Пояснительная записка Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, социальное складывается здоровье характер, что дошкольника. положительно Такими играми влияет нового на типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом передачиинформации. знакомят Постепенное его возрастание с разными трудности способами задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать своитворческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы. Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы. Нормативная база, на основе которой создана программа: ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10); письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»; Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Цель программы: Формирование представлений о картине мира с помощью Лего-конструктора Задачи: 1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. 2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. 3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 4.С помощью создания макетов и через игру закрепить знания об окружающем мире. Направленность программы –социально-педагогическая Направление образовательной деятельности - конструирование. Срок реализации: 1 год. Программа «ЛегоМИР» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 7-8 лет по подгруппам. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год. Принципы Лего-конструирования Основные принципы по Лего-конструированию: - от простого к сложному; - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Формы организации обучения дошкольников конструированию С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова: 1. Конструирование по образцу:заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2.Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. 3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. 6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, январь, май). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей: - наблюдение за деятельностью детей; - задания для самостоятельного выполнения; - общение с ребенком. К концу первого года обучения дети могут: - сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; - использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем; - строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; - конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; - сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей - располагать кирпичики, пластины вертикально; -правильно использовать детали строительного материала; Планируемый результат: - анализировать конструктивную и графическую модель; - создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается; - правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками); - возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец; - обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности; - преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием. - изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; - использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; - преобразовывать постройки в соответствии с заданием; - анализировать образец постройки; - планировать этапы создания собственной постройки, конструктивные решения; - создавать постройки по рисунку, схеме; - работать коллективно; - соотносить конструкцию предмета с его назначением; - создавать различные конструкции одного и того же объекта; находить - создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции. Дети научатся: - различать и называть детали конструктора; - конструировать по условиям заданным взрослым; - конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме; - самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы; - работать в паре, коллективе; - рассказывать о постройке. У детей сформируются: морально-волевые - качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; - познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность; - качества самостоятельно договариваться друг с другом; - конструкторские навыки и умения; Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус. Первое полугодие: Учить называть детали лего-конструктора Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей) Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями Сравнивать предметы по длине и ширине Конструировать по образцу и условиям Различать по цвету и форме Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий Второе полугодие: Познакомить с новыми деталями Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. Примерное распределение занятий на год: Конструирование по образцу Преобразование образца по условиям Конструирование по замыслу Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2 3 Название разделов и тем Теоретические занятия Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легоконструированию, знакомство с историей создания лего, основные формы конструктора 2 Конструирование по образцу 1 Конструирование по модели Конструирование по простейшим наглядным схемам 1 4 Часы Практич еские занятия Всего. 2 Наблюдение 23 24 Наблюдение 23 24 Наблюдение 1 23 24 Наблюдение беседа Конструирование по замыслу 5 1 23 24 Беседа Конструирование по теме 6 Формы аттестации, контроля 1 21 22 Светофор 2 Подарок для Бабушки 2 Подарок для Мамы 2 Скоро Новый год 2 Зимнее настроение 2 С днем защитника Отчества 2 С 8 марта 2 День космонавтики 2 9 мая 2 Наблюдение, беседа Конструирование по условиям 7 1 23 24 8 136 144 ИТОГО УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2 3 Название разделов и тем Теоретические занятия Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легоконструированию, знакомство с историей создания лего, основные формы конструктора 2 Конструирование по образцу 1 Конструирование по модели Конструирование по простейшим наглядным схемам 1 4 Часы Практич еские занятия Всего. 2 Наблюдение 43 44 Наблюдение 33 34 Наблюдение 1 35 36 Наблюдение беседа Конструирование по замыслу 5 1 33 34 Беседа Конструирование по теме 6 Формы аттестации, контроля 1 21 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Светофор День учителя Подарок для Бабушки Подарок для Мамы Скоро Новый год Зимнее настроение С днем защитника Отчества С 8 марта День космонавтики 9 мая Наблюдение, беседа Конструирование по условиям 7 1 23 24 8 208 216 ИТОГО Литература 1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. 8. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г. 9. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г. 10. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой. 11. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с. 12. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)