ЧАРОДЕИ+ Тармакова программа 2022

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 03
от 25.08.2022 г.

Принято на Педагогическом
совете Протокол № 03
от 29.08.2022 г.

Утверждено:
приказом № 112
от 29.08.2022 г.
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________ Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
творческого объединения «ЧАРОДЕИ+»
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тармакова Ольга Станиславовна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2022

Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Чародеи»

разработана в

соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
 Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г №196
«Об

утверждении

образовательной

Порядка

организации

деятельности

и

осуществления

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ

Министерства

образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816

"Об

утверждении

осуществляющими
обучения,

Порядка

образовательную

дистанционных

применения

организациями,

деятельность,

образовательных

электронного

технологий

при

реализации образовательных программ"
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ».
 Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ
ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04. 2017 г.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что многие
современные профессии требуют от человека творческого подхода к
решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную
личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность –
таков новый социальный заказ государства, отраженный в Федеральных
государственных образовательных стандартах.
Безусловно, развитие творческих способностей у детей – сложный и
длительный процесс и для этого необходимо создать условия, которые
помогут заинтересовать детей, вызвать у них положительное отношение ко
всему новому, желание выполнять поставленную задачу. Эффективным
средством развития творческой деятельности у детей является приобщение
детей к художественному труду в учреждении дополнительного образования.
Данная программа художественной направленности ориентирована на
активное приобщение детей к творчеству и носит образовательный характер.
В процессе обучения ребята знакомятся с художественным наследием,

традициями и культурой народов России. Таким образом, происходит
становление бережного отношения к творческому наследию Отечества,
формируется художественный вкус, эстетическое восприятие, способность
видеть, чувствовать красоту и гармонию, проявляется уважение и гордость к
обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой Родине.
Программа является модифицированной, основана на авторской программе
Киселёвой Анастасии Александровны «Когда творим мы чудеса».
Особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому обучающемуся открыть для себя основные приемы
работы с разнообразными материалами: природным и бросовым, бумагой,
соленым тестом, пряжей. Таким образом, обучающимся дается возможность
выбрать направление для дальнейшей реализации своих творческих
способностей, развития креативности.
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных творческих
способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного
искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из
разнообразных материалов.
Для достижения цели, нужно решить ряд задач:
Образовательных:


Познакомить

с

различными

направлениями

декоративно-

прикладного творчества и современными материалами;


Научить

работать

с

материалами,

инструментами

и

приспособлениями ручного труда, помочь овладеть основами культуры
труда, техникой безопасности при работе с колющими, режущими
инструментами;


Научить технологии создания декоративных вещей в различных

техниках, их оформлению и презентации на выставках.
Личностных:


Развить у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю,

мотивацию к творчеству и труду; интерес к познанию;



Формировать стремления к достижению поставленных целей,

творческому

росту,

самоопределению

к

непрерывному

самосовершенствованию, саморазвитию; формировать стиль мышления,
адекватного требованиям современного информационного общества;


Развить у детей индивидуальные способности - фантазию,

наблюдательность, координацию движений, мелкую моторику рук, глазомер,
образное

и

пространственное

мышление,

концентрацию

внимания,

чертежные навыки.
Метапредметных:


Развить

у

детей

необходимые

социально-трудовые,

коммуникативные, творческо- поисковые и иные навыки, требующиеся на
уровне практического применения для социальной адаптации к условиям
изменяющейся действительности;


Научить интересно и с пользой проводить свой досуг.



Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ

культуры труда (аккуратности, бережливости, экономному отношению к
материалам, бережному отношению к труду своих товарищей, соблюдению
правил личной гигиены и техники безопасности).


Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям

окружающего мира.
Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет. Набор детей в
объединение свободный. Работа предусмотрена в группе по 12 человек.
Занятия проводятся по 2 академических часа 1 раз в неделю, реализуется в
течение 1 года. Объем учебной нагрузки составляет 72 часа.
Программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися,
которая организуется в целях: развития творческих способностей одаренных
детей; создания условий для самореализации детей с ограниченными
возможностями

здоровья;

качественной

подготовки

к

конкурсным

мероприятиям; отработки пропущенных учебных занятий. Отдельные темы и
(или) разделы программы могут быть реализованы с использованием

дистанционных

технологий

в

случаях,

при

которых

целесообразно

опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагога,
например,

при

отработке

пропущенных

учебных

занятий,

при

неблагоприятных погодных условиях и в периоды отмены для обучающихся
учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям.
Занятия в объединении носят в основном практический характер.
Большое внимание на занятиях следует уделять правилам поведения и
технике безопасности, а также упражнениям для снятия усталости глаз, рук.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в
форме индивидуальных бесед, коллективных поездок в музеи, приглашений
их на тематические и отчетные мероприятия, выставки и т.д.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются
разнообразные методы:
- словесный рассказ в форме беседы;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядный – технологические схемы изделий;
- практический – самостоятельное изготовление изделий.
Основным критерием оценки обучаемости ребят служит качество
самостоятельно выполненного изделия.
В процессе занятий по данной программе обучения ребята
будут знать:
o - правила техники безопасности, требования к организации рабочего
места;
o - знать разнообразный природный материал;
o - как анализировать изделие (определять его назначение, материал из
которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
последовательность изготовления);
o - как экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы
бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям

разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками
“вперед иголка”.
Будут уметь:
o

работать с бумагой, пластилином, природным и бросовым

материалами;
o

красиво, эстетически грамотно оформить изделие;

o

самостоятельно подбирать клеящий состав для работы с бумагой,

тканью, поролоном, природным материалом;
o

сознательно комбинировать различные техники аппликации, различные

виды бумаги и ткани, сочетать их с другими материалами для создания
эмоционально-выразительных образов, сюжетов;
o

видеть и оценивать эстетические качества природных материалов, их

выразительность, подбирать и сочетать их для реализации своего замысла.
В результате занятий у ребенка развиваются его творческие
способности, реализуется воспитание в духе коллективизма и взаимопомощи.
Занятия способствуют формированию творческой фантазии, креативного
мышления и художественного вкуса наших детей. А изготовление поделок
доставит им огромное удовольствие, разовьет точность движений и
изобретательность.
Программа предусматривает отслеживание промежуточных
результатов с помощью следующих способов диагностики:
 педагогическое наблюдение,
 анализ выполнения упражнений и индивидуальных творческих работ,
 анализ участия обучающихся в ярмарках, выставках, презентациях,
мастер-классах,
 изучение активности детей на открытых занятиях, в процессе
коллективной творческой деятельности,
 анализ выполнения тестовых и домашних заданий,

 защита проектов,
Анализ творческих работ, словаря "ощущений и впечатлений",
изобразительные

кроссворды

и

анкеты,

игры-викторины

позволяют

фиксировать уровень усвоения учащимися знаний и умений, уровень их
эмоционального развития в течение всего учебного года. Основной формой
итогового

контроля

является

итоговая

выставка.

Проведение

таких

мероприятий, выявление победителей, вручение грамот и призов является
сильным импульсом для новых творческих задумок.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№
Наименование темы
п/п

1

2

Вводное занятие: инструктаж
по технике безопасности.
Введение в учебный курс.
Поделки из природного и
бросового материала.

Из них:
Всего
часов Теория Практика

2

6

2

1

Форма контроля
и аттестации

-

Опрос

5

Опрос,
демонстрация
готового изделия

3

Бумажные чудеса

30

4

26

Опрос,
демонстрация
готового изделия

4

Пластилиновый мир

16

2

14

Демонстрация
готового изделия

5

Нетрадиционные техники
рисования

6

1

5

Демонстрация
готового изделия

6

Лепка из соленого теста

10

1,5

8,5

Демонстрация
готового изделия

7

Итоговое занятие

2

2

-

Выставка

72

13,5

58,5

Всего часов

Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: (лекция, беседа). Знакомство с объединением. Инструктаж по
технике безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Введение в
учебный курс. Знакомство с работами мастеров декоративно-прикладного
искусства.
Способы определения результативности: Опрос.
Тема 2. Поделки из природного и бросового материала. (6 часов: 1 час
теория, 5 часов практика)
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Ознакомление с природным
материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок,
тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки
ели и сосны и т.д. Ознакомление с техникой изготовления поделок из
бросового материала. Инструменты и материалы. Рассматривание образцов
игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными
материалами.
Практика: Сбор и заготовка природного материала. Изготовление поделок
из природного материала. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок,
стаканчиков, баночек, компьютерных дисков.
Способы определения результативности: Опрос. Демонстрация готового
изделия.
Тема 3. Бумажные чудеса. (30 часов: 4 часа теория, 26 часов практика)
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Знакомство с разнообразием
видов изделий из бумаги. Знакомство с техниками оригами, квиллинг, папьемаше, пейп-арт, киригами, торцевание. Просмотр изделий мастеров в данных
техниках.
Практика: Изготовление простейших фигур оригами. Модульное оригами.
Изготовление панно, оформление открыток к различным праздникам.
Изготовление тарелки в технике папье-маше.
Способы определения результативности: демонстрация готового изделия.
Тема 4. Пластилиновый мир. (16 часов: 2 часа теория, 14 часов практика)
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Свойства пластилина, технология
рисования пластилином, технология работы с пластилином.
Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике.
Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской
лепешки. Лепка сюжетных изделий из пластилина
Способы определения результативности: демонстрация готового изделия.

Тема 5. Нетрадиционные техники рисования. (6 часов:1 час теория, 5
часов практика)
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Что такое нетрадиционное
рисование? Как рисовать без кисточки, техники нетрадиционного рисования.
Практика: "Осень» (рисование ватными палочками).
«Зимняя фантазия» (рисование воском и акварелью).
«Весна пришла» (рисование ватными палочками).
Тема 6. Лепка из соленого теста. (10 часов: 1,5 часа теория, 8,5 часов
практика)
Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). Теоретические основы лепки из
соленого теста. Изучение основных рецептов. Необходимые инструменты.
Вспоминаем правила работы с колющими и режущими изделиями.
Практика: Лепка простых фигур из соленого теста. Выбор панно.
Изготовление элементов панно. Сборка готового изделия.
Способы определения результативности: демонстрация готового изделия.
Тема 7. Итоговое занятие. (2 часа: 2 часа теория)
Выставка работ детей.
Способы определения результативности: оценка своей работы и работы
товарища.

Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса.
Основными

видами

деятельности

являются

информационно-

рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная

деятельность

обучающихся

предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога,
беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение
ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнения
работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность
способствует

развитию

усидчивости,

аккуратности

и

сенсомоторики

обучающихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти
самостоятельную художественную работу детей.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность
научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить
свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления

учебно-познавательной

работы,

такие

как

словесные,

наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор
методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей обучающихся, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому
способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий,
изделий,

а

также

поощрение,

создание

положительной

актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

мотивации,

Важными

условиями

творческого

самовыражения

обучающихся

выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы
выбора.
В некоторых случаях, обучающимся предоставляется право выбора
творческих

работ

(например,

при

изготовлении

поделки,

ребенку

предоставляется выбор композиции, цветовой гаммы).
Условия реализации программы
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты
и приспособления:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
доски для работы с пластилином
Материалы:
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга
картон белый и цветной
соленое тесто
пластилин
вата
нитки
шерстяная пряжа
клей ПВА
Салфетки
Бросовый материал
Природный материал

ватные диски
бисер
пряжа
нитки
Дидактическое обеспечение: Наглядные пособия, образцы работ, сделанные
педагогом и кружковцами; слайды, пособия.
Как итог реализации программы

проводятся выставки детских работ к

праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка, кроме этого,
работы учащихся принимают участие в городских и районных конкурсах.

Календарный учебный график

Год
обучения

Дата начала

Дата

Всего

Количество

Режим

обучения

окончания

учебных

часов

занятий

обучения

недель

Сроки
промежу
точной

в год

Сроки
итоговой
аттестации

аттеста
ции

1 год

01.09.2021

18.05.2022

36

72

1 раз в

11 – 15

неделю по 2

января

часа

10-18 мая

Литература для педагога:
1.

Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

2.

В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. –

(Серия «Своими руками»).
3.

Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер,

пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. –
Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
4.

Е. Запрудская «Декупаж: 16 авторских мастер-классов», Издательство

АСТ, 2015. – 66 с.
5.

Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой

всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
6.

В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

7.

Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
8.

Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками.- М.,

2004г.
Комова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.,

9.
2000г.
10.

В. Сподыряка «Цветы из упаковок для яиц», Издательство АСТ, 2015. –

34 с.
11.

Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация

работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград, Учитель,
2008. – 250 с.
Литература для детей:
1.

Л. Верхола «Картины из цветов и листьев своими руками». – СПб.:

Питер, 2017. – 64 с.
2.

Ирина и Марина Ханановы «Соленое тесто». - Новосибирск: «Свиньин

и сыновья», 2019. – 176 с.
3.

Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки детей», М: «РОСМЕН», 2006 год

4.

А. Торманова «Большая энциклопедия. Квиллинг», Издательство АСТ,

2015. – 192 с.
5.

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999

г.
Литература для родителей
1.

Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич,

2000.
2.

Н.К. Ильина «Оригами. Необычные модели для развития фантазии»,

2012.- 220 с.
3.

А. Зайцева «Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных». –

«Эксмо», 2016. - 65с.
4.

Сюзанна Хелмольд «Салфеточные аппликации. Новые идеи

декорирования» . – «Профиздат», 2007. – 64с.
5.

В. Сокур «Топиарии своими руками». – СПб.: Питер, 2017. – 32 с.: ил. –

(Серия «Своими руками»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».