Самоделкин. Геринг М.М.с тит 2025

Пояснительная записка
Программа «Самоделкин» разработана на основании
документов:

следующих нормативных

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Феде-

ральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряже-

ние Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);

- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утвер-

ждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразова-

тельных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ
«Федерального института развития образования» 2015 г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от

26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об

утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министер-

ства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ».

- Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от

24.08.2015 № 512-р;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-

ции режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для че-

ловека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);

- Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных обще-

развивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024
г.

Актуальность программы состоит в том, что программа «Самоделкин» имеет тех-

ническую направленность. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы

человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде

десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,
транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа

«Самоделкин» является модифицированной, имеет техническую направленность. Направ-

ленность программы обусловлена тем, что направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.

Педагогическая целесообразность находит своё выражение в том, что хорошо на-

лаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят интерес к труду, воспитывает
их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, творческое и конструкторское
мышление, развивает самостоятельность и помогает овладеть различными навыками труда.

Существующие программы по техническому творчеству младших школьников дела-

ют упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учи-

тывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений до-

полнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая
программа предлагает, как выход из положения, работу с бросовыми материалами.

Адресат

«Самоделкин»

программы:

Дополнительная

общеразвивающая

программа

рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет, без ограничений к

физическому труду.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже суще-

ствующих в этой области заключаются в том, что предлагаемая программа в качестве

мотивирующего фактора к занятиям предусматривает изготовление ребятами поделок.

Ребята самостоятельно изготавливают детали поделок и собирают их. Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят изготовлению различных поделок из древесины, фанеры и других материалов.

Особенности организации образовательного процесса:
Для успешной реализации программы используются различные методы обучения:


объяснительно-иллюстративный;



частично поисковый;






репродуктивный;

метод практической деятельности;
метод проектной деятельности;
метод проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:


индивидуальные;



парные;



групповые;

Группы сверстников до 12 человек в соответствии с количеством рабочих мест. Состав
группы постоянный. Занятия групповые. Теория, безопасность, практика.

Форма обучения: Очная. Занятия проходят в столярной мастерской. В случае не-

благоприятной эпидемиологической обстановки занятия могут проходить с использованием дистанционных образовательных технологий.

Уровень программы: стартовый, Срок обучения 1год.
Объем программы: срок обучения один год, программа рассчитана на 72 часа.
Режим занятий: два занятия в неделю по одному часу. Длительность одного занятия

40 мин.

Цель программы: сформировать навык творить своими руками с помощью инстру-

ментов.

Задачи программы:
Предметные:
- выработка трудовых навыков и обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления несложных поделок.
Метапредметные:
- развитие у детей технического мышления;
- развитие образного мышления;
- создание условий к саморазвитию учащихся.
Личностные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание чувства самоконтроля;
- воспитание чувства гражданственности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
«Самоделкин»
№

п/п
1

Наименование моделей/тем

Аудиторные заняОбщее тия, ч
кол-во
Формы контроля
ч
теория практика

Модуль 1 Ручной инструмент.

8

1.1

Тема 1. Правила техники безопас- 4
ности при работе инструментом.

1.2

Тема 2. Работа
«Первый навык».

4

Опрос и тест на
бумажном носителе (отметить,
что нельзя делать при работе
инструментом).

4

инструментом 4

58

4

14

4

Пробы в рамках
урока.

44

Индивидуальное
занятие по изготовлению поделки в рамках запланированного
урока.

2

Модуль 2. Мои поделки.

2.1

Нанесение разметки на заготовку и 6
изготовление шаблона для изделия.

2

4

2.2

Поделка «Игровой кубик»

2

1

1

2.3

Поделка «Лопатка кухонная»

3

1

2

2.4

Поделка «Подставка под горячие 3
блюда»

1

2

2.5

Поделка «Разделочная доска»

4

1

3

2.6

Поделка «Салфетница»

5

1

4

2.7

Поделка «Елочная игрушка»

3

1

2

2.8

Поделка «Подставка для каранда- 4

1

3

Оценка результата по изготовлению шаблона будущего изделия.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовле-

шей»

ния поделки.

2.9

Поделка «Подставка для телефона» 6

1

5

2.10

Поделка «Муляж пистолет из фа- 4
неры»

1

3

2.11

Поделка «Вешалка»

8

1

7

2.12

Поделка «Швабра»

10

2

8

3

Модуль 3 Электроинструменты.

6

5

1

3.1

Тема 1. Инструмент и его возмож3
ности.

3.2

Тема 2. Назначение инструмента и
3
его безопасное использование.
72

Итого

Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Факт изготовления поделки.
Тест
Опрос тест на
бумажном носителе, с вариантами ответов.

3

2

1

23

49

Опрос тест на
бумажном носителе, с вариантами ответов.

Содержание программы
Название темы

Теория

Тема 1. Правила безопасности.

Инструмент, его принадлежность и назначение. Правила безопасности.

Тема 2. Работа
инструментом «Первый навык».

Практика

Результат
Знает инструменты, их
принадлежность и назначение
Знает технику безопасности при работе с
инструментом

Выполнение не- Умеет правильно дерсложных прак- жать ручной инструтических заня- мент и применять его
тий под контро- при выполнении задания.

лем педагога.
Тема 3. Мои поделки.

Изучаем поделку, которую будем делать на
уроке, выбираем необходимый инструмент.

Работа в общей Умеет работать в кокоманде или по манде, принимает акгруппам, в зави- тивное участие,
симости от заПодбирает инструмент
дания и сложнонеобходимый для поделсти поделки.
ки.

Изучаем чертежный
инструмент, его назначение и способы применения на практике.

Группа разбивается на команды, делаем
шаблон будущего изделия и наносим разметку
на заготовку.

Изучаем поделку «Игровой кубик» выбираем
инструмент: пила, рашпиль, шлифовальный
брусок, карандаш, угольник, тиски.

Группа делится Поделка «Игровой куна три команды, бик» у каждого.
и делаем каждому поделку.

Поделка «Лопатка
кухонная»

Изучаем поделку «Лопатка кухонная» выбираем инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, ручная
дрель.

Индивидуальная Поделка «Лопатка куработа.
хонная». В количестве по
одной у каждого.

Поделка «Подставка
под горячие блюда»

Изучаем поделку
Индивидуальная Поделка «Подставка под
«Подставка под горячие работа.
горячие блюда». В колиблюда». Выбираем
честве по одной у кажинструмент: лобзик ручдого.
ной, брусок шлифовальный, ручная дрель.

Поделка «Разделочная доска»

Изучаем поделку «Разделочная доска» Выбираем инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, ручная
дрель.

Поделка «Салфетница»

Изучаем поделку «СалИндивидуальная Поделка «Салфетница»
фетница» Выбираем
работа.
В количестве по одной у
инструмент: лобзик ручкаждого.
ной, брусок шлифоваль-

Нанесение разметки
на заготовку и изготовление шаблона
для изделия

Поделка «Игровой
кубик»

Знаком с чертежным
инструментом, знает
как применять и наносить разметку.

Индивидуальная Поделка «Разделочная
работа.
доска» В количестве по
одной у каждого.

ный, дрель, клей ПВА по
дереву

Поделка «Елочная
игрушка»

Изучаем поделку «Елоч- Индивидуальная Поделка «Елочная игная игрушка» Выбираем работа.
рушка» В количестве по
инструмент: лобзик ручодной у каждого.
ной, брусок шлифовальный, дрель.

Поделка «Подставка
для карандашей»

Изучаем поделку
Индивидуальная Поделка «Подставка для
«Подставка для каран- работа.
карандашей»
дашей». Выбираем
В количестве по одной у
инструмент: пила,
каждого.
угольник, брусок шлифовальный, дрель, струбцина.

Поделка «Подставка
для телефона»

Изучаем поделку
Индивидуальная Поделка «Подставка для
«Подставка для телефо- работа.
телефона» В количестве
на» Выбираем инструпо одной у каждого.
мент: лобзик ручной,
брусок шлифовальный,
дрель.

Поделка «Муляж пистолет из фанеры»

Изучаем поделку «Муляж пистолет из фанеры» Выбираем инструмент: лобзик ручной,
брусок шлифовальный,
дрель.

Поделка «Вешалка»

Изучаем поделку «ВеИндивидуальная Поделка «Вешалка»
шалка» Выбираем
работа.
В количестве по одной у
инструмент: пила,
каждого.
угольник, брусок шлифовальный, дрель, струбцина. Рашпиль, набор
отверток .

Поделка «Швабра»

Изучаем поделку «Шва- . Индивидуальбра». Выбираем инстру- ная работа.
мент: пила, шуруповерт
с набором сверил и бит,
циркуль, рулетка, клей
ПВА, отвертки, стамеска, киянка.

Тема 4. элекИзучаем электроинструтроинструмент и его мент и область при-

Индивидуальная Поделка «Муляж писторабота.
лет из фанеры» В количестве по одной у
каждого.

Поделка «Швабра»
В количестве по одной у
каждого.

Знает об электроинструменте и об-

возможности.

менения.

ласти его применения.

Тема 5. Назначение
электроинструмента
и его безопасное использование.

Изучаем правила безопасности при работе с
электроинструментом и
область применения
электроинструмента.

Выполнение не- Знает правила безопассложных прак- ности при работе электических заня- троинструментами, истий под контро- пользует элеклем педагога.
троинструмент при выполнении задания.

Планируемый результат:
Предметные:
- различают инструмент и применяют его на практике.
- знают правила безопасности работы с электро и ручным инструментом.
Метапредметные:
- подбирают правильный инструмент для решения различных задач.
Личностные:
- Готовы проявлять самостоятельность, целеустремленность, усидчивость.
- Проявляют осознанную готовность быть помощником.
Формы аттестации
Предметом диагностики и контроля являются образовательные продукты (поделки)

обучающихся, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы.

Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа

его продукции (поделки) и деятельности по ее созданию.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минималь-

но необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы.

Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач пе-

дагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет

критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных
целей и особенностей образовательного продукта —поделки.

Проверка достигаемых у обучающихся образовательных результатов производится

в следующих формах:
1.

текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающи-

мися выполняемых заданий;

2.

взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных

3.

публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (ин-

4.

входная, текущая, промежуточная диагностика и оценка педагогом дея-

5.

итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающе-

в группах;

дивидуальных и групповых);
тельности обучающихся;
гося.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обу-

чающихся. Качество продукции (поделка) оценивается следующими способами:
•

по количеству творческих элементов в поделке;

•

по художественной эстетике поделки;

•
•

по степени её оригинальности;

по практической пользе поделки и удобству её использования.

Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного

опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ.

Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе

сравнения результатов их диагностики в начале и конце обучения по программе. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, педагог оценивает уровень раз-

вития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, креативные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса обучения. Он может иметь

форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает

комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям программы.

Оценочные материалы

Критерии оценки проектно-исследовательской работы:

Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные ка-

лендарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок,

исправленных самостоятельно по требованию педагога, сдана в установленные календарно-тематическим планированием сроки.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или допуще-

на существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных календарно-тематическим планированием сроков более чем на одну неделю.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, кото-

рые обучающийся не может исправить даже по требованию педагога, работа не сдана в

течение двух недель после установленных календарно-тематическим планированием сроков.

Методические материалы

Технологии и методики, используемые в ходе изучения программ

Основным дидактическим средством обучения по программе «Самоделкин» яв-

ляется учебно-практическая деятельность обучающихся.

Приоритетными методами являются практические работы:
•

дифференцированное обучение;

•

технология применения ручного и электро инструмента;

•
•

практические методы обучения;

технология организации самостоятельной работы.

Формы учебной деятельности:


Лекция;



Творческая работа;





Практическая работа;
Тематические задания по подгруппам;
Защита творческой работы.

Основной тип занятий — практикум.

Единицей учебного процесса является модуль занятий (раздел). Каждый такой мо-

дуль охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. Внутри
модуля разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Обучающиеся изу-

чают его с целью выполнения запланированного задания.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвра-

щение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях обучающихся — и формируют их мировоззрение.

Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская.

Материал излагается в виде лекций, инструкций, по технике безопасности при при-

менению инструмента.

Основная методическая установка программы — обучение навыкам самостоятель-

ной индивидуальной и групповой работы по созданию не сложных поделок.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На определенных этапах

обучающиеся объединяются в группы, для выполнения групповых заданий. Выполнение
заданий завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Календарный учебный график.
Год
обучения

Дата на-

чала обучения

Дата

Всего

обучения

недель

окончания учебных

Количество
часов

Режим

занятий

в год

Сроки
промежу
точной

аттеста

сроки

итоговой аттестации

ции

1 год

06.09.2025 23.05.2026

36

72

1 раз в

неделю

по 2 часа

11 – 15 января

12-23 мая

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Мастерская или класс для проведения уроков технологии, оборудованный для про-

ведения уроков технологии для мальчиков.

Перечень оборудования и инструментов.

Верстак, стулья для обучающихся, на группу 6-12 верстаков. Тиски на каждый вер-

стак, шуруповерт, эл. дрель, эл. лобзик, эл. рубанок.
Инструмент, по количеству обучающихся.

Молоток, ножовка по дереву, набор отверток, набор рашпилей, стамеска, лобзик

ручной.

Инструмент на рабочем месте (верстак).

Гвоздодёр, столярный топорик, мебельный пистолет, киянка, стусло, пассатижи,

рулетка, ручной рубанок, выжикатели по дереву, набор резцов по дереву, угольник строи-

тельный, струбцины, шуруповерт, набор бит, набор сверил по дереву, набор сверил по металлу, клеевой пистолет. На каждое рабочее место.
Расходные материалы.

Шурупы, саморезы, гвозди, скобы мебельные, наждачная бумага, фанера, бруски, черен-

ки, полотна для лобзика, клей ПВА, кассеты к клеевому пистолету, нагревательный элемент для выжигателя по дереву.

Для педагога:

Список использованной литературы и источников

Выпиливание лобзиком. Сост. Рыженко В.И. - М.: Траст пресс, 1999.
Технология обработки древесины 5 - 9. Карабанов И.А. - М.: Просвещение, 1995. Глозман

Е.С. 2023.

Вторая жизнь дерева. Сафроненко В.М. - Минск: Полымя, 1990.
Художественная обработка дерева. Бородулин В.А - М.: Просвещение, 1998.
Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и

руководителей кружков. Рихвк. Э. - М.: Просвещение, 1984.

Занимательные уроки по технологии в 5,6,7 классах. Арефьев И.П., «Школьная пресса» ,

2004.

ООО «Мультиурок» 17.07.2015 г. Тарасов Дмитрий Александрович. Российская Федера-

ция, г. Смоленск, [Электронный ресурс]: https://videouroki.net/ (дата обращения:
21.06.2023).

FIT, сайт с 1996г, (отвертки, виды и назначение), [Электронный ресурс]:

(https://instrument-fit.ru/advices/otvertki-vidy-i-naznachenie/ (дата обращения: 21.06.2023).
DNS Клуб, сайт с 2002г, блог / ручной инструмент/ электроинструмент, [Электронный ресурс]: https://club.dns-shop.ru/blog/t-247-ruchnoi-instrument-naboryi/16731-kak-vyibratotvertku/ (дата обращения: 21.06.2023).

Для обучающегося: Видео, YouTube. мультфильм Фиксики-Инструменты, [Электрон-

ный ресурс]: https://youtu.be/Kru8AHg6NY0 (дата обращения: 21.06.2023). Видео.
YouTube. « ДокторВСЁзнайкин» мультфильм про инструменты, [Электронный].

Промежуточная аттестация.
Тест: Столярный инструмент.
Задание 1
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:

Приложение №1

Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ручная дрель
2) коловорот
3) сверлилка
4) сверло
Задание 2
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) рубанок
2) фуганок
3) рейсмус
4) гладилка
Задание 3

Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) лобзик
4) пила выкружная
Задание 4
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) лобзик
4) пила выкружная
Задание 5
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) пила лучковая
4) пила выкружная
Задание 6
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется приспособление, изображенное на рисунке, в котором выполняется
распиловка заготовки?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) упор для пиления
2) стусло
3) зажим
4) ерунок
Задание 7
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) молоток
2) киянка
3) колотушка
Задание 8
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) чертилка
2) рейсмус

Приложение № 2
Итоговая аттестация.

Название поделки
Поделка «Игровой кубик»
Поделка «Лопатка кухонная»
Поделка «Подставка под горячие блюда»
Поделка «Разделочная доска»
Поделка «Салфетница»
Поделка «Елочная игрушка»
Поделка «Подставка для карандашей»

оценка

№ группы, ФИО ученика.

Роспись
ПДО.

Поделка «Подставка для телефона»
Поделка «Муляж пистолет из фанеры»
Поделка «Вешалка»
Поделка «Швабра»
Правила техники безопасности при работе в столярной мастерской.
Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».