Лего Горшенина Т.В

Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности,
социальное

складывается
здоровье

характер,

что

дошкольника.

положительно

Такими

играми

влияет

нового

на
типа

являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят
из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с
конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с
помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной
форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и
т.п.

и

таким

образом

передачиинформации.

знакомят

Постепенное

его

возрастание

с разными
трудности

способами
задач

в

конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать своитворческие способности, в отличие от
обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские
черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью. Так

моделирование

из

Лего-конструкторов

позволяет

разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в
совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в
вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность

ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют
практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу
экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают
жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать
игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более
наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна

программы.

Данная

программа

составлена

на

основе

методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском
саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается
в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через
такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием
конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной
программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По
окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);
письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и
начальной школы»;

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
с учётом требований Положения о порядке оформления программ
дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Цель программы: Формирование представлений о

картине мира с

помощью Лего-конструктора
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные
навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
4.С помощью создания макетов и через игру закрепить знания об
окружающем мире.
Направленность программы –социально-педагогическая
Направление образовательной деятельности

- конструирование.

Срок реализации: 1 год.
Программа

«ЛегоМИР»

направлена

на

развитие

конструкторских

способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 7-8 лет по подгруппам.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных
видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями

З.Е.Лиштван,

В.Г.Нечаева,

Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу:заключается в том, что детям предлагаются
образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и
конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма
обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно
напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий
этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку

способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная
форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4.Конструирование

по

простейшим

чертежам

и

наглядным

схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного

материала

воссоздаются

внешние

и

отдельные

функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они
сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование

по

теме: детям

предлагают

общую

тематику

конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по
заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В

процессе

реализации

поставленных

задач

осуществляется

отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, январь, май). Формы
отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.

К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать

постройку прочной, точно

соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
-

планировать

этапы

создания

собственной

постройки,

конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

находить

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
морально-волевые

-

качества:

толерантность,

старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Первое полугодие:


Учить называть детали лего-конструктора



Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму,
величину, цвет деталей)



Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными
условиями



Сравнивать предметы по длине и ширине



Конструировать по образцу и условиям



Различать по цвету и форме



Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий

Второе полугодие:


Познакомить с новыми деталями



Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение



Оформлять свой замысел путём предварительного называния
будущей постройки



Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания
конструктивной деятельности, помогать её осуществлять



Формировать

умение

использовать

полученные

знания

в

самостоятельных постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:


Конструирование по образцу



Преобразование образца по условиям



Конструирование по замыслу

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и
называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных
деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему
научились на прошлых занятиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

1

2

3

Название разделов и тем

Теоретические
занятия

Инструктаж по технике
безопасности на занятиях по
легоконструированию, знакомство с
историей создания лего, основные
формы конструктора

2

Конструирование по образцу

1

Конструирование по модели
Конструирование по простейшим
наглядным схемам

1

4

Часы
Практич
еские
занятия

Всего.

2
Наблюдение

23

24
Наблюдение

23

24
Наблюдение

1

23

24
Наблюдение
беседа

Конструирование по замыслу
5

1

23

24
Беседа

Конструирование по теме
6

Формы
аттестации,
контроля

1

21

22

Светофор
2
Подарок для Бабушки
2
Подарок для Мамы
2
Скоро Новый год
2
Зимнее настроение
2
С днем защитника Отчества
2
С 8 марта
2
День космонавтики
2
9 мая
2
Наблюдение,
беседа

Конструирование по условиям
7

1

23

24

8

136

144

ИТОГО

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

1

2

3

Название разделов и тем

Теоретические
занятия

Инструктаж по технике
безопасности на занятиях по
легоконструированию, знакомство с
историей создания лего, основные
формы конструктора

2

Конструирование по образцу

1

Конструирование по модели
Конструирование по простейшим
наглядным схемам

1

4

Часы
Практич
еские
занятия

Всего.

2
Наблюдение

43

44
Наблюдение

33

34
Наблюдение

1

35

36
Наблюдение
беседа

Конструирование по замыслу
5

1

33

34
Беседа

Конструирование по теме
6

Формы
аттестации,
контроля

1

21

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Светофор
День учителя
Подарок для Бабушки
Подарок для Мамы
Скоро Новый год
Зимнее настроение
С днем защитника Отчества
С 8 марта
День космонавтики
9 мая
Наблюдение,
беседа

Конструирование по условиям
7

1

23

24

8

208

216

ИТОГО

Литература
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский
дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.:
изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной
робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
8. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
9. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
10. Методический

комплект

заданий

к

набору

первые

механизмы

Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
11. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском
саду» М.;Академия,2002г.-192с.
12. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».