Дети солнца Анисина Программа ОВЗ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «25» августа 2022г.

Принята на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от «29» августа 2022 г.

Утверждена:
приказом № 112
от «29» августа 2022 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
_________ Н. Ю. Антипова

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
"Дети солнца"
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Анисина Екатерина Викторовна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2022 год

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р.
 Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

дополнительных
Министерства

образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция

развития дополнительного образования детей в Республике

Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
(VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ №
198 от «27» 04. 2017 г.
Направленность программы «Дети солнца» – социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на решение проблемы социальной адаптации
детей ОВЗ в среде сверстников, на воспитание личности ребёнка, на развитие
умения взаимодействовать в коллективе.
Адаптированная
общеразвивающая

дополнительная
программа "Дети

солнца" для

общеобразовательная
обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными
потребностями, базового уровня реализации.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия хореографией
дают организму физическую нагрузку. Используемые в хореографии
движения, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье
детей. Музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как
проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство
усвоения музыкальных закономерностей. Несомненно, что такая программа,
как никому другому, нужна детям–инвалидам и детям с ограниченными
возможностями здоровья и

является одним из психолого-педагогических

ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в
сообществе сверстников.

Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья может
предусматривать больше времени для освоения учебного материала.
Сложность и объем учебного материала могут быть откорректированы с
учётом особенностей и потребностей обучающихся. Дети от достаточно
простых

задач

постепенно

будут

переходить к

более

сложным,

систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные
навыки и умения.
Педагогическая целесообразность состоит в целенаправленной работе
по расширению возможностей творческой реализации детей с ОВЗ,
соответствующей

их

духовным

и

интеллектуальным

потребностям

посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, бальный
танец, ритмика, рисунок танца, перестроение в пространстве. Независимо от
этапа обучения ведущую роль играет педагогический фактор и разумное
применение некоторых основополагающих средств обучения:


строгая последовательность в решении задач, подбор подходящих

средств и методов в работе с детьми с ОВЗ;


постепенное увеличение объема нагрузок по отдельным составляющим

целостной подготовки. Сохранение правильного соотношения физической
нагрузки;


одновременное

развитие

всех

двигательных

качеств

с

учетом

естественного их прироста и возрастных особенностей;


учет анатомо-функциональных особенностей, физической подготовки и

психической характеристики детей с ОВЗ;


правильный подбор методов обучения и воспитания в каждый период

подготовки.
У каждого ребенка свой темп развития и обучения, но при этом каждый
ребенок имеет право на обучение с учетом индивидуальных возможностей
и способностей.
Такая творческая реабилитация, как занятия хореографией позволяет:
- постигать механизмы творческого процесса

- преодолевать чувство одиночества
- помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

совмещение нескольких танцевальных направлений, социальной адаптации,
воспитания личности ребёнка, позволяющих осуществить культурное и
творческое развитие ребенка с помощью хореографического творчества.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие
на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для
совершенствования таких психических функций, как мышление, память,
внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая
структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают
постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения
упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может
улучшить психодинамические функции человека.
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на работу с
детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на
развитие базовых навыков в искусстве танца.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социальноадаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными
возможностями
своевременной

здоровья,

определяют

психолого-педагогической

необходимость
помощи

с

оказания

им

использованием

эффективных танцевально –двигательных методов.
Адресат программы.
Возраст детей с ОВЗ, участвующих в реализации программы от 7 до 14
лет. Прием детей в коллектив ведется не на основе конкурсного отбора, а
только с учётом желания детей, их увлеченности и интереса.
Срок реализации программы: 1 год обучения (36 недель).
Форма обучения – очная. Формы проведения занятий варьируются, в рамках
одного занятия сочетаются разные виды деятельности.

Основные формы работы с обучающимися по количественному составу:
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
Форма проведения занятий: игра сюжетно-ролевая, практическое
занятие, размышление, тренинг.
Режим занятий.
36 часов (1 раз в неделю по 1 учебному часу).
Особенности организации образовательного процесса
Реализация

учебно-тематического

плана

в

основном

носит

практический характер. Составы групп постоянные, но педагог оставляет за
собой право перегруппировки и коррекции учебно-тематического плана в
зависимости от степени подготовленности обучающихся и обстоятельств,
связанных с планами работы объединения или образовательной организации.
Работа

над

постановкой

танцевальных

номеров

или

другими

сценическими формами (флешмоб, акция и др.) может быть организована по
отдельному графику в объеме запланированных на год часов.
Цель программы:
Формирование первоначальных навыков ритмических и танцевальных
движений, развитие музыкальных и творческих способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, воспитание
самостоятельной, уверенной в своих силах личности посредством ритмики и
танца,

укрепление

здоровья,

социализация

детей,

улучшение

межличностного общения.
Задачи программы
1.

Освоение

ритмических

движений

и

рисунков,

музыкальных

материалов по возрастам.
2. Освоение азов танцевальной азбуки.
3.Освоение азов классической и бальной хореографии.
4. Добиться гармонии и исполнение номеров, этюдов в группе.

3. Гармоническое развитие форм и функций организма занимающегося с
помощью хореографии.
4.

Способствовать

социализации

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в современном обществе.
5. Помощь в овладении навыками межличностного общения и
сотрудничества,

продуктивной

индивидуальной

и

коллективной

коммуникации
Учебный план
№

Название блока

п/п

Количество часов
Всего

Теорети Практ
ческих

1.

Знакомство.

2

Форма контроля

1 ч.

ически
1 ч.

Наблюдение

Инструктаж по
технике
безопасности.
2.

Знакомство с
музыкальными
длительностями (¼,

Наблюдение
6

1 ч.

5 ч.

1/8, ¾,6/8).
3.

Развитие чувства
ритма, темпа.

Наблюдение
4

1 ч.

3 ч.

Ритм вальса.
4.

Изучение азов

Наблюдение

танцевальной
азбуки.
Упражнение
«грустный –
веселый»;

6

1 ч.

5 ч.

упражнения для рук
– «замочек»;
упражнения для
спины; упражнения
для головы;
упражнения для
корпуса.
6.

Ознакомление детей

Наблюдение

с элементами
танцевальных
движений.
Выполнение

4

1 ч.

3 ч.

проученных
элементов
танцевальных
движений.
7.

Ознакомление детей

Наблюдение

с танцевальными
рисунками и
ориентацией в
пространстве.

8

2 ч.

6 ч.

Упражнения и игры
по ориентации в
пространстве;
8.

Умение

Наблюдение

импровизировать
под музыку.
Изображать в танце
заданных

4

1 ч.

3ч.

животных,
предметы.
Сочинение с детьми
танцевальных
этюдов.
Ознакомление детей
с играми
9.

Зачетные
мероприятия:

10.

Всего часов

-

2
36 ч.

8 ч.

2

Открытые занятия

28 ч.

Содержание программы
1. Знакомство.
Теория. Знакомство с детьми и родителями. Знакомство с программой по
ритмике.
Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка
на координацию, проверка слуха, природных данных.
2. Вводное занятие
Теория. Правила поведения и техника безопасности. Творческие планы
на новый учебный год. Беседы, впечатления о летнем отдыхе.
Практика. Повторение правил техники безопасности. Знакомство с
программой на учебный год. Просмотр и прослушивание детей.
3. Разучивается исполнение по слуху ритмических рисунков
Теория. Разучивается исполнение более сложных ритмических рисунков.
Теоретические упражнения.
Практика. Упражнения на развитие ритмического слуха:


рисунков.

Разучивается исполнение по слуху более сложных ритмических



Выполняются самостоятельные задания ритмических рисунков

на основании прослушанного музыкального материала.


Длительности: четверти, восьмые, половинные, шестнадцатые,

целые.
4. Основы классического танца.
Demiplie по I, II, III позициям, battementstendu, battementsjetes,
passeparterre: demlplie по Iпозиции.
Теория. Правильное исполнение классического экзерсиса. Развитие
понятийного аппарата.
Практика.
Развитие четкости, грамотности и правильного исполнения:
Demi plie по I, II, III позициям
- battementstendu вперед, назад и в сторону
-battementsjetes вперед, назад и в сторону
- passe par terre:
- сdemlplieпо I позиции
- с окончанием в demiplie.
- rond de jambe par terreвпервойраскладкеendehors, en dedans.
-releves по I, II, III и IV позиций ног
- перегибы корпуса вперед, назад и в сторону.
5. Изучение различных перестроений и фигур
Теория. Умение работать в группе, в ансамбле. Чувство партнера.
Выбор партнера. Нахождение контакта с партнером.
Практика.
- Фигурная маршировка: перестроение из круга в диагональ, в две
параллельные диагонали.
-

Ускорение темпа

перестроений. Разучивается дополнительный

материал: построение в две диагонали.
- Образование «восьмерки», «объемной восьмерки» (восьмерки с
дополнительными кругами внутри).

- Построение фигуры «трапеция».
- Построение фигуры «клин».
-Перестроение «дверца».
6. Основы бального танца – вальс. Характер исполнения вальса в паре и
соло.
Теория. Знакомство с бальным танцем. Характер исполнения вальса в
паре и соло. Просмотр видеоматериалов по заданной теме.
Практика.
- Постановка корпуса соло и в паре
-Постановка рук
-Постановка головы
-Основной шаг вальса
-Вальсовая дорожка
7. Перестроение «шен» или «прочес». Умение держать интервал.
Теория. Понятие «шен». «Шен» из двух линий. Что такое перестроение
«прочес». Правильное исполнение перестроение. Умение держать равнение
по первому.
Практика.
Умение перестраиваться из одной и двух линий в разных темпах (под счет, в
медленном, быстром темпе).
Перестроение из «шен» в круг, в колонну.
Понятие интервал при перестроении.
Умение держать интервал.
8. Зачетные мероприятия.
Изучение танцевальных номеров. Умение импровизировать. Показательные
выступления и концерты. Открытые уроки для родителей.
Планируемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная динамика в развитии



Сможет освоить ритмические движения и рисунки, музыкальные

материалы (откликаться на динамические оттенки в музыке, выполнять
простейшие ритмические рисунки, давать характеристику музыкальному
произведению, откликаться на динамические оттенки в музыке);


Будет знать азы классического танца (знать классические позиции рук

и ног (1,2,4) и их названия, выполнять простейшие классические движения у
станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, portdebras, grandbattement,
адажио, классическое положение рук и ног, соединение их с движениями
(прыжками);


Будет знать азы танцевальной азбуки (красиво и правильно исполнять

танцевальные элементы, красиво и правильно исполнять танцевальные
элементы, хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и
линейных рисунков, исполнять движения в парах, в группах);


Сможет взаимодействовать в группе с другими детьми в рамках
деятельности;



Сможет посредством танца укрепить свое здоровья, развить силу мышц
ног, рук, спины.



Подготовит танцевальный номер в составе своей группы

Календарный учебный график
Год

Дата

обучения

начала

Дата

Всего Количество Режим

окончания учебных

часов

обучения обучения недель

1 год

03.09.2021 20.05.2022

Сроки
сроки
промежу итоговой
занятий
точной аттестации
аттеста
ции

в год

36

36

1 раз в

14 – 21

неделю

января

20-27 мая

по 1 часу

Условия реализации программы
В основу реализации программы положены педагогические принципы:
- принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений, при
котором

личностные

определяющим

отношения

результаты

являются

важнейшим

учебно-воспитательного

фактором,

процесса

и

включающими сотрудничество, мастерство общения;
- принцип интенсивного восприятия, предполагающий максимальное
использование различных сенсорных каналов и разнообразных их
сочетаний;
-

принцип

открытого

общения,

способствующий

формированию

доверительных отношений, располагающий к высказыванию собственных
чувств, позволяющий вовлечь в дискуссию, помогающий созданию
ситуации успеха.
- принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и
укрепление психологического здоровья ребенка.
Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор
музыкального

материала

для

занятий

и

детский репертуар

танцев

составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия
и простоте исполнения для детей данного возраста.
Перечень

учебно-методического

обеспечения

для

реализации

программы:
1.

Хореографический класс с зеркальным оформлением стен.

2.

Учебники, методические пособия по

всем разделам

хореографической деятельности.
3.

Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты.

4.

Аппаратура

для

озвучивания

занятий:

магнитофон,

музыкальный центр.
5.

Коврики.

6.

Форма для занятий ритмикой.

7.

Костюмы для концертной деятельности.
Оценка достижений результатов

Отслеживание результативности освоения программного материала
осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов.
Основной метод выявления результатов – наблюдение за отдельным
ребенком, за всей группой, выявление результата.
Параметры оценки результатов обучения учащихся:
 уровень освоения основных хореографических элементов;
 исполнительская практика;
 музыкально-ритмическое исполнительство;
 танцевальная импровизация на заданную тему;
 оценка уровня социализации ребёнка в группе;


наблюдение и оценка раскрытия творческого потенциала ребенка;

 наблюдение и оценка умения взаимодействовать в коллективе.

Степень освоения предложенной детям с особыми образовательными
потребностями образовательной программы зависит от их индивидуальных
особенностей и требует в ходе образовательного процесса решения
коррекционных задач (диагностика индивидуальных проблем, разработка
плана их решения, решение проблем).
Личностными

результатами

освоения

детьми

программы

дополнительного образования могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении,
возможностями для самореализации;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
- формирование ценностных ориентаций;
формирование

-

мотивов

к

конструктивному

взаимодействию

и

сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях,
толерантное отношение;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность
(способность делать выбор и контролировать личную и общественную
жизнь), ответственность (способность принимать ответственность за свои
действия и их последствия), мировоззрение (следование социально значимым
ценностям), социальный интерес (способность интересоваться другими и
принимать участие в их жизни, патриотизм и гражданская позиция
(проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания
(умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих
людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).
Высокий уровень освоения программы


Упражнение

выполнено

технически

напряжения, в нужном темпе и характере.

правильно,

уверенно,

без



Точное знание терминологии и правил исполнения движений в

соответствии с годом обучения;


Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных

комбинаций и этюдов;


Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного

исполнения танцевальных фрагментов;
Средний уровень освоения программы


Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно

красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.


Неполное владение теоретическими знаниями

по танцевальной

дисциплине в соответствии с годом обучения;


Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки

зрения координации движений и музыкальности;
Низкий уровень освоения программы


Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим

напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук,
ног.


Слабое

усвоение

теоретического

программного

материала

соответствующего года обучения.
Методические материалы
Учебно-воспитательный

процесс

предполагает

динамику

формирования у детей, в рамках программы, учебных уровней:
1-й уровень – получение знания (о хореографической деятельности, о
требованиях по ТБ, об используемой терминологии, о порядке выполнения
хореографических элементов…);
2-й уровень – совместные репродуктивные действия (повторение
исполнения хореографических элементов, связок, комбинаций за педагогом)

3-й уровень – самостоятельные действия обучающихся (выполнение
изученного)
У детей старше 11 лет активно формируется
4-й уровень – творческий подход и индивидуальное решение (анализ,
синтез и личностное оценивание)
Методически

продуманное

импровизационных

заданий

использование

способствует

музыкальных

развитию

игр

и

музыкальности,

формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных
средствах музыки, развивает чувство ритма.
В процессе реализации программы закрепляются основные знания
особенностей народных танцев, их географию. Формируются основные
навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость,
ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых
танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого
ребенка.
Методы обучения:
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет
точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога
движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность
(слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и
тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми
впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и
др.).
Образовательный

процесс

по

дисциплине

«Веселая

ритмика»

предполагает аудиторные занятия. Аудиторные занятия проводятся в
кабинете.

Программа

аудиторных занятий:

предполагает

следующие

формы

организации

• вводные занятия, которые проводятся в начале каждого года обучения
и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения
на занятиях»;
∙учебные занятия;
На занятиях активно используются:
-материал для проведения музыкальных пcихокоррекционных занятий с
детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по
программе Елены Котышевой «Мы друг другу рады». Песенки – игры и
танцы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-методическое

пособие

«Музыкальная

коррекция

детей

с

ограниченными возможностями» с подробным описанием игр, песенки,
минусовые фонограммы и музыка для проведения танцевальных игр и
занятий.
Традиционно повторяющиеся элементы занятия:
1. Вход в зал
2. Построение вдоль станка
3. Поклон педагогу
4. Марш и бег по кругу (разогрев)
5. Упражнения у станка
6. Упражнения на середине
7. Разучивание или отработка элементов танцевальных номеров
8. Построение у станка
9. Поклон педагогу
10. Выход из зала
Технический процесс обучения танцам можно условно разделить на три
этапа:
 начальный

этап - обучению упражнению (отдельному движению);

 этап

углубленного разучивания упражнения;

 этап

закрепления и совершенствования упражнения.

Структура занятий зависит от целей конкретного занятия и его места в
учебном курсе:
1.

Обучающие

занятия: детально

разбирается

движение.

Раскладка и разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение
приема его исполнения. На занятии может быть введено не более 3-4
комбинаций.
2.

Закрепляющие занятия: повтор движений или комбинаций не

менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При
повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно,
лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой
линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы
помощника педагога.
3.

Итоговые

занятия: обучающиеся

практически

самостоятельно, без подсказки, выполняют все заученные ими движения и
танцевальные комбинации, демонстрируют знания и владение основной
терминологией.
4.

Импровизационная работа: на этих занятиях дети танцуют

придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им
педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику
своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
В структуру каждого занятия по ритмике входят все элементы основных
частей программы:
1.

партерная гимнастика – растяжка и разогрев основных групп

мышц, которые преимущественно будут задействованы на данном занятии;
2.

занятие классическим (народным) тренажем у станка (опоры) –

работа над техникой исполнения;
3.

занятие классическим (народным) тренажем на середине зала –

работа над устойчивостью, прыжками и т.д.;

4.

диагональ – отработка ритмических элементов, элементов танцев;

5.

постановочная работа – работа над постановкой и отработкой

новых танцевальных композиций, разучивание новых композиционных
рисунков (перестроений);
игра (импровизация) – музыкальные игры организующего порядка,
различные задания на импровизацию, просмотр номеров, придуманных
обучающимися.деятельности на занятиях, на итоговых выступлениях.
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ., -М., Владос, 2010
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: изд.
«Искусства», 1983
3. БарышниковаТ. Азбука хореографии. Санкт-Петербург, 1996.
4. Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
5. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
6. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в
дополнительном образовании. – М., 1999.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-Пб., 2003.
8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.:
Педагогика.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду -М., МозаикаСинтез, 2009
10. Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.
11. 10.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста.
Пособие для практических работников ДОУ. М., 2005
12. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2002.
13. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.
14. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
15. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1994.

16. КотышеваЕ. Песенки-игры и танцы для детей с ограниченными
возможностями здоровья –М., Сфера, 2010
17. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей
школ искусств. – М., 1988
18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
19. Староверова

М.С.

Инклюзивное

образование.

Настольнаякнигапедагога работающего с детьми с ОВЗ. Методическое
пособие. — М.: Владос, 2011.
20. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов М., Сфера,2012
21. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000
Статьи и книги из интернет-ресурса:
http://ijm-korrekc.ucoz.ru/ «В ритме танца». Программа развития
творческих танцевальных способностей детей с ОВЗ
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=24061Шляхова

Е.В.

Методическая

разработка "Основы современного танца" для детей с ограниченными
возможностями здоровья к дополнительной образовательной программе
"Основы танцевального искусства"
http://bookz.ru/Московкина А. Ребенок с ограниченными возможностями
здоровья в семье.
http://www.uchmet.ru/library/material/239303/Бусовикова О. Социализация
и развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».