белая ладья программа на 108 часов Вахрушев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТОР

Принята на заседании
методического совета

_______________ Н. Ю. Антипова

от «____» __________ 2016г.

«___» ______________ 2016г.

Протокол №________

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Белая ладья»
Возраст обучающихся: 7 - 18 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Вахрушев Валерий Владимирович
Педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей «Белая
ладья» разработана на основе типовой программы «Шахматы» с
использованием дополнительной литературы с учетом возрастных
особенностей детей.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Белая ладья»
имеет
физкультурно-спортивную
направленность
и
является
модифицированной.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Шахматы по
своему содержанию находятся между спортом, искусством и наукой.
Они развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются
идеальным материалом для развития творческого мышления, тренируют память
ребенка, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие как:
воля, решительность, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность,
дисциплинированность мысли, трудолюбие, усидчивость, способность к риску.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и
по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего
общества.
Цель:
Развитие логического мышления и умственных способностей ребенка, его
положительных личностных качеств через обучения игры в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
1. получение обучающимися качественного шахматного образования,
2. обучение навыку самостоятельной работы с шахматной литературой.
Развивающие:
2.1. развитие интереса к шахматам,
2.2. развитие самостоятельности,
2.3. развитие логического мышления,
2.4. развитие ответственности,

2.5. развитие активности,
2.6. развитие выдержки,
2.7. развитие терпения,
2.8. развитие усидчивости,
2.9. развитие находчивости,
2.10. развитие комбинационного зрения,
2.11. развитие кругозора ребенка.
3. Воспитательные:
3.1. формирование здорового образа жизни,
3.2. формирование чувства патриотизма,
3.3. формирование чувства товарищества
3.4. формирование чувства взаимопомощи,
3.5. формирование дисциплинированности у обучающихся,
3.6. формирование культуры общения и поведения в коллективе,
3.7. формирование шахматной этики,
3.8. формирование духа соперничества,
3.9. формирование смелости в отстаивании своих взглядов, мнений.
Главной отличительной особенностью образовательной программы
дополнительного образования детей «Белая ладья» от типовой программы
«Шахматы» является отказ от принципа спиралевидного усвоения материала в
зависимости от уровня подготовленности спортсменов, то есть, сразу блоком
дается новый материал на принципах, где нет ограничений
для повышения мастерства. Многие принципы излагаются практически в одном
виде, как для новичков, так и для квалифицированных шахматистов.
Особенностью является отдача приоритета серьезной теоретической
подготовке, умению анализировать в пропорции между частой
соревновательной практикой и теоретической подготовкой.

Возраст детей.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Белая Ладья» предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет.
Занятия по программе проводятся с объединениями детей как одного возраста,
так и разного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по
желанию. Число обучающихся в объединении не превышает 15 человек.
Сроки реализации программ.
Программа рассчитана на четыре года обучения, занятия:
подготовительная группа – 72 часа, первый год обучения – 108 часов, второй
год обучения – 108 часов, третий и четвертый – по 216 часов.
Занятия по программе проводятся всем составом объединения и
индивидуально. Основной формой является комбинированное занятие, которое
включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление
пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов.
Обучение происходит в теоретической и практической формах. Формы
организации занятий: объяснение педагога, беседа, рассказ педагога, опрос
методом анкетирования, тренировочные игры, игра на соревнованиях, показ
мультимедиа материала.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся:
подготовительная группа – два раза в неделю по 1 часу;
первый год обучения - три раза в неделю по 1 часу;
второй год обучения – три раза в неделю по 1 часу;
третий и четвертый годы обучения – три раза в неделю по два
часа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе «Белая ладья»
Первый год обучения
1

Тема
Вводное занятие.
Правила игры.
Инструктаж по
охране труда и
противопожарной
безопасности.

Теория Практика Всего
1
1
2

2

Шахматные фигуры

2

7

9

3

Шахматная нотация

1

2

3

4

Как строить армию?

1

3

4

5

Рокировка.

1

1

2

6

Шах, мат, пат

1

3

4

7

Дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль.

2

6

8

8

Линейный мат

1

4

5

9

Мат Ферзем

1

1

2

10 Детский мат

1

1

2

Форма контроля
Устный опрос

Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога

11 Как начинать игру

2

6

8

12 Применение
простейших
тактических
приемов

2

8

10

13 Практические
партии

-

14

14

14 Участие в
различных
классификационных
шахматных
турнирах
районного,
городского и
республиканского
уровней
ИТОГО:

-

35

35

16

92

108

Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога
Решение задач,
наблюдение педагога,
выступление на турнирах
для новичков,
выполнение начальных
разрядных норм
Анализ сыгранных
партий, выполнение
шахматных нормативов

Программой предусмотрено 108 часов групповых занятий ( три занятия в
неделю по одному часу). На первых занятиях основной упор делается на
детальное изучение способностей каждой фигуры, ее игровых возможностей,
изучение правил игры в шахматы, этику поведения игроков, устное освоение
шахматной нотации и игры в шахматы.
К концу учебного года обучающиеся должны знать основные шахматные
термины, правила, устную нотацию, названия фигур, их способности и
абсолютную ценность. Должны уметь ориентироваться на шахматной доске,
знать ее элементы, правильно расставлять в первоначальном положении
фигуры на шахматной доске, рокировать короля, объявлять шах и ставить
простейшие маты, проводить некоторые тактические приемы.

Календарно-учебный график
Объединения шахматы «Белая Ладья»
Первый год обучения
№
п/
п

Месяц

Число

1

Сентябрь

2

Время
проведения
занятия

Форма
проведения

Колво
часов

Место
проведения

Форма
контроля

12, 14

Беседа

2

Вводное занятие.
Правила игры.
Инструктаж по
охране труда и
противопожарной
безопасности.
Шахматные
фигуры

ЦДО
«Олимп»

Устный
опрос

Сентябрь
Октябрь

15, 19,
21, 22,
26, 28,
29, 3, 5

Лекция,
практическая
работа

9

ЦДО
«Олимп»

3

Шахматная
нотация

ЦДО
«Олимп»

Лекция,
практическая
работа

4

Как строить
армию?

ЦДО
«Олимп»

24, 26

Лекция,
практическая
работа

2

Рокировка.

ЦДО
«Олимп»

Октябрь
Ноябрь

27, 31,
2, 3

Лекция,
практическая
работа

4

Шах, мат, пат

ЦДО
«Олимп»

7

Ноябрь

7, 9,
10, 14,
16, 17,
21, 23

Лекция,
практическая
работа

8

Дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль.

ЦДО
«Олимп»

8

Ноябрь
Декабрь

24, 28,
30, 1, 5

Лекция,
практическая
работа

5

Линейный мат

ЦДО
«Олимп»

Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога

3

Октябрь

6, 10,
12

Лекция,
практическая
работа

4

Октябрь

13, 17,
19, 20

5

Октябрь

6

Тема занятия

№
п/
п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма
проведения

Колво
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога
Решение
задач,
наблюдение
педагога,
выступление
на турнирах
для
новичков,
выполнение
начальных
разрядных
норм
Анализ
сыгранных
партий,
выполнение
шахматных
нормативов

9

Декабрь

7, 8

Лекция,
практическая
работа

2

Мат Ферзем

ЦДО
«Олимп»

10

Декабрь

12, 14

Лекция,
практическая
работа

2

Детский мат

ЦДО
«Олимп»

11

Декабрь
Январь

15, 19,
21, 22,
26, 28,
29, 2

Лекция,
практическая
работа

8

Как начинать игру

ЦДО
«Олимп»

12

Январь

4, 5, 9,
11, 12,
16, 18,
19, 23,
25

Лекция,
практическая
работа

10

Применение
простейших
тактических
приемов

ЦДО
«Олимп»

13

Январь
Февраль

26, 30,
1, 2, 6,
8, 9,
13, 15,
16, 20,
22, 23,
27

14

Практические
партии

ЦДО «Олимп»

14

Сентябрь
Май

35

15

Итого:

Участие в
различных
классификационн
ых шахматных
турнирах
районного,
городского и
республиканского
уровней

Практическая
работа

Классификац
ионные
шахматные
турниры

108

Содержание программы
Вводное занятие. Правила игры. Инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности. Рассказ о правилах игры в шахматы.
Шахматные фигуры.
Теория: Ладья. Слон. Ферзь. Король. Пешка. Конь.
Практика: упражнения на шахматной доске.
Шахматная нотация.

Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес»
поля как места пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и
угловые поля.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске.
Как строить армию.
Теория: Начальное положение. В какой последовательности расставлять
фигуры и пешки на шахматной доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой
цвет, а король – чужой цвет».
Практическое занятие: упражнение на шахматной доске.
Рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать.
Дидактические задания «Можно или нельзя рокировать», «Правила 5-ти
«если».
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Шах, мат, пат.
Теория: Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от
шаха. Дидактические задания «Объяви все возможные шахи», «Укажи все
защиты от шаха». Вскрытый (открытый) шах. Двойной шах. Дидактические
задания «Объяви вскрытый шах», «Объяви двойной шах».
Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Дидактические
задания «Шах или мат?», «Мат в один ход».
Что такое пат. Разновидности ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.
Дидактическое задание «Пат или не пат?».
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Теория: Что такое дебют. Виды дебютов. Что такое миттельшпиль. Связь
дебюта с миттельшпилем. Что такое эндшпиль. Роль короля в эндшпиле.
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Линейный мат.
Теория: Матование двумя ладьями одинокого короля. Мат в два хода
(простейшие случаи).
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Мат Ферзем.
Теория: Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые
ловушки. Дидактические задания «Мат в один ход и мат в два хода».
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Детский мат.
Теория: Как ставится детский мат. Как защититься от детского мата.
Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода»,
«Найди сильнейшее продолжение».
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.

Как начинать игру.
Теория: Захват центра пешками. Быстрое развитие фигур. Обеспечение
безопасности короля. Соединение тяжелых фигур. Начальный план
мобилизации сил. Противодействие планам соперника.
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Применение простейших тактических приемов.
Теория: Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры. Связка. Опасная диагональ.
Атака на застрявшего в центре короля. Типовая жертва на f7 (f2). Атака
позиции рокировки.
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
Практические партии.
Практические занятия: упражнение на шахматной доске.
К концу первого года обучения по данной программе обучающиеся должны
знать:
- правила игры в шахматы,
- основные шахматные термины,
- устную нотацию,
- названия фигур, их способности,
- элементы шахматной доски,
Должны уметь:
- правильно расставлять в первоначальном положении фигуры на шахматной
доске,
- ориентироваться на шахматной доске,
- нападать на фигуры противника,
- защищать свои фигуры,
- рокировать короля,
- объявлять шах и ставить простейшие маты,
- проводить простые тактические приемы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе «Белая ладья»
Второй год обучения
Тема
1 Повторение
материала первого
года обучения.
Инструктаж по ОТ и
ППБ
2 Достижение и
использование
материального
преимущества

Теория Практика Всего
2
6
8

Форма контроля
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра

1

7

8

Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра

3 Как бороться за
победу

1

4

5

4 Что делать после
дебюта?

2

11

13

5 Проведение пешки в
ферзи

2

6

8

6 Мат ладьей

1

3

4

7 Разбор турнирных
партий

-

9

9

8 Изучение защиты
Каро-Канн

1

3

4

Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра
Устный опрос, решение
задач, наблюдение
педагога, практическая
игра

9 Участие в
различных
классификационных
шахматных
турнирах районного,
городского и
республиканского
уровней
ИТОГО:

-

49

49

Анализ сыгранных
партий, выполнение
шахматных нормативов

10

98

108

Выступление на
турнирах разного
уровня, выполнение
разрядных норм

Программой предусмотрено 108 часов групповых занятий ( три занятия в
неделю по одному часу). На основе знаний приобретенных в первый год
обучения, воспитанники углубленно развивают умение применять тактические
приемы, знакомятся с тремя стадиями партии, простейшими методами
реализации материального преимущества, а также ставить мат в типичных
различных позициях. С первых занятий ученики записывают полной нотацией
от 4 до 12 ходов своей партии, осваивают шахматную нотацию полностью.
Групповое занятие длится 90 минут. Первые 30 – 40 минут идет повторение,
проверяется степень усвоения юными шахматистами материала прошлых
занятий. В оставшееся время воспитанники закрепляют пройденный материал
шахматными партиями.
Календарно-учебный график
Объединения шахматы «Белая Ладья»
Второй год обучения
№
п/
п

Месяц

Число

1

Сентябрь

2

Сентябрь
Октябрь

Время
проведения
занятия

Форма
проведения

Колво
часов

12, 14,
15, 19,
21, 22,
26, 28

Лекция,
практическая
работа

8

29.09,
3, 5,
6, 10,
12, 13,
17

Лекция,
практическая
работа

8

Место
проведения

Форма
контроля

Повторение
материала первого
года обучения.
Инструктаж по ОТ
и ППБ

ЦДО
«Олимп»

Достижение и
использование
материального
преимущества

ЦДО
«Олимп»

Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога,
практическая
игра
Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога,
практическая
игра

Тема занятия

№
п/
п

Месяц

Число

3

Октябрь

4

Форма
проведения

Колво
часов

19, 20,
24, 26,
27

Лекция,
практическая
работа

5

Октябрь
Ноябрь

31.10,
2, 3, 7,
9, 10,
14, 16,
17, 21,
23, 24,
28

Лекция,
практическая
работа

5

Ноябрь
Декабрь

6

Декабрь

30, 1,
5, 7, 8,
12, 14,
15
19, 21,
22, 26

7

Декабрь
Январь

28, 29,
2, 4, 5,
9, 11,
12, 16

8

Январь

18, 19,
23, 25

9

Сентябрь
Май

10

Время
проведения
занятия

Итого:

Место
проведения

Форма
контроля

Как бороться за
победу

ЦДО
«Олимп»

13

Что делать после
дебюта?

ЦДО
«Олимп»

Устный
опрос,
решение
задач,
наблюдение
педагога,
практическая
игра
ЦДО
«Олимп»

Лекция,
практическая
работа

8

Проведение пешки
в ферзи

ЦДО
«Олимп»

ЦДО
«Олимп»

Лекция,
практическая
работа
Демонстраци
онный
анализ,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Классификационные
шахматные
турниры

4

Мат ладьей

ЦДО
«Олимп»

ЦДО
«Олимп»

9

Разбор турнирных
партий

ЦДО
«Олимп»

ЦДО
«Олимп»

4

Изучение защиты
Каро-Канн

ЦДО
«Олимп»

ЦДО
«Олимп»

49

Участие в
различных
классификационн
ых шахматных
турнирах
районного,
городского и
республиканского
уровней

Тема занятия

Анализ
сыгранных
партий,
выполнение
шахматных
нормативов

108

Содержание программы
Повторение материала первого года обучения.
Практическое занятие: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
Достижение и использование материального преимущества.
Теория: Виды преимуществ. Преимущество во времени. Бессильные лишние
фигуры. Преимущество двух слонов. Размен как средство получения перевеса.
Пешечный перевес в центре, на фланге.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.

Как бороться за победу.
Теория: Ограничение подвижности фигур: ограничение пространства
противника, выключение фигуры из игры, подвижность слона и коня в
миттельшпиле, связка, блокада, торможение освобождающихся ходов. Слабые
и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Пешечные
цепи. Пешечный прорыв в закрытых позициях.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
Что делать после дебюта?
Теория: Реализация комбинаций, связанных с атакой на короля. Завоевание
центра игрового поля. Умение добиваться материального перевеса.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске,
упражнения на демонстрационной доске, решения задач.
Проведение пешки в ферзи.
Теория: Защищенная проходная пешка. Отдаленная проходная пешка.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
Мат ладьей.
Теория: Помощь короля при постановке мата одной ладьей. Особенности мата
ладьей. Мат одинокого короля двумя ладьями.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
Разбор турнирных партий .
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
Изучение защиты Каро-Канн.
Теория: История появления дебюта Каро-Канн. Различные варианты дебюта
Каро-Канн.
Практические занятия: упражнения на шахматной доске, упражнения на
демонстрационной доске, решения задач.
К концу второго года обучения по данной программе обучающиеся должны
знать:
- три стадии партии,
- простейшие методы реализации материального преимущества;
Должны уметь:
- применять тактические приемы,

- ставить мат в типичных различных позициях.
Результативность выполнения программы проводится с помощью
наблюдения педагога, решения задач, выступления на турнирах разного уровня,
присвоения разрядов и оценивается по пятибальной системе – «плохо»,
«неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Входной контроль осуществляется в начале только первого учебного года в
виде устных опросов.
Опрос родителей методом анкетирования (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде решения
задач, наблюдения педагога.
Итоговый контроль проводится в конце учебного год в виде наблюдения
педагога, решения задач, выступления на турнирах разного уровня, присвоения
разрядов.
Критериями оценки являются правильные ответы на вопросы, правильное
решение задач, успешное выступление на турнирах, выполнение разрядных
норм.
Критерии и условия оценки знаний и умений обучающихся разработаны для
каждого года обучения.
Формы подведения итогов реализации программы – выступления на турнирах
разного уровня, получение разрядов.

Международные нормативно – правовые акты и документы:
 Декларация прав ребенка (1959г.).
 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и
благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их
усыновление на национальном и международных уровнях (Нью-Йорк,
03.12.1986г.).
 Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989г.).
 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей (Нью –Йорк , 30.09.1990г.).
 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)
(14.12.1990г.)
Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МОиНРФ:
 Конституция РФ. Основной закон Российского государства
(12.12.1993г.).
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования
детей в РФ до 2020 г.»
 Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001).
 Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября
2014 г. №1726-р).
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008г.№ 1662-р).
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
 Федеральная целевая программа «Дети России».
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N41 г. Москва «Об
Утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»

 Примерные требования к программам дополнительного образования
детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.2006 г. № 06-1844.
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России ) от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва « Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность «Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408.
Нормативно – правовые документы правительства РБ и МОиН РБ:
 Закон РБ от 13 декабря 2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия»
 Государственная программа Республики Бурятия «Развитие
образования, науки и молодежной политики», утвержденная
Постановлением Правительства РБ от 06.02.2013г. № 49
 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от
09.04.2013г. № 693 об утверждении Стандарта предоставления
государственной услуги «Предоставление дополнительного образования
детям в республиканских учреждениях дополнительного образования
детей»
Литература:
1. Кодекс правил FIDE. Конгресс FIDE. – Дрезден, 2009.
2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. – 150 с.
3. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 250 с.
4. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. – М.: А/О «Международная книга»,
1991.– 56 с.
5. Ильин Е. И. Приключения пешки. ––М.: «ФИС», 1975. - 98 с.
6. Макарачев С. Ю., Макарычева М. И. От А до И - М.: «64», 1995. – 200 с.
7. Юдович М. М. Занимательные шахматы. – М.: «ФИС», 1976. - 150 с.
8. Капабланка Х-Р. Учебник шахматной игры.- М.: «ФИС»,1975. - 300 с.
9. Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки. М.: Воениздат, 1980. - 150.с
10. Авербах Ю. М. Шахматный самоучитель. – М.: «Советская Россия», 1978. 11.
Авербах Ю.М. Школа эндшпиля. – М.: Тера-спорт, 2000. – 250 с.
12. Пожарский В. Шахматный учебник на практике. – Ростов-на-Дону, 2008. – 375 13.
Пожарский В. Шахматный учебник. – Ростов-на-Дону, 2009. - 406 с.
14. Авербах Ю. М. Школа середины игры. – М.: 2000. - 128 с.

15. Смыслов В.В. Тайны ладейного эндшпиля. – М., 2003. - 95 с.
16. Шашин Б. С. Пешки – душа шахмат. - М., 1982. - 72 с.
17. Костров В. Шахматные тест партии. Полуоткрытые начала. – СПб., 2000. - 96 с.
18. Костров В. Шахматные тест партии. Закрытые начала. – СПб., 2003. 96 с.
19. Сухин И. Приключение в шахматной стране. - М., 2003. -144 с.
20. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 4. – СПб., 2004. - 91 с.
21. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 2. – СПб., 2004 91 с.
22. Костров В. Как играть шахматные окончания. Мастер-класс. – СПб., 2003. - 96 23.
Костров В. Как играть шахматные окончания. Уроки мастерства. – 2003. - 96 24.
Костров В. Как играть шахматные окончания. 2-й год. – СПб., 2003. -96 с.
25. Костров В. Как играть шахматные окончания. 1-й год. – СПб., 2003. - 96 с.
26. Костров В. Рожков П.П. Шахматные задачи: Мат в два хода. 7 фигур– СПб., 2009.
- 96 с.
29. Костров В. Шахматный решебник : Мат королю – СПб., 2013. - 64 с.
30. Костров В. Шахматный решебник : Цугуванг. – СПб., 2014. - 96 с.
31. Костров В. Шахматный решебник C. – СПб., 2005. - 96 с.
32. Костров В. Шахматный решебник D. – СПб., 2005. - 96 с.
33. Костров В. Шахматный решебник E. – СПб., 2005. - 96 с.
34. Костров В. Шахматный учебник 2 – 3 разряды. – СПб., 2003. - 128 с.
35. Сейраван Я. Шахматный учебник стратегии. – М., 2007. - 256 с.
36. Сейраван Я. Шахматный учебник тактики. – М., 2007. - 271 с.
37. Пожарский В.Школа шахмат. – Ростов-на-Дону, 2007. – 256 с.
38. Пожарский В.Школа шахмат в этюдах. – Ростов-на-Дону, 2007. – 256 с.10
39. Мультимедийный задачник по тактике «Шахматная тактика». 2002
40. Интерактивная обучающая программа «Шахматная школа для 2 – 4 разрядов».
2002.
41. Мультимедийная программа «Курс дебютов». 2003.
42. Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам».
43. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
44. Костьев А.Н. Шахматы. Программы средней школы. Физическая культура
(внеклассная работа): легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная гимнастика,
волейбол, художественная гимнастика, шахматы, гандбол. – М.: Просвещение, 1981.
– с. 92-107
45. Архив Chessbase 10 : [сайт] – Режим доступа: http://www.chessbase.com
(18.10.2011)
46. Архив Chessbase 11 : [сайт] – Режим доступа: http://www.chessbase.com
(18.10.2011)
47. Fritz 11.
48. Rybka 3 aquarium.

Литература для детей и родителей:
49. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. – 150 с.
50. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 250 с.
51. Авербах Ю. М. Шахматный самоучитель. – М.: «Советская Россия», 1978. - 175
с.52. Пожарский В. Шахматный учебник на практике. – Ростов-на-Дону, 2008. – 375
с.
53. Авербах Ю. М. Школа середины игры. – М.: 2000. - 128 с.
54. Костров В. Шахматные тест партии. Полуоткрытые начала. – СПб., 2000. - 96 55.
Костров В. Шахматные тест партии. Закрытые начала. – СПб., 2003. 96 с.
56. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 4. – СПб., 2004. - 91 с.
57. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 2. – СПб., 2004 91 с.
58. Костров В. Как играть шахматные окончания. Мастер-класс. – СПб., 2003. - 96 59.
Костров В. Как играть шахматные окончания. Уроки мастерства. – СПб., 2003. - 96 с.
60. Костров В. Как играть шахматные окончания. 2-й год. – СПб., 2003. -96 с.
61. Костров В. Как играть шахматные окончания. 1-й год. – СПб., 2003. - 96 с.
62. Костров В. 1000 шахматных задач 1-й год. – СПб., 2006. - 96 с.
63. Костров В. 1000 шахматных задач 2-й год. – СПб., 2006. - 96 с.
64. Калиниченко Н.М. Большой учебник шахматной игры – М.: Эксмо, 2014 г.
65. Костров В.В. Шахматный решебник : Комбинация – СПб., 2014. - 64 с.
66. Барский В. Карвин в Шахматном лесу. Часть1; 2 С.ООО «Дайв» 2008

приложения

Анкета
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе.
Для заполнения анкеты необходимо обвести кружком номер того варианта,
который более соответствует Вашему мнению, либо вписать свой собственный
ответ. Опрос носит конфиденциальный характер. Вам не нужно указывать свою
фамилию. Вся информация будет использована только в научноисследовательских целях.
Заранее благодарим Вас за искренние ответы на вопросы анкеты!
1. Откуда Вы узнали про секцию шахматы?
А) Прочитали в Интернете
Б) Сказали знакомые, родственники…
В) Прочитали в газете.
Г) Непосредственно в центре.
2. Как давно Ваш ребенок играет в шахматы?
____________________________________________________________________
___
3. Шахматы для Вас это …..?
А). Хобби
Б) профессия, которой можно зарабатывать
В) игра, за которой можно весело проводить время
Д) игра, помогающая в развитии
Е) Затрудняюсь ответить
4. Умеете ли Вы играть в шахматы?
А) Да
Б) Нет
В) затрудняюсь ответить
5. Если да, то, на каком уровне Вы играете?
1. Любитель (без разряда)
2. Разрядник (4, 3, 2, 1)
3. Профессионал (КМС, МС, МФ, ГМ, ЖМС, ЖМГ)
6. Слышали ли Вы о соревнованиях, проводимых в городе?

1. Да 2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
7. О каких соревнованиях, проводимых в городе, Вы слышали?
____________________________________________________________________
________
8. Считаете ли Вы шахматы видом спорта?
1. Да (переход к вопросу 13).
2. Скорее да, чем нет.
3. Скорее, нет, чем да.
4. Нет (переход к вопросу 14).
13. Почему Вы считаете шахматы спортом?
____________________________________________________________________
________
14. Почему вы не считаете шахматы спортом?
____________________________________________________________________
______
15. Как часто Вы играете в шахматы?
1. Играю регулярно (не реже раз в месяц).
2. Играю время от времени (несколько раз в год).
3. Не помню когда играл в последний раз.
4. Затрудняюсь ответить.
16. Играете ли Вы в шахматы дома?
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
17. Играете ли Вы в шахматы с родственниками
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
18. С какими родственниками Вы играете?
____________________________________________________________________
_______
19. Знаете ли Вы каких-нибудь известных шахматистов прошлого?

____________________________________________________________________
_______
20. Знаете ли Вы каких-нибудь известных шахматистов современников?
____________________________________________________________________
_______
21. Представьте, что кто-то из ваших друзей или родственников серьезно
увлекся шахматами. Закончите, пожалуйста, предложение: «После того, как
мой друг/ родственник начал заниматься шахматами, он…»
____________________________________________________________________
________
22. Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать шахматист?
1. Воспитанность.
2. Образованность.
3. Ответственность.
4. Самостоятельность.
5. Смелость в отстаивании своих взглядов, мнения.
6. Терпимость.
7. Уверенность в себе.
8. Честность.
9. Честолюбие.
10. Исполнительность.
23. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети/внуки умели играть в шахматы?
1. Мои дети/внуки уже имеют играть в шахматы.
2. Да, хотел,/хотела бы.
3. Нет, не хотел бы.
4. Затрудняюсь ответить.
26. Укажите причины, по которым Вы руководствуетесь, отдавая ребенка в
секцию?
1. Доступность секции.
2. Бесплатность обучения.
3. Шахматы – объединяют, расширяют круг общения.
4. Шахматы формируют усидчивость, внимательность, делают человека умнея.
5. Шахматы – помогают добиться успеха.
6. Шахматисты вызывают уважение, одобрение в обществе.
7. Игра в шахматы помогает избавиться от вредных привычек.
8. Другое ______________

27. Какой конечный результат, Вы хотите получить при занятиях?
1. Развитие кругозора ребенка.
2. Чтоб научился играть.
3. Получения разряда и игра на муниципальном и областном уровне.
4. Серьезное увлечение и игра на всероссийском уровне.
28. Сколько часов, на Ваш взгляд должны длиться занятия?
____________________________________________________________________
______
29. Сколько раз в неделю, Вы готовы посещать занятия?
1. 1 раз в неделю.
2. 2 раза в неделю.
3. 3 раза в неделю.
4. 4 раза в неделю.
5. 5 раз в неделю.
6. 6 раз в неделю.
7. Каждый день
30. В какой форме, на Ваш взгляд, должны проходить занятия?
1. Групповые занятия, без индивидуальных.
2. Групповых занятий больше, чем индивидуальных.
3. Равное количество групповых и индивидуальных.
4. Индивидуальных больше чем групповых.
5. Только индивидуальные, без групповых.
31. При занятиях шахматами, что для Вас будет являться результатом?
____________________________________________________________________
_______
32. Как Вы считаете, через какой период времени занятия шахматами принесут
результат?
1. Через месяц.
2. От 1-3 месяцев.
3. От 3-6 месяцев.
4. От 6-12 месяцев.
5. Более года.
Благодарим Вас за участие

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».