КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ» Рассмотрена на заседании методическогосовета Протокол № 03 от 25. 08. 2022г. Принята на Педагогическом совете Протокол № 03 от 29.08.2022 г. Утверждено: приказом №_112_ от «29» августа 2022 г. Директор МБУ ДО «ДТОР» ___________ Н. Ю. Антипова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рагга-ритм» Возраст обучающихся: 12-18 лет. Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Биянова Дина Васильевна педагог дополнительного образования Улан-Удэ, 2022 год Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 4. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" 7. Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; 8. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; 9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); 11. Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». 12. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР»приказ № 198 от «27» 04. 2017 г. Направленность программы – художественная. Специализация – хореография, ориентирована на развитие творческих способностей детей в области хореографии. Данная программа направлена совершенствование у детей танцевальной техники, приобретенной на основных занятиях по направлению «Латина-ритм». Она заключает в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка. Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача предмета привить детям любовь к танцу, усовершенствовать танцевальные навыки, полученные на основных занятиях. Актуальность программы «Рагга-ритм» (дополняющая основную) определяется: ее социальным характером: через танцевальное искусство происходит передача духовно-нравственного опыта человека, запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития школьников, особой ролью танца в образовательной системе Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения. Всё это помогает психологической адаптации ребенка в коллективе и в обществе. для обучающихся наиболее привлекательным элементом является участие в мероприятиях, а также конкурсы и фестивали. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности и повышения самооценки. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. Задачи для реализации данной цели: Обучающие: 1.Формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала, используя ритмические движения, а так же движения, характерные для латино-американских танцев. 2. Формирование навыков актерского мастерства, обращая внимание на эмоциональное состояние во время занятий, репетиций и особенно концертов. 3. Формирование у учащихся умения слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении. 4. Создание условий для роста общей культуры. Развивающие: 1.Развиватие индивидуальных способностей и особенностей детей. 2. Развивитие пластической выразительности движений, музыкально- ритмических навыков. 3. Развивитие основных качеств: память, внимание, фантазия, воображение и художественный вкус. Воспитательные: 1.Формирование глубокого эстетического чувства к танцевальному искусству и созданию эмоционального настроя. 2. Воспитание необходимых качеств: чувства коллектива, любовь к труду, аккуратность, внимательное и добросердечное отношение к окружающим. 3. Формирование художественно-образного восприятия и мышления, художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости. Возраст обучающихся и срок реализации программы Программа рассчитана для детей 7-11 класса (12-18лет). Продолжительность освоения образовательной программы для 1 года обучения составляет 144 часа, для 2года обучения 216 часов и для 3го года обучения 216 часов в год. Формы и режим занятий Занятия для 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, для 2 и 3го года обучения занятия проводятся 3 раз в неделю по 2 часа. Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. Планируемые результаты К концу первого года обучения дети должны знать: · логику поворота вправо и влево; · соотнесение пространственных построений с музыкой; · навыки актерской выразительности, · правила постановки ног и положение рук, головы должны уметь: · распознавать характер музыки; · исполнять элементы латино-американских танцев. · правильно исполнять этюды и танцевальные композиции К концу второго года обучения дети должны знать: . название степов стиля «Дэнсхолл» . название и принцип выполнения движений в стиле «Хип-Хоп» · соотнесение пространственных построений с музыкой; · навыки актерской выразительности, должны уметь: . исполнять правильно степы в стиле «Дэнсхолл» . правильно выполнять движения в стиле «Хип-Хоп» · исполнять элементы латино-американских танцев. · правильно исполнять этюды и танцевальные композиции . импровизировать на заданную тему К концу третьего года обучения дети должны знать: . историю возникновения стилей «Дэнсхолл», «Реггетон», «Хип-Хоп», «Афро» . название степов стиля «Дэнсхолл» . название и принцип выполнения движений в стиле «Хип-Хоп» должны уметь: . импровизировать на заданную тему . исполнять правильно степы в стиле «Дэнсхолл» . правильно выполнять движения в стиле «Хип-Хоп» . правильно выполнять движения в стиле «Реггетон», «Афро» · исполнять элементы латино-американских танцев. · правильно исполнять этюды и танцевальные композиции . импровизировать на заданную тему Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы - проведение открытых занятий; - проведение отчетного концерта в конце года; -посещение концертов других коллективов. Условия реализации Светлый и просторный зал, музыкальная аппаратура, тренировочная одежда и обувь, сценические костюмы, реквизит для танцев. Программа предусматривает ее освоение в дистанционном режиме. Учебный план 1 года обучения № Наименование темы раздела Количество часов общее теория практика 1. Вводное занятие, правила техники безопасности 2 1 1 2. Музыка в танце 4 1 3 3. Ритмика 20 2 18 Формы контроля и аттестации беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа 4. Гимнастика 20 2 18 5. Упражнения на середине 28 2 26 6. Освоение движений в связках и танцевальных комбинациях 32 4 28 7. Танцевальная импровизация 36 2 34 8. Итоговое занятие 2 Итого: 144 2 14 практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие открытое занятие для родителей 130 Содержание программы Тема 1. Вводное занятие Теория: Знакомство педагога с детьми. Ознакомление детей с гигиеническими требованиями и техникой безопасности. Рассказ о деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных вопросов. Практика: Игры на знакомство и взаимодействие. Тема 2. Музыка в танце Теория: Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения. Практика: Прослушивание музыкального произведения перед постановкой. Анализ музыкального произведения. Тема 3. Ритмика Теория: Изучение характера, темпа, ритма музыки. Работа по формированию и развитию музыкального слуха. Практика: Ритмические движения как основа танца и тренировочных упражнений Ритм в движениях и упражнениях. Разучивание различных танцевальных элементов, танцевальные шаги в разных темпах Тема 4. Гимнастика Теория: Освоение танцевальных принципов: от простого к сложному, от медленного к быстрому. Практика: 1 Укрепление мышц стоп. Рисование ступнями круги; 2 Укрепление мышц спины. Упражнения на укрепление мышц спины 3 Вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса. Обучение детей правильной постановки ног, отработка подъема ног на 45 градусов. 4 Наклоны корпуса к ногам. Учимся правильно держать спину при наклонах, отработка умения растяжки. 5 Разработка тазобедренного сустава. Упражнения для развития тазобедренного сустава:«лягушка». «бабочка», «отдых». 6 Отработка силы ног. Махи ногами вперед поочередно на 45-90 градусов.Упражнение лежа. 7 Развитие подъема. Упражнения на развитие подъема: ступни вверх-вниз. 8 Растяжка ног. Учимся правильной растяжки мышц ног, закрепление навыков, умение растягиваться. Тема 5. Упражнения на середине Теория: Обсуждение техники исполнения отдельных элементов Практика: Отрабатывание координации движений рук, головы, ног, корпуса. Тема 6. Освоение движений в связках и танцевальных комбинациях Теория: Изучение особенностей латино-американских танцев. Изучение принципов и приемов композиции. Практика: Разучивание танцевальных элементов в комбинациях. Шаги в разных темпах. Формирование репертуара. Разучивание композиций в латино-американском стиле. Корректное и эмоциональное исполнение танцевальных связок. Тема 7. Танцевальная импровизация Теория: Придумывание движения, раскрывающие характер разучиваемого танца. Практика: Освоение простейших техник. Техническое и выразительное исполнение элементов. Составление танцевальных комбинаций. Тема 7. Итоговое занятие. Итоговое занятие, на котором родителям демонстрируется хореографический номер, проводится раз в год. Учебный план 2 года обучения № Наименование темы раздела Количество часов Формы контроля и аттестации общее теория практика 2 1 1 беседа Вводное занятие, правила техники 1. практическое безопасности занятие 2. Упражнения на середине 24 4 20 беседа практическое занятие 3. Освоение движений в стиле 80 8 72 беседа «Дэнсхолл» практическое занятие Освоение движений в стиле «Хип40 8 32 беседа 4. Хоп» практическое занятие 5. Освоение движений в связках и 38 4 34 беседа танцевальных комбинациях практическое занятие 6. Танцевальная импровизация. 30 2 28 беседа практическое занятие 7. Итоговое занятие 2 2 открытое занятие для родителей Итого: 216 27 189 Содержание программы Тема 1. Вводное занятие, правила техники безопасности Теория: решение организационных вопросов. Обсуждение техники безопасности на занятиях по хореографии. Практика: Игры на взаимодействие Тема 2. Упражнения на середине Теория: Обсуждение техники исполнения отдельных элементов Практика: Отрабатывание координации движений рук, головы, ног, корпуса. Тема 3. Освоение движений в стиле «Дэнсхолл» Теория: История возниконовение стиля, подразделение на подстили, принципы появления степов, их значение. Практика: Разучивание степов, техника смешения, отработка рутинных связок. Тема 4. Освоение движений в стиле «Хип-Хоп» Теория: История возникновения танца, историческое разделение на подстили, принципы выполнения движений Практика: Разучивание движений, комбинирование и разделение движений в зависимости от музыки Тема 5. Освоение движений в связках и танцевальных комбинациях Теория: Изучение особенностей латино-американских танцев. Изучение принципов и приемов композиции. Практика: Разучивание танцевальных элементов в комбинациях. Формирование репертуара. Разучивание композиций в латино-американском стиле. Корректное и эмоциональное исполнение танцевальных связок. Тема 3. Танцевальная импровизация Теория: Придумывание движения, раскрывающие характер разучиваемого танца. Практика: Освоение усложненных техник. Техническое и выразительное исполнение элементов различных стилей, их комбинирование. Составление танцевальных комбинаций. Тема 4. Итоговое занятие. Итоговое занятие, на котором родителям демонстрируется хореографический номер, проводится раз в год. Учебный план 3 года обучения № Наименование темы раздела Количество часов Формы контроля и аттестации общее теория практика 2 1 1 беседа Вводное занятие, правила техники 1. практическое безопасности занятие 2. Упражнения на середине 14 2 12 беседа практическое занятие 3. Освоение движений в стиле 80 8 72 беседа «Дэнсхолл» практическое занятие Освоение движений в стиле «Хип10 1 9 беседа 4. Хоп» практическое занятие 5. Освоение движений в стиле 30 4 26 беседа «Реггетон» практическое занятие 6. Освоение движений в стиле «Афро» 20 2 18 беседа практическое занятие 7. Освоение движений в связках и 28 4 24 беседа танцевальных комбинациях практическое занятие 8 Танцевальная импровизация. 30 2 28 беседа практическое занятие 9 Итоговое занятие 2 2 открытое занятие для родителей Итого: 216 24 192 Содержание программы Тема 1. Вводное занятие, правила техники безопасности Теория: решение организационных вопросов. Обсуждение техники безопасности на занятиях по хореографии. Практика: Игры на взаимодействие Тема 2. Упражнения на середине Теория: Обсуждение техники исполнения отдельных элементов Практика: Упражнения на укрепление мышц, упроажнения на растяжку. Отрабатывание координации движений рук, головы, ног, корпуса. Тема 3. Освоение движений в стиле «Дэнсхолл» Теория: История возниконовение стиля, подразделение на подстили, принципы появления степов, их значение. Практика: Разучивание степов, техника смешения, отработка рутинных связок. Тема 4. Освоение движений в стиле «Хип-Хоп» Теория: История возникновения танца, историческое разделение на подстили, принципы выполнения движений Практика: Разучивание движений, комбинирование и разделение движений в зависимости от музыки Тема 5. Освоение движений в стиле «Реггетон» Теория: История возникновения танца, историческое разделение на подстили, принципы выполнения движений Практика: Разучивание движений, комбинирование и разделение движений в зависимости от музыки. Выполнение рутинных связок. Тема 6. Освоение движений в стиле «Афро» Теория: История возникновения танца, историческое разделение на подстили, принципы выполнения движений Практика: Разучивание движений, комбинирование и разделение движений в зависимости от музыки. Выполнение рутинных связок. Тема 7. Освоение движений в связках и танцевальных комбинациях Теория: Изучение особенностей латино-американских танцев. Изучение принципов и приемов композиции. Практика: Разучивание танцевальных элементов в комбинациях. Формирование репертуара. Разучивание композиций в латино-американском стиле. Корректное и эмоциональное исполнение танцевальных связок. Тема 8. Танцевальная импровизация Теория: Придумывание движения, раскрывающие характер разучиваемого танца. Практика: Освоение усложненных техник. Техническое и выразительное исполнение элементов различных стилей, их комбинирование. Составление танцевальных комбинаций. Тема 9. Итоговое занятие. Итоговое занятие, на котором родителям демонстрируется хореографический номер, проводится раз в год. Список литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года № 33660). 5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 29.03.2016г. 7. Н.Г. Смирнова. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. – Кемерово, 1996г. 8. Ю. Шестакова. Современный танец для детей. – Новосибирск, 2004г.(D.V.D.) 9. Слуцкая С., «Танцевальная мозаика», - М., 2006. 10. УолтерЛайред., «Техника латино-американских танцев», -М., 2014 11. Гвидо Регаццони, Массимо Анджело Росси, АлесандроМаджони., «Латино-американские танцы»., М.- 2001 12. Беляевский А. «Хип-хоп как стиль жизни». Архангельск,2003 Список литературы для детей 1. Барикки Лука и Лорэйн. Артистизм во всем. 2001. 2. Киллик Поль и Карттунен Хана. Секреты латины. 2000. 3. Макрейлд Кэрол. Основы латиноамериканских танцев. 2001. 4. Крикливый Славик и Карина. Действие корпуса и динамика. 2003. 5. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» 6. Шергнев В. Г. «От ритмики к танцу». Учебно-методический комплекс. М., 2008 7. Бурмистрова И., Синаева К.- Школа танцев для юных.- М.: Изд.- во Эксмо, 2002.-240 с 8. Пол Боттомер - Учимся танцевать. Перевод с английского К.Малькова.-М.: Изд.- во Эксмо, 2002.-256с. Список литературы для родителей 1. 2. 3. 4. 5. Пери Кристиан и Аннет. Социальные танцы. 2003. Красовская В. - Ритмика, движение, танец. - Л.: Искусство, 1989 Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки» Шергнев В. Г. «От ритмики к танцу». Учебно-методический комплекс. М., 2008 Киллик Поль и Карттунен Хана. Секреты латины. 2000