Программа Краски (2020)

Содержание.

Пояснительная записка..................................................................................3
Учебно-тематический план первого года обучения.........................................9
Учебно-тематический план второго года обучения.......................................14
Учебно-тематический план третьего года обучения......................................19
Методическое обеспечение программы..........................................................28
Литература.........................................................................................................31

Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Перспектива" изостудии "Краски" построена с учетом специфики дополнительного
образования детей. Программа не предусматривает изучение только одного вида
художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из
различных групп творческих материалов. Изобразительное и декоративно-прикладное
творчество создает среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет
различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека.
Диапазон работ предлагаемых в программе "Перспектива" - популярные виды ручного
труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста.
По способу организации
интегрированной.

педагогического

процесса

программа

является

Занятия искусством приобщают обучающихся к
истокам мировой и
национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о
прекрасном, воспитывают умение видеть, чувствовать, понимать и создавать
прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Деятельность
обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объёме
(с натуры, по памяти, по представлению), эксперименты с красками, декоративная
работа, оформительское искусство, обсуждение и анализ работ товарищей,
результатов собственного и коллективного творчества.
Направленность программы - художественная.
Содержание программы предусматривает 2 основных направления:
- рисунок, живопись, композиция;
- декоративно-прикладное искусство.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой
области состоит в том, чтоона предназначена для работы с воспитанниками в
свободное от учебы время в объединении изобразительного искусства "Краски", где
каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром
искусства более близко. Программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие
начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой
деятельности.
Программа "Перспектива" помогает ребёнку ощутить себя частью
современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При
помощи красок постигается действительность, познаётсяокружающий мир.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного,
доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Среди наиболее значимых особенностей программы можно выделить:

комплексность - сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из
которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их
взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий
применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное
применение.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению
художественно - творческого опыта, обучению приёмам художественно - творческих
действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и
педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход,
обучение в содружестве. Также для улучшения восприятия и более близкого
ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения
выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи. Все это в целом является
мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится
важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту
обучающихся, развитию творческих способностей, Данная программа построена так,
чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей
действительности.
Воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как
изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой
образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при
реализации
программы
повышается
психологическая
защищенность,
коммуникабельность, самооценка.
Актуальность программы
Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту
окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия
способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность
творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного
творчества.Актуальность программы "Перспектива"связана с использованием
комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и
взаимодействии:
- общих способностей (способность к обучению и труду);
- творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное
восприятие).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
- развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

- развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Программа "Перспектива" учит раскрывать души детей для красоты, учит
смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное.
Цель программы изостудии:
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся посредством
знакомства и вовлечения их в занятия изобразительным и декоративно-прикладным
творчеством.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с разнообразными материалами для использования в
художественной, конструкторской, оформительской деятельности и научить
применять их на практике;
- познакомить и научить применять на практике разнообразные выразительные
средства - цвет, линию, штрих, объем, композицию, ритм;
- дать первоначальные сведения о художественной форме, о художественных
выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роли в
эстетическом восприятии работ;
- научить простейшим композиционным приемам и художественным средствам,
необходимым для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- дать теоретические сведения, обучить практическим умениям и навыкам в области
декоративного оформления, художественного конструирования, макетирования.
Развивающие:
- развить потенциал ребенка, его познавательно- творческую активность;
- развить ассоциативные возможности мышления, творческое мышление и творческие
способности;
- развить умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
Воспитывающие:
- формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и
гармонию и эстетически ее оценивать;
- приобщать к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам народной
культуры;
- формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства.
Основные принципы, заложенные при построении программы.
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре
внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих

творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых
творческих ориентиров и предусматривают:
- принцип доступности обучения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип поэтапного углубления знаний;
- усложнение учебного материала от простого к сложному при условии
воспроизведения обучающимися предыдущих знаний;
- принцип комплексного развития;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;
- принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
- принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для
группы. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
В зависимости от конкретных условий, возрастных особенностей и
интересов учащихся педагог может вносить в программу корректировки:
сокращать количество часов по одной теме и увеличивать по другой, добавлять
новые техники, применять различные материалы.
Формы работы в изостудии "Краски": индивидуальная, групповая, коллективная.
В конце учебного года подводятся итоги в форме выставки.
Основные направления программы
-

нормативно-правовое обеспечение процесса работы изостудии;

- информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
- педагогическое сопровождение семьи в вопросах художественно - эстетического
воспитания детей.
Формы работы с детьми:
- занятия, беседы, игровые формы;
- совместные праздники;
- выставки.
Формы работы с родителями:
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки
детских работ, дидактических игр, литературы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки,
родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- анкетирование и тестирование родителей;
- экскурсии.

конкурсы,

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе реализации программы предполагается достижение определённого уровня
творческого развития через овладение обучающимися различными техниками
изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества.
Обучающиеся будут
знать:
- специальную терминологию;
- получат представление о видах и жанрах искусства;
- разовьют фантазию, воображение;
уметь:
- правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно
закрывать ими нужную поверхность;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного
мира;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- находить новые нестандартные решения творческих задач;
- использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства.
Программа "Перспектива" - это начало систематического приобщения
школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг
на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение
имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
В конце изучения крупных разделов планируется оформление тематических
выставок, конкурсов поделок и другие формы контроля, используемые в работе с
обучающимися. В качестве итоговой формы контроля и реализации программы
предусмотрено оформление портфеля достижений каждого воспитанника,
выставкидетских работ.
Программа предусматривает обучение учащихся с разным уровнем
подготовки в возрасте от 6 до14 лет (по 12 человек в группе). Программа
рассчитана на 3 года обучения, 1 год - 144 часа (4 часа в неделю), 2 и 3 год обучения
по - 216 часов (6 часов в неделю). Занятия с обучающимися проводятся 2 раза в

неделю, по 2 академических часа с перерывом в 5-10 минут - 1год обучения и по 3
академических часа с перерывом в 5-10 минут 2 раза в неделю - 2 и 3 год обучения.
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часа)
Часы

№
п/п

Название разделов и
тем

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
заняти
я

В т.ч.
индивиВсего
дуальные

Формы
аттестации,
контроля

1.

Вводное занятие.

1

-

1

Опрос

2.

Живопись.

5

32

37

Тест

2.1

Осенний букет.

1

6

7

2.2

Наблюдаем и
изображаем осень.

1

3

4

2.3

Узор и фантазия.

1

7

8

2.4

Подводный мир.

1

7

8

2.5

Изображаем красоту
зимы.

3.

3.1

3.2

4.

4.1

1

9

10

2

18

20

Рисование углем.

1

11

12

Декоративно
прикладное
творчество.

-

Живая
красота
жостовских подносов.

Практическое
задание

1

Практическое
задание

3

Практическое
задание



Практическое
задание

3

Тест,
практическое
задание
Тест

Рисунок: рисование с
натуры, тематическое
рисование.

Граттаж.



1

7

8

4

22

26

6

8

Практический
тест
Опрос,
практическое
задание
Тесты
Практическое
задание

1

7

8

4

Устный опрос
Практическое
задание

Городецкая роспись.

1

7

8

4

4.2

4.3

4.4

5.

5.1

5.2

5.3

6.

Практическое
задание
Голубая сказка Гжели.

Дымковская игрушка.
Лепка, изготовление
объемных
композиций из
пластилина.

1

1

1

5

3

9

6

1

Практическое
задание

-

Практическое
задание

4

Практическое
задание

10

Анималистический
жанр. В мире
животных. Рельефные
композиции.

-

2

2

Коллективная
композиция.

1

3

4

1

Практическое
задание

2

Опрос,
практическое
задание

Выполнение
декоративных
композиций из
соленого теста.

-

4

4

Композиция.

3

23

26

Тест, защита
проектов
Опрос,
практическое
задание

6.1

Иллюстрация.

1

5

6

6.2

Рисование с натуры.

1

7

8

6.3

Рисование по
представлению.

1

11

12

7.

Бумагопластика.

4

18

22

7.1

Устный опрос

Аппликация.
Симметричное
вырезание в
аппликации.
Белорусская
выцинанка.

1

2

Практическое
задание

3

Практическое
задание

6

Практическое
задание

Практическое
задание
3

7

10

7.2

Коллаж.

1

7

8

7.3

Оригами и киригами.

-

2

2

7.4

Коллективная работа.

-

2

2

Итоговая работа.
Организационномассовая
деятельность.

-

1

1

9.

Итоговое занятие

1

-

1

10.

Итого:

21

123

144

8.

3

Практическое
задание

1

Тест, защита
проектов

2

Практическое
задание
Выставка
творческих
работ
Тест, защита
проектов

Содержание программы
1 год обучения (144 часа)
1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление детей с правилами поведения в ДТОР, с режимом работы ИЗО
- студии "Краски", беседа об истории изобразительного искусства. Знакомство с
содержанием работы на текущий учебный год. Инструктаж по техникам безопасности.
Практика. Правила работы с ножницами, резаком, бумагой.
Знакомство с материально-технической базой кабинета. Правила безопасности труда
при работе с инструментами и приборами.
2. Живопись.
2.1.Осенний букет.
Теория. Средства выразительности живописи, материалы.
Практика. Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения.
2.2.Наблюдаем и изображаем осень.
Теория. Рисование различными живописными материалами.
Практика. Приемы рисования различными живописными материалами.
2.3.Узор и фантазия.
Теория. История возникновения и техники исполнения.
Практика. Выполнение композиций.
2.4.Подводный мир.
Теория. Организация рабочего места, копирование деталей.
Практика. Выполнение живописных композиций на темы.
2.5.Изображаем красоту зимы.
Теория. Закрепление понятия раздельного мазка.
Практика. Приемы и техники выполнения. Навыки работы гуашью, передача цветом
состояния природы.
3. Рисунок: рисование с натуры, тематическое рисование.
3.1. Рисование углем.
Теория. Средства выразительности рисунка, материалы.
Практика. Приемы и техники выполнения.

3.2.Граттаж.
Теория. История возникновения и развития граттажа.
Практика. Приемы и техника выполнения. Схемы выполнения.
4. Декоративно - прикладное творчество.
4.1.Живая красота жостовских подносов.
Теория. Знакомство с народным творчеством. Знакомство с историей жостовской
росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика. Построение изображения на листе бумаги, копирование элементов.
Выполнение жостовской росписи.
4.2. Городецкая роспись.
Теория. Закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее
историей, традициями, основными элементами.
Практика. Выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.3.Голубая сказка Гжели.
Теория. Знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами,
традициями.
Практика. Выполнение гжельской росписи на бумаге.
4.4.Дымковская игрушка.
Теория. Знакомство с народным творчеством. Знакомство с историей дымковской
росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика. Выполнение декоративных композиций на плоскости.
5. Лепка, изготовление объемных композиций из пластилина.
5.1 Анималистический жанр. В мире животных. Рельефные композиции.
Теория. Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с острыми
предметами. Технология изготовления и основные операции.
Практика:
Выполнение декоративных композиций в объёме и на плоскости из пластилина:
принципы лепки; технические приемы; изготовление элементов композиций;
выполнение композиций.
5.2. Коллективная композиция.
Теория. Технология изготовления и основные операции.
Практика. Коллективное панно (выполняется на основе изученных приемов).
5.3 Выполнение декоративных композиций из солёного теста.
Теория. Знакомство с технологией получения солёного теста.
Практика. Изготовление поделок различной формы. Правильное сушение данного
материала, роспись.
6. Композиция.
6.1 Иллюстрация.
Теория. История возникновения.
Практика. Приемы рисования различными живописными материалами:
- технические приемы;
- выполнение композиций.
6.2 Рисование с натуры.
Теория. Выполнение набросков и зарисовок.
Практика. Навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.
6.3 Рисование по представлению.
Теория. Средства выразительности рисунка, материалы.
Практика. Приемы и техники выполнения.

7. Бумагопластика.
7.1Аппликация.Симметричное вырезание в аппликации. Белорусская
выцинанка.
Теория. Классификация аппликации (материалы, техника исполнения, содержание
композиции). Виды бумаги и картона для аппликации.
Практика. Приемы и техники выполнения. Техника безопасности при работе с
острыми предметами.
7.2 Коллаж.
Теория. История возникновения.
Практика. Коллаж из цветной бумаги. Имитация мозаики.
7.3. Оригами и киригами.
Теория. История возникновения. Примеры работ.
Практика. Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Техника
безопасности при работе с острыми предметами.
7.4. Коллективная работа.
Теория. Технология изготовления и основные операции.
Практика. Коллективное панно выполняется на основе изученных приемов.
8. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии.
Участие в выставках.
Участие в праздниках.
9. Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов, оформление выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план
2 год обучения (216 часов)
Часы
№
п/п

1.

2.

2.1

2.2

3.

Название разделов и
тем

Вводное занятие.
Инструктаж.
Изготовление изделий
из природного
материала.
Аппликация из
природных материалов.
Ошибана.

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
заняти
я

1

2

В т.ч.
индивиВсего.
дуальные

Формы
аттестации,
контроля

Опрос

3

Тест
1

1

20

11

21

6

Тесты
Практическое
задание

8

12

Роспись по камням.

-

9

9

Опрос,
практическое
задание

Изобразительная
деятельность:

3

33

36

Тесты

Практическое
задание

рисование на темы,
рисование с натуры,
иллюстрация.
Живопись.

1

11

12

5

3.1

Практическое
задание
Рисунок.

1

8

9

5

3.2

1

14

15

7

3.3

Контрольные
задания
Практическое
задание

4.

Бумагопластика.

6

45

51

4.1

Оригами.

1

5

6

4.2

Киригами.

1

8

9

4.3

Коллаж.

2

10

12

4.4

Аппликация.

1

14

15

Квиллинг.

1

8

Тест


Практическое
задание

4

Практическое
задание

4

Практическое
задание



Практическое
задание

6

Тест,
практическое
задание

9

Защита проектов

Изготовление
декоративных
композиций из
соленого теста,
пластилина.

2

40

42

5.1

Приемы работы с
тестом.

1

11

12

5.2

Анималистический
жанр.

-

6

6

5.3

Рельефные
композиции.

5.

Устный опрос
Практическое
задание

Композиция.

4.5

Устный опрос

1

11

12

6

Практическое
задание

3

Практическое
задание

4

Опрос,
практическое
задание

5.4

6.

Выполнение объемных
композиций.
Выполнение
декоративных
композиций из
текстиля.

-

3

12

18

12

Ниткография.

1

5

6

6.2

Композиции из лент.

2

13

15

7.

Батик.

2

37

39

7.1

Холодный батик.

1

20

21

7.2

Художественная
роспись по ткани.

1

17

18

Итоговая работа.
Организационномассовая
деятельность.
Экскурсии.

1

1

2

9.

Заключительное
занятие.

1

-

1

10.

Итого:

20

196

216

Практическое
задание
Тест, защита
проектов

21

6.1

8.

5

2
3

Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание
Тест, защита
проектов

4

Практическое
задание

9

Тест, защита
проектов
Выставка
творческих
работ.

Тест, защита
проектов.

Содержание программы
2 год обучения (216 часов)
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление детей с правилами поведения в ДТОР, с режимом работы
Изостудии "Краски", беседа об истории изобразительного искусства. История
возникновения и развития аппликации. Знакомство с содержанием работы на текущий
учебный год. Инструктаж по техникам безопасности.
Практика: Видео презентация. Правила работы с клеем, ножницами, резаком,
бумагой.
Знакомство с материально-технической базой кабинета. Правила
безопасности труда при работе с инструментами и приборами.
2.Изготовление изделий из природного материала.
2.1 Аппликация из природных материалов. Ошибана.
Теория: История возникновения.

Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки
на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
2.2 Роспись по камням.
Теория: История возникновения и развития этого направления.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Роспись на
свободную тему.
3. Изобразительная деятельность: рисование на темы, рисование с натуры,
иллюстрация.
3.1 Живопись.
Теория: Средства выразительности живописи, материалы.
Практические работы:
Выполнение живописных композиций с натуры и на темы.
1. Выполнение набросков и зарисовок.
2. Приемы рисования различными живописными материалами.
3. Технические приемы.
4. Выполнение композиций.
3.2 Рисунок.
Теория: Средства выразительности рисунка, материалы. Практические
работы: Выполнение графических композиций с натуры и на темы.
1. Выполнение набросков и зарисовок.
2. Приемы рисования различными графическими материалами.
3. Технические приемы.
4. Выполнение композиций.
3.3 Композиция.
Теория: Виды композиционных решений. Презентация «Композиция в
искусстве».
Практические работы: Выполнение тематических композиций, иллюстрации.
1. Выполнение эскизов.
2. Компоновка и построение.
3. Выполнение композиций.
5. Изготовление декоративных композиций.
4. Бумагопластика.
4.1 Оригами.
Теория: История возникновения. Знакомство с творчеством мастеров данного
направления.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение
поделки на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
4.2 Киригами.
Теория: История возникновения.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
4.3 Коллаж.
Теория: История возникновения и техники исполнения.
Практика: Коллаж из цветной бумаги. Имитация мозаики.
4.4 Аппликация.
4.5 Квиллинг.
Теория: История возникновения.

Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки
на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
5. Изготовление декоративных композиций из соленого теста, пластилина.
Теория: Истории развития керамики.
Практические работы: Выполнение декоративных композиций в объёме и на
плоскости из соленого теста, пластилина.
1. Выполнение эскизов.
2. Принципы лепки.
3. Технические приемы.
4. Изготовление элементов композиций.
5. Выполнение композиций.
5.1 Приемы работы с тестом.
Теория. Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с острыми
предметами. Технология изготовления и основные операции.
Практика:
Выполнение декоративных композиций в объёме и на плоскости из пластилина:
принципы лепки; технические приемы; изготовление элементов композиций;
выполнение композиций.
5.2 Анималистический жанр.
Теория. Знакомство с технологией получения солёного теста.
Практика. Изготовление поделок различной формы. Правильное сушение данного
материала, роспись.
5.3 Рельефные композиции.
Теория. Технология изготовления и основные операции.
Практика. Коллективное панно (выполняется на основе изученных приемов).
5.4 Выполнение объемных композиций.
Теория. Организация рабочего места, подготовка к работе. Технология изготовления и
основные операции.
Практика:
Выполнение декоративных композиций в объёме и на плоскости из пластилина:
принципы лепки; технические приемы;
выполнение композиций.
6. Выполнение декоративных композиций из текстиля.
Теория:
Организация рабочего места: инструменты и приспособления,
необходимые для изготовления поделок. Копирование деталей.
Практические работы:
1. Изготовление выкройки.
2. Выбор пряжи.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
4. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
6.1 Ниткография.
Теория. Организация рабочего места, подготовка к работе. Технология изготовления и
основные операции.
Практика:
Выполнение декоративных композиций.
6.2 Композиции из лент.
Теория. Организация рабочего места. Технология изготовления и основные операции.

Практика:
Выполнение декоративных композиций из лент.
7. Батик.
Теория:
Свойства материалов используемых для росписи по ткани.
Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с острыми
предметами. Технология изготовления и основные операции.
Практические работы:
1.Выполнение эскизов.
2. Изготовление композиций.
7.1 Холодный батик.
Теория:
Свойства материалов используемых для росписи по ткани.
Организация рабочего места, подготовка к работе
Практика:
Выполнение эскизов, изготовление композиций.
7.2 Художественная роспись по ткани.
Теория: Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с
острыми предметами. Технология изготовления и основные операции.
Практика:
Изготовление композиций.
8. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии.
Участие в выставках.
Участие в праздниках.
Экскурсии.
9. Заключительное занятие .
Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов.
Оформление выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план
3 год обучения (216 часов)
Часы
№
п/п

Название разделов и
тем

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
заняти
я

1.

Вводное занятие.
Инструктаж.
Изготовление изделий
из природного
материала.

1

2

2.

2.1

2.2

Роспись на деревянных
спилах.
Ошибана, аппликация
из природных
материалов.

В т.ч.
индивиВсего.
дуальные

Формы
аттестации,
контроля

Опрос

3

Тест
1

1

20

11

21

12
6

-

9

9

8

Практический
тест
Опрос,
практическое
задание

3.

Изо-деятельность:
рисование с натуры,
рисование на темы,
иллюстрирование.

3

Живопись.

1

33

Тесты

36

Практическое
задание
11

12

5

3.1

Практическое
задание
Рисунок.

1

8

9

5

3.2

1

14

15

7

3.3

4.1

Бумагопластика.
Художественное,
сквозное вырезание из
бумаги.

6

1

45

5

51

Тест

6

Практическое
задание

1

8

9

4.3

Коллаж.

2

10

12

4.4

Торцевание.

1

14

15

4.5

Квиллинг.

1

8

9

6

4
-

Практическое
задание
Практическое
задание

-

6

Тест,
практическое
задание
Защита проектов

Изготовление
декоративных
композиций из
соленого теста.

2

40

42

5.1

Приемы работы с
соленым тестом.

1

11

12

5.2

Рельефные
композиции.

-

6

6

5.3

Анималистический
жанр.

5.

Контрольные
задания
Практическое
задание

Техника рукоделия IrisFolding (радужное
складывание).

4.2

Устный опрос
Практическое
задание

Композиция.

4.

Устный опрос

1

11

12

6

Практическое
задание

3

Практическое
задание

4

Опрос,
практическое
задание

5.4

6.

Выполнение объемных
композиций в технике жгутиком.
Выполнение
декоративных
композиций из
текстиля.

5
-

3

12

18

12

Практическое
задание
Тест, защита
проектов

21

Опрос,
практическое
задание

6.1

Ниткография.

1

5

6

6.2

Композиции из лент.

1

5

6

6.3

Канзаши.

1

8

9

Практическое
задание

7.

Батик.

2

37

39

Тест, защита
проектов

7.1

Холодный батик.

1

20

21

7.2

Художественная
роспись по ткани.

1

11

12

7.3

Коллаж из батика и
аппликации.

-

6

6

Итоговая работа.
Организационномассовая
деятельность.
Экскурсии.

1

1

2

9.

Заключительное
занятие

1

-

1

10.

Итого:

20

196

216

8.

2
3

Практическое
задание

4

Практическое
задание

9

Тест, защита
проектов
Практическое
задание
Выставка
творческих
работ

Тест, защита
проектов

Содержание программы
3 год обучения (216 часов)
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление детей с правилами поведения в ДТОР, с режимом работы
Изостудии "Краски", беседа об истории изобразительного искусства. История
возникновения и развития аппликации. Знакомство с содержанием работы на текущий
учебный год. Инструктаж по техникам безопасности.

Практика: Видео презентация. Правила работы с клеем, ножницами, резаком,
бумагой. Знакомство с материально-технической базой кабинета. Правила
безопасности труда при работе с инструментами и приборами.
2.Изготовление изделий из природного материала.
2.1 Роспись на деревянных спилах.
Теория: История возникновения и развития этого направления.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Роспись на
свободную тему.
2.2 Ошибана, аппликация из природных материалов.
Теория: История возникновения.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки
на свободную тему. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
3. Изо- деятельность: рисование с натуры, рисование на темы,
иллюстрирование.
3.1 Живопись.
Теория: Средства выразительности живописи, материалы.
Практические работы:
Выполнение живописных композиций с натуры и на темы.
5. Выполнение набросков и зарисовок.
6. Приемы рисования различными живописными материалами.
7. Технические приемы.
8. Выполнение композиций.
3.2 Рисунок.
Теория: Средства выразительности рисунка, материалы. Практические
работы: Выполнение графических композиций с натуры и на темы.
5. Выполнение набросков и зарисовок.
6. Приемы рисования различными графическими материалами.
7. Технические приемы.
8. Выполнение композиций.
3.3 Композиция.
Теория: Виды композиционных решений. Презентация «Композиция в
искусстве».
Практические работы: Выполнение тематических композиций, иллюстрации.
4. Выполнение эскизов.
5. Компоновка и построение.
6. Выполнение композиций.
4. Бумагопластика.
2.1 Оригами и киригами.
Теория: История возникновения. Знакомство с творчеством мастеров данного
направления.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение
поделки на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
2.2 Выцинанки
Теория: История возникновения.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение
поделки на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
4.2 Техника рукоделия - IrisFolding (радужное складывание)

Теория: IrisFolding (айрисфолдинг) - заполнение вырезанной по контуру
картинки разноцветными полосками цветной бумаги. История возникновения техники
радужного складывания.
Практические работы:
1.
Виды шаблонов.
2.
Принцип изготовления шаблона.
3.
Типы материалов для заполнения шаблонов.
4.
Изготовление шаблона для работы.
5.
Выполнение поделки с использованием цветной бумаги.
6.
Выполнение поделки на свободную тему.
7.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
4.3 Коллаж.
Теория: История возникновения и техники исполнения.
Практика: Коллаж из цветной бумаги. Имитация мозаики. Рваный коллаж.
4.4 Торцевание.
4.5 Квиллинг.
Теория: История возникновения.
Практика: Приемы и техники выполнения. Схемы выполнения. Выполнение поделки
на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
5. Изготовление декоративных композиций из соленого теста.
Теория: Презентация о истории развития керамики.
Практические работы: Выполнение декоративных композиций в объёме и на
плоскости из соленого теста.
1.
Выполнение эскизов.
2.
Принципы лепки.
3.
Технические приемы.
4.
Изготовление элементов композиций.
5.
Выполнение композиций.
6.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
6. Выполнение декоративных композиций из текстиля.
Теория:
Организация рабочего места: инструменты и приспособления,
необходимые для изготовления поделок. Копирование деталей.
Практические работы:
1. Изготовление выкройки.
2. Выбор пряжи.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
4. Техника безопасности при работе с острыми предметами.
7. Батик.
Теория:
Свойства материалов используемых для росписи по ткани.
Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с острыми
предметами. Технология изготовления и основные операции.
Практические работы:
1.Выполнение эскизов.
2. Изготовление композиций.
8. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии.
Участие в выставках.
Экскурсии.
Участие в праздниках.

9. Заключительное занятие .Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов. Оформление выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план краткосрочного курса по программе
ИЗО-стуии «Краски» для ЛДП
Часы

№
п/
п
1.

2.

Практ
Теорет
Название разделов и
ическ
ически
тем
Всего
ие
е
занят
занятия
ия
Вводное занятие.
1
1
2
Знакомство c
материалами (в
том числе техника
безопасности)
Живопись.
4
14
18

2.1 Осенний букет.
2.2

Наблюдаем и
изображаем осень.

1

2

3

1

4

5

В т.ч.
Формы
индиви
аттестации,
контроля
дуальн
ые
Опрос

5

Тест

2

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

1

2.3 Узор и фантазия.

-

2

2

2.4 Подводный мир.

1

4

5

2.5

Изображаем красоту
1
зимы.

2

3

2

3.

Рисунок:
рисование с
натуры,
тематическое
рисование.

16

18

7

3.1 Рисование углем.

2

1

10

Практическое
задание
Тест,
практическое
задание
Тест

5
11

Практический
тест
Опрос,
практическое
задание

3.2 Граттаж.

1

6

7

2

Декоративно 4. прикладное
творчество.
Живая красота
жостовских
4.1
подносов.

3

12

15

5

1

4

5

2

Тесты
Практическое
задание
Устный опрос
Практическое
задание

Городецкая
4.2 роспись.

1

4

5

2

Голубая сказка
4.3 Гжели.

1

2

3

1

4.4

Дымковская
игрушка.

Лепка,
изготовление
5. объемных
композиций из
пластилина.
Анималистический
жанр. В мире
5.1 животных.
Рельефные
композиции.

-

2

Практическое
задание
1

-

6

2

7

3

1

Практическое
задание

2

Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание

4

Тест, защита
проектов
Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

2

1

2

3

Выполнение
декоративных
5.3
композиций из
соленого теста.

-

2

2

Композиция.

3

12

15

6.1 Иллюстрация.

1

4

5

6.2 Рисование с натуры. 1

4

5

6.3

Рисование по
представлению.

1

4

5

7.

Бумагопластика.

2

8

10

Аппликация.
Симметричное
вырезание в
7.1
аппликации.
Белорусская
выцинанка.

Практическое
задание

2

Коллективная
5.2
композиция.

6.

Устный опрос
Практическое
задание
Практическое
задание

2

2
4

Практическое
задание
1

2

3

7.2 Коллаж.

1

2

3

-

2

2

-

2

2

1

1

2

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого

11

77

88

Оригами и
киригами.
Коллективная
7.4
работа.
Итоговая работа.
Организационно8.
массовая
деятельность.
7.3

9.

2

2

Практическое
задание
Тест, защита
проектов
Практическое
задание
Выставка
творческих
работ
Тест, защита
проектов

Методические рекомендации.
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы
занятий:
- традиционное занятие по алгоритму: а)вступление; б) объяснение темы; в)
практическая часть; г) подведение итогов;
- занятие-экскурсия;
игра-тестирование
форма
психолого-педагогического
образовательных результатов обучающихся;

мониторинга

- мастер-класс - проведение открытого занятия для родителей в формате практической
деятельности обучающихся;
- итоговое занятие.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
- наглядные методы - иллюстративные, демонстрационные методы с применением
компьютерных презентаций и видеофильмов;
- игровые методы - ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и
групповое взаимодействие;
- диагностические методы - тестирование личностных качеств и образовательных
результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
- проектные методы - эскизное проектирование на стадии создания макета изделия,
поделки;

- словесные методы - рассказ при объяснении нового материала, консультация при
выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает
широким набором материалов и включает:
- видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
- литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы,
учебные пособия, книги и др.);
- литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию
творческой одаренности у детей;
- методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского
коллектива);
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы,
тематические альбомы и др.).
Материально - техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- электроприборы;
- CD-Плеер.
Оборудование кабинета:
- наглядные пособия;
- видеоматериал:«Байкал-жемчужина Бурятии;
- презентационный материал по темам:"Декоративно - прикладное творчество",
"Граттаж", "Народные промыслы";
- действующие выставки детских работ;
- репродукции картин;
- образцы выполненных работ;
- технологические карты;
- краски гуашевые, акварельные;
- бумага формата А4, А3, ватман;
- цветная бумага, картон.

Литература.
Международные нормативно - правовые акты и документы:
 Декларация прав ребенка (1959г.).
 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и
благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их
усыновление
на национальном
и международных уровнях (Нью-Йорк,
03.12.1986г.).
 Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989г.).
 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(Нью –Йорк , 30.09.1990г.).
 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (14.12.1990г.)
Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МОиНРФ:
 Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1993г.).
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей
в РФ до 2020 г.»
 Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001).
 Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008г.№ 1662-р).
 Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
 Федеральная целевая программа «Дети России».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N41 г. Москва «Об Утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента
молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России ) от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва « Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
"Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408.
Нормативно - правовые документы правительства РБ и МОиН РБ:
Закон РБ от 13 декабря 2013 г. № 240-V "Об образовании в Республике
Бурятия"
 Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования, науки
и молодежной политики", утвержденная Постановлением Правительства РБ от
06.02.2013г. № 49
 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09.04.2013г.
№ 693 об утверждении Стандарта предоставления государственной услуги
"Предоставление дополнительного образования детям в республиканских
учреждениях дополнительного образования детей"
Литература для педагогов:
1.Грибовская А.А. "Ознакомление дошкольников с графикой и живописью", Москва
"Педагогическое общество. России", 2004 г.
2.Рутковская А."Рисование в начальной школе",Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
3.Федотова И.В. "Изобразительное искусство", Волгоград "Учитель", 2006 г.
4.Фатеева А.А. "Рисуем без кисточки", Ярославль "Академия развития", 2006 г.
5.Фиона Уотт "Я умею рисовать", Москва "Росмэн", 2003 г.
6.Шалаева Г.П. "Учимся рисовать", Москва "Слово", 2004 г.
7.Запаренко В. С. "Энциклопедия рисования". Санкт-Петербург "Нева", Москва
"ОЛМА-ПРЕСС" 2002.
8.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал "Мастерилка" №5.2008. "Тестопластика".
9.Соколова С. В. "Школа оригами. Аппликации и мозаика". Москва "Эксмо", СанктПетербург "Валери СПД" 2008.
10.Мартин Б. "Рисуем с удовольствием". Минск "Попурри" 2003.
11.Блейк В. "Начинаем рисовать". Минск "Попурри" 2003.
12.Астахов Ю.А. 50 Великих русских художников: Иллюстрированная энциклопедия.
- М.: "Издательство Белый город". 2008
13. Пейзаж. Основы техники изображения. -М.: ООО ТД "Издательство МИР
КНИГИ", 2006.
Список литературы для детей.
1. Войнатовская Е. Текстильные ангелы-хранители: мастер-классы и выкройки от
Nkale. - СПб.: Питер, 2014. - 32 с.: ил. - (Серия "Своими руками").
2. Декупаж. 100 лучших идей / Е.А.Бойко - М.: АСТ: Астрель, - 128с.: ил.
3. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева. - М.:
Эксмо, 2010. - 64 с.: ил. - (Азбука рукоделия).

4. Зайцев В.Б. Гербарий / В.Б. Зайцев. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 16с.: ил. (Детское творчество)
5. Зайцев В.Б. Поделки из листочков / В.Б. Зайцев. - М.: РИПОЛ классик, 2011. 16с.: ил. - (Детское творчество)
6. Латышева О. Альбомы своими руками: пошаговый мастер-класс.- СПб.: Питер,
2013. - 32 с.: ил.
7. Латышева О. Открытки и арт-буки своими руками: пошаговый мастер-класс.СПб.: Питер, 2013. - 32 с.: ил.
8. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага,
ткань, соломка, глина, камушки. - М.: АСТ, Мн.: ООО "Харвест", 2007, - 96с.: ил.
9. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент: Практическое руководство / Сост. О.М.
Климова. - М.: Издательство "Ниола - Пресс", 2008. - 32 с.: ил. - (Новые идеи).
10. Чернова Н.Н. Волшебная бумага / Н. Чернова. - М.: АСТ, 2007. - 207с.: ил. 12.
11.Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ.обл. М. В.
Драко. - Мн.: ООО ."Попурри", 2001. - 144 с.: ил. - (Серия "Техника исполнения").
12. Галян Т.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт. Ростов на Дону: ООО "Удача", 2008.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».