программа Бусинка инклюзив

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № от «___»
________ 2017г.

Принята на Педагогическом
совете Протокол №
от «___»_____2017 г.

Утверждено:
приказом №________
от «_____» ____2017 г
Директор МБУ ДО
«ДТОР___________
Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бусинка»
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Чистякова Марина Николаевна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2017 г.

Пояснительная записка.
«Детское сердце чутко к призыву.
Важно только, чтобы за призывамиследовал труд».
Б. Н. Сухомлинский
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественнойнаправленности«Бусинка»разработана с учетом:
 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной
Ассамблеей 13.12.2006 г.;
 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Национальной доктрины образования в РФ на период до 2025 года от
04.10.2000 № 751;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методических рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

Министерства

образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
 Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных
требованиях
к
программам
дополнительного
образования
обучающихся»;
 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
 Приказа Комитета по образованию г.Улан-Удэ № 148 от 10.02.2016г.
 Концепции развития дополнительного образования детей от 5.09.2014
года распоряжение Правительства РФ № 1726-р;
 Концепцииразвития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;

 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию
и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172 – 14) ;
 Устава МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ».
Программа модифицированная, разработана на основе комплексной
коррекционно – развивающей программы «Маленькая страна» автор Бажина
Виктория Александровна педагог- психологМБОУ ДОД Томской области с.
Первомайское.
У детей с ограниченными возможностями здоровьясвой Мир, но развиваются они
по темже закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию
познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике
обучающихсяв целом. Психологи и педагоги пришли к выводу, что

развитие

способности к творчеству у детей с ограниченными возможностями здоровья
- залог будущих успехов.
Программа по

декоративно- прикладному

образовательным и
ограниченными

творческим

творчеству удовлетворяющая

потребностям

обучающихся

возможностями здоровья направленная на их интеграцию в

социуме.Предложенная программа является вариативной, то есть
возникновении

с

необходимости

при

допускается корректировка содержания и

форм занятий, времени прохождения материала.
Занятие творческим трудом имеет огромное
воспитанияобучающихся с

ограниченными

значение

для

обучения

возможностями

и

здоровья,

ониразвивают все психические процессы, художественные и творческие
способности, а так же подготавливают руку к письму (развивают мелкую
моторику рук, мышцы кисти, пальцев).
Жизнь ребенка – как мыльный пузырь, настолько она уязвима, хрупка и зависит
от нас, взрослых людей. Дети с инвалидностью более, чем любые другие дети,
подвержены внешнему влиянию. И мы, педагоги, можем сделать все возможное,
чтобы каждый ребенок мог общаться со своими сверстниками, получать

достойное образование, совместно играть, свободно передвигаться по нашему
городу и в будущем стать полноправным членом нашего общества.
Актуальность программы.
Особенности
затрудняют

психофизического

вхождение

их

высокоорганизованная,

имеет

функциональные связи.
по

подражанию,

в

развития

социум,

так

сложную

структуру

как

социальная
и

среда

многоуровневые

В норме социальная адаптация у детей происходит
влиянию различной

информации,

самостоятельно усваивают, принимают
Обучающийся,

обучающихся с ОВЗ

ограниченный

к

сведению

которую
и

они

используют.

в интеллектуальном развитии в силу

первичного дефекта, не в состоянии сам

её

освоить.

Он

лишён

основы

самостоятельной социализации в обществе, именно это и предусмотрено
программой. Одним из условий успешной социализации обучающихся с
ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной
жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь",
прежде всего, необходимо создать педагогические условия в учреждении для их
социальной адаптации. Социальная адаптация существенно
силу

ограничений,

познавательной
специально

накладываемых

деятельности.

обучать

тому,

на

Поэтому
что

него
такого

обычный

дефектом

в

обучающегося

в

области
нужно

обучающийся усваивает,

задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него
необходимым. Как и для

затруднена

не

будет жизненно

любого человека, это будут знания

и

умения,

приобретенные в области быта, труда и досуга.
Программа «Бусинка»

помогает

достичь того уровня знаний и умений,

трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации,
организации досуга, формирования общей культуры.

Новизна и отличительная особенность программы «Бусинка».
Данная программа является модулемсоциального проекта «Дорогою добра»,
реализуемого в 2016-17 учебном году ЦДО «Олимп» и разработана с учетом
интеграции

общего

и

дополнительного

образования,

направленна

на

социализацию обучающихся в обществе.
Данноетворческое объединение, используя различные формы и методы обучения,
шире раскрывает темы предмета «Технология».
Обучение проводится два раза в неделю, во вторую половину дня - на групповых
занятиях,

в

соответствии

с

утвержденным

графиком

работы.Возраст

обучающихся в творческом объединении«Бусинка» - от 8 -10 лет.Наполняемость
в группах 10– 14 человек. Занятия включают в себя теоретическую

часть и

практическую деятельность. Теоретическая часть дается вформе бесед с
использованием наглядных пособий, просмотром иллюстративного материала (с
использованием компьютерных технологий). Обучающиеся учатся аккуратности,
экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке
изделия. Особое вниманиеуделяется технике безопасности при работе с иглами,
ножницами, нитками, бисером, проволокой.
На практических занятиях обучающиеся применяют все теоретические
знания,

полученные

на

занятиях.Осуществляется

индивидуальный

подход,построенный с учѐтом качества восприятия, связанный с развитием
технических

умений

и

навыков,

эмоциональной

отзывчивости

каждого

обучающегося на предложенное задание.
Занятия : групповые и индивидуальные.
В течение учебного года обучающиеся принимают

участие в конкурсах

декоративной направленности, в конце учебного года проводится
выставка для родителей и педагогов.

отчетная

1.1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель: развивать самостоятельность, индивидуальность, художественные
способности, путем экспериментирования с различными

материалами;

формировать художественное мышление, эмоциональную отзывчивость к
прекрасному.
Задачи:
Воспитательные:
*развивать усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
*развивать коммуникативные навыки (учить работать вместе, уступать друг
другу, подсказывать, договариваться о

совместной работе, радоваться

успехам своих товарищей при создании работы);
*воспитывать любовь к родному краю, народным традициям, ее природе и
людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
*

пробуждать

любознательность

в

области

народного,

декоративно-

прикладного творчества;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
народных умельцев, дизайнеров;
* развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью рисунка - схемы, объемных форм;
*

формировать умения и навыки работы нужными инструментами и

приспособлениями при работе с бисером, совершенствовать культуру труда,
учиться аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.

Коррекционные.
Помочь в развитии:
*сенсорики, моторики, восприятия;
*фантазии и креативного мышления;
*восприятия сочетаемости цветов.
Адаптационная:
Помочь обучающемуся адаптироваться к окружающему его миру.Преодолеть
социальную отчуждённость и научить взаимоотношениям с коллективом.
1.2. Планируемые результаты.
В конце учебного годаобучающиеся
должны знать:
 правила техники безопасности;
 основы композиции и цветоведения;
 классификацию и свойства бисера;
 основные приемы бисероплетения;
 условные обозначения, последовательность изготовления изделий из
бисера;
 правила ухода и хранения изделий из бисера.
Должны уметь:
 гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
 составлять композиции согласно правилам;
 классифицировать бисер по форме, цветовым характеристикам;
 правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
 четко выполнять основные приемы бисероплетения;
 свободно пользоваться описаниями и схемами журналов, альбомов по
бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
 составлять рабочие рисунки самостоятельно;

 изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и
объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
 выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
 прикреплять застежки к украшениям;
 рассчитывать плотность плетения;
 хранить изделия из бисера согласно правилам.

2.1. Учебно – тематический план.
Часы
№
п./
п.

Название разделов и тем

Формы
аттестации,
контроля

Теоретические
занятия

Практиче
ские
занятия

Всего

1

Вводное занятие (в том числе
техника безопасности).

1

-

1

Опрос

2

Волшебный бисер: история,
виды бисера, основы
цветоведения.
Азы бисероплетения: виды
работ, способы низания,
изделия из бисера.

3

10

13

Тест

3

12

15

Контрольный
опрос

Элементы плетения: виды
цепочек.
Работа с проволокой: виды
работ, изготовление изделий из
проволоки.
Участие в выставках, конкурсах
в течение года

2

14

16

2

15

17

Практическое
задание
Практическое
задание

-

8

8

Итоговое занятие, отчетная
выставка



2

2

11

61

72

3

4
5

6

7

Итого:

Тест,
отчетная
выставка

2.2. Содержание разделов программы.
1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.)
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой
работы на учебный год.
Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила
хранения бисера, назначение каждого инструмента, правила безопасности
труда и личной гигиены при работе.
2. Волшебный бисер (13 ч.)
Теория (3 ч.)
История бисероплетения. Виды бисера.
Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг. Понятие тона,
насыщенности, контраста. Пространственное смешение цветов. Гармония
цвета.
Практика (10 ч.)
Составление образцов различных цветовых сочетаний (2 ч.) Сравнение
восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении (1
ч.).
3. Азы бисероплетения (15 ч.)
Теория (3 ч.)
Приемы наращивания и закрепления нити. Виды работ из бисера.
Терминология работ. Способы низания: в «крестик», в «цветочек», мозаика.
Изделия из бисера.
Практика (12 ч.)
Низание в «крестик» (4 ч.) Низание в «цветочек» (4 ч.).Низание способом
«мозайка» (3 ч.). Выполнение бус из бисера с использованием метода
плетения в «крестик» (2 ч.). Выполнение бус из бисера с использованием
метода плетения в «цветочек» (2 ч.). Низание браслета с использованием
способа плетения «мозайка» (2 ч.).
4. Элементы плетения (16 ч.)
Теория (2 ч.)

Основные виды цепочек. Простейшая цепочка из 2-х бисеринок. Цветочки из
восьми лепестков, цепочки в семь бусинок. Цепочки в две нити. Круговое
низание.
Практика (14ч.)
Изготовление цепочки «зигзаг» (7 ч.). Изготовление ажурных цепочек-сеточек
(7 ч.). Изготовление декоративного шнура из бисера и стекляруса «Загадка» (2
ч.). Объемное низание «Косичка» (2 ч.). «Ягодка»(2ч.).
5. Работа с проволокой (17 ч.)
Теория (2ч.)
Техника работы с проволокой. Техника выполнения объемных изделий
из бисера: цветов, животных, забавных фигурок. Алгоритм изготовления
украшений. Изготовление брошей и кулонов.
Практика (15 ч.)
Изготовление декоративных цветов (7 ч.).Изготовление
дерева (6 ч.).
Изготовление броши «Еловая веточка» (3 ч.). Изготовление декоративной
броши «Бабочка» (2 ч.). Выполнение рыбок методом параллельного низания
на проволоке (2 ч.). Изготовление брелков (1 ч.).
6. Участие в выставках, конкурсах в течение года (8 ч.)
7. Итоговоезанятие (2 ч.)
Практика (2 ч.)Тестирование. Отчетная выставка – ярмарка

3.1.

Организация образовательного процесса.

Основные методы работы.
 Словесный – вступительная беседа, словесный инструктаж с
использованием терминов, беседа по теме.
 Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по
образцу.
 Репродуктивный метод – метод повторения.
 Практической последовательности – изготовление изделия под
руководствомпедагога,
самостоятельно,
индивидуальные
и
коллективные творческие работы.
Большое
место
предмету (выполненное

отводится наглядности, то
педагогомколье, вышивка

Типы занятий:





комбинированный;
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
закрепление, повторение.

Формы организации учебного занятия:
 выставки детских работ в учреждение образования;
 участие в конкурсах разной направленности;
 презентация детских работ родителям.

есть
и т.д.).

реальному

3.2.








Методическое обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение:
бисер разного размера и формы,
бумага белая;
салфетки.
Дидактический материал:
использование учебных пособий и книг.
наглядные
пособия
изделий,
собственноручно изготовленных
педагогом, образцы изделий и узоров.
творческие работы и презентации.
Инструменты:
- ножницы,
- карандаш,
- линейка.

Список литературы.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – Эксмо – Пресс,2013
2. Базулина Л.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
3. Белов Н.В. «Фигурки из бисера»/ Н.В.Белов.- Минск: Харваст,2010.-144
4. Вирко.Е. « Цветы из бисера. Комнатные и садовые»/Е.Вирко.- Донецк:
«Издательство СКИФ»,2010.- 64 с.
5. Гашицкая Р.П. «Цветы из пайеток»/ Р.П.Гашицкая. –М.: «Мартин», 2007.72 с.
3.Дюмина Г. Бисер. – Москва:АСТ. Астрель, 2001.
4. Капитонова.Г. «Бисероплетение: Практическое руководство»/г.Капитонова.
– М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008.- 77 с.
4. Лындина Ю.Фигурки из бисера – М.: Культура и традиции, 2007.
5. Ляукина М. Бисер. – Москва: Аст – Пресс, 2012 г..
6. Романова Л.А. «Магия бисера»/ Л.А. Романова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.155 с.
6. Сидоров К. Народное искусство Южного Урала. – Челябинск, 1991 – 101.
7. Сколотнева Н. «Бисероплетение»/Н.Сколотнева- СПб.: ТОО «Диамант»,
ООО « Золотой век», 2013 .- 336 с.
8. Ткаченко Т. «Плетём деревья из бисера.- Ростов-на-Дону Феникс 2006г-60с.
9.Федотова М. «Цветы из бисера»Москва- культура и традиции 2005г-88
11. Фадеева Е.В. «Простые поделки из бисера»/ Е.В.Фадеева-М.; Айрис
пресс,2009.- 144 с.
13. Хэринг.Р. «Украшения из бисера и блесток. Новая оригинальная
техника»/Р.Хэринг- М.: ООО ТД «издательство Мир книги», 2010.-96 с.

Литература для педагога.
1. 365 фенечек из бисера» Н.Гусева 1999г.
2. «Бисер» Божко Л.А. Изд. «Мартин» Москва 2004 г.
3. «Бисер для девочек» Божко Л.А. Изд. «Мартин» 3-е изд. Москва 2005 г.
4. «Бисер для стильных девочек» Божко Л.А.Москва «Мартин» 2008г.в.
5. «Бисер» Донателла Чиотти «Ниола 21 век» 2007г.
6. «Бисер.Жгуты» М.Федотова АСТ-пресс 1999г
7. «Вышивка бисером». А.Гринченко ЭКСМО 2006г
8. «Вышитая бижутерия» Г.Пчелкина Изд.»Культура и традиции»2008г.
9. Журналы «Лена – рукоделие» 2004-2009 года выпуска
10.Журналы «Технология» 2004 – 2009 г.в
11.Журналы «Школа и производство» 1990 – 2008 г.в
12.Магина, А. «Изделия из бисера» Колье, серьги, игрушки
Москва-Эксмо 2006г.- 170с
13. Сколотнева Н. «Бисероплетение»/Н.Сколотнева- СПб.: ТОО «Диамант»,
ООО « Золотой век», 1999 .- 336 с.
14. Ткаченко Т. «Плетём деревья из бисера»
Ростов-на-Дону Феникс 2006г-60с
15.Федотова М. «Цветы из бисера»
Москва- культура и традиции 2005г-88с
16. Белов Н.В. «Фигурки из бисера»/ Н.В.Белов.- Минск: Харваст,2010.-144 с.
17. Фадеева Е.В. «Простые поделки из бисера»/ Е.В.Фадеева- М.; Айриспресс,2009.- 144 с.
18. Романова Л.А. «Магия бисера»/ Л.А. Романова.- Ростов н/Д: Феникс,
2007.- 155 с.
19. Хэринг.Р. «Украшения из бисера и блесток. Новая оригинальная
техника»/Р.Хэринг- М.: ООО ТД «издательство Мир книги», 2010.-96 с.
20.Капитонова.Г. «Бисероплетение: Практическое руководство»/г.Капитонова.
– М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008.- 77 с.
21. Вирко.Е. « Цветы из бисера. Комнатные и садовые»/Е.Вирко.- Донецк:
«Издательство СКИФ»,2010.- 64 с.
22. Гашицкая Р.П. «Цветы из пайеток»/ Р.П.Гашицкая. –М.: «Мартин», 2007.72 с.

Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
5. Бисернаяцепочка «пупырышки»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
6. Цепочка «зигзаг»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
7. Цепочка «змейка».
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
8. Цепочка с цветами из шести лепестков
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
9. Низание бисера «в крестик»
http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html
10. Историябисера
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-izbiserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodeli
ja_v_rossii..html
12. Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume
_v_rossii..html
13. Материалы и инструменты для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_bise
rom..html
14. Подготовка рабочего места для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_
s_biserom..html
15. Полезные советы при работе с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..ht
ml

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».