге,
все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать
друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом,
потанцевать, попрыгать, попрощаться.
Занятие №5 «Мы создаем мир» с использованием различных
семян. Ритуал начала занятия «Ритм настроения». Создание объемной
композиции, используя разной формы и размеров семена. Тема композиции:
«Мы создаем мир». Обсуждение. Что получилось? Нравится ли это

обладателю.

Хотелось

бы

что-

нибудь

дополнить?

Релаксационное

упражнение. Ритуал прощания «Круг друзей».
Тема №4 «Исследуем себя»
Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть,
развивать ощущение внутренней сосредоточенности.
Материалы: фломастеры, альбомы, клей, картон, салфетки, крупа,
семечки.
Занятие №1 «Цветок радости»
Минутка вхождения в сказку «Сердце». Сказка о чудесном цветке
радости. Слушаем сказку под спокойную музыку. Упражнение «Цветок».
Создание мозаике из мелких камней на тему «Волшебный цветок радости»
Занятие № 2 «Веселые пуговицы» композиция (работаем с
пуговицами)
Минутка вхождения в сказку «Веселые пуговицы». Сказка

о

разноцветной пуговице. Упражнение «Найди пуговицу». Изготовление
композиции «Страна веселых пуговиц». Обсуждение работ. Ритуал прощания
«Ласковые ладошки»
Занятие №3 «Волшебное превращение. Песочный ветер» Работаем с
песком. Песочная композиция.
Ритуал приветствия «ритм настроения». Минутка вхождения в сказку
«Песочный ветер». Создаем песочную композицию. Обсуждение. Ритуал
завершения
Занятие №4 «Путешествие по стране чувств» Рисуем цветным песком.
Ритуал начала занятия «Клубок эмоций». Нейроигры «Ладошки». Игра
«Разговор с руками. Творческая работа в технике песочные инсталляции на
тему «Путешествие по стране чувств». Материалы: цветной песок, клей пва,
пуговицы, ткань, нитки мулине
Занятие №5 Работа со сказкой в технике куклотерапии «Страна
чувств»

Занятие направленно на создание уверенности в своих силах и ситуации
успеха у ребенка. Самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие
потенциала.
Тема №5 Общение и дружба
Занятие №1 «Очки добра»
Ритуал приветствия «Ритм настроения». Обсуждения на тему: «Чтобы
радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!» Мастерим из
цветного картона очки добра. Ребята комментируют свои очки добра. Ритуал
завершения «Мы вместе».
Занятие №2 «Рука дружбы» (Ладошка дружбы)
Ритуал приветствия «Тепло ладони», Предварительная работа: чтение
стихотворений про дружбу, заучивание поговорок и пословиц о дружбе,
прослушивание песни «Дружба крепкая». Создаем объемную композицию
«Ладошка дружбы». Материал: образец работы, картонный лист белого цвета
по количеству детей, простой карандаш по количеству детей, пластилин,
стеки, дощечки, салфетки.
Занятие №3 «Яблоко» в технике папье-маше
Занятие направленно на развитие творческого воображения, мелкой
моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного
общения, умения контролировать свои действия.
Материалы: Бумажные салфетки, клей ПВА, бумага А3. Разминка
«Повтори за мной, ритм». Дыхательное упражнение (1 м.). Минутка
вхождения в сказку «Чудо-яблоко». Творческая работа «Яблоко» в технике
папье-маше. Обсуждение работ. Ритуал завершения.
Занятие №4 «Сказка интереса» Рисуем на камнях
Минутка

вхождения

в

сказку

«Каменный

цветок».

Телесно-

ориентировочное упражнение «Жаба и змея». Творческая работа «Сказка
интереса» создаем сказку из камней, предварительно рису на камнях.
Обсуждение работ. Релаксация
Занятие №5 «Необитаемый остров»

«Необитаемый остров» Ассамбляж. Объемная композиция. (1 час)
Занятие направленно на совершенствование памяти, внимания, развитие
восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
Материалы: Ватман, бумажные тарелки, стаканчики, салфетки, клей ПВА,
гуашь, кисточки. Ритуал начала занятия «Ритм настроения». Беседарассуждение «Необитаемый остров». Творческая работа. Детям необходимо
придумать и создать объемную композицию: жилье, еду и способы ее
добывания, воду, защиту от нападения и т.д. Также детям необходимо
нарисовать географическую карту острова: горы, пляжи, источники воды
(возможно, полезных ископаемых). Обсуждение работ. Ритуал прощания
Тема №6 «Мир в котором я живу»
Занятие №1 «Солнечная система моей жизни» (в технике
нейрографического рисования)
Занятие направленно на развитие эмоционального отношения к цвету
как к средству самовыражения. Материалы: Бумага А3, маркеры цветные,
фломастеры,

карандаши.

Разминка

«Повтори

за

мной,

ритм»

Нейрографическое рисование на тему «Солнечная система моей жизни».
Обсуждение работ.
Занятие №2 «Планета эмоций» работа с глиной
Дыхательное упражнение (1 м.) Минутка вхождения в сказку «Планета
эмоций», знакомство с свойствами глины. Творческая работа «Планета
эмоций» работа с глиной. Обсуждение. Релаксация
Занятие №3 «Мой мир»
Занятие направленно на развитие творческого воображения, мелкой
моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного
общения, умения контролировать свои действия. Разминка «Повтори за мной,
ритм». Упражнение “импульс”. Творческая работа «Мой мир»» в технике
мокрого валяния под спокойную музыку. Обсуждение работ. Ритуал
завершения.

Занятие №4 «Сказка о каменном короле» инсталляция по мотивам
сказки.
Занятие направленно на профилактику тревожности и страхов у детей.
Материалы: камни, акриловые краски, кисточки. Разминка. Создание
сюжетной картины. Обсуждение работ. Ритуал завершения.
Занятие №5 «Легенда о камне» мозаика из мелких камней
Разминка

«Повтори

за

мной,

ритм».

Упражнения

“Гномы”,

“Зеркало”. Мозаика из мелких камней на тему «Каменный город чудес».
Обсуждение работ. Ритуал прощания.
Тема №7 «Дарим радость». Итоговые занятия
Занятие №1 «Создание оберега» Из полимерной глины.
Занятие направленно на развитие социального интеллекта, чувства
собственной значимости; Разминка «Передай мячик». Игра "Зеркало" (на
развитие наблюдательности и коммуникативных способностей). Творческая
работа на тему «Создание оберега из полимерной глины». Релаксационные
упражнения. Ритуал завершения.
Занятие №2 «Цветные капли»
Занятие направленно на снятие эмоционального напряжения, развитие
смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций. Разминка
«Одна ладошка-один кулак», Упражнение «Ласковые ладошки». Творческая
работа на тему "Цветные капли", работаем с пипетками и красками.
Релаксационные упражнения.
Занятие №3 «Какие качества я проявляю, чем радую мир» в
технике нейрографии.
Занятие направленно на творческое самовыражение, развитие
невербального общения, развитие активности, общей моторики, релаксация,
переход от активных действий к успокоению. Разминка «Чем я радую мир»
Творческая работа в технике нейрографии «Какие качества я проявляю, чем
радую мир?». Релаксационные упражнения

Занятие №4 Заключительное занятие «Бодрящее солнце радости»
Совместный рисунок на формате ватмана.
Занятие направленно на развитие положительных эмоциональных
переживаний, творческое саморазвитие.
Материалы: масляная пастель, ватман
Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса.
Основными

видами

деятельности

являются

информационно-

рецептивная, репродуктивная и творческая. Основная цель арт - терапии
состоит в гармонизации развития личности через развитие способности
самовыражения и самопознания. Посредством несложных, творческих
упражнений и заданий.
Информационно-рецептивная

деятельность

обучающихся

предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога,
беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение
ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнения
работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность
способствует

развитию

усидчивости,

аккуратности

и

сенсомоторики

обучающихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти
самостоятельную художественную работу детей.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность
научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить
свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления

учебно-познавательной

работы,

такие

как

словесные,

наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор
методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных

особенностей обучающихся, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому
способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий,
изделий,

а

также

поощрение,

создание

положительной

мотивации,

актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными

условиями

творческого

самовыражения

обучающихся

выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы
выбора.
В некоторых случаях, обучающимся предоставляется право выбора
творческих

работ

(например,

при

изготовлении

поделки,

ребенку

предоставляется выбор композиции, цветовой гаммы).
Условия реализации программы
Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N41 г. Москва «Об Утверждении
СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Для

выполнения

работ

необходимы

определенные

инструменты и приспособления:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
доски для работы с пластилином

материалы,

Материалы:
бумага цветная для аппликаций, двухсторонняя цветная бумага для
оригами, квилинга, картон белый и цветной, соленое тесто, пластилин, вата,
нитки, шерстяная пряжа, клей ПВА, салфетки, бросовый материал,
природный материал, ватные диски и др.
Дидактическое обеспечение: Наглядные пособия, образцы работ,
сделанные педагогом и кружковцами; слайды, пособия.
Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к
праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка, кроме этого,
работы учащихся принимают участие в городских и районных конкурсах.
Литература для педагога:
1.

Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И.Копытина. – М.:

Когито-Центр, 2006.
2.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-пресс,

2006.
3.

Добряков И., Никольская И., Эйдемиллер Э. Семейный диагноз и

семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006.
4.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной

терапии. – СПб.: Речь, 2003.
5.

Келиш Эбби Арт-терапия: неортодоксальный, альтернативный или

комплиментарный

подход

к

психотерапии.

Электронная

версия

//

http://www.arttherapy.ru/publication/content/25.htm
6.

Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной

работе. – СПб.: Речь, 2007. 8. Копытин А. И. Арт-терапия. Электронная
версия // http://webcommunity.ru/941. htm
7.

Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного

возраста

8.

Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. С.Пб, «Питер», 2001.
Литература для детей:

1.

Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки детей», М: «РОСМЕН», 2006 год

2.

Декоративно-прикладное

творчество.

5-9

классы:

Традиционные

народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель,
2009 – 140 с.: ил.
3.

Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, -

М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
4.

Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер,

пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. –
Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
5.

Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация

работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград, Учитель,
2008 – 250 с.
6.

А.М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,

1985, 190с.
Литература для родителей
1.

Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич,

2000.
2.

Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».

3.

Мастерилка. Снесла курочка яичко. Ирина Лыкова. «Карапуз».

4.

Мастерилка. Морская лепилка. Ирина Лыкова. «Карапуз».

5.

Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.

6.

Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.

7.

Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.

8.

Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Сюзанна

Хелмольд. Профиздат, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».