Эклектика рабочаяпрограмма Таланты в мире песни второй год Турушева С.А

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята
на
заседании
методического
совета
Протокол № от «___»
________ 2020г.

Принято на Педагогическом
совете Протокол №
от «___»_____2020 г.

Утверждено:
приказом №________
от «_____» ____2021 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________ Н. Ю.
Антипова

Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе
художественной направленности
«Таланты в мире песни»
Возраст обучающихся: 8 - 14лет
Год обучения - 2
Автор-составитель:
Турушева Светлана Александровна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2021г

Пояснительная записка.
Рабочая программа вокальной студии «Эклектика» имеет художественную
направленность. Программа является модифицированной, так как педагогом . изучена
классификация современных способов пения, рассмотрены их особенности и область
применения в различных стилях музыкальной эстрады. В методике И.Б. Бархатовой
изучены наиболее распространенные причины вокальных проблем у детей и конкретные
практические рекомендации по их устранению

и внесены изменения

в отбор тем,

порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по темам, с
учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров
осуществления деятельности.
По

способу

организации

педагогического

процесса

программа

является

интегрированной, так как предполагает освоение и изучение программного материала
разными видами деятельности:


вокально-хоровая работа;



музыкально-исполнительская деятельность;



теоретико - аналитическая работа;



элементы хореографического искусства;



игровые тренинги;



концертно-исполнительская деятельность;



игра на музыкальных инструментах.

Цель программы:
развитие способностей и творческого потенциала ребенка,
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
Образовательные:


ознакомление детей с лучшими образцами мирового эстрадного искусства;



ознакомление с лучшими эстрадными традициями, с эстетикой эстрадного
исполнения;



приобретение навыков вокального, ансамблевого и танцевального исполнения в
эстрадной манере;



изучение и освоение эстрадной песни и танца, их основных творческих и
исполнительских закономерностей;



формирование у детей музыкально - ритмических навыков;



формирование навыков правильного и выразительного движения современной
хореографии;



обучение приемам актерского мастерства;



организация

детьми

постановочной

работы

и

концертнойдеятельности,

разучивание танцевальных композиций;


ознакомление детей с историей эстрады.

Развивающие:


развитие эстетического и художественного вкуса,



развитие вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей,
навыков импровизации;



развитие у обучающихся высокой культуры исполнения произведений;



развитие индивидуальных творческих способностей через созданиесценического
образа;

Воспитательные:


формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе
изучения эстрадного наследия;



формирование культуры общения;



развитие инициативы и самостоятельности детей;



развитие у детей активности и самостоятельности;



формирование способности адаптироваться в современном обществе.

Формы обучения.
Объем учебного времени на реализацию образовательной программы предусмотрен
учебным планом МБУ ДТОР.
Программа предусматривает сочетание групповых (дуэт, трио), индивидуальных
(солисты) и коллективных занятий (ансамбль), а также комплекс воспитательных
мероприятий: выступления на тематических мероприятиях, посещение концертов, музея,
а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Программой предусмотрены занятия:


теоретические;



практические;



комбинированные.

Занятия чаще проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение
пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
Методы обучения.

Словесный метод – при знакомстве с новым материалом педагог применяет словесный
метод.
Упражнение - (целенаправленное, специально организованное повторяющееся действие)
как метод формирования вокально-хоровых навыков. Благодаря упражнениям способ
действия совершенствуется и закрепляется и говорит о формировании навыков.
Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не
обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных
частных операций.
Метод анализа и сравнения – во время беседы по прослушанному произведению, имеет
большое значение для развития восприятия музыкального материала.
Наглядно-слуховой метод – для изучения учебно –тренировочного материала, песен с
использованием

мультимедийной

аппаратуры

(компьютер,

проектор,

экран,

интерактивная доска).
Репродуктивный
демонстрацией
Репродуктивный

метод-знакомство
певческих
метод

умений,

является

с

новым

материалом,

разучивание

главным

на

текстов

этапе

новыми
и

освоения

терминами,

мелодий

песен.

воспитанниками

необходимых начальных профессиональных знаний.
Стимулирующий или поощрительный метод – метод,при котором учащимся
предлагается музыкальная игра. Выполнение заданий в виде блиц опроса, музыкальной
викторины, которые требуют поиска ответа при помощи активизации уже полученных
знаний.
Метод стилевого подхода широко применяется в программе,

нацелен на постепенное

формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Метод системного подхода

направлен на достижение целостности и единства всех

составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы.
Метод импровизации и сценического движения - умение держаться и двигаться на
сцене, раскрепощённость перед зрителями. Использование данного метода позволяет
поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, приходиться
следить не только голосом но и за своим телом.

Творческий

метод используется в программе как

педагогический

метод, определяющий

важнейший художественно-

качественно-результативный

показатель

её

практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому
ребёнку и поэтому всегда новое.
Принципы педагогического процесса:


принцип единства художественного и технического развития пения;



принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному -реализация программы предусматривает перспективное
развитие

навыков

вокального

мастерства,

подчинение

основному

образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству и к
увлекательным делам;


принцип успешности - ключ к созданию ситуации успеха, способствующей
максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии изнутри,
«самотворчестве», а не навязывании «готового ответа»;



принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;



принцип творческого развития;



принцип доступности;



принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности
ребенка;



принцип индивидуального подхода;



принцип практической направленности.

Режим занятий:
Занятия второго года обучения проводятся два раза в неделю по 1ч. Общее количество 72ч;
Формы работы:
В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются
разнообразные формы работы:


беседы (индивидуальные и групповые, на которых излагаются теоретические
сведения с музыкальными примерами и видеоматериалами);



репетиции-

постановки

(отрабатываются

актёрские способности детей);

концертные

номера

,развиваются



открытые занятия (проводятся для самих детей , педагогов, гостей и родителей);



тренинги;



выездные занятия (посещение выставок, концертов, праздников , фестивалей);



праздники в группах и в коллективе;



тематические программы;

2-й год обучения
В результате обучения пению ребёнок должен знать:


жанры вокальной музыки;



основные типы голосов;



типы дыхания;



поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;



реабилитацию простудных заболеваний;



виды атаки звука;



основные понятия вокальной терминологии;



регистры;



сценическую речь



виды ансамблей;



стили джазовой музыки;

Уметь:
 правильно пользоваться певческим дыханием;


правильно формировать гласные в сочетании с согласными в процессе пения;



следить за чистотой интонации;



контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука);



петь простейшее двухголосие;



работать над «сглаживанием» регистров;



выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого

произношения согласных;


вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества,
чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения;



при работе над текстом в произведениях, добиваться смыслового единства текста
и музыки;



работать над расширением диапазона голоса;



работать над музыкально-выразительным исполнением произведения;



работать с микрофоном;



петь под фонограмму.



принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива и
образовательного учреждения;

Формы аттестации:


отслеживание результатов (входной, промежуточный, текущий и итоговый
контроль).



открытый урок для



участие в концертах и других мероприятиях, проводимых в Доме творчества.



групповые и индивидуальные зачёты в форме тестов,зачётов;.



отчётный концерт для

родителей;

других кружковцев, педагогов дома творчества

и

родителей;


результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством
успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Учебно-тематический план
второй год обучения. С 18-30
Количество часов

№

1

Название разделов и
тем

Практика

Формы аттестации,
контроля

1

Беседа ,наблюдение, опрос.

Всего

Теория

Раздел.1. 1.1Вводное
занятие. «Мир
вокального искусства».

2

1

Раздел.2.Вокальнотехнические навыки.

40

11

29

2.1Искусство вокала –
народный,
академический,
эстрадный.

4

2

2

2.2.
Особенности
эстрадного
исполнения.

10

2

8

Входная диагностика
Беседа, наблюдение, опрос,
упражнения.

2.3Опора
Диафрагма.

звука.

10

2

8

2.4 Атака звука.

6

2

4

2.5 .Звуковедение.

4

1

3

2.6.Механизм
регистров. Микст.

2

1

1

4

1

3

20

4

16

100

10

10

10

2.7.Артикуляция
дикция.
2

и

Раздел.3. Эстрадноджазовое искусство.

3

Раздел.4.Работа над

Беседа ,наблюдение,
самостоятельная работа.

Наблюдение,
самостоятельная работа,
концерт, конкурс.

90

музыкальным
произведением.
4.1.Теоретический
анализ.

4.2.Исполнительская

90

90

работа.
4

Раздел.5.Концертноисполнительская
деятельность.

54

4

50

4.1Концертные
выступления.

20

2

18

и

34

4

30

Итого:

216

30

186

4.2.Подготовка
участие в конкурсе.

Беседа ,наблюдение,
самостоятельная работа,
концерт, конкурс..

Учебный календарный график второго года обучения .
№

1

Раздел
программы.
Тема занятия

1.1.Вводное
занятие.

Всего часов
теория практика

Краткое содержание занятия
(копируется из программы)

1

Теория:Знакомство

1

«Мир

различными

Форма
занятия

Форма
контроля

с Групповая

Опрос
Беседа
наблюден
ие
Входная
диагности
ка.

вокальными

вокального

школами. История развития

искусства».

вокального искусства.
Практика:входная

Дата по
плану
(заполняется
сразу в
соответстви
ис
расписанием
)
03.09.21

диагностика.
Раздел.2.Вокально-технические навыки.

2

2.1Искусство
вокала

2
–

12

Теория:

знакомство

произведениями

с Групповая
игра
различных

народный,

жанров,

академический,

исполнения.

эстрадный.

Практика:вокальные
упражнения.

манерой

. Беседа
Опрос
06.09.21
Наблюден 08.09.21
ие

Дата по факту
(заполняется
ручкой после
проведения
занятия)

2.2. Особенности 2
эстрадного
исполнения.

8

Теория: основные особенности Группова
я.
эстрадного вокала.
Практика:

практические Игра

упражнения.
2.3Опора звука. 2
Диафрагма.

8

Теория:

понятия диафрагма, Индивиду
альная
опора;
работа
Практика:
практические
упражнения

на

ощущения

опоры;
2.4 Атака звука.

2

4

Теория: понятия атака, виды Индивиду
альная
атак;
работа
Практика:практические
упражнения;

2.5 Звуковедение 1

3

Теория:основные виды
звуковедения: связное (legato),
(staccato, nonlegato).
Практика: практические
упражнения на звуковедение.

Группова
я.
Индивиду
альная
работа

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
работа
Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
работа

10.09.21
13.09.21
15.09.21
17.09.21
20.09.21
22.09.21
24.09.21
27.09.21
29.09.21
01.10.21

Беседа
04.10.21
Опрос
06.10.21
Наблюден
ие
Самостоя 08.10.21
тельная
работа
Беседа
11.10.21
Опрос
13.10.21
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
работа

2.6.Механизм
регистров.

1

1

Теория: понятие регистр ,иды

Индивиду
альная
работа
Группова
я.

Беседа
15.10.21
Опрос
Наблюден
ие
Самостоя
тельная
работа

и Группова
я.
артикуляция,
роль
тренинги
артикуляционного аппарата и

Беседа
18.10.21
Наблюден 20.10.21
ие
Практиче
ское
задание

регистров: грудной ,фальцет
,микст, свистковый регистр,
штро-бас.
Практика: практические
упражнения.

2.7.Артикуляция
и дикция.

1

3

Теория:

понятия

дикция

дикции в пении;
Практика:

Практические

упражнения;
Раздел.3. Эстрадно-джазовое искусство

5
.

4

16

Теория: основные стили и Групповая.
Подгруппы
направления
джазовой
индивидуаль
музыки;
ная
Практика:
упражнения.

практические

Беседа
Наблюдение
Практическо
е задание
репетиция

22.10.21
25.10.21
27.10.21
29.10.21
01.11.21
03.11.21
08.11.21
10.11.21
12..11.21
15.11.21

Раздел.4.Работа над музыкальным произведением.

6

4.1.Теоретическ
ий анализ.

10

Теория:тональность,
ладовые особенности, ритм,
размер, темп, вид
аккомпанемента;
идейное содержание,
значение в прошлом и
настоящем времени, история
создания, события,
связанные с произведением,
виды исполнения.
Стиль, эпоха, время и
музыкальные вкусы;
анализ мелодии по
средствам музыкальной
выразительности;
структура мелодии, (фраза,
мотив, предложение, запев,

групповая

Беседа
Опрос
Наблюден
ие
Практиче
ское
задание

17.11.21
19.11.21
22.11.21
24.11.21
26.11.21

припев);
характеристика линии
развития мелодии
(мелодическое движение,
кульминация, повторы,
диапазон, фразировка на
дыхание, способ
интонирования);
работа над текстом,
осознание творчества автора
текста, вокальная орфоэпия,
дикционные трудности.
4.2.Исполнитель
ская работа.

90

Подбор
произведения

мелодии
на

инструменте;
исполнение

отдельных

элементов

вокального

произведения

(куплета,

отдельного запева, припева
,кульминации);
исполнение

вокального

29.11.21
01.12.21
03.12.21
06.12.21
08.12.21
10.12.21
13.12.21
15.12.21
17.12.21
20.12.21
22.12.21
24.12.21

произведения
(правильное
дыхания

в

целом

распределение
по

фразам,

интонирование

мелодии,

чёткая дикция, соблюдение
ритма и темпа произведения,

27.12.21
29.12.21
31.12.21
10.01.22
12.01.22
14.01.22
17.01.22
19.01.22
21.01.22

динамических оттенков.)
музыкально – сценический
образ

и

способ

его

передачи,сила эстетического
воздействия

(искренность,

правдивость, простота и.т.д);
продуманный

процесс

творческого воплощения проявление

личного,

индивидуального

в

исполнительском процессе;
подготовка к выступлению снятие психических зажимов
и

барьеров

чувства

(ликвидация

стыда,

болезненного

боязни,
волнения

24.01.22
26.01.22
28.01.22
31.01.22
02.02.22
04.02.22
07.02.22
09.02.22
11.02.22
14.02.22
16.02.22
18.02.22
21.02.22
23.02.22
25.02.22
28.02.22
02.03.22
04.03.22
09.03.22
11.03.22
14.03.22

перед выходом на сцену,
перед зрителем, аудиторией);

16.03.22
18.03.22
21.03.22

манера поведения на сценепроявление

вкуса

во

внешнем виде;
общение

с

залом,

аудиторией: (выход, поклон,
сценическая

культура

поведения);
анализ

творческого

процесса после концертного
выступления, конкурса
(общее

впечатление,

обсуждение

ошибок

достижений,

и

просмотр

видеозаписей).

Раздел.5.Концертно-исполнительская деятельность.
5.1Концертные
выступления.

2

18

Теория:
анализ собственного
исполнения песни;

23.03.22
25.03.22
28.03.22
30.03.22
01.04.22

выявление ошибок во время
репетиций.
Практика: исполнение
произведения;

04.04..22
05.04.22
08.04.22
11.04.22
13.04.22

Просмотр записи
собственного выступления;
работа над ошибками;
концертные выступления на
районных, городских,
республиканских
мероприятиях
5.2.Подготовка и 4

30

Теория:

участие в

просмотр видео конкурсных

конкурсе

выступлений различного
уровня.
Практика:
участие в конкурсах
районного, городского,
республиканского,
международного,
всероссийского уровней;

15.04.22
18.04.22
20.04.22
22.04.22
25.04.22
27.04.22
29.04.22
06.05.22
11.05.22
13.05.22
16.05.22
18.05.22

20.05.22
23.05.22
25.05.22
27.05.22
03.06.22

Список литературы.
1. Агарков О. М. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы
физиологии пения и вокальной методики» – М., 1975 г.
2. Абдулов А. А. Джазовыераспевки: учебное пособие, Санкт-Петербург, 1998г.
3. Антонова М. «Лучшие дыхательные практики» (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная
дыхательная гимнастика»), Санкт – Петербург «Вектор» 2008г.
4. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса: учебное пособие», 1983г.
5. Белоброва Е. Ю. Техника эстрадного вокала, Интернет ресурсы.
6. Билль А. М. Чистый голос, методические материалы для организаторов и педагогов
детских эстрадно-вокальных студий, М – 2002г.
7. Вейсон М. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной
методики»
8. Гарсия Н. Новый вокальный курс, практическое руководство по созданию и
совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса, Интернет ресурсы
9. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства, Ростов-на-Дону,
Феникс, 2006г.
10. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология, М – 1993г.
11. Заводова Т. Е., Музыка и воспитание, ООО «Красико-Принт», 2004 г.
12. Далецкий О. В. Обучение пению, М: 2003г.
13. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики, М: Музыка, 2007г.
14. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».
15. Емельянов В. В. «Развитие голоса – и координация, и тренаж».
16. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые
законы. – 2-е изд. – М.; ИФ «Образование в документах», 2001 г.
17. Иванченко В. Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей:
новые подходы», издательство «Учитель», 2007 г.
18. Конвенция о правах ребёнка. ЮНИСЕФ, 1999 г.
19.Конен В. Рождение джаза, М: «Музыка», 1984 г.
20.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М: «Радуга», 1986 г.
21. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба, изд-во «Учитель», 2005 г.
22. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей, Ленинград, 1967г.

23. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению, М, 1987г.
24. Морозов В. П. «Тайны вокальной речи», М, 1967г.
25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения, М, 2002г.
26. Монд Лиза «Здоровье голоса певца», М.: Фортуна ЭЛ, 2011г.
27. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие по эстрадному вокалу, Иваново,
2002 г.
28. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»
29. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано,
М: «Нота», 2006г.
30. Соловей С. Д. «Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое
руководство» – СПб, 1995 г.
31. Суязова Г. Я. «Мир вокального искусства», издательство «Учитель», Волгоград, 2008
32. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - М., издательство «Музыка», 1973 г.
33. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, ГИЦ «Владос»
2002г.
34.Теплов Б. М «Психология музыкальных способностей».
35. Чугунов Ю., Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах «Молодёжная
эстрада», М: «Молодая гвардия», 1997 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».